Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Да благословит вас Христос!

От Константина до крушения Западной Римской империи

§ 20. Общая характеристика периода

1. Основным событием в истории Церкви во второй период было коренное изменение ее положения по отношению к государству: она получила официальное признание наряду с язычеством. После заслуживающей упоминания прелюдии к этому событию в Армении, где христианство уже в 295 г. было объявлено государственной религией, именно Константин создал принципиально новые основы Римского государства. Когда его сын Констанций (351_361) после смерти своего брата победил узурпатора Магненция и стал единовластным правителем, он запретил языческие жертвоприношения, языческие храмы были закрыты. Он уже подумывал и об обращении язычников, пусть даже и принудительном (см. ниже).
После опасной интермедии Юлиана (§ 22) снова стал быстро развиваться процесс христианизации всей общественной жизни. Император Грациан (375_383) упразднил титул верховного понтифика, лишил языческих жрецов (как и весталок) их привилегий и окончательно удалил из сената алтарь Победы69. Феодосий (375_395), возведенный им в императоры, завершил официальное вытеснение язычества, становившегося уже серьезной опасностью, поскольку ему покровитель ствовал франк Арбогаст (военачальник императора Валентиниана, он приобрел огромное влияние после своей победы, остановившей вторжение германцев в 392 г.). Феодосий, победив Арбогаста в 394 г., снова запретил языческие культы и закрыл храмы, христианство стало религией империи. Совершение языческих обрядов было объявлено оскорблением величества. Поскольку Феодосий вновь объединил под своей властью восточную и западную части Римской империи, он смог одновременно покончить и с язычеством, и с арианством.

2. а) К сожалению, в борьбе с язычеством вскоре стало применять ся и насилие. Если Константин, выросший в язычестве, еще продолжал принимать его во внимание, то его наследники, получившие христианское воспитание, этого уже не делали. К тому времени относится литературный призыв Фирмика Матерна («De errore profanum religionum», «О заблуждениях языческих верований») не только переплавлять сокровища языческих храмов, но и уничтожать всех, исповедующих языческую религию70 .

б) Все общее содержание Евангелия, не говоря уже о букве и смысле наставлений при поручении апостолам проповеди («посылаю вас, как овец среди волков», Мф 10, 16, и ответ на вопрос учеников: «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» Лк 9, 54), свидетельствует о том, что христианское учение не должно распространяться насильственно.

Пока христиане были в меньшинстве и вне закона и подвергались преследова ниям, они поневоле придерживались этого принципа. После того как Константин дал христианам свободу, епископы со своими общинами, а значит, и вся Церковь как таковая, получили официальную власть и все гражданские, т. е. защищенные законом, права71; и очень скоро в той или иной форме проявляется прельщенность властью. Рвение во имя истины заставляло иногда — а позднее и часто — забывать заповедь любви, будь то по отношению к язычникам или еретикам, или иудеям. Мы видим монахов и епископов среди представителей власти, а также «массы» народа, силой удерживающих церковь, которую необходимо было передать арианам.

Однако в Церкви всегда были люди, отвергавшие применение силы. Например, Амвросий, хотя и выступил вместе с возмущенной толпой против узурпации церкви арианами и счел правомерным разрушение синагоги, высказался за отлучение галльских епископов, выступивших за смертную казнь еретиков; такую же позицию мы находим у папы Сириция и Мартина Турского (ср. также позицию Августина и Иеронима в отношении истины72).

3. Итак, возникла имперская Церковь. Перед ней открылись совершенно иные возможности, встали новые задачи. Но и государство, в особенности через «сакрализацию» личности императора, располага ло теперь новыми средствами для вторжения во внутреннюю жизнь Церкви. Рассматривая великую борьбу с арианством и монофизит ством, споры о несторианстве, мы обретем основательный опыт, касающийся этого рокового вмешательства (§§ 26, 27).

а) Тем временем распадалась государственная структура империи: Восток и Запад начали размежевываться. Этому заметно содействовало церковное противостояние между афанасиевским Западом и арианским Востоком. В обеих половинах сокращался размер империи; надвигались языческие и еретические народы, обитавшие по ее границам (в частности, германцы). В 395 г. дело дошло до раздела империи. Уже в 410 г. Рим был разграблен вестготами под предводитель ством Алариха. Римские войска ушли из Британии и с Рейна. Галлия, Испания и Африка переходили к германцам. В 451 г. папа Лев спасает Рим от Аттилы. Однако в 455 г. Рим снова был опустошен, на этот раз Гейзерихом. В 476 г. последний император Западной Римской империи Ромул Августул был низложен германцем Одоакром.

Как логическое следствие перегруппировки политических сил происходит и значительное внутреннее отмирание язычества, которое, впрочем, предпринима ло разнообразные контратаки и продолжало жить в частностях и в человеческом подсознании.

б) В совершенно изменившемся и продолжающем меняться мире, где Церкви больше не приходилось тратить силы на борьбу за существование, ее внутренняя жизнь могла развиваться в полной самостоятельности. Этим определяется вторая характерная черта рассматрива емого периода: и для Востока, и для Запада это была первая великая эпоха богословия и, конечно, эпоха борьбы с лжеучениями. Висторию Церкви входят великие Вселенские соборы (тринитарные и христологи ческие споры, еретические Церкви, несторианский и монофизитский расколы). Вместе с развитием учения шло дальнейшее совершенствова ние церковного законодательства, богослужения и искусства (особенно значителен здесь Восток).

в) Неверно было бы считать рубежом этого периода 476 г., начиная с которого на Западе уже не было римских императоров. Между древностью и средневековьем пролегает переходная зона: она характеризу ется долгим (перемежающимся порой с сильным возвратным движением) процессом внутреннего и внешнего распада Римской империи и ее культуры, в ходе которого постепенно намечается и формируется «средневековая» ситуация.
 




 
Примечания
69 Это было сделано еще при Константине, но Юлиан водворил алтарь обратно.
70 У него мы уже находим роковое ложное умозаключение, которое так часто будет привлекаться впоследствии: сострадание к заблуждающимся есть в действительности жестокость, а суровость к ним, напротив, сострадание.
71 Частично этими правами они пользовались уже в III в. в Риме (§ 12).
72 Первый смертный приговор лжеучителю был вынесен в 384 г. галльским узурпатором Максимом и был направлен против Присциллиана и его единомышленников в Трире. Правда, император-язычник хотел видеть в Присциллиане не лжеучителя, а скорее мага и распространителя воззрений, считавшихся в Римской империи безнравственными. 389 г. — разрушение Серапеума в Александрии, 415 г. — убийство Гипатии там же.

Назад   Вперед  


Обратно в раздел история Церкви











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.