Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Да благословит вас Христос!

Катастрофа и кризис

§106. Французская революция

I. Хронология событий

1789 год, 17 июня. На заседании Генеральных штатов в Версале депутаты третьего сословия объявили себя Национальным, а 9 июля— Конституционным собранием (constituante). Они были поддержаны низшим духовенством (23.6).

14 июля. Штурм Бастилии (государственная тюрьма в Париже). Рост недовольства среди крестьян. Созыв национальной гвардии для восстановления порядка в стране.

4 августа. Представители дворянского и духовного сословия отказываются от своих привилегий. Отмена феодально-абсолютистского строя, все граждане облагаются одинаковыми налогами.

26 августа. Принята «Декларация прав человека и гражданина» (архиепископ Бордо полностью поддержал Декларацию, включая также вопрос о религиозных и культовых свободах; католичество фактически больше не являлось государственной религией).

5/6 октября. Восстание народных масс в Париже. Король и Национальное собрание вынуждены переехать в столицу. Начало давления низов под предводительством Якобинского клуба (Робеспьер) на Национальное собрание.

2 ноября. По предложению епископа Талейранаиздан указ о национализации всех церковных владений; государство взяло на себя содержание духовных лиц («офицеров морали»), монастырей и приютов.

1790, 13 февраля. Роспуск всех монастырей. Части монахов была обещана пенсия, другие же должны были быть распределены по разным домам. Монахини имели право первое время оставаться в своих монастырях; монастырская собственность была конфискована и распродана.

12 июля. Принят государственный закон — гражданская конституция — о духовенстве (Constitution civile du clergev); перераспределение епархий и передача их в ведомство департаментов (83 вместо 133). Согласно этому закону, епископы и приходские священники должны были избираться на должность, как и другие служащие; епископы объявлялись независимыми от папы.

27 ноября. Принятие закона об обязательной присяге духовных лиц на верность гражданской конституции (сначала это относилось к членам Национально го собрания, затем— к епископам и, наконец, ко всему духовенству). Из 44 депутатов от епархий лишь двое принесли присягу, а во всей Франции из 133 епископов лишь четверо последовали их примеру; из низшего духовенства принесли присягу две трети, причем количество присягнувших сильно колебалось в различных областях (от 8 до 89%). Мотивы отказа от присяги не во всех случаях носили религиозный характер, например, в случае с высшим духовенством большое значение имели сословные интересы. Духовенство обращается к папе с просьбой признать гражданскую конституцию; Пий VII колеблется. Выбраны 83 новых епископа— Церковь становится конституционной.

1791 год. Усиливается общественное влияние жирондистов и радикальных якобинцев (= монтаньяры); во главе движения стоят Робеспьер, Дантон и Марат.

13 апреля. Папа осудил гражданскую конституцию, после чего многие священники отказываются от принесенной ими присяги.

20-25 июня. Неудавшаяся попытка бегства Людовика XVI.

3 сентября. Конституция вступает в силу; король утверждает ее в качестве «Гражданской конституции» и объявляет революцию законченной.

После народного голосования Авиньон, до того являвшийся папским владением, присоединен к Франции (тем самым были разрушены надежды папы на сохранение за Римом области, борьба за которую до этого во многом определяла папскую политику по отношению к Франции).

1 октября. Вновь избранное Законодательноесобрание (levgislative) приступает к работе. Прежняя Церковь все более ассоциируется с эмиграцией и контрреволюцией; усиливаются противоречия между новой системой и европейскими государствами.

29 ноября. Принят декрет о церковной оппозиции, согласно которому священники, отказывающиеся присягнуть на верность новой конституции, во-первых, не могут претендовать на государственную пенсию и лишаются гражданских прав, а во-вторых, могут быть высланы из страны. Запрет, наложенный на декрет королем, не имел никакой силы. От 30 до 40 тысяч священников вынуждены эмигрировать. Ограничена в правах и конституционная Церковь.

1792 год. Первая антикоалиционная война против Австрии и Пруссии, которые поначалу имеют преимущество.

25 мая. Принят закон, делающий возможной высылку любого священника на основании показаний 20 человек.

10 августа. Захват Тюильри, отмена монархии, арестована королевская семья. Начало массовых арестов.

В начале сентября состоялись новые выборы в Национальный конвент.

2_5 сентября. Состоялись события, получившие название «Сентябрьских убийств»: в Париже убито более 1000 заключенных, среди которых 300 священников и 3 епископа, отказавшихся от присяги.

20 сентября. Перелом в войне: под Вальми французская армия впервые разбила австро-прусские войска.

21 сентября. Заседание Национального конвента.Отменена монархия и упразднен Григорианский календарь. Тем самым победила «вторая революция».

1793 год. 21 января. Казнь Людовика XVI.

2 июня. Свержение жирондистов. В результате свержения— народные восстания в провинции, а до этого— восстание роялистов в департаменте Вандея. Дантон отстранен от управленияКомитетом общественного спасения, место председателя Комитета, признанного Конвентом высшей исполнительной властью, занял Робеспьер.

5 сентября. Комитет общественного спасения и Национальный конвент объявляют себя главной революционной силой.

16 октября Казнь Марии Антуанетты.

18 сентября. (Конституционные) священники лишены атрибутов католическо го культа (Вероятно, имеется в виду постановление Фуше от 10 октября 1793г., которым предписывалось: «1) Все культы различных вероисповеданий могут быть отправляе мы только в принадлежащих им храмах. 2) Так как республика не признает никакого господствующего и привилегированного культа, то все религиозные символы, находящиеся на дорогах, площадях и вообще во всех общественных местах, подлежат уничтожению. 3) Всем священникам и служителям культа под страхом заключения запрещается показываться вне храма в одежде, присвоенной их культу».— Прим. переводчика.), но общественные богослужения пока еще под защитой закона.

7 ноября. Конституционная Церковь Франции перестает существовать. Все священники — депутаты Национального собрания, в том числе и протестанты, отрекаются от сана, и в первую очередь архиепископ Парижа Гобель.

20 ноября (По некоторым источникам— 20 брюмера Прим. переводчика.). В соборе Парижской Богоматери состоялось празднество в честь «богини Разума». Усиление антихристианских выступлений по всей стране.

21 декабря. Принят декрет о терпимости(Возможно, имеется в виду декрет о свободе культов, принятый Конвентом 16 фримера Прим. переводчика.). (Еще в ноябре Дантону удалось добиться принятия постановления, запрещавшего антирелигиозные выступления.) Несмотря на все усилия, дехристианизация продолжает усиливаться.

1794 год. Апрель. Дантон арестован и казнен.

8 мая(По некоторым источникам— 18 флореаля IIг. Прим. переводчика.). Робеспьер выступил в Конвенте с докладом «Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках», в котором отстаивал культ «верховного существа» (сюда же: о бессмертии души). Принятие новых декретов о терроре, массовые казни.

Для того, чтобы избежать гильотины, около 1750 священников вступили в брак, тем самым продемонстрировав отречение от Церкви. Во Франции лишь в 150 приходах открыто служат мессу. 23 из 83 «конституционных» епископов публично отреклись от Церкви (9 из них вступили в брак). 24 епископа отказались от должности. В общей сложности было казнено 8 епископов.

27 июля. Арест Робеспьера и на следующий день, 28 июля,— казнь.

1795 год. 21 февраля. Окончательное отделение Церкви от государства. Наблюдается тенденция к неприятию догмы на фоне временной терпимости по отношению к духовенству и отправлению службы.

II. Принципиальные замечания

Здесь важно указать, что изначально Французская революция возникла не как движение, враждебное Церкви. Напротив, сначала духовенство в большинстве своем поддерживало поднявшееся «tiers evtat» (многие духовные лица были к тому же избраны народом в депутаты), клир отказался от своих социальных и экономических привилегий (август 1789г.), и вдобавок ко всему всячески пытался способствовать принятию Гражданской конституции духовенства. Традиционная для Франции связь Церковь_государство оставалась в первое время достаточно прочной.

В переходе к разрушительному террору в первую очередь повинны радикальные группировки. И как это часто случается в истории, во Французской революции, по крайней мере в ее начале, верх берут именно радикальные настроения. Радикалы домысливали до конца идеи просвещенных вольнодумцев, отрицавших исторические традиции.

К факторам, негативно воздейств овавшим на ситуацию, следует отнести следующие обстоятельства: (1) нерешительную, а затем и откровенно неверную позицию, занятую Пием VI (нерешительную— в ответ на просьбу епископата «принять» гражданскую конституцию, неверную— вследствие направления папского легата в Германию и заключения союза с противниками Франции в 1792г.); (2)усиливающийся внешнеполитический нажим консервативных сил в Европе (во многом благодаря влиянию французской эмиграции!)191. После побед революционной армии и в особенности после победы под Флери над австрийцами в июле 1794г., когда была устранена внешнеполитическая опасность, заметно усилилось сопротивление силам террора внутри страны. Это сильно облегчило положение Церкви, но лишь Наполеону в 1799г. удалось окончательно подавить их (§110).

III. Описание

1. Французская революция не только потрясла и преобразила весь мир— она и в более узкой области церковной истории стала событием эпохальным. Значение ее для Церкви было двояким— с одной стороны, она завершила один этап в ее истории, а с другой— разрушив средневековый миропорядок и разделив общество на множество политически неравноправных сословий, открывала новые возможности для развития Церкви.

В 1789г. самым важным с точки зрения исторического развития Церкви была ее тесная связь с государством. Эта связь, основывавша яся на принципиальном представлении о существовании и взаимодействии двух «совершенных обществ», находила выражение в соответствующих государственно-правовых и церковно-политических актах (к примеру, в конкордате 1516г., который явился практическим признанием Церковью галликанских свобод) и служила залогом благосостояния Церкви во Франции— еще в эпоху раннего средневеко вья началось выделение в лен епископатам земель, принадлежавших княжеским и королевским дворам. В результате тесной связи с государством Церковь постепенно усиливала свое могущество. И не только за счет расширения земельных владений и растущих доходов, но и за счет возраставшего политического влияния. Высшее духовенство ancien revgime было, как и дворянство, сословием привилегирован ным— оно обладало большими экономическими и политическими свободами и облагалось меньшими налогами. Но, с другой стороны, и государство имело значительные права в области церковной деятельности (назначение епископов, определение размера церковных налогов и распределение ленных земель).

2. Выдвинув на первый план просветительскую идею о государственной Церкви и провозгласив всеобщее равенство, Французская революция разрушила эту систему. Все вопросы, касающиеся организации общественной жизни, были объявлены компетенцией государства, ставшего теперь единственным «совершенным обществом». Тем самым революция радикально изменила положение вещей и создала для Церкви абсолютно новые условия жизни и деятельности.

Последствия этого были самыми различными. С одной стороны, продолжал господствовать враждебный Откровению дух Просвещения, постепенно трансформировавшийся в радикальные революцион ные идеи и превративший эпоху Нового времени в период непрерывных нападок на Церковь192. С другой стороны, стала очевидной неизбежность возврата от переоценки разума к религиозному чувству. Так, благодаря разделению функций политического и церковного управления в институте епископства, а также благодаря отмене существовавших ранее привилегий одним ударом были уничтожены все опасения, связанные со слиянием Церкви и государства. Единственная возможность для разрушения государственной Церкви, и соответствен но для устранения серьезной опасности церковному единству, была предоставлена самой революцией. В XIXв. стремление государства к неограниченной власти (и вместе с тем его попытки подчинить себе Церковь) не только не ослабло, а наоборот, лишь еще более усилилось. Но теперь оно уже не находило поддержки у епископов, не желавших больше зависеть от государства. С общим признанием демократичес ких идей был положен конец монопольным претензиям дворянства на епископские должности. И так как привилегий больше не существовало, то все меньше некомпетентных людей стремилось занять епископское кресло. Вследствие всех этих обстоятельств была создана атмосфера, необходимая для церковного возрождения: религиозное чувство вновь приобрело свое прежнее истинное значение и выражение, а епископы, признав Рим центром и опорой Церкви, стремились наладить контакт с ним. Революция своей разрушительной деятельнос тью сама создала предпосылки к преодолению церковной разобщенности и укреплению сознания единства Церкви; главной церковно-исторической задачей XIXв. было практическое их осуществление.

Другими словами, революция с помощью полного уничтожения остатков специфических для средневековья государственно-полити ческих элементов породила XIX столетие, полностью оторванное от традиции (см. §112). Эта оторванность от традиции, с одной стороны, способствовала дальнейшему распространению антицерковных настроений, а с другой стороны, являлась главным и непременным условием возрождения Церкви.

3. Но возникновение конфликта между Французской революцией и Церковью было обусловлено не только социальным движением против феодальной системы. В большей степени причиной конфликта было столкновение (как это можно уже было наблюдать на примере различных сект в период позднего средневековья, §51) социально -политических и религиозных (часто антицерковных) идей. Оба эти направления объединены на этот раз одним общим названием— Просвещение. Французская революция явилась логическим результатом просветительских идей, выдвигавшихся с 1750г. Вольтером, Дидро и Руссо (1712_1778) и основывавшихся на признании естественного права и всеобщего «равенства».

4. На почве этих идей постепенно развилось целое движение, направленное непосредственно против Церкви и представлявшее собой реальную опасность самому ее существованию. Но преследования христиан в каком-то смысле стали и спасением Церкви, ведь именно они породили мучеников. И вновь для Церкви Христовой пришло исцеление после тяжелой агонии. Внутренние силы вырвались наружу, как только вслед за периодом долгого внутреннего разрушения настало время решительных действий. И на этот раз неколебимая вера и страдания мучеников стали началом нового христианства.

Опасность означали не только отмена привилегий духовенства (1798 г.) и национализация многих церковных владений, но и то, что, как мы отметили, все низшее и значительная часть высшего духовенства в конце концов покорились сложившимся обстоятельствам. Никакие гонения против монашеских орденов, лишенных возможности проявлять заботу о страждущих, не оказывали столь негативного влияния на развитие Церкви. А затем была принята «Гражданская конституция духовенства» (12.07.1790г.), в которой выдвигалось непременное требование отделения Французской Церкви от Рима и подчинения ее «просвещенному» государству. По сути это была попытка полного уничтожения католической Церкви во Франции, так как Церковь, предусмотренная конституцией, была откровенно схизматической. В концепции такой Церкви нашли свое высшее выражение идеи галликанизма, стремившегося к разрушение католической апостольской Церкви и настаивавшего на отказе от таинства священства.

В сущности, гражданская конституция явилась прямым следствием основополагающей идеи Просвещения об идентичности всех религий. Не только священники и епископы должны выбираться наравне с обыкновенными государственными служащими и парламентария ми, но и право выбора признается за всеми гражданами без исключения— будь то католики, евреи или протестанты. Тем самым были извращены как единственность христианской истины, так и роль епископов, предначертанная им в апостольских посланиях.

5. В средние века сложился христианский образ жизни, определявшийся христианской традицией: жизнь, сконцентрированная вокруг Церкви и разделенная на церковные дни (месса, ангелюс), недели (Воскресенье) и годы (праздники и посты), была наполнена религиозным чувством. Верность этой традиции была для нее лучшей защитой. Попытки революции разрушить традицию были смертельно опасны, так как они вносили смятение в сознание людей и тем самым притупляли религиозное чувство католиков.

а) В этом отношении разрушительным было и уничтожение старых епархий с их очень важными церковными и национальными традициями и схематическое создание новых епархий (в каждом департаменте по епархии).

б) Но с 1792г. радикалы переходят все границы. Отмена григорианского календаря— это много больше, чем простое переименование гражданского летоисчисления и не заслуживающее внимания выражение бессильной самонадеянности. Это была полная ненависти попытка перечеркнуть христианскую историю и тем самым предать забвению само христианство. Начиналось принципиально новое время, и его нужно было отсчитывать заново. Времени после Рождества Христова, сотворенного и благословленного Церковью, для них больше не существовало.

в) Неделя, центром которой являлось воскресенье, исчезает, уступая место декаде. Тем самым был разрушен весь церковный год, начиная с Пасхального Воскресенья и кончая другими церковными праздниками. На их место пришли выдуманные праздники новой Республики. И празднование в честь культа Разума в 1793г. в соборе Парижской Богоматери было не просто веселым действом, а означало конец целой системы.

г) Во всяком случае, собор Парижской Богоматери возвышался во всем своем божественном величии и опровергал утверждения просветителей о мрачном средневековье, в то время как большинство других церквей было продано вместе со всеми художественными ценностями, находившимися в них. Это было не только варварством, но и обыкновенным расточительством, так как вырученных денег не хватало даже на финансирование республиканской армии.

Папский нунций Консальви особенно позорным находил тот факт, что люди не гнушались скупать владения, принадлежавшие раньше Церкви193.

6. Невозможно было избежать того, чтобы уничтожение традиции не обернулось преследованием носителей самой этой традиции. С июня 1793г. по июль 1794г. в стране царил столь жестокий террор, что эти 14 месяцев так и остались в истории под названием «периода якобинского террора». Более половины духовенства отказалось принести присягу на верность «Гражданской конституции», а остальные отреклись от нее после того, как она была осуждена папой в 1791г.Многим из них было отказано в предусмотренной законом об изгнании отсрочке для добровольной экспатриации. Повсюду можно было видеть огромные колонны священников, конвоируемых в порты для высылки из страны. Многие сотни содержавшихся в нечеловеческих условиях священнослужителей были затем высланы в Кайену с ее смертельным климатом, а многие попросту убиты. (Еще раньше, в 1792г., когда министром юстиции был Дантон, были устроены так называемые «сентябрьские убийства», когда всех выступавших против революции без долгих разбирательств и часто с нарочитой жестокостью уничтожали в тюрьмах и церквях [ужасные сцены из «Сouvent des Carmes»!].)

В первое время народ повсюду еще сопротивлялся попыткам уничтожить Церковь. Это прежде всего относится к периоду «двух Церквей», когда в некоторых областях наряду с новым священником, назначенным Национальным собранием, тайно продолжал служить и прежний, отказавшийся принести присягу. Попытки некоторых конституционных священнослужителей утвердиться в переданных им приходах заканчивались порой кровавыми столкновениями (как это было, к примеру, в 1791г. во время событий вокруг церкви театинцев в Париже, закончившихся осквернением и разграблением храма). По сходным причинам в Ниме дело дошло до своего рода новой гугенотской войны— кальвинисты после ожесточенных уличных боев захватывали католические церкви.

В любом случае, два года спустя, в период якобинского террора сопротивление было окончательно подавлено. В заключение «Праздника Разума» (11 ноября 1793г.) были закрыты все церкви, а представители различных районов города сдали все церковные сокровища (евхаристические чаши и облачение до тех пор оставались еще в церквях) в государственную казну. 23 ноября 1793г. был принят декрет, согласно которому все церкви должны были быть закрыты, а церковное имущество— распродано. И хотя сам Робеспьер признавал невозможность выполнения этого декрета, все же католические священники в большинстве своем перестали отправлять службы. Мессу теперь можно было служить лишь тайно, и священники, решавшиеся на это, подвергали смертельной опасности как самих себя, так и своих прихожан. Несмотря на это, у части французского духовенства хватило мужества продолжать заботиться о спасении душ своей паствы.

7. Довольно скоро наметились определенные перемены. Отказ от культа Разума через признание 8 мая 1794г. после выступления Робеспьера существования «Высшего существа» (деизм) было явлением значительным не только благодаря наличию в нем религиозного содержания194, но и потому, что оно означало отход от государственной политики радикального атеизма. Решающее значение для улучшения положения Церкви имело достигнутое в 1795г. отделение конституционной Церкви от государства и признание свободы культов. Но ненависть по отношению к Церкви и священнослужителям, ставшая к тому времени главным общественным настроением, продолжала усиливаться. А два года после войны, объявленной в 1797г. Церковному государству195, и после последовавшего за ней изгнания в Валанс Пия VI стали периодом жесточайшего преследования христиан (1400 депортаций в Кайену; в 1801г. пережившие ссылку изгнанники вернулись в свои общины и занялись восстановлением приходов).

8. Значение Французской революции для дальнейшего историчес кого развития Церкви выходило за рамки отдельных ее событий; она создала совершенно иное «духовное пространство», в котором приходилось существовать Церкви. Главными его признаками были индивидуалистически-демократическая духовная атмосфера и секуляризованная действительность. Центральной идеей революции стала стоически-просветительская идея о естественном праве. Очень часто в программных выступлениях философов-реформаторов и представите лей различных сект в той или иной форме выдвигалась мысль о всеобщем равенстве. Именно тогда эта идея впервые, и как оказалось навсегда, из абстрактной теории превратилась в практическую основу современной жизни.

9. Свобода рассматривалась в бешеном круговороте революционных событий как единство «свободы, равенства, братства». Но это единство очень часто нарушалось: братство (а следовательно, и любовь в качестве основного жизненного критерия) рассматривалось порой слишком односторонне, а освещению позитивных сторон двух других явлений уделялось недостаточно внимания. Вследствие этого происходило закономерное (заложенное в эгоистическом индивидуализме) извращение очень важного с точки зрения мирового развития достижения Французской революции— провозглашенного равенства всех людей и их одинаковой ответственности перед законом. Антихристианские и антицерковные тенденции, тесно связанные со времен гуманизма с развитием индивидуалистического мировоззрения, достигли своего пика: пренебрегши Богом, Французская революция единовластным судьей и правителем на земле объявила человека. Таким образом, она явилась зрелым завершением развития независимых индивидуалистических идей периода «ancien revgime». Однако, ее практическим предшественником— гуманизм больше относился к сфере теории— без сомнения следует считать решительные выступления реформаторов против авторитета католической Церкви. Однако целью этих выступлений было возрождение Церкви в ее первоначальном истинно христианском виде, и сами они были больше, чем просто революция, так что ни в коем случае нельзя отождествлять основывающуюся на вере Реформацию с кровавой, лишенной всякой веры революцией. Но в XVIв. впервые были ложно истолкованы жизненно важные принципы европейской традиции. В результате религиозной революции XVIв. и выдвинутой ею разрушительной идеи об отказе от послушания в сознание европейцев вселилась уверенность в возможности проведения успешной революции. Ведь реформаторское движение в XVIв. охватывало не только область внутрицерковных и внутрибогословских отношений, но оно было определяющим элементом общественной жизни (в первую очередь в Западной Европе) в целом. Несмотря на тесную связь Реформации с божественной истиной, ее основные идеи в процессе революционного движения получили иное направление. И хотя Французская революция не имела ничего общего с основывавшимися на вере в Бога идеями реформаторов, но она нашла им практическое применение.

10. Непосредственными причинами Французской революции послужили определенные исторические события эпохи позднего средневековья. Последствия порой слишком тесной связи Церкви с государством рано или поздно должны были сказаться: с падением короны автоматически рухнул и алтарь.

а) Уже в идеях предреформаторского галликанизма (основная сущность которых была выражена, например, в изданной в 1438г. Карлом VII Буржской прагматической санкции, §96) наблюдались опасные антикатолические тенденции, которые получили свое завершение в XVIIв. в четырех тезисах собора 1682г.

б) Глубокая внутренняя ошибочность антирелигиозной, во многих отношениях антикатолической и антипапской политики Ришелье и Мазарини тем сильнее способствовала усилению антицерковных тенденций, чем теснее официальная Церковь взаимодействовала с абсолютистским государством, в том числе и в экономических вопросах. Авторитет Церкви подрывало и религиозное безразличие дворянства, которое не только не осуждалось двором, но и, казалось, находило у него поддержку.

в) В рамках французского гуманизма существовало отдельное направление, бравшее свое начало в антирелигиозной теории Жана Бодена и развитое затем в трудах Дидро, которое послужило идейной базой революции. Революционный террор позволяет нам в полной мере осознать то, насколько бесчеловечной может оказаться наивысшая гуманность, когда она отказывается признать наличие сверхъестественного.

В истории имели место антигуманные проявления, которые философы Просвещения приписывали исключительно эпохе средних веков, и которые, по их мнению, были чужды современной им эпохе господства разума. Эти проявления, имевшие место и в XIXв. («опиумные» войны, преследования армян), в XXв., в эпоху всеобщего атеизма, приобрели устрашающий характер.

11. С другой стороны, Французская революция явилась необходимой предпосылкой, без которой было бы невозможным образование современного конституционного государства196. В таком государстве, как показывает опыт, несмотря на наличие в нем самой страшной реакции (например, во Франции в 1905г.), христианская религия, и тем самым права Церкви, оказываются более защищенными, чем при абсолютистском режиме в любой его форме.

Более того, Французская революция сыграла важную роль в усилении влияния Церкви в XIXв. (с ее помощью было достигнуто невиданное доселе единство католической Церкви во главе с Римом): был положен конец самостоятельности привилегированных, управляемых часто светской властью епископатов во Франции и Германии, и одновременно была разрушена складывавшаяся веками организация могущественных европейских Церквей. Образовался своеобразный вакуум, заполнить который не замедлил Рим. Неизбежное ослабление церковной власти епископов только способствовало усилению авторитета и влияния католического Рима.

§107. Секуляризация в Германии (1803г.)

1. Французская революция провела грандиозную секуляризацию, конфисковав большинство церковных владений; когда же к Франции отошли левобереж ные территории Рейна, то и там в первую очередь были уничтожены церковные организации и ликвидирована церковная собственность.

2. Впрочем дух Просвещения и в самой Германии подготовил достаточно прочную почву для дальнейшего упразднения, по примеру Франции, прежней епископской системы управления. Требовалось лишь продолжить и закончить конфискации, уже проведенные на немецкой территории, на левом берегу Рейна. Успех этому был гарантирован, так как такой поворот событий вполне отвечал эгоистическим интересам светских правителей в их недальновидной политике противостояния кайзеру и империи. И вполне понятно, что Наполеон не мог не воспользоваться представившимися вследствие этого возможностями. То, что немецкие князья, пренебрегшие национальными интересами, путем подкупа в Париже способствовали разделу собственной страны, было следствием многовекового территориального и династического эгоизма, мало заинтересованного в сохранении единства империи. Политика немецких князей стала объективным выражением внутреннего распада империи и кризиса самой имперской идеи. Деятельность майнцского курфюрста Карла Теодора фон Дальберга (1744_1817) (например, его попытки принять имперский конкордат) являлась примером проявления имперского сознания, свойственного для духовных курфюрстов старшего поколения. Но после заключения сепаратного мира с Францией Пруссия в 1795г. и Вюртемберг в 1796г. потребовали возмещения ущерба, нанесенного им в результате потери левого берега Рейна; выполнение этих требований было выдвинуто обязательным условием Люневильского мира 1801г.

Имперская депутация в 1803г. в Регенсбурге подвела итог: воля Наполеона была возведена ею в ранг закона— церковные владения полностью передавались в распоряжение светской государственной власти. Духовные княжества были ликвидированы, а имущество монастырей и соборов было передано в руки избранных светских правительств, в частности правительства Баварии. К слову сказать, именно католическая Бавария стала одним из главных инициаторов секуляризации монастырей. В конечном итоге, действия светской власти и государственной Церкви можно рассматривать как обычный грабеж. Необычными были только размер награбленного и та культурная безграмотность, с которой большая часть прекраснейших строений в стиле барокко была превращена в дома для умалишенных и каторжные тюрьмы.

3. Последствия проведенной секуляризации были самыми разнообразными. а) Разорение большинства духовных владений привело к тому, что католики на территории империи оказались в безнадежном меньшинстве, а ослабленный до предела институт императорской власти не мог предотвратить окончательный распад империи, завершившийся во время Наполеоновского протектората созданием в 1806г. «Рейнского союза» и отказом императора Франца II от короны Священной Римской империи.

б) Секуляризация означала и сильное экономическое ослабление католической Церкви. Выдающиеся достижения в области искусства, которыми славились католические дворы, потеряли всякое значение, а деятельность епископов и настоятелей соборов по развитию образования (школы, студенческие бурсы и т.д.) стала невозможной из-за нехватки денежных средств; вплоть до XXв. работа по возрождению католической Церкви была связана с серьезными экономичес кими трудностями. Нельзя забывать и тот факт, что в процессе распродажи церковного имущества немалая часть произведений искусства была попросту уничтожена.

в) Секуляризация отрицательно сказалась на развитии Церкви еще и потому, что сделала невозможным образование нового поколения духовенства (в ходе секуляризации были закрыты почти все духовные учебные заведения).

г) У истоков нового этапа в развитии Церкви стояла не считавшая ся ни с чем государственная Церковь, в основном протестантская, но иногда и католическая (Бавария, Баден), которая, к сожалению, часто находила поддержку у некоторых епископов и католических богословов, придерживавшихся просветительских взглядов (например, у вюртембергского высокоодаренного профессора, бенедиктинца, проповедника и члена комитета по делам Церкви и образования Бенедикта Марии Веркмайстера, 1745_1823). Не только в протестантских государствах, но и в Баварии в первое время особенно заботились о выполнении предписаний, касавшихся отправления культа, преподавания богословских дисциплин и организации епархий. Повсюду Церкви отказывали в необходимой свободе, и вместо нее предлагали мелочный государственный надзор. Кроме того, протестантские государства без должного доверия и понимания относились к своим новым подданным-католикам; даже в католических областях этих государств наиболее почетные и престижные государственные должности предоставлялись евангелистам— это было верным способом удерживать в повиновении католическую часть населения.

д) Но как и во Франции, в Германии, после того как просветитель ские идеи проявили свою недостаточную жизненную силу, стали очевидными преимущества создавшегося положения, заключавшего в себе возможность возрождения католической религии. И в Германии секуляризация не только стала основанием для новых антицерковных нападок, но явилась началом нового, глубоко религиозного периода в жизни католицизма. Уже одно то, что Церковь перестала быть «госпиталем для дворянства» было фактом весьма знаменательным.

Конечно, унижения новых подданных-католиков протестантскими правительствами стали одной из главных причин конфессиональных раздоров XIXв. Секуляризация никоим образом не способствовала налаживанию отношений терпимости между различными конфессиями в Германии. Не способствовала еще и потому, что и в старых церковных государствах вполне хватало отчетливо земных устремлений (Merkle). Но все же Церковь, отошедшая в силу обстоятельств от политики и лишившаяся своих владений, могла рассчитывать на возрождение идеала церковного единства, тесно связанного с Римом197. Перед ней теперь стояла истинно христианская задача «пробудить и плодотворно использовать внутренние силы католицизма».

е) Сегодня уже не остается сомнений, что ликвидация огромного числа средних и мелких государств и, в особенности, духовных княжеств была действительно своевременной. Идея Священной Римской империи изжила себя во всех отношениях и больше не соответствова ла реальной политической ситуации. Упрощение политической карты Германии было непременным условием будущего национального единения, которое в свою очередь было особенно важно с точки зрения исторического развития Церкви.

Даже если это упрощение поначалу достигалось не совсем корректными методами и принесло затем много несчастья народам Европы, но все же оно было исторически необходимым и облегчило работу по возрождению Церкви. Главной задачей грядущего XIX столетия было не упустить представившиеся для этого новые возможности.
 




 
Примечания

191 Особенно заметным это влияние было при дворе трирского курфюрста-архиепис копа, что лишь усиливало ненависть радикалов по отношению к католическому духовенству.
192 Именно поэтому Французскую революцию нельзя рассматривать в качестве нового этапа в истории Церкви (совсем иначе— в истории светского общества); XIX век и век XVIII следует рассматривать как единое целое.
193 В своем отчете Пию VII относительно конкордата с Наполеоном.
194 Но в большей степени это была антихристианская по своей сути попытка в форме католической литургии превознести человечество в качестве основы единства новой Франции.
195 Согласно Толентинскому договору 1797г. территория Церковного государства была значительно сокращена, а в 1798г. она была полностью оккупирована, и на ее месте была провозглашена «Римская республика». В том же году Пий VI, заключивший после потери Авиньона союз с I антиреволюционной коалицией, был в качестве пленника препровожден в Валанс, где и умер в 1799г.
196 Постановления, принятые английской палатой общин в 1689г., хотя и содержали в себе важные элементы контролируемой народным парламентом государственной конституции, но их никак нельзя сравнить с революционной мощью Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789г.
197 О чисто прагматическом развитии значительного римского влияния см. выше.

Назад   Вперед 


Обратно в раздел история Церкви











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.