Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Карев А., Сомов К. История христианстваОГЛАВЛЕНИЕЛекция 1. Прообразы христианской истории на страницах БиблииИстория христианства удивительно перекликается с историей израильского народа. В истории израильского народа мы можем увидеть прообразы христианской истории. В кратких чертах вспомним историю израильского народа, изложенную на страницах Библии. В глубокой древности Бог избрал из языческой среды человека, которому нарёк имя Авраам. Авраам не верил в мертвых истуканов; в его сердце зародилась вера в единого живого Бога - Творца неба и земли. Бог воспитывал Авраама в вере, через все обстоятельства его жизни, преподавая ему благословенные уроки. Сын Авраама Исаак также жил верой в единого Бога. Сын Исаака Иаков пошёл по стезям отца и деда. Господь переименовал Иакова, дав ему имя Израиль. У Израиля было двенадцать сыновей, ставших родоначальниками израильского (еврейского) народа. На страницах Библии перед нами протекает история израильского народа, который был особым народом на земле. Все прочие народы были язычниками, то есть идолопоклонниками; только среди израильского народа жила вера в единого Бога. Из среды этого народа Бог выдвигал Своих пророков. Народ израильский был поселен Богом в земле Ханаанской, впоследствии переименованной в Палестину. По своему географическому положению она была удобна для той цели, чтобы из неё в ближайшие страны текли божественные пророчества. Еврейский народ всегда был склонен к торговле. Завязывая торговые отношения с соседними народами, евреи были в то же время миссионерами своей веры в единого Бога. Все пророки, воздвигавшиеся Богом из среды израильского народа, пророчествовали о предстоящем пришествии Мессии. Слово "Мессия" на древнееврейском языке означает "Помазанник", ему на древнегреческом языке соответствует слово "Христос", что также означает "Помазанник", то есть помазанник Божий, помазанный Духом Божиим. Пророчества о Христе и о Его искупительной жертве проходят красной нитью через всю Библию. Все жертвоприношения, которые совершались сначала в скинии в Силоме, а затем в Иерусалимском храме, построенном царём Соломоном, прообразно говорили о предстоящей искупительной жертве Христа, и многие израильтяне жили верой в эту искупительную жертву. О грядущем Искупителе израильтяне должны были проповедовать и другим народам. В этом заключалась их миссия, возложенная на них Богом. Просматривая историю израильского народа, мы видим, что народ этот весьма часто оказывался не на высоте своего положения. Вместо того, чтобы другим народам свидетельствовать о едином живом Боге, израильтяне нередко сами перенимали языческие обычаи у соседних народов и впадали в идолопоклонство. В таких случаях Бог допускал до израильтян тяжёлые испытания, подвергая их нашествию иноплеменников. Например, мы читаем в Библии: "Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Филистимским, а Господа оставили и не служили Ему. И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян. Они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет" (Суд. 10,6-8); "Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет" (Суд. 13,1). И в эти мрачные периоды истории израильского народа Бог воздвигал пророков, которые обличали народ и звали его вернуться на путь поклонения истинному и живому Богу. Вспомним царствование царя Ахава и его нечестивой жены Иезавели, которая истребляла истинных пророков Господних. Великий пророк Илия в те дни возвысил свой голос против идолопоклонства. Он думал, что он один в своей борьбе, но оказалось, что, кроме него, есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили свои колена пред Ваалом. Во все века дохристианской истории израильского народа были такие преданные Господу души, которые оставались верными Ему, несмотря на атмосферу всеобщего развращения, царившую вокруг них. Во все века дохристианской истории израильского народа были такие верующие израильтяне, которые жили верой в ожидаемого Искупителя. Принося в храме жертвоприношения, они понимали, что эти жертвенные животные лишь прообразно говорят об Искупителе, Который ещё не пришёл, но должен прийти. Такие израильтяне имели радость спасения, они верили, что слёзы их покаяния не пропадут напрасно, и они могли воскликнуть словами пророка Исайи: "Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облёк меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством" (Ис. 61,10). Большинство же израильтян приносило жертвоприношения формально, не вдумываясь в их сокровенный, символический смысл, совершая их по традиции. И на ожидаемого Мессию они смотрели как на будущего великого земного царя, который превзойдёт царя Соломона и создаст еврейское государство. Духовенство израильского народа (первосвященники, священники) были не на высоте: большинство из них смотрели на своё служение в храме как на источник материального обогащения. Выдвигаемые Богом пророки, которые обличали духовенство в нечестии, подвергались яростным нападкам со стороны духовенства. В гордости своей отступившие от истины священники считали, что Бог мог говорить с народом только через них, и на всех истинных пророков они смотрели как на самозванцев. А таковые появлялись неоднократно наряду с истинными пророками. В таких самозванцах или лжепророках действовал не Дух Божий, а иной дух. Так продолжалось до прихода в наш мир Спасителя, Который именуется на страницах Писания Сыном Божиим. В лице Христа Сам Бог в человеческом образе приходил на нашу землю. Обращаясь к евреям, апостол Павел пишет: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил" (Евр.1,1-2). В лице Христа Сам Бог говорил со Своим народом. Но еврейский народ в подавляющем большинстве своем отверг Христа. Не такого Мессию они ждали. Они мечтали о великом земном всемирном еврейском царстве, а Христос стал учить, что Царство Его не от мира сего, и что все люди - братья. Такого Учителя, такого Мессию они отправили на смертную казнь. Умерев мучительной смертью на кресте и затем воскреснув, Христос совершил Свою искупительную миссию. Пролив Свою Кровь, Он совершил то искупление, о котором прообразно говорили все закалываемые на жертвеннике в храме животные. Евреи, отвергнув Христа, перестали быть народом Божиим. В этом отношении часы божественной истории израильского народа остановились; они стоят вот уже почти две тысячи лет. Но у Бога появился сразу же после распятия Христа и Его воскресения новый народ, предназначенный для особых целей. Этот народ - христиане. Если в ветхозаветный (дохристианский) период народ Божий состоял преимущественно из людей одной национальности (из евреев), то в христианский период народ Божий состоит из людей разных национальностей. Все истинные христиане являются новозаветной Церковью Христа, а все искренние верующие люди из древнего израильского народа были ветхозаветной Церковью Божией. Слово "Церковь" означает общество верующих. Это общество детей Божиих. Все истинно верующие люди ветхозаветного народа израильского верили в Мессию, то есть во Христа, Который должен прийти. Мы же, новозаветная (христианская) Церковь, верим во Христа, Который уже приходил на землю две тысячи лет назад. Они верили в искупление, которое будет совершено, и по своей вере получили прощение грехов. Мы верим в искупление, которое уже совершено, и по своей вере получаем прощение грехов. Теперь конкретно ответим на вопрос: в чём же сходство истории ветхозаветного Израиля и новозаветной христианской Церкви? Невзирая на внушения Божии, и древний Израиль, и христианская Церковь уклонялись от истины. Древний Израиль все больше перенимал языческие обычаи у соседних народов. Христианская Церковь также становилась все больше языческой, насаждая вокруг светлой личности Христа дремучий лес из обрядов, преданий и легенд, которые становились для многих христиан идолом, кумиром, отвлекающим их от Самого Христа и вытесняющим Его с первого места в их сердцах. В среде древнего Израиля Бог воздвигал пророков, которые обличали израильтян уклонившихся от истины. И в среде христианства Бог воздвигал евангельские течения, призывающие христиан вернуться на путь первохристианства. Эти евангельские течения, эти новые христианские церкви выполняют ту же миссию, которую выполняли пророки Божии в ветхозаветное время. Эти христианские течения и церкви зовут всех искренних верующих вернуться на путь первохристианства. Мы знаем, как Израиль, впавший в идолопоклонство, обращался с пророками Божиими. Он побивал их камнями, бросал в темницы. Мы знаем, как оязычившаяся христианская церковь поступила с ревнителями за возврат к первохристианству; она называла их еретиками, сектантами, сжигала на кострах инквизиции, бросала в монастырские тюрьмы. Иудейские первосвященники и священники с негодованием обрушивались на пророков Божиих, обличавших их. "Мы преемники Аарона, первого первосвященника, - с гордостью говорили они, - а тут неизвестно откуда взявшиеся люди смеют обличать нас". И духовенство отступивших от первохристианства церквей говорило ревнителям за возврат к первохристианству:" Мы преемники Христа и апостолов, а вы откуда взялись?" В древнем Израиле были и лжепророки; в христианстве также были и есть еретические и даже изуверские секты. История повторяется. В зеркале древнего Израиля мы, христиане, можем увидеть и свой прообраз. В этом мы убеждаемся, добросовестно, при водительстве Духа Святого, изучая историю христианства. Семь периодов истории христианстваВ первых трех главах Книги "Откровение" пророчески показывается вся история христианства с момента его возникновения до момента взятия Церкви Христовой с земли, а начиная с 4 главы описываются события, которые должны наступить после того, как Церковь Христова будет взята с земли. Поэтому мы сосредоточим свое внимание именно на первых трёх главах Книги "Откровение" и бегло посмотрим всю историю христианства. Христос говорит Иоанну о семи церквах: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской. Да, такие церкви, то есть такие христианские общины, действительно существовали во времена апостола Иоанна. Христос дает в видении Иоанну яркую характеристику этим церквам. Но мы впадем в заблуждение, если подумаем, что речь идет только об этих упомянутых Христом семи церквах. Это не только описание действительного положения в этих семи церквах, но и пророчество на грядущие времена. Христос выбрал именно семь церквей, дабы, использовав характерные черты каждой из них, нарисовать пророческую картину всей истории христианства. Семь церквей - это семь периодов истории христианства с момента возникновения Церкви Христовой до момента ее взятия с земли. К каждой из этих семи церквей Христос повелел Иоанну написать послание, каждое из которых имеет пророческий смысл, относящийся к одному из семи периодов христианства. В кратких семи посланиях - вся история христианства. Конечно, черты, которыми охарактеризовал Христос, например, Ефесскую церковь, могут быть применены ко всем временам христианства, но они наиболее характерны для первого его периода. Сделаем краткий обзор семи посланий, познакомимся с семью периодами истории христианства. Первый период (Послание к Ефесской церкви)Этот период простирается с момента возникновения Церкви Христовой до второй половины апостольского века. В своем послании Христос отмечает особенно ценные качества Ефесской церкви, а именно - ее труд и терпение. Терпением ярко просияла Ефесская церковь. Одно унижение следовало за другим. "Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал" (Откр. 2,3) - так обращается Христос к ангелу Ефесской церкви, который символизирует собой служителей Христовых. Христос отмечает в Своем послании и то, что истинные Его служители не могли терпеть развратных и разоблачали самозванцев, которые пытались выдавать себя за апостолов Христовых. Христос отмечает и тот положительный фактор, что служители Его ненавидели дела николаитов, которые призывали жить безнравственно, не сдерживая вожделений плоти, уверяя, что Господь все простит и покроет любовью, сколько бы верующие сознательно ни грешили. Этому безнравственному учению в первый период христианства был дан решительный отпор. Отмечая положительные стороны служителей Ефесской церкви, Христос в то же время бросает им упрёк: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откр.2,4-5). В чем же выражается это оставление первой любви? В некотором отклонении от евангельской простоты первых дней христианства, которое в первые дни своего возникновения выглядело так: "Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду" (Деян. 4,34-35); "Все же верующие были вместе и имели все общее" (Деян. 2,44). Затем уже в первый период христианства принцип равенства стал нарушаться; среди христиан стало появляться имущественное неравенство. Это обстоятельство Христос характеризует как оставление первой любви. И другое прискорбное отклонение стало происходить в первый период истории христианства. После смерти апостолов, которые лично окружали Христа во время Его земной жизни, дело Божие стали продолжать их преемники. На страницах истории христианства они называются апостольскими учениками. Непосредственными преемниками апостолов были Климент, Поликарп, Игнатий, Варнава. Они слышали наставления апостолов, с ними вместе трудились. Но, несмотря на все это, они скоро уклонились от доверенного им учения. Это уклонение имеет отношение к управлению церковью. В своих посланиях преемники апостолов стали чрезвычайно возвеличивать личность епископа, чем нарушали евангельскую простоту первых дней христианства, так как личность епископа стала отвлекать внимание от Христа. В этом Христос также усматривает оставление первой любви. Второй период (Послание к Смирнской церкви)Этот период простирается от конца первого века до официального признания христианства в начале четвёртого века. Христос в видении Своем сказал апостолу Иоанну: "И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету, - впрочем, ты богат, и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы... Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни... Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти" (Откр. 2,8-11) Христос говорит в этом послании: "Будете иметь скорбь дней десять". Здесь мы видим пророческий намёк на десять особенно сильных гонений со стороны языческих императоров, продолжавшихся до 315 года. В этот период стали появляться лжеучители, которые ратовали за крещение младенцев, придавая ему спасительное значение, в то время как с самого начала, по учению Христа и Его апостолов крещение преподавалось только взрослым, сознательно уверовавшим во Христа. Далее Христос призывает всех верующих быть верными до смерти: "Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти", то есть не будет переживать разлучение своей души с Богом. Третий период (Послание к Пергамской церкви)Этот период начинается со времени официального признания христианства в начале четвертого века и продолжается до начала седьмого века. Христос продиктовал апостолу Иоанну такое послание: "И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей..." (Откр.2,12-13). Почти в течение трех столетий никакие гонения не смогли подавить христианство. Но со времени императора Константина над христианством нависла страшная угроза другого характера, более опасная, чем все гонения, вместе взятые. Если при языческих императорах сатана приступал к христианской церкви в виде разъярённого льва, то в царствование Константина он подполз к ней в виде хитрого змея. В осыпанную царскими милостями церковь мощным потоком хлынули люди не ради своих религиозных убеждений, не ради любви ко Христу, а ради выгоды. Церковь количественно стала расти с неимоверной быстротой, но в духовном отношении с такой же быстротой она стала терять свою силу. Духовенство получило со стороны императора множество привилегий, оно было осыпано золотом; и многие из духовных лиц стали забывать свой долг перед Господом, христианство стали приноравливать к интересам сильных мира сего, вступивших в церковь. К христианам такой церкви справедливо, обращены образные слова Христа: "Ты живешь там, где престол сатаны" (Откр.2,13). Да, церковь позволила сатане поставить у себя престол. Но даже и в такой, духовно упавшей церкви было немало искренне любящих Христа служителей и рядовых верующих, которым говорит Христос: "...содержишь имя Мое, и не отрекся от веры" (Откр.2,13). В третий период христианства был допущен целый ряд отступлений от первохристианства и в догматических вопросах. Так, например, в 342 году повсеместно было узаконено крещение младенцев; в 375 году официально признанно поклонение деве Марии, апостолам и другим великим подвижникам в нарушение ясного указания Слова Божия: "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим.2,5). В 400 году были введены молитвы за умерших (панихиды, отпевания). Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)Этот период начался с 600 года. Послание Христа к фиатирской церкви, продиктованное ап. Иоанну, гласит: "И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи - как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты допускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеяниях ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас много бремени: только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным" (Откр.2,18-27). В этом послании символически изображается папство, оформившееся к 600 году и достигшее особенно широкого развития в средние века. Если в первый период христианства Церковь Христова была гонимой, то в этот четвертый период, церковь стала оплотом реакции, душительницей всего передового. Христианские храмы были построены повсюду; крест - символ христианства - украшен золотом и драгоценными камнями. Но, увы, это не была слава распятого Христа, это была слава мира сего. Почему в этом послании упоминается имя Иезавели? Какая символика кроется здесь? Обратимся к истории древнего Израиля. Вспомним времена пророка Илии, когда на престоле был царь Ахав, но фактически вся власть была в руках его нечестивой жены Иезавели? Чем же прославилась Иезавель? Она была ярая религиозная фанатичка, преданная язычеству. Около себя она имела четыреста лжепророков, а истинных поклонников живого Бога истребляла огнем и мечом. После того, как христианская церковь стала государственной, у руководства церковью появились люди, духовно совсем невозрожденные, которые жаждали личной власти, личной славы и личного материального обогащения. Если во времена императора Константина была широко открыта дверь для папства, то к четвертому периоду христианства оно предстало во всем зловещем виде. В послании Христа к Фиатирской церкви Иезавель и символизирует собой папство. Как Иезавель окружала себя многочисленными лжепророками, так и папы окружали себя большим количеством кардиналов, архиепископов, епископов, весьма далеких от Господа. Как Иезавель огнем и мечом истребляла всех, кто не соглашался с вводимыми ею языческими порядками, так и папы огнем и мечом истребляли всех инакомыслящих. В 607 году папа Римский был провозглашен наместником Христа на земле. Вместо демократии, которая была в первых христианских общинах, в церкви наступила самая необузданная тирания. Эта тирания и безжалостное истребление инакомыслящих достигли своего наивысшего предела в средние века, когда горели костры инквизиции, когда в церковных застенках пытали так называемых "еретиков". С инквизицией давно уже покончено, - она стала лишь предметом истории; папы Римские потеряли былую власть. Но, к сожалению, и до сих пор есть религиозные деятели, которые, прикрываясь именем Христа, творят дела отнюдь нехристианские. "Иезавель" и сейчас существует. "Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь" (Откр.2,22). Эти слова Христа говорят о периоде великой скорби. Из дальнейших глав Книги "Откровение" мы узнаем, что этот период наступит после взятия с земли Церкви Христовой, то есть верующих, горячо любящих Христа. Таковых верующих символически олицетворяет "невеста", о которой идет речь на страницах Книги "Откровение". А все ложные христиане не будут восхищены с земли в момент взятия Церкви. Этих христиан олицетворяет "блудница", которая была показана в видении апостолу Иоанну: "Подойди, Я покажу тебе суд на великою блудницей, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле" (Откр. 17, 1-2). Вот для этой "блудницы", для этой "Иезавели" и наступит в конце земной истории христианства период великой скорби. Бог будет судить ее руками людей, не знающих Бога. Так будет завершена земная история христианства. Но во все времена, даже в самые мрачные, в рядах этой далеко ушедшей от Христа церкви, были искренне любящие Христа души. Не их вина, что они родились в такое время и жили в такой обстановке, что не могли слышать здравого учения о Христе, а поэтому в ряде вопросов имели неверные понятия. В их сердцах была любовь к Господу; они стремились любить ближних и этим самым служить Богу. И таковым верующим Христос в конце Своего послания дает обещание, что они будут наследниками Его грядущего царства. Пятый период (Послание к Сардийской церкви)"И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны" (Откр. 3,1-4). В этом послании мы видим пророческий намек на тот период в истории христианства, когда в рядах далеко ушедшей от Христа католической церкви возникло движение за возврат к первохристианству. Другими словами, этот период реформации, возникшей в шестнадцатом веке. Из католической церкви выделился ряд протестантских церквей, которые стали существовать параллельно с католической и православной церквами. Однако вожди реформации не сделали полного шага к первохристианству, не довели это дело до конца, не восстановили полностью учение Христа о рождении свыше. Поэтому Христос и говорит: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3,1). Он одобряет ревность служителей, ратующих за возврат к первохристианству, но Он недоволен тем, что они сделали неполный шаг. Но и в этих, полностью не вернувшихся к первохристианству, церквах Христос видит людей, о которых Он говорит: "Будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны" (Откр.3.4). Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)Этот период в истории христианства начинается сразу после начала реформации. Ревнители за полный возврат к первохристианству стали основывать самостоятельные евангельские общины. Началось евангельско - баптистское движение и другие родственные ему движения, пред которыми Христос широко раскрыл дверь, и никто не смог ее затворить. Лжехристиане, ослепленные религиозным фанатизмом, называли борцов за евангельскую истину еретиками, считая только себя христианами. Они готовы были всех таких борцов сжечь на кострах инквизиции. Характерной чертой этого движения является то, что оно возвещает о втором пришествии Христа. "Се, гряду скоро: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего", - говорит Христос всем ожидающим Его скорого второго пришествия. Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)Это самый последний период христианства на земле. Он характерен тем, что даже в рядах истинных евангельских церквей, идущих путем первохристианства, будет духовное охлаждение; большинство верующих будет не с горячими, а только с теплыми сердцами. Конечно, верующие с теплыми сердцами были на протяжении всей истории христианства, но особенно этим характерен будет последний период христианства, когда "по причине умножения беззаконий у многих охладеет любовь". Характерной чертой такого теплого, а не горячего, христианина является довольство собой, своими знаниями, своей духовной силой. К таким христианам обращены слова Христа: "Ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр.3,17). История христианства - школа для верных Христу людейПеред нами прошла в кратких чертах вся история христианства. Возникает вопрос: почему Христос допустил такие отклонения в христианстве? Неужели всемогущий Бог не мог предотвратить церковь от духовных падений. Христос ясно сказал: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Ев.Матф. 16,18). Здесь слово "Церковь" употреблено в смысле собрания всех душ, любящих Христа. Вот такие души не будут похищены из руки Христа, если они Его искренне любят. И такие души жили и живут во все периоды христианской истории. А вся история христианства - это прекрасная школа, уроки которой полезны для всех верующих всех времен и народов. Контрольные вопросы 1. В чем сходство истории израильского народа с христианской историей? 2. Объясните пророческое значение Послания к Ефесской церкви. 3. Объясните пророческое значение Послания к Смирнской церкви. 4. Объясните пророческое значение Послания к Пергамской церкви. 5. Объясните пророческое значение Послания к Фиатирской церкви. 6. Объясните пророческое значение Послания к Сардийской церкви. 7. Объясните пророческое значение Послания к Филадельфийский церкви. 8. Объясните пророческое значение Послания к Лаодикийской церкви. 9. Почему Христос допустил отклонения в христианстве, которые упомянуты в 7-и периодах христианской истории? Дополнительная литература 1. "О храмах Божиих" из журнала "Братский вестник" №3 за 1964 год; 2. "Об истинном и ложном христианстве" из журнала "Братский вестник" за №1, 1964 года. Обратно в раздел история Церкви |
|