Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Каретникова М. С. Русское богоискательствоОГЛАВЛЕНИЕПредисловиеБогоискательство, по идее, не является отличительной чертой именно русского народа, потому что, кажется, всем людям нужен Бог и многие ищут Его. Но на самом деле в России этот поиск особенно напряженный. Историк евангельско-баптистского братства А.В. Карев указал на причины этого: «Можно с уверенностью сказать, что более благоприятной почвы для посева семян Евангелия трудно найти в истории христианства. Православие породило в русском народе великое богоискательство, какого не знал и не знает ни один народ мира. Православие покрыло русскую землю тысячами монастырей и скитов, в которых искали спасения своих душ около ста тысяч монахов и монахинь. Но одного не давало православие русскому народу — знания Библии. А пытливый ум богоискателя не может быть удовлетворен одним великолепием храма и службы в нем». Писатель Лесков замечает: «Русь была крещена, но не просвещена». Религиозный философ Бердяев спрашивает: «Прошла ли Россия христианизацию? Не усвоив учения Христа, русский человек остался язычником, точнее, православным язычником». Один из иерархов зарубежной православной церкви сказал: «Русская церковь веками скрывала от народа лик Христа». А историк нашего братства С.Н. Савинский сказал однажды коротко и загадочно: «В России не было благовестия!» — «Как это не было! — удивилась я. — Неужели за тысячу лет в России не было спасенных!? У нас даже колокольный звон благовестом называется». — «Спасенные были, и благовест был, а вот благовестия не было!». Благовестие — это смертельная опасность для государственной церкви и вообще для любой церкви, претендующей на мирскую власть. Благовестие состоит в том, что через Деву Марию в мир пришел Сын Божий, наш Спаситель от грехов и вечной гибели, это весть людям о «спасении в прощении грехов их» (Лк. 1:77). Через Сына Божия нам открыт свободный вход в Царствие Его, через Него мы дерзаем обращаться прямо к Богу. Поэтому нам не нужны человеческие посредники и человеческие обряды, все это жречество и язычество, а для нас во Христе свет воссиял, и мы познали, что Великий Бог — это Отец наш, любящий миловать. Центр послания Библии — это личные отношения между Богом и Его творением. Это простое отношение все меняет в жизни человека. Душа человека томится, желая найти то же самое, что жаждал найти в свое время Мартин Лютер: он хотел найти милостивого Бога! Ему говорили о Боге грозном и карающем, взыскивающем за каждый проступок. Святость представлялась недостижимой. Ему нужен был милостивый Бог, тварь вопияла к Творцу! Между тем «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Эти беседы посвящены не православному богоискательству, о котором нам известно по житиям святых, а тому богоискательству, которому было отказано в правах: «В России все расценивалось по категориям ортодоксии и ереси», — писал Н.А. Бердяев. Поэтому любое инакомыслие, духовный поиск вне указанных рамок жестоко преследовались. Так жестоко, что мы все находимся почти в полном неведении о тех людях, среди которых были, возможно, наши братья и сестры. Очень мало авторов, которые писали бы о них хотя бы объективно, не говоря уже о симпатии и любви, потому что у нас не сложилась еще протестантская историческая традиция. И все же есть труды таких авторов, как Дмитрий Цветаев («Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований»), Н.А. Казакова («Очерки по истории русской общественной мысли»), А.Ф. Замалеев и В.А. Зоц («Мыслители Киевской Руси»), есть русская история в изложении академика М.Н. Тихомирова, Н.И. Костомарова, П.Н. Милюкова, есть предреволюционная демократическая печать: С.П. Мельгунов, «Церковь и государство в России», Л.С. Пругавин, В.Д. Бонч-Бруевич, С.М. Степняк-Кравчинский. Появляются свидетельства и непосредственных участников событий: Гаврила Иванович Мазаев, молоканин, — «Воспоминания»; В.К. Шельпякова, евангельская христианка из молокан, — «Не бойся; только веруй»; Софья Ливен, княгиня, — «Духовное пробуждение в Петербурге». Когда в России XIX—XX веков началось духовное пробуждение, епископ Алексий писал: «Если южнорусская штунда явление самобытное, исходящее из глубины народного духа, — и есть продукт самостоятельного его творчества, то борьба с ней представляется делом в высшей степени серьезным и трудным. Если же это явление случайное, привнесенное в народ извне, то и борьба с ним значительно облегчается...» История дала ответ на этот вопрос. Евангельско-баптистское движение в России имело глубокие национальные корни. Оно было подготовлено многими предшественниками. Оно не случайное и не привнесенное. Оно — библейское. Сам Бог открыл в России дверь для благовестия. И люди, познавшие, как благ Господь, какое счастье жить во свете Его, размышлять перед Ним, доверяться Ему, уповать на Него, уже не могут свернуть с избранного пути. А путь этот — всегда узкий, особенно в России. Вникнем с любовью в нашу историю. Вглядимся в эти «облака свидетелей» пред нами. В своей книге «Русский нонконформизм», изданной в Америке, Сергей Большаков пишет: «История нонконформистов (т.е. людей, не согласных с правящей церковью) — это основа для надежды на будущее христианства в России». Это пишет автор, который вполне сознает, что типичная характеристика народа — невежество и предрассудки, плюс фатализм и апатия, характерные вообще для Востока. Не диво ли, что на этом фоне появляются люди духовно зрячие, не просто от природы талантливые, но духовно пытливые, не просто жаждущие правды, но готовые за нее постоять, для нее потрудиться, не побояться выступить против господствующего мнения, потому что их мысль основана на Библии? Нам должно знать их имена, понимать их сердце, благодарить за них Бога. |
|