Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Фокс Д. Книга мучеников
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ПЕРВЫЕ ШЕСТНАДЦАТЬ СТОЛЕТИЙ
7. Преследование и мученическая смерть Яна Гуса (1415 г.)
Ян Гус родился в Гусинце, Богемия, в 1372 г. Он изучал теологию в Пражском университете и в 1402 г. был назначен священником и проповедником Вифлеемской церкви в Праге. В 1409 г. Гус стал ректором университета.
На Гуса оказали большое влияние труды Уиклифа, особенно его основанное на Библии утверждение, что папа Римской католической церкви не имеет полномочий править Церковью; его утверждение, что Писание является самым главным авторитетом при решении любых церковных вопросов; его настойчивое требование, касающееся проведения реформ в Римской церкви относительно ее богатства, продажности и злоупотреблений; отрицание церковной доктрины о пресуществлении, которая утверждала, что хлеб и вино, используемые в причастии, после молитвы священника превращаются в настоящее тело и кровь Господа Иисуса Христа, хотя внешне выглядят точно так же; его аргументы относительно того, что христиане должны иметь Библию на своем родном языке, чтобы они могли читать ее самостоятельно. В то время Библия была только на латыни и использовалась исключительно духовенством; некоторые экземпляры Библии были прикованы цепью к кафедрам, чтобы миряне не могли унести их из здания.
Гус не только поверил доктринам Уиклифа, но и начал учить им с церковной кафедры и в университете. Разумеется, он не мог не привлечь внимания папы и его сторонников, против которых смело выступал.
Римский католический архиепископ Праги, увидев, что количество реформистов, как их теперь называли, с каждым днем увеличивается, издал указ, имевший целью предотвращение дальнейшего распространения трудов Уиклифа. Но это произвело обратный эффект, так как побудило сторонников Уиклифа и Гуса приложить максимум усилий, чтобы практически все в университете объединились в дальнейшем распространении учения.
По причине своего полного согласия с доктринами Уиклифа Гус воспротивился указу архиепископа, как в частном порядке, так и с кафедры. Тогда архиепископ получил официальный документ от папы, дающий ему право остановить любого, кто оглашал доктрины Уиклифа в его области. Получив папскую буллу, архиепископ тотчас же запретил труды Уиклифа и приказал всем, у кого они имелись, принести их лично ему. Когда четыре доктора богословия отказались подчиниться, он издал указ, согласно которому им было запрещено проповедовать в какой бы то ни было из общин. Гус и четыре члена университета опротестовали указ и осудили архиепископа.
Узнав об этом, папа уполномочил кардинала Колонна доставить Яна Гуса в Рим, чтобы предъявить ему обвинение в ереси. По просьбе Гуса король Винсеслав со своей женой, некоторые дворяне и руководители университета направили папе прошение, в котором просили его рассмотреть данный вопрос в отсутствие Гуса в Риме, а также не позволять никого из жителей в Богемии объявлять еретиком и дать возможность всем священникам Богемии свободно проповедовать Евангелие по всем церквам.
Трое представителей доктора Гуса явились к кардиналу Колонну, чтобы объяснить, почему Гус не может явиться сам, и заверили, что могут ответить на любые вопросы от его имени. Однако кардинал объявил, что Гус упорно отказывается подчиняться, и отлучением от церкви лишил его права быть ее членом. Тогда представители Гуса обратились к папе, который уполномочил четырех кардиналов пересмотреть вопрос. Кардиналы не только согласились с наказанием, вынесенным Гусу, но отлучили от церкви всех его друзей и последователей, включая его представителей.
Гус подал апелляцию, которая ничего не дала, а так как он не мог больше проповедовать в Вифлеемской церкви Праги, то возвратился в родной город Гусинец, где продолжал учить своим новым доктринам с кафедры и в своих письменных трудах. В это время Гус написал огромное количество писем и пространных рассуждений, в которых утверждал, что никто не имеет права запретить кому-либо читать книги таких реформаторов, как Уиклиф. Он также написал книги о развращенности и пороках римского папы, кардиналов и духовенства. Аргументы Гуса имели под собой библейскую основу и поэтому убедили многих в его правоте.
В ноябре 1414 года в Германии был созван Констанцский Собор, имевший целью объединение Римской католической церкви, в которой произошел раскол, приведший к появлению трех пап одновременно. Собор был созван лжепапой Иоанном XXIII по требованию Святого римского императора Сигизмунда. Рассмотрев данный вопрос, собор пришел к выводу, что он сам является высшей властью для папы, отстранил двух пап - Иоанна XXIII и Бенедикта XIII - и попросил третьего папу, Григория XII, добровольно отказаться от служения. Затем был избран новый папа - Мартин V.
Следующий Собор назначили на 1418 г., а также было решено, что всеобщие соборы, которые отныне являются высшей властью для папы, в дальнейшем будут проводиться регулярно с целью определения политики и доктрин церкви. Но когда в 1431 - 1437 гг. проводился Базельский Собор, папа объявил Констанцский Собор еретическим и снова утвердил абсолютную власть папы, которая стоит выше всяких соборов. В конечном итоге в Римской католической церкви произошли только некоторые незначительные перемены, и она продолжала утопать в грехах и пороках.
Ян Гус был приглашен на Констанцский Собор, и император Сигизмунд гарантировал ему безопасность. Однако в присутствии папы и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси. И вскоре после того, как Гус в январе 1415 года прибыл в Констанц, он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 г. он стал королем Богемии и был вовлечен в опустошительные Гуситские войны.
По причине отсутствия инквизиции Гус был допрошен Собором, который взял на себя ее роль. В своем безрассудстве Собор вначале осудил Джона Уиклифа, умершего в 1383 г., и приказал вырыть его тело и сжечь, а пепел бросить в Рейн.
Приведя Гуса, ему зачитали обвинение из 40 пунктов, большинство из которых основывалось на его письменных трудах, которые были извращены, чтобы доказать обвинение. На предъявленное обвинение Гус ответил: "Я обращался к папе, который умер до того, как мне было предъявлено обвинение; затем я обращался к его преемнику Иоанну XXIFI. Мне не позволяли в течение более чем двух лет выступить в свою защиту, поэтому сейчас я вынужден обратиться к высшему судье - Иисусу Христу".
Когда Ян Гус закончил свою речь, инквизиторы спросили, получил ли он отпущение грехов от папы. Он ответил: "Нет". Затем Гуса спросили, насколько законным было апеллировать ко Христу, на что он ответил: "Истинно скажу вам, нет более праведной апелляции, чем апелляция ко Христу. Ибо закон утверждает, что апелляция - это обращение к вышестоящему судье, который может исправить несправедливое решение, вынесенное судьей нижестоящим. Я спрашиваю вас, кто является высшим судьей, как не Христос? Кто может судить более справедливо, кто более беспристрастен и честен? Никто не может обмануть Христа, которого нельзя ввести в заблуждение. Кто помогает бедным и угнетенным, как не Он?" Когда Гус говорил, члены Собора смеялись над ним и передразнивали его, а затем пришли в ярость от его слов и приговорили сжечь живьем.
Семь епископов вышли вперед и потребовали, чтобы Гус снял одежду священника, что он и исполнил. Тогда они начали унижать его и передразнивать. А после этого стали обсуждать, как же им ободрать кожу с макушки его головы, выбритой, как у монаха. Гус прокомментировал это: "Я поражен тем, что, несмотря на ею, что все вы объединены одной и той же жестокой мыслью, вы не можете придти к согласию, каким же образом исполнить вашу жестокость".
Епископ принял решение расцарапать кожу на голове Гуса при помощи ножниц, что было тут же исполнено. Затем на окровавленную голову ему водрузили сделанный из бумаги епископский головной убор с нарисованными на нем бесами и надписью: "Главарь еретиков". Когда Гус увидел его, он сказал: "Ради меня Господь Иисус Христос носил терновый венец, почему бы и мне ради Него не носить этот легкий венец, даже если это постыдная вещь".
Епископ повязал на голову Гуса бумажную ленту, сказав при этом: "Теперь мы предаем твою душу в ад".
Гус поднял глаза к небу и сказал: "А я отдаю в Твои руки, о Господь Иисус Христос, мой дух, освобожденный Тобою".
Гуса подвели к костру, в котором сжигали его труды, а затем к столбу. Палач подошел к нему и привязал его цепью. Гус улыбнулся и сказал: "Мой Господь Иисус Христос ради меня был связан более крепкой цепью, поэтому мне не стыдно быть связанным такой ржавой цепью".
До уровня шеи его обложили хворостом. Герцог Баварский, подойдя к нему, предложил отречься от своего учения. "Нет,- ответил Гус,- я никогда не проповедовал ложных доктрин, и то, что говорил своими устами, я подпишу моей кровью". Когда подожгли хворост и пламя поглотило Гуса, он запел гимн настолько громко и бодро, что голос его звучал громче треска костра и шума толпы, наблюдавшей за казнью. Вскоре, однако, голос Гуса умолк, пламя охватило его шею и лицо, и он опустился и повис на цепях.
Поступая с таким же безрассудством, как и в отношении тела Уиклифа, епископы тщательно собрали весь пепел, оставшийся от тела Гуса, и выбросили в Рейн, чтобы память о нем была стерта с лица земли. Однако ни пытками, ни огнем, ни водой они так и не смогли уничтожить память о Гусе и его учении из разума его последователей. Благодаря последователям Гуса его учение и память о нем распространялись по всему миру. Его смерть явилась большей угрозой для папства, чем его жизнь.
После смерти Гуса образовалась группа чешских религиозных реформаторов, последователей его учения, называвшихся гуситами. 6 июля 1415 года они организовали национальное движение в Богемии и Моравии. Обвинение Констанцским Собором Гуса в ереси и казнь, несмотря на данное Святым римским императором Сигизмундом обещание, обеспечивающее его безопасность, было расценено чешским народом, как национальное оскорбление. Это оскорбление не было забыто и привело к Гуситским войнам.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история Церкви
|
|