Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Федорова А. Из истории создания православной общины в Калининградской областиА. Н. Федорова, директор Государственного архива Калининградской области (Приводится по изданию: Вестник церковной истории. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2006, № 1. С. 74-96 ) После окончания Великой Отечественной войны часть территории бывшей Восточной Пруссии с г. Кенигсбергом по решению Потсдамской конференции была передана Советскому Союзу. Приехав сюда в 1945 г., первые российские переселенцы столкнулись с отсутствием православных церквей, поскольку православие в Восточной Пруссии не входило в число ведущих религиозных течений. Согласно переписи 1925 г., среди населения Кенигсберга евангелисты составляли 89,3%, католики – 4,7%, а православные – лишь 0,3%. Ни одного православного храма здесь в то время также не было. Перед Великой Отечественной войной основными религиозными течениями в Восточной Пруссии были католицизм и лютеранство. Те же конфессии были зарегистрированы в Калининградской обл. и в первые послевоенные годы. В Калининграде тогда действовали 12 религиозных обществ, в то время как в районах области таковых не было вовсе. В связи с перемещением немецкого населения, в том числе и духовенства, в Германию в 1947 - 1950 гг. религиозные общества постепенно распадались и самоликвидировались. Кирхи и костелы закрывались. Массовое заселение области выходцами более чем из 20 областей России, из Белоруссии, Мордовской, Марийской, Татарской АССР, начавшееся в июле 1946 г., сопровождалось и распространением православных воззрений, выразившемся главным образом в желании верующих иметь свою церковь. В исконно православных районах Центральной России, откуда выехали переселенцы, деятельность Русской Православной Церкви разрешалась, хотя и была строго регламентирована. Там действовали православные храмы, и верующие могли пользоваться определенными правами. Другая ситуация складывалась в Калининградской обл. Приехав сюда, переселенцы оказались в абсолютно новой для них обстановке, где все было чужим и поначалу даже враждебным, где оторванность от России ощущалась с особой силой. Это значительно увеличило психологические трудности адаптации к новым условиям и усилило пробуждение национального самосознания, стремление к сохранению своих исторических традиций и корней, что в немалой степени способствовало тяге к православию. Обращения верующих к властям относительно открытия церкви начались сразу после окончания войны. Тогда, в 1945 - 1946 гг., в Кенигсберге еще вполне официально для немецкого населения действовали несколько католических и лютеранских храмов, работали монастыри, молитвенные дома и переселенцы могли прибегать к помощи немецкого духовенства при совершении крещения, отпевания и др. Однако обычно верующие из Калининградской обл. ездили на богослужения в православные храмы Литвы. В 1947 г. из Калининградской обл. началась депортация немецкого населения. Все зарегистрированные немецкие общины покинули регион к марту 1948 г. Церковные здания перешли в ведение местных властей, большая часть этих зданий впоследствии была передана под склады, спортивные залы и т.д. Это обстоятельство в значительной мере усилило религиозную активность советских переселенцев. Причем активизировалась деятельность не только православных, но и сторонников других конфессий, например, баптистов. В Государственном архиве Калининградской области (ГАКО) хранятся документальные материалы, которые позволяют получить довольно полное представление о той сложной судьбе, которая выпала на долю православных верующих в регионе. Долгое время хранившиеся под грифом «секретно», эти документы после рассекречивания все чаще привлекают внимание исследователей. Сегодня мы публикуем некоторые материалы, отложившихся в Фонде Уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Калининградской области при Совете Министров СССР. Большинство сформированных в фонде документов имеют подлинные подписи, резолюции, дату. Здесь хранятся письма верующих с просьбами открыть православную церковь, коллективные и индивидуальные, написанные от руки, отправленные в различные инстанции и переправленные в Калининград для проверки. Здесь же хранятся обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I к архиепископу Виленскому и Литовскому с просьбой разобраться с ситуацией в Калининградской обл., информация уполномоченного Совета по делам религиозных культов и т. д. Сопоставление различных материалов свидетельствует о действительно непростой религиозной обстановке в Калининградской обл. в послевоенные годы. Вместе с тем публикуемые материалы дают лишь общее представление о сложностях того пути, который прошли калининградские православные верующие. Более полное и глубокое освещение этой темы потребует привлечения гораздо более широкого круга источников. В конце 1950 г. должность уполномоченного по делам религиозных культов по Калининградской обл. была упразднена, так как зарегистрированных религиозных общин здесь не было, а вопросами Русской Православной Церкви ему было предписано не заниматься. В отношении же верующих, как следует из справки начальника отдела УКГБ при Совете Министров СССР по Калининградской обл., «проводились репрессивные и профилактические меры под руководством партийных органов и с помощью советских, профсоюзных, комсомольских и других организаций при поддержке газет». По официальным данным, число лиц, посещавших периодически моления, в 1959 - 1962 гг. сократилось с 200 до 80 человек. В Калининграде группа активных православных верующих насчитывала 50 человек, в Гурьевском районе – 10 человек. Были верующие в Багратионовском, Правдинском, Нестеровском, Славском и Краснознаменском районах области. В фондах областного архива практически нет документальных свидетельств о религиозной обстановке в 1950 – 1970-е гг. В то же время отложилось большое количество материалов, рассказывающих о проводимой в области культурно-массовой и агитационно-пропагандистской атеистической работе. Однако желание иметь свою церковь у верующих не пропало. И не случайно распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 января 1978 г. № 29 предписывалось ввести в аппарат Калининградского облисполкома должность уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Калининградской обл., что и было сделано 30 ноября. Приступив к своим обязанностям, уполномоченный по делам религий направил в обком КПСС информацию о состоянии религиозного объединения православных верующих в Калининграде. Данные материалы составляют вторую группу документов настоящей публикации. Изменяющаяся общественно-политическая ситуация в стране побудила местные власти к середине 1980 - х гг. пересмотреть свое отношение к религиозным объединениям на территории области и все-таки признать факт существования православной общины в самом «атеистическом» регионе страны. В 1985 г. православная община в Калининграде была зарегистрирована. В 1988 г. такая община появилась и в Советске. С этого времени регистрация религиозных общин приняла массовый характер. Летом 1993 г. была образована Калининградская епархия. С началом массовой регистрации религиозных объединений верующим стали передаваться бывшие немецкие кирхи. К этому времени на территории области сохранилось более 130 культовых зданий довоенной постройки. Долгое время используемые не по назначению, они, как правило, не ремонтировались. Приведение их в порядок требовало значительных материальных затрат. Тем не менее храмы в Калининграде, Советске, Черняховске, Гусеве, Зеленоградске, Балтийске и других городах области были отреставрированы и открыты для верующих. Документ № 1 [1]15 августа 1947 г.– Решение исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся о порядке деятельности религиозных групп верующих и их служителей культов по Калининградской области. В соответствии с положением о Совете по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, утвержденным постановлением СНК СССР № 628 от 29 мая 1944 г., исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся решил: 1. Установить, что всякая деятельность религиозных групп и служителей культов может проводиться при условии регистрации их уполномоченными Совета по делам религиозных культов по Калининградской области, с выдачей им соответствующих справок о регистрации. 2. Запретить повсеместно деятельность религиозных групп верующих (католической, лютеранской и другой церкви, а также сектантских организаций) и их служителей культов, не прошедших соответствующей регистрации. 3. Наблюдение за выполнением настоящего решения возлагается на исполком городских и районных Советов депутатов трудящихся. Председатель исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся В. Борисов Секретарь исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся И. Стамасов Документ № 2 [2]Не позднее 28 октября 1947 г.– Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия архиепископу Виленскому и Литовскому с просьбой направить своих представителей в Калининградскую область. В г. Калининграде – бывшем Кенигсберге – нет ни одной православной церкви. А между тем там все увеличивается русское население. Имеется потребность в храме и священнике. По этому вопросу я говорил с Георгием Григорьевичем [3], и мы пришли к заключению, что следует на месте выяснить вопрос о храме, а также о назначении к нему священника. Решили за этим делом обратиться к Вам. Пошлите в Калининград кого-либо из Ваших пастырей для обследования дела на месте. Он должен наметить, договорившись с местными властями, храм или помещение под молитвенный дом, выяснить вопрос о квартире для священника и диакона или псаломщика, если таковые будут назначены, и о результатах своего расследования доложить Вам. После чего Вы мне сообщите Ваши соображения по этому делу с указанием кандидатов на должности членов притча. Пользуясь отсутствием православного священника и храма, католики ведут соответствующую пропаганду для уловления верующих в свои сети. А потому требуется не медлить с этим делом. Прошу Ваших молитв. Преданный Вам во Христе Алексий, патриарх Московский Документ № 3 [4]28 октября 1947 г.– Обращение уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Литовской ССР к председателю Калининградского горисполкома. По поручению патриарха Московского и всея Руси Алексия к Вам командируется протоиерей Демьянович Н. А. и диакон Адам Мурашко для организации православного прихода и открытия в городе Калининграде русской православной церкви или молитвенного дома. Прошу Вас оказать содействие по вышеуказанному вопросу. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Литовской ССР В. Гущин Документ № 4 [5]7 июня 1948 г.– Информационное письмо уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Калининградской области председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР о своей работе за апрель - май 1948 г. В порядке выполнения плана работы на II кв[артал] с. г. отчетный период характеризовался дальнейшим изучением связанных с работой религиозных культов и установлением состояния религиозных формирований, в особенности в тех районах, которые граничат с Литовской ССР и где религиозные пережитки стали показывать более активные признаки жизни. За указанный период обследование произведено в городах Калининграде и Советске (бывший Тильзит), а также в Ладушкинском, Советском и Краснознаменском районах Калининградской области. Обследованием установлено: Организованных групп верующих, то есть проводящих групповые религиозные обряды, не обнаружено. Кроме православного вероисповедания активности другие группы верующих пока не проявляют. Вопросами наблюдения за состоянием религиозных настроений среди населения и за работой всякого рода служителей культов партийные и советские организации занимаются недостаточно. Руководящая часть работников районов и городов работы отдельных видов религиозных культов не знает, а поэтому поле зрения за их деятельностью у них ограничено. В числе прибывших в Калининградскую область, в Ладушкинский и Советский районы, колхозников-переселенцев из Тамбовской и Пензенской областей большое количество имеется мордвы, чувашей и татар, которые в основной массе крайне отсталы, большинство безграмотны, как взрослое население, так и дети до 12 лет, с большими религиозными предрассудками. Пожилые и дети носят крестики и дома их полны икон. Этими пережитками заражены подчас и члены семей членов ВКП(б). Характерно, [что] колхозница-переселенка, член ВКП(б) с 1926 г., подала заявление о выходе из рядов ВКП(б) по причине несовместимости быть верующей и находиться в рядах ВКП(б). Стали наблюдаться факты, когда население этих районов совершает обряды крещения детей через повивальных бабок или же прибегает к услугам служителей культов, проживающих в Литве, путем поездки туда или приглашения священнослужителей к себе на дом для совершения религиозных обрядов. Во всех обследованных районах, в особенности в Ладушкинском и Советском, усиленно распространяются среди населения так называемые святые письма и молитвы без подписи и адреса (анонимно). В дело распространения этих писем вовлекаются школьники. Большое количество их поступает через почтовые ящики. В письмах верующее население призывается «не забывать Бога», «полученные письма переписать 9 раз и разослать в разные стороны», а «кто этого не сделает, того на 9 день постигнет несчастье», и т. д. В связи с некоторой активизацией религиозных культов вообще и в частности проявления жизни религиозных пережитков в Калининградской области некоторые руководящие районные работники оказались дезориентированными в части методов работы с религиозными культами и их пережитками. Некоторые работники стали приходить к выводу, что там, где начали оживляться религиозные пережитки, необходимо развертывать наступательную антирелигиозную пропаганду. Другие считают необходимым снятие куполов с бездействующих немецких кирх, используемых под склады, с тем, чтобы они не напоминали церквей и меньше служили бы центром притяжения к ним верующего населения. Характерно, [что] руководящий работник Советского района высказался за желательность организации церкви, что дало бы возможность через священника воздействовать на религиозно настроенных колхозников в части лучшей их работы. Имеются случаи, когда гор(рай)исполкомы по своему незнанию законов правительства СССР в части использования молитвенных зданий без согласования с Советом по делам религиозных культов и его уполномоченного передают их различным организациям, которые переделывают их для своих нужд. А к имуществу, оставленному с ликвидацией религиозных обществ, как-то органы относятся варварски. Во всех обследованных районах проведены инструктажи, совещания с руководящими, партийными и советскими работниками, по работе связанными с религиозными культами. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Калининградской области А. Глазких Документ № 5 [6]20 июня 1948 г.– Письмо группы верующих г. Зеленоградска Патриарху Московскому и всея Руси Алексию об открытии храма Ваше Святейшество! В целях прославления св. веры православной в здешнем, недавно еще находившемся под немецким владением, но нашем исконно русском (славянском) крае, и во внимании к назревшей духовной нужде живущего здесь православного русского народа, приемлем смелость обратиться к Вашему Святейшеству с своей глубокой просьбой дать свое Высокое Патриаршее благословение и помочь в открытии здесь небольшого святого православного храма. При сем представляя, согласно «Положению» [7] список избранных членов 20-ки из группы верующих г. Зеленоградска, просим Ваше Святейшество дать ход означенному нашему ходатайству чрез Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. В Зеленоградске имеется прекрасное, сохранившееся в целости каменное здание бывшей немецкой кирхи (с сохранившимися колоколами), вместимостью приблизительно человек на тысячу, прекрасное здание, но занятое пока организацией «Заготзерно» (ссыпаны зернопродукты). Еще раз просим Ваше Святейшество поддержать наше ходатайство в Совете по делам Русской Церкви при Совете Министров СССР на разрешение открытия здесь этого небольшого храма, чтобы возносить здесь наши молитвы ко Господу за Вас да Ваше здравие и благоденствие, за нашего мудрого великого вождя и власти, за могучее славное русское воинство наше и за весь православный русский народ. Так как св. православная Церковь, имеющая кроме своих моральных, облагораживающих душу человека свойств, есть и источник духовной силы православного русского народа, источник могучего духа в нем, духа патриотизма и любви к Родине, с которыми всегда выходила победительницей во всех наседающих на нее бедствиях войны наша могучая Русская страна. По уполномочию группы верующих г. Зеленоградска гражданин Александр Иванович Орешников. г. Зеленоградск Документ № 6 [8]25 июля 1948 г.– Письмо группы верующих г. Зеленоградска в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР об открытии храма Представляя при сем, согласно «Положению» [9] список лиц, граждан г. Зеленоградска, членов 20-ки, ходатайствующих пред Советом об открытии здесь небольшого православного храма, почему и просим Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР санкционировать наше означенное ходатайство на открытие храма. Г[ород] Зеленоградск (бывший г. Кранц) находится в 32 км от г. Калининграда, сильно разрушенного, и храма православного нет ни одного во всей области на далекое пространство вплоть до Литвы, имеющей и большой процент католических и протестантских костелов. Православного же храма здесь нет ни одного, что составляет для здесь живущих, поселившихся в этом крае людей русских православных, горячих патриотов своей любимой Родины русской, большие трудности, не представляющие возможности верующим людям выполнить свой православно-христианский долг. Здесь поселились и семьи погибших здесь защитников Родины, которым так желательно иметь православный храм. В Зеленоградске имеется сохранившееся в целости здание бывшей немецкой кирхи, которую и можно приспособить под русский православный храм. И этот небольшой русский православный храм будет, хотя бы как малая частица, оплотом здесь русского православия. К сему по уполномочию граждан г. Зеленоградска, верующих членов 20-ки Гражданин А. Орешников. Документ № 7 [10]12 октября 1948 г.– Информационное сообщение заместителя председателя исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР о религиозной обстановке в Калининградской области Заселяя Калининградскую область, рабочие и колхозники переселенцы завезли с собой и религиозные пережитки. Особенно с большими религиозными пережитками прибыли колхозники из Тамбовской, Воронежской и Курской областей. В составе членов семей переселенцев прибыли лица, ранее активно занимавшиеся церковной деятельностью: активисты «двадцаток» – бывшие служители культа, священники, церковные старосты и т. д. Этот религиозный актив своей деятельностью с первых же дней своего прибытия стал активизировать чувства верующих, пытаясь организовать «двадцатки», распространяя так называемые «святые письма» и т. д. Религиозная активность наиболее ярко стала проявляться в Калининграде и в районах, смежных с Литовской ССР,– Краснознаменском, Советском и Нестеровском. Сейчас эта активность затронула и другие районы области. В районах, смежных с Литовской ССР, на оживление религиозных настроений оказывает влияние литовское духовенство. Непосредственная близость литовских религиозных приходов и их служителей культов сказалось на том, что литовское духовенство стало путем наездов совершать религиозные обряды на дому у колхозников и др[угих] лиц, проживающих в гг. Советск, Неман и др[угих]. Верующее население, проживающее в Калининграде, прибегает к отправлению религиозных обрядов в религиозных обществах католического культа и их духовенства. В связи с переселением немецкого населения в Германию, ликвидацией религиозных обществ католического и лютеранского культа, закрытием молитвенных зданий среди верующих граждан СССР нашлись активисты, которые пытались получить от немецкого духовенства ключи от молитвенных зданий с тем, чтобы воспользоваться ими для развертывания религиозной работы и совершения религиозных обрядов. В этот период имелись случаи поступления в облисполком и Верховный Совет СССР анонимных заявлений по вопросу открытия в Калининграде и области церквей. В июле 1948 г. в облисполком по почте без указания адреса поступило заявление от 64, подписавших его, с просьбой открыть церковь и дать для этого священника. 30 октября 1947 г. в Калининград по поручению Патриарха Московского и всея Руси прибыли по вопросу открытия русской церкви представители Вильнюсского архиепископа протоирей Демьянович Н. А. и диакон Мурашко Адам, но их ходатайство местными органами советской власти было отклонено. После отказа прибывшему духовенству из Литвы в открытии русской православной церкви активизация религиозной деятельности в Калининграде не прекратилась. В июне 1948 г. в облисполком прибыл гражданин Пура Иван Васильевич, бывший келейник Вильнюсского архиепископа Корнелия, который якобы по мотивам «несработанности» с архиепископом отказался работать келейником и решил заняться трудовой деятельностью. Обладая специальностью плотника, он поступил на работу в одну из строительных организаций Калининграда. Уже будучи в Калининграде, Пура пытался заняться организацией баптистской группы, но из этого у него ничего не вышло. 16 сентября 1948 г. гражданин Пура И. В. вторично прибыл в облисполком с директивным письмом на его имя от Вильнюсского архиепископа по вопросу организации русской православной церкви с намерением прощупать почву возможности приступить к этой работе. В этом письме ему даются подробнейшие указания о порядке организации инициативных групп верующих и т. д. В письме рекомендуется инициативную группу создавать от 300 до 1000 человек, и чем больше, тем лучше. Вместе с этим письмом ему прислано «Положение о Русской Православной Церкви», утвержденное Поместным Собором [11]. Из этого видно, что уход Пуры И. В. от архиепископа не был окончательным и не по причине «неуживчивости» с архиепископом. Перебравшись в Калининград, Пура продолжал поддерживать с архиепископом письменную связь. Все вместе взятое – переход из православного вероисповедания в баптисты и обратно в православие, прекращение своей церковной деятельности и переход к труду – вызывает сомнение во всем этом деле. Напрашивается вывод о том, что в Калининград Пура И. В. был направлен специально для развертывания работы по организации церкви. В личных переговорах Пура И. В. свободно рассказывал о пьянстве русских монахов в Литве, о том, как они для этой цели «трясут» кружки с пожертвованными деньгами верующих и берут без учета деньги на «выпивку» из касс, от продажи предметов культа (свечей, крестиков, иконок и т. д.). В марте 1948 г. в качестве члена семьи директора санатория ЦК Медсантруд, находящегося в Зеленоградске, прибыл гражданин Орешников А. И., бывший церковный староста Саратовского кафедрального собора. Из полученных нами документов видно, что Орешников А. И. является активным деятелем православной Церкви и имеет широкие связи как в самой епархии, так и с высшим духовенством, архиепископом Ленинградским и Новгородским и др[угими]. По приезде в Зеленоградск свою активность он постарался проявить и здесь. За короткий промежуток времени гражданин Орешников сумел не только в Зеленоградске организовать инициативную группу верующих, но и весь материал по вопросу открытия церкви, минуя облисполком и местные районные советские органы, направить в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и Патриарху Московскому и всея Руси. Организованная им группа верующих преимущественно состоит из числа членов семей офицерского состава Советской Армии и Флота, семей коммунистов и др[угих], в том числе из лиц, не заслуживающих политического доверия (репатриантов, арестованных органами МГБ). Эта группа имеет в своем составе 24 женщины, 2 мужчин, по возрасту от 50 до 70 лет – 17 человек, от 40 до 50 лет – 5 человек и от 25 до 30 лет – 4 человека. Вместе с организацией инициативной группы верующих шла организация церковного хора, имелась попытка вовлечения в состав хора семей работников аппарата райисполкома. Из приведенных фактов видно, что сами по себе верующие особой активности в религиозных убеждениях не проявляют, а это дело насаждается сверху, путем наезда специально для этой цели церковных деятелей из других мест или же наличия бывших служителей культа на месте. Примером может служить заявление, поданное в июле месяце за подписью 64 [человек]. За отсутствием опытного организатора это заявление [было] оформлено неправильно, там же, где есть организатор, оно оформлено в соответствии с инструкцией для уполномоченного Совета. Зам. председателя исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся П. Шевердалкин Документ № 8 [12]17 ноября 1948 г.– Заявление от колхозников и колхозниц колхозов «Заветы Ильича», им. Молотова, им. Жукова, «Ярославец» Озерского сельского Совета Гвардейского района В настоящее время мы проживаем в Калининградской области уже второй год. Люди пожилые. Многие желают ходатайствовать о разрешении им открыть церковь, так как им старым некуда пойти в праздник. Молодежь ходит в клуб, а мы хотим, чтоб нам разрешили организовать церковь. Помещение у нас есть, оставшееся еще от немецкого помещика. Только нужно немного подремонтировать. Поэтому просим послать к нам духовного уполномоченного для расследования и разрешения открыть церковь. Священника нам, если нету на постоянно, то хотя бы посланного в праздники. Покорнейше просим не отказать в нашей просьбе. Покорнейшие просители. Документ № 9 [13]1 декабря 1948 г.– Письмо председателя Приморского райисполкома заместителю председателя исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся о проверке заявления верующих Зеленоградска в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Исполком Приморского районного Совета депутатов трудящихся возвращает ходатайство и список группы верующих, направленное в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, об открытии храма в городе Зеленоградск, присланное нам для проверки. Вместе с этим направляем Вам восемь заявлений граждан, значащихся в списке верующих, об отказе от участия их в «двадцатке» по организации храма. Председатель исполкома райсовета Лобода Секретарь исполкома райсовета Щеголев Документ № 10 [14]5 января 1949 г.– Информация председателя исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР о религиозной ситуации в области В предыдущей информации, посланной Вам 12 октября 1948 г. за № 5с, было сообщено, что прибывший вместе с переселенцами «религиозный актив» стал активизировать чувства верующих, пытаясь организовать «двадцатки», распространяя так называемые «святые письма» и т. д., с целью открытия церкви. За отчетный квартал эта активность усилилась. Не находя положительного решения вопроса открытия церкви на месте, они стали обращаться по этому вопросу путем посылки анонимных писем (без подписей) и путем коллективных заявлений, уже легальных, Председателю Совета Министров СССР, в Совет по делам Русской Православной Церкви, Председателю Верховного Совета СССР и т. д. За отчетный период таких официальных заявлений об открытии церкви мы имеем пока два. Одно из них к нам поступило из Совета по делам Православной Церкви, второе из Особого сектора ЦК ВКП(б). Первое заявление было подано на имя председателя Совета по делам Русской Православной Церкви еще в августе 1948 г. со стороны инициативной группы верующих православной церкви города Зеленоградск Приморского района. Об этой группе подробно изложено в первом информационном сообщении от 12 октября 1948 г. Окончательное решение этого вопроса закончено только в декабре месяце 1948 г. Второе заявление от колхозников и колхозниц колхозов «Заветы Ильича», им. Молотова, им. Жукова и «Ярославец» Озерского сельского Совета Гвардейского района в количестве 35 человек поступило на имя Председателя Совета Министров СССР. Основным мотивом в просьбах об открытии церкви служат ссылки на то, что везде церкви есть, а у нас нет, если бы имелся храм, они бы тверже оседали на Калининградской земле. Молодежи есть куда пойти, в клуб, кино и т. д., а старикам деваться некуда. Совершать обряд крещения, отпевать умерших некому. Вот мотив этих заявлений. Заявления, которые поданы без указания адреса, места жительства, года рождения и т. п., оставляются без рассмотрения. По заявлениям, которые имеют эти данные, производится проверка. Проверка зеленоградской инициативной группы верующих производилась через райисполком, так как организаторы этой группы в облисполком не обращались. Проверкой установлено, что организатор этой инициативной группы Орешников А. И. в своей работе проявил прямое нарушение инструкции № 142 для уполномоченного Совета. В своей организационной работе он применял обман, принуждение и дезинформацию. В результате проверки 8 граждан из 26, подписавших заявление, сняли свои подписи. Вербуя в инициативную группу, он заносил в список под предлогом «учета верующих». В своих заявлениях о снятии подписей из списка инициативной группы верующие подписавшиеся пишут: 1. Гражданка Иванова А. И. сообщает, что Орешников А. И. стал часто к ним заходить, заявлял о том, что он знаком с митрополитом Московским, показывал его фотокарточки. После этой беседы, не зная в чем дело, я расписалась у него на длинном разлинованном листе. На этом листе по его же настоянию я расписалась и за гражданку Жарову Е. М. Потом только узнали, что это списки на открытие церкви, в которой я не нуждаюсь. 2. Гражданка Жарова Е. М. сообщает, что меня спросили, кто еще здесь проживает из верующих, воспользовавшись случаем, он внес мою фамилию в список и заставил расписаться мою родственницу Иванову А. И. 3. Гражданка Кошелева М. И. сообщает, что она Орешниковым А. И. была введена в заблуждение, он дал мне расписаться в заранее заготовленном списке, но без заголовка. Расписавшись, впоследствии узнала, что этот список заключает в себе просьбу открыть церковь, тогда как я в ней не нуждаюсь и не посещаю ее. 4. Гражданка Красинская Т. А. сообщает, что она в Бога никогда не верила и не верует, а подписалась в списке, чтобы отвязаться от Орешникова, который надоел с приставанием подписать список и дать ему денег. 5. Гражданин Шломин Ф. Л. пишет: «В августе месяце ко мне на квартиру явился неизвестный, который заявил, что по настоянию Москвы у нас необходимо открыть церковь. Во второй раз он пришел со списком, чтобы узнать, сколько в доме верующих, и дал расписаться в каком-то списке, поэтому в этот список я попал ошибочно». Учитывая вышеизложенное, ходатайство верующих из города Зеленоградск в соответствии § 5 пункт б) инструкции № 142 для уполномоченного Совета оставлено без рассмотрения. Касательно заявления верующих, поступившего от колхозников Гвардейского р[айо]на, поскольку оно поступило из Особого сектора ЦК ВКП(б) и ему дан официальный ход, т. е. это заявление по мотивам § 2 инструкций для уполномоченного Совета нельзя оставить без рассмотрения, к проверке его приступили. По этому вопросу организатор этой группы Антосюк К. Д. вызван в облисполком для переговоров с целью выяснить обстановку, можно ли подписавших заявление считать как крепко сколоченную группу верующих или же случайно подписавшимися лицами. Характеристика бывшего духовенства и мирян носит один и тот же характер. Бывшее духовенство переживает, что нет возможности где помолиться, а порой и заняться церковной службой, но особой активности не проявляет из-за «боязни», как бы чего не было. Так же смотрят на это дело и миряне. Однако имеются рядовые миряне, которые настойчиво занимаются организацией групп верующих. В последнее время участились случаи посещения облисполкома отдельными мирянами, которые прямо ставят вопрос, как им возбудить ходатайство об открытии церкви, как составлять списки инициативных групп и сколько надо верующих, чтобы они имели определенный авторитет для ходатайств. Если они не получают ясного ответа на эти вопросы, то приступают самостоятельно к вербовке в группы и имеют попытки включать в них от 300 до 1000 человек. В этих случаях приходится их сдерживать. Вопросы эти были пока не ясны, но они специально поставлены перед Советом по делам Русской Православной Церкви и в ближайшее время должны быть разрешены. В постановке верующими вопросов об открытии православной церкви у них остается невыясненным вопрос о молитвенных зданиях. Русских церквей здесь не было, поэтому прямо ставить вопросы о передаче им церквей они не имеют возможности. Вопрос же о получении молитвенных зданий других культов (католического и лютеранского) также не ясен. Во всяком случае, отсутствие молитвенных зданий является основным тормозом в развертывании и создании инициативных групп верующих. Мирян не смущает, что нет священников, и неизвестность финансовой возможности ремонтировать здания. Имеются лица из наиболее настойчивых мирян, которые прямо заявляют, что нам бы только открыть церковь, а священника Московская епархия вышлет или же Литовский архиепископ. Кадры для этого есть, существуют семинарии, есть и духовные академии. Имеются мужские монастыри, и нам могут прислать в качестве священника кого-либо из монахов и диаконов, и мы сами съездим в Московскую епархию. Не смущает их и отсутствие на первых порах средств, часть мы соберем с верующих, а часть нам поможет Московская епархия. Потом эти средства будут возвращены с лихвой. С подысканием молитвенных зданий верующие не успокаиваются, они по всему городу подыскивают годные помещения или такие, которые можно было бы отремонтировать, но пока их не находят. Характерным из всех активистов верующих выделяется бывший келейник Литовского архиепископа Пуро И. В. Вместо активности, которую он хотел проявить на первых порах своего приезда в Калининградскую область, сейчас у него наступил упадок. Он решил отойти от активной деятельности в религиозном движении, письменную связь с архиепископом прекратил. Прекратил переписку с знакомыми ему монахами. По его критике, которую он дает монахам, семинаристам, об их быте, жизни, об их отсталости, приходится сделать вывод о его надломе в своих убеждениях. Выводы: 1) Несмотря на свою сдержанность, которую проявляют руководящие органы области в части открытия церквей, все же активность мирян не затихает, а усиливается. 2) Случаи исполнения религиозных обрядов и треб на дому, крещение, отпевание умерших, причастия самими мирянами расширяются. Наезды священников из Литвы для совершения треб на дому усиливаются. Председатель исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся Егоров. Документ № 11 [15]11 января 1949 г.– Инструктивное письмо исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся председателям райисполкомов о работе с религиозным активом. В Калининградскую область переселенцы завезли с собой и религиозные пережитки. Зачастую в составе членов семей переселенцев прибывали лица, ранее активно занимавшиеся церковной деятельностью, как то: активисты «двадцаток», церковные старосты, бывшие священники, проповедники сектантских организаций и т. д. Путем распространения так называемых «святых писем», организации инициативных групп верующих, проведения полулегальных, а то и легальных групповых собраний верующих, совершения религиозных обрядов и т. д. на дому прибывший религиозный актив да и рядовое верующее население стали активизировать чувства верующих. В результате чего верующее население путем посылки коллективных заявлений стало обращаться в правительственные органы СССР и областные организации с просьбой открыть церкви. Наиболее широкое распространение религиозной активности имеется в форме индивидуальных бесед. Эти беседы проводятся со своими родственниками, знакомыми, со случайно встретившимися людьми, проводятся они у себя на квартирах. Как правило индивидуальные беседы не кончаются на этом, обычно после таких бесед неверующие или инаковерующие приглашаются на молитвенные собрания, вовлекаются в религиозные хоры, снабжаются религиозной литературой и т. д. Для более успешного проведения религиозной пропаганды сектанты используют благотворительность. Ведя такую работу, они располагают к себе людей, а потом делают их своими последователями. Религиозная активность стала усиленно проявляться в Калининграде и в районах, граничащих с Литовской ССР. Соседство с Литовской ССР, где религиозные пережитки довольно сильно развиты, будет долгое время служить питательной базой верующего населения Калининградской области. Наезды священников по приглашению населения, проживающего в Краснознаменском, Славском районах, городе Советск и т. д., для совершения религиозных обрядов на дому у колхозников и других граждан и поездки в Литву стали обычным явлением. Райисполкомы с этим делом примирились и не ведут никакой организационной работы, чтобы не допускать незаконности в работе священников. Во второй половине декабря 1948 г. в село Тимирязево Тимирязевского сельского Совета Славского района колхозники пригласили к себе священника из Литвы, который с разрешения сельского Совета в этот день производил массовое крещение детей. Между тем, благодаря близорукости советских органов, они не попытались проверить, имеется ли у него пропуск на въезд в нашу область, но даже не выдали ему разрешение на право проведения религиозного обряда на дому, тогда как этот священник не имел права появляться без пропуска на территории нашей области, а также проводить религиозные обряды на дому у граждан другой области. Деятельность священника ограничивается там, где он зарегистрирован и имеет соответствующую справку о регистрации, т. е. его приходом. Всякие выезды в другие населенные пункты не допускаются, а если и допускаются, то с разрешения уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в пределах области, края, республики того административного центра, где состоит он на учете и зарегистрирован. 1) В своей практической работе взять под наблюдение работу религиозного актива и обо всех случаях наездов священников из других мест для совершения религиозных обрядов на дому, проведения групповых собраний верующих, совершения ими религиозных обрядов немедленно информировать председателя облисполкома. 2) Особо обратить внимание на работу евангелистских христиан-баптистов, которые под видом прихода «гостей» в воскресные дни проводят евангелистские собрания на дому, занимаются групповым чтением Евангелия, пением псалмов и т. д. По существу занимаются религиозной пропагандой и вербовкой своих последователей. Заместитель председателя исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся П. Шевердалкин Документ № 12 [16]12 января 1949 г.– Письмо управляющего областной конторы «Главтабак» о передаче здания немецкого костела В районе ЦБК-2 по ул. Тенистая Аллея находится бывший немецкий костел, последний никем не занят, захламляется и разрушается. Прошу Вас санкционировать на право занятия указанного помещения под складское помещение табачных изделий. Каких-либо капитальных переоборудований и переустройств нами производиться не будет. Управляющий областной конторы «Главтабак» Андреев Документ № 13 [17]14 января 1949 г.– Ответ Уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Калининградской области на письмо от 12.01.1949 г. На Ваше письмо от 12 января 1949 г. за № 5/4 сообщаю, что со стороны Уполномоченного Совета, о временном использовании бывшей кирхи Юдиттен, находящейся в районе ЦБК-2 г. Калининграда, для хозяйственных нужд возражения не имеется, при условии, если использование молитвенного здания не будет связано с внутренней или внешней переделкой. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Калининградской области А. Глазких Документ № 14 [18]26 января 1949 г.– Рекомендации Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР исполнительному комитету Калининградского областного Совета депутатов трудящихся по организации работы с верующими В связи с усилением активности верующих и увеличением ходатайств об открытии церквей Совет считает необходимым поручить одному из работников облисполкома ведение всех дел, связанных с рассмотрением ходатайств об открытии церквей в области. Имеющиеся заявления необходимо тщательно проверить и установить, действительно ли об открытии церквей ходатайствует значительная группа верующих, а не отдельные заинтересованные лица, есть ли здание, которое может быть передано верующим для организации в нем молитвенного дома, и т. д. После проверки и изучения всех материалов облисполком должен представить Совету свое заключение, если он сочтет необходимым удовлетворить какое-нибудь ходатайство об открытии церкви, или мотивированные решения, если ходатайство верующих будет облисполкомом отклонено. Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Карпов Документ № 15 [19]5 февраля 1949 г.– Справка о состоянии религиозного движения в Калининградской области Заселяя Калининградскую область, прибывшее население завезло с собой и религиозные пережитки. В составе членов семей переселенцев прибыли лица, ранее активно занимавшиеся церковной деятельностью, и этот религиозный «актив» с первых дней своего прибытия стал активизировать чувства верующих. На первых порах эта активность стала проявляться в распространении так называемых «святых писем», а потом в форме подачи коллективных и индивидуальных заявлений в органы советской власти с просьбой об открытии православных церквей и приглашения служителей культов из Литвы и поездок в Литву для совершения религиозных обрядов на дому. Из-за отсутствия православной церкви верующие стали совершать паломничества в Вильнюс и Клайпеду. Приезжая оттуда, а в особенности из Литвы, сталкиваясь с верующим литовским населением, они оттуда привозят всевозможные «слухи», которые, естественно, распространяют в своей среде. Наибольшая активность стала проявляться в Калининграде, в районах области, граничащих с Литовской ССР, а также в районах, не связанных территориально с Литвой, как то: Приморском и Гвардейском районах. Имеются сведения, требующие проверки, о существовании в городе Балтийске баптистской группы. За последний период III и IV кварталов 1948 г. в Калининграде действовали 4 группы верующих православной церкви, 1 баптистская группа. а) Первая группа возникла в поселке Липп Ленинградского района в декабре 1947 г.; в связи с выборами в местные органы советской власти на время прекратила свою работу. Однако в октябре 1948 г. эта группа вновь стала активизироваться. Организатор этой группы гражданка Коротаева Александра Ивановна проживает в поселке Липп, бывшая рабочая ЦБК-2, теперь инвалидка, занимается домашним хозяйством. От этой группы в адрес Ленинградского райисполкома поступило коллективное заявление за подписью около 300 человек, проживающих в поселке Липп, с просьбой открыть церковь в бывшем молитвенном доме, принадлежавшем ранее религиозному обществу протестантского культа. б) Вторая группа возникла в начале 1948 г. в Сталинградском районе, возглавляла ее гражданка Кондакова Клавдия Александровна, дочь священника, проживающая по Комсомольской улице дом № 21 кв. 6, муж которой работает главным инженером Балтгосрыбтреста. Сама она активный деятель на религиозном поприще. Живя в Астрахани, она принимала деятельное участие в «двадцатке». в) Третья группа возникла в конце 1948 г. в Сталинградском районе, возглавляет ее гражданка Хабло Наталья Семеновна, проживающая в городе Калининграде по улице Свободная 27 кв. 5, бывшая учительница, теперь пенсионерка. Это одна из наиболее упорных и активных деятелей в своей работе. Приблизительно в декабре она приступила к организации сбора подписей для подачи коллективного заявления в облисполком с просьбой открыть церковь. После того как было установлено, что она приступила к сбору до 1000 подписей, что, конечно, будет толкать верующих на оживление религиозных настроений, нами были предприняты меры пресечения сбора такого большого количества подписей. Собрав 50 подписей, она этот список передала облисполкому. г) Четвертая группа возникла в июне 1948 г. также в Сталинградском районе, возглавил ее гражданин Пуро Иван Васильевич, бывший келейник Вильнюсского архиепископа. Позже он отошел от активной работы и его группа окончательно заглохла. Все эти группы работали самостоятельно, но впоследствии они стали нащупывать друг друга. Приблизительно в декабре 1948 г. нащупали друг друга 2-я и 3-я группы, которые в настоящее время объединились и теперь ведут подбор инициативной группы верующих, а также занимаются подысканием молитвенного здания, с тем чтобы официально ставить вопрос об открытии церкви. Активизация религиозных настроений в районах, смежных с Литовской ССР, относится к периоду заселения этих районов переселенцами. Эта активизация выразилась не только в распространении так называемых «святых писем», совершении литовскими священниками религиозных обрядов на дому у переселенцев, но и в совершении массовых религиозных обрядов. Как это было в декабре 1948 г., когда в селе Тимирязево Тимирязевского сельского Совета Славского района с разрешения сельского Совета произведено массовое крещение детей приглашенным из Литвы священником. Во всяком случае наличие религиозных общин в Литовской ССР будет долго служить питательной базой для активизации религиозных настроений переселенцев Калининградской области, какие бы меры ни принимали против наезда священников из Литвы и поездки верующих туда. Организованная группа верующих в Приморском районе путем принятых мер распалась, но на очереди стала организация в Гвардейском районе. Религиозная группа в Гвардейском районе возникла в ноябре 1948 г. Организатор этой группы – колхозник колхоза «Заветы Ильича» Озерского сельского Совета Антосюк Карп Дементьевич. 3 февраля 1948 г. он обратился в облисполком с просьбой об открытии православной церкви на территории колхоза «Заветы Ильича», для чего представил коллективное заявление более чем от 300 человек, колхозников колхозов «Заветы Ильича», им. Жукова, им. Молотова и рабочих леспромхоза. Правда, этот список не может являться основанием для рассмотрения возможности открытия церкви. Отказ от рассмотрения этого заявления не говорит за то, что это дело заглохло. Нужно ожидать вновь приезда организатора этого дела в облисполком. До сих пор не было ясности в вопросах о порядке использования молитвенных зданий ликвидированных религиозных обществ немецких культов. Теперь эта ясность внесена. По разъяснению Советов по делам Русской Православной Церкви и по делам религиозных культов все молитвенные здания (без различия вероисповедания) являются национализированными и находятся под охраной местных советских органов. Использование этих зданий для тех или иных целей может решиться Советом по делам религиозных культов. Считаю своей обязанностью довести до Вашего сведения, что согласно разъяснению Председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР тов. Полянского И. В. в мою обязанность не входят задачи превращать верующего человека в неверующего, а священника в безбожника, а тем более было бы бестактным вызывать к себе рядовых верующих и тех, которые обращаются к уполномоченному с требованиями от них прекращения своей деятельности. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Калининградской области П. Шевердалкин Документ № 16 [20]23 марта 1949 г.– Обращение заместителя председателя исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Литовской ССР В последнее время стали наблюдаться случаи наезда из Литовской ССР в Калининградскую область «бродячих проповедников» в лице священников и других служителей культа православной церкви для совершения религиозных обрядов на дому. Они стали наезжать не только в районы, граничащие с Литовской ССР, как то: в Советск, в Славский и Краснознаменский районы, но и в районы (Гвардейский), которые находятся вблизи Калининграда. Так, например: 1. Священник Соловьев Ефим Николаевич из местечка Таураге постоянным местом пребывания избрал город Советск. 2. Священник Семенов из местечка Таураге в Славском районе организовал массовое крещение детей. 3. Священник Маевский Иван Константинович и псаломщик Васильев Сергей Иосифович из города Кибартай совершали наезды в Гвардейский район. Наезжая в Калининградскую область, служители культа православной церкви по существу занимаются религиозной пропагандой и нарушают инструкцию Совета по делам Русской Православной Церкви, в частности ограничения их деятельности своим приходом, т. е. там, где они зарегистрированы. Кроме того, появляясь в Калининградскую область, область пограничную, без соответствующего пропуска, они нарушают законы правительства о режимности области, что может повлечь за собой нежелательные явления. Учитывая вышеизложенное, прошу принять зависящие от Вас меры к недопущению наездов из Литовской ССР в Калининградскую область всякого рода «бродячих проповедников» в лице священников и других служителей культа православной церкви по указанным выше мотивам. Заместитель председателя исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся П. Шевердалкин Документ № 17 [21]29 марта 1949 г.– Заявление настоятеля кибартайской русской православной церкви Вилковишского уезда Литовской ССР И. К. Маевского уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Калининградской области Вследствие того, что ко мне, как проживающему на границе с Калининградской областью (станция Вирбалис) и как ближайшему духовному лицу, довольно часто обращаются верующие из Калининградской области с просьбой посетить их по местожительству для совершения некоторых церковных треб (главным образом крещение младенцев), поясняя свою просьбу отсутствием в области церквей и указывая на большие неудобства и расходы, связанные с поездками для означенной цели за пределы области, я почтительнейше просил бы предоставить мне временно, до миновения надобности, право на въезд и совершение церковных треб в пунктах, расположенных по железной дороге в направлении от станции Вирбалис на Калининград. Протоиерей И. Маевский. Документ № 18 [22]15 августа 1949 г.– Заявление граждан Калининграда Саморуковой А. Е., Архиповой М. В., Светловой А. П., Чвыриной Р. К. на имя уполномоченного по делам Православной Церкви при Совете Министров СССР об открытии храма В Калининграде и Калининградской области проживает много граждан, желающих иметь православную церковь, но, к сожалению, местные власти не приняли мер к открытию церкви. С момента окончания войны до появления граждан СССР на территории Калининградской области прошло больше трех лет, но как в Калининграде, так и в других городах области православной церкви нет до сих пор. Просим удовлетворить нашу просьбу организовать православную церковь в Калининграде. Если затруднительно выстроить церковь, просим организовать богослужение в одном из гражданских домов. Просим не отказать в просьбе. К сему Саморукова, Архипова, Светлова, Чвырина Документ № 19 [23]14 сентября 1949 г.– Ответ заместителя председателя исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся на запрос Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по поводу заявления Саморуковой А. Е., Архиповой М. В., Светловой А. П., Чвыриной Р. К. На Ваш № 81/1 от 24.08.1949 г. сообщаю, что заявление граждан Саморуковой А. Е., Архиповой М. В., Светловой А. П. и Чвыриной Р. К., проживающих в Калининграде, по вопросу открытия русской православной церкви оставлено без рассмотрения из-за отсутствия указания местожительства их. Зам. председателя исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся П. Шевердалкин Документ №20 [24]1982 г.– Информация уполномоченного Совета по делам религий по Калининградской области о состоянии религиозного объединения православных верующих в Калининграде На протяжении последних трех лет православные верующие, основываясь на конституционном праве свободы совести, систематически обращаются с заявлением в местные советские органы и в Совет по делам религий при Совете Министров СССР с просьбой о регистрации православного объединения и предоставлении им права строительства или арендования помещения для совершения религиозных обрядов. В результате поступивших списков в настоящее время насчитывается более 400 человек православных верующих, проживающих в Калининграде и близлежащих поселках. Небольшими группами они собираются на квартирах единоверцев, а инициативная группа 45-50 человек собирается на квартире гражданина Витенкова М. И. по ул. Лесная Аллея, дом 1. Ведут они себя лояльно, признают законодательство о религиозных культах. Проведенные исследования подписавших заявление 90 человек на регистрацию православного объединения показали следующее: по возрасту: до 50 лет – 11 человек, от 51 до 60 лет – 22 человека, от 61 до 70 лет 22 человека, старше 70 лет – 35 человек, по образованию: с высшим – 1 человек, со средним специальным – 12 человек (из них 6 в возрасте до 50 лет), незаконченным средним – 15 человек, с начальным – 62 человека. Женщин – 87, мужчин – 3. В Калининградской области свыше 20 лет проживают 77 человек, 21 человек получает пенсию, но продолжает работать в сфере обслуживания и материального производства, 5 человек являются участниками Великой Отечественной войны. Состоявшиеся беседы с 90 верующими дают право сделать вывод, что подавляющее большинство их унаследовало религиозность, воспитываясь в семьях, где родители были верующими, особенно матери и бабушки, которые ходили в церковь и водили с собой малолетних детей. Некоторые стали верующими в силу сложившихся жизненных обстоятельств. В дни церковных праздников они выезжают в храмы г. Кибартай Литовской ССР и пос. Пустынка Латвийской ССР, находящиеся от Калининграда на расстоянии более 160 км. В случае регистрации объединения православных верующих право определять, к какой епархии присоединиться,– за облисполкомом. Священника направляет епархия, но он подлежит регистрации в области уполномоченным Совета. Калининградский горисполком, в случае положительного решения вопроса о регистрации, найдет возможность выделить земельный участок для строительства молитвенного дома православных. В 1967 г. было зарегистрировано объединение евангельских христиан-баптистов, в котором было 176 человек. В 1979 г. они своими силами построили молитвенный дом. Численно баптисты увеличились незначительно, увеличение это происходило в основном за счет перехода к ним пятидесятников и детей из семей баптистов. В настоящее время в зарегистрированной общине евангельских христиан-баптистов насчитывается 234 человека. За последние 5 лет, с момента вступления нового молитвенного дома, каких-либо нарушений законодательства о религиозных культах со стороны верующих не установлено. Анализ богослужений показывает, что тематика выступлений сводится к пересказу отдельных евангельских и библейских притч, разъяснению религиозных праздников. Нередко звучат слова о мире, миротворческой деятельности церкви, миролюбивой политике Советского государства, слова благодарности в адрес местных властей. По месту работы баптисты характеризуются положительно. Нет случая отказа от принятия присяги и службы в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота юношами-баптистами. Православные верующие неоднократно обращались в Совет по делам религии при Совете Министров СССР с просьбой зарегистрировать религиозное общество православных в Калининграде. Совет настоятельно рекомендует сделать это. Регистрация позволит улучшить контроль за соблюдением законодательства о культах, так как верующие будут собираться в одном месте. Службу будет проводить зарегистрированный церковный служитель. Сектанты не будут иметь возможности переманивать православных верующих в свои секты, что сейчас имеет место. Кроме того регистрация даст возможность более решительно добиваться прекращения деятельности сект, не признающих советского законодательства о религиозных культах и не желающих идти на регистрацию. Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Калининградской области Ю. Махобайский Документ № 21 [25]1 марта 1985 г.– Решение исполнительного комитета Калининградского областного Совета народных депутатов о регистрации православного общества верующих в г. Калининград В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» и в целях упорядочения контроля за их деятельностью исполнительный комитет областного Совета народных депутатов решил: 1. Принять предложение Калининградского горисполкома о регистрации общества православных верующих в Калининграде. 2. Просить Совет по делам религий при Совете Министров СССР принять соответствующее постановление. Председатель облисполкома В. Логинов Секретарь облисполкома Н. Ливанова Документ № 22[26]4 сентября 1985 г.– Решение исполнительного комитета Калининградского городского Совета народных депутатов об отводе русской православной общине г. Калининграда земельного участка в Октябрьском районе по ул. Тенистая Аллея Исполнительный комитет городского Совета народных депутатов решил: 1. Отвести русской православной общине г. Калининграда в бессрочное пользование земельный участок площадью 0,8 га под реконструкцию существующего здания бывшей кирхи «Юдиттен» по ул. Тенистая Аллея для размещения в ней русской православной церкви. Границы и площадь участка уточнить при проектировании. 2. Русской православной общине г. Калининграда: а) получить в архитектурно-планировочном управлении горисполкома паспорт исходных данных для проектирования и в управлении горкомхоза акт на право пользования земельным участком; б) зарегистрировать строительство в межрайонном бюро технической инвентаризации; в) одновременно с началом строительства русской православной церкви благоустроить прилегающую парковую зону в границах отвода. Председатель исполкома: Б. А. Фомичев Секретарь исполкома: М. А. Зотов Документ № 23 [27]22 апреля 1986 г.– Краткая историческая справка, подготовленная старшим искусствоведом института «Спецпроектреставрация» г. Москвы Датиевой Н. С. Кирха Юдиттен, расположенная на юго-западной окраине города, древнейший памятник архитектуры Калининградской области. Она построена в конце XIII века. Одни исследователи датируют кирху 1276 - 1294 гг., другие 1288 - 1298 гг. Кирха названа – «Юдиттен», по имени дворянина Юдетуса, которому были пожалованы здесь земельные владения. Уже в начале XIV века кирха была местом паломничества и в течение долгих веков считалась одним из самых почитаемых евангелических храмов Восточной Пруссии. Здание кирхи сложилось в несколько строительных периодов. Наиболее древняя часть – стены церкви и алтарь, выстроенные из больших валунов на известково-песчанном растворе с добавлением битой черепицы и кирпича. Алтарь и объем церкви перекрывали своды с нервюрами. С запада к кирхе примыкает колокольня. Она датируется в нижнем ярусе XIV веком. Верхний ярус колокольни и небольшой притвор, соединяющий ее с церковью, были построены в XIX веке. В XIX веке возникли придел и сакристия (т. е. ризница –хранилище церковных ценностей) у северной стены церкви. Сейчас от северного придела и сакристии уцелели только фундаменты. Здание руинировано. Утрачены своды, нет западного притвора, разобраны верхние части колокольни. И, тем не менее, восстановление уникального древнего памятника архитектуры возможно. Найдены планы, разрезы, фотографии здания, его текстовые описания, которые активно используются реставраторами при разработке проекта восстановления. Кирха Юдиттен расположена на живописном холме, у подножия которого было кладбище, имеются посадки вековых деревьев. Восстановление памятника надо решать комплексно. Необходима разработка мероприятий по благоустройству территории, по приведению в порядок, в частности, жилого дома к северу от церкви. Примечания: [1] ГА КО, ф. 246, оп 2, д. 11, л.2. [2] Там же, л. 3 [3] Г. Г. Карпов, председатель Совета по делам РПЦ при совете министров СССР с сентября 1943 г. по февраль 1960 г. [4] ГА КО, ф. 246, оп 2, д. 11, л.14. [5] Там же, оп 1, д. 5, л.48-50. [6] Там же, оп 2, д. 18, л.5-6. [7] «Положение об управлении Русской Православной Церковью». Действовало в 1945 - 1988 гг. [8] ГА КО, ф. 246, оп 2, д. 18, л.10. [9] См. примечание [7]. [10] ГА КО, ф. 246, оп 1, д. 6, л.9-10. [11] В 1945 г. [12] ГА КО, ф. 246, оп 2, д. 18, л.14. [13] Там же, л. 27. [14] Там же, оп. 1, д. 7, л. 1-5. [15] Там же, л.6-7. [16] Там же, оп. 2, д. 20, л. 4. [17] Там же, л.5. [18] Там же, оп. 1, д. 7, л. 8. [19] Там же, д. 8, л. 7-9. [20] Там же, д. 7, л. 12. [21] Там же, оп. 2, д. 21, л. 5. [22] Там же, л. 22. [23] Там же, л. 24. [24] Там же, оп. 3, д. 1, л. 1-3. [25] Там же, д. 5, л. 1. [26] Там же, л. 5 . [27] Там же, л. 14. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история Церкви |
|