отрывок из текста 1847 года (орфографию пытался сохранить. В тексте речь идет о том, кто же более из нас русский )
О споре между южанами и северянами на счет их россизма
Здесь должно упомянуть, что такое Украина, что такое Казаки, что Малая Россия, что Мало-Россы? Эти вопросы
всякому покажутся известными, но дело в том, что очень не всякий имеет от них точное, определенное понятие. В этой мысле убеждают меня ежедневныя наслышки из общего мнения. По большей части, в Москве, Мало-Россом слывется тот, кто из Черниговской или Полтавской губернии; Казаками слывут люди военные, – конные; Украиною, хоть Харьковская или Полтавская губерния. Мы заметим следующее:
Весь Русский народ, так как он есть ныне, по огромности своей (удивительная вещь!), резделился только на две ветви
(между тем как другие народы распались на многия отрасли); этих ветвей иначе назвать нельзя, как только по местоположению, Северною и Южною, или, иначе, Северянами и Южанами. Главное условие разделения одного и того же огромного народа на эти ветви было во взаимном, постепенном уклонении в языке. Это уклонение называется наречием; отсюда наречие Северное и наречие Южное.
Так только понять то и другое можно, так только то и другое называть должно.
Здесь нельзя не упомянуть о важном споре между Южанами и Северянами на счет их Россизма (здесь подразумеем мнение черни, простолюдия).
По мнению Московитян, на пример, тот только настоящий Русский, кто умеет говорить по настоящему, т.е. по-Русски, а это значит по-Северному.
Горе Южанину; вы можете знать в совершенстве Северное Русское наречие или, так называемый, Русский язык, можете даже почти совершенно подделаться под Северный выговор, но горе вам, если вы спотыкнулись в малейшем оттенке в выговоре; вам скажут: “Вы верно из Немцев?” или “Вы верно не здешний?” и тогда, любезный мой Южанин, называйся как тебе заблогорассудится , Испанцем, Прусаком, Халдонцем, или Тарапанцем, все равно, все ты не Русский, и Московскому простолюдину чуждо слово Россъ, и будет этот Росс велик или мал, для него все равно, только он убежден, что он не Русский, а Поляк, или Хохол, или Литва, или Козак, или Украинец, или что-либо похожее;
словом что он не свой. И в самом деле, можно ли человека почесть своим, который не носит красной или цветной рубашки, называет щи борщом, и не говорит хорошо, а добре.
Правда, это мнение механическое, и по сему, происходящее от неведения, есть, конечно a La borodach, не более, не смотря на это, оно вкрадывается очень, очень часто в круг безбородый. Но этого мало, как часто и те из числа бозбородых, которые даже имеют претензию на ученость, на образованность, или, по крайней мере, на основательность своего суждения, увлекаются мнением a La borodach.
Но зато и Южане, в свою очередь, не допускают Северян участвовать в Россизме; как ни называй себя они Русскими, все таки они не Русине, а Москаль, Липовань, и Кацап. По мнению Южан, настоящая русь простирается только до таких пределв, до коих живут Южане, а все прочее Московщина.
Впрочем, спор этот утешителен, обеим сторонам приносит равную честь; однако, не смотря на это, обе стороны не охотно пользуются этой честью, ибо одна другую оглушает. В этом споре сих двух Русских братьев о наследстве участвовала судьей вся Европа и отчасти Азия; единодушно решено всеми народами в пользу Южан. И действительно, по понятию всех народов, Русь от Карпатов простиралась только по Глухов и Витебск, а то все рочее было Московщина. Напрасно Грозный, и Величавый Алексей именовались Царями всея Великая, и Малыя, и Белыя России; все еще в актах Европы, Русью именовалась только Галиция, Подолье и Волынь.
Меж тем, много, много пожертвований делали Северяне, чтобы Европа и Азия возвратила им их имя, и только 1812 год заставил Поляков, Мадяров и Французов распространить пределы Руси по всей Московии, но несмотря на это, соседние народы надолго не забудут имя Москалей.
И по делом! Если отец твой и твоего родного брата был Иван, то по какому праву можешь думать, что ты только Иванович, тебе только так называться?
О споре между южанами и северянами на счет их россизма. Д. Венелин 1847 г. журнал “Чтения в Обществе истории и древностей российских“
Комментировать (0)