Имре Надь

Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история
В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953-1956

Травин Д. Европейская модернизация
ВЕНГРИЯ Кадар реформы партия
Председателем Совета министров страны стал Имре Надь, человек несколько иного плана,
Пока Надь находился у власти, в Венгрии был приостановлен процесс …

Киссинджер Г. Дипломатия Венгрия
Через два года, после свержения Георгия Маленкова в Москве, Надь был снят
Начались репрессии против художников и интеллектуалов, а Имре Надь был

Россия (СССР) в войнах второй половины XX века
Имре Надь выступил по радио с речью, в которой говорилось, что «правительство осуждает взгляды
В интересах прекращения кровопролития, говорил Имре Надь,

Козлов В. Обманутая, но торжествующая Клио
будущий лидер венгерских коммунистов Имре Надь. Его судьба в 1956 г., т.е. в … Надь был на Урале.
Его воображение позволило ему соединить убийство

Рейфман П. Из истории русской, советской и постсоветской цензуры
На место Ракоши – сталинского ставленника приходит Имре Надь.
Он не противник социализма, … Надь скрывается в Югославском посольстве.

Травин Д. Европейская модернизация
ЧЕХОСЛОВАКИЯ ПРАЖСКАЯ ВЕСНА КПЧ …Уже в 1954 г., когда в соседней Венгрии И. Надь еще даже не примерял лавры радикального реформатора, на пленуме ЦК КПЧ – компартии Чехословакии раздавалась

Новейший философский словарь
куда входили пролетариат, крестьянство, мелкая буржуазия и представители буржуазии (напр., С. Миколайчик в Польше, Ф. Надь и др. в Венгрии, Г. Татареску

   Комментировать (119)

См. также Uncategorized Rinat 07/06/2008



  • daydayflietly

    Ольсен Г. О циклической и линейной концепциях времени в трактовке античной и раннесредневековой истории Со времен Канта принято говорить о времени и пространстве как о категориях субъекта. Возможно, многие историки продолжают думать, что время в одном из своих значений — это нечто “нездешнее”, что оно наподобие аристотелевского гармонического небесного движения, как меры времени, или хронологического векового времени 3. Кракауэра. Тем не менее истина Августина, что время имеет субъективный характер, существуя в восприятии субъекта, также получила известность и распространение в виде более современной идеи о существовании множества представлений о времени. Например, время литургии и время купцов, в каждом из которых отражается особая культура и исторический контекст, возможно, классовая принадлежность или профессия 6. Благодаря фундаментальному исследованию Ф. Броделя о Средиземноморье эпохи Филиппа II, для нас стала привычной идея об одновременном существовании разных временных пластов

  • loufFlefseedy

    Кабальеро К. Фашизм в славянских странах 1919-1945 “Фашизм органически чужд славянству”, “фашизм и славянство несовместимы” — не правда ли, мы часто это слышим, в равной степени от красных шизофреников с их старческим маразмом, от либеральных демагогов, реакционных горе-патриотов, искренне считающих что для составления мировоззрения хватит пары брошюр разоблачающих жидо-масонский заговор, да и особо рьяные, “истинные НС”, гитлерофилы, с парадоксальным мазохизмом твердящие о “безвольной славянщине” не отстают от них.
    Оставим их при собственном мнении. Нас же интересует историческая правда. Ниже представлен отрывок из книги испанского историка Карлоса Кабальеро “Неизвестные фашизмы” (Carlos Caballero “Los Fascismos desconicidos 1919-1945 CEDADE, Madrid 1982, перевод А.М. Иванова), который поможет вам узнать как все было на самом деле.

  • Wrinnerne

    Арсланова А. Причина войны улуса Джучи с хулагуидским Ираном Несмотря на то, что монголам в результате неоднократных попыток на протяжении десятков лет так и не удалось завоевать Сирию, тем не менее, за короткое время им удалось утвердиться на обширной территории Передней Азии. На территории завоеванного Ирана Хулагу основал собственное государство, столицей для которого он определил Марагу, а затем Табриз, т. е. в качестве центральной его области был выбран Азербайджан. В состав государства вошли Армения, Грузия, Азербайджан, большая часть Малой Азии, Месопотамия и другие страны. В 1261 г. Хубилай-хан признал его правителем этих земель и пожаловал титул «ильхана» (т. е. владыки народа или племени). С того момента и вспыхнула вражда между Джучидами и Хулагуидами.

  • loufFlefseedy

    Черчилль У. Мировой кризис Новое правительство было образовано в первое же утро после того, как стали известны результаты выборов. Я получил обещание от премьер-министра, что он при первой же возможности восстановит старую систему кабинетского правительства. Но этого не удалось сделать сразу. Пять членов военного кабинета, которые одни только были ответственны за свою политику и которым в теории подчинялись статс-секретари и прочие министры, не обнаруживали склонности распределить свои полномочия среди более широкого круга лиц. Прошло более года, прежде чем восстановилась нормальная конституционная обстановка. Но ее необходимость была принципиально признана с самого же начала.

  • loufFlefseedy

    Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия Осенью 1906 г. я решил заняться специально организацией масонов в России. Я находил, что это — единственная организация, которая, если сумеет твердо основаться, в состоянии будет достичь нужных результатов для России. Но я боялся, что масонство не особенно вяжется с натурой русского человека. Мало сделаться масоном, надо им быть. Необходимо проникнуться необходимостью соблюдения тех ритуалов, тех обрядностей, того порядка заседаний, и наконец той дисциплины, без которых работа масонов немыслима. Не только работа в смысле заседаний, а в смысле достижения той цели, которая намечается. Лишь при строгом соблюдении всех условий достигается та сила, которой пользуются масоны в Европе. Лишь при безусловном подчинении младших степеней старшим масоны достигают желаемых результатов. Весь вопрос в строгой дисциплине. Масонство в Европе достигло того, что правительства прислушиваются к решениям масонов. В Европе во всех органах управления имеются масоны. Они в курсе всего правительственного механизма, в курсе всей экономической жизни страны. Масоны были в России давно, но они всегда преследовались, т. к. правительство всегда боялось упускать из своих рук власть. Александр I был сам масон, и сам же в конце концов испугался их, и предал их. Страх правительства настолько был велик, что при Николае I в присягу была введена фраза не принадлежать к масонам. Все декабристы были масоны. И если проследить историю масонов, то становится ясным, что масоны представляют силу, с которой правительству приходится считаться.

  • Sluflalmoxill

    Макиавелли Н. Государь
    Союзнические войска — еще одна разновидность бесполезных войск — это
    войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты. Такими
    войсками воспользовался недавно папа Юлий: в военных действиях против
    Феррары он увидел, чего стоят его наемники, и сговорился с Фердинандом,
    королем Испанским, что тот окажет ему помощь кавалерией и пехотой. Сами по
    себе такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но
    для того, кто их призывает на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение
    их грозит государю гибелью, а победа — зависимостью.
    Несмотря на то что исторические сочинения содержат множество подобных
    примеров, я хотел бы сослаться на тот же пример папы Юлия. С его стороны это
    был крайне опрометчивый шаг — довериться чужеземному государю ради того,
    чтобы захватить Феррару. И он был бы наказан за свою опрометчивость, если
    бы, на его счастье, судьба не рассудила иначе: союзническое войско его было
    разбито при Равенне, но благодаря тому, что внезапно появились швейцарцы и
    неожиданно для всех прогнали победителей, папа не попал в зависимость ни к
    неприятелю, ибо тот бежал, ни к союзникам, ибо победа была добыта не их
    оружием. Флорентийцы, не имея войска, двинули против Пизы десять тысяч
    французов — что едва не обернулось для них худшим бедствием, чем все, какие
    случались с ними в прошлом. Император Константинополя, воюя с соседями,
    призвал в Грецию десять тысяч турок, каковые по окончании войны не пожелали
    уйти, с чего и началось порабощение Греции неверными.
    Итак, пусть союзническое войско призывает тот, кто не дорожит победой,
    ибо оно куда опасней наемного. Союзническое войско — это верная гибель
    тому, кто его призывает: оно действует как один человек и безраздельно
    повинуется своему государю; наемному же войску после победы нужно и больше
    времени, и более удобные обстоятельства, чтобы тебе повредить; в нем меньше
    единства, оно собрано и оплачиваемо тобой, и тот, кого ты поставил во главе
    его, не может сразу войти в такую силу, чтобы стать для тебя опасным
    соперником. Короче говоря, в наемном войске опаснее нерадивость, в
    союзническом войске — доблесть.

  • aroutrack

    Арон Р. Историческое объяснение
    Достаточно, например, сказать “Марафонская битва”, чтобы применить понятие, ибо битва есть понятие, и когда говорят “Марафонская битва”, то предполагают, что происшедшее в этот день в 42 километрах от Афин относится к тому же классу, что и случившееся днем в декабре 1805 года в Аустерлице. Другими словами, когда говорят “Аустерлицкая битва” или “Марафонская битва”, то уже сконструированной реальностью заменяют серию впечатлений, пережитых участниками событий. И такая конструкция создается только с помощью представлений или понятий. Добавлю, что именно благодаря историку Марафонская или Аустерлицкая битва получает свою целостность. Относительно Марафонской или Аустерлицкой битвы можно сказать, что целостность, если хотите, была предвосхищена в пережитом. Но во многих случаях сконструированные события получают свою целостность от историка, хотя участниками они не пережиты как составляющие целостность. Наиболее известный пример – это Пелопоннесская война, описанная Фукидидом. В значительной степени именно Фукидид представил целостность Пелопоннесской войны. Именно он осмыслил первую половину войны между Афинами и Спартой, затем перемирие благодаря Никию. Вторая половина войны представляет собой только одно событие, одну целостность, которая называется Пелопоннесской битвой. Не исключено, что то же самое можно сказать, как об этом заявил однажды генерал де Голль, о двух войнах XX века, – 1914–1918 и 1939–1945 годов: это лишь одна тридцатилетняя война, которая была развязана дважды с перемирием в двадцать лет.

  • Blubbilikix

    Франц фон М. Алхимия Греческая алхимия Поиск бессмертия — это фактически поиск сущности человека, которая неподвластна смерти, той важнейшей части человеческого существа, которую можно сохранить. Таким образом, можно сказать, что стремление к бессмертию, поиск вечного в человеке. лежит в основе алхимии. Можно утверждать, что влечение и интерес к феномену материи не является прерогативой современной науки, подлинное эмоциональное желание найти бессмертную сущность человека всегда стимулировали стремление постигнуть тайну материи.
    Это стремление существовало практически до XVII века со всеми позднейшими теориями эликсира жизни, фармакона (греч. pharmakon) жизни и т.д. Говоря языком современной психологии,; нечто бессмертное, способное пережить смерть, можно определить как один из аспектов Самости, как стремление обрести свою вечную сущность. В трактате Олимпиодор говорит о золоте, которое добывают муравьи из земли эфиопской. В основе этого фрагмента лежит) миф об аримаспах (По преданию, один из сказочных народов древней; Индии, у которых есть муравьи, добывающие золото.— Прим. ред.]” Индии, которая наряду с Эфиопией пользовалась в то время репутацией чудесной страны. В древнегреческих произведениях об Александре Македонском приводится множество его поддельных писем,” в которых он рассказывает своей матери Олимпии об Индии, сообщая, например, что брамины, самые мудрые и набожные люди на земле, ходят обнаженными. В древнегреческих географических произведениях неизменно повторялось, что черные жители Эфиопии были самыми набожными и добродетельными людьми в мире. Отметим также, что в процессе своего интеллектуального развития греки, утратили то непосредственное первобытное религиозное отношение к миру, которое, насколько нам известно, было общим достояние»! всех первобытных цивилизаций.

  • Sluflalmoxill

    Лихачев Д. Мифы о России старые и новые
    Н. Бердяев постоянно отмечал поляризованность русского характера, в котором странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевная тонкость с грубостью, крайнее свободолюбие с деспотизмом, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с национальной гордыней и шовинизмом.
    Другая причина в том, что в русской истории играли огромную роль различные “теории”, идеология, тенденциозное освещение настоящего и прошлого. Приведу один из напрашивающихся примеров: петровскую реформу. Для ее осуществления потребовались совершенно искаженные представления о предшествующей русской истории. Раз необходимо было большее сближение с Европой, значит, надо было утверждать, что Россия была совершенно отгорожена от Европы. Раз надо было быстрее двигаться вперед, значит, необходимо было создать миф о России косной, малоподвижной и т.д. Раз нужна была новая культура, значит, старая никуда не годилась. Как это часто случалось в русской жизни, для движения вперед требовался основательный удар по всему старому. И это удалось сделать с такою энергией, что вся семивековая русская история была отвергнута и оклеветана. Создателем мифа об истории России был Петр Великий. Он же может считаться создателем мифа о самом себе. Между тем Петр был типичным воспитанником XVII века, человеком барокко, воплощением заветов педагогической поэзии Симеона Полоцкого – придворного поэта его отца, царя Алексея Михайловича.
    В мире еще не было мифа о народе и его истории такого устойчивого, как тот, что был создан Петром. Об устойчивости государственных мифов мы знаем и по нашему времени. Один из таких “необходимых” нашему государству мифов – это миф о культурной отсталости России до революции. “Россия из страны неграмотной стала передовой…” и т.д. Так начинались многие бахвальные речи последних семидесяти лет. Между тем исследования академика Соболевского по подписям на различных официальных документах еще до революции показали высокий процент грамотности в XV-XVII веках, что подтверждается и обилием берестяных грамот, находимых в Новгороде, где почва наиболее благоприятствовала их сохранению.

  • BeauCkket

    Егоров В. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.
    Изучение Золотой Орды является одной из традиционных тем русской и советской исторической науки. Интерес к ее истории связан с решением целого ряда конкретных проблем, касающихся не только путей развития самого кочевнического общества, но также и его взаимодействия с окружавшими оседлыми народами. На протяжении длительного времени Золотая Орда играла особую, крайне реакционную роль в политическом, общественном и культурном развитии разнообразного и многочисленного населения обширного историко-географического региона. В конкретно сложившейся исторической ситуации XIII—XIV вв. особую и наиболее длительную тяжесть монгольского гнета испытали на себе русские земли. Однако в историографическом разрезе оценка влияния проводимой золотоордынскими ханами политики рассматривалась далеко не однозначно. В трудах отдельных крупных представителей дореволюционной науки Золотой Орде, в частности, приписывалась роль фактора, ускорившего консолидацию русских земель и содействовавшего становлению государственности. Некоторые ученые недооценивали всю тяжесть монгольского гнета и глубину его влияния на торможение объективных исторических процессов, происходивших в русских княжествах. Несостоятельность подобных утверждений была показана в целом ряде исследований советских историков. Несмотря на это, в отдельных работах до последнего времени встречаются суждения, трактующие какие-то положительные аспекты наличия монгольского государства в Европе и его влияния на Русь. В качестве примера можно привести мнение Л.Н. Гумилева о том, что Золотая Орда служила Руси прикрытием от нападений с востока,* причем в результате этого «Русь успела окрепнуть и усилиться».1) Такое утверждение основано на явном историко-географическом заблуждении, так как с востока на Русь никто и не пытался нападать: все территории, вплоть до океанского побережья, были подвластны монголам. Зато сами они на протяжении XIII—XIV вв. неоднократно вторгались в русские пределы, а отнюдь не являлись преградой этому.

  • Wrinnerne

    Леонтьев К. Чем и как либерализм наш вреден?
    Либерализм, как идея по преимуществу отрицательная, очень растяжима и широка. В
    России либералов теперь такое множество и личные оттенки их до того мелки и
    многозначительны, что их и невозможно подвести под одну категорию, как можно,
    например, подвести под таковую нигилистов или коммунаров.
    У последних все просто, все ясно, все исполнено особого рода преступной логики и
    свирепой последовательности. У либералов все смутно, все спутано, все бледно,
    всего понемногу. Система либерализма есть, в сущности, отсутствие всякой
    системы, она есть лишь отрицание всех крайностей, боязнь всего последовательного
    и всего выразительного.
    Эта-то неопределенность, эта растяжимость либеральных понятий и была главной
    причиной их успеха в нашем поверхностном и впечатлительном обществе.
    Множество людей либеральны только потому, что они жалостливы и добры; другие
    потому, что это выгодно, потому, что это в моде: “Никто смеяться не будет!” К
    тому же и думать много не надо для этого теперь. В 60-х и 70-х годах быть
    умеренным либералом стало так же легко и выгодно, как было выгодно и легко быть
    строжайшим охранителем в 30-х и 40-х годах.
    В 30-х и 40-х годах только консерваторы пользовались уважением; только они
    делали карьеру и составляли себе состояние. Либералы в то время казались или
    слишком опасными, или смешными. В то время, чтобы быть либералом, действительно
    нужно было мыслить (правильно или нет — это другой вопрос), ибо среда не
    благоприятствовала либерализму. Тогда либерализм не был ни дешевым фрондерством
    земского деятеля против губернатора, ни жестокостью мирового судьи к старой
    помещице, выведенной из терпения слугами, ни фразами адвоката в защиту бунтующей
    молодежи, ни завистливой оппозицией “белого” священника монаху-епископу и т. д.
    Тогда либерализм был чувством личным и живым; он был тогда великодушием, во
    многих случаях — отвагой. Теперь же либералами у нас (по выражению Щедрина)
    заборы подпирают..

  • aroutrack

    Ключников Ю. На великом историческом перепутье Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собою пять лекций по социологии международных отношений. Две последние лекции, посвященные России и Ленину1, входили в курс “Истории русской политической мысли”, прочитанный мною в Париже в июне 1920 года (в числе других курсов, прочитанных русскими профессорами от имени “Русской Академической Группы”). Вторая и третья лекции о Германии и империализме, Америке и федерализме составляют развитие мыслей, изложенных мною в книге “Интернационализм. – Основные вопросы международных отношений”, изданной в самом начале 1918 г., а также – в обширном докладе о “Программах мира”, прочитанном мною в Московском Юридическом Обществе 10-го февраля 1918 г.

  • Скрынников Р. Россия накануне смутного времени

    Скрынников Р. Россия накануне смутного времени
    Глава 1 Наследие Грозного<
    >
    Система централизации, основанная на противопоставлении «двора» и земщины, обнаружила свою непрочность. Правительству пришлось пожать плоды политики, в основе которой лежал принцип «разделяй и властвуй». Опекунский совет не мог осуществлять своих функций из-за нежелания «дворовых» чинов отказаться от власти. В свою очередь земская знать прибегла к местничеству, чтобы устранить худородных руководителей «двора». Окончательный разрыв наступил в связи с приемом в Кремле литовского посольства. «Дворовые» чины, не поделив мест с земцами, отказались допустить бояр в тронный зал, т. е. пошли на неслыханное нарушение традиции. В итоге иноземных послов встретили одни «дворовые» бояре – князь Ф. М. Трубецкой и Б. Ф. Годунов

  • http://Глава1НаследиеГрозного Скрынников Р. Россия накануне смутного времени

    Наследие Грозного

    Реформы и террор Грозного на многие годы определили характер политического развития Русского государства. Опричнина расколола верхушку феодального дворянства – так называемый государев двор – на две противостоявшие друг другу половины. Подле старого, земского двора появился его двойник – «особый двор», который называли сначала опричным или удельным, а позже просто «двором».

    Политика «двора» не отличалась последовательностью. В конце правления царя Ивана в ней наметились видимые перемены. Грозный объявил о «прощении» всех некогда казненных по его приказу бояр – «изменников». Посмертную «реабилитацию» опальных современники восприняли как косвенное осуждение массовых опричных избиений. «Дворовая» политика утратила преимущественно репрессивный характер. Казни в Москве прекратились. В одном из последних указов царь предписал строго наказывать холопов за ложные доносы на своих господ .

    Опрично-дворовая политика не раз меняла свой характер, но сам «двор», пережив многократные реорганизации, так и не был окончательно распущен при жизни Грозного. Не имея цельной политической программы, опричнина и «двор» тем не менее неизменно направляли свои усилия к укреплению личной власти царя. Состав «особого двора» не был однородным. Рядовые члены в своей массе принадлежали к низшему, худородному дворянству. Но уже в конце опричнины во «двор» были зачислены князья Шуйские. При кратковременном правлении служилого «царя» Симеона Бекбулатовича Шуйские подвизались в роли удельных бояр князя Иванца Московского. В последние годы жизни царя они состояли на «дворовой» службе. Но какое бы почетное положение при «дворе» ни занимали Шуйские, они никогда не руководили опричной политикой. Подлинным правительством, с помощью которого царь самовластно правил страной, была ближняя, «дворовая» дума.

  • Скрынников Р. Россия накануне смутного времени

    Скрынников Р. Россия накануне смутного времени
    Глава 2 Кризис власти

    Годунов прекрасно понимал, что кончина Федора приведет к мгновенному крушению его власти. В поисках выхода он вступил в переговоры с австрийским двором. В 1585 г. из Москвы в Прагу прибыл посол Лука Новосильцев с секретными инструкциями от Годунова и Щелкалова. По словам участника посольства Я. Заборовского, в Праге послы узнали о смертельной болезни царя Федора и прониклись уверенностью, что по возвращении в Москву не застанут его живым. В итоге пражских переговоров посол тайно договорился с австрийцами о том, что в случае смерти Федора вдова царица Ирина Годунова выйдет замуж за одного из братьев австрийского императора, который станет князем и коронованным царем московитов .

  • Скрынников Р. Россия накануне смутного времени

    Скрынников Р. Россия накануне смутного времени
    Глава 2 Кризис власти

    Знатный земский дворянин М. Головин, попав ко двору Батория, нарисовал картину полного безвластия, воцарившегося в Москве. Головин настойчиво советовал польскому королю идти ратью на русскую землю, «куда захочет: где, деи, не придет, тут все ево будет. Нихто, деи, против его руки не поднимет для того, рознь де… сказывают, в твоих (царя Федора. – Р. С.) государевых боярах великую, а людем строенья нет; и для, деи, розни и настроения служити и битися нихто не хочет…» . Говоря о том, что в Москве «никто не хочет служить», Головин имел в виду, конечно, земскую знать. Его слова находят косвенное подтверждение в таких авторитетных источниках, как книги Разрядного приказа. На основании Разрядов можно установить как бесспорный факт, что Годунов и Щелкалов на протяжении первого года царствования Федора ни разу не собирали земское дворянское ополчение, а для военных действий в Подмосковье использовали исключительно «дворовых» воевод . Как видно, правительство, напуганное участием многих земских дворян в апрельском мятеже, опасалось собирать крупные военные силы под началом знатных земских бояр. Процесс разрушения сильной централизованной власти, начавшийся после смерти Грозного, продолжался безостановочно. Авторитет недееспособного царя падал все ниже. К тому же Федор обладал слабым здоровьем, и ему предрекали короткую жизнь. Самодержец едва не умер в конце первого года царствования.

  • Скрынников Р. Россия накануне смутного времени

    Скрынников Р. Россия накануне смутного времени
    Глава 2 Кризис власти

    Положение Годунова в самом деле было недостаточно прочным. Против него выступали и народ, и «великие» бояре. Хотя первая вспышка народных волнений в столице была подавлена, но глубокое брожение в народе продолжалось. Движение низов носило антифеодальный характер. Как всегда, значительное влияние на настроения в столице оказывали бояре, которые через свою многочисленную клиентуру стремились направить недовольство масс против Годуновых. Попытка возврата к продворянскому курсу Грозного привела к неожиданным последствиям. То, что удавалось сильному правительству Ивана IV, оказалось не под силу слабому правительству его ничтожного сына. Власти явно недооценили сопротивление светской и духовной знати мерам против «тарханов». Покушение на иммунитетные привилегии аристократии и возврат к репрессиям вызвали оппозиционные настроения, которые подорвали и без того слабый авторитет правительства.

  • Скрынников Р. Россия накануне смутного времени

    Скрынников Р. Россия накануне смутного времени
    Глава 2 Кризис власти

    Опекунский совет, назначенный Грозным, окончательно распался в связи с болезнью Н. Р. Юрьева и пострижением И. Ф. Мстиславского. Новая ситуация в Москве получила отражение в польских источниках, отличавшихся большой достоверностью. К их числу относится отчет гродненского капитана Белявского о тайной беседе с переводчиком русского посольства, возвращавшегося в Москву из Праги. Толмач Яков Заборовский, поляк по рождению, еще до того, как попал в московский плен и стал служить в Посольском приказе, в течение десяти лет состоял под началом у Белявского. С помощью всевозможных уловок Заборовский добился свидания с Белявским и после клятвы на распятии о неразглашении тайны подробно рассказал ему о московских делах. Беседа состоялась в начале мая 1585 г., но сведения Заборовского отражали положение, сложившееся в Москве на начало года. По словам толмача, «московиты окончательно договорились между собой, и из них только двое держат в своих руках управление всей страной и царством Московским. Одного из них зовут Борисом Федоровичем Годуновым… А другой временный правитель или нечто вроде этого – Андрей Щелкалов…». Заборовский полагал, что «положение Щелкалова более прочное, чем у зятя князя»

  • Скрынников Р. Россия накануне смутного времени

    Скрынников Р. Россия накануне смутного времени
    Глава 2 Кризис власти

    Расходные книги кремлевского Чудова монастыря сохранили запись о том, что 14 мая 1586 г. монахи закупали военные припасы «для осадного времени» . Факт осады Кремля получил отражение в официальных документах в извращенном виде. Русские послы за рубежом попытались опровергнуть неблагоприятную информацию, но их заявления невольно выдали истину. Царский гонец, снаряженный в Польшу в конце 1586 г., получил следующий наказ: «А буде взмолвят, за что же в Кремли-городе в осаде сидели и сторожи крепкие учинили?.. того не бывало, то нехто сказывал негораздо, бездельник. От ково, от мужиков, в осаде сидеть? А сторожи в городе и по воротам, то не ново, издавна так ведетца для всякого береженья». Прибывшие в Польшу в начале 1587 г. «великие послы» не только подтвердили вышеизложенную версию, но и дополнили ее некоторыми подробностями насчет «береженья» Кремля: «И дети боярские, и прикащики по воротам, и стрельцы живут для всякого береженья и на государьском дворе живут, переменяясь, для огня, для пожара» .
    Из разъяснений дипломатов следует, что выступления «мужиков», т. е. московского посадского населения, вынудили правительство ввести в столице осадное положение. В повестях и летописях XVII в. московские волнения получили тенденциозное освещение. «Повесть како отомсти» сообщает, что «всенародному собранию московских людей множеству» стало известно об умышлении Бориса на Шуйских, после чего народ решил побить Бориса и весь его род камнями . За туманными фразами «Повести» с трудом угадываются контуры народного мятежа, заставившего Годунова сидеть в осаде в Кремле. Составленная при царе Василии Шуйском «Повесть» с очевидным пристрастием описывала события 20-летней давности. Но аналогичную картину нарисовал и автор «Нового летописца», близкий ко двору Романовых. По его словам, гости и всякие московские торговые люди черные – все стояли за Шуйских в их столкновении с Годуновыми

 



Rambler's Top100 sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.