Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Толерантность

(сборник ред. Мчедлов М.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Приложение 1. Международные и отечественные документы о толерантности

 

ДЕКЛАРАЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ

НЕТЕРПИМОСТИ И ДИСКРИМИНАЦИИ

НА ОСНОВЕ РЕЛИГИИ ИЛИ УБЕЖДЕНИЙ

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г .

«Генеральная Ассамблея,

принимая во внимание, что [...] достоинство и равенство присущи каждому человеку и что все государства-члены обязались предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций для содействия и поощрения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка или религии,

принимая во внимание, что во Всеобщей декларации прав человека и в международных пактах о правах человека провозг лашаются принципы недискриминации и равенства перед зако ном и право на свободу мысли, совести, религии или убеждений,

принимая во внимание, что игнорирование и нарушение прав человека и основных свобод, в частности права на свободу мысли, совести, религии или убеждений любого рода, являются прямо или косвенно причиной войн и тяжелых страданий человече ства, особенно когда они служат средством иностранного вме-

335


шательства во внутренние дела других государств и приводят к разжиганию ненависти между народами и государствами,

принимая во внимание, что религия или убеждения явля ются для каждого, кто их придерживается, одним из основных элементов их жизни и что свободу религии или убеждений сле дует полностью соблюдать и гарантировать,

считая важным содействовать пониманию, терпимости и уважению в вопросах свободы религии и убеждений [...],

будучи убеждена в том, что свобода религии или убежде ний должна также содействовать достижению целей всеобщего мира, социальной справедливости и дружбы между народами и ликвидации идеологий и практики колониализма и расовой дискриминации,

отмечая с удовлетворением принятие нескольких и вступ ление в силу некоторых конвенций [...] о ликвидации различных форм дискриминации,

будучи обеспокоена проявлениями нетерпимости и наличием дискриминации в вопросах религии или убеждений, все еще наблюдающимися в некоторых районах мира,

преисполненная решимости принять все необходимые меры к скорейшей ликвидации такой нетерпимости во всех ее фор мах и проявлениях и предупреждать дискриминацию на основе религии или убеждений и бороться с ней,

провозглашает настоящую Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений:

Статья 1

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедо вать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных об рядов и учений.


•  Никто не должен подвергаться принуждению, умаляю щему его свободу иметь религию или убеждения по своему вы
бору.

•  Свобода исповедовать религию или выражать убежде ния подлежит лишь ограничениям, установленным законом и
необходимым для охраны общественной безопасности, поряд ка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод
других лиц.

Статья 2

•  Никто не должен подвергаться дискриминации на осно ве религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц.

•  В целях настоящей Декларации выражение «нетерпи мость и дискриминация на основе религии или убеждений» оз начает любое различие, исключение, ограничение или предпоч тение, основанное на религии или убеждениях и имеющее це лью или следствием уничтожение или умаление признания,
пользования или осуществления на основе равенства прав че ловека и основных свобод.

Статья 3

1. Дискриминация людей на основе религии или убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов Устава Организации Объединенных Наций и осуждается как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав чело века и подробно изложенных в международных пактах о пра вах человека, и как препятствие для дружественных и мирных отношений между государствами.

Статья 4

1. Все государства должны принимать эффективные меры Для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализа-


 


336


337


ции прав человека и основных свобод во всех областях граж данской, экономической, политической, социальной и культурной жизни.

2. Все государства прилагают все усилия по принятию или отмене законодательства, когда это необходимо, для запреще ния любой подобной дискриминации, а также для принятия всех соответствующих мер по борьбе против нетерпимости на осно ве религии или иных убеждений в данной области.

Статья 5

•  Родители или, в соответствующих случаях, законные опе куны ребенка имеют право определять образ жизни в рамках
семьи в соответствии со своей религией или убеждениями, а так
же исходя из нравственного воспитания, которое, по их мне нию, должен получить ребенок.

•  Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в
области религии или убеждений в соответствии с желаниями
его родителей или, в соответствующих случаях, законных опе кунов и не принуждается к обучению в области религии или
убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опе кунов, причем руководящим принципом являются интересы
ребенка.

•  Ребенок ограждается от любой формы дискриминации
на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в
духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и
всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его
энергия и способности должны быть посвящены служению на
благо других людей.

•  Если ребенок не находится на попечении своих родите
лей или законных опекунов, то принимаются должным обра зом во внимание выражаемая ими воля или любые проявления
их воли в вопросах религии или убеждений, причем руководя щим принципом являются интересы ребенка.


5. Практика религии или убеждений, в которых воспиты вается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическо му или умственному здоровью, ни его полному развитию, с со блюдением пункта 3 статьи 1 настоящей Декларации.

Статья 6

1. В соответствии со статьей 1 настоящей Декларации и соблюдением положений пункта 3 статьи 1 право на свободу мыс ли, совести, религии или убеждений включает, в частности, сле дующие свободы:

•  отправлять культы или собираться в связи с религией или
убеждениями и создавать и содержать места для этих целей;

•  создавать и содержать соответствующие благотворитель ные или гуманитарные учреждения;

•  производить, приобретать и использовать в соответству ющем объеме необходимые предметы и материалы, связанные
с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями;

d ) писать, выпускать и распространять соответствующие
публикации в областях;

•  вести преподавание по вопросам религии или убеждений
в местах, подходящих для этих целей;

•  испрашивать и получать от отдельных лиц и организа ций добровольные финансовые и иные пожертвования;

•  готовить, назначать, избирать или назначать по праву
наследования соответствующих руководителей согласно по требностям и нормам той или иной религии или убеждений;

h ) соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправ лять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеж дениями;

i ) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.


 


338


339


Статья 7

Права и свободы, провозглашенные в настоящей Деклара ции, предоставляются в национальном законодательстве таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими пра вами и свободами на практике.

Статья 8

Ничто в настоящей Декларации не должно истолковывать ся в смысле ограничения или отхода от любого права, как оно определено во Всеобщей декларации прав человека и в между народных пактах о правах человека».

ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА I ВЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

Принята в Вене в июне 1993 г .

(Извлечения)

«[...] 15. Уважение прав человека и основных свобод без какого бы то ни было различия является основополагающей 1 нормой международного права в области прав человека. Скорейшее и полное искоренение всех форм расизма и расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости является одной из первоочередных задач международного сообщества. Правительствам следует принимать эффективные меры для их предотвращения и борьбы с ними. К группам, учреждениям, межправительственным и неправительственным организациям, а также к частным лицам обращается настоятельный I призыв активизировать усилия по обеспечению сотрудничества 1 и координации их деятельности в борьбе с этим злом [...] [...] В. Равенство, достоинство и терпимость


1. Расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и другие формы нетерпимости

[...] 19. Всемирная конференция по правам человека рассмат ривает ликвидацию расизма и расовой дискриминации, в част ности в их институционализированных формах, таких, как апартеид или вытекающие из него доктрины расового превосходства или исключительности, или современные формы и проявления расизма, в качестве первоочередной цели международного сооб щества и глобальной программы поощрения прав человека [...]

•  Всемирная конференция по правам человека настоятель
но призывает все правительства принять безотлагательные меры
и разработать действенную политику по предотвращению всех
форм и проявлений расизма, ксенофобии и связанной с ними
нетерпимости и по борьбе с ними путем принятия, в случае не обходимости, соответствующего законодательства, включая
меры уголовной ответственности, и создания национальных
учреждений по борьбе с такими явлениями.

•  Всемирная конференция по правам человека приветству ет решение Комиссии по правам человека назначить Специаль ного докладчика по вопросам о современных формах расизма,
расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними не
терпимости. Всемирная конференция по правам человека так
же обращается ко всем государствам - участникам Междуна родной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации с призывом рассмотреть возможность сделать заявление
согласно статье 14 этой конвенции.

•  Всемирная конференция по правам человека призывает
все правительства принять все надлежащие меры в целях борьбы
с нетерпимостью и связанным с ней насилием на почве религии
или убеждений, включая практику дискриминации женщин и
осквернения мест отправления религиозных культов, исходя из
признания того, что каждый человек имеет право на свободу
мысли, совести, выражения своего мнения и религии. Конферен ция также предлагает всем государствам реализовать на практи-


 


340


341


ке положения Декларации о ликвидации всех форм нетерпимос ти и дискриминации на основе религии или убеждений.

•  Всемирная конференция по правам человека подчерки вает, что все лица, совершающие или санкционирующие совер шение преступных актов, связанных с этнической чисткой, не сут индивидуальную ответственность и отвечают за такие на рушения прав человека и что международному сообществу сле дует приложить все усилия для привлечения к суду всех, кто несет юридическую ответственность за такие нарушения.

•  Всемирная конференция по правам человека призывает все государства в индивидуальном порядке принять незамед лительные меры для борьбы с практикой этнической чистки с целью ее скорейшего прекращения. Жертвы отвратительной практики этнической чистки имеют право на соответствующие и эффективные средства правовой защиты [...]

[...] 82. Правительствам, при содействии межправитель ственных организаций, национальных учреждений и неправи тельственных организаций, следует содействовать расширению осведомленности в области прав человека и взаимной терпи мости. Всемирная конференция подчеркивает значение активизации Всемирной кампании по информированию общественно сти в области прав человека, проводимой Организацией Объе диненных Наций. Им надлежит начать процесс обучения в об ласти прав человека и оказывать этому процессу поддержку, а также организовать эффективное распространение в обществе информации о правах человека [...]»

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Принята на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 ноября 1995 г .

«Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в


Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конферен ции 25 октября - 16 ноября 1995 г .,

Преамбула

памятуя о том, что Устав Организации Объединенных На ций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполнен ные решимости избавить грядущие поколения от бедствий вой ны […] вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности [...] и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,

напоминая, что [...] «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,

напоминая также, что во Всеобщей декларации прав чело века провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «Должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),

принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

•  Международный пакт о гражданских и политических правах,

•  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

•  Международную конвенцию о ликвидации всех форм ра совой дискриминации,

•  Конвенцию о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него,

•  Конвенцию о правах ребенка,

•  Конвенцию 1951 г . о статусе беженцев, а также Протокол 1967 г ., касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

- Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,


 


342


343


 


•  Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчело вечных и унижающих достоинство видов обращения и нака зания,

•  Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дис криминации на основе религии или убеждений,

-Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

-Декларацию о мерах по ликвидации международного тер роризма,

- Венскую декларацию и Программу действий всемирной
конференции по правам человека,

- Декларацию и Программу действий, принятые на Всемир ной встрече на высшем уровне в интересах социального разви тия, состоявшейся в Копенгагене,

•  Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

•  Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с диск риминацией в области образования,

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

учитывая рекомендации региональных конференций, [...] а также выводы и рекомендации других конференций и совеща ний, организованных государствами - членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толе рантности,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в пос леднее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксе нофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитиз ма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отноше нию к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществ ляющих свое право на свободу мнений и выражение убежде-

344


ний, представляющими угрозу делу укрепления мира и демок ратии на национальном и международном уровнях,

обращая особое внимание на обязанность государств-чле нов развивать и обеспечивать уважение прав человека и основных свобод для всех без различия по признаку расы, пола, язы ка, национальной принадлежности, религии или состояния здо ровья, и бороться с проявлениями интолерантности,

принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,

преисполненные решимости сделать все необходимое для утвер ждения идеалов толерантности в обществе, поскольку толеран тность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического разви тия всех народов, мы заявляем следующее:

Статья 1 - Понятие терпимости

•  Терпимость означает уважение, принятие и правильное
понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм
самовыражения и проявление человеческой индивидуальности.
Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мыс
ли, совести и убеждений. Терпимость - это единство в многооб разии. Это не только моральный долг, но и политическая и пра вовая потребность. Терпимость - это то, что делает возмож ным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

•  Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это, прежде всего активное отношение, фор мируемое на основе признания универсальных прав и основ ных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица, груп пы и государства.

345


•  Терпимость - это обязанность способствовать утверж дению прав человека, плюрализма, демократии и торжеству
права. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догма тизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав
человека.

•  Проявление терпимости, которое созвучно уважению
прав человека, не означает терпимого отношения к социальной
несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно озна чает признание того, что люди по своей природе различаются
по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и
обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуаль ность. Это также означает, что взгляды одного человека не мо
гут быть навязаны другим.

Статья 2 - Государственный уровень

•  На государственном уровне терпимость требует спра ведливого и беспристрастного законодательства, соблюдения
правопорядка и судебно-процессуальных и административных
норм. Терпимость также требует предоставления каждому че ловеку возможностей для экономического и социального раз вития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргина лизация могут стать причиной пассивности, враждебности и фанатизма.

•  Для того чтобы сделать общество более терпимым, го сударствам следует ратифицировать существующие междуна родные конвенции о правах человека и, если это необходимо,
разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

•  В интересах международного согласия существенно важ но, чтобы отдельные люди, общины и нации осознавали и ува-


жали многокультурный характер человеческого сообщества. М ир невозможен без терпимости, развитие и демократия невоз можны без мира.

2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализа ции социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, насилия и дискримина ции по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расо вых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право от личаться друг от друга» (статья 1.2).

Статья 3 - Социальные аспекты

•  Терпимость особенно важна в современном мире. Мы
живем в век глобализации экономики и все большей мобильно сти, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимо зависимости, в век крупномасштабных миграций и перемеще ний населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация не терпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

•  Терпимость необходима в отношениях между отдель ными людьми, в семье и общине. В школах и университетах,
путем неформального образования, дома и на работе необхо димо укреплять дух терпимости и формировать отношения от крытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства ком муникации способны играть конструктивную роль, содействуя свободному и открытому диалогу и обсуждению, распростра няя ценности терпимости и разъясняя опасность безразличия
по отношению к поднимающим голову группам и идеологиям,
проповедующим нетерпимость.

•  В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в
целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных
лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи осо-


 


346


347


бое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных условиях, с тем, чтобы предоставить им правовую и социальную защиту в отноше нии жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в осо бенности посредством образования, их социальному и профес сиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необхо димо проведение соответствующих научных исследований и создание информационных сетей с целью координации деятель ности международного сотрудничества, включая анализ исход ных причин этого явления силами социальных наук, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных иссле дований мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4 - Воспитание

•  Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их об щие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав
и укрепить стремление к защите прав других.

•  Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи; в связи с этим необхо димо содействовать разработке методики преподавания терпи мости на систематической и рациональной основе, вскрывая культурные, социальные, экономические, политические и рели гиозные источники нетерпимости, выступающие в качестве глав ных причин насилия и отчуждения. Политика и программы в
области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в от ношениях как между отдельными людьми, так и между этни ческими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.


4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направле но на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способство вать формированию у молодежи навыков независимого мыш ления, критического осмысления и выработки суждений, осно ванных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения осо бого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, совершенствования других учеб ных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых навстречу другим культурам, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предуп реждать конфликты или разрешать их ненасильственными сред ствами.

Статья 5 - Готовность к действию

Мы обязуемся содействовать распространению терпимо сти и ненасилия, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуни кации.

Статья 6 - Международный день, посвященный толерантности

В целях мобилизации общественности, привлечения вни мания к опасности, кроющейся в нетерпимости, и оказания вся ческой поддержки распространению терпимости и воспитанию в ее духе, мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегод но отмечаемым Международным днем, посвященным толеран тности».


 


348


349


ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ МИРА

Принята на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 сентября 1999 г .

(Извлечение)

«[...] Генеральная Ассамблея [...],

выражая глубокую озабоченность в связи с сохранением и распространением насилия и конфликтов в различных частях мира,

признавая необходимость ликвидации всех форм дискрими нации и нетерпимости, в том числе основанных на расе, цвете кожи, языке, религии, политических и иных убеждениях, нацио нальном, этническом или социальном происхождении, имуще ственном статусе, инвалидности, рождении или ином статусе, [...]

торжественно провозглашает настоящую Декларацию о культуре мира, с тем, чтобы правительства, международные организации и гражданское общество могли руководствовать ся в своей деятельности ее положениями в целях распростране ния и укрепления культуры мира в новом тысячелетии.

Статья 1. Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на:

а) уважении к жизни, прекращении насилия и поощрении
ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества;

б) полном уважении принципов суверенитета, территори альной целостности и политической независимости государств и невмешательства в вопросы, которые по своей сути относятся
к внутренней юрисдикции любого государства,

в) полном уважении и поощрении всех прав человека и ос новных свобод;

г) приверженности мирному урегулированию конфликтов;

350


д) усилиях, направленных на удовлетворение потребностей
нынешнего и будущих поколений в области развития и окру жающей среды;

е) уважении и поощрении права на развитие;

ж) уважении и поощрении прав каждого на свободу выра жения мнений и убеждений и свободу информации;

и) приверженности принципам свободы, справедливости, де мократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества и между народами; и поощряемых благоприятной национальной и международной средой, способ ствующей миру [...]

[...] Статья 3. Более полное становление культуры мира не разрывно связано с:

[...] м) ликвидацией всех форм расизма, расовой дискрими нации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;

н) продвижением идеалов взаимопонимания, терпимости и солидарности между всеми цивилизациями, народами и куль турами, в том числе по отношению к этническим, религиозным и языковым меньшинствам [...]»

ДЕКЛАРАЦИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Принята на Саммите тысячелетия. Нью-Йорк, 6-8 сентября 2000 г .

(Извлечения)

« [...] 6. Мы считаем, что существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фунда ментальных ценностей. К ним относятся:

Свобода. Мужчины и женщины имеют право жить и рас тить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости. Луч-

351


шей гарантией этих прав является демократическая форма прав ления, основанная на широком участии и воле народа.

Равенство. Ни один человек и ни одна страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития. Долж но быть гарантировано равенство прав и возможностей муж чин и женщин.

Солидарность. Глобальные проблемы должны решаться при справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной спра ведливости. Те, кто страдают или находятся в наименее благо приятном положении, заслуживают помощи со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении.

Терпимость. При всем многообразии вероисповеданий, куль тур и языков люди должны уважать друг друга. Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в каче стве ценнейшего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями.

Уважение к природе. В основу охраны и рационального ис пользования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с по стулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, ко торые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые мо дели производства и потребления должны быть изменены в ин тересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков.

Общая обязанность. Обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устране нию угроз международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе. Центральную роль в этом должна играть Орга низация Объединенных Наций как наиболее универсальная и самая представительная организация в мире.

352


•  Мы не пожалеем усилий для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех международно признанных прав человека и основных сво бод, включая право на развитие.

•  Поэтому мы преисполнены решимости:

 

•  полностью уважать и поддерживать Всеобщую деклара цию прав человека;

•  добиваться полной защиты и поощрения во всех наших
странах гражданских, политических, экономических, соци альных и культурных прав для всех;

•  укреплять потенциал всех наших стран для претворения в жизнь принципов и практики демократии и уважения прав человека, включая права меньшинств;

•  вести борьбу со всеми формами насилия в отношении жен щин и осуществлять Конвенцию о ликвидации всех форм диск риминации в отношении женщин;

•  принять меры по обеспечению уважения и защиты прав человека мигрантов, трудящихся-мигрантов и членов их семей, прекращению учащающихся во многих обществах проявлений расизма и ксенофобии и поощрению большего согласия и тер пимости во всех обществу;

•  коллективно добиваться большей открытости политичес ких процессов, создавая условия для подлинного участия в них всех граждан во всех наших странах;

•  обеспечить средствам массовой информации свободу выполнять присущую им важную функцию, а также право общественности на доступ к информации».


ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БОРЬБЕ ПРОТИВ

РАСИЗМА, РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ,

КСЕНОФОБИИ И СВЯЗАННОЙ С НИМИ

НЕТЕРПИМОСТИ

ДЕКЛАРАЦИЯ

Дурбан, Южная Африка. 31 августа - 7 сентября 2001 г .

«Терпимость и многообразие - ориентиры для XXI века

Мы считаем, что на заре нового столетия в каждой стране людям надо задать себе ряд вопросов. Достаточно ли их обще ство демократично? Свободно ли оно от дискриминации? Ос новываются ли нормы общественного поведения на принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека?

Расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и всякие раз новидности нетерпимости еще не исчезли. Мы должны признать, что они продолжают существовать и в новом столетии и что их живучесть кроется в чувстве страха: страха перед непохожим, страха перед другим, страха утраты личной безопасности. И] хотя мы знаем, что чувство страха в человеке само по себе неис коренимо, мы утверждаем, что следствия, порождаемые стра хом, не являются неискоренимыми.

Все мы - одна человеческая семья. Эта истина становится теперь самоочевидной в свете первоначальной расшифровки генотипа человека - выдающегося достижения, которое не толь ко лишний раз подтверждает нашу человеческую общность, но и обещает трансформировать научную мысль и практику, а также представления нашего человеческого рода о самом себе. Она подвигает нас на полную реализацию созидательных, творчес ких и моральных способностей, подкрепленную равноправным участием мужчин и женщин. Она могла бы превратить XXI сто летие в эпоху подлинных свершений и мира.

Мы должны постоянно напоминать себе об этой великой возможности. Вместо того чтобы допускать ситуации, когда многообразие рас и культур становится ограничивающим фак-


тором в контактах между людьми в развитии, мы должны переориентировать наше мышление, увидеть в таком многообразии потенциал взаимообогащения и понять, что именно взаимопро никновение великих традиций человеческой духовности откры вает наилучшую перспективу для продолжения духовной жиз ни самого человека. Слишком долго такое многообразие воспринимается не как дар, а как угроза. И слишком часто эта уг роза выражается в презрительном отношении и конфликтах на расовой почве, в исключении, дискриминации и нетерпимости».

Эту Декларацию о видении будущего, инициированную Верховным комиссаром ООН по правам человека и генеральным секретарем Всемирной конференции против расизма Мэри Робинсон, при патронаже Нельсона Манделы, подписали руководители 75 стран.

ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ДЕМОКРАТИИ И РАСИЗМА

Доклад Верховного комиссара по правам человека на 58-й сессии Комиссии по правам человека ООН 7 февраля 2002 г .

(Извлечения)

«[...]Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости подтвердила, что демократия необходима для эф фективного предотвращения расизма и связанной с ним нетер пимости и их ликвидации [...]

Текущие тенденции в области расизма, ксенофобии

и связанной с ними нетерпимости, которые угрожают

демократии

[...] 18. Несмотря на то, что недискриминация является од ним из основополагающих принципов международного права, дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, ре-


 


354


355


лигии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения или иного положения по-прежне му сохраняется почти в каждой стране мира. В течение послед них пяти лет в докладах Специального докладчика по совре менным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости рассматривались случаи про явления расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и свя занной с ними нетерпимости в отношении чернокожих, ара бов, мусульман, евреев, рома, иммигрантов и трудящихся-мигрантов. Специальный докладчик уделил особое внимание дея тельности неонацистских организаций и организаций «брито головых», а также использованию Интернета как средства распространения и разжигания расовой ненависти. Он выявил не которые повторяющиеся ситуации, которые несовместимы с демократией. В его докладах внимание сосредоточено, в част ности, на расистских подходах и формировании негативных стереотипов применительно к некоторым группам, что приво дит к их отчуждению и маргинализации и в целом усиливает и увековечивает неравенство. Представители затрагиваемых групп особенно уязвимы в случае посягательства на их личную неприкосновенность и дискриминации в отправлении правосу дия. Они также страдают от дискриминации в области жилья, образования и занятости, являются объектами диффамации в средствах массовой информации и объектами ненависти в Ин тернете. Специальный докладчик обратил особое внимание на продолжающие иметь место случаи проявления религиозной нетерпимости, включая разрушение религиозных символов и мест отправления культа. Он отметил, что трудно отделять акты расовой дискриминации от актов религиозной нетерпимости, поскольку все они могут усиливать или поощрять друг друга. Что касается иммигрантов и трудящихся-мигрантов, то Специ альный докладчик заявил, что повсюду в мире иммигрантов легко превращают в козла отпущения и искупительную жертву экономических кризисов или отсутствия безопасности. Зачас тую на них возлагают ответственность за все происходящие в

356


 

обществе беды. В некоторых случаях они становятся объектами жестких законодательных или институциональных ограни чений в дополнение к расистским и ксенофобным высказыва ниям и актам.

[...] 23. Всемирная конференция [...] выразила обеспокоенность по поводу того, что расистские и ксенофобные программы вновь получают политическое, моральное и даже правовое признание многими путями, в том числе через посредство неко торых политических партий и организаций. Она осудила поли тические платформы и организации, опирающиеся на расизм или ксенофобию, как несовместимые с демократической, транс парентной и подотчетной системой управления. Конференция также подтвердила, что расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и связанная с ними нетерпимость, которым потвор ствует государственная политика, представляют собой наруше ние прав человека и могут поставить под угрозу дружествен ные отношения между народами, сотрудничество между наци ями и международный мир и безопасность.

24. Конференция подчеркнула ключевую роль, которую по литические деятели могут играть в борьбе против такого зла, как расизм, ксенофобия и связанная с ними нетерпимость. Она призвала политические партии предпринять конкретные шаги для поощрения равенства, солидарности и недискриминации. [...] Политические деятели обязаны воздерживаться от прово кационных высказываний, которые могут приводить к расовой или иной дискриминации. Они не вправе наживать себе капитал на расистских или ксенофобных тенденциях в обществен ном мнении или обществе с целью привлечения голосов изби рателей и не вправе законно называться сторонниками идеа лов демократии, если они подвергают остракизму или ошель мовывают уязвимые группы. С другой стороны, они несут по зитивные обязательства выступать с решительными публичны ми заявлениями против расизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, поскольку их молчание создает вакуум, благоприятствующий росту расизма и связанной с ним нетерпимос-

357

 

 

 

 

ти. Конференция призвала политические партии и организации разработать добровольные кодексы поведения, предусматрива ющие внутренние дисциплинарные меры за их нарушение, при звать своих членов воздерживаться от публичных заявлений и действий, поощряющих расизм, расовую дискриминацию, ксе нофобию и связанную с ними нетерпимость или подстрекающих к ним. [...]

Предложения, одобренные Всемирной конференцией по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости

•  Всемирная конференция, состоявшаяся в Дурбане, рас смотрела несколько аспектов несовместимости расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости с демократией. Ниже приводятся резюме этих рекомендаций под следующими заголовками: право и политика; госу дарственные учреждения; гражданское общество; средства мас совой информации и образование.

•  Право и политика. [...] Основными факторами, препятствующими преодолению расовой дискриминации и достиже нию расового равенства, являются нехватка политической воли, слабость законодательства, отсутствие имплементационных стратегий и конкретных действий со стороны государств, а так же сохранение расистских убеждений и негативных стереотипов. Конференция настоятельно призвала к всеобщей ратификации к 2005 году Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также к отзыву всех оговорок. Она также рекомендовала ряд законодательных, судебных, регулирующих, административных и иных мер на национальном уровне в целях предупреждения расизма, расовой дискримина ции, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и защиты от них. К ним относится принятие следующего:

а) конституциональных, законодательных и администра тивных мер для содействия равенству, включая рассмотрение, исправление и отмену национального законодательства и ад-

358


министративных положений, которые могут приводить к диск риминации; Ь) национальной стратегии, планов действий, за конодательства и административных мер по борьбе против ра сизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости; с) законодательных и административных стратегий, а также других превентивных мер для защиты определенных групп трудящихся; d ) эффективных стратегий и про грамм по предотвращению и привлечению к ответственности за проступки сотрудников полиции и других правоохранительных органов, включая преследование в судебном порядке лиц, совершивших такие проступки; и е) мер, направленных на лик видацию расовой ориентации. [...]

•  Государственные учреждения, позволяющие урегулиро вать разногласия посредством диалога, также играют важную роль в обеспечении защиты прав уязвимых групп. Конференция рекомендовала создавать и укреплять уже существующие независимые национальные учреждения в целях борьбы про тив расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и оказания помощи жертвам.

•  Гражданское общество. Конференция также признала основополагающую роль, которую гражданское общество иг рает в борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксено фобии и связанной с ними нетерпимости и в стимулировании общественной заинтересованности. Она признала роль непра вительственных организаций в развитии образования, в облас ти прав человека и в повышении осведомленности об указанных явлениях. Она также отметила, что содействие обеспече нию более высокой степени взаимного уважения и доверия меж ду различными группами внутри общества должно быть общей,
но дифференцированной обязанностью государственных инсти тутов, политических лидеров, низовых организаций и граждан.

•  Средства массовой информации. Средства массовой ин формации, будь то аудиовизуальные, электронные или печат ные, играют важную роль в демократических обществах. При знавая позитивный вклад, вносимый СМИ в борьбу против

359


расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Всемирная конференция с сожалением отметила, что некоторые СМИ, создавая неверное представление об уязвимых группах и отдельных лицах, в частности мигран тах и беженцах, и формируя негативные стереотипы, способ ствуют распространению в обществе ксенофобии и расистских настроений и в некоторых случаях поощряют насилие со сто роны расистски настроенных лиц и групп. Всемирная конфе ренция выразила особую озабоченность в связи с использованием Интернета для пропаганды расизма, расовой дискрими нации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Конференция также отметила возможность негативного влияния это го на детей и молодежь, имеющих доступ к разжигающим нена висть сайтам. Она настоятельно призвала государства, в част ности, рассмотреть возможность принятия следующих мер од новременно с действиями по обеспечению права на свободу мнений и их свободное выражение: а) поощрение провайдеров Интернет-услуг к разработке добровольных этических кодек сов поведения и мер саморегулирования, направленных против распространения информации, порождающей расизм, ксенофо бию и иные формы нетерпимости; Ь) принятие и применение надлежащего законодательства с целью судебного преследова ния лиц, использующих информационно-коммуникационные технологии для разжигания расовой ненависти или подстрекательства к насилию; с) использование и укрепление междуна родного сотрудничества для принятия ответных мер в связи с таким приобретающим все большие масштабы явлением, как распространение человеконенавистнических высказываний и расистских материалов с помощью СМИ; и d ) изучение спосо бов, с помощью которых позитивный вклад этих технологий мог бы быть увеличен путем распространения информации о примерах эффективной практики борьбы с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимо стью.


38. Образование. Невозможно переоценить важную роль об разования в обеспечении информированности и поощрении ува жения и терпимости в целях предотвращения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и борьбы с ними. Стоит напомнить, что статья 13 Международ ного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что образование должно быть направлено на полное раз витие человеческой личности и сознания ее достоинства и долж но укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Оно должно дать возможность всем быть полезными участника ми свободного общества и способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами. Статья 7 Международ ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации обязывает государства-участники «принять немедленные и эф фективные меры, в частности, в областях преподавания, воспи тания, культуры и информации, с целью борьбы с предрассудка ми, ведущими к расовой дискриминации, поощрения взаимопо нимания, терпимости и дружбы между нациями и расовыми и этническими группами...». Всемирная конференция, состоявша яся в Дурбане, вновь подчеркнула не только важность доступа к образованию без какой-либо дискриминации, но также и роль образования в области прав человека в борьбе с расизмом, ра совой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетер пимостью и в укреплении взаимопонимания между всеми куль турами и цивилизациями [...]»

РЕШЕНИЯ БУДАПЕШТСКОГО САММИТА СБСЕ 1994 г .

(Извлечение)

«[...] Терпимость и недискриминация

25. Государства-участники осуждают проявления нетерпимости, особенно - агрессивного национализма, расизма, шови низма, ксенофобии и антисемитизма, и будут оказывать даль-

361


нейшее содействие эффективным мерам, направленным на их искоренение. [...] Они будут стремиться укрепить или принять надлежащее законодательство на этот счет и осуществлять не обходимые меры для обеспечения эффективного применения су ществующего законодательства таким образом, чтобы предот вратить проявления этих явлений. Они также подчеркивают, что действия по борьбе с этими явлениями должны рассматривать ся как составная часть политики и просвещения, ориентирован ных на интеграцию. Они осуждают все преступления, совершен ные в целях так называемой этнической чистки, и будут продолжать ^оказывать эффективную поддержку находящемуся в Гааге Международному трибуналу по военным преступлениям для бывшей Югославии.

•  Они положительно оценивают принятый Советом Европы план действий в отношении расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости. Предпринимая дальнейшие шаги в свете
Декларации римской Встречи Совета, институты СБСЕ будут
изучать возможности для совместной работы с Советом Евро пы, а также с ООН и другими международными организациями.

•  Вновь подтверждая свое обязательство обеспечивать
свободу совести и религии и способствовать созданию климата
взаимной терпимости и уважения между верующими различ ных общин, а также между верующими и неверующими, они
выразили озабоченность в связи с использованием религии в
агрессивных националистических целях [...]

[...] 29. Они постановили, что должны приниматься надле жащие меры для более эффективного предотвращения расистских вылазок и других насильственных проявлений нетерпимос ти в отношении рабочих-мигрантов и их семей.

30. Они вновь подтверждают свое осуждение всех актов дискриминации по признаку расы, цвета кожи и этнического происхождения, а также нетерпимости и ксенофобии в отноше нии рабочих-мигрантов. В соответствии с внутренним законо дательством и международными обязательствами они будут и впредь предпринимать эффективные меры в этой области [...]»
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (97) 20

КОМИТЕТА МИНИСТРОВ

ГОСУДАРСТВАМ-УЧАСТНИКАМ

ПО ВОПРОСАМ РАЗЖИГАНИЯ НЕНАВИСТИ

Принята Комитетом министров Совета Европы 1997 г . на 607-м заседании заместителей министров

(Извлечения)

«[...] Напоминая, что Венская Декларация выразила глубо кую озабоченность по поводу происходящего в настоящее вре мя возрождения расизма, ксенофобии и антисемитизма а так же развития атмосферы нетерпимости, содержала обязательства вести борьбу со всеми идеологиями, политическим установ ками и практическими методами, являющими собой разжигание расовой ненависти, насилия и дискриминации, также с любыми действиями и высказываниями, способными усилить взаимные опасения и напряженность между группами населе ния, имеющими различные расовые, этнические, национальные, религиозные или социальные корни; подтверждая свою глубокую приверженность принципам сво боды самовыражения и информации [...];

осуждая в духе Венской Декларации и Декларации о, средствах массовой информации в демократическом обществе [...] все формы самовыражения, разжигающие расовую ненависть, ксен офобию, антисемитизм и все формы нетерпимости, поскольку они подрывают безопасность демократии, культурнее единство и плюрализм;

[...] будучи уверенными в необходимости совмещения борьбы против расизма и нетерпимости с защитой свободы самовыра жения во избежание угрозы подрыва демократии; [...] рекомендует правительствам государств-участников (1) принять соответствующие меры по борьбе против разжига ния ненависти на основании принципов, заложенных Данной рекомендацией [...]


 


362


363


¦


[...] Предлагаемые ниже по тексту принципы применяются к случаям разжигания ненависти, в первую очередь - разжигания ненависти через средства массовой информации.

В целях применения указанных принципов термин «разжи гание ненависти» трактуется как понятие, покрывающее все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой не нависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискримина ции и враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.

Принцип 1

Правительства государств-участников, органы власти и государственные учреждения национального, регионального и местного уровней, а также официальные лица несут особую ответственность в плане проявления сдержанности в отноше нии заявлений, в первую очередь перед средствами массовой информации, которые могут быть обоснованно восприняты как разжигание ненависти или как высказывания, способные воз действовать в интересах легитимизации, распространения или стимулирования расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или другой формы дискриминации или ненависти, основан ных на нетерпимости. Такие заявления должны быть запреще ны и подвергнуты публичному осуждению во всех случаях их совершения.

[...] Принцип 7

- журналистское освещение вопросов расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости полностью защи щено статьей 10, часть 1, Европейской конвенции по правам человека и может быть ограничено только в соответствии с ус ловиями, указанными в части 2 указанной статьи [...]»


ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

ГРАЖДАН В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ, ОСНОВАННОГО НА

ОСОЗНАНИИ ИМИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

Принята Комитетом министров Совета Европы. Страсбург, 2000 г .

(Извлечения)

«Комитет министров

•  по случаю 50-й годовщины Совета Европы,

•  напоминая о миссии [...] по созданию боле«е свободного,
более терпимого и справедливого общества, основанного на
солидарности, общих ценностях и культурном наследии, обогащаемом его разнообразием,

•  вновь подтверждая свою приверженность духовным и мо ральным ценностям, являющимся подлинным источником ин дивидуальной свободы, политического плюрализма и верховен ства права, и тем принципам, которые составляют основу любой подлинной демократии,

4) подчеркивая первостепенную роль Конвенции о защите
прав человека и основных свобод и других основополагающих
документов Совета Европы и Организации Объединенных На ций, которые гарантируют каждому осуществление его неотъем лемых прав,

[...] 6) подчеркивая неотложный характер более глубокого осознания и понимания каждым своих прав и обязанностей с целью развития у каждого способности осуществлять эти пра ва и уважать права других,

7) подчеркивая основополагающую роль воспитания в це лях более активного участия всех и каждого в демократической жизни на всех уровнях: местном, региональном и националь ном,

[...] 9) выражая озабоченность ростом насилия, ксенофобии, расизма агрессивного национализма и религиозной нетерпимости которые представляют главную угрозу для укрепления


 


364


365


 


мира и демократии как на национальном, так и на междуна родном уровнях [...],

[...] 13) считает, что необходимо предпринять дополнитель ные действия в целях создания системы воспитания в духе демократической гражданственности (на устойчивой основе) на всех уровнях и во всех областях [...]

[...] В рамках Программы внимание будет сосредоточено на следующих конкретных вопросах:

•  Разработка концепции демократической гражданствен ности в ее политическом, правовом, культурном и социальном аспектах*

•  Права человека, включая их социальный аспект и обя зательство каждого уважать права других.

•  Взаимосвязь между правами и обязанностями, а также общие обязанности в целях противодействия социальной изо ляции, маргинализации, гражданской апатии, нетерпимости и насилию F ...1»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО

СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В

РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

на 2001-2005 годы

Утверждена постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г . 629

(Извлечения)

«7. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) толерантность определяется как ценность и

366


социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского обще ства; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими соци альными группами; уважении к разнообразию различных ми ровых культур, цивилизаций и народов; готовности к понима нию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешност и, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В декларации, [...] подчеркивается, что конструктивное взаимодействие соци альных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкульт урного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия профилактика различных видов экстремизма и противодействия имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфес сиональными конфликтами, попытками использование этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепара тизма и национального экстремизма, являющихся прямой уг розой безопасности страны. Наиболее рельефно все это прояви лось на Северном Кавказе, во всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который в свою очередь усиливает деструктивные процессы в обществе. Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости:

•  существенного развития нормативно-правовой базы об щественных и государственных институтов, обеспечива ющих становление принципа толерантности;

•  разработки действенных мер и механизмов внедрения соци альных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму, взаимодей ствия со средствами массовой информации и их поддер жки для переориентации с противодействия деструктив-

367


ным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;

•  использования в полной мере возможностей отечествен ной системы образования при решении задач формиро вания установок толерантного поведения у молодежи профилактики национализма и экстремизма, уменьшения
риска социальных взрывов;

•  совершенствования и развития методологических основ
политики в области становления гражданского общества.

Разработка и реализация системы государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе являются комплексной задачей, требую щей скоординированного взаимодействия органов государ ственной власти, опоры на общественные объединения. Комп лексный характер этой задачи обусловил необходимость созда ния специальной Федеральной целевой программы для ее ре шения.

Федеральная целевая программа «Формирование устано вок толерантного сознания и профилактика экстремизма в рос сийском обществе» на 2001-2005 годы (далее именуемая - Про грамма) продолжает и развивает складывавшиеся веками гума нистические традиции российского общества.

2. Цели и задачи Программы; сроки и этапы реализации Программы

Целью Программы является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, опреде ляющих устойчивость поведения в обществе отдельных лично стей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демокра тическом государстве.

Достижение поставленной цели предполагает решение сле дующих задач:

1) разработка и реализация комплекса эффективных мер и мероприятий в области формирования у граждан толерантно-


го поведения, противодействия экстремизму «снижения социально- психологической напряженности в обществе.

2) Разработка и внедрение методов и ме ринга, диагностики и прогнозирования социально-политичес кой ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструк тивных процессов в обществе;

3) разработка и реализация системы мер , стимулирующих т олерантное поведение, противодействуя экстремизму во всех
его проявлениях, в том числе:

- разработка системы учебных программ, для всех ступеней и форм образования;

- разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и проти водействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;

- разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма, внедрения в социальную практик у норм толерантного поведения;

- реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтническо го и межконфессионального диалогов.

3. Основные направления реализации Программы

Программа позволит обеспечить шедшие в социальной практике норм толерантного поведения , возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на избиение социально- политической ситуации в России и созда ние основы для снижения социальной напряженности. В соответствии с этим, основ ными направлениями реализации Программы являются:

1) научно-аналитическое:

- разработка методических основ противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в гражданском обществе;


 


368


369


•  разработка методов диагностики, экспертизы и монито ринга проявлений экстремизма в обществе и средствах массовой информации;

•  разработка социально-психологических методов устране ния экстремистских настроений в массовом сознании;

2) пропаганда и контрпропаганда:

- использование средств массовой информации для раскрытия антиобщественной природы экстремизма в различных его формах;

- проведение социально-психологической экспертизы публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжи гание национальной и религиозной розни;

- издание публицистических материалов, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе;

3) образовательно-методическое:

•  создание и распространение образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу, в образовательных учреждениях всех уровней;

•  разработка и внедрение специальных тренингов в учреж дениях по подготовке и переподготовке специалистов в сфере массовых коммуникаций, государственных служа щих, а также работников органов правопорядка;

4) нормативное, методическое и организационное:

•  разработка методических документов и создание условий, необходимых для проведения социально-психологической экспертизы публикаций и передач в средствах массовой информации, разработка новых образовательных про грамм, включая интерактивные средства обучения и игры;

•  разработка законодательства, направленного на форми рование толерантного поведения, на борьбу с проявле ниями экстремизма, национальной и религиозной нетер пимости;


•  разработка механизмов оказания помощи жертвам экст ремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселен цам;

•  разработка механизмов повышения эффективности меж
конфессионального диалога.

Программа предполагает широкое участие в ее реализации общественных объединений и иных организаций, разделяющих принципы гражданского общества, основанного на принципе

толерантности .

Кроме того, учитывая международный характер проблемы и наличие у мирового сообщества значительного опыта в ее ре шении, в Программе выделены в отдельную группу мероприятия по международному сотрудничеству, включая полномасш табное участие России в соответствующих международных про граммах и инициативах.

4. Система программных мероприятий

Программа состоит из следующих подпрограмм: подпрограмма «Личность», включающая разработку и вне дрение в систему образования всех ступеней программ и учеб ных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе толерантности; развитие механизмов страхования как социального института конструирования мотивации безопаснос ти поведения, вырабатывающих нормы социального поведения, характерные для гражданского общества;

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология
См. также
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА библиотека педагога и психолога
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин - Электронная Библиотека политологии
Кон И. Социологическая психология Диалектика развития наций - Электронная Библиотека психологии
Майерс Д. Социальная психология Предрассудки сходства и различия онлайн библиотека психолога
Майерс Д. Изучаем социальную психологию - электронная библиотека психологии










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.