Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Толерантность

(сборник ред. Мчедлов М.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Глава 3. ОБРЕТЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ

Главное в жизни человека - это сила духа. Вспомним Великую Отечественную войну и то, какими катастрофиче скими потерями в людях, вооружении и резервах сопровож дался начальный период нашего общего противостояния гитлеровской армии. Почему же мы в итоге победили? Да потому что голодный и холодный солдатик Алеша, с трех линейкой в руках ставший на защиту своей Родины, оказал-

1 Jaspers К . Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. Frankfurt
am/M., 1963. S. 220.

2 Ibid. S. 221.

66

1 Анализ этих заблуждений дан в монографии Т. И. Ойзермана «Марксизм и утопизм» (М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 100-170).

67

ся сильнее закованного в броню тевтонца, без особого тру да покорившего Европу. Ибо во все времена военная побе да в первую очередь зависела от исхода духовной брани. Трагические обстоятельства военного времени, когда при ходится ежечасно выбирать между жизнью и смертью, дела ют эту истину предельно наглядной. Однако сила духа не менее насущна и в нашей личной, семейной, профессиональ ной и общественной жизни, в сфере политики, экономики, культуры, социальных отношений. И особенно велика ее роль в испытаниях, которые посылает нам Господь.

Завершающее десятилетие минувшего века было омра чено драматическим распадом страны, разрывом устоявших ся связей, всякого рода разделениями, противостояниями и противоборствами. Одинокий и растерянный человек на негостеприимном постсоветском пространстве, продуваемом ледяными ветрами истории, напоминает героя древнегрече ской трагедии, против которого объединились все стихии мира. Нас преследуют экономические неудачи, неразреши мые политические противоречия, рост коррупции, техноген ные катастрофы, массовое обнищание людей, сокращение продолжительности жизни, детская бездомность, кримина лизация общества, оскудение нравственного начала...

Нет сомнения в том, что смысл этих великих страданий будет открыт нам во благовремении. Пока же можно сказать лишь то, что известно Церкви Божией и что является непреложной истиной. Человеку, изверившемуся, утратившему жизненные ориентиры и перспективы, чтобы не сгинуть в джунглях современного общества и выйти на твер дую дорогу, следует помнить одно: имей дух веры - и ты будешь спасен. Мы можем не разбираться в политике, не быть сведущими в экономике и философии, не знать зако нов юриспруденции или бизнеса, но это обязаны усвоить и знать твердо.

68

Многим из нас нынешняя жизнь видится как бы сквозь мутное стекло, за которым роятся образы бесформенных и пугающих химер. В этих обстоятельствах находится множе ство лукавых учителей, берущихся просветить наш страда ющий разум и исцелить боль нашей души. Нередко эти люди в своей деятельности опираются на могущество и вездесущ ность современных средств массовой информации. Но если то, чему нас пытаются научить, расходится со Священным Писанием и Преданием Церкви, если наша душа сомневает ся, а интуиция побуждает к осторожности, то нам остается опереться лишь на силу духа и силу веры, заключенные в нашем существе. Ибо этим двум началам, когда они пребывают в единстве, ничто не способно противостоять, и в них наша непобедимая победа.

И процветание народов, и простое счастье отдельного человека обусловлены одним и тем же - состоянием их духа. Примечательно, что львиная доля социально-политических потрясений, пережитых не только Россией, но и странами Запада, была вызвана к жизни не чем иным, как неудержимым, всесокрушающим и массовым стремлением людей к счастью. Именно стремление к счастью было ключевым по нятием всех социальных движений, политических доктрин и программ, революций и контрреволюций. Для чего необхо димо было ломать один социальный строй и заменять его другим? Ответ был всегда один и тот же: для достижения всеобщего счастья, материального изобилия и социальной справедливости.

Стремление человека к обретению полноты бытия, которое есть счастье, естественно и прекрасно. Худо другое: все великие социальные реформаторы воспринимали счас тье как возможность удовлетворения бесконечно возраста ющих материальных потребностей и это свое понимание прививали другим людям. Нет, не на пустом месте родилась

69

циничная шутка социалистов 19 в.: «Человек есть то, что он ест». В России практически любой политик, к какой бы партии он ни принадлежал, будет доказывать вам, что ко рень всех проблем - в экономике. Проблемы спорта на Олим пиаде в Солт-Лейк-Сити, невиданный рост убийств на бы товой почве, эпидемия подростковой наркомании, массовые мошенничества на рынке жилья, жестокое обращение с жи вотными - всему виной оказывается экономика. Как сарка стически писал в связи с этим поветрием Фазиль Искандер, даже военный поход некоего сластолюбивого хана с целью завоевания царицы Тамары, видимо, имел свою таинствен ную экономическую первопричину...

Ни богатство, ни власть, ни безграничные возможности не могут привнести в жизнь человека покой и тепло. Источ ник нашего счастья внутри нас, ибо оно определяется состо янием нашего духа и нашим самосознанием. Разумеется, из этого вовсе не следует, что мы должны жить бедно и скудно, что достойная жизнь для нас необязательна. Нет, в нашей жизни все должно быть хорошо. Все так и будет, если мы обретем точку опоры в силе нашего духа.

Вот почему так опасно для будущего стремление одного народа, одной страны победить другой народ и другую стра ну: в этом бессмысленном с точки зрения истории противоборстве первой жертвой всегда становится духовная основа жизни. Если кто-то одержим дьявольским разрушительным стремлением поколебать страну нестроениями, смутами и мятежами, столкнуть ее в пучину гражданского противосто яния, утопить в кровавом мареве революций, - ему для дос тижения этой цели нужно было бы прежде всего лишить человека духовной основы его существования. Силы, мечтающие о подобных сценариях исторического развития, во все времена присутствуют в мире. Тогда как призвание и долг Церкви состоит в том, чтобы созидать и наращивать духов-

70

ный фундамент жизни человека и общества. Но в нынешних обстоятельствах Церковь может справиться с этой задачей только в активном взаимодействии и соработничестве с на циональной культурой, наукой, образованием, медициной. Ее союзниками могут и должны быть люди пусть не вполне воцерковленные, но осознающие свою связь с родной исто рией, христианской культурой, системой исповедуемых Цер ковью нравственных ценностей. На наших плечах груз ве ликой ответственности за мироощущение современного че ловека, за выбор им жизненной позиции, за духовное здоро вье и даже за материальное благополучие.

Минувшие годы для нас были периодом разделений и конфронтации, или, говоря библейским языком, временем разбрасывания камней и уклонения от объятий. Нескончае мыми политическими, экономическими, социальными, этни ческими, религиозными конфликтами были отмечены отношения не только бывших союзных республик между собой, но и взаимоотношения людей внутри каждого из новых неза висимых государств на постсоветском пространстве. Во вре мена, когда мы жили в едином союзном государстве, эти под спудные, тлеющие конфликты практически не имели шансов выйти на поверхность. Они разряжались, сглаживались, ком пенсировались, подавлялись. И здесь главными факторами, определявшими стабильность советского общества, были могущество государственной машины и незыблемость идеологических установок. Желающих открыто оспаривать такой порядок вещей было немного. И поэтому никакая легальная борьба за любые корпоративные или частные интересы: эт нические, идеологические, религиозные, социальные, культур ные - в условиях жесткого военно-политического контроля со стороны системы была невозможна.

Можно сказать, что маятник был отведен в сторону от воображаемой перпендикулярной линии и, с некоторыми

71

конъюнктурными изменениями образовавшегося угла, удерживался в одном и том же положении твердой рукой власти. Ненормальность этой ситуации осознавалась многими в СССР и еще большим числом людей за его пределами. Идеи либерализации режима, прав человека, национально-куль турного и религиозного самоопределения, политического плюрализма в явной и потаенной форме бытовали во внешне монолитном советском обществе, однако тогдашняя пра вящая элита ревниво поддерживала заданное положение маятника. Можно предположить, что не последнюю роль в этом нежелании перемен играл страх перед последствиями неконтролируемых процессов: будучи отпущен на свободу, застоявшийся маятник крупнейшей страны мира был спосо бен, набрав инерцию хода, разнести вдребезги все государственные и общественные структуры, обеспечивающие су ществование многонациональной сверхдержавы.

Но пришло время, когда удерживать маятник в непод вижности стало невозможно. Кризис власти, идеологии, эко номики и социальной сферы попал в резонанс с неуничто жимым стремлением человека к свободе. Люди хотели не стесненно выражать свои национальные чаяния, воспиты вать детей согласно своей вере, обмениваться информацией без контроля государственной цензуры, не зависеть в своей жизненной и духовной самореализации от партийной систе мы и господствующей идеологии.

Этот подспудный консенсус разнонаправленных векто ров оказался столь силен, что маятник был отпущен в свободный полет. В этот момент началось то самое ускорение, о котором без устали твердили идеологи перестройки. Ус корение свободного падения в неизвестность, сопровождае мое потерями, приобретениями и опять потерями... Огра ничение хода маятника было символом несвободы. Но раз ве мог стать символом свободы маятник, пошедший враз-

72

нос, стремящийся к крайнему положению по другую сторо ну воображаемого перпендикуляра и безжалостно сметаю щий со своего пути вместе с дурным и фальшивым все то доброе, что было наработано в сфере межнациональных, межчеловеческих отношений за века и десятилетия добро соседства.

Сегодня вновь, как и в годину революции, Гражданской войны и большого террора, нас призывают списать в издержки исторического прогресса поломанные людские судьбы. И снова идеология долгожданной справедливости и всеобщего счастья утверждает себя на бесконечных страданиях людей. А между тем маятник в своем движении, освобожденном от всяких сдерживающих сил, почти достигает диа метрально противоположной точки.

Все, что в одном крайнем положении маятника считалось идеологически положительным, в другом крайнем по ложении приобретает прямо противоположную оценку, и наоборот. И в этот момент у идеологов перемены знаков возникает опасное искушение последовать примеру своих антагонистов, насильственно зафиксировав маятник в про тивоположной точке, как им мечтается, - навсегда. Но это очередной самообман, за который спустя время снова при дется расплачиваться народам.

Однажды, в дни повторного избрания Президента Ельцина на высший государственный пост, довелось услы шать слова одного из политиков, который заявил: «Нако нец-то нам удалось вбить последний гвоздь в крышку их гро ба». И подумалось тогда: «Боже мой, они действительно ничего не простили и ничему не научились. Они снова собира ются схватить рукой маятник, не понимая, что остановлен ный маятник - это нежизнеспособная система с нарушенной симметрией. Человек не может бесконечно стоять на одной ноге, и даже аисту это не под силу. Система способна к нор-

73

мальному функционированию и саморазвитию только в состоянии динамического равновесия, баланса, естественной стабильности. И уж если великому Советскому Союзу не удалось блокировать ход маятника истории, то тебя он точ но ударит по затылку».

После распада Союза во многих республиках бывшего СССР развернулась активная и, надо полагать, не бескоры стная работа по созданию образа врага применительно к России и русским. И вновь это маниакальное стремление схватить наш многострадальный маятник, чтобы «держать и не пущать» его вопреки здравому смыслу, опыту, истории и логике развития современного мира. Снова политиканы с менталитетом кладбищенских землекопов надеются вколо тить последний гвоздь в крышку вражеского гроба. И опять люди с искалеченным сознанием пытаются положить в ос нову жизни своих народов порочный принцип культурной диспропорции.

Но человеческим рукам никогда не удержать маятника истории.

Всем известна знаменитая гегелевская триада: тезис -антитезис - синтез. Диалектическая философия равно при емлема и продуктивна как для религиозного сознания, так и для приверженцев материалистических взглядов. Тезис, ан титезис и синтез - узловые пункты развития. СССР - единый, неделимый, нерушимый, могучий и т. п. - в нашей сис теме координат соотносится с тезисом. После распада СССР позитивное содержание тезиса было разрушено, и возник антитезис, согласно которому в качестве положительного начала автоматически стало восприниматься то, что мыс лилось как прямое противопоставление исходному тезису. Советское прошлое отрицалось, а взамен утверждалось нечто противоположное советскому опыту. Минувшие десять лет были потрачены обществом на формулирование всевоз-

74

можных антитезисов к нашей общей истории в 20 в. На вы борах побеждали те, чьи антитезисы были наиболее ярки ми, броскими, ожесточенными. Но плодотворное, созида тельное звено в этой цепи - не тезис и не антитезис, а синтез, являющийся обретением стабильности в мудрости, с учетом исторического опыта.

Если, скажем, мы будем отрицать право русского языка быть инструментом межнационального общения на постсо ветском пространстве на том основании, что он был языком межнационального общения в СССР, то это будет радикаль ный антитезис. Поддерживать его в существующих ныне исторических условиях можно, только лишая людей свободы выбора, при помощи давления на них, утверждения сис темы запретов и ограничений. Удержать маятник в непод вижности можно только с использованием советского же опыта контроля и подавления. Но если оставить людей в покое и дать им возможность самим решать за себя, то ма ятник самостоятельно, без посторонней помощи, обретет равновесное состояние. Таким образом, в конце концов сло жится синтез обеих позиций маятника на основе опыта ис тории и человеческой мудрости. По этому пути уже пошли некоторые народы бывших республик СССР, конституиро вавшие русский язык в качестве второго государственного. Потому что из всех элементов триады жизнеспособен, ус тойчив и продуктивен только синтез. Ибо не может быть человеческого счастья в отсутствие стабильности. И значит, всякая односторонность, всякий радикализм, всякая попыт ка искусственно придержать ход исторического маятника выступают в качестве вызовов человеческому счастью и бла гополучию - в какой бы стране или социальной группе это ни происходило.

Возьмем конкретный пример. В последние годы, как нам представляется, местом формирования российско-украин-

75

ского синтеза 21 в. стал Крым. И если внешние силы или чья-нибудь могущественная злая воля не пресекут этот пло дотворный и жизненно важный для будущего наших наро дов процесс, то новая и жизнеспособная модель двусторон них отношений родится именно здесь, в месте, одинаково дорогом для наших народов.

Успех на этом пути будет иметь огромное значение для построения того жизненного пространства, к которому по праву славянского и православного первородства принад лежат и Россия, и Украина. Это духовное пространство сформировано нашей тысячелетней историей и культурой, которыми всякий радикализм, преследующий цели разъе динения и противопоставления людей, разрыва нормаль ных связей между ними, отрицается как явление противо естественное. И не видно такой политической, экономичес кой, военной, пропагандистской или иной силы, которая была бы способна переломить нашу тысячелетнюю тради цию.

Чрезвычайно важно, что с этой традицией взаимодей ствуют люди других национальностей, живущие в Крыму. Необходимо заботиться о том, чтобы наши люди повсюду чувствовали себя свободно. Ведь любовь в условиях угнете ния и подавления, дискриминации и подавления родиться не может. «К свободе призваны вы, братия,- говорит апос тол Павел и добавляет: ...но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).

Поэтому в споре между духовной традицией народа и местечковыми амбициями политиканов победит то начало, которое сопряжено с глубинными потребностями жизни и исторической перспективой развития. И поэтому соперни чество тезиса и антитезиса, являющихся воплощением непол ноты и однобокости, обязательно найдет свое разрешение в торжестве объединяющего их синтеза.

В этом смысле поддержание справедливых условий для нестесненного национального, культурного, религиозного, языкового развития этносов: русского, украинского, татар ского или иного - является ключевым фактором, обеспечи вающим стабильность и равновесность всей системы.

Экстремизму следует противопоставить политическую волю властей, решимость избирателей, гражданскую активность всего населения. Ибо радикализм и экстремизм кучки людей, ослепленных национальным эгоизмом, замешенном на своекорыстии, несут потенциальную угрозу стабильности и процветанию всех остальных. Ибо ложная справедливость антитезиса как якобы естественная реакция на старые обиды неизбежно ведет народы в исторический тупик.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология
Список тегов:
сферы мошенничества 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.