Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Сорокин П. Социология революции

ОГЛАВЛЕНИЕ

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ: ИСТОКИ ИНТЕГРАЛИЗМА

Недавно ушедший в историю XX в. смело можно назвать веком революций.
Он начался с революций в искусстве и науке. После Первой мировой войны
весь мир был охвачен великими революционными потрясениями, эпицен-
тром которых стала Россия, поставившая перед собой высокую цель ради-
кального преобразования социального строя всей планеты и дорого запла-
тившая за социалистический эксперимент. После Второй мировой войны
прокатилась вторая волна революций — социалистических и национально-
освободительных, перекроивших политическую карту мира. Заключитель-
ным аккордом самого кровопролитного в истории столетия стала третья
волна переворотов в Советском Союзе и большинстве социалистических
стран. Трудно дать однозначную оценку этих переворотов — то ли это револю-
ции, открывающие новые просторы социального прогресса, то ли контрре-
волюции — качественный скачок в прошлое, попытка вернуться в давно про-
шедшие времена как реакция на забегание вперед, то ли вторая запоздалая
стадия революции, о которой пишет Питирим Сорокин в заключительной
части настоящей книги. В любом случае, составные механизмы и последст-
вия этих контрпереворотов в основном аналогичны тем, которые исследо-
ваны Питиримом Сорокиным применительно к революции. Ознакомление
с предлагаемым вниманию читателей трудом поможет лучше понять анато-
мию и физиологию современных социальных переворотов — как революций,
так и контрреволюций.
Нельзя сказать, что этот выдающийся труд был написан беспристрастным
исследователем. С юношеских лет — с церковно-учительской школы с. Хре-
ново Костромской губернии, из которой он был исключен в 1906 г. вместе
со своим другом Николаем Кондратьевым после первого ареста, — Питирим
Сорокин был революционером; он остался им на всю жизнь — сперва рево-
люционером в политической жизни, затем революционером в науке. Он про-
шел сквозь горнило русских революций 1917 г. в качестве одного из самых
активных их участников и был приговорен к расстрелу. Благодаря высылке
из Советской России он сумел избежать участи Николая Кондратьева и тысяч
?
других выдающихся ученых, репрессированных в 30-е годы, и в полной мере
развернул свой талант, оставив нам огромное научное наследие, пока еще
недостаточно осознанное учение, которое сам он называл интегрализмом,
и которое, как все более становится очевидным, имеет шанс в XXI в. прийти
на смену как либерализму, так и марксизму.
Понятно, что Питирим Сорокин не мог быть беспристрастным в иссле-
довании и описании потрясений и трагических последствий русских рево-
люций, но в то же время, как сложившийся исследователь, крупный ученый,
он дает всесторонний и глубочайший анализ этих событий в жизни общества
— их причин и предпосылок, деформации поведения людей, деградации насе-
ления, раскола в социальной структуре, радикальных перемен в управлении,
в экономических процессах, в духовной жизни общества. С пристрастием он
характеризует и то, что позднее назовет «законом социального иллюзиониз-
ма» — разительное расхождение между идеалами и лозунгами революций и их
реальными результатами и плодами.
Одновременно эта книга является свидетельством революционного пере-
ворота в мировоззрении самого автора. Позднее, на склоне лет, в автобиогра-
фическом романе «Долгий путь» Питирим Сорокин так описывает этот пере-
ворот: «Революция 1917 года разбила вдребезги мои взгляды на мир, вместе
с характерными для них позитивистской философией и социологией, ути-
литарной системой ценностей, концепцией исторического прогресса, как
прогрессивных изменений, эволюции к лучшему обществу, культуре, челове-
ку. Вместо развития просвещенной, нравственно благородной, эстетически
утонченной и творческой гуманности война и революция разбудили в чело-
веке зверя и вывели на арену истории, наряду с благородным мудрым и сози-
дательным меньшинством, гигантское число иррациональных человекопо-
добных животных, слепо убивающих друг друга, разрушающих все великие
ценности, ниспровергающих бессмертные достижения человеческого гения
и поклоняющихся вульгарности в ее худших формах»?. Короткий, но поучи-
тельный опыт участия в революции потребовал пересмотра взглядов: «В это
время я испытал на себе и видел слишком много ненависти, лицемерия, сле-
поты, зверств и массовых убийств, чтобы сохранить в неприкосновенности
восторженное и бодрое мироощущение, и именно эти исторические обстоя-
тельства... начали процесс переоценки моих ценностей, перестройки моих
взглядов и изменения меня как личности… К концу 1920-х годов этот болез-
ненный, но радостный процесс в основном завершился. Его результатом
стало то, что я называю интегральной системой философии, социологии,
психологии, этики и личностных ценностей... В своей завершенной форме
? Сорокин П. А. Долгий путь: Автобиографический роман. Сыктывкар, 1991.
С. 166–167.
Ю. В . ЯКОВЕЦ
?
основные принципы “интегрализма” систематически изложены в книгах,
написанных за последние тридцать лет»?. Таков итог этой эволюции взгля-
дов великого мыслителя, подведенный им самим в книге, опубликованной
в 1963 г. Можно полагать, что сам интегрализм станет ядром революцион-
ного переворота в обществоведении начала XXI в. ? Тем более интересно
и поучительно познакомиться с первым фундаментальным трудом, в кото-
ром заложены основы этого перспективного учения.
Российская наука, да и система образования в период крушения завершаю-
щих свой жизненный цикл индустриальных парадигм активно ищут и жадно
впитывают новые источники знаний, а также хотят понять суть происходя-
щих в мире радикальных изменений и найти пути более надежного их предви-
дения, пути развития мировой и локальных цивилизаций, судеб России в этом
кипящем котле перемен. Надежным ориентиром в этом поиске может служить
опыт наших великих предшественников, среди которых одно из первых мест
заслуженно принадлежит Питириму Сорокину. Проходивший в феврале 2001 г.
в Москве, Санкт-Петербурге и Сыктывкаре Международный научный симпози-
ум, посвященный 110-летию со дня рождения П. Сорокина?, показал готовность
современной российской мысли воспринять его идеи в качестве одного из крае-
угольных камней научного мировоззрения, адекватного реалиям XXI в. Не слу-
чайно так широко стали издаваться произведения великого мыслителя, прежде
недоступные советскому читателю. Мы надеемся, что публикация «Социологии
революции» внесет весомый вклад в этот прогрессивный процесс и будет весьма
полезной не только для ученых и преподавателей, студентов и научной молоде-
жи, но и для политиков и общественных деятелей, чье вопиющее невежество
в области социальной динамики и теории революций стало причиной трагиче-
ских для СССР и России ошибок.
? Сорокин П. А. Указ. соч. С. 167.
? См.: Яковец Ю. В. Великое прозрение Питирима Сорокина и глобальные тен-
денции, трансформации общества в ХХI веке. М.: МФК, 1999; Яковец Ю. В.
Русский циклизм: новое видение прошлого и будущего. The Edwin Mellen
Press: Lewiston-Queenston-Lampeter, 1999. Гл. 8; Яковец Ю. В. Эпохальные инно-
вации XXI века. М.: Экономика, 2004 (раздел 6. 6. 2).
4 Возвращение Питирима Сорокина. М.: МФК-МОНФ, 2000; Return of Pitirim
Sorokin. PSNRI, 2001.

Ю. В. Яковец, проф., д. э. н., академик РАЕН,
президент Международного института
Питирима Сорокина — Николая Кондратьева

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.