Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Гумеров Р. Социальная направленность проповедиОГЛАВЛЕНИЕ5. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места работыВ нашем обществе профессиональная система играет ведущую роль, как для определения статусных групп, так и для определения уровня доходов. Во многих отношениях именно профессиональная принадлежность главы семьи позволяет определить престиж и социальный статус семьи. Каждая профессия, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающуюся идеологию.(Мендра, с. 299). 5.1 Классификация профессийДля сравнительного анализа, дифференцирующего выборку по основному занятию респондентов, было выделено девять групп: 1. независимый предприниматель; 2. руководитель, управленческий работник; 3. специалист без руководящих функций (со спец. образ.); 4. военнослужащий, МВД, прокуратура; 5. служащий без специального образования; 6. рабочий (в том числе мастер, бригадир); 7. учащийся, студент; 8. пенсионер (неработающий), домохозяйка; 9. безработный, временно нетрудоустроен. 5.1.1. Иерархия ценностей по профессиямА) В ходе анализа было обнаружено, что наиболее выразительные отличия от других групп фиксируются в группе независимых предпринимателей. Так в их иерархии распространенности ценностей место «свободы», «собственности», «процветания» и «достатка» выше, чем в иерархиях других групп. При этом процент людей, отметивших «свободу», «собственность» и «процветание» как ведущие ценности значимо выше, чем аналогичный процент в большинстве групп. В то же время ценность «согласие» занимает более низкое место в иерархии предпринимателей, чем в иерархиях других групп, а ценности «согласие», «справедливость», «духовность» и «созидание» были выбраны значимо меньшим числом предпринимателей, чем соответственно представителями других групп. (Ментальность россиян, с. 86) 37 Б) Группа руководителей в сравнении с другими группами характеризуется более высокими местами в иерархии частости выбора ценностей «труд» и «профессионализм». Ценность «труд» получила в этой группе и наивысший по сравнению с другими группами процент выборов, значимо отличающийся от аналогичного показателя в большинстве других групп. Высокое место «труда» в системе ценностей является, по существу, визитной карточкой данной социальной группы. (Ментальность россиян, с. 87) В) Своеобразие группы специалистов описывается высоким местом, которые в иерархии распространенности получила ценность «достоинство» и наивысшим по сравнению с другими социальными группами процентом людей в этой группе, выбравших ценность «достоинство» как одну из девяти наиболее важных для них. (Ментальность россиян, с. 87) Г) Аналогичная ситуация наблюдается в группе военнослужащих и работников силовых структур относительно ценности «культура». Данная ценность занимает здесь наивысшее по сравнению с другими группами место в иерархии и собирает наибольший процент голосов. Одновременно ценность «надежда» занимает наиболее низкое место в иерархии военнослужащих и получает в этой среде наименьший процент голосов. Реже других военнослужащие включили в число девяти ведущих ценностей и ценность «достаток». Кроме того, своеобразие группы военнослужащих заключается и в наиболее значительном росте процента людей, выбравших как одну из важнейших ценность «мир» (в то время, как в других группах наблюдается снижение важности этой ценности), и наиболее значительном по сравнению с другими группами снижении важности ценности «могущество». Характерно и то, что только в группе военнослужащих ценность «здоровье» не возглавляет список, как во всех остальных группах, а занимает лишь третье место. (Ментальность россиян, с. 88) Д) Иерархию группы рабочих от иерархий других социальных групп отличает только относительно высокое место в ней ценности «дом». (Ментальность россиян, с. 88) Е) Группа учащихся и студентов, видимо, в силу своего возраста, чаще других выбирает «любовь». Данная ценность занимает у них наивысшее по сравнению с другими 38 группами место в иерархии и выбирается в числе важнейших наибольшим процентом респондентов. Одновременно в этой группе наблюдался самый значительный по сравнению с другими рост важности ценности «семья». (Ментальность россиян, с. 88) Ж) Своеобразие жизненных позиций пенсионеров и домохозяек как социально незащищенных и потому наименее уверенных в себе групп населения отражает наивысшее место в иерархии ценностей «мир», «милосердие» и «согласие». Одновременно среди пенсионеров и домохозяек отмечено наибольшее снижение важности ценности «труд». (Ментальность россиян, с. 88) 5.1.2. Отвержение ценностей в зависимости от профессии«Одновременно с этим цели: А1(служить Богу), А6(иметь хорошего друга), А2б(понять смысл жизни), А40(иметь верных друзей), А65(не делать ошибок в жизни) не важны для достаточно большого числа высших руководителей или главных специалистов государственных предприятий; А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь), А64(иметь хороший характер), А 77(обрести чувство гармонии с природой) для руководителей среднего звена любых организаций, А1б(способствовать развитию общества), А18(быть первым), А19(служить Родине), А 35 (заниматься своим делом), А69(прожить яркую жизнь) — для служащих из числа технического и обслуживающего персонала, А27(сделать себя таким, каким хочу), А31 (получить хорошее образование), А46(заниматься творчеством), А47(развиваться как личность), А53(сделать каръеру) — для квалифицированных рабочих; А18(быть первым), А31 (получить хорошее образование), А46(заниматься творчеством), А53(сделать карьеру), А5б(быть специалистом) — для неквалифицированных рабочих; А2(навсегда уехать за границу), А80(знать и понимать искусство) — для офицеров, А2(навсегда уехать за границу) — для солдат, А8(достойно умереть) — для студентов вузов, А14(каждый день открывать что- то новое), А3б(обладать большим жизненным опытом), А42(стать очень богатым), А43(ни от кого не зависеть) для студентов техникумов и ПТУ; 39 А4(развить свои способности), А14(каждый день открывать что- то новое), А15(найти своё призвание), А17(получать удовольствие от секса), А18(быть первым), А24(совершить в жизни что-то важное), А31 (получить хорошее образование), А33(не упустить свой шанс), А34(входить в элиту общества), А53(сделать карьеру), — для пенсионеров; А63(не голодать) — для домохозяек». (Ментальность россиян, с. 113) 5.2.1. Выводы о динамике изменения ценностной ориентации в зависимости от профессииДостоверными представляются те данные, где наблюдается четкая динамика изменений важности цели в соответствии с ростом или снижением дохода. К таким целям, согласно проведенному исследованию, можно отнести цели: А10(испытывать алкогольное или наркотическое опьянение), А14(открывать что-то новое), А18(служить Родине), А27(сделать себя таким, каким хочу), А30(овладеть профессией), А32(быть честным, порядочным человеком), А42(стать очень богатым), А44(жить духовной жизнью), А52(иметь много свободного времени), А54(делать всё, что хочу), А60(иметь хорошего сексуального партнёра, А67(быть любимым), А71(быть мудрым); А74(удачно жениться) -важность которых растет в соответствии с ростом дохода, и целей А63(не голодать), А68(не выделяться), А79(не работать) - важность которых с ростом дохода снижается. (Ментальность россиян, с. 131) 5.2.2. Анализ формирования ценностей в зависимости от профессийПонятно, что хорошо коррелируют с ростом дохода цели профессионального совершенствования и достижения успеха. Желание лучше работать и получать, признание окружающих собственно и является тем стимулом, который приводит человека к продвижению по социальной лестнице и соответствующему увеличению его дохода. Вместе с тем, интересно появление среди жизненных целей, увеличивающих свое значение соответственно росту дохода, желания быть любимым, иметь хороших сексуальных партнеров, путешествовать по миру, иметь много свободного времени, делать все, что хочется и т.п. Наибольший интерес, естественно, здесь вызывает вопрос: «приходит ли к обеспеченным людям, фигурально выражаясь, аппетит во время еды, когда 40 они понимают, что их денег хватает на удовлетворение этих потребностей, или наоборот, они стремятся больше зарабатывать, изначально имея такие жизненные цели»? Данное исследование, к сожалению, ответить на этот вопрос не может. В не меньшей степени затруднен и сравнительный анализ жизненных целей различных социальных групп, но по другой, нежели в случае с доходом, причине. В рамках данной выборки, выделенные социальные группы были представлены весьма незначительным числом опрошенных. Каждая из них состояла из нескольких десятков человек. В таких масштабах различия между описываемыми психологическими параметрами, оказываются, как правило, незначимыми. Поэтому, при анализе существующих в обществе социальных групп, целесообразно в условиях небольших выборок просто ориентироваться на те случаи, когда в какой либо из социальных групп важность определенной цели заметно отличается от важности этой же цели для других групп. Подобные отличия в данном случае лучше простой иерархии ведущих целей помогут понять психологическое своеобразие представителей данного социального слоя. 5.3 Выбор самой важной цели в зависимости от профессииС этой точки зрения, для частных предпринимателей и бизнесменов намного болыне, чем для других важны цели: А3(избавиться от дурной привычки), А42(стать богатым), А43(ни от кого не зависеть), А47(развиваться как личность), для высших руководителей или главных специалистов государственных предприятий — А4(развить свои способности), А15(найти свой призвание, А18(быть первым), А24(совершить что-то важное), А44(жить духовной жизнью), А47(развиваться как личность), А53(сделать карьеру), А69(прожить яркую жизнь), А75(стать знаменитым); для руководителей среднего звена любых организаций - А42(стать богатым), А53(сделать карьеру), А69(прожить яркую жизнь); для специалистов с высшим или средним специальным образованием — А31 (получить хорошее образование), А44(жить духовной жизнью), А47(развиваться как личность), А48(путешествовать по миру); для квалифицированных рабочих — А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А63(не голодать), А68(не выделяться); для неквалифицированных рабочих — А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А63(не голодать), А79(не работать); для офицеров — А9(быть смелым), А19(служить Родине), А29(заниматься спортом); 41 для солдат А19(служить Родине); для студентов вузов — А15(найти своё призвание), А17(получать удовольствие от секса), А24(совершить в жизни что-то важное), А27(сделать себя таким, каким хочу), АЗ1 (получить хорошее образование), А46(заниматься творчеством), А47(развиваться как личность), Аб9(прожить интересную жизнь), А74(удачно жениться), А80(знать и понимать искусство); для студентов техникумов и ПТУ — А18(быть лучшим), А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А53(сделать карьеру), А68(не выделяться); для пенсионеров - А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь); для безработных — А38(отомстить всем моим врагам), А78(изменить свою жизнь). В группе служащих из числа технического и обслуживающего персонала такие цели не выделены. (Ментальность россиян, с. 133) 5.4 Выводы о формировании ценностной ориентации в зависимости от профессииПрофессия человека оказывает влияние на его социальное положение, в том числе и на выбор жизненных ценностей. Говоря о людях имеющих более высокий социальный статус (т.е. профессию, которая его дает) мы можем отметить две тенденции. 1) более высокий процент выбора ими ценностей: «свобода», «собственность», 2) отвержение ими ценностей морально-этических: «иметь друзей», «понять смысл Люди рабочих специальностей чаще избирают ценности: «согласие», «порядок», «дом», «равенство», «надежда», «справедливость», но отвергают: «сделать себя таким, каким хочу», «получить хорошее образование», «заниматься творчеством», «развиваться как личность». В целом можно сказать, что чем ниже человек стоит на социальной лестнице, тем меньше он желает проявлять личную инициативу. Именно этим можно объяснить такую динамику выбора ценностей этими двумя группами антагонистами. 42 5.5 Сравнение с ценностной ориентацией руководителей церквей ЕХБЦенностные ориентации руководителей поместных церквей ЕХБ имеют определенное сходство с ценностями рабочих и пенсионеров. Так же широко представлены ценности морально-этического характера: «согласие», «порядок», «дом», «равенство», «надежда», «справедливость». Но слабо представлены ценности руководителей и предпринимателей: «собственность», «труд», «профессионализм», «свобода», «процветание». К сожалению, протестантская этика в нашей стране не стала этикой предпринимателей, хотя в последнее время и появляются в церкви свои «новые русские». Но это не стало массовым явлением - т.к. духовной поддержки в церкви эти люди не получают. Что и не удивительно, если сами руководители церквей не заинтересованы в
5.6 Выводы о возможности проповеди в зависимости от профессии Говоря о месте труда в жизни верующего человека, мы можем сказать, что две основные позиции мы можем проследить в истории церкви. 1. «Полезность профессии и, следовательно, ее угодность Богу в первую очередь определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую проводимые в ее рамках блага имеют для «всего общества»; однако в качестве третьего и практически безусловно наиболее важного критерия выступает ее «доходность». Если Бог указывает вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете осуществлению одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. В качестве же следствия выполнения профессионального долга богатого морально не только оправдано, 44 но даже предписано. Об этом как будто прямо говорится в притче о рабе, который впал в немилость за то, что не приумножил доверенную ему мину серебра. Желание быть бедным было бы равносильно, как часто указывается, желание быть больным и достойно осуждения в качестве проявления синергизма, наносящего ущерб славе Божьей. Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работать, то это не только грех бездеятельности, но и, по словам апостола, нарушение завета любить ближнего своего». Это излагается типичный кальвинистский взгляд на труд. (Вебер, с.104) 2. «Элан Ричардсон опровергает такое понимание в своем исследовании «Библейское учение о труде»: «В Библии мы не находим ни одного примера того, чтобы Бог призвал человека к какому-либо земному занятию. Так, Павел был призван стать апостолом, но никто не призывал его заниматься изготовлением шатров... У нас нет никаких оснований говорить, что Бог призвал кого-то быть инженером, врачом или учителем». (Кокс, с.184) Как видим, эти две точки зрения противоречат друг другу. Разность подходов показывает, как мы будем относиться к нашему земному бытию. Жизнь протестантских общин в Средней Азии, откуда родом автор данной работы, отличалась от жизни окружающих. Одно из отличий состояло в отношении к труду. Русскоязычное население, жившее там, было более трудолюбивым, чем население Центральной России. И в этой среде, протестанты были известны как еще более трудоголики. Это слава была доброй. Возможно, это тот путь, по которому нам предстоит пройти в России - поднять ценность труда в глазах нашей паствы. Российский менталитет характеризуется особым отношением к труду, и к оплате этого труда. Классический капиталистический (и протестантский в том числе), заключается в оплате пропорционально вложенным усилиям: «Американцы Джон и Генри, по всей вероятности, разделят деньги согласно вкладу каждого в общий труд. Для нашей страны больше характерна норма равенства: почему бы Ивану и Петру не разделить деньги поровну?» (Стефаненко, с.34) В новых, нынешних условиях каждый пастор стоит перед дилеммой: поддержать ли ему уравнительный (российский) подход, или «быть протестантом в России» проповедуя необходимость хорошо трудиться и получать оплату по справедливости. «Экспериментальные данные психологов о зависимости интеллектуального развития человека от участия его в творческом труде подтверждаются исследователями социологов, которые обнаружили различия е духовных запросах и интересах рабочих квалифицированного труда (занятых, например, у пульта управления) и рабочих неквалифицированного труда (грузчики, такелажники). Только у первых наблюдается 45 ориентация на расширение интересов, на приобретение новых знаний, рационализацию новых приемов работы. При этом происходит развитие духовных запросов и интересов, выходящих за пределы конкретного вида профессиональной деятельности». (Шаев, с. 129) Как видим, выбор профессии человеком может многое сказать о его характере, наклонностях. Закончились времена, когда профессия передавалась по наследству. Когда в общину приходят новые люди происходит расширение поля деятельности церкви, представляющее собой новые слои общества. Проповедник должен знать, что появление новичков означает возможную перестановку акцентов в проповеди. Из приведенного исследования, очевидно, что не имеет смысла призывать рабочего или пенсионера «получить хорошее образование», «сделать карьеру», «развиваться как личность» и т.д. Круг интересов (ценностей) этого социального слоя - это «дом», «семья», «дети». Например, люди этой категории побоятся вкладывать деньги в какое-то предприятие, потому что «не допустить ошибок в жизни» - это одна из главных задач. Но более предприимчивые «новые русские» не боятся ошибок, т.к. чувствуют уверенность в своих силах вновь подняться, даже после очередного дефолта. Исходя из выбираемых ценностей и реальностей нынешней России руководители, бизнесмены нуждаются в самоутверждении и помощи. Им приходиться решать много сложных морально-этических проблем. И не всегда эти решения согласуются с нашими представлениями о христианстве. Двойственность положения, в которой находятся эти люди как бизнесмены - христиане в новой России, нуждается в особом попечительстве пастыря-проповедника. Очевидно, что интересы этих двух групп резко отличаются друг от друга. И, тем не менее, Христос - есть Тот, Кто может соединить сердца этих людей.
Обратно в раздел социология |
|