Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Дмитриев А.В. Социология юмора

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Иностр. лит. 1990. № 3. С. 197–201.

[2] Лицо и маска Михаила Зощенко. М., 1994. С. 254–278.

[3] Сарнов Б.М. Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко. М., 1993. С. 548.

[4] Зощенко М. Избранное: В 2 т. Т. I. Л., 1982. С. 182–184.

[5] Сарнов Б. Ук. соч. С. 553.

[6] Иностр. лит. 1990. № 3. С. 197, 208–209.

[7] Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка. М., 1956. С. 238.

[8] Иностр. лит. 1990. № 3. С. 197.

[9] Набоков В. Лолита. М., 1989. С. 49.

[10] Фрейд З. “Я” и “Оно”. Тбилиси. Кн. 2. 1991. С. 406.

[11] Дземидок Б. О комическом (перевод с польского). М., 1974. С. 43.

[12] Uale Review. 1936. Sept. 26. P. 71–81.

[13] Фрейд З. Указ. соч. С. 308, 309.

[14] Фрейд З. Указ. соч. С. 273–274.

[15] Фрейд З. Указ. соч. С. 311–312.

[16] Это просто смешно! или Зеркало кривого королевства. Анекдоты: системный анализ, синтез, классификация / Сост. Л.А.Барский. М., 1994. С. 298.

[17] Бергсон А. Смех. М., 1992. С. 126.

[18] Там же. С. 14.

[19] Там же. С. 13.

[20] Бергсон А. Смех. С. 28, 29.

[21] Дземидок Б. Указ. соч. С. 41.

[22] См.: The Act of Creation. Part 1. N.Y., 1967. P. 47.

[23] Бергсон А. Указ. соч. С. 123.

[24] Смелсер Н. Социология. М., 1994. С. 136.

[25] Mead G.H. Mind, Seft and Society. Chicago, 1959. P. 206.

[26] См.: Zijderveld A. The Sociology of Humor and Laughter // Current Sociology. 1983. Vol. 31, № 3. P. 31–33.

[27] Это не совсем так. Современный исследователь А.А.Белкин выявил непоследовательность в борьбе государственной власти с кукольниками и скоморохами. Власть ощущала в них необходимость, поскольку без них были немыслимы царские и боярские забавы и вообще русские праздники. Поэтому суровые меры принимались в ответ на “доносы” и “челобитные” об особых бесчинствах скоморохов, сами же власти не выступали инициаторами этой борьбы” (Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975. С. 53–110). В нынешней России некоторые сатирики и юмористы (Э.Рязанов, А.Иванов, М.Задорнов) нашли довольно ласковый прием у видных государственных чиновников, что, впрочем, мало что прибавило к популярности тех и других.

[28] См.: Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). М., 1991. С. 341–344.

[29] Основная часть книги Л.Карасева “Философия смеха” опубликована в журнале “Человек” в виде статей, выходивших с 1990 по 1994 гг. Главы “Парадокс о смехе” и “Мифология смеха” были опубликованы в журнале “Вопросы философии” (1989. № 5 и 1991. № 7). См. также: Karasje L. Antyteza smiechu // Akcent (Lublin). 1991. № 2, 3; Karassev L. L'antithese du rire. La honte // L'Humor Europeen (Lublin–Sevres). 1993. P. 1; Karassev L. La phenomenologia du rire // Humoresques (Paris). 1993. № 4; Karassev L. Le rire et le temps // Humoresques (Paris). 1995. № 6.

[30] У некоторых отечественных и зарубежных исследователей мы находим несколько отличный подход. “Наш человеческий смех, — пишет К.Лоренц, — вероятно, ... в своей первоначальной форме был церемонией умиротворения или приветствия (подчеркнуто мной — А.Д.) ... У наших ближайших родственников — у шимпанзе и гориллы — нет, к сожалению, приветственной мимики, которая по форме и функции соответствовала бы смеху. Зато есть у макак, которые в качестве жеста умиротворения скалят зубы.., чмокая губами, крутят головой из стороны в сторону, сильно прижимая уши. Примечательно, что некоторые люди на Дальнем Востоке, приветствуя улыбкой, делают то же самое” (Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994. С. 181). Такие же манеры встречаются и у многих наших соотечественников — одного из российских политиков, например, называли “чмокающим” премьером.

[31] Карасев Л.В. Парадокс о смехе // Вопр. философии. 1989. № 5. С. 51.

[32] Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 53.

[33] Карасев Л.В. Парадокс о смехе. С. 48.

[34] Карасев Л.В. Смех и зло // Человек. 1992. № 3. С. 27.

[35] Там же.

[36] Карасев Л.В. Смех и зло. С. 27.

[37] Карасев Л.В. Парадокс о смехе. С. 63.

[38] Карасев Л.В. Антитеза смеха // Человек. 1993. № 2. С.14.

[39] Там же.

[40] Карасев Л.В. Парадокс о смехе. С. 60.

[41] Карасев Л.В. Парадокс о смехе. С. 60.

[42] Там же. С. 61.

[43] Там же.

[44] Карасев Л.В. Парадокс о смехе. С. 63.

[45] Карасев Л.В. Мифология смеха // Вопр. философии. 1991. № 7. С. 70.

[46] Карасев Л.В. Смех и будущее // Человек. 1994. № 1. С. 54.

[47] Там же. С. 54–55.

[48] Карасев Л.В. Метафизика сна // Сон — семиотическое окно. XXVI–е Випперовские чтения. М., 1994. С. 135–143; Карасев Л.В. Опыт несмеяния // Человек. 1992. № 5. С. 39–47.

[49] Карасев Л.В. Смех и будущее. С. 62.

[50] Социол. исслед. 1988. № 3. С. 84–94.

[51] Там же. С. 104.

[52] У автора другое мнение: “Интеллигенция всегда обходилась письменной формой передачи своего опыта, и никогда не прибегала (подчеркнуто мной — А.Д.) к такой народной форме как устное творчество” (Борев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. М., 1995. С. 3).

[53] См.: “Философы Митин, Юдин и Ральцевич предложили своему учителю, философу–марксисту Деборину, публично назвать Сталина крупнейшим теоретиком партии, классиком марксизма. “Но у Сталина нет серьезных философских работ”, — ответил Деборин. И предложил союз: Сталина — практика революции с Дебориным–теориком. Узнав об этом Сталин хмыкнул: “Тоже мне Энгельс нашелся!” Борев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. М., 1955. С. 72. Несколько строк нашлось и для других философов того времени (Асмус, Чесноков).

[54] Князев А.Н. На правах рукописи (литературно-критические заметки о нашей социологии). М., 1989. С. 9, 20.

[55] М.М.Бахтин как философ. М., 1992. С. 176, 179.

[56] Р.Барт называет литературу “языком других”. Она одновременно оказывается и точкой пересечения различных видов социального “письма”. Подобно тому как в обыденной коммуникации индивид лишь “изображает” на языковой сцене свою субъективность, так и писатель обречен на то, чтобы “разыгрывать” на литературной сцене свое мировидение в декорациях, костюмах, сюжетах и амплуа, предложенных ему социальным установлением, называемым “литературным письмом” (Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. М., 1994. С. 27).

[57] Общественные науки. 1990. № 6. С. 145.

[58] См.: Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994. С. 114–115.

[59] Еврейское счастье. Вильнюс, 1991. С. 3.

[60] Приведенный анекдот не относится к госп.Благоволину — генеральному директору ОРТ.

[61] Цит. по: Zijderveld A.C. Sociology of Humor and Laughter // Current Sociology. 1983. Vol. 31, № 3. P. 49.

[62] Еврейское счастье. С. 3.

[63] Zijderveld A. Op. cit. P. 50.

[64] Zijderveld A. Op. cit. P. 51.

[65] Ibid.

[66] Grotjahn M. Beyond Laughter. N.Y., 1957. P. 22.

[67] См.: British Journal of Sociology. 1982. № 3. P. 383–403.

[68] Zijderveld A. Op. cit. P. 37–59.

[69] Анекдоты. Фронтовой юмор. М., 1995. С. 15.

[70] В тот период слово “жид” означало “еврей” и не носило оскорбительного смысла.

[71] Независимая газета. 1994. 17 авг. С. 7.

[72] Литературная газета. 1994. 30 марта (текст с сокращением).

[73] Книжное обозрение. 1995. № 6 (текст с сокращением).

[74] Социол. исслед. 1992. № 12. С. 111.

[75] Материалы ВЦИОМ. М., 1992. Приложение. С. 17.

[76] Социол. исслед. 1991. № 1. С. 130.

[77] Фрейд З. “Я” и “Оно”. Кн. 2. Тбилиси, 1991. С. 401.

[78] Более подробно см.: Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994.

[79] Берн Э. Указ. соч. С. 84–85.

[80] Нью–Йорк Таймс. 1993. 23 нояб. — 23 дек. С. 55.

[81] См., например: “Кроссворды” для руководителей. М., 1992. С. 185.

[82] Zijderveld A.C. The Sociology of Humor and Laughter // Current Sociology. 1983. Vol. 31. № 3. P. 51.

[83] Рассматривая такую конкретную форму проявления юмора, как анекдот, А.С.Ахиезер считает, что последний — свидетельство определенного успеха общества в углублении социального опыта, в росте самосознания, критики и культуры, социальных отношений, воспроизводства. С анекдота начинается разрушение кажущихся незыблемыми ценностей (См.: Ахиезер А.С. Указ. соч. Т. III. С. 12).

[84] Антология мирового анекдота. Киев, 1994. С. 315, 325.

[85] См.: Познание и обучение. М., 1988. С. 155.

[86] Антология мирового анекдота. С. 156, 176, 177.

[87] Аргументы и факты. 1995. № 40. С. 1.

[88] Советский политический анекдот. М., 1992. С. 52.

[89] Знаменитые шутят. М., 1994. С. 336.

[90] Вечерняя Москва. 1994. 2 дек.

[91] Перепечатка из “Вашингтон Пост” // За рубежом. 1992. № 68. С. 10.

[92] 1000 анекдотов. Вып. I. М., 1991. С. 83.

[93] День. 1992. 10–16 мая. С. 1.

[94] Паркинсон С.Н. Закон Паркинсона. М., 1976. С. 18.

[95] Макдональд Д.Р. (1866–1937), один из основателей и лидеров Лейбористской партии Великобритании. Был премьер–министром в 1929 г. и в 1929–31 гг. Хотя он и установил дипломатические отношения с СССР, но постоянно оставался объектом критики и насмешек — карикатуры на него постоянно появлялись в советских журналах и газетах.

[96] Луначарский А.В. Статья о литературе. М., 1988. С. 388.

[97] Пути творчества и критики. Актуальные проблемы. М., 1990. С. 179–180.

[98] Российская карикатура. 1994. № 9. С. 22.

[99] Там же. С. 23.

[100] См.: Российская карикатура. 1994. № 9. С. 24.

[101] См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991. С. 120, 198, 199.

[102] Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”. Л., 1990. С. 24, 25.

[103] В.Подорога пишет: “...Трудно избежать снисходительной усмешки, а то и испытать самый настоящий приступ хохота, выслушивая эти “глупые” и “неграмотные”, если не безумные речи платоновских персонажей, а с другой стороны, разве не охватывает чувство безысходности перед тупой и бессмысленной жестокостью платоновского мира...” // Параллели (Россия — Восток — Запад). М., 1991. Вып. 2. С. 35.

[104] Вестн. Акад. наук. М., 1990. № 1. С. 125.

[105] Социол. исслед. 1992. № 7. С. 151.

[106] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. С. 218.

[107] Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Т. III. С. 334.

[108] Социол. журн. М., 1995. № 1. С. 197.

[109] Поиск. 1992. 11–17 июля.

[110] Наш современник. 1983. № 6. С. 61.

[111] Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995. С. 216.

[112] Разрешите Вас потешить. Воронеж, 1991. № 1. С. 22, 16.

[113] Довлатов С. Собрание прозы: В 3 т. Т. 3. СПб., 1993. С. 45.

[114] Новое время. 1988. № 54. С. 28–29.

[115] См.: Социол. исслед. 1994. № 5; 1995. № 9–10.

[116] Российская карикатура. М., 1993. С. 7.

[117] Правда. 1993. 29 апр. С. 8.

[118] Социол. исслед. 1992. № 11. С. 58.

[119] Мимо тещиного дома. М., 1995. С. 22-24, 225–264.

[120] Иностр. лит. 1988. № 11. С. 200.

[121] Антология мирового анекдота. (“Я Вам наработаю!”). Киев; М., 1994. С. 54.

[122] The Economist. 1981. March Z. цит. по: “ИЛ”. 1988. № 11.

[123] Разрешите Вас потешить. Воронеж. № 1. С. 17.

[124] Иностр. лит. 1987. № 1. С. 208.

[125] Плохая рифма.

[126] Вольноопределяющийся батальонный историограф Марек (1892–1937) — судя по всему основоположник военной социологии.

[127] Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка. М., 1982. С. 176–177.

[128] Gwin Harries–Jenkins, Charles C.Moscos. Armed Forces and Society // Current Sociology. London, 1981. Vol. 29, № 3.

[129] Карасев Л.В. Парадокс о смехе. С. 64.

[130] Карасев Л.В. Парадокс о смехе. С. 64.

[131] Солдатская хохма и анекдот. М., 1992. С. 16–28.

[132] Сатира времен гражданской войны в США. М., 1966. С. 167.

[133] Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 211.

[134] Там же. С. 212.

[135] Советский анекдот. М., 1992. С. 32.

[136] Американская социология. С. 212–213.

[137] Ах, Одесса: Юмор, сатира. 1992. № 8. С. 1.

[138] См.: Элементы теории политики / Пер. с пол. Ростов н/Дону, 1991. С. 345–348.

[139] Савела Э. Моня Цацкес - знаменосец. СПб., 1992. С. 10–11.

[140] “Честь — совокупность внешних морально-этических принципов личности”. (Словарь русского языка. М., Т. IV. С. 672).

[141] Полейко В., Чудодеев В. Дурдом. М., 1991. С. 76.

[142] См.: Социол. исслед. 1992. № 4. С. 17.

[143] Вебер А. Чиновник // Социол. исслед. 1988. № 4. С. 123.

[144] См.: Чижов Ю.В. Короли и пешки // Социол. исслед. 1988. № 5. С. 77–79.

[145] Смех в строю. Сборник иностранного военного юмора. М., 1992. С. 8.

[146] Там же. С. 213.

[147] См.: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Ч. III. М., 1991. С. 12.

[148] В тексте использованы различные печатные источники: сборники криминальных анекдотов, как советского, так и зарубежного происхождения, журнал “Крокодил”, а также личная коллекция. Источник конкретного анекдота не указывается, так как первоначальный вариант установить практически невозможно.

[149] Цит. по: Михайлов А.Д. Средневековый французский фарс. М., 1981. С. 52.

[150] Полевой П.Н. История русской словесности. Т. 1. СПб., 1990.

[151] См.: Русская демократическая сатира XVII в. 2–е изд. М., 1977.

[152] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 671.

[153] Зощенко М. Избранное. М., 1982. Т. 2. С. 20.

[154] Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”. Л., 1990. С. 239, 242.

[155] Бергсон А. Смех. М., 1992. С. 49.

[156] Там же. С. 62–63.

[157] См.: Дземок Б. О комическом. М., 1974. С. 41.

[158] Смех в строю. Сборник иностранного военного юмора. М., 1992. С. 48.

[159] См.: Никандров В.И. Об оценке доказательств участниками уголовного процесса // Гос–во и право. 1992. № 5. С. 62.

[160] См.: Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 94.

[161] Известия. 1993. 27 нояб. С. 10.

[162] Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 1990. С. 121.

[163] Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 365.

[164] Цит. по: Кистяковский Б. В защиту права // Ненасилие. Философия, этика, политика. М., 1993. С. 140.

[165] Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. М., 1971. С. 89.

[166] См.: Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопр. философии. 1992. № 3. С. 58–59.

[167] Дановский С.Л. Конфликтные ситуации сотрудников ГАИ с водителями // Социол. исслед. 1991. № 5.

[168] Там же. С. 95–98.

[169] См.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 73, 74.

[170] Кестлер утверждает, что сознательные и бесознательные процессы, лежащие в основе художественного новаторства, научного открытия и комедийного вдохновения, — имеют общую модель, которую он называет “бисоциативное мышление”. См.: Koestler A. The Act of Creation. London: Hutchinson, 1984.

[171] Todorov T. Mikhail Bakhtin: The Dialogical Principle. Minneapolis, University of Minnesota Press, 1984.

[172] См.: Dodds E.R. The Greeks and the Irrational. Berkeley, Los Angeles, 1951. P. 28–63.

* Ниневия, столица Ассирийской империи, — один из первых городов, где встала проблема уличного движения. По словам пророка Ионы, там было “более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой” (Иона, 4, II). Можно себе представить, что творилось на улицах. Чтобы их разгрузить, городскую стену (100 футов высотой) превратили в надземку с односторонним движением в три ряда. Как все это сделали, см. у Диодора (кн. 2, 3). — Прим. автора.

* Афины сделались образцовым примером демократического государства где-то в середине XIX века, когда такая форма правления входила в моду в Англии и Америке. Афинской демократии посвящена всего одна строка в “Классическом словаре” Ламприера, перепечатанном Баркером с седьмого американского издания. Прим. автора.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.