Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Все книги автора: Мчедлов М. (4) Мчедлов М. Вера в России в зеркале статистикиМихаил Петрович Мчедлов Репрезентативное всероссийское социологическое исследование “Россияне о судьбах России в XX веке и о своих надеждах на XXI век” провел Российский независимый институт социальных и национальных проблем РНИСиНП (по заказу Фонда Эберта) в феврале-марте 2000 г. Были опрошены 2050 человек, представляющих разные социальные группы, в 58 поселениях пропорционально населению мегаполисов, областных центров, районных городов и сел. Исследование охватывало широкий круг социально-экономических, политических, нравственных проблем. В данной статье рассмотрен один аспект, связанный с воздействием религиозного фактора на сознание, политические ожидания, социальное поведение россиян, их верующей части. Понять особенности сознания и поведения верующих в России на стыке ХХ-ХХI веков, возможно лишь на фоне того сложного культурного и политико-правового процесса в жизни российского общества последнего десятилетия, которое принято называть религиозным возрождением.
Под ним подразумевается освобождение общества от вульгарных, уничижительных представлений о религии, ликвидации существовавшего на протяжении десятилетий административных и нравственных притеснений верующих, принятие прогрессивного законодательства о свободе совести и т.д. Однако этот процесс, что подтвердило и данное исследование, чрезвычайно противоречив.
С одной стороны, наблюдается рост религиозности (46,9% респондентов заявляет о своей вере в Бога, что почти в четыре раза больше по сравнению с данными конца 70-х) и ослаблении позиции сознательного безверия (лишь 10,3% не верят ни в какие сверхъестественные силы, что почти в 2,5 раза ниже, чем в конце 70-х гг.), в резком возрастании в общественном сознании престижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновении религиозных политических движений, тяге к религии прежде равнодушных к ней людей. С другой стороны — позитивный процесс понимания религии как элемента культуры, носительницы общечеловеческих ценностей сопровождается рядом издержек. Взять хотя бы вопрос об особенностях мировоззренческих ориентации россиян, о характере, глубине их религиозности.
Для многих людей характерны колебания между верой и неверием (более 25%), обращение к нетрадиционным для страны, в том числе самым экзотическим культам (веруют не в личностного Бога, а в некую сверхъестественную силу 15,7%), новоявленным гуру. Части верующих свойственны такие характеристики (вера в приметы — 25,9%, в НЛО - 8,3%, в колдовство, магию - 11,5%), которые способны исказить само исходное представление о религии. К тому же религиозное мировоззрение у части верующих, особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной "моде", к внешней, показной религиозности, отличается во многом размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.
В данном материале из всей совокупности опрошенных по вероисповедной принадлежности выделены православные и мусульмане. Но, говоря о религиозной самоидентификации респондентов, следует учитывать такой, на первый взгляд, парадокс: довольно серьезное несовпадение общего числа верующих (46,9%) с общим количеством приверженцев конкретных конфессий (69,5%). Часть респондентов не считает себя верующими, но в то же время в ответах на другие вопросы они относят себя к приверженцам тех или иных, чаще всего традиционных конфессий. Подобное явление объясняется идентификацией ими “православия” или “ислама” с национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность к которым для данных респондентов естественна. Это явление фиксировалось и в других наших исследованиях применительно ко всем регионам (например, более 60% среди неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания) и служит основой процесса конфессионализации этнополитических течений, в том числе радикальных националистических сепаратистских движений, весьма серьезно дающих о себе знать в последнее время.
Показательно, что столь же непоследовательны ответы людей, относящих себя к неверующим (37,6%). Их число значительно превалирует над тем, кто не верит ни в какие сверхъестественные силы и явления (10,3%). Среди них оказались и те, кто верит в черта (1,6%), приметы (14,7%), в некую сверхъестественную силу (13,2%), в загробную жизнь (2,8%), колдовство и магию (3,4%), в переселение душ (2,4%) и т.д.
Подобные данные показывают противоречивый, нецельный характер мировоззренческих взглядов неверующих. Их, воззрения, так же как и верующих, отличаются во многом размытостью, отсутствием однозначного содержания. Все это еще раз подтверждает то обстоятельство, что у основной массы россиян, безотносительно от того, верующие они или нет, в собственно мировоззренческих взглядах наблюдается немало архаичных, в том числе дохристианских и домусульманских представлений, языческих традиций.
Поддержанию традиций в быту, поведении, мировоззрении верующих россиян способствует и их социально-демографические особенности, в первую очередь половые. Так, наблюдается преобладание женщин среди религиозной части опрошенных и, наоборот, мужчин среди нерелигиозной. Среди верующих в Бога 41% мужчин (православных - 40,2%, мусульман -48,3%) и 59% женщин (православных - 59,8%, мусульман - 51,7%), а среди неверующих 62,8% мужчин и 37,2% женщин. Преобладание женщин среди верующей части респондентов является традиционным и связано не только с их психологическими особенностями (более консервативная приверженность традиций, что выражается, например, в большей готовности отправлять обряды и праздновать народные, принявшие религиозную форму, праздники), но и фактическим социальным неравенством женщины в обществе, подталкивающим ее к поискам поддержки сверхъестественных сил.
Верующие чаще, чем неверующие, придерживаются традиционных патриархальных взглядов в сфере семейных отношений, выступая за уважение к старшим в семье, главенство в ней мужчины (православные — 21,8%, мусульмане - 51,7%, неверующие -20,7%). Подобное понимание главенства в семье мало колеблют материальные и рациональные соображения: величина вклада в семейный бюджет вносимый тем или иным членом семьи (верующих 3,5% и неверующих 3,9%), признание за ним способности лучше ориентироваться в современной ситуации и принимать самые правильные с точки зрения интересов семьи решения (соответственно 25,4 и 27,9%).
В современной России отсутствие у многих верующих цельного, внутренне непротиворечивого религиозного мировоззрения, а тем более фанатичной веры, парадоксальным образом сочетается с повышением роли религии в разных сферах личной и общественной жизни. Здесь следует учесть воздействие ряда факторов. Так, исследование показало необходимость отказа от существовавшего еще недавно стереотипа о том, что верующие в своем большинстве это политически инертная и социально пассивная масса пенсионеров и домохозяек, далекая от проблем, волнующих общество, избегающих политической активности.
К началу XXI века сформировался новый тип верующего, молодого и среднего возраста (около 80% от общего числа верующих) со средним и высшим образованием (85%), участвующего в общественном производстве (рабочих – 27,8, ИТР - 5,3%, гуманитарная интеллигенция - 3,6%, работники государственной торговли, сферы услуг, транспорта, связи — 4,8%, служащие — 4,5%, предприниматели — 2,7%, жители села — 25,2 процента, военнослужащие и сотрудники МВД — 2,4%, пенсионеры городские — 17,4%, студенты - 2,8%, безработные - 3,5%).
В соответствии с требованием нашего времени свой образовательный уровень верующие, как и все население, повышают, используя современную информационную технику и специализированные информационные услуги. Уступая неверующим респондентам в пользовании Интернетом (соответственно 4,8 и 8,6%), персональным компьютером (13,5 и 19,6%), владении сотовым телефоном (2,1 и 3,7%) и пейджером (2 и 3%), верующие превосходят их в систематическом обращении к услугам консультативных агентств, информационных и культурных центров (9,6 и 3,6%) и одинаково регулярно пользуются статистическими материалами, коммерческой информацией (по 5,8%).
Анализ социально-экономической и идейно-политической ориентации современных верующих показывает, что их оценки положения, сложившегося в России, особенно хода и характера проводимых реформ, деятельности политических движений и лидеров, понимание перспектив общественного развития страны в XXI веке совпадают в целом с позициями неверующих. Более того, верующие, руководствуясь религиозно-нравственными критериями, дают более жесткую оценку негативным нравственным и социальным явлениям, более настороженно относятся к непродуманным социальным импровизациям, подражательным общественно-экономическим преобразованиям.
Сторонниками конфессиональной “социальной доктрины” оказываются и немало неверующих. Данное обстоятельство, характерное для традиционалистичного общества, объясняется тем, что нынешняя обстановка общественной неразберихи, ухудшение экономического и экологического положения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты породили у значительной части россиян устойчивое недоверие к заявлениям обещаниям светских политиков Они предпочитают в поисках надежных социальных ориентиров обращаться к авторитету религии и Церкви, проповедующих проверенные веками гуманистически принципы человеческого общежития. Не случайно одним из главных уроков, который должна извлечь Россия из практики реформ и исторического опыта XX. века, значительная часть респондентов (26%) видит в том, что нельзя жить без веры в Бога. Самым трагичным событием в российской (советской) истории ХX века немало респондентов назвали борьбу с религией (14%). Своим предпочтением в сфере духовно жизни многие склонны считать посещение церкви, чтение религозной литературы (это нравится 34,5% респондентам, не очень нравится 41,2%, а не нравится только 24,3%).
Образовавшийся в России идейный вакуум, после отказа от тех идеалов и ценностей, которыми три четверти XX века руководствовалось общество, все еще не удается заполнить сколько-нибудь целостной системой идей и ценностей светского характера, понятной народу и принятой им, способной увлечь и обнадежить людей. В этих условиях многие связывают свои надежды с традиционными религиозными организациями, видя в них силу, призванную способствовать решению в патриотическом духе стоящих перед обществом задач. Дает о себе знать и историческая память народа, запечатлевшая патриотическую деятельность Церкви в прошлые кризисные и переломные периоды (формирование российского государства, освобождение от монгольского ига, Первая и Вторая Отечественные войны). Показательно, что респонденты подходят к оценки социальной роли Церкви весьма осознанно, исторически конкретно.
В ответах на вопрос, “какие социальные силы, общественные и государственные институты играли наиболее важную роль и жизни России в XX веке и какие должны сыграть эту роль в XXI”, разница в оценке социальной значимости роли Церкви в минувшем и наступившем веках выросла в четыре раза (соответственно 2,9 и 11,6%), что, как известно, соответствует историческим реалиям.
Говоря о моральном и социальном авторитете Церкви, важно обратить внимание и на другую тенденцию. Респонденты, в том числе верующие, отвергают клерикальную модель развития общества. Идея очищения общества через православную веру, солидарно отвергнутую мусульманами и неверующими, получила поддержку лишь у 8,2% православных. Вероятность, что в XXI веке Россия постепенно будет становиться мусульманской страной сочли очень большой 7 % православных, 20,7% мусульман и 11,7% неверующих. Сочли невеликой такую вероятность — 31,0% православных, 46,6% мусульман и 34,2% неверующих, а совершенно невероятной — 61,2% православных, 32,8% мусульман и 54,1% неверующих.
В оценке основных исторических периодов, пережитых Россией в минувшем веке, разнообразных бурь и потрясений, выпавших на долю нашей страны, позиции верующих в целом совпадают с данными всей выборки. Они отвергают как крайне оптимистические представления о том, что XX век дал России больше, чем какой-либо другой, будучи временем великих свершений (соответственно 13,4 и 14,9 %), так и крайне пессимистическую трактовку как самого неудачного и тяжелого века в российской истории (13,3 и 13,2%). Основная масса респондентов придерживается более реалистичной оценки: XX век был для России временем трагических противоречий, временем невиданных достижений, но и огромных потерь (66,1 и 65,1%).
Специфика социально-политических ориентации верующих, их видение взаимоотношения личности и государства, индивида и коллектива, поощряемого и осуждаемого в действиях существующей власти, наглядно проявляется в ответах на конкретные вопросы социально-политического характера. Они позволяют вычленить типологические черты общественно-политического образа современного российского верующего.
Особо следует подчеркнуть, что среди верующих преобладают го-сударственнические взгляды, идеи приоритета Державы, коллективистские, соборные представления.
Верующие больше, чем неверующие, выступают за то, чтобы природные богатства страны принадлежали государству ('соответственно 42,3 и 39,6%), среди них меньше выступающих за то, чтобы природные богатства принадлежали тем, кто непосредственно работает с ними или добывает их (7,0 и 8,4%), а тем более тому, кто стал их собственником в результате реформ последних лет (1,4 и 2,1 %).
Показательными оказались и ответы на вопрос о приоритетности интересов для респондентов при решении серьезных вопросов. Большое значение для верующих, по сравнению с неверующими, имеют интересы коллектива, которого непосредственно касается данное решение (^соответственно 6,7 и 5,3%). Данная тенденция особенно весомо проявляется, когда речь идет об интересах своей семьи (62,8 и 53,9%). Значительно меньше свойственны верующим, чем неверующим, индивидуалистические представления и побуждения. Руководствоваться своими собственными интересами при решении серьезных вопросов готовы 20,0% верующих (против 27,7% неверующих) респондентов.
Для идейно-политических ориентации верующих характерны коллективистские представления, ориентация на существующую власть и неприятие либеральных западнических идей. Так, среди них больше, чем среди неверующих, сторонников коммунистической идеи (соответственно 16,3 и 15,1%), других левых социалистических течений (1,1 и 1,9%), 13,1% опрошенных верующих готовы ориентироваться на ту власть, которая есть (среди неверующих 9,6%). Неприятие индивидуалистической идеологии, идей либерализма, радикальных рыночных реформ, сближения с Западом выразилось в том, что эти позиции поддержали лишь 3,3% верующих (4,1% среди неверующих).
В современной России лакмусовой бумагой для выявления идейно-политической ориентации любой социальной или мировоззренческой группы служит отношение к проводимым уже на протяжении 8 лет рыночным реформам. В обществе наблюдается неоднозначный подход к этим реформам, обусловленный не столько принципиальным подходом к ним, сколько характером их осуществления, их негативными социальными последствиями.
Масса верующих респондентов более жестко, чем неверующие, оценивают рыночные реформы. Это связано не только с социально-экономическим положением верующих: их меньше среди тех, кто выиграл от реформ (соответственно 7,7 и 9,2%) и больше среди проигравших (55,6 и 51,7%).
Видимо, наряду с собственно материальными соображениями определяет отношение верующих к проводимым рыночным реформам ряд особенностей их менталитета. Они более склонны к консервативным позициям, отвергая социальный риск и скоропалительные действия — в данном случае непродуманные экономические эксперименты. Саму идею необходимости начинать проведение в России рыночных реформ поддерживают 15,2% верующих-респондентов (20% неверующих), и, наоборот, верующих больше среди тех, кто считает, что скорее всего такой необходимости не было (19,5 и 16,9%) и начинать такие реформы не надо (13,6 и 11,9%).
Аналогичная позиция в целом выражена в ответах на вопрос о необходимости продолжения в России осуществления рыночных реформ. Верующих меньше, чем неверующих, среди высказавшихся за продолжение реформ в нынешнем виде (3,7 и 5,2%). Однако, и это показательно, большинство верующих и неверующих одинаково поддерживают продолжение реформ с изменением форм и методов их проведения (58,5 и 58,7%), одинаковое число (хотя почти в четыре раза меньше) верующих и неверующих высказались за прекращение рыночных реформ (19,9 и 19,0%).
Характерные результаты выявились при ответах на вопросы, касающихся политических симпатий верующих, их отношения к политическим движениям и лидерам и др. Несостоятельными оказались бытующие представления о социальной пассивности, политическом индифферентизме верующих. Их активная и осознанная сопричастность к развернувшимися в стране политическим процессам показывает отношение к последним выборам в Государственную Думу (19 декабря 1999 г.). Верующих, не участвовавших в выборах, меньше, чем неверующих (соответственно 20,0 и 21,6%).
Политические симпатии и антипатии у верующих и неверующих одинаковы. Значительная часть мировоззренческих групп почти равным образом голосовали на выборах за “Единство” (23, и 21,5%), КПРФ (19,7 и 20,1%), и в несколько раз меньше за Союз правых сил (8,4 и 7,7%), “ЯБЛОКО” (6,5 и 7,2%), ЛДПР (блок Жириновского) — 2,0 и 2,1%.
Аналогичные позиции определились и в ответах, касающихся президентских выборов 26 марта 2000 г. Политическую активность верующих показывает то, что их меньше, чем неверующих, как среди тех, кто не хотел участвовать в выборах (соответственно 3,5% и 5,0%), так и среди тек, кто еще накануне не. решил, как себя повести (25,4% и 29,5%).
Персональные симпатии по поводу возможных кандидатур на пост президента России также оказались сходными. Готовы были проголосовать за Путина 39,7% верующих и 37,6% неверующих, Зюганова - соответственно 15,3 и 15,8%, Явлинского - 5,0 и 5,9%, Тулеева - 3,9 и 2,8%, Жириновского - 1,5 и 2,1%.
Для познания ментальности российских верующих, живущих в многонациональной и поликонфессиоиальной стране, важное значение имеют их ориентации в сфере национальных отношений, осознание значимости своего гражданства, понимания роли и места России в мире, в том числе в СНГ.
Исследования показали довольно высокий уровень интернациональности сознания у населения. Подавляющее большинство опрошенных (69,4%) безотносительно к мировоззренческим взглядам признает, что их отношение к окружающим не зависит от нацио- нальности последних, лишь 8,8% опрошенных признали подобную зависимость. Но и в этом вопросе проявляется большая толерантность верующих респондентов среди которых отрицающих значение национальности во взаимоотношениях людей больше (71,8%) чем среди неверующих (65,5%), меньше признающих подобную зависимость (8,1%), чем среди не верующих (10, 1%).
Патриотическое мироощущение верующих, их привязанность и уважение к Родине проявляется в том, что значительная их часть (70,5% православных и 56,9% мусульман, среди неверующих 64,7% видят себя гражданами России и вовсе не склонны соглашаться с космополитическими (“гражданами мира” согласны быть лишь 3,55 православных, 5,2% мусульман, 5 % неверующих) и национально-нигилистическими представлениям (соответственно 15,3, 17,2 и 18,5%).
Державнические, ностальгические симпатии верующих в относительно большей мере, чем у неверующих, проявляются и в отношении бывших республик Советского Союза. Так, выражают уверенность в расширении союза России и Белоруссии 41,1% православных, 37,9% мусульман, 30,2% неверующих и допускают самоликвидацию СНЕ лишь 9,2% православных, 6,9% мусульман, 16,0% неверующих).
На международной арене также весомо проявляются государственнические, патриотические позиции верующих. Поддерживают необходимость восстановления статус России как одной из двух сверхдержав 30,1% православных, 20,7% мусульман, 25,5% неверующих и выразили пожелание, чтобы Россия “ушла в себя”, поменьше занималась мировыми делами и по больше своими собственными - православных 25,2%, мусульман 41,4%, 24,3% неверующих.
Определенный ажиотаж в религиозно-культурной жизни современной России вызывает энергичное вторжение в духовную жизнь российских граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями, появление многих новых религиозных культов и движений не только чужеземного-западного или восточного, но отечественного происхождения Их активная прозелитическая деятельность, (правда, не принесшая им, как ныне выяснилось, ожидаемых результатов), противостояние в ряде случаев традиционных для России конфессиям, реальны или мнимые незаконные действия - все это стало предметом широкого обсуждения в конфессио нальных кругах, светских средствах массовой информации, среди широкой общественности. В таких условиях отношение к новым религиозным культам и движениям становится показателем толерантности, уровня гражданско-правовой культуры, преданности традиционной вере.
Категорическую убежденность в том, что в России могут существовать только традиционные религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие) почти в равной мере выразили верующие православные и мусульмане (34,6 и 14,5%). Эту позицию разделяют 21,8% неверующих. Сходный удельный вес и у более взвешенной позиции, допускающей полное равноправие всех религий, за исключением сект, которые посягают на достоинство, права и свободы личности. Этой позиции придерживаются 32,7% православных, 32,8% мусульман и 35,3% неверующих. Характерно, что в России могут распространяться любые религии, но приоритет должны получить традиционные”. Это положение отображено, по сути, в той или иной форме в некоторых законодательных актах, принятых в центре и регионах России. Оно получило з значительно меньшую поддержку и среди верующих (17,9% православных, 13,8% мусульман) и среди неверующих (15,1%).
Не воспринимает абсолютное большинство всех мировоззренческих групп ,о( населения и возможность распространения любых религий; подобную гипотезу готово поддержать он лишь 4,2% православных, 5,2% мусульман, 8,9% неверующих. Таким образом, при всем плюрализме мнений о возможных вариантах распространения различных религиозных течений, в том числе новых культов и движений, преобладающими для российского общества являются тенденции одновременной поддержки и традиции, и терпимости. Данную философию можно назвать осмотрительной толерантностью.
Известно, что одним из факторов повышения религиозности в современной России является , стремление преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший общество. Распространившиеся явления (цинизм, ложь, беззаконие, коррупция, пьянство, наркомания, порнография и др.) люди, и не только верующие, стремятся преодолеть, компенсировать обращением к проповедуемым Церковью общечеловеческим ценностям, идеям духовности, сострадания, милосердия, добра, внимания к другому человеку. В этих условиях значительный интерес представляет отношение респондентов к вопросам, касающимся ряда ключевых нравственных проблем.
Тягу всех опрошенных, невзирая на мировоззренческие и конфессиональные различия, к моральным и духовным ценностям показывает, например, характер их реакции на понятия “братство” (положительный у 90,2% верующих и 87,4% неверующих, а отрицательный соответственно 9,8% и 12,6%), “мораль” (положительный 89,6% и 88,1%, отрицательный 10,4% и 11,4%), “справедливость” (положительный 96,9% и 95,7%, отрицательный 3,1% и 4,3%), “вера” (положительный 97,1% и 87,6%, отрицательный 2,9% и 12,4%), “молитва” (положительный 89,2% и Как видим, при общем высоком уровне положительной реакции на духовно-нравственные ценности, последние сравнительно больше у верующих вызывают положительные чувства. Равным образом у меньшего их числа они вызывают отрицательные чувства.
Таким образом, исследование раскрывает ряд новых характеристик российского верующего на пороге XXI века. Верующий “помолодел”, более образован, нужд социальной пассивности и политическому индифферентизму, старается пополнить свои знания, используя достижения современной науки и техники, новейших информационных средств. Некоторые его характеристики амбивалентны. Верующие больше склонны к традиционности, к своему народному “корню”, к исторически “своим”, подчас языческим представлениям и обычаям. Религиозная вера свободна от фанатичности, но в то же время у многих она не имеет четкого содержания, впрочем, как и мировоззрение неверующих людей.
Социально-политические взгляды верующих схожи со взглядами всего населения, по верующие более требовательны и непримиримы к проявлениям нравственной ущербности, социальной безответственности. В большинстве своем они поддерживают рыночные реформы, не разделяя при этом нынешние формы и методы их проведения.
Среди верующих преобладают патриотические, государственни-ческие настроения, ориентация на необходимость восстановления достойного места России в мировом сообществе Они больше тяготеют к порядку, сильной власть и не приемлют любых проявлений безвластия.
Одним из важных выводов исследования является то, что нельзя определять значение и роль религии и Церкви, их возможности для жизни и перспектив России, исходя только из числа верующих. Многие неверующие видят в Церкви общенациональную нравственную опору, признают ее социальный авторитет, в их сознании религиозное сливается с национальным, все это позволяет полагать, что Церковь в настоящее время имеет и в будущем будет иметь значительные возможности для содействия социальному и нравственному возрождению России.
Ваш комментарий о книге |
|