Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание6.1. ОТРИЦАЕТ ЛИ АКТ ТВОРЕНИЯ ЭВОЛЮЦИЮ?Казалось бы, творение или эволюция – это жесткая бескомпромиссная альтернатива. Но так ли это? Если Бог сотворил Адама, то остальные люди – его потомки – рождались естественным путем. Библейский рассказ о творении Адама символически выражает то, что человеческая плоть состоит из материала, который уже был сотворен. В нем вовсе не описывается технология возникновения человека. Бог мог сотворить «архетип человека» как венец творения и подготовить его реализацию среди уже возникших человекообразных приматов. Эту точку зрения высказывали многие христианские мыслители (П. Тейяр де Шарден, Г.Честертон). Конечно, сотворение всех живых существ не означает, что точно так же творилась каждая последующая особь, или каждый вид, или каждый биологический таксон. В Библии на сей счет сказано буквально следующее: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной… И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода… И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». Сотворение жизни Богом вполне совмещается с тем, что рыб, птиц и зверей произвели вода и земля. Тем самым акт творения ничуть не противоречит эволюционному процессу, с помощью которого вода и земля произвели все живое. При этом ниоткуда не следует, что механизм эволюции должен быть только таким, каким представлял его себе Дарвин и последующие дарвинисты. Скорее наоборот, идея творения сближает нас с моделью целенаправленной эволюции (типа номогенеза по Л.С.Бергу или концепции закономерности многообразия форм живого по А.А.Любищеву). Вполне
правомерно было бы признать, что сотворена была лишь «стрела» эволюционного
процесса, или исходный набор архетипов живого, закодированный в генофонде.
В последнем случае генотип правомерно рассматривать как фрагмент Божественного
слова, воплотившегося в данный биологический вид. Но при этом реализацию
Божественного слова еще вполне допустимо трактовать как эволюционный
процесс происхождения видов, в котором это слово переписывается и
трансформируется (правда, этот процесс будет уже происходить не по модели
Дарвина). Нужно ясно сформулировать, что из наблюдаемых объектов и
явлений наука признает как сотворенное или, по крайней мере, необъяснимое
известными науке механизмами и моделями, а что рассматривает как
предмет или результат эволюционного процесса. |
|