Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века
Часть 2. Техника и научные знания в древнейших рабовладельческих государствах (IV тыс.— VII в. до н. э.)
Глава 7. Научные знания
Общая характеристика научных знаний. Выше уже отмечалось, что народы древних государств обладали своеобразными и яркими достижениями в различных областях научного знания. Многие из этих завоеваний науки вошли в качестве элементов и в современную культуру. Они порождались практическими запросами хозяйственной и общественно-политической жизни.
Разумеется, к научным знаниям древности нельзя подходить с той же меркой, как к науке нового времени. Мы привыкли к тому, что производственный процесс ведется на основе сознательного приложения законов естествознания. Связь между наукой и техникой для нас очевидна. Гораздо более сложной и завуалированной была эта связь в древнем мире.
Как уже было показано выше на ряде примеров, в мировоззрении людей той эпохи собственно научные сведения переплетались с религиозно-мифологическими образами, сохраняя много пережитков первобытного анимизма.
Согласно представлениям древних сверхъестественные силы, воплощавшиеся в образах богов, духов и т. д., участвовали и проявляли себя в общественной деятельности людей, в том числе и в их научно-техническом творчестве.
Жрецы, волхвы, маги на самом раннем этапе культурного
86
развития иногда являлись также и специалистами по научно-техническим вопросам, а храмы и религиозные коллегии — своеобразными хранилищами знаний, причудливо переплетенных с самыми фантастическими верованиями. Так, верховными жрецами мемфисского бога Пта (или Птаха) в Египте Древнего царства (III тыс. до н. э.) были обычно руководители государственных мастерских.
Однако и в эту эпоху выдвигались собственно ученые-изобретатели, поражавшие современников разносторонностью гения. Таков был, например, знаменитый Имхотеп — египетский мудрец, конструктор, врач, живший в XXVIII в. до н. э. при фараоне Джосере. Вокруг личности Имхотепа сложился целый цикл легенд. Одна из них гласила, будто он ушел вйскре- , шать мертвых. Полагают, что I египетские предания об Имхотепе вплелись в древнегреческий культ Асклепия (у римлян — Эскулапа).
Имхотеп
Согласно греческому мифу Асклепий, сын Аполлона, был вначале смертным. За то, что он научился воскрешать мертвых, Зевс прогневался на чудесного врача — ведь это посягало на высшую власть богов и нарушало установленный порядок. Зевс убил Асклепия молнией, но благодаря вмешательству Аполлона Асклепий посмертно стал божеством. В Элладе было несколько центров культа Асклепия.
Возведение гигантских сооружений древности, постройку которых изумленные потомки нередко приписывали фантастическим великанам, или циклопам («циклопическая кладка»), требовало определенных математических расчетов, знания механики и т. д. Разумеется, древние инженеры и мастера вели свои расчеты не так, как современные. Огромную роль играли накопленный практический опыт, овладение традициями строительных секретов, передаваемых от одного мастера к другому, глазомер, сметка и сноровка.
Передовые мыслители Древнего Египта, где сословные различия были чрезвычайно резкими, призывали ученых (обычно принадлежавших к высшим слоям общества, часто к жречеству) не пренебрегать практическим опытом простых мастеров. «Ученостью зря не кичись»,— гласит одно из поучений мудреца и придворного советника Птахотепа (XXV в. до н э.),—
Перевозка каменного колосса из Ассирии
Не только у мудрых —
У неискушенных совета ищи...
Как изумруд, скрыто под спудом разумное слово.
Находишь его между тем у рабыни, что мелет зерно.
Вместе с тем следует иметь в виду, что труд ученых и специалистов в древности презирался и считался, как и труд ремесленника недостойным гражданина. Это происходило из-за того, что специали-' сты в той или иной области науки и техники трудились не на себя а на других.
Греко-римский писатель Плутарх в биографии Перикла писал: «Ни один юноша, благородный и одаренный, посмотрев на Зевса в Писе, не пожелает сделаться Фидием и, посмотрев Геру в Аргосе,— Поликлетом, а равно Анакреонтом, или Филемоном, или Архилохом прельстившись их сочинениями: если произведение доставляет удовольствие, из этого еще не следует, чтобы автор его заслуживал подражания». Слава ученых, поэтов, скульпторов, инженеров считалась позорной для всякого уважающего себя гражданина которому пристало быть лишь хорошим землевладельцем и добле-' стным воином. Поэтому особой тяги к знаниям в древнем мире не
88
было. Знания, становясь источником существования, не сулили ничего кроме презрения. Науками занимались либо те, кто не мог жить без них, либо презираемые ремесленники, торговавшие своими знаниями,— в обоих случаях люди труда и подвижники. По этой причине древний мир и дал человечеству первоклассных ученых, писателей, поэтов и художников.
Развитие письменности. Важным фактором подъема, культуры являлось появление и развитие письменности. Предыстория возникновения письменности относится к первобытнообщинному строю, когда у многих народов развивались рисуночные (пиктографические) способы передачи разнообразных сообщений.
Собственно письменность, применяющаяся для обозначения целых слов, их слогов и отдельных звуков (условно-изобразительные обозначения), возникает в древнейших рабовладельческих государствах Шумера и Египта в IV тыс. до н. э. (ученые до сих пор спорят, в какой из этих стран раньше). В обоих случаях появление письменности было связано с необходимостью регулировать в общегосударственных масштабах ирригационное земледелие, вести учет сбора дани, поддерживать связь правительства с властями на местах и с зарубежными вассалами и т. д.
Египетская письменность была четырех видов — иероглифическая, старо- и новоиератическая (т.е. жреческая, поскольку ею в первую очередь пользовались жрецы), с упрощенным начертанием иероглифов и, наконец, демотическая.
Письменность последнего вида, возникшая в VIII — VII вв. до н.э., представляла собой деловую скоропись, значки которой почти уже не напоминали прежних иероглифов. Но сложный принцип египетской письменности, при которой отдельный знак мог обозначать и целое понятие, и слог, и отдельный звук (не считая дополнительных пояснительных значков—детерминативов), сохранялся во всех ее вариантах. Впрочем, в демотическом письме уже преобладали знаки буквенно-звукового значения.
Если иероглифы применялись для монументальных надписей на камне, дереве и т. д., то иератические и демотические тексты писались обычно чернилами на папирусе. Материалом для изготовления папируса служила сердцевина того самого тростникового растения, о котором речь уже шла выше'. Появление скорописи способствовало изобретению предшественника современной авторучки. Среди сокровищ гробницы Тутанхамона была обнаружена медная ручка со вставленной в нее свинцовой трубочкой. Внутри этой трубочки помещалась тростинка. Ее заполняли чернилами, которые передвигались по волокнам стебля к заостренному концу.
В XII в. до н. э. в Китае была получена бумага из отходов, образованных при изготовлении шелка. С VIII в. до н. э. в качестве писчего материала начинает использоваться шелк.
'Много веков спустя, когда в Западной Европе для письменности стали употреблять бумагу (см гл. 12), на нее распространили название древнего папируса (по-французски бумага—papier, по-немецки Papier, по-английски—paper).
89
Шумерская письменность возникла тоже как рисуночная, а затем как условно-изобразительная. Однако вскоре (к началу III тыс. до н. э.) в ней стали преобладать слоговые знаки. Шумеры выдавливали знаки на глине заостренными палочками треугольного сечения. Потом глиняные плитки с клинописным текстом обжигались. Клинописные знаки представляли собой условные комбинации горизонтальных черточек (клинопись). От шумеров система клинописного письма перешла к вавилонянам, ассирийцам, жителям Урарту и многим другим народам Ближнего Востока. Критское линейное письмо (II тыс. до н. э.) также было преимущественно слоговым.
Великим достижением в области развития письменности было создание в XI — Х вв. до н. э. финикийцами буквенно-звуковой системы письма. Необходимость проведения широких торговых операций с народами, говорившими на различных языках, побуждала финикийцев сделать алфавит возможно более простым и придать буквам удобную для запоминания и написания форму. При создании своего 22-буквенного алфавита финикийцы использовали отдельные знаки египетской, вавилонской, критской письменности и т. д. Финикийские буквы иногда напоминают некоторые знаки других народов, однако обычно обозначают другие звуки. Существовало соответствие между начертанием финикийских букв, их произношением и их наименованием. Финикийцы придерживались акрофонического принципа, т. е. буква изображалась условной схемой предмета, название которого начиналось со звука, обозначаемого этой буквой. Так, особый, сложный гортанный звук, которым начиналось финикийское слово «алэп» (бык), передавался условным изображением головы быка. Звук «б» — начало слова «бет» (дом) — изображался планом жилища; звук «г», начинающий слово «гамл» (верблюд),— символическим изображением головы и шеи верблюда и т. д. Все знаки обозначали только согласные или полугласные звуки. Гласные при письме пропускались. Финикийский алфавит послужил основой для всех последующих буквенно-звуковых систем,
в том числе европейских (см. табл):
Зарождение точных и естественных наук. Из точных и естественных наук раньше всего зарождаются астрономия и математика.
Астрономия получила в рассматриваемую эпоху значительное развитие, поскольку тщательное наблюдение за звездным небом, за движениями светил было необходимо для ирригационного земледелия, для морских и сухопутных путешествий, строительства.
Накопление астрономических знаний с IV—III тыс. до н.э. в Египте и Двуречье дало возможность создать солнечный и лунный календари. Китайские астрономы вычислили периоды затмения Солнца и Луны.
В Египте в основу календаря положен был сельскохозяйственный год, основанный на наблюдениях за разливами Нила и за прохождением Солнца через .точку весеннего равноденствия, движением небесных светил. На основе этих наблюдений египетские жрецы из Гелиополя в 4241 г. до н.э. составили древнейший календарь. Год в Древнем Египте насчитывал 365,25 дня, месяц — 30 дней;поскольку в году было 12 месяцев, то добавлялось еще 5 дней. Месяц делился у египтян на 3 декады. Сутки делились на 24 часа.
Что касается подразделения часа на 60 минут и минуты на 60 секунд, то оно вавилонского происхождения. Древние вавилоняне уточнили, что 19 солнечных лет содержат 19Х 12-(-7=235 лунных месяцев.
Вавилонская астрономия была тесно связана с культом астральных божеств. Солнце, Луна и пять известных тогда планет — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн соответствовали наиболее чтимым вавилонским божествам. Там была установлена и 7-дневная неделя (число 7 считалось у вавилонян священным), причем каждый день был поставлен под покровительство определенного астрального божества или, что то же самое, светила, олицетворявшего это божество. Один день был днем бога Шамаша или Солнца, другой — днем бога Сина или Луны и т. д. Этот порядок был унаследован античностью (лишь с заменой вавилонских астральных богов римскими сходной «специальности»—см. гл. 10). В названии дней недели многих западноевропейских языков сохранились эти традиции астральных культов'.
Важным фактором, способствовавшим развитию астрономии и других точных наук, было изобретение часов. Примитивные солнечные часы применялись в Египте с III тыс. до н. э. В ту же эпоху началось и применение водяных часов, так что измерения могли производиться как днем, так и ночью. Древние вавилонские астрономы разработали теорию движения Солнца, Луны и других планет, основанную на понятии 8 сфер. Первой сферой они считали сферу Луны, в центре которой находится Земля.
С XIII в. до н. э. в Месопотамии существуют названия 12 созвездий
'Так, например, названия воскресения Sonntag в немецком языке и Sunday в английском означают «день Солнца», название понедельника lundi во французском языке, так же как Montag в немецком или monday в английском, значат «день Луны» и т. д.
Египетская табличка расположения звезд (XX династия)
Зодиака; основы символов, которыми обозначались эти созвездия, сохранились до настоящего времени.
В XI в. до н. э. китайский астроном Чу Кон вычислил наклон эклиптики к плоскости экватора.
С VII в. до н. э. месопотамские астрономы установили продолжительность периода повторения затмений Солнца и Луны, равного 18 годам и 11'/з дня. Наблюдая за гелиакальным восходом и заходом планет, месопотамские астрономы приблизительно определяли синодический период обращения планет .
Для наблюдения за планетами и различными астрономическими явлениями сооружались различные приспособления, создавались специальные службы слежения за светилами.
К началу II тыс. до н.э. относится сооружение Стоунхенджа, этой культовой постройки мегалитической культуры в Северо-Западной Англии. Это сооружение представляет собой земляные валы и огромные каменные плиты-столбы, образующие концентрические круги. Некоторые ученые полагают, что Стоунхендж являлся древней обсерваторией.
В нововавилонский период (начиная с VIII в. до н. э.) в Месопотамии была создана регулярная астрономическая наблюдательная служба. Она расширяла астрономические представления о положении небесных тел, пытаясь одновременно объяснить специфические астрономические явления — метеориты, кометы и т. д. К началу VII
' Период обращения между двумя последовательными противостояниями небесных тел.
92
в. до н. э. эта служба научилась рассчитывать положение небесных тел во времени и пространстве, определять углы с точностью до 6 минут, а временные интервалы — до а/^ минуты.
Что касается математики, то она характеризуется прежде всего развитием арифметики для хозяйственных расчетов всякого рода и геометрии, применяемой раньше всего в земледелии (о чем свидетельствует само ее название в европейских языках, происходящее от греческих слов «ге» — земля и «метрия» — измерение) и строительстве.
В V — IV тыс. до н. э. в Египте и Двуречье, в связи со строительством оросительных систем, начинают использовать некоторые землемерные инструменты и такие приспособления, как измерительный шест, отвес, маркет (уровень с отвесом), нивелирование с помощью воды, бей (визирная дощечка). В этот период развивается и измерение затопленных площадей, заложившее начала геометрии.
Для строительства крупных объектов, какими являлись пирамиды, храмы, дамбы, каналы, нужны были рабочие чертежи, эскизы. Самым древним свидетельством появления чертежей служит сохранившийся до сих пор чертеж плана дома XXIV — XXIII вв. до н. э. из района Месопотамии.
Древние египтяне имели хорошо развитое представление о планиметрических и пространственных отношениях и навыки составления технических эскизов. Об этом свидетельствуют сохранившиеся строительные и различные вспомогательные планы сооружений того времени, например план гробницы египетского фараона Рамзеса IV (ок. 1200 г. до н. э.) или нубийских золотых рудников 1300 г. до н. э.1.
Большое значение имело раннее развитие в Египте счетного дела. На рубеже IV и III тыс. до н. э. египетские писцы-счетчики употребляли слова и знаки для обозначения десятка тысяч, сотни тысяч, миллиона. Система счисления была в основном десятичной. В начале III тыс. до н. э. появились первые числовые символы. В письменных памятниках культуры Урук на территории Ирака, в минойской культуре Крита, в Мохенджо-Даро шумеры стали применять десятично-шестидесятичную непозиционную систему счисления, согласно которой для каждого десятичного и шестидесятичного ряда имелся свой знак. К началу II тыс. до н. э. десятичношестидесятичная непозиционная система была вытеснена десятичной непозиционной системой счисления.
К этому времени месопотамские математики при решении квадратных, некоторых кубических и одного биквадратного уравнений, системы уравнений с двумя неизвестными и различных задач опирались на табулированные величины, например, на имеющиеся таблицы обратных величин, умножения, второй и третьей степеней чисел, квадратных и кубических корней. Вычитания производились
'По мнению некоторых ученых, изобразительное искусство Древнего Египта ничего общего не имеет с рисованием и живописью. Древнейшие рисунки — это не что иное, как профессионально выполненные художественные чертежи.
93
приблизительно, определением величин с помощью методов ошибочного предположения (requla faisi), подстановки и геометрическим представлением алгебраических тождеств. Этими методами были вычислены -т/2, равный 1,414213, определено значение л»3,125. Открытие этих методов исчисления положило начало так называемой геометрической алгебре.
Шумерские математики II тыс. до н. э. приняли двенадцатеричную основу. Так, окружность делилась на 360°. Это, как и деление часа на 60 минут, было унаследовано европейской культурой. Древневавилонским математикам были известны свойства прямоугольных треугольников, сформулированные впоследствии в виде пифагоровой теоремы; они умели также исчислять проценты, измерять площадь и объем различных геометрических фигур.
Египетские математики в XVIII—XVI вв. до н.э. владели не только четырьмя действиями арифметики, но им были известны вторая и третья степени и корень второй степени, разложение простых дробей на основные, вычисление простого арифметического и геометрической прогрессии, линейные уравнения с одним неизвестным. Египтяне умели определять площадь треугольников, четырехугольников, круга, оперировали числом я (оно считалось равным 3,1605), определяли объемы параллелепипедов, цилиндров и неправильной
пирамиды. Известны были способы вычисления наклона боковых граней пирамиды.
Многие достижения математиков Древнего Востока легли в основу греческой математики, родоначальницы современной математической науки.
Медицина Древнего Востока была тесно связана и причудливо переплеталась с магией, религиозными представлениями. Болезни считались наваждением злых сил, духов, демонов. Поэтому цель врачевания состояла в избавлении больного от «порчи» с помощью ворожбы, заклинаний, магических действий и различных лекарств.
Уже в Египте Древнего царства (начало III тыс. до н. э.) медицина достигла значительных познаний в области терапии, хирургии, фармакологии, появились специалисты-врачи по глазным болезням, хирурги, стоматологи и т.д. Во второй половине III тыс. в Египте появился первый учебник по хирургии. В 2300 г. до н. э. был составлен шумерский сборник врачебных рецептов, где в качестве лечебных средств использовались растения. По рецептам, содержащимся в этом сборнике, сделали вывод, что медицина и фармация к моменту подготовки этого труда имели многовековую предысторию.
Древние врачи владели различными методами распознавания болезней в организме человека. Так, египетские медики знали диагностику различных заболеваний по радужной оболочке глаза. Этот метод из Египта распространился в страны Малой Азии, Индию и Китай. Уже ко второй половине II тыс. до н. э. диагностика накопила такой опыт, что в Вавилоне было составлено пятитомное
руководство для врачей.
Врачи в Египте прекрасно знали анатомию. Им был известен онтогенез жука скарабея из яйца, мясной мухи из личинки, лягушки из головастика. Египетским медикам, вероятно, принадлежит приоритет в открытии кровообращения. Кое-что они знали и о роли мозга, связывая, например, паралич ног с повреждениями головы.
Древние лекари обладали некоторыми навыками лечения психических заболеваний. В обнаруженной археологами близ Камра психиатрической больнице уже в середине II тыс. до н.э. в лечебных целях использовали успокоительную музыку, сон на свежем воздухе, лекарственные растения.
Развитие скотоводства требовало элементарных знаний по зоологии и ветеринарии. Уже в Древнем царстве египтяне были сведущи в ветеринарии, о чем свидетельствует составленное в тот период руководство для ветеринаров; в Месопотамии на хеттском языке в XIV в. до н. э. появился трактат Киккулиша из Митаннии о коневодстве, который считался одним из древнейших трудов по
прикладной зоологии.
Географические открытия древнейших народов. Древние египтяне, жившие вдоль узкой земледельческой полосы Нила, уже за 3 тысячи лет до н. э. знали о Нубии, о Суэцком перешейке, открыли и завоевали Синайский полуостров. На парусных и гребных судах в середине III тыс. до н.э. они плавали в Ливан за древесиной. В середине II тыс. до н. э. египтяне плавали вдоль берегов Красного моря на юг до Йемена или Сомали.
95
Однако настоящими морскими путешественниками, кому принадлежит первенство в открытии новых земель, были финикийцы. Еще во II тыс. до н. э. они основали на Кипре несколько колоний, превратив этот остров в опорную базу. С него они организовывали экспедиции на острова Эгейского моря. Балканский полуостров, Апеннинский полуостров. Финикийцы посещали Сардинию, Корсику, Мальту, Сицилию. На северном побережье Африки они основали Карфаген. От Карфагена финикийцы распространились на юго-восток и на запад. Они выходили на Атлантическое побережье и далее в океан. Открыли весь западный берег Пиренейского полуострова.
Научно-технические мечтания в мифах древности. Мифы, легенды, утопические произведения древности показывают, о каких достижениях человеческого ума мечтали в ту отдаленную эпоху передовые представители различных народов. Большой интерес представляют, например, мифы о полете человека по воздуху.
Все древние религии наделяли богов и духов способностью летать. Иногда боги брали с собой на небо и какого-нибудь особенно угодного им смертного. Так, по шумерско-вавилонскому мифу, на небе побывали мудрец Энмедуранки' и некоторые другие. Жрец Аполлона Абарид, согласно греческой легенде, мог летать на золотой стреле, подаренной ему Аполлоном.
О возможности для человека осуществить полет по собственной воле с помощью изобретенных им самим средств рассказывается, например, в мифе о Дедале и его сыне Икаре. Замечательный мастер прогневал критского царя Миноса и был заключен с сыном в Лабиринт. Хотя Лабиринт был построен по замыслу самого Дедала, но отыскать выход из этого сооружения не смог и он. Тогда Дедал и Икар решили улететь из Лабиринта. Дедал сделал обоим крылья из перьев, скрепленных воском. Покинув Крит, они летели над морем. Но Икар, вопреки совету отца, поднялся слишком высоко. Солнце растопило воск в его крыльях, он упал в море и утонул. Дедал же
достиг Сицилии. В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» описывается полет на небесной колеснице. Когда настало утро. Рама сел в небесную колесницу... и приготовился к полету. Колесница эта передвигалась сама по себе. Она была большой и красиво раскрашенной. Она имела два этажа с многочисленными комнатами и окнами... Когда колесница совершала свой полет в воздухе, она издавала одно-
Шумерский небесный корабль
' Этот миф получил отражение в библейском рассказе о Енохе, взятом на небо.
96
тонный звук, светилась, как огонь в летнюю ночь, была как комета в небе, пламенела, как красный огонь.
В санскритском поэтическом источнике «Самарангача Сутрадхара» описывается устройство летательных аппаратов и их применение. «Сильным и прочным должно быть его тело, сделанное из материала, подобное большой летящей птице. Внутри следует поместить устройства с эликсиром (ртутью) и подогревающим приспособлением под ним. Посредством силы, которая таится в эликсире и которая приводит в движение несущий вихрь, человек, находящийся внутри этой колесницы, может пролететь большие расстояния по небу самым удивительным образом. Войдя в нее, человек может, подобно двукрылой птице, подняться в синеву неба».
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» рассказывается об использовании летающих устройств в военных целях. «Мы заметили в небе нечто, что напоминало пламенеющее облако, подобное языкам огня. Из него вынырнула огромная черная вимана (небесная колесница), которая обрушила вниз множество сверкающих (светящихся) снарядов. Грохот, созданный ими, был подобен грому от тысячи барабанов. Вимана приблизилась к земле с немыслимой скоростью и выпустила множество снарядов, сверкающих, как золото, тысячи молний. За этим последовали яростные взрывы и сотни огненных вихрей. Войско охватила паника, на землю падали кони, боевые слоны и множество солдат, убитых взрывами. Войско обратилось в бегство, и страшная вимана преследовала, его...»
В том же источнике упоминается о страшном оружии, применение которого ведет к «гибели всего живого». «Сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, лишенного дыма, был выпущен». «Все стороны горизонта покрыл мрак». «Пламя, лишенное дыма, расходилось во все стороны». «Все стихии пришли в возмущение. Казалось, солнце покинуло свой путь. Вселенная, опаленная жаром, бьется как в лихорадке». «Бегут боевые слоны, спасаясь от уничтожающей жары, и, обожженные, падают на землю с оглушительным ревом. Колесницы, опаленные этим бушующим пламенем, подобны верхушкам деревьев, сожженным лесным пожаром». Применение этого оружия сопровождалось раскатами грома в ясном небе: «Содрогалась земля... упал мрак и затмилось солнце». В результате применения этого оружия, предназначенного для умерщвления всего народа, люди превращались в прах, а у уцелевших выпадали ногти и волосы. Пища приходила в негодность. «Несколько лет после этого солнце, звезды и небо были скрыты облаками и непогодой». «Но оружие это,— говорится далее,— никогда не применялось и не должно применяться против людей».
В древнегреческих легендах повествуется о самодействующих устройствах, правда, созданных богами'. В «Илиаде» передаются
'В греческом языке издавна существовало слово «аутоматос», имевшее два значения: самодействующий, самодвижущийся и случайный, произвольный. Почиталась греками и особая богиня Автоматия, ведавшая случайностью и нежданным счастьем.
97
легенды о создании Гефестом автоматов в виде золотых дев, которые, «исполненные разумом, силу имели и голос» и были обучены «знанию дел»'. Другие автоматы Гефеста имели вид треножников на колесах; они были способны сами по себе направляться в обитель богов для обслуживания бессмертных и самостоятельно же возвращаться в дом Гефеста. Воздуходувные меха у Гефеста тоже были особенные. По одному его повелению они начинали раздувать пламя самостоятельно, регулируя дутье по мере надобности. Так в эпоху повсеместного господства ручного труда в мифах выражались мечты людей о самодействующих помощниках человека.
'Согласно другим преданиям (упомянутым Аристотелем), подобные же автоматы в виде статуй изготовлял и Дедал
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Наука
|
|