Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 1. Техника при первобытнообщинном строе

Глава 2. Техника периода палеолита

Ранний, или нижний, палеолит' (около 800—600 тыс. лет — около 100 тыс. лет до н. э.). Археологи выделяют в развитии материальной культуры раннего палеолита шелльский2 и ашельский3 периоды. Предполагают, что древнейшие люди, стоявшие на уровне своего развития между питекантропом и синантропом, делали орудия шелльского типа, тогда как орудия синантропов относятся к ашельскому типу.
Главный вид орудий в этот период — каменные ручные рубила, или ударники, и более мелкие орудия, изготовленные из осколков камня. Рубила и остроконечники имели универсальное назначение, являясь как орудиями труда, так и оружием. Для их изготовления палеолитический человек применял кремень, а где его не было — кварцит, окаменелое дерево, кремнистый туф, порфир, базальт, обсидиан и другие породы. Шелльские орудия изготовлялись оббивной техникой. Естественному куску камня придавалась нужная
' В последние годы период палеолита стали определять как археолит, выделяя ранний археолит — эпоху архантропов и поздний археолит — эпоху палеоантропов (неандертальцев и т. д.).
•' Назван по городу Шелль во Франции. J Назван по месту первой находки Сен-Ашель в пригороде Амьен (Франция).

14

форма путем нанесения последовательных ударов другим камнем (отбойником), Оббивка ручного рубила была своего рода творческим актом. Каждый удар требовал тщательного выбора/точки удара. Результат первого удара мог подкрепить или изменить намеченный план действий. Каждый следующий удар зависел от предыдущего. Необходим был не только оптимальный удар из многих возможных, но и подбор отбойника по общей форме, по весу, форме рабочей части. Важно было положение камня во время обработки. Одним из технических требований был точный расчет силы удара по камню, от которого зависела не только величина, толщина его сечения, но и успех всей работы. В процессе скалывания камень, по которому наносился удар, первобытный человек держал не горизонтально, а наклонно, под углом в 30—40°. Такое положение позволяло наносить удары наиболее сильные и результативные.
Рубила представляли собой большие массивные (длиной 10— 20 см) орудия миндалевидной, овальной или копьевидной формы с острым рабочим концом и пяткой на верхнем, широком конце, служившей для упора ладони во время работы. Наряду с рубилами употреблялись отщепы — бесформенные осколки камня, края которых были превращены оббивкой в режущие инструменты. Применялись также примитивные орудия из дерева (дубины, колья), кости и раковины. Древнейшие палеолитические стоянки обнаружены в Армении, Абхазии, Южной Осетии и в Южном Поднестровье.
Орудия ашельского типа стали меньше, изящнее шелльских. Господствующей формой орудий оставалось ручное рубило, однако и оно претерпело изменение, получив более правильную геометрическую форму. Усовершенствовался и способ обработки камня. В отличие от грубой оббивки, характерной для шелльских рубил, ашельские «мастера» стали обрабатывать камень многочисленными мелкими, легкими и частыми ударами (ретушь), придавая рабочей части ручного рубила более гладкую поверхность. Такая техника обработки камня позволяла получать более прямые и острые рубила, остроконечники, скребла и так называемые сверла. Все эти орудия использовались для выкапывания съедобных кореньев, разделки туш, убитых животных, рубки деревьев и т. п.

15

Во времена раннего палеолита произошло освоение огня — вначале путем использования и поддержания естественно возникшего огня. В то время в местах распространения человека господствовал жаркий климат. Основным видом хозяйственной деятельности было собирательство, дополняемое случайной охотой на животных. Охота за редким исключением была загонной.
Вооружение ашельского охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Вероятно, крупных млекопитающих пугали шумом, огнем, камнями и гнали их к глубокому естественному ущелью либо большому обрыву. Животные падали и разбивались, а человеку оставалось только добить их.
Добытое на охоте мясо синантроп, используя звериные тропы, приносил к своему жилищу на плечах и на спине.
Люди жили небольшими первобытными стадами, или ордами. Орудия труда были настолько примитивны, что исключали возможность борьбы со стихией в одиночку. Орудия труда, очаг, продукты труда — все находилось в общем владении первобытного стада. Постоянных поселений не было. Однако люди жили не только в естественных укрытиях — пещерах и т. д., но и в искусственных постройках. Так, в раннеашельском поселении Терра Амата (близ Ниццы) были найдены остатки овальных хижин от 8 до 15м длиной и от 4 до 6 м шириной. Хижины были сделаны из ветвей, опиравшихся на центральный столб. Очаги в центре жилищ были выстланы тонкими каменными плитками и защищены маленькой стенкой от ветра.
Устойчивых отношений между полами не было. Существование пар, которые возникали и распадались, полностью зависело от желания как той, так и другой сторон. Господство стадных отношений исключало существование между партнерами каких-либо контактов, связанных с распределением и потреблением пищи, препятствовало образованию какой бы то ни было семьи. В основе образования и существования пар лежало лишь эгоистическое стремление к удовлетворению полового инстинкта. Никаких социальных норм, которые бы регулировали половые отношения людей, в этот период не было.
Вместе с тем, несомненно, что в первобытном человеческом стаде шла острая борьба между эгоистическими и стадно-коллективистскими формами поведения. Уже в эпоху раннего палеолита начался постепенный процесс изживания животного эгоизма в добывании и распределении пищи и в половой жизни. Развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня содействовали консолидации первобытного стада, развитию сначала инстинктивных, а затем и осознанных форм взаимопомощи. Действие естественного (праобщинно-индивидуального) отбора способствовало сохранению именно таких коллективов, в которых социальные связи были наиболее выражены. Чем более монолитным было человеческое стадо, чем сильнее в нем были выражены социальные

16

связи, тем успешнее оно могло противостоять врагам, добывать пищу, бороться со стихией.
Мышление древнейших людей развивалось как производное их трудовой деятельности. Создание самых простейших орудий требовало работы мысли, а поскольку оно происходило в коллективе, у людей появилась потребность выражать эти мысли словами. Звуковая речь в истории человечества явилась одной из тех сил, которые помогли людям выделиться из животного мира, объединиться в общество и организовать общественное производство.
Речь людей времени раннего палеолита была слабодифференцированной, очень ограниченной и дополнялась мимикой и жестами. Развитие речи наряду с усложнением коллективной трудовой деятельности людей и их общественных связей сделалось основой для качественного перехода от высшей нервной деятельности антропоидов к подлинно человеческому мышлению. В высшей нервной деятельности человека складывается вторая сигнальная система. Организм человека стал теперь реагировать не только на сигналы непосредственных внешних раздражителей, подобно организмам других живых существ, включая антропоидов. Человеческий организм стал теперь реагировать на слова, сделавшиеся «сигналами сигналов». В словах выражаются обобщенные понятия. Способность к обобщениям, к отвлеченному мышлению характерна только для человека. Процесс познания действительности находится у человека на качественно иной ступени, чем у всех других живых существ, даже наиболее развитых.
Средний палеолит (около 100 тыс. лет—около 40 тыс. лет до н.э.). Следующим шагом в развитии производительных сил первобытного человеческого общества явился переход от раннего к среднему палеолиту, примерно 100 тыс. лет тому назад.
В эту эпоху в климате нашего полушария наступило резкое изменение — похолодание и образование ледников, продвинувшихся далеко на юг. К этому времени морфофизиологический тип человека изменился. Распространение получил так называемый неандертальский тип, по физическому строению более близкий современному человеку.
Неандертальцы были среднего роста, чрезвычайно сильного сложения, мускулистыми и подвижными существами. Однако кисть руки отличалась от кисти современного человека: она была грубее и массивнее и менее приспособлена к тонким движениям. Развитие мозга приближалось к современным людям, но его структура продолжала оставаться примитивной. Способность неандертальцев к логическому мышлению была ограниченна. Поведение отличалось резкой возбудимостью. Однако первобытные люди неандертальского типа не только не вымерли и не отступили перед суровостью климата ледникового периода, а, наоборот, расселились в новых местах. Это свидетельствует о том, что по уровню своей материальной и духовной культуры они сумели приспособиться к природе. Останки неандертальцев обнаружены в Европе, Южной Африке и в Азии.

17

18

Найдены следы неандертальцев и на Южной Украине, в Крыму (недалеко от Симферополя), в Среднем и Нижнем Поволжье, на юге Узбекистана, в Абхазии. Вместе с останками неандертальцев найдены следы их трудовой деятельности.
Археологи относят среднепалеолитические орудия неандертальцев к так называемому мустьерскому периоду'. Эти орудия изготовлялись преимущественно из пластин и отщепов, сколотых от ядрища (нуклеуса). Техника обработки камня совершенствовалась. Наряду с ударной ретушью, применявшейся в ашельский период, в мустьерскую эпоху была изобретена контрударная ретушь. Новый способ состоял в том, что выделываемое орудие опиралось на каменную или костяную основу (наковальню), а по нему наносился удар деревянной колотушкой. Смысл такой обработки состоял в том, что удар, переданный через орудие наковальне, возвращался орудию, и с его обрабатываемой части, обращенной к наковальне, отлетали чешуйки камня. В результате на лезвиях орудий появлялась тонкая и тщательная ретушь. Орудия становились все более дифференцированными. Скребло, обрабатывавшееся лишь по одному краю, предназначалось для разделки туши животного и выскабливания шкур. Остроконечники, которые использовались как наконечники для копий и дротиков, обрабатывались с двух сторон. Археологи предполагают, что именно в этот период уже стали появляться составные орудия. Некоторые орудия специально служили для выделки других орудий — каменных, деревянных, костяных, роговых. Именно кость и рог использовал первобытный человек для производственных целей (ретушеры, острия, наковаленки), для изготовления мелких 'заостренных орудий.
В этот период было освоено искусственное добывание огня, что явилось грандиозным достижением человечества. Только научившись добывать огонь с помощью трения, люди впервые заставили служить себе неорганическую силу природы. По мнению археологов, помимо трения дерева о дерево, другим способом получения огня было высекание искры при ударах камня о камень, а в более поздние периоды — на стадии развитого неолита — лучковый способ получения огня, когда сверление дерева становится хозяйственной необходимостью.
Освоение огня первобытным человеком обеспечивало ему надежную защиту от холода. Огонь наряду с развитием охоты давал возможность людям освоить новые районы, которые были прежде недоступны. Добывание огня сделало человека менее зависимым от климата. Он стал использовать огонь для защиты от хищников и для охоты. По-видимому, огонь применялся при изготовлении орудий, а также для приготовления пищи.
С развитием техники охота на крупных животных стала (наряду с собирательством) основным видом хозяйственной деятельности
'Назван по пещере Ле Мустье в департаменте Дордонь в Юго-Западной Франции.

19


20

людей. Трудовая деятельность неандертальцев основывалась на простом сотрудничестве (простой кооперации), которое открывало возможность решения задач, совершенно непосильных для одного человека,— прежде всего при охоте на крупных зверей. Охота была общим делом всех взрослых членов стада, численность которых достигала 20—30 человек. По-видимому, были и более крупные объединения, но они могли быть только случайными.
Действенным способом охоты была массовая облава. Десятки охотников метали копья в животное одновременно. В мустьерскую эпоху могла существовать охота путем засады на деревьях. Охотники подстерегали животных у водоемов или сбрасывали в пропасти, оцепив стада на площадях. Предметом охоты были пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог, северный олень, кабан, зубр и др. Сезоном охоты была поздняя осень, когда звери, нагулявшие за лето мясо и жир, готовились к зимней спячке. Безусловно, важнейшим средством охоты был огонь.

21

Для эпохи палеолита характерны примитивные транспортные средства, которые только зарождались. Транспортировку охотничьей добычи неандертальцы, вероятно, осуществляли в мешках, сделанных из шкур, содранных с убитых животных. Тяжелая добыча доставлялась к месту жилья на свежесодранной шкуре на древесной коре волоком.
Средства водного транспорта развивались, по-видимому, прежде, чем сухопутные средства передвижения. Это было связано с тем, что реки, озера и прибрежные воды морей представляли собой превосходные естественные пути сообщения. На территории нашей страны передвижение по рекам и озерам играло особенно важную роль.
Для переправы через водные потоки и плавания по рекам и озерам на небольшие расстояния могли служить стволы поваленных деревьев, колоды, связки хвороста или камыша. Гребля осуществлялась руками и ногами.
Стоянки неандертальцев приобретают все более постоянный характер, причем под жилища часто использовались пещеры как готовые естественные убежища от хищных зверей и сурового климата. Там, где пещер не было, строились простейшие заслоны, завесы и хижины. На Украине на стоянке Молдова-1 были открыты крупная выкладка костей мамонта, остатки жилища, по-видимому, покрытого шкурами зверей. Холодный климат заставлял не только использовать тепло, получаемое от огня, но и одеваться в шкуры животных. Начало выделки шкур и кожи относится к мустьерской эпохе. Выделка состояла в удалении мездры — слоя подкожной клетчатки, отвердевавшей в процессе сушки, для чего использовался каменный скребок.
Неандерталец имел все необходимое для интенсивной трудовой деятельности. Однако строение его мозга говорит о том, что он был существом, еще недостаточно приспособленным к условиям общественной жизни. Возбуждение в деятельности коры головного мозга и, как следствие, повышенная агрессивность неандертальца заметно преобладали над торможением. Злобный характер неандертальцев приводил к частым столкновениям в стаде, которые, как показывают захоронения, нередко кончались смертельным исходом. Все это делало проблематичным развитие стада неандертальцев как общественной формы жизни.
Единственным выходом из этой тупиковой ситуации была совместная трудовая деятельность. Именно она, а также использование общих пещер и других жилищ, совместное добывание и поддержание огня укрепляли связи внутри человеческого стада. При низком уровне производительных сил неизбежно было уравнительное распределение результатов собирательства и охоты.
В мустьерский период происходит особенно большой прогресс в изживании животного эгоизма первобытного человека, о чем свидетельствуют факты взаимопомощи больным и увечным сородичам. К этому же времени относятся первые косвенные данные о проявлении заботы о членах человеческого стада — неандерталь-

22

ские погребения. Появление погребений свидетельствует также и о зарождении у неандертальцев примитивных религиозных представлений, в частности погребального культа. Отдельные свидетельства дают основание предположить, что неандертальцу были известны какие-то элементы магии.
Возникают зачатки материнской родовой общины. При беспорядочных брачных отношениях бесспорно известна была лишь мать, тогда как отец ребенка часто оставался неизвестным. В первобытном домашнем хозяйстве женщина занимала ведущее положение — поддержание очага, создание и хранение запасов пищи, выделка шкур и т. д. Женщина активно участвовала также в собирательстве и охоте. Мустьерский период явился переходным этапом ко времени оформившихся матриархальных общин.
Поздний, или верхний, палеолит (40—13 тыс. лет до н. э.). К концу ледниковой эпохи (около 40 тыс. лет тому назад) совершается переход к позднему, или верхнему, палеолиту.
Подъем производительных сил и складывание начальных форм родовой организации, наметившиеся в мустьерскую эпоху, оказали решающее влияние на интенсивное развитие передних отделов мозга неандертальца, а значит, на формирование тормозящих реакций и подавление агрессивности и дикой злобы. Изменился в связи с этим и внешний облик человека. Развитие передних долей мозга привело к увеличению высоты черепной коробки и исчезновению в конце концов надбровного валика. В связи с усовершенствованием речи и перестройкой речевого аппарата появился подбородочный выступ. Все эти морфофизиологические особенности отбирались и сохранялись от поколения к поколению под влиянием праобщинноиндивидуального отбора. В результате сформировался современный физический тип человека, получивший название «человек разумный» (Homo sapiens). Этот тип сохраняется в основных чертах до наших дней. В то время начинают развиваться местные разновидности человека разумного, получившие название рас. В дальнейшем ходе исторического развития расы обнаружили равные способности и возможности в развитии материальной и духовной культуры. Неравномерность культурного развития отдельных народов вызывалась совершенно сознательными причинами и не имела никакого отношения к расовым различиям.
Археологи относят орудия труда позднепалеолитической эпохи к так называемым ориньякскому', солютрейскому2 и некоторым другим типам.
В верхнем палеолите орудия остаются в основном каменными. Наряду с такими породами, как кремень, кварцит и др., из которых в прежние эпохи выделывались основные орудия, верхнепалеолитический человек стал использовать гранит, сланцы, железняки и другие
' Получил название от пещеры Ориньяк в Юго-Западной Франции 2 Солютрейская культура названа по стоянке Солютре во Франции, департамент Соны и Луары

23

породы. Они служили ему отбойниками, плитами и пестами для растирания зерен и красок, ретушерами, камнями для очагов, выкладки полов и оснований для стен, материалом для украшений и т. д. Ломка залеганий камня велась у самой поверхности, в местах выходов породы, в обрывах, на берегах рек и озер, без скольконибудь значительного углубления в землю. Выламывание горной породы производилось, по всей вероятности, кольями из крепкого дерева. Куски камня необходимых размеров отбивались на месте отбойником.

Техника обработки камня изменилась значительно. Если в мустьерскую эпоху в результате обработки дисковидных нуклеусов человеку удавалось получить грубые пластинки, то Homo sapiens усовершенствовал технику скола. Теперь «мастер» вначале изготовлял правильно граненный, призматический нуклеус. Затем от него откалывались необходимые пластинки, подвергавшиеся последующей обработке сколом и тонкой (отжимной) ретушью с помощью постоянного отжимника.
Такая техника, зародившаяся в ориньякскую эпоху, позволяла получать длинные массивные сколы, похожие на ножи с острием с одной стороны, изготовлять короткие скребки, скобели с округлым выпуклым или вогнутым рабочим краем, резцы.
Дальнейшее совершенствование отжимной техники обработки камня связано с солютрейской культурой, последовавшей за ориньяком. Появляются специализированные орудия: острия с притупленным краем, ножи, резцы, острые и легкие лавролистные наконечники дротиков, обработанные с большим искусством с двух сторон отжимной ретушью
В позднем палеолите появляются изделия из сверленного камня — это в основном бусы, подвески и т. д. Для сверления в них отверстий применяется вначале одноручный способ, а затем — двуручный, путем вращения между ладонями деревянного стержня

с кремневым сверлом. К этому же времени относится, вероятно, появление пиления камня и возникновение шлифовки рабочих частей каменных орудий., Многие орудия стали употребляться с деревянными и костяными рукоятками или в оправах. Составные каменные орудия, появившиеся еще в мустьерскую эпоху, в рассматриваемый период стали более разнообразными, что явилось важным этапом в развитии первобытного производства.

В мадленскую эпоху' исчезает характерная для двух предыдущих периодов техника отжимной ретуши, а вместе с тем и орудия, созданные с ее помощью. Распространение получают лишь мелкие резцы, проколки, скребки, пластины с притупленным краем, вкладыши, лезвия — необходимый инструмент для обработки кости и дерева. Именно эту эпоху иногда называют веком кости. Наступает расцвет костяной- индустрии. Из

25

кости и рога изготавливаются гарпуны, проколки, иглы с ушком, наконечники мотыг и копий, лощила, кирки и т. д. Для их изготовления применялось строгание и сверление. Получило развитие производство деревянной утвари и посуды.
Охота в период позднего палеолита достигает высокой ступени развития. Охотники этого периода располагали новой системой вооружения — метательными копьями и дротиками с каменными и костяными наконечниками. В мадленскую эпоху мускульная сила человека дополнилась механической: была изобретена копьеметалка', позволившая увеличить полет дротика и гарпуна до 70—80 м. По-видимому, к концу мадлена был изобретен лук.
Появление нового'охотничьего оружия, не требовавшего для его изготовления больших запасов сырья, дало возможность охотникам верхнего палеолита осваивать новые районы, богатые дичью.
Специализация орудий вооружения непосредственным образом сказалась на способах ведения охоты. На крупных животных охотились копьями, дротиками и гарпунами. По-видимому, к этому времени относится сооружение засек из срубленных деревьев. Как свидетельствует рисунок из грота Марсула (Франция), ограда засеки делалась в форме треугольника из поваленных на землю сучковых деревьев. Животные, преследуемые охотником, попадали внутрь этого заграждения и должны были бежать по узкому проходу, за которым находилась река или овраг.
Получила развитие охота с маскировкой, когда охотник переодевался в шкуры оленей, зубров и других животных. В таком виде он мог
'Копьеметалка — дощечка с упором, дающая возможность придать копью первоначальную скорость, вдвое большую, чаи обычный бросок рукой, и почти равную скорости стрелы, выпущенной из лука

26

с успехом приблизиться к животным на необходимое для нанесения I точного удара расстояние.
В конце позднего палеолита, в мадленскую эпоху, предметом охоты становятся мелкие и средние животные и даже птицы.
Палеолитические росписи свидетельствуют о начале приручения в этот период собаки, которая стала сопровождать человека на охоте.
Наряду с охотой некоторое значение начала приобретать рыбная ловля.
Таким образом, коллективная загонная охота, достигшая в этот период наивысшего развития, в сочетании с индивидуальной сноровкой охотника, снабженного эффективным вооружением, превратилась из случайного в более гарантированное мероприятие и стала одним из важнейших способов обеспечения всего человеческого коллектива средствами существования. Охота давала мясо и жир для питания и освещения, кости и рога для орудий, сухожилия для пошивных ниток, шкуры для жилища и шитья одежды, кожи для ремней и обуви.
Выделка шкуры и кожи в период позднего палеолита усовершенствовалась Наряду с механической обработкой мездрением и жированием, применявшейся уже с мустьерской эпохи, стали использовать простейшую химическую обработку — золение, с помощью которого удалялся волос со шкуры. В северных районах химическую обработку кожи производили веществами животного происхождения — смесью печени и мозга северного оленя с добавлением желтка яиц морской птицы.
Примерно 25—30 тыс. лет до н э. человек освоил плетение как ^', элементарную основу текстильного производства. В качестве сырья использовались древесная кора, стебли и листья растений, а также животный волос. Из них человек начал плести полосы и ленты для шитья одежды, научился вить веревки и ссучивать нити.
Жилищем для человека по-прежнему оставалась пещера Однако в этот период получила распространение постройка долговременных общественных жилищ как наземного типа — из дерева, костей, шкур животных, так и землянок. В нашей стране стоянки с искусственными сооружениями обнаружены на Дону и Украине, на Кавказе, в Крыму и т. д.
Отдельные землянки достигали 200 м2, их стены укреплялись камнями, а кровля, как предполагают археологи, была конической формы и состояла из жердей, покрытых ветвями и шкурами. \
Примером верхнепалеолитического поселения могут служить Костенковские стоянки на Дону (недалеко от Воронежа) Там имелись большие дома, в которых жили члены материнской родовой общины. Подлинной оси жилища, имевшего до 35 м в длину и 15—16 м в ширину, располагался десяток очагов, которые использовались для обогрева и освещения помещения. Один из очагов служил для обжига железняка, из которого добывалась красная краска. Несколько позднее, к концу позднего палеолита, для освещения жилища стали, по-видимому, использовать и специальные осветительные приборы —

27

каменные лампы, представлявшие собой плошки с выдолбленным в них углублением для жира и фитиля. Здесь же имелось несколько хозяйственных ям для хранения продуктов, разнообразных изделий, для запекания мяса. Крыши жилищ, очевидно, имели двускатную форму и поддерживались столбами.
В рассматриваемый период получили дальнейшее развитие водные средства передвижения. Бревна и колоды стали выравнивать в результате инстинктивных поисков более обтекаемых форм. Связки камыша человек пытался использовать для перевозки груза по воде, при этом он сам плыл рядом, одной рукой толкал плот, а другой греб.
Как полагают археологи, люди позднего палеолита могли знать зачаточную форму тростникового челна.
Большим прогрессом был переход к лодке-однодревке. При ее изготовлении дерево выжигалось с последующей очисткой каменными топорами и теслами. Для отталкивания такой лодки стали употреблять жерди, а для гребли применяли грубые лопатки— зачатки весел.
Что касается сухопутных путей и средств сообщения, то их развитие было сопряжено с большими трудностями. Основными сухопутными путями сообщения оставались звериные тропы. Однако к волокуше из свежесодранной шкуры или древесной коры, применявшейся в предыдущую эпоху, был приспособлен шест, скользивший при движении задним концом по земле и уменьшавший трение.
В эту эпоху развивается первобытное искусство — пещерная и иная живопись, художественная обработка костяных и каменных изделий (элементы скульптуры) и т. д. Зачатки искусства, свидетельствующие об огромном прогрессе в первобытной культуре, были тесно связаны с основными хозяйственными занятиями людей той поры, прежде всего с охотой и с верованиями, находившими также отражение в погребальных и иных обрядах той эпохи.
Причиной возникновения древнейших религиозных представлений — тотемизма, анимизма, фетишизма и магии — были низкий уровень производительных сил и слабость людей перед лицом грозных и непонятных явлений природы.
Объектами культа были мать-прародительница, о чем свидетельствуют изображения так называемых «палеолитических венер» из кости, камня и обожженной глины, животные и растения, считавшиеся родоначальниками (тотемами) общины, нашедшие отражение в пещерной живописи, и т. д. Не только люди, но и животные, растения и т.п. наделялись особыми «духами» (демонами), благосклонность которых можно было привлечь колдовскими обрядами.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.