Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Тхостов А. Психология телесностиОГЛАВЛЕНИЕВведениеВажность исследования телесности человека настолько очевид на, что она стала центральной проблемой целого цикла биологи ческих и медицинских наук. С реальностью телесного существо вания человек сталкивается постоянно. Хотя в обыденной жизни он часто не замечает своего тела, у телесности есть много способов себя обнаружить. Один из самых распространенных и наиболее неприятных — болезни, когда тело проявляет себя в совокупности болезненных интрацептивных ощущений. Помимо этого существует и весьма обширная область «нормальной» телесности: существова ние тела обнаруживается практически в каждый момент нашей жизнедеятельности в виде ли «слабости», «усталости», или, напротив, «силы», «возбуждения» и пр. Тело совершенно «явным» образом обнаруживает себя в области сексуальности, эротики, религиозно го опыта, пусть даже иногда и в превращенной форме «телесного усмирения». Если в современной философии тело понимается как «решающий момент в генезисе объективного мира» {Мерло-Понти, 1999), а в современном психоанализе оно представляет собой первичную, «ядерную» форму существования субъекта ( Bergeret , 2000), то для психологии его как бы не существует. Не существует не только в том смысле, что современная психология остается в значительной степени бесполой, но и в том, что если попытаться на основании психологических публикаций создать некий схемати ческий образ человека, учитывая внимание, уделяемое отдельным областям физического тела, то мы получим «гомункулуса», состо ящего из огромного мозга, не очень больших половых органов и (4) еще, может быть, лица. Не существует и никакой собственно пси хологической концепции телесности; тело понимается как область, абсолютно рядоположная организму, как некий материальный суб страт или, скорее, «место обитания» психического, и несмотря на свою самоочевидную важность телесность оказалась «теоретически невидимой» для психологии. Обсуждая телесное восприятие, авто ры учебников по психологии излагают данные, которые скорее можно отнести к анатомии или физиологии интрацептивных ана лизаторов, нежели к психологии {Ананьев, 1960, 1961; Лурия, 1964, 1977; Рубинштейн С.Л., 1999). Декларируя психосоматическое единство человека, психология занимается преимущественно явлениями сознания или высшей психической деятельности, а телесность остается для нее чуждым, натурально организованным и природно готовым к жизни качеством. Утвердившийся в психологии «бестелесный» подход сводит всю сущность человека к его сознанию, не замечая того, что сама телесность в ходе прижизненного развития теряет свой природный, натуральный характер, очеловечиваясь и приобретая качественные изменения. «...Гораздо раньше, чем человек начнет манипулировать с внешними объектами, практически с первых дней жизни ему постепенно, поэтапно прививают навыки культурного осуществ ления таких важных человеческих функций, как умение по-чело вечески есть, пить, выделять экскременты, ходить и пр.» (Тищенко, 19875, с. 189). Телесность человека — это первый в онтогенезе пред мет овладения и трансформации в универсальное орудие и знак. Эта трансформация не безразлична и для самой функции, и для ее понимания. Главная идея, введенная в современную психологию Л.С. Вы готским, его учениками и последователями, заключается в том, что натуральные психические функции, превращаясь в собственно человеческие, «высшие», прижизненно формируемые, социальные по происхождению, — радикально меняются (Лурия, 1974; Леонтьев А.Н., 1961; Элъконин, 1963; Запорожец, 1967; и др.). Человек овладевает своими психическими функциями, опосредствуя их «психологическими орудиями» — знаковыми системами. Натуральные и «опосредствованные» функции схожи только внешне, они разным образом реализуются, по-разному управляются. Опосред ствованные функции создаются над натуральными «путем над стройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Вы готский, 1956, с. 488). Однако, как ни парадоксально, из исследования процесса ста новления человека — социализации и опосредствования его функ-
(5) ций, — выпала одна из фундаментальных сторон — природная жизнедеятельность самого человека, его телесное бытие. Это ка сается как освоения социализированных форм осуществления телес ных функций (еды, питья, выделений, сексуальных отправлений), так и огромной области культурных способов переживания и проявления телесных болезненных расстройств. Интрацепция осталась неразработанной областью психологии и трактовалась как «низшая», архаичная, физиологическая форма перцепции, на которую не распространялись общепсихологи ческие закономерности человеческого восприятия. При таком подходе клиническая психология сталкивается с серьезными те оретическими затруднениями в осмыслении целого ряда фактов. Физиологическое понимание интрацептивного восприятия, свя зывающего качество и интенсивность субъективного переживания с качествами и интенсивностью стимула, не подтверждается ни клиническим опытом, ни специальными научными исследовани ями, ни обыденным опытом человека. Существует целый спектр крайних случаев таких расхождений: от отсутствия каких бы то ни было ощущений, несмотря на значительные телесные повреждения, до ипохондрических ощущений, обладающих всеми признаками психологической реальности, но не имеющих под собой действительных оснований ( Dupre , 1925; Ротштейн, 1961; Мел-зак, 1981; Карвасарский, 1980; Buytendijk , 1966; Смулевич, 1987). Подобные диссоциации очень часто встречаются в клинической практике: ипохондрический синдром, например, является наибо лее распространенным, но при этом и наименее исследованным психопатологическим феноменом. Интрацептивное восприятие не может быть однозначно опре делено свойствами раздражения, а зависит от оценки ситуации, значения телесного ощущения, его смысла, мотивации человека, принадлежности к определенной культуре, индивидуального опыта и других психологических факторов, влияние которых на телесное восприятие невозможно отрицать, но весьма трудно понять, оста ваясь в рамках «натуральной» схемы. Изучение механизмов такого влияния имеет очень длительную историю «и, однако, вопреки этой длительности истории психосоматической идеи, трудно назвать какое-либо другое направление медицинской мысли, которое порождало бы столько же ожесточенных споров, которое было бы так же бедно согласованными представлениями о природе (т.е. о законо мерностях, принципах, механизмах) фундаментальных фактов, в реальности которых... никаких сомнений не возникает» (Прангиш- вили, Шерозия, Бассин, 1978, с. 196) (6) Решение этой проблемы весьма актуально и в практическом смысле. Игнорирование наукой какого-либо феномена еще не оз начает его отмены, и он заставляет с собой считаться, проявляясь зачастую в патологической форме. «Бестелесная» психология и педагогика упускают целые пласты важнейшей реальности человеческого существования, сталкиваясь с ней лишь в форме «ущербности», ис каженного развития или патологии, а «организменная» медицина демонстрирует свою нарастающую дегуманизацию, кризис доверия, беспомощность теоретического понимания и лечения расстройств, патогенез которых выходит за рамки физиологических изменений. Актуальность этой проблемы усиливается с ростом числа пси хосоматических заболеваний, неврозов, трудностями проведения эффективной реабилитации, с расширением парамедицинской альтернативной практики. По мнению экспертов Всемирной Органи зации здравоохранения, одной из самых важных медицинских проблем ближайших десятилетий будет невозможность эффектив ного лечения большого числа больных, обращающихся в учреж дения медико-санитарной помощи с постоянными жалобами, которые трудно соотнести с тем или иным органическим поражением (Сарториус, 1983).
Ваш комментарий о книге |
|