Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиБЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ(Бсз) из книги Ж.ЛАПЛАНШ, Ж.-Б.ПОНТАЛИС СЛОВАРЬ ПО ПСИХОАНАЛИЗУНем.: das Unbewusste, unbewusst. —Франц.: inconscient. —Англ.: unconscious. — Исп.: inconsciente. — Итал.: inconscio. — Португ.: inconsciente. • А) Прилагательное "бессознательное" иногда используется для обозначения совокупности содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания —в "описательном", а не в "топическом" смысле слова, т.е. вне разграничения содержания систем предсознательного и бессознательного. Б) Бессознательное в "топическом" смысле слова было определено Фрейдом еще в первой теории психического аппарата: бессознательное состоит из содержании, не допущенных в систему "Предсознание-Сознание"* в результате вытеснения* (вытеснение первичное* и вытеснение в последействии*). Основные черты бессознательного как системы (Без) сводятся к следующим: а) содержания бессознательного являются "репрезентаторами"* влечений; б) эти содержания управляются особыми механизмами первичных процессов*, а именно сгущением* и смещением*; в) содержания бессознательного, сильно нагруженные энергией влечений, стремятся вернуться в сознание и проявиться в поведении (возврат вытесненного*), однако они способны найти доступ к системе "Предсознание-Сознание" (Псз-Сз) лишь в результате компромиссов*, будучи искажены цензурой*; г) чаще всего подвергаются фиксации* в бессознательном детские желания. Бессознательное как существительное сокращенно обозначается Без (Ubw от нем. Unbewusst, les от франц. Inconscient), бессознательное как прилагательное, обозначающее содержание бессознательного как системы, — без (ubw или ics). В) Во второй фрейдовской топике термин "бессознательное" используется чаще всего как прилагательное. По сути, бессознательное здесь — это уже не атрибут какой-то особой инстанции: это слово относится как к Оно, так отчасти и к Я и Сверх-Я. Отметим, однако: а) что признаки, присущие бессознательному в рамках первой топики, могут быть отнесены и ко второй топике; б) Что разграничение между предсознанием и бессознательным, которое уже не подкрепляется межсистемными различиями, сохраняется на внутрисистемном уровне (Я и Сверх-Я являются отчасти предсознательными, отчасти бессознательными). • Если бы нужно было передать суть фрейдовского открытия одним словом, это было бы слово "бессознательное". В рамках данной работы мы не ставим целью проследить, как открытие бессознательного было подготовлено тем, что было сделано до Фрейда, и как в дальнейшем оно уточнялось после Фрейда. Стремясь к ясности, мы лишь подчеркнем здесь главные признаки этого понятия, которые теряли четкость при более широком его распространении. 1) Прежде всего фрейдовское бессознательное — это понятие одновременно и топики* и динамики*, выявленное в опыте лечения. Как показывает этот опыт, психика несводима к сознанию: некоторые ее содержания получают доступ в сознание лишь в результате преодоления сопротивлений. Этот опыт свидетельствует о том, что психическая жизнь "...полна мыслей, бессознательный характер которых не мешает их действенности; именно эти мысли и порождают симптомы" (1). На основе этого опыта был сделан вывод о существовании "раздельных групп психических явлений", а бессознательное в целом- стало рассматриваться как особое "место в психике": не как второе сознание, но как система со своим собственным содержанием, механизмами и, возможно,"энергией". 2) Каковы эти содержания? а) В статье "Бессознательное" (Das Unbewusste, 1915) Фрейд называет их "репрезентаторами влечений". В самом деле, находясь на границе между психикой и соматикой, влечения остаются вне противопоставления сознания и бессознательного. С одной стороны, они в принципе не могут стать объектами сознания, с другой стороны, их присутствие в бессознательном обеспечивается "представлениями как репрезентаторами [влечения]"*. В одной из своих ранних теоретических моделей Фрейд определял психический аппарат как последовательность знаковых записей (Niederschriften) (2); эта мысль вновь возникает и обсуждается и в последующих его текстах. Бессознательные представления складываются в фантазмы, в воображаемые сценарии, на которых фиксируется влечение, порождая настоящие инсценировки желания* (см.: Фантазия, фан-тазм). б) В большинстве текстов, предшествующих созданию второй топики, Фрейд отождествлял бессознательное с вытесненным. Заметим, однако, что это уподобление обычно сопровождалось оговорками: так, Фрейд неоднократно говорил о врожденных, филогенетически присущих индивиду содержаниях как о "ядре бессознательного" (За). Вершиной развития этой мысли было понятие первофантазий* (первофантазмов) как доиндивидуальных схем, которые присутствуют уже в детском сексуальном опыте субъекта (а). в) Другая распространенная традиция понимания бессознательного уподобляет его тому, что в нас есть детского, хотя и здесь необходимы оговорки. Вовсе не весь детский опыт, пережитый на уровне нерефлективного сознания в феноменологическом смысле, может быть уподоблен бессознательному субъекта. Для Фрейда первое расщепление между бессознательным и системой Псз —Сз происходит под воздействием происшедшего в детстве вытеснения. Даже если, первоначало вытеснения выглядит как миф, фрейдовское бессознательное — это конструкция, а не цельное переживание. 3) Как известно, Фрейд считал сновидение "царским путем" открытия бессознательного. Механизмы работы сновидения ( смещение, сгущение, символика), выявленные в "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) и действующие в первичных процессах, могут быть обнаружены также и в других образованиях бессознательного (ошибочные действия, оговорки и пр.); по своей структуре (компромисс) и функции ("исполнение желания"*) они равнозначны симптомам. Стремясь определить бессознательное как систему, Фрейд перечисляет такие его особенности (Зb): первичный процесс (подвижность энергетических нагрузок, характерная для свободной энергии*); отсутствие отрицания, сомнения, степеней уверенности; безразличие к реальности и воздействие одного лишь принципа "удовольствие — неудовольствие" (его цель — восстановить кратчайшими путями тождество восприятия*). 4) Наконец, Фрейд стремился обосновать собственную связность системы Без и ее решающее отличие от системы Псз посредством экономического понятия "энергетической нагрузки", свойственной каждой системе. Представления могут быть нагружены энергией бессознательного или же разгружены, причем переход от одного элемента системы к другому происходит за счет разгрузки первого и нагрузки второго. Однако эта бессознательная энергия (отсюда и трудность ее понимания у Фрейда) оказывается то силой притяжения, направленной на представления и противостоящей осознанию (так обстоит дело в теории вытеснения, где притяжение со стороны уже вытесненных элементов действует заодно с подавлением, осуществляемым системой более высокого уровня) (4), то силой, которая приводит к появлению в сознании "отростков"* бессознательного и поддерживается лишь бдительностью цензуры (Зс). 5) Подход к фрейдовскому бессознательному, с точки зрения топики, не должен закрывать от нас всего значения динамики бессознательного, многократно подчеркивавшейся Фрейдом: напротив, разграничения на уровне топики оказываются способом учета конфликтов, повторений и сопротивлений. Как известно, с 1920 г. фрейдовская теория психического аппарата была существенным образом переработана; при этом на уровне топики были предложены новые разграничения, не совпадающие с делением на бессознательное, предсознание и сознание. Так, в инстанции Оно можно видеть главные характеристики бессознательного, однако и другие инстанции — Я и Сверх-Я— также включают в себя бессознательное и порождаются бессознательным (см.: Оно, Я, Сверх-Я, Топика). |
|