Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
12. Канон и критерии для составления отечественных программ в практической психологии и сказкотерапии
ОГЛАВЛЕНИЕ
С помощью анализа авторского метода воздействия ритмического звучания мы ознакомились с теорией созда-ния с соблюдением соответствующих правил эффективных психотерапевтических текстов, имея ввиду также следую-щие замечания: 1. Использование для психотерапии сочетания мат-ричных текстов, гармонизирующих звуков, цветов и поло-жительных слов-символов в едином комплексе способству-ет эффективному разрушению патологических связей. 68 2. В своем произведении автор должен следовать эти-ке и культуре своего национального языка. Сюжеты необ-ходимо строить на основе таких добродетелей, как состра-дание, самопожертвование ради добра и справедливости, любовь к своему отечеству, а символы света и добра всегда должны побеждать тьму и зло. 3. При создании авторских произведений, терапевти-ческих методов и программ необходимо учитывать корни своей культуры, национальные обычаи, традиции и не до-пускать смешивания символов и имен героев из разных на-циональных культур и конфессий. 4. Автор терапевтических текстов, методов и про-грамм практической психологии должен быть духовно-нравственной творческой личностью и не на словах, а на деле, уважать и ценить традиции и обычаи своей нацио-нальной культуры. 5. Психолог или педагог во время первых сеансов ре-лаксации должен оставаться главным наставником своего подопечного для правильного восприятия и усвоения им информационно-терапевтической программы. Психотерапевту всегда следует помнить о возможном при релаксации легком обострении неврологических сим-птомов. Начало физиологической саморегуляции может со-провождаться легким недомоганием, небольшим повыше-нием температуры, слабостью, сонливостью и пр. Эти сим-птомы могут проявляться в течение 3-х первых суток, по-этому пациенту (или клиенту) в этот период необходима поддержка со стороны проводившего сеанс специалиста, чтобы пациент, испугавшись этих проявлений, не прервал намеченный курс релаксации. Почему до сих пор нет канона, критериев и реко-мендаций для составления отечественных методов и программ в практической психологии? Мы ранее отмечали, что одна из главных проблем – это отсутствие духовно-нравственной морали, что является одной из серьезных причин низкого профессионального 69 уровня наших отдельных ведущих специалистов, которые берут на себя роль экспертов федерального значения в оте-чественной практической психологии. При отсутствии ка-нона и критериев для отечественных программ практиче-ской психологии и сказкотерапии этим ведущим «специа-листам-экспертам» даются полномочия определять, какие методы и программы достойны внимания для дальнейшей реализации, а какие нет. При этом исследовании они руко-водствуются, как правило, своими личными критериями и симпатиями. Методика сказкотерапии в России имеет свою давнюю удивительную историю. Начнем же мы с определения, что такое сказкотерапия? Сказка фольклорная или литературная один из ос-новных жанров устного и письменного народнопоэтичес-кого творчества, эпическое, преимущественно прозаиче-ское художественное произведение волшебного, авантюр-ного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказка во все времена всегда служила инструментом под-сознательного или сознательного обучения ребенка в семье морально-этическим нормам, воспитания у него особого отношения к окружающей действительности и миру. Сказ-ка несет в себе колоссальную информационную состав-ляющую, передаваемую родителями из поколения в поко-ление. Слушая и воспринимая сказки, ребенок формирует свой жизненный сценарий, недаром он любит много раз прослушивать одну и туже полюбившуюся ему сказку. Наиболее популярными для детей были и остаются вол-шебные сказки, которые в русском сказочном репертуаре занимают довольно большое место. Основные особенности этих сказоксостоят в значительно более развитом сюжет-ном действии, нежели в сказках о животных и в социаль-но-бытовых сказках. Они хорошо влияют на развитие ини-циативы и фантазии ребенка, верящего в своих положи-тельных сказочных героев и волшебство. Вместе с тем, следует заметить, что при советской власти в связи с мате- 70 риалистическим отношением к жизни фантазии особенно не поощрялись. Более того, в литературе основной упор делался на пропаганде реальных, а не сказочных героев, поскольку «мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Но мы помним и знаем, как это практически делалось. Мы знали тогда всех советских сказочников наперечет, однако, национальные сказочники мало кому-либо были известны, хотя по их сценариям создавались высокохудожественные кинофильмы и мультипликации. В школьных учебниках говорилось только о греческих мифах и сказках А.С. Пуш-кина. Советская научная педагогическая и психологиче-ская общественность сказка-ми вообще не интересова-лась. Многие сказки прошлого уже стали былью, воплотив мечты человека, например, о ковре-самолете или волшеб-ном говорящем зеркальце. Со-временное поколение создает свои сказки: авторские, пси-хокоррекционные, медитатив-ные. Однако они не всегда со-ответствуют своему предна-значению, а иногда способны даже причинить вред здоро-вью ребенка. Что же касается руководства «Практикум по сказкоте-рапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, то для сравнительного анализа мы начнем с рассмотрения следующей картинки, которая находится на обложке упомянутого пособия. При этом зададим себе следующий вопрос: «Какие цвета доми-нируют на общем фоне обложки и что изображено на ри-сунке?» Отвечая на него, отметим, что: 71 Красный цвет возбуждающий, горячий, энергичный и жизнерадостный. Он имеет самую длинную волну, стиму-лирующее влияет на мозг и вызывает эмоциональные реак-ции; способствует увеличению мускульного напряжения, повышению давления крови и ритма дыхания; сильно влия-ет на настроение людей. Черный цвет мрачный, тяжелый, резко снижает на-строение. Мы знаем, что он очень красивый, в небольшом количестве применяется для контраста. Здесь этого нет, просто черные пятна. Желтый цвет – стимулирует зрение, мозг и нервы, успокаивает некоторые нервные состояния, создает весе-лость, способствует общительности. Здесь также желтый цвет не сочетается, ни с какими другими цветами. Группа фиолетовых и пурпурных цветов оказывает беспокоящее и раздражающее влияние. Все эти перечисленные цвета говорят сами за себя, и если еще к этому добавить еще и сюрреализм15, который присутствует в данном художественном произведении, то какой вывод напрашивается? Один из самых известных представителей сюрреализ-ма – Сальвадор Дали заявлял, что картина должна быть воспроизведением параноического видения с точностью цветной фотографии, уничтожать логику и границы между реальностью и фантазией. Бывает и так, что само оформление обложки характе-ризует содержимое (подобное притягивает подобное). По-этому очень важно заметить, что использование для детей при их коррекции и тестировании картинок и образов, кото- 15 (фр. Surréalisme сверхреализм) направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий (намеков) и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна, фантазии, мифа, сказки и т.п. и реальности. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Сюрреализм коренился в символизме. 72 рые искажены или не существуют в природе, должно быть исключено, ибо восприятие искаженных сюрреалистиче-ских образов, внедрение их в подсознание ребенка может нанести непоправимый вред его здоровью, провоцируя ши-зофреническое мышление и поведение. Далее мы все же попытаемся понять и проанализиро-вать концепцию и логику наших ведущих специалистов в области сказкотерапии в построении сюжетов для тестиро-вания и коррекции, которые входят в разработку моделей психологического обеспечения процессов модернизации российского образования. Прежде всего, мы рассмотрим сочинения педагогов и психологов Санкт-Петербургского Института сказкотера-пии, работающих под руководством Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Далее мы полностью воспроизводим некоторые тек-сты пособия и наши комментарии к ним. Примеры психологической работы с народными сказками «Курочка Ряба» Интересно, что чем короче сказка, тем более концентри-рованным смыслом она обладает. Попробуем размышлять вме-сте с нашими воспитанниками и клиентами: 1. О чем эта сказка? О подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди; о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы); о случайностях, которые обычно происходят закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»); любви к ближнему («не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое»); о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом. Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения с взрослыми и подростка-ми философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извле-каем. 73 2. Чему нас сказка учит? Конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым; гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы дед и баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ при-менения. Кстати, какой? не дарить ближнему того, что он не готов получить (во-прос о том, какие подарки мы выбираем для других и какие же-лаем получить сами), и многому другому. Все это может стать темой для обсуждения. 3. Объясните, пожалуйста, почему дед и баба плачут, ко-гда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произош-ло, когда били по нему. Действительно, почему дед и баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут от-того, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле они хотели, чтобы яйцо осталось целым? При обсуждении сказки наша основная задача — подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни не-однозначны. 37 стр. Глава2. Художественные сказки Почему Синеглазка пустилась в погоню, ведь Иван–царевич взял совсем немного из ее сада? Почему Баба Яга и ее сестры помогали Ивану–царевичу, а не своей племяннице? Как получилось так, что Иван–царевич не смог победить Синеглазку? Почему Иван–царевич и Синеглазка разъехались и не стали жить дальше вместе? Зачем Иван–царевич свернул на ту доро-гу, «где женатому быть», ведь он уже женат на Синеглазке? Каким образом Иван–царевич догадался о подвохе? Как вы думаете, что почувствовали старшие братья Ивана–царевича, когда увидели, кто их освободил? Эти вопросы выводят на различные темы для обсуждения. Одной из тем могут стать взаимоотношения между супругами и другими членами семьи; тема взаимопомощи и поддержки и другие. Глава 4. Психокоррекционные сказки 74 Юлия Семенова Стр. 133 Сказка про разбойника Жил в одной стране разбойник – матерщинник и крамольник, части тела вспоминал да к отдельным посылал. Так же дружен был он с дамой, нехорошей чьей–то мамой, где жила – не говорил, потому что сам забыл. Все, что сердцу мило было в дом набилася к нему Да и вид у них к тому, Что ни в сказке не сказать, ни пером не описать!... То ли люди, то ли нет, И несут какой–то бред. В голове не уложить … А они его тащить «Благодетелю налей! – Слышит голос из толпы. – или что его томило, одним словом называл, люди фыркали: «Нахал!» И спешили поскорей увести своих детей. Притомился и мужик, сон его в сенях настиг, под бутылкой с первачом и соленым огурцом. Снится сон ему лихой. Нецензурщина гурьбой Мы давно с тобой на «ты»! И пришли тебя забрать лет остаток коротать в царство наше средь полей, где паслись стада свиней. Воздух – сущий аромат! Мухи тучами парят, 75 а навозные жуки, как холопы мужики нецензурным господам есть готовят по утрам. Наш комментарий: В связи с вышеизложенным, ввиду содержащихся в тексте негативных слов-символов, а также самого сюжета, сказку про разбойника можно отнести к разряду негативной информации для психологического программирования, соз-дающего питательную среду для пьянства, дурного поведе-ния и в результате деградации личности. При этом особо следует подчеркнуть, что такие, на-пример, слова-символы, как хозяин тьмы, разная нечисть с рогами, хвостами и копытами, имеющие наиболее негатив-ный смысл, все они могут явиться причиной различных фо-бий и постстрессорных расстройств (в народном поверье это называют сглазом или порчей). Дмитрий Фролов Стр.137 Сказка «Слово – не воробей» Хитрый дядюшка Федот Засадил весь огород, Пятаками — восемь тонн, Чтобы вырос — миллион! Хоть и сеял густо–густо, Наросло–то... пусто– пусто. Рассердился дед Федот: «Ну, и... к черту огород!» Только эдак он сказал, Огород тотчас пропал. Вот вам, дети, и вопрос: Кто же огород унес?! Богачи на целый свет, И чего у них там нет: Нет хором и нет перины, Нету хлева и скотины, Нет посуды и корыта, 76 Да и ели не досыта. В общем, как тут ни крути, Просто — нищие они. Правда, был в хозяйстве... пень! Дед сидел на нем весь день, А однажды — мимо сел, Ты с отгадкой погоди, Сказка будет впереди... Жил с бабулею дедуля, Жили, горюшка не чуя, Сверзся так, что окосел... «Чтобы черт тебя забрал!» Только это он сказал. Наш комментарий: В этом практикуме можно было бы еще много чего почерпнуть, например, то, какое отношение к коррекции и практической психологии имеют эти сочинения? Если мы читаем про Чебурашку, который звонит крокодилу Гене и думает, что ему старуха Шапокляк подложила бомбу с ча-совым механизмом; про зайца, который в магазине игрушек бьет всех подряд, пух и перья летят, а в конце он оказывает-ся в мусорном ведре и т.д. Еще один показательный пример: в сказке будущим мамам для «благоприятного развития ре-бенка» предлагают сравнивать утробу матери с норкой (норка ассоциируется с грызунами), где дышит живой ко-мочек. Приведенные примеры показывают, что некоторые из сказок явно не адекватны сохранению здоровья обучаю-щихся детей и целям психокоррекции психосоматических нарушений. Читая и анализируя эти «сочинения», противоречащие здравому смыслу, не знаешь, что делать – плакать или сме-яться. Если гармонизирующие звуки с положительными сло-вами–символами воздействуют положительно, то негатив-ная информация – явно отрицательно. Не надо иметь уче-ную степень, чтобы понять, как действуют звуковые поля в 77 этом механизме влияния на сознание личности, и особенно ребенка. А ведь д-р. психологии Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, ав-тор данного «Практикума по сказкотерапии», в настоящее время является руководителем проекта научной программы Федерального значения, тема которой «Федерально-региональная политика в науке и образовании», включает в себя разработку научно-методических основ функциониро-вания и развития службы практической психологии в обра-зовании, а также моделей психологического обеспечения процессов модернизации российского образования. И все это должно быть направлено на обеспечение охраны здоро-вья обучающихся. В числе основных исполнителей про-граммы Пестовская Ирина Валентиновна, Пискунов Алек-сей Алексеевич и Фролов Дмитрий Федорович. В течение только последних десяти лет ими было опубликовано боль-шое количество работ (см. Литература: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2001-2010 г.г.). Этот проект был реализован в 1999–2000 годах на базе и совместно с «Шекснинской специальной школой для под-ростков с девиантным поведением» (Вологодская область). Финансовая поддержка осуществлялась Фондом Дж. Соро-са, Программой «Право». В результате реализации проекта в школе была заложена основа для организации так назы-ваемой «терапевтической среды». Все сотрудники школы прошли повышение квалификации по сказкотерапии и со-временным методам работы с асоциальными подростками. Перечисленные «сочинения», как нам кажется, явля-ются одним из показателей профессионального уровня как психологов, так и их руководителей, которые непосредст-венно отвечают за подбор сказок для психотерапии и всю комплексную программу в целом. Всегда следует помнить, что педагог, врач или психо-лог в процессе общения с учеником или пациентом неосоз-нанно и самопроизвольно оказывает на них информацион-но-психологическое воздействие. 78 В момент сеанса релаксации или урока духовно–нравственная личность противостоит воздействию негатив-ной среды (развитию патологии), что и позволяет более эф-фективно применить терапевтическую программу, которая способствует саморегуляции организма. «Для психологической науки очевидна мысль о том, что нельзя высшее, духовное подчинять низшему, бессознательному, что, собственно, и составляет суть «перевернутого человека». А.А. Ухтомский Если педагог или психолог, врач не в состоянии про-тивостоять негативной среде, то, в дальнейшем этот «спе-циалист» сам становится одним из инструментов или ору-дием отрицательной среды. Как это может претворяться в действительности, мы ранее увидели в отдельных «сочине-ниях» из пособия: «Практикум по сказкотерапии». Закон подобия свидетельствует о том, что подобное притягивает подобное. Мы привлекаем не тех людей, кото-рых хотим привлечь, а тех, кто подобен нам. Следующее наше знакомство – это с руководителем лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГУ «ГНЦССП Росздрава», профессором, доктором психо-логических наук Е.Г. Дозорцевой, автором пособия «Пси-хологическая травма у подростков с проблемами в поведе-нии». Пособие адресовано психологам, педагогам, врачам, сотрудникам детских домов и социальных приютов. В данном практическом пособии описана специфика диагностической и коррекционной работы с подростками с девиантным поведением из Шекснинской специальной школы (Вологодская область). Хотелось бы так же пояснить, что именно в Шекснин-ской специальной школе была заложена основа для органи-зации «терапевтической среды», где все сотрудники школы прошли повышение квалификации по сказкотерапии под руководством команды Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой. В этой же Шекснинской спецшколе (согласно пособию «Психоло- 79 гическая травма у подростков с проблемами в поведении») под руководством Дозорцевой Е.Г. был введен метод П. Левина «Соматической терапии травмы» (Дозорцева, 2007). Согласно концепции Левина травма это, прежде все-го, нейрофизиологический феномен. При острых шоковых событиях, ситуациях угрозы активизируются наиболее древние стволовые и подкорковые структуры мозга, ответ-ственные за мгновенный и мощный ответ организма, спо-собствующий его выживанию. Эти структуры, в которые входят стволовые части мозга и мозжечок, сформировались уже на ранних этапах филогенеза и потому были метафори-чески названы исследователями «мозгом рептилий». Они обеспечивают две основные свойственные человеку и жи-вотным реакции на угрожающее жизни событие: борьбу или бегство. При этом тело и психика мобилизуют огром-ное количество энергии. В момент чрезвычайной активации усиливается кровяной ток, выбрасываются «гормоны стрес-са», адреналин и кортизол, что позволяет организму макси-мально использовать свои ресурсы для самозащиты. Однако, согласно еще одному важнейшему принципу концепции Левина, помимо травмы, в теле человека присут-ствуют ресурсы. Ресурсы порождаются способностью к саморегуляции организма и включают в себя различные ви-ды позитивных телесных ощущений, проявляющиеся в чув-стве тепла, расширения, легкости, телесного комфорта и свободы. На счет комфорта и свободы: в спецшколе (детской колонии) самые подходящие условия для метода «Сомати-ческой терапии травмы» (где находятся 120 несовершенно-летних правонарушителей закона, судимые за тяжелые пре-ступления). Что касается телесных ощущений: к методу П.Левина дополнительно применяется аутотренинг, кото-рый, согласно концепции П.Левина, в комплексе способст-вует саморегуляции организма. 80 Здесь надо сделать пояснение: перед коррекцией у па-циента (детей) с помощью аутотренинга пытаются вызвать телесные ощущения, чувство тепла, легкости и т.п. При правильном профессиональном подходе в момент релаксации телесные ощущения тепла, легкости, чувства полета и другие благоприятные состояния у пациента про-исходят самопроизвольно. И у каждого пациента эти ощу-щения происходят не по единому сценарию и шаблону, а в индивидуальном порядке, и, как правило, саморегуляция происходит самопроизвольно и независимо от разных опро-сов и наставлений. Происходит это через легкие воспали-тельные процессы в течение 3-х и более суток. Одно из главных условий применения метода П. Ле-вина «Соматической терапии травмы» это создание бла-гоприятной среды, которая при адаптации должна способ-ствовать саморегуляции (интересно, каким же это образом можно создать «терапевтическую среду» в колонии для не-свершеннолетних с девиантным поведением?). Итак, авторский метод американского психиатра Пи-тера Левина «Соматическая терапия травмы». Если поме-нять термины, то это название приобретает другой эмоцио-нальный фон: «Эмоционально-стрессовая психотерапия (ЭСП)», а проще говоря, это выглядит так: «довести осуж-денных детей с девиантным поведением до истощения нервной системы». Адаптационный синдром совокупность адаптацион-ных реакций организма человека и животных общего за-щитного характера. Возникает в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия агрессоры. Комплекс признаков, характеризующих такое функциональное состояние, был описан Г. Селье в 1936 г. и назван стрессом. Основными проявлениями адаптационного синдрома являются: 1) нарушение обмена веществ с преобладанием про-цессов распада; 81 2) увеличение коры надпочечников; 3) уменьшение вилочковой железы, селезенки и лим-фатических узлов. В развитии адаптационного синдрома выделяются три стадии: 1 стадия стадия тревоги продолжается от нескольких часов до двух суток и включает в себя фазы шока и проти-вошока; на последней происходит мобилизация защитных реакций организма; 2 стадия стадия сопротивляемости характерна по-вышением устойчивости организма к различным вредонос-ным воздействиям; 3 стадия стадия стабилизации состояния и выздо-ровление; либо стадия истощения, которая может окончить-ся гибелью. В дальнейшем возникает вопрос уже не об этике, мо-рали и профессиональном уровне и долге «Non nocere!». Здесь вопрос ставится уже совсем в другой, в юридической плоскости: законно ли применять метод Питера Левина на территории России в спецшколах к осужденным детям с де-виантным поведением?
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология
|
|