Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Бехтерев В. Избранные работы по социальной психологии
IV. ЗАКОН ОТТАЛКИВАНИЯ
Наряду с законом тяготения и сотрудничества общественная жизнь подчиня-
ется и закону отталкивания и борьбы. Дело в том, что каждое общество уже
при самом своем возникновении начинает дифференцироваться или рас-
членяться на отдельные части, причем одно расчленение происходит в целях
разделения труда и, следовательно, осуществляет форму сотрудничества и
сближения, тогда как другая форма расчленения характеризуется и
различными устремлениями составляющих ее индивидов. В результате пос-
леднего расчленения и является взаимное отталкивание и разъединение, а
затем неизбежно следует конкуренция, соперничество и борьба. Вот почему
каждое общество не может избегнуть ни конкуренции, ни соперничества и
борьбы, но в этом заключается залог его будущих успехов и совершенство-
ваний. В развитом обществе прежде всего само строительство общественной
жизни вызывает борьбу партий, из которых каждая стремится достигнуть
господствующего положения и власти в лице своих представителей.
208
Но и помимо того каждое общественное дело имеет многих претендентов,
из которых каждый оспаривает право на руководительство и тем самым
оспаривающий, с одной стороны, сам стремится выявить свою личность в
смысле лучших качеств на выполнение оспариваемой роли, и, с другой
стороны, побуждает к более энергичной деятельности других претендентов
на ту же роль.
Точно то же мы наблюдаем и во всех .вообще областях производительного
труда. В любом производстве наряду с сближением определенного ряда лиц
мы встречаем и отталкивание и разъединение, приводящие к конкуренции
и соперничеству. Благодаря этому каждый из соперников стремится по-своему
улучшить качество производства или по крайней мере распространить в
большей мере продукты этого производства, привлекая к себе и своему
товару внимание потребителей. Далее конкуренция и соперничество в области
труда в промышленных странах приводят не только к интенсификации
производства, но и к развитию пролетариата, благодаря усиленному пред-
ложению рабочих рук, а вследствие того к их обесценению и беззастенчивой
эксплуатации.
Точно такое же взаимное разъединение и отталкивание, а, следовательно,
конкуренция и соперничество, проявляются во всех вообще отраслях труда,
не исключая педагогического и научного. -Везде речь идет о соперничестве
и конкуренции, ибо каждый ученый или педагог стремится стать выше
другого и достичь лучших результатов сравнительно со всеми другими.
Точно так же наряду с обнаруживаемыми открытиями и изобретениями они
проявляют соответственно закону отталкивания и эксцентрическое влияние
на собирательную личность, которое обусловливается необходимостью про-
паганды и распространения каждого открытия и каждого изобретения. Эта
пропаганда сама по себе отвлекает население от больших центров, распределяя
его по окружающим областям. При этом распространение изобретений в
целях общедоступности его населению, более удаленному от больших центров
и областей, вынуждает к образованию малых или второстепенных центров
в других местах, выбор которых зависит от тех или иных местных условий,
скрещивания путей сообщений и т. д.
Таким образом наряду с силой тяготения сами изобретения и открытия
обладают и силой отвлечения или отталкивания, благодаря чему в конце
концов устанавливается в каждой собирательной личности особое равновесие
между обоими силами, которое и определяет соответствующее расселение
населения по земной поверхности и разгруппирование его в той или другой
местности.
<Все, что мы ныне в общественной жизни видим общепринятым, ут-
вердившимся, вошедшим в обычай, превратившимся в верование, все это
составляло сперва предмет горячего спора. Нет самого мирного учреждения,
которое не родилось из раздора. Грамматика, кодекс, конституция (подра-
зумеваемая, так же как и писанная), господствующая промышленность,
преобладающая поэзия, катехизис - все это, составляющее категорическую
основу обществ, является произведением, медленно и постепенно созданным
общественною диалектикою. Каждое грамматическое правило представляет
собой выражение восторжествовавшей некогда привычки речи, распрост-
ранившейся в ущерб другим привычкам речи с ней несходным. Каждая
статья кодекса является соглашением, мирным трактатом после кровавых
битв на улице, после ожесточенной полемики в прессе, после ораторских
бурь в парламенте. Каждый принцип, воплотившийся в конституции, вос-
торжествовал после многих революций и т. д.> ^.
^ Тард Ж. Законы подражания. СПб., 1892. С. 173-174.
14 В. М. Бехтерев 209
Разъединение и соперничество, основанные на узко-политических инте-
ресах личности, проходят через всю историю человечества. Борьба родов и
племен между собой, борьба новых молодых элементов против власти отца
семейства и родоначальника в первоначальную эпоху общественной жизни,
борьба личности против кастового, сословного и классового господства,
беспрерывная экономическая борьба народов и племен, борьба личности
против подавления ее массой-обществом за высвобождение ее первоначально
из-под рабства, а позднее из экономической кабалы, освобождение ее из
религиозных пут, борьба партий в каждой касте, в каждом сословии, в
каждом классе, в каждом организованном обществе, внутренняя борьба между
отдельными членами семьи, общины, артели, кооператива, партии, церков-
ного прихода и вообще той или иной социальной группы - вот многочислен-
ные, но далеко еще не все виды взаимного отталкивания, соперничества и
борьбы, которые развиваются неизбежно с железной силой непреложного
закона в условиях социальной жизни. В то же время этот закон отталкивания
и разъединения, являясь стимулом к соревнованию и борьбе, служит одним
из важных факторов прогресса человеческой личности на пути ее развития
и совершенствования.
Таким образом несмотря на стремление народов к объединению и
слиянию благодаря подражанию и заимствованию, обусловливающим
увеличение сходства, этого основного условия для взаимного тяготения и
слияния, на пути к этому объединению встречаются и препятствия в виде
разъединения народов при неодинаковых условиях существования, в виде
соперничества, национальных предрассудков, исторических традиций,
национальной, классовой или партийной гордости и т. п" что соответствует
в механике силам отталкивания. Основной причиной этого отталкивания и
разъединения является природное и социальное неравенство между людьми,
из которых последнее может быть устраняемо культурой.
По словам Ш. Летурно, <человека можно назвать иерархическим
животным. За исключением может быть совершенно первобытных орд
Огненной Земли неравенство царит во всех человеческих обществах. Всю-
ду слабый подчиняется сильному: но в обществах со сложной
организацией, опирающихся на наследственную передачу привилегий,
право сильного под конец заменяется правом наиболее богатого; таким
образом свободная игра жизненной конкуренции, какой она является во
всем остальном органическом мире, извращается, и нередко бывает, что
слабейший, бронированный привилегией, побеждает сильнейшего и более
интеллигентного соперника. Это злоупотребление особенно резко проявля-
ется в обществах со' строгим разделением на касты, но и современные
наши государства в значительной степени еще причастны ему, даже и
наиболее демократические из них> ^°.
Уже из сказанного видно, что в лице человека интеллект или высшие
формы соотносительной деятельности, создающие богатства благодаря изоб-
ретениям, представляют собой лучшее орудие в борьбе за существование,
заменяющее собой крепкие зубы, острые когти, мощные мышцы. Но развитие
интеллекта, обязанное не индивидуальной жизни, вырабатывающей другие
органы борьбы, а социальной жизни, ибо только путем взаимообщения и
обмена личным или индивидуальным опытом и является возможным
развитие интеллекта ^', не исключает, однако, в мире человека и борьбы
физической в настоящем смысле слова, что доказывается бесчисленными
войнами, которые велись человечеством на протяжении всей истории и, к
сожалению, до сих пор не могут быть изжиты. К стыду человечества оно
^ Летурно Ш. Нравственность: Развитие ее с древнейших времен до наших дней. СПб.,
1908. С. 347.
не создало еще самого важного изобретения, которое раз и навсегда прек-
ратило бы войны между народами и драки между отдельными людьми.
Но конкуренция и соперничество происходят не только между людьми,
но и между различными учреждениями. Каждое правительственное учреж-
дение соперничает и конкурирует с другими аналогичными правительствен-
ными учреждениями. Каждая промышленная или торговая фирма, каждое
предприятие, каждая фабрика являются в той или иной мере конкурентами
и соперниками таких же учреждений в стране. Равным образом и учреждения,
занятые умственным трудом, конкурируют и соперничают друг с другом и
стремятся проявить себя в том или ином отношении лучше других.
Так, конкурируют и соперничают друг с другом разного рода школы,
как например, академии, университеты, институты и т.п., а также и другие
ученые и учебные учреждения от высших до низших, как конкурируют и
соперничают между собой и сами ученые и педагоги.
Словом, какую бы отрасль труда мы ни взяли, везде и всюду мы
встречаемся с конкуренцией и соперничеством соответствующих учреждений
и их представителей. Но в этом соперничестве, в этой борьбе, акте, казалось
бы, антисоциальном, мы имеем залог высокого социального совершенство-
вания.
Дело в том, что благодаря этой борьбе осуществляется тот социальный
отбор, который охраняет и дает развиваться социально полезным учреж-
дениям и предоставляет вымирать учреждениям, не отвечающим социальным
нуждам и нежизнеспособным. Этот социальный отбор в отличие от естест-
венного дарвиновского отбора не пользуется какими-либо небольшими ук-
лонениями в организации и не основывается на приспособлении к естест-
венным условиям жизненного существования, а имеет в виду лишь один
принцип - социальной полезности, который и определяет дальнейшую судьбу
всех вообще общественных установлений, которые сохраняются для потомства
опять-таки не в силу биологической наследственности, столь важной в есте-
ственном отборе Дарвина, а в силу социальной наследственности, как это
мной развито в другом месте ".
Все вышеуказанное показывает, что закон отталкивания, вызывающийся
конкуренцией, соперничеством и борьбой, является одним из основных
законов социального совершенствования, и, если без социального сближения
и сотрудничества неосуществима никакая социальная задача и никакое вообще
социальное строительство, то без конкуренции, соперничества и борьбы,
лежащих в основе закона отталкивания, нет совершенствования социального
мира.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология
|
|