Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Ливанцев К. История средневекового государства и праваОГЛАВЛЕНИЕРаздел третий. Государство и право средневекового ВостокаГлава 10. ЯПОНИЯЯпонское государство в VI — XII веках. Образование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. В это время произошли изменения в отношениях между главами племенного союза — царями Ямато (на острове Хонсю) и вождями других племенных групп, которые стали представителями центральной власти. Произошли изменения и в крестьянской общине, которая стала податной: крестьяне были обязаны платить оброк зерном и продукцией ремесла, они несли трудовую повинность, участвуя в строительных, ирригационных и других работах. В общине шел процесс имущественной и социальной дифференциации, о чем свидетельствовало выделение из общины собственных владений родовой знати, превратившейся в феодалов. На их полях работали зависимые крестьяне из числа обедневших общинников (табэ). От рабов они отличались тем, что были собственниками своего имущества, их нельзя было продать или безнаказанно убить. К категории полусвободных попадала также значительная часть корейцев и китайцев, которые были носителями более высокой культуры, в том числе более высокой техники земледелия. Часть их составляли ремесленники, которые подпадали под власть местных племенных вождей. По своему правовому положению они приравнивались к полусвободным земледельцам (табэ). Однако следует отметить, что главной производительной силой в стране были крестьяне-общинники, что и предопределяло развитие Японии по феодальному пути, несмотря на наличие в стране рабства. В начале VII в. члены династии царей Ямато предприняли попытку опереться на Суйскую империю, образовавшуюся в 589 г. в Китае. Именно тогда правители Японии стали называть себя императорами. В этой ситуации усилилось политическое влияние Китая в области образования, права, политических учений, религии — буддизма, перешедшего из Китая в Корею, а оттуда в Японию. Характерное для буддизма единство культа и абсолютное значение верховного божества (Будды) способствовали преодолению в области идеологии представлений, связанных с остатками прежней родоплеменной разобщенности. К 626 г. в Японии насчитывалось 66 буддийских храмов и 1385 буддийских священнослужителей. Принц Шотоку, опираясь на учение Конфуция и буддизм, видя опасность для императорской власти со стороны могущественных феодальных кланов, сформулировал ряд важных для государства и общества принципов: "1. Согласие и гармония — бесценны; подчинение указанным принципам является основной обязанностью человека... Высшие классы должны находиться в единении друг с другом и в задушевных отношениях с низшими; все спорные вопросы должны разрешаться третейским судом... 3. Императорские эдикты должны быть уважаемы... 4. Мудрое управление национальными делами коренится в соблюдении этикета... 5. Наказание зла и вознаграждение добра является лучшим законом человечества... Лесть и бесстыдство скорее всего могут ниспровергнуть государство... Они являются главнейшими элементами всех национальных смут; 9. Для того, чтобы быть справедливым надо иметь веру... недостаток доверия между государем и подданными неизбежно ведет к падению; 10. Гнев должно обуздывать, чувства мести отбрасывать прочь... 14. Находящиеся у власти никогда не должны таить ни ненависти, ни зависти друг другу... без мудрых людей ни одна страна не может быть управляема мирно; 15. Самой неотступной обязанностью человека... является умение приносить свои частные интересы в жертву общему благу. Эгоизм мешает сотрудничеству, а без сотрудничества не может быть достигнуто ни одно из великих деяний"... Императоры Японии усилили борьбу с аристократическими кланами, и в 645 г. произошел переворот, получивший название "переворота Тайка"; в результате которого принц Наканоэ уничтожил могущественный род Сога, конкурировавший с царской властью. Переворот был поддержан родом Накатоми, родом наследственных жрецов исконной японской религии — синто (соединяющий культ сил природы с культом предков). Основную же силу переворота составляли табэ, а также томобэ и какибэ (ремесленники-переселенцы из Китая и Кореи), стремившиеся облегчить свое положение. В 646 г. было объявлено освобождение всех табэ, томобэ и какибэ от их полурабского состояния с уравнением их в правах с феодально-зависимыми крестьянами, что привело к дальнейшему утверждению феодального способа производства. В том же 646 г. были объявлены отмененными все частные владения, и земля перешла в собственность государства. Население превратилось в держателей государственных наделов. Крестьяне получили подушные наделы и должны были платить зерновой налог и налог с продукции домашнего ремесла, а также нести трудовую повинность. Крестьяне сохраняли право на свое имущество, орудия производства, на некоторую личную свободу, но они не могли покидать свои наделы. Что касается феодалов, то их владение землей обуславливалось службой и носило бенефициальный характер. Одновременно был создан общинный аппарат государственного управления в составе центральных органов (Верховного государственного совета и подчиненных ему 8 ведомств) и местных властей (наместников провинций и уездных начальников). Была введена всеобщая воинская повинность. В 701 г. весь этот строй был закреплен в своде законов, получившем название кодекса Тайхоре. Заканчивая характеристику этого периода, необходимо сказать, что императорский дом пользовался доходами не только со своих владений, но и со всей страны. Эти доходы в виде жалованья делили между собой и другие представители господствующего класса, составлявшие центральный и провинциальный аппарат управления и получившие привилегии высшего сословия. В своей подавляющей части крупные феодалы были потомками родовых старейшин, превратившимися в аристократию и получившими высшие ранги.
Японское государство в VIII — XII вв.
Утверждение в Японии государственной собственности на землю и образование на этой основе в начале VIII в. раннефеодального государства с централизованным управлением (получившего название Нарской монархии; в 710 г. была завершена постройка города Нора — первой столице Японии) — сопровождалось развитием экономики и прежде всего сельского хозяйства. При этом большое внимание уделялось расширению оросительной сети. Успешно развивались горные промыслы, на что оказал большое влияние Китай. Развивалось ремесленное производство, торговля. Заметен был подъем и в области образования; создавались в частности специальные школы для детей знатных лиц, где основное внимание уделялось изучению китайской литературы и законодательству. Следует отметить, что в течение всего VIII в. в Нарской монархии не прекращалась борьба внутри господствующего класса. К концу VIII в. победу одержал аристократический клан Фудзивара (речь идет о роде Накатами, который поддержал царей во время "переворота Тайка" и получил фамилию Фудзивара), что значительно усилило могущество этого рода, который стал стремиться к ослаблению императорской власти. Фудзивара удалось захватить императора и перевезти его из города Нора в провинцию Ямасиро, где были их владения; здесь в 794 г. они завершили постройку новой столицы Японии — города (Хэйан) Киото. Фудзивара, присвоив себе посты регента (в случае несовершеннолетия императора) и канцлера (при взрослом императоре) правили Японией в течение двух столетий (с середины IX в. до середины XI в.). К середине X в. был завершен в Японии переход от государственной собственности с надельной системой к собственности отдельных феодалов на свои частновладельческие поместья (сезы). Члены дома Фудзивара стали крупнейшими земельными собственниками в стране. Рост поместий феодалов привел к краху надельной системы, к резкому сокращению числа государственных надельных дворов. Рост мощи крупных феодалов привел к децентрализации страны, к ослаблению центральной власти, осуществляемой регентами и канцлерами из клана Фудзивара. В 1069 г. враждебные дому Фудзивара феодалы похитили императора и увезли его в монастырь Хиэйдзан. В ответ на это Фудзивара возвели на престол нового императора. Так в стране образовалось два лагеря, каждый из которых претендовал на руководящее положение; такое противостояние продолжалось до 1167 г. В этих условиях все более возрастало могущество крупных феодалов, которые захватили земли и создавали свои вооруженные силы. Так в крупных поместьях появились ленные отношения, что привело к системе вассалитета.
Феодальное государство периода развитого феодализма (XII — XVII вв.).
В результате междоусобной борьбы за власть победу одержала группировка, возглавляемая кланом Минамото, который в 1192 г. был провозглашен правителем государства (сегуном). Создается новый правительственный аппарат: бакуфу. Императоры рассматривались лишь как носители верховных жреческих функций. Центральный аппарат сегуна — бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей в основном законодательством; главной военной палаты, ведавшей воинским сословием, и главной судебной палаты. К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения: крупные феодалы стали сеньорами; мелкие — вассалами, обязанными нести военную службу. Эти две группы класса феодалов составили привилегированное сословие. Большую часть населения составляли крестьяне, жившие в феодальных поместьях; каждый крестьянский двор имел земельный участок, покинуть который он не мог. В пользу собственника земли крестьяне обязаны были отдавать 40-60% урожая; они также входили в отряды своих господ в качестве пехотинцев. Ремесленники и торговцы с XIII в. стали объединяться в особые корпорации. В пользу феодалов с ремесленников взимали натуральную ренту в виде продукции их ремесла. В 1232 г. вступил в силу новый свод законов " Дзеэй-сикимоку". В 1219 г. управление страной было захвачено представителями дома Ходзе, которые правили Японией по 1333 г. с титулом сиккэн (правитель). В конце 60-х гг. XIII в. возникла опасность вторжения монголов. Первое их нападение на Японию в 1274 г. закончилось для хана Хубилая неудачей. Вторая попытка вторжения также не принесла монголам победы. Монгольская опасность ухудшила положение японских крестьян в связи с ростом налогов и поборов. Ухудшилось и положение низшей части феодального дворянства — мелких ленников. Наряду с этим в стране еще более усилилась борьба среди феодальной знати за власть; в итоге в конце XIV в. в Японии утвердилась новая сегунская династия Асикага, власть которой была распространены лишь на провинции, окружавшие город Киото. Большая часть страны контролировалась местными феодалами, Япония окончательно вступила в период феодальной раздробленности. В стране социальные противоречия особо обострились в XV в., о чем свидетельствовали крупные крестьянские восстания в 1428, 1429, 1485 гг.; происходили также столкновения ремесленного и купеческого населения с феодалами. К началу XVI в. Япония распалась на несколько крупных феодальных княжеств. Центральное правительство в лице сегуна Асикага потеряло всякое реальное значение. Большая часть земли стала собственностью нескольких кланов крупных феодалов, в подчинении у которых находились мелкие и средние феодалы, составлявшие привилегированное сословие воинов-самураев. Огромные земельные владения имели храмы и монастыри. Старая форма феодальной земельной собственности — мелкое поместное землевладение (сезн) все более теряла свое значение, уступая место крупным феодальным латифундиям. Это сказалось на ухудшении положения тех самураев, которые были вассалами средних и менее крупных феодалов. Бесконечные междоусобные войны надолго отрывали самураев от своих хозяйств; сельское хозяйство приходило в упадок, сократилась площадь обрабатываемых земель; крестьяне уходили в город в поисках заработка. Несмотря на это, конец XV и XVI век были для Японии временем роста городов, ремесла и торговли. Князья, все более эксплуатируя своих крестьян, облагали в то же время высокими налогами цехи и гильдии; они нередко были владельцами производственных предприятий, строили суда, вели обширную внешнюю торговлю. Европейцы (португальцы, испанцы), появившиеся на берегах Тихого океана в начале XVI в., в 1542 г. прибыли к берегам Японии. В стране не прекращались крестьянские восстания, которые поддерживались низами городского населения, ремесленниками, мелкими торговцами.Т В этой обстановке все более стала усиливаться тенденция централизации страны в лице средних феодалов и определенных кругов купечества. В 1568 — 1582 гг. один из средних феодалов Ода Нобунага достиг значительных успехов в борьбе с крупными феодалами; именно он внес решающий вклад в дело объединения страны. В 1573 г. он сверг последнего сегуна из дома Асикага и добился подчинения себе более половины территории Японии. Нобунага провел ряд важных реформ: упразднил внутритаможенные поборы, осуществил крупномасштабное дорожное строительство, провел перепись с прикреплением каждого крестьянина к определенному земельному участку во владениях феодалов, запретил крестьянам иметь оружие; ограничил права монопольных объединений купечества, упразднил автономию городов. Дело завершения объединения страны после убийства в 1582 г. Нобунага взял на себя его сподвижник Хидзеси (1582 — 1598). Отнятие у покоренных им князей земли он раздавал своим полководцам, усиливая таким образом новых феодалов, являвшихся его опорой. Одновременно он не прекращал борьбы против крестьянства, о чем свидетельствует в частности его указ 1588 г. об изъятии оружия у крестьян по всей стране. Худзеси ввел новый земельный кадастр, который обобщил результаты проверки всех крестьянских наделов, уменьшив при этом единицу измерения земельной площади (с 1,2 га до 1,01 га), но сохранив за ней старое наименование (те) и старую норму ренты с этой уменьшенной площади. В интересах самурайства, новых феодалов и тех торговых домов, которые были заинтересованы в заморской торговле, Хидзеси в 1592 г. оккупировал почти всю Корею. Но в следующем 1593 г. завоеватели потерпели поражение; Корее помощь оказал Китай. В конце XVI в. Японию стали посещать голландцы и англичане, которые стали соперничать с португальцами и испанцами. После смерти Хидзеси (1598 г.) власть перешла к Токугаве, к одному из видных полководцев и соратников Нобунага и Хидзеси. В 1603 г. он после борьбы с соперниками принял титул сегуна. Однако междоусобные войны продолжались до 1615 г., после чего стал происходить некоторый подъем экономики страны.
Период позднего феодализма (XVII — XIX вв.).
К началу XVII в. население Японии составляло 17 млн. человек, к концу столетия — 25. Собственниками земли были сегун, феодалы и монастыри (буддийские и синтоистские). Примерно четвертую часть земель Японии занимали владения дома Токугава. Токугава провел важные реформы, направленные на централизацию страны и упрочение феодального строя. Своеобразной конституцией феодальной Японии был свод законов 1639 г., который все население страны поделил на четыре сословия: воинов, земледельцев, ремесленников и торговцев. Прежде всего здесь подробно говорилось о правах и привилегиях различных категорий феодалов: аристократии и самураев. Верхнюю ступень феодальной иерархии занимали князья (дайме), обладавшие крупными поместными владениями; они сохраняли право суда и административной власти над всеми своими подданными; однако при первых сегунах династии Такугава была установлена система контроля, ограничивающая в известной мере самостоятельность дайме. Так, например, крупные феодалы, владетельные князья должны были подолгу жить в новой столице Эдо и являться ко двору сегуна. Когда они уезжали к себе в провинцию, то должны были оставлять в Эдо в качестве заложников жен и детей. Что касается самураев, то подавляющая их часть была лишена своих ленов — поместий и переведена на жалование натурой (преимущественно рисовым пайком). Токугава стремился превратить самурайство в военно-дворянское сословие, изолированное от всех других социальных групп. В крайне тяжелом положении оказались крестьяне. Деревни были разделены на пятидворки; во главе кадлых пяти дворов стоял наиболее самостоятельный крестьянин, в обязанности которого входил надзор на соблюдением установленных регламентаций, правительственных запретов. Так, крестьянам запрещалось носить шелковую и полотняную одежду, употреблять в пищу рис; даже на свадьбу, похороны не должны были превышать определенной суммы. Они были прикреплены к земле; в случае бегства крестьянина остальные жители пятидворки оплачивали за него все налоги и поборы; за побег крестьяне строго наказывались. Мелочной опеке подвергались также промышленность и торговля, однако условия жизни торговцев и и; а также осуществляло надзор над всем аппаратом управления. Власть минадо, жившего в Киомо, на строго определенное ему и его двору жалование, была символической. Императорская власть, возникнув еще в период становления государственности, освещалась японской религией — синтоизмом (синто — "путь богов"). Эта религия возникла на базе первобытных верований, одухотворявших природу и обожествлявших умерших предков. Главная роль в синтоистском учении принадлежит богине солнца Аматерасу, согласно преданию пославшей на землю своего сына, потомок которого Дзимму 11 февраля 660 г. до н. э. вступил на императорский престол. Микадо считался верховным жрецом синтоистской религии. В условиях феодальной раздробленность религиозный статус японских императоров способствовал тому, что их светская власть стала номинальной. Не удивительно поэтому, что борьба за преодоление феодальной раздробленности не пошла в Японии по пути укрепления императорской власти, а приняла, как было показано, форму борьбы отдельных феодальных группировок. Правда, императору воздавались всяческие почести, но при этом подчеркивалось, что божественному императору не к лицу снисходить до "земных дел", что неоднократно отмечалось сегунами династии Токугава. Феодалы использовали в своих интересах синтоизм и буддизм, который, начиная с VI в. проникал в Японию из Кореи и Китая и постепенно занял преобладающее положение в религиозной жизни страны. При сегунах династии Токугава был существенно ограничен въезд в Японию иностранцев. Причиной этому служили финансово-экономические соображения (защита национальной промышленности, местного купечества от конкуренции со стороны иностранцев) и политические мотивы. Дело в том, что в 1637 г. на острове Кюсю вспыхнуло мощное восстание под христианскими лозунгами (в восстании участвовали и крестьяне-христиане, крещеные португальскими миссионерами). Помощь сегуну оказали соперники португальцев — голландцы. В 1638 г. Иэмицу Токугава издал закон, воспрещавший пребывание в Японии всем португальцам-миссионерам и купцам. Этот указ был распространен затем и на всех других иностранцев, за исключением голландцев и китайцев. Это запрещение оставалось в силе до 1853 г., когда Япония по требованию американцев вынуждена была разрешить иностранную торговлю. Говоря о первых связях между Японией и Россией, необходимо отметить, что к середине XVII в. русские мореплаватели достигли Курильских островов, коренное население которых айны стали подданными России. В 1739 г. русские корабли экспедиции В. Беринга впервые подошли к берегам Японии. Но политика самоизоляции помешала установлению прочных отношений между Россией и Японией. Некоторая централизации Японии, прекращение междоусобных войн на первых порах содействовало подъему экономики. В течение XVII в. в деревню стали проникать товарно-денежные отношения; рента становилась смешанной, натурально-денежной. Развивалось ремесло; появились первые мануфактуры. Значительно расширилась внутренняя торговля. В Японии начал формироваться капиталистический уклад. Но все возрастающая эксплуатация крестьянства уже к середине XVIII в. привела к упадку сельскохозяйственного производства, к застою в экономическом развитии в целом. Крестьянское население быстро разорялось. Это вызвало крупные крестьянские восстания, волны которых прокатились по Японии в XVIII — начале XIX вв. С конца XVIII в. наряду с крестьянскими восстаниями вспыхивали антифеодальные выступления городской бедноты. К этому времени, когда в Западной Европе и Северной Америке побеждал и утверждался промышленный капитализм, феодальный строй в Японии переживал глубокий кризис, который приближал страну к буржуазной революции. Право. Источники права. Важнейшим источником раннесредневекового права является кодекс "Тайхо Еро ре" — основной источник, характеризующий право Японии VIII — X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии; Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода как бы кодексов: гражданский, семейный, земельный и др ире" 668 г. и "Киемигахараре" 682 г. Все это свидетельствует о том, что в процессе формирования раннефеодального централизованного государства Ямато (Японии) нормы обычного права постепенно заменялись царскими указами и распоряжениями. "Тайхо Еро Ре" или, как его чаще именуют "Свод законов Тайхо", содержит как гражданские ("Тайхоре"), так и уголовные законы ("Тайхорицу"). "Тайхоре" содержит 30 гражданских законов; "Тайхорицу" — 10 уголовных законов (например, о разбое и грабеже; об охране дворца). Говоря о других источниках японского феодального права, необходимо отметить, что "высочайший указ" японских императоров по мере усиления власти Сегунов с XII в. уступает место правительственным распоряжениям и правительственным инструкциям бакуфу, получивших название кодексов. Одним из таких правовых источников был "Кодекс годов Кэмму" (1334 0 1338 гг.), состоящий из 17 статей. В 1509 г. появился свод, состоящий, примерно, из 200 предписаний, инструкций, наставлений судьям; здесь, например, говорится об ответственности за взяточничество, о цели наказания, о справедливости судейских решений, т. е. соответствии их федеральным принципам права и морали. Важным источником права являлся известный "Кодекс ста статей" 1742 г. Можно сказать, что судебный прецедент также был одним из источников феодального японского права. В заключение следует отметить, что "Свод Тайка" с некоторыми изменениями и дополнениями практически действовал до буржуазной революции — до начала периода Мэдзи (1867 — 1868 гг.), о чем свидетельствует "Нихрси дэитэн" (Лексикон по истории Японии), в котором указано: "При правящей династии данные законы были основными до Мэдзи" (с. 297) 38 . Право собственности. В Японии в результате "переворота Тайка" в 645 г. была введена надельная система землевладения, согласно которой монарх был объявлен верховным собственником земли. При этом земли подразделялись на три вида: общественные ("коти" — леса, горы, пустоши); государственные, казенные ("кантИ"); личные или частные ("сити"). Существовал, например, особый вид коронных земель под названием "дворцовые поля" (кандэн), которые обрабатывались крестьянами в порядке трудовой повинности. Эти земли находились под особым контролем Министерства двора, которое определяло площадь посева, вид посевных культур и количество требуемой рабочей силы. Крестьяне получали от монарха земельные наделы на условиях уплаты налогов и выполнения повинностей; уход с надела запрещался, т. е. они превратились в государственных крепостных. Надельная система предусматривала выдачу земли мужчинам в размере двух тан (один тан составлял 0,12 гектара; 10 тан равняется одному те) и женщинам в размере 2/3 мужского надела 39 . Закон определял размер крестьянского поземельного налога: с тана два снопа риса и две горсти риса в колосе (два пучка). Правительство поощряло распашку целины крестьянами с ведома местных властей. В 723 г. распаханные и орошенные участки были признаны наследственным владением на три поколения, а в 743 г. — навечно с правом распоряжения. Вопросы, связанные с орошением, недостаточно разработаны в японском праве; пользоваться водой полагалось поочередно, в порядке расположения полей; возводить плотины, запруды можно было только с разрешения властей; первоочередное право на воду имели семьи, участвующие в сооружении оросительной системы. Что касается рабов, то рабы (частные и государственные) составляли к началу VIII в. 5% населения; рабовладельческий уклад в IX в. стал быстро клониться к упадку. Феодальная бюрократия также получала земли (должностные наделы); в ее пользу шла и часть ренты — налога с государственных крестьян в качестве вознаграждения за службу. Имелось несколько видов таких привилегированных наделов, размеры которых зависели от соответствующего ранга. Так, принцы крови получали 80 те; сановники 1 — 3 рангов — от 80 до 34 те; чиновники 4 — 5 рангов — от 24 до 8 те; женщины, имеющие ранг, получали две трети. С ранговыми наделами связаны должностные (сикибундэн), поскольку ранги, как правило, соотносились с должностями. При этом ушедшие в отставку по возрасту; уволенные по старости, болезни, сохраняли половину должностных наделов. За особые заслуги на государственной службе выдавались наградные наделы (кодэн); при "малых заслугах" с правом владения в течение одного поколения; при "средних" — в течение двух; при больших — в течение тре38 Ссылка дана по: Свод законов «Тайхоре» 702 — 718 гг. I — XV законы / Вступительная статья, пер. с древнеяпонского и коммент. К. А. Попова. М., 1985, с. 7. 39 По мнению ряда японских ученых подушный надел являлся поливным рисовым полем. 80 те земли (норму четырехсот свободных арендаторов), 800 дворов (около 5 тыс. человек) для обработки земли и 100 слуг. В последующие века в Японии начинает развиваться крупное землевладение князей, а также землевладение мелкого поместного дворянства. В период расцвета японского феодализма (XIII — XVI вв.) феодальная собственность различных групп феодалов сочеталась с широко развитым мелкокрестьянским хозяйством, что в отличие от Индии, Китая приближало формы феодального землевладения в Японии к соответствующим формам, существовавшим в Европе. В период позднего средневековья в Японии окончательно утверждается своеобразная форма крупного условного феодального землевладения, передаваемого сегунами своим вассалам. Собственниками земли в токугавской Японии 40 были сегун, феодалы, храмы и монастыри (буддийские и синтоистские). Примерно четвертую часть земель Японии владения дома Токугава. Остальная земля составляла главным образом уделы князей. Около трети земель, принадлежавших Токугава, были держанием непосредственных вассалов сегуна — мелких и средних феодалов. Господствующий класс феодалов был разделен на несколько разрядов. Особую группу — кугэ — составляла придворная знать императорской столицы Киото; кугэ получали содержание от сегуна. Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом, выражавшимся в рисе. Общий рисовый доход Японии в начале XVII столетия определялся в 11 млн. коку (1 коку — 180,4 литра), в том числе 4 млн. коку принадлежало дому Токугава. Остальные князья значительно уступали ему в богатстве. Только 16 феодальных князей имели доход свыше 300 тыс. коку риса каждый. Именно они (верхушка владетельных князей-дайме) представляли собой наиболее крупных удельных владетелей, обладавших большим количеством вассалов и пользовавшихся самостоятельностью в своих княжествах. Подавляющее же большинство князей (свыше 200) находилось в полной зависимости от Токугава. Дайме считались те феодалы, земли которых приносили доход более 10 тыс. коку (примерно 1500 т.) риса. К следующей после дайме прослойке феодалов относились хотамото, земли которых давали менее 10 тыс. риса. Как правило, хотамото были непосредственными вассалами сегуна. Вассалы сегуна и князей — самураи составляли наиболее многочисленную группу господствующего класса (около 10 процентов населения). Следует отметить, что материальное положение низшего слоя самурайства при Токугава значительно ухудшилось. В связи с прекращением внутренних феодальных войн князья больше не нуждались в многочисленных дружинах самураев, многие из которых разорялись и превращались в ронинов ("бродячих людей") — так назывались самураи, не имеющие сеньоров. Общее население Японии составляло к началу XVII в. 17 млн. человек, из них более 80% проживало в деревне и составляли крестьянство. Крестьяне прикреплялись к земле определенного феодального владения в качестве подданных. Они имели землю на правах общественного держания, за что обязаны были платить своему феодалу натуральный налог, размер которого обычно составлял более половины урожая. Кроме того, существовали и другие поборы и повинности. Все это приводило к массовому разорению и нищете японской деревни, к крестьянским восстаниям. Обязательственно право. Феодальное право Японии регулировало следующие виды договоров: купли-продажи, займа, аренды, дарения, мены, хранения и др. Предметом купли-продажи были различные вещи, в том числе и земля. Так, даже крестьяне могли продавать свои приусадебные садовые участки. Однако, строго запрещалось крестьянам и чиновникам продавать, дарить поля, приусадебные и садовые участки буддийским храмам и даже меняться с ними этими видами земель. Имели место попытки ограничения сделок по поводу земли, но они не давали существенного результата. Предпринимались меры со стороны сегуна по сохранению мелких крестьянских хозяйств, которые не подлежали отчуждению. Так, закон 1643 г. запрещал отчуждение земли и раздел земли, если надел был менее 1 те (0,99 га) и урожай с него состоял менее 10 коку риса. На деле же обедневшие крестьяне часто попадали в категорию неоплатных должников, оказываясь в кабале у ростовщиков, купцов, чиновников, которые в погашение займа захватывали крестьянские земли. Нередким явлением были приказы токусейре, издаваемые бакуфу, о ликвидации долгов самураев торговцам и ростовщикам.40 Режим сегуната окончательно оформился при третьем сегуне Иэмицу Токугава (1623 — 1651 гг.) и сохранялся до буржуазной революции 1867 г. ать в аренду участки на любой срок, а поля на один год с разрешения местных властей. Местные власти решали вопросы сдачи в аренду пустующих и заброшенных полей (как государственных, так и частных) сроком на 6 лет для первых и 3 года для вторых. Своеобразным случаем квази аренды выглядит самовольная запашка чужой заброшенной земли. В Японии заброшенным считалось поле, не обрабатываемое в течение трех лет. Такая земля оставалась в пользовании вспахавшего ее лица в течение трех лет, если она была частной, и шести лет, если она являлась казенной. В Японии наделы разрешалось сдавать в краткосрочную аренду — на год, а сады — на более долгий срок. В целом средневековое договорное право Японии было недостаточно разработано. Так, отсутствовало четкое разграничение займа и ссуды. По договору займа в качестве кредитора выступали и государство (его учреждения) и частные лица, а должником могло быть только частное лицо. Закон признавал проценты, но общая сумма процента не могла превышать сумму долга. Так, в законе говорится, что если предметом договора займа являлось зерно, то размер процентов не мог быть свыше 100% для частного кредитора и 50% для казны при сроке с весны до осени. Взимание процентов могло происходить по истечении 60 дней после возвращения долга; осуществлялось каждые 60 дней в размере 1/8 долга (12,5%), а после 480 дней, когда сумма процентов достигала долга, их взимание прекращалось. Японское право предусматривало как залог, так и поручительство; при этом кредитор не мог своевольно распоряжаться залогом, который он мог реализовать только с разрешения властей. Должнику предоставлялось право отработать долг личным трудом, что исключало долговое рабство. Брачно-семейное право. Наследование. В Японии, как и в Китае, сохранилась большая патриархальная семья, глава которой пользовался огромной властью в отношении всех членов семейной общины, связанных происхождением, почитание предков и совершением семейных религиозных обрядов. Он считался распорядителем семейного имущества; в его обязанности входило составлять к определенному сроку налоговые списки и подворный реестр. Особое положение в семье занимал старший сын, как потенциальный будущий глава двора (большой семьи), исполнитель культа предков, наследник. В Японии существовал институт усыновления кандидатов на роль первенца при отсутствии родных сыновей. Вопрос о заключении брака решался главами семей, согласия жениха и невесты не требовалось. Брачный возраст был установлен 15 лет для жениха и 13 для невесты. Как уже отмечалось, прямая забота о браке детей возлагалась на отца, который имел решающее слово в вопросах сватовства, помолвки, брака. Нарушение помолвки одной из сторон каралось. Семья невесты могла отказаться от помолвки, если жених совершил преступление, выехал за рубеж на год и дальше, в случае незаключения брака после помолвки в течение трех месяцев. Обнаруживаемая добрачная связь невесты (даже с женихом) была препятствие к браку. Браки в период болезни, тюремного заключения родителей могли состояться лишь по особому их указанию и без всякой пышности. Положение жены в целом было подчиненным, холя оставалось в известной мере довольно почетным. Жена была собственницей приданого. Разрешалось расторжение брака путем развода. Поводы развода для мужа: отсутствие мужского потомства, распутство жены, ее непослушание свекру или свекрови, болтливость, вороватость, ревность, дурная болезнь жены. Развод по инициативе жены: безвестное отсутствие мужа, прелюбодеяние мужа, добрачное сожительство невесты, тяжелое оскорбление мужем родителей жены. При этом приданое возвращалось жене; она имела право проживать в доме бывшего мужа. Муж мог расторгнуть брак в одностороннем порядке путем сообщения своей жене о разводе. Супружеская измена считалась преступлением только для жены. Неравенство жены с мужем заключалось также в том, что он мог иметь наложницу. Внебрачные дети могли входить в состав семьи отца, если они признавались им. В Японии основным видом наследования было наследование по закону, согласно которому все члены семьи получали соответствующую долю имущества. Старший сын имел право на 2 доли; переживший супруг — на 2 доли; дочери — на половину доли. Вдова подлежала опеке со стороны семьи мужа; закон запрещал выделять ее из двора мужа. Преступления и наказания. Еще в раннефеодальный период (в Своде законов "Тайхо рицуре"й непочтительности" — неуважительные действия в отношении царя и другие). За государственные преступления виновные приговаривались, как правило, к смертной казни. Так, за мятеж или заговор с целью нападения на императорский дворец виновные наказывались смертной казнью через обезглавливание с конфискацией имущества. При этом к ответственности привлекались их близкие и зависимые от них лица (отца, сыновья, дворовые люди), имущество которых также подлежало конфискации. Очевидно, в данном случае речь идет о соучастниках, так как в законе говорится: "если кому-либо в мятеже против государя не удалось поднять подчиненных ему людей и не удалось вовлечь в мятеж влиятельных лиц, то виновного следует казнить, а его отца и сыновей отправить в дальнюю ссылку 41 . Конфискованное имущество делилось между казной и родственниками, не обвиненными соучастии. Государственная измена также наказывалась смертной казнью. Так, в законе говорится, что "если кто-либо замышляет государственную измену, то его надлежит повесить", а в случае совершенного преступления все виновные приговариваются к смертной казни путем обезглавливания. При этом сыновей виновного отправляют в среднюю ссылку; но если заговорщик руководил десятью соучастниками и более, то его сыновей отправляют в дальнюю ссылку. В дальнейшем в понятие государственного преступления были внесены существенные изменения, которые заключались в том, что в периоды развитого и позднего феодализма под государственным преступлением стали понимать любые деяния, направленные против режима сегунского правления. Среди преступлений против личности особое внимание уделялось самому тяжелому из них — убийству, за которое предусматривалось высшая мера наказания путем обезглавливания. Среди особо опасных преступлений считалось убийство родителей, родственников. Так, например, только за умысел убить дедушку, бабушку, отца, мать; или дедушку, бабушку жены; своего мужа; дедушку, бабушку мужа; отца, мать жены обвиняемый приговаривался к смертной казни путем отсечения головы. За умысел убить свою жену виновный приговаривался к дальней ссылке. Понятно, что смертная казнь ожидала и раба за умысел убить своего господина или его родственников, а также дедушку, бабушку по линии жены хозяина. В феодальном праве Японии различалось умышленное убийство, неосторожное; убийство в ссоре; убийство, совершенное в помощью наемного убийцы; путем отравления. Так, например, ст. 14 "Тайхо рицуре" гласит: "...Если кто-либо угрожает другому человеку и тот будучи в испуге совершил убийство, то следует судить его в зависимости от обстоятельств, как за умышленное убийство или за убийство в драке, или за убийство по неосторожности". В ст. 15 говорится: "Если кто-либо изготавливает и хранит яды (которые могут повредить людям), или обучают этому других людей, то виновного следует повесить... Членов семьи этого человека, даже если они не знали указанных обстоятельств, отправить в дальнюю ссылку...". В кодексе говорится о необходимо1 обороне как обстоятельстве, исключающем или смягчающем уголовную ответственность. Так, в ст. 5, говорящей об ответственности за убийство в драке, отмечается, что "...если человек, обороняясь от нападающего, применит острое орудие и, отбиваясь, нанесет ему смертельную рану, то следует руководствоваться положением о неумышленном убийстве в драке...". В ст. 22, например, говорится: "Если кто-либо ночью намеренно войдет в чужой дом, а хозяин дома ударит и убьет вторгшегося человека, то его не наказывать". Что касается ответственности за нанесение ранений, то по феодальному праву Японии виновный наказывался или каторжными работами, или ссылкой; мог быть подвергнут и телесным наказаниям. Так, в ст. 3 говорится, что если пострадавшему нанесено тяжелое ранение (разрублено плечо, повреждены глаза), то виновный приговаривается к двум годам каторги. А за попытку ранить кого-либо обвиняемого наказывали 100 ударами палок. К числу преступлений против собственности японское право относило кражу, разбой, грабеж, мошенничество, вымогательство. При этом наиболее распространенными наказаниями были: каторжные работы, ссылка, битье палками. Так, например, за похищение царской печати виновный приговаривался к дальней ссылке; но если похищалась священная печать (печать царя как верховного жреца), то виновному грозила смертная казнь путем повешения. За кражу оружия предусматривались като41 В законе говорилось о ссылке трех степеней: близкой, средней и дальней в зависимости от места (отдаленности от столицы), где ссыльный должен был отбывать наказание. ался захват чужого имущества путем угроз или применения насилия. За попытку грабежа виновный наказывался дальней ссылкой; но если грабеж сопровождался убийством, то преступник приговаривался к смертной казни путем отсечения головы. За кражу во время пожара виновного привлекали к ответственности как за грабеж; кроме этого преступник был обязан возместить стоимость сгоревшего имущества и стоимость украденных вещей. За кражу, совершенную одним и тем же лицом в третий раз, виновный приговаривался к смертной казни путем повешения. Японское право закрепляло принципы совокупности наказаний за каждое совершенное преступление. Однако действовало правило, которое заключалось в том, что если осужденный за ряд преступлений приговорен к ссылке или каторжным работам, то общий срок ссылки или каторги не мог превышать 4-х лет. Если за каждое преступление следует наказание палками или розгами, то по совокупности наказание не может превышать 200 ударов. Закон предусматривал ответственность местной администрации за совершение убийств и краж на подведомственной ей территории. Так в ст. 51 говорится: "Если в уездах какой-либо провинции произойдет несколько случаев краж или убийств, то наместник провинции к каторжным работам на срок до 2,5 лет. При этом телесным наказаниям подвергались и сельские старосты (а также городские старосты, квартальные старосты) и уездные начальники. Японское право предусматривало ответственность и за такие составы преступлений, как подделка монет или документов, пользование неправильными весами, лжесвидетельство. При этом перечень преступлений непрерывно возрастал. Строго наказывались мошенники, колдуны, гадатели; лица, ведущие паразитический образ жизни; лица, исповедующие христианскую религию и др. В 1637 г. в Японии был принят закон, запрещавший японцам выезд за границу. За нарушение этого закона предусматривалась смертная казнь. В стране длительное время сохранялась кровная месть; но совершение кровной мести без соответствующего разрешения властей рассматривалось как умышленное убийство. В периоды развитого и позднего феодализма основной целью наказания становится устрашение. В системе наказаний ведущее место стала занимать смертная казнь в ее наиболее мучительных видах (распятие, сваривание в котле, сожжение, распиливание). При этом широко практиковалось объективное вменение: применение смертной казни к родственникам осужденного. Японское право закрепляло социальное неравенство в системе наказаний. Так, "Тайхоре" в ст. 7 перечисляет шесть групп привилегированных: родственники монарха, его старые друзья, мудрецы, великие таланты; лица, имеющие особые заслуги; придворная знать. В отношении этих групп уголовное наказание значительно смягчалось и в основном заключалось в освобождении от занимаемой должности, в лишении чинов, наград и льгот, в наложении штрафа. Следует отметить, что закон предоставлял возможность откупиться от наказания. Откуп заключался во внесении в казну редкой для того времени чистой меди (в виде слитков) в размере от 1 кин (кин — 1 кг) до 200 кин. Выкуп был в состоянии заплатить только состоятельный преступник. Вопрос о замене наказания выкупом решался судом, при этом существовали определенные сроки, в которые должен быть внесен выкуп: в течение 60 дней — за замену ссылки, 50 — за каторгу, 40 — за палки, 30 дней — за розги. Несоблюдение сроков без уважительной причины влекло за собой привидение приговора в исполнение. Однако по наиболее тяжким преступления выкуп не допускался (государственные преступления, умышленное убийство, изготовление и хранение яда и др.). В системе наказаний существовало понятие "полного разжалования" (т. е. лишение званий, постов, наград). Так, например, полному разжалованию подлежали сановники (управители, наместники), если они совершат в подведомственном им регионе (провинции, уезде) кражу, ограбление, взяточничество, изнасилование. Полное разжалование распространялось на лиц, приговоренных к смертной казни; в том числе и в случаях, когда указом императора высшая мера наказания заменялась ссылкой или каторгой. Закон предусматривал также дополнительное наказание в виде понижения ранга (всего было 8 рангов; чиновники 6-го, 7-го и 8 рангов относились к низшей (третьей) категории должностных лиц) за совершение преступления, за которое предусматривалось наказание ссылкой или каторгой. Кроме того понижение ранга применялос акую меру наказания, как временное лишение ранга (например, за неоказание помощи престарелым или больным дедушке, бабушке, отцу, матери; в случаях раздела имущества во время траура). Свод "Тайхо рицуре" предусматривал в систем наказаний льготы престарелым и малолетним. Так, если кто-либо в возрасте 70 лет и старше или несовершеннолетний от 16 лет и моложе совершит преступление, наказуемое ссылкой и менее, то с таких лиц подлежит взимать лишь выкуп (штраф). Если человек в возрасте 80 лет и старше, а также 16 лет и менее, приговаривался к смертной казни, то осужденный мог апеллировать непосредственно к монарху с просьбой о смягчении наказания. Если кто-либо из указанной категории лиц совершит ограбление или нанесет ранение, то с виновного взимался только выкуп. Во всех других случаях указанные лица освобождались от уголовной ответственности. И, наконец, в возрасте 90 лет и более и дети до 7-и летнего возраста не могли приговариваться к смертной казни. Закон предусматривал смягчение наказания в случаях явки с повинной, а также когда соучастник являлся подчиненным лицом при совершении должностных преступлений. "Тайхо рицуре" разрешал при определении меры наказания прибегать к аналогии. Процесс. В феодальном праве Японии уже в ранних источниках закреплялись элементы розыскного процесса. В Японии существовало несколько административно-судебных инстанций. Низшей инстанцией считалось уездное управление; следующая инстанция — провинциальное управление; далее следовало Министерство юстиции, и, наконец, Высшая инстанция — Государственный совет, император. Подсудность определялась как по месту совершения преступления, так и по его важности (имеются в виду деяния, за которые предусматривалось наказание каторгой и более). Дела возбуждались по инициативе государства и по заявлению частных лиц. Большое распространение имели тайные доносы (не анонимные). При этом доносчик наказывался за клевету. Арест некоторых категорий лиц предусматривал особую процедуру. Сановников 5-го ранга и выше могли подвергнуть аресту с разрешения императора; но по обвинению в государственном преступлении, в убийстве можно было задержать подозреваемого с последующей санкцией. Первой стадией процесса было следствие, при этом чиновник обязан был удостовериться в полноценности улик; во внимание должны были приниматься манера говорить, слушать, цвет лица, дыхание, выражение глаз подследственного. При обвинении в тяжких преступлениях, недостаточности улик, доказательств и запирательстве подследственного разрешалось подвергать пытке. Однако, за весь период следствия запрещалось пытать обвиняемого более трех раз: причем между пытками должно было пройти не менее 20 дней. Все большее значение в системе доказательств приобретает собственное признание подследственного. Этим объясняется сохранение в Японии пытки до буржуазной революции 1868 г. Подследственным чиновникам, обвиняемым в преступлениях, за которые наказание заключалось в увольнении со службы, запрещалась текущая служебная деятельность и участие в придворных празднествах. Однако, указанные ограничения не распространялись на сановников 3-го ранга и выше. Следователь подлежал замене, если он находился с обвиняемым в родственных отношениях пятой степени родства или ближе, а по линии жены — в третьей степени или ближе; а также если он был в прошлом наставником обвиняемого. Во время следствия обвиняемый и его сообщники находились в тюрьме. Но это не распространялось на высших ранговых сановников, которые не содержались под стражей и продолжали занимать свои посты. Заключенных полагалось снабжать одеждой, питанием, циновками, лекарствами. Если следствие завершено, но не все соучастники задержаны, разрешалось выносить приговор в отношении арестованных. В феодальном праве Японии действовал принцип "поглощения" менее тяжкого преступления более тяжким, по которому собственно и велось следствие. Приговор приводился в исполнение в день его оглашения. Родственники и друзья приговоренного к смертной казни допускались к прощанию с ним. Смертная казнь, как правило, совершалась публично на городском рынке. Однако, чиновников 7 ранга и выше, а также женщин публично не подвергали смертной казни. Сановникам 5-го ранга и выше, если они не совершили убийства родственников или более тяжкого преступления разрешалось покончить жизнь самоубийством дома. Для особо привилегированных (речь идет об указанных выше шести группах: родственников императора, его друзьях, высших сановников и др.) закон допускал обжалование приговора в порядке апелляции. В этих случаях дело повторно рассматривалось на расширенном заседании Государственного совета с участием наиболее видных императорских советников и министра юстиции, после чего письменное заключение Совета направлялось монарху, который и принимал окончательное решение. Следует отметить, что приговоренный к смертной казни чиновник, попав под амнистию, тем не менее лишался права занимать свою должность. Высшие административно-судебные органы осуществляли надзор за состоянием дел, относящихся к правосудию: за современностью и правильностью принятых на местах решений, за привидением в исполнение смертного приговора, за порядком и соблюдением режима в тюрьмах, за соблюдением режима на каторге; за ходом следствия, пресекая, в частности, волокиту, влекущую долгое содержание в следственной тюрьме. В заключение следует отметить, что рассмотрение гражданских дел осуществлялось в порядке искового производства, в котором действовала система соответствующих видов исков. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Право и Юриспруденция |
|