Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВОиз книги Энциклопедия юристаФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО - исторический тип права, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества. При всем многообразии исторических и культурно-цивилизационных вариаций феодализма сущность феодальной системы можно свести к особой форме собственности на землю. Земельные собственники были связаны между собой сложной системой иерархических отношений. На нижней ступени иерархии стояли крестьяне, которые владели землей и обязаны были нести повинности в пользу ее другого, вышестоящего владельца - феодала. Тот мог получить землю в свою очередь от феодала более высокого ранга и был также обязан нести в пользу последнего определенную службу. Во главе этой системы стояли феодальные монархи, считавшие себя верховными собственниками всей земли. От них получали и "держали" землю феодалы низших рангов. Таким образом, феодальная собственность расчленялась на "верховную собственность" и владение. Для большинства феодальных обществ в определенный период их развития было характерно также наличие внеэкономических способов принуждения крестьян к труду (серваж, крепостничество), хотя такое принуждение не является обязательным и универсальным признаком феодальной системы. Важной отличительной чертой Ф.п. являлось открытое закрепление юридического неравенства различных категорий населения, что получило выражение в сословной организации общества. В соответствии с принадлежностью человека к тому или иному сословию определялся объем его прав и обязанностей. Для всех феодальных обществ типичны следующие сословия: дворянство, духовенство, городское население и крестьянство. Господствующее положение в феодальной системе занимали дворянство и духовенство. Оба эти сословия пользовались рядом привилегий - владение землей и крепостными, отправление правосудия, освобождение от налогов, преимущество по государственной службе, право на суд равных и пр. Сословное положение переходило по наследству, и переход из низших сословий в высшие был очень затруднен. В государственно-правовом развитии феодальное общество в Европе проходило обычно несколько последовательных этапов: раннефеодальная монархия, феодальная раздробленность, сословно-представительная монархия и абсолютизм. Республиканская форма правления встречалась только на уровне городов-государств (Венеция, Флоренция и др.). В Польше существовал своеобразный гибрид монархии и республики. Для феодальных обществ Азии обычной формой правления была деспотия, при которой государство целиком подавляло общество, а власть единоличного правителя(султана, шаха, императора) была безраздельной. Формирование национальных правовых систем в Европе шло весьма сложным путем. На первых стадиях развития феодального государства Ф.п. отличалось в одной и той же стране пестротой и разнообразием и так называемым партикуляризмом (т.е. местными особенностями), что было обусловлено отсутствием прочных экономических и политических связей,единой государственной воли. Общей чертой была крайне низкая юридическая техника, казуистический характер нормативных актов. Источниками европейского Ф.п. до периода абсолютизма были главным образом обычаи, соглашения феодалов, а также грамоты монархов, закреплявшие привилегии тех или иных сословий, от-дельных лиц, городских общин. Большое значение имела и судебная практика. В Англии на ее почве выросла особая система права - общее право. В раздробленной Германии значительным было "городское" право, базировавшееся на практике городских судов. Право города Магдебурга (см. Магдебургское право) оказало влияние и на соседние государства: Польшу, Литву. Закон в период феодальной раздробленности играл крайне незначительную роль. Самостоятельную ветвь европейского Ф.п. составляло каноническое право, которое в первую очередь регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений гражданского права, особенно в области семейных отношений. В восточных феодальных обществах предписания религиозно-правового характера, традиции и этические учения являлись гораздо более важным регулятором общественной жизни, чем позитивное право, выраженное в законах. Особенно это касалось Японии и Китая, где все законодательство ограничивалось немногочисленными, но крайне суровыми нормами уголовного права. Развитие экономических связей внутри страны, формирование единого национального рынка, постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральной власти вызывают необходимость унификации Ф.п. Среди его источников все большее значение начинают приобретать акты монархов(королевские ордонансы на Западе, царские указы в Московской Руси), отчасти вытесняющие обычаи и другие источники Ф.п. В XVI-XVII вв. в ряде европейских государств начинается кодификация права, издаются единые законодательные акты, например, свод "Каролина" 1552 г. в Германии, Соборное уложение 1649 г. в Русском государстве и др. Замена Ф.п. современным правом в большинстве европейских стран происходила достаточно плавно, эволюционно и заняла несколько столетий. Ростки современного права в недрах Ф.п. зародились в западноевропейских городских общинах (отсюда название нового права - "буржуазное") уже задолго до конца средневековья. В процессе трансформации Ф.п. в Западной Европе большую роль сыграла рецепция римского права. В течение нескольких веков институты и нормы Ф.п. тесно соседствуют в европейских правовых системах с элементами нового права, прежде всего гражданского, торгового. Гуманистические реформы эпохи "просвещенного абсолютизма" (XVIII в.) устраняют ряд средневековых принципов и институтов из уголовного права и процесса (запрет пыток, членовредительских наказаний и др.). Буржуазные революции конца XVIII - первой половины XIX в. наносят удар по феодальному государству и феодальной системе земельных отношений. Ко второй половине XIX в. Ф.п. в Западной Европе уже существовало 'в виде пережитков, некоторые из которых впрочем сохранились и в XX в. Победа нового права была закреплена путем массовой кодификации, причем образцом для большинства европейских наций послужили французские наполеоновские кодексы (гражданский 1804 г., уголовный 1810 г. и др.). Особый путь был характерен для Англии, где Ф.п. сохранило многие свои формы, изменив постепенно их содержание. Это касается прежде всего архаичных институтов государственной власти,сохранения титулов, феодальной собственности в земель- ной сфере. Внешняя преемственность Ф.п. выражается также в сохранении юридической силы тысяч судебных прецедентов и актов. Достаточно вспомнить, что в современной Великобритании к числу действующих конституционных актов относят Великую хартию вольностей 1215г. Гораздо дольше сохранялись институты Ф.п. в странах Восточной Европы и Латинской Америки, особенно в сфере земельных и семейных отношений. Что касается стран Азии и Северной Африки, то здесь демонтаж Ф.п. происходил уже под сильным воздействием передовой европейской правовой культуры. В большинстве случаев европейское "буржуазное" право насаждалось колонизаторами и ограничивалось сферами администрации, уголовного права и процесса, торгового оборота. В области земельных и семейных отношений Ф.п. опять-таки консервировалось и нередко сохраняется по сей день, поскольку освящено религиозной догмой (см. Мусульманское право}. Совершенно иным путем пошла Япония, где нормативная основа Ф.п. в период реформ "сверху" эпохи Мэйдзи (последняя треть XIX в.) была всего за 20-30 лет заменена самым передовым европейским законодательством. Однако рецепция современного западного права в Японии во многом носила механический, внешний характер: чуждые нормы просто отвергались феодальным правосознанием и традициями. В России решительный поворот от Ф.п. к современному праву начался только в период буржуазных реформ 1860-х гг.; процесс постепенного изживания Ф.п. был завершен революцией 1917г. Додонов В. //.,. Жуковская Н.Ю.
|
|