Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРАиз книги Энциклопедия юристаЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРА - авторские правомочия, не имеющие имущественного характера и экономического содержания. В зарубежном и международном законодательстве для обозначения такого рода правомочий используется термин "моральные права автора". Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" закрепил следующие виды Л.н.п.а.: а) право авторства - право считаться автором произведения. Это - юридическая база всех иных авторских правомочий, в том числе имущественных; б) право на имя - право на выбор способа указания имени автора при использовании произведения. Закон определяет три возможных способа такого рода указания: подлинное имя. вымышленное имя (псевдоним), анонимность. В том случае, если автор использует псевдоним или аноним, авторские права охраняет и защищает издатель, который выступает в роли законного представителя автора (ст. 182 ГК РФ). Если автор использовал свои произведения под псевдонимом или анонимом. то их последующее использование после его смерти должно носить такой же характер; в) право на обнародование - обеспечение первичного доступа к произведению неограниченного числа лиц. Смысл этого правомочия в том, что только автор должен иметь право определять степень готовности своего произведения к выходу на широкую публику. Юридическая форма реализации этого правомочия - договор о первом использовании необнародованного произведения или акт передачи работодателю служебного произведения. Возможно частичное обнародование произведения, т.е. его отдельных частей или элементов содержания (аннотация, автореферат диссертации и т.д.). Если автор после обнародования своего произведения по каким-либо причинам отказывается от его дальнейшего использования, он может применить свое право на отзыв произведения. В этом случае автор должен возместить своему контрагенту по договору использования произведения причиненные убытки, включая упущенную выгоду; г) право на защиту репутации автора - право на защиту произведения от искажений или иных посягательств. наносящих (или способных нанести) ущерб чести и достоинству автора. Это право действует и тогда, когда само произведение не искажается и не перерабатывается, но к нему добавляются не согласованные с автором примечания, предисловия, послесловия, карикатуры и т.д., которые искажают творческий замысел автора, унижают или оскорбляют его. Право на защиту репутации юридически значимо и для тех ситуаций, когда объектом негативного воздействия на произведение является деловая репутация автора, а не только его честь и достоинство; д) право доступа - особое личное авторское право, заключающееся в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника этого произведения или его владельца на основе какого-либо иного вещного права (государственный музей,арендатор и т.п.) изготовления копий (воспроизведения)произведения. Собственник (или иной законный владелец) оригинала произведения изобразительного искусства вправе требовать от автора возмещения своих расходов, связанных с предоставлением тому права доступа. Л.н.п.а. носят абсолютный характер, Они охраняют автора от действий неопределенного круга лиц. В отличие от имущественных прав автора, Л.н.п.а. по общему правилу бессрочны. Исключение лишь одно - право доступа. Оно ограничено жизнью автора. Автор не может лишиться Л.н.п.а. ни по закону. ни по договору. Они отражают последовательное развитие мировой практики регулирования авторских прав по пути постепенного отказа от чисто экономического. вещного подхода к сути их защиты. Принципиально важную роль в этом процессе сыграла немецкая философия. в особенности воззрения И. Канта, трактовавшего авторские права не просто как форму собственности, обеспечивавшую экономическую выгоду для автора или владельца авторских прав. Он и его последователи стали рассматривать литературное или иное творческое произведение как продолжение и отражение личности автора и доказывать, что автор наделен естественным правом защиты своего произведения не просто как разновидности товара, а как неотъемлемой части своей личности. Именно эти идеи, постепенно получившие широкое развитие в континентальной Европе, и привели к выработке действующих национальных и международной (Бернская конвенция) систем моральных прав автора. Монахов В.Н.
|
|