Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Дождев Д. Римское частное правоОГЛАВЛЕНИЕВведение§1. Предмет курса: история становления и современностьПредметом курса римского частного права является правовая система, сложившаяся в древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами в пределах Римской державы. Определение круга институтов, входящих в понятие римского частного права, основывается на представлениях самих римлян с учетом тех изменений, которые произошли с римской правовой системой еще в античности. Сегодня понятие частного права противопоставляется публичному праву, но древние римляне рассматривали правовую систему в синкретичном единстве, выделяя различные аспекты юридических институтов в зависимости от той социальной роли, в которой выступали субъекты правоотношений, и от того, какой общественный авторитет обеспечивал нормативный характер типичных связей между людьми. Если речь шла об отношениях между отдельными (privatus: от privus, лишенный, отделенный) лицами, отстаивавшими свои индивидуальные или семейные интересы, то такие отношения трактовались как частные, а формализованная воля субъектов, определявшая режим их связей, считалась частным законом - lex privata. Если же отношение затрагивало интересы Римского народа квиритов (populus Romanus Quiritium)1 как целого, то оно рассматривалось с точки зрения публичных интересов, а его нормативной основой выступала формализованная воля всего народа - lex publica (публичный закон). При этом строго национальное по составу участников право римской гражданской общины (civitas) - ius civile - было для римлян "квиритским" и обозначало общеобязательные и публично значимые (в смысле lex publica) правовые основы и пределы для частноправовых отношений. Эта нормативная система включала правила нормообразования, религиозные порядки, ритуалы, режим деятельности общенародных органов управления - сената и магистратур, формы судебной защиты правомерных притязаний, принципы отношений с иностранцами (перегринами), 1 правила перемены статуса лиц, нормы определения римского гражданства и заключения брака, устойчивые формы имущественных отношений между гражданами как при их жизни (вещное и обязательственное право), так и после смерти (наследственное право). В начале II в. до н.э. знатоки права (iuris prudentes, отсюда "юриспруденция") стали предпринимать попытки классификации правил поведения, принятого среди "добрых римлян", и систематического осмысления всего нормативного опыта своего народа. В конце II в. до н.э. Квинт Муций Сцевола написал первое упорядоченное изложение римского права - "lus civile". Создание этого труда знаменует возникновение европейской юридической науки. Его содержание было ориентировано на отношения между частными лицами; наиболее глубоко и детально были разработаны вопросы наследственного права, права лиц и формы власти над вещами. В дальнейшем римские юристы все более сосредоточивались на изучении имущественных и семейных отношений лиц с разными статусами, т. е. на разработке проблем гражданского права, близком к его современному пониманию. При этом особое внимание уделялось формам судебной защиты прав, которая была в ту эпоху самым ярким воплощением автономии индивида. На языке современных юридических дисциплин эту сферу можно описать как частное (гражданское) и коммерческое (торговое) право, а также гражданский процесс. Центральное и автономное положение участника правового общения выразилось в римском праве в принципе частной инициативы в установлении судебного процесса, самостоятельном сборе доказательств и ведении защиты (диспозитивности). Даже тяжкие правонарушения (преступления) сначала преследовались без вмешательства публичной власти. Со временем преступления стали отличать от частноправовых правонарушений - деликтов, которые по-прежнему включались в гражданское право как особый источник обязательств. Анализируя казус за казусом с позиций соответствия конкретного отношения между лицами устойчивым нормам ius civile и представлениям о добре и справедливости, римские юристы разработали разнообразные формы удовлетворения и согласования индивидуальных интересов, выработали практически все мыслимые правовые институты и создали язык права, способный выразить тончайшие аспекты волеопределения и правоотношений. Казуистический метод опирался на глубокую теоретическую и философскую подготовку римских правоведов. Римская юриспруденция в разработке правовой системы ориентировалась на принципы взаимного признания субъектов гражданского оборота, исключительности 2 контроля каждого лица над его имуществом, эквивалентности предоставлений при обмене товарами и услугами, свободы волеопределения в соответствии с мерой допущенного поведения, установившейся в обществе. Ульпиан, юрист III в. н.э., приводит такое обобщение (Ulp., 1reg. D. 1,1,10,1): Iuris praecepta sunt haec: honeste vivere, alterum поп laedere, suum cuique tribuere Предписания права таковы: жить честно, не вредить другому, отдавать каждому свое. Указанные принципы восходят к стоической философии. Они лежат в основе естественноправового учения о праве Нового времени. Эта методологическая установка делала римское право открытым для других народов, которые постепенно попадали в сферу политического влияния Рима. Многие римские правовые принципы и формы стали мыслиться как общие всем народам (ius gentium), как универсальные и данные самой природой (ius naturale) и в таком виде систематизировались и конкретизировались римской правовой наукой. Несмотря на значительный культурный потенциал многих провинций Римской империи, правовые традиции греков, египтян, евреев и других не отличались совершенством юридических конструкций и глубиной научной разработки. В начале нашей эры римское право стало основной правовой системой обширной цивилизации Средиземноморья - практически всей обитаемой тогда Европы, Передней Азии и Северной Африки. С распадом Империи многие варварские вожди (короли), установившие свою власть в западной части римского государства, продолжали применять к романизированному населению своих королевств римские нормы в соответствии с принципом персональности права. Однако наследники римлян к тому времени уже многое утратили из правового опыта своих предков. В адекватном виде достижения римского правового развития были зафиксированы на Востоке Империи в VI в. в кодификации императора Юстиниана, которая дала новую жизнь римскому праву. Сначала сам Юстиниан после успешных войн с варварами принес свои законы на земли Италии, Испании и Африки. Это вторжение не дало значительных политических результатов, но заронило зерна будущего возрождения юридической науки в Западной Европе. В Византии тексты юстиниановской кодификации продолжали изучаться и комментироваться. Византийское право оказало заметное влияние на правовое развитие православных народов, но не получило там развития из-за политических и национальных катастроф, постигших 3 Восточную Европу в XIII-XV вв. Сама Византия в 1453 г. прекратила свое существование. Вторичное открытие римского права в Европе заложило традицию его научного изучения как основы юридической рефлексии и теоретических обобщений. Тысячелетнее развитие романистики привело к постепенному утверждению методологических принципов научной и преподавательской работы с римским правовым материалом. В Италии в конце XI в., когда вновь пробуждается интерес к античной культуре, тексты юстиниановской кодификации привлекают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемой католической церковью, весьма располагал к восприятию римского права в качестве общей основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в тонком юридическом инструменте особенно ощущалась в южной части Франции (Прованс) и северной Италии - наиболее развитых в экономическом, торговом и культурном отношении областях Западного мира. В этом историческом контексте и состоялось новое открытие римского права. В Болонье сложилось объединение лиц, усердно изучавших (studentes) правовое наследие Рима. Вскоре они оформили свой союз, дав ему латинское название автономной корпорации - universitas. Университетское образование постепенно распространилось по Европе, а вместе с ним - и юридическое знание. Болонская школа направила свои усилия на чтение и понимание текстов юстиниановской кодификации, в основном Дигест (или Пандектов - по-гречески, "полное собрание") - собрания выдержек из сочинений римских юристов. Это поколение романистов, начиная с главы болонской школы Ирнерия, называют глоссаторами, поскольку они составляли разъяснительные пояснения к текстам (обычно на полях изучаемых книг) - глоссы. Итогом их двухвековой деятельности явилась многотомная "Большая (или Ординарная) глосса" (Glossa Magna (или Ordinaria)), которая остается основой для понимания римских юридических текстов. Следующее поколение романистов именуют комментаторами, поскольку их пояснения к текстам (и к глоссам) были более пространными и отвлеченными. Иногда эти комментарии (рассуждения) получали тематически организованный, проблемный вид. Так, в XIV-XV вв. вслед за юридическим образованием возрождается юридическая наука. Выпускники университетов становились судьями, нотариусами, адвокатами, и римское право в католических странах постепенно превращалось в универсальную правовую систему, действующую наряду 4 с законами суверенов и местными обычаями. Это явление восприятия и усвоения римского правового наследия в качестве действующего права - рецепция римского права - характерно для всей континентальной Европы (и Шотландии). Только священнослужители остались не охвачены этой нормативной системой, создав (также на основе текстов римского права) особое каноническое право. По аналогии со Сводом канонического права - Corpus Juris Canonici - Свод римского права, состоявший из подлинных текстов кодификации Юстиниана, в конце XVI в. стали называть Corpus luris Civilis. В это время во Франции (Бурже) творил Куяций (Cuiacius), сумевший с неповторимым мастерством воплотить новые, гуманистические принципы исторической трактовки римского правового наследия. При его участии извлекаются из пыли библиотек и публикуются ранее неизвестные фрагменты римских юридических произведений, не вошедших в Дигесты. Французские и нидерландские романисты-гуманисты были по преимуществу цивилистами. Публичное право и политическая наука, учение о наказаниях (уголовное право), наука об отношениях между государствами (международное право), финансовая и налоговая политика развивались на другой основе и выделились в самостоятельные отрасли знания. Успехи юриспруденции во Франции во многом определялись политическим единством страны. Глубокие социальные перемены конца XVIII в. под естественноправовым лозунгом "Свобода, равенство, братство" получили выражение в первом буржуазном Гражданском Кодексе (Code Civil) 1804 г., в котором римские правовые формы наполнились новым содержанием. Утверждение Кодекса Наполеона во многих европейских странах (а в дальнейшем - ив зависимых от них колониях) означало распространение и усвоение на новом уровне римского частного права. В германских странах потребность в кодификации гражданского права совпала с возрождением национального самосознания, которое стало предпосылкой политического развития немецкого народа в XIX в. Следуя призыву К. Ф. Савиньи изучать дух народа для правильного его выражения в правовых нормах, немецкие юристы исторической школы права занялись изучением римского права в его развитии. Немецкий романтизм стал не менее благодатной почвой для качественного прогресса юридической науки, чем итальянское Возрождение, французский гуманизм и рационализм. В 1816 г. крупнейший историк древнего Рима Б. Г. Нибур обнаружил в Вероне рукопись "Институций" Гая - популярнейшего в античности учебника римского права, единственное классическое юридическое сочинение, дошедшее до нашего времени целиком. Этот памятник полноценно 5 вошел в научный оборот только в середине XIX в. С ним связано становление современной романистики. Немецкие юристы XIX в. внесли неоценимый вклад в разработку догмы - юридико-аналитической части - римского права. Изучение римских юридических институтов было для них практической необходимостью, так как римское право оставалось в Германии действующим правом. Именно немецкие романисты (Барон, Бринц, Вангеров, Виндшайд, Глюк, Дернбург), оставившие в наследие мировой науке многотомные курсы "Пандектов" (почему это направление и называют пандектистикой), создали современную теорию частного права. Их достижения воплощены в одном из самых совершенных гражданских кодексов современности - Германском гражданском уложении (Burgerliches Gesetzbuch), вступившем в силу в объединенной Германской империи 1 января 1900 г. Таким образом, накануне XX в. для европейских юристов римское право стало представлять интерес не как действующее право, а в качестве объекта для его собственно исторического изучения. Первые шаги в этой области оказались, однако, отнюдь не конструктивными. Переход к национальным правовым системам и юридическому языку стимулировал критическое отношение к текстам римского права, которые уже в постклассическую эпоху подверглись значительной переработке. В поисках классического канона - некоей совершенной системы, искаженной в ходе переработки и адаптации к условиям поздней античности, - романисты начала XX в. воспроизводили методологически несостоятельный подход к римскому праву как ratio scripta (писаному разуму), господствовавший в эпоху Возрождения. Все положения, нарушавшие искомую стройность системы, были объявлены позднейшими вставками - интерполяциями, выполненными как при составлении кодификации Юстиниана, так и до нее. Началась охота за интерполяциями (Interpolationenjagd), грозившая разрушить текстовую основу наших знаний о римском праве. Уже в те годы некоторые ведущие романисты Италии и Германии пытались защищать классическое наследие от безудержной критики, но их усилия были лишены системы. Только в 60-е гг. XX в. ученые пришли к выводу, что римские юристы обладали значительной автономией суждения и смысловые различия в дошедших до нас текстах суть не что иное, как отражение живых споров по правовым вопросам, которые пронизывают всю историю римской юриспруденции. Новое понимание ius civile как ius controversum (права, по которому возможны и существуют разногласия среди знатоков) вело не только 6 к признанию подлинности подавляющего большинства текстов римских юристов, но и к адекватному методу исторического изучения римского права. Контроверзы среди юристов-классиков подчас говорят больше о римских правовых институтах, чем свободные от сомнений, абстрактные правила и определения, которые в основном были выработаны в средние века. Отход от прежних идеализированных представлений открывал дорогу к изучению живого и естественного развития римской правовой системы в целом. Эта методология обладает значительным дидактическим потенциалом и весьма значима для преподавания римского права и юридического образования в целом. Римское право должно изучаться не только как основа современных правовых систем, но и как ценнейший опыт правового развития с присущими ему реальными трудностями, противоречиями и достижениями, зафиксированный на протяжении уникально длительного отрезка времени в рамках единого политического образования, каким является Римское государство. Для полноценного юридического образования важно усвоить не отдельные формулы или нормы, а вникнуть в сам процесс становления и эволюции права, стать свидетелем того, как юридические институты и конструкции выражают все новые интересы, оформляют самые разнообразные отношения, обеспечивая при возможно полном и адекватном признании воли каждого участника оборота их независимость друг от друга. Предлагая равную для всех форму согласования интересов, право защищает автономное положение в обществе отдельных индивидов, способствует признанию и утверждению самостоятельной ценности каждой личности. Это постоянное взаимодействие общей формы и противоречивых индивидуальных интересов, искусство поиска адекватной юридической конструкции и ее умелого приспособления к самым разнообразным ситуациям, отраженные в текстах римских юристов, привлекают к римскому правовому наследию все новые и новые поколения ученых. Римское частное право интенсивно изучается сегодня во всем мире. Даже в Британии, которая, как и ее бывшие колонии в Северной Америке, Океании, Южной Азии, Африке, не знала рецепции римского права, существует прочная и богатая традиция романистики. Пробуждается интерес к римскому частному праву в Китае. Между тем прикладного значения римское право давно не имеет: только в Южной Африке оно сохранилось как субсидиарный нормативный источник, восполняя пробелы в действующем праве. В странах Западной Европы римское частное право рассматривается как возможная нормативная основа для унификации гражданского и торгового законодательства. Эти тенденции отражают 7 традиционное единство профессиональной подготовки и юридического языка участников европейского интеграционного процесса. Римское частное право сегодня - это неотъемлемая методологическая база профессионального юридического образования, основа для понимания центральных отраслей права и сравнительного правоведения, дидактическое поле для становления юридического языка и юридического мышления. Изучение римской юридической терминологии и той социальной реальности, которую она обозначала в различные эпохи, существенно расширяет кругозор юриста и придает стереоскопичность взгляду на правовую форму, закладывая базу для творческого отношения к юридическим конструкциям в практической работе. 8 §2. Система курсаНастоящий учебник римского права соответствует курсу Институций римского права, дисциплине, которая, как мы видели, имеет глубокие исторические корни. В нем, в отличие от курса Истории римского права, рассматриваются институты римского права по отдельным отраслям. Структура данного курса обусловлена как характером источников, так и задачами учебной дисциплины. Поэтому в центре курса стоит римское классическое право (I-III в. н.э.), тогда как предшествующие и последующие периоды рассматриваются как становление и дальнейшее развитие классических правовых институтов. При этом освещению древнейшего (VIII-IV вв. до н.э.) и предклассического права (IV-I вв. до н.э.) уделяется достаточно много места, поскольку это существенно для изучения генезиса римского права и формирования субъекта права в процессе развития гражданского оборота. Постклассический же период (IV-V вв.) римского частного права рассматривается лишь в тех отраслях, где под влиянием эллинистической культуры классические институты получили дальнейшее развитие. Итоги и тенденции развития классических правовых институтов освещаются при рассмотрении юстиниановского периода римского права. Содержание курса строится в зависимости от его предмета и учебных целей и концентрируется на историко-правовых аспектах в отношении древнейших и предклассических институтов и на юридико-аналитических (догматических) аспектах в отношении классических и постклассических институтов. Порядок изложения различных отраслей права в настоящем учебнике определяется движением от общего к частному, от синкретичного к дифференцированному. Восходящая к Институциям 8 Гая система организации материала (лица - вещи - иски) с учетом пандектной системы приняла в данном курсе более развернутый вид: право лиц, семейное право, вещное, обязательственное и наследственное право. Освещение этих разделов в учебнике предваряет общее учение о субъективных юридических ситуациях и юридических сделках и раздел о римском гражданском процессе. Обязательственное право рассматривается в двух частях: общей и особенной. Сначала вводится понятие обязательства и излагаются принципы установления и прекращения обязательственных отношений, наступления контрактной ответственности и установления гарантии исполнения, затем изучаются отдельные виды обязательств. Содержательному изложению институтов римского частного права в учебнике предпосланы два вводных раздела: об источниках о римском праве в разные периоды и о формах позитивного права. Это продиктовано тем, что многомерность римской правовой системы (ius civile - ius gentium, ius civile - ius honorarium, ius civile - ius naturale, ius publicum - ius privatum) должна быть объяснена в самом начале учебного курса в связи с формами позитивации правовых норм, сложившихся на разных уровнях социального взаимодействия. Раздел, об источниках содержит краткую характеристику отдельных периодов развития римского права и римской правовой науки. Содержащаяся в нем информация богаче, чем требуется для предварительного введения в романистику. Это призвано удовлетворить ожидания студента (или специалиста), который после первого общего знакомства с римским частным правом, почувствовав интерес к предмету, вновь обратится к тексту данного учебника с тем, чтобы на новом уровне продолжить освоение этой дисциплины. 9 §3. Методические рекомендацииМатериал в учебнике расположен так, чтобы число преждевременных обращений к еще не знакомой проблематике и повторов, неизбежных при институциональном построении курса, было минимальным. Рассмотрение каждого отдельного института невозможно в отличие от всей нормативной системы, тогда как упоминание о правовых формах и явлениях из других разделов права может быть лишь беглым и неполным. Избранная в данном учебнике система изложения позволяет вводить новые понятия постепенно, на основе уже усвоенных первичных элементов римского частного права, чтобы при первом прочтении студент как можно реже сталкивался с необходимостью забегать вперед, нарушая последовательность изучения системы в целом. 9 Термины и понятия, необходимые для запоминания при первом же знакомстве с текстом учебника, выделены жирным шрифтом. В дальнейшем они, как правило, больше не переводятся, а изложение материала дается, исходя из того, что читатель уже овладел этими фундаментальными понятиями. При институциональном построении материала относительная самостоятельность отдельных частей правовой системы сказывается в том, что в каждом разделе как новые вводятся только терминология и понятия данной области права, тогда как упоминание институтов, подробно рассмотренных в других разделах, обычно сопровождается лишь краткими пояснениями, а латинские термины - только переводом. Учебник снабжен указателем латинских терминов, с помощью которого можно проследить все упоминания того или иного латинского слова или выражения, уточнить смысл термина в различных контекстах. Указатель может использоваться и как руководство для поиска всех тех мест учебника, в которых излагаются отдельные аспекты одного института, если его содержание не позволяет рассмотреть его во всех деталях в одном разделе. Содержательная полнота настоящего учебника2 призвана удовлетворить возросший интеллектуальный потенциал отечественного читателя и рассчитана на заинтересованного студента. Стремящаяся к полноценному образованию молодежь должна получить возможность глубоко изучить предмет, без которого немыслимо современное юридическое знание. Текст учебника организован таким образом, чтобы при повторном прочтении, при научной работе с представленным в нем материалом, поток информации постоянно обогащался, выводя читателя на новый уровень понимания системы и природы, конструкций и языка римского частного права - важнейшего источника познания правового типа регуляции социальных отношений, универсальной формы индивидуальной свободы. Адекватное понимание каждого раздела возможно только после знакомства со всем материалом учебника. При первом прочтении особое внимание следует уделить формам позитивации права и формам защиты прав (субъективных юридических ситуаций). 10 Для успешного изучения предмета необходимо знакомство с источниками по римскому праву, для начала - в переводе3. Ни в одном учебнике нельзя рассмотреть институты, формы и конструкции римского частного права с той степенью подробности, с которой они были проанализированы самими римскими юристами. Особое внимание при работе с материалами по римскому праву следует уделять юридической терминологии, смыслу соответствующих понятий и их эволюции вместе с развитием социально-исторических реалий. Без такой работы (которая не требует глубокого знания латыни) представление об изучаемом предмете останется неизбежно плоским, а эффект от изучения римского частного права - низким. Этой задаче подчинен и выбор приведенных в учебнике текстов римских юристов4, процессуальных формул и правил (принципов) римского права, которые средневековые интерпретаторы вывели на основе римских классических положений. Этот материал ориентирован на предоставление адекватной (по возможности, первичной) информации, концентрирован- 11 но выражающей суть излагаемых вопросов на языке оригинала (или восходящем к оригиналу)5. Здесь читатель может увидеть юридическую терминологию (и отраженное в ней мышление) в действии. Внимательный анализ приведенных текстов может открыть немало нового и заставить иначе взглянуть на уже знакомые явления. С тем чтобы оставить для читателя открытым путь к сомнениям, вопросам и самостоятельным суждениям, большинство текстов оставлены без комментариев (им является сам текст учебника) и даны в наиболее близком к источнику (нейтральном) переводе. В каждом разделе в порядке примера содержательной критики текста (экзегетики) дан краткий анализ некоторых проблемных текстов. Обращаясь к текстам первоисточников, следует помнить, что информация, содержащаяся в суждениях римских юристов, не поддается прямому пониманию (независимо от успеха грамматического анализа), поскольку ее богатство можно выявить только с учетом контекста: исторического, юридического, языкового, психологического. Тексты римских юристов загадочны для непосвященного, и их искаженной интерпретации можно избежать, только опираясь на тысячелетний опыт комментирования. Этот опыт и сконцентрирован в современном знании о римском частном праве, которому, как и учению самих римских юристов, несмотря на проблематичность и спорность многих отдельных вопросов, свойственна значительная консолидированность общих представлений и единство понятийного аппарата. Основные достижения романистики XX в. отражены в тематической библиографии в конце учебника. Тот, кто, влекомый познавательным интересом, преодолеет трудности и прорвется к текстам создателей юридической науки, откроет для себя привлекательный мир первичных знаний о природе человека и смысле права. При подготовке второго издания над текстом учебника была проведена значительная работа: при сохранении содержательной полноты была усилена методическая проработка всех частей курса, некоторые разделы подверглись существенной реструктуризации. Прежний текст не был свободен от неточностей и опечаток, в новой редакции они устранены. Приношу искреннюю благодарность всем, кто помог мне в этой работе, указав недостатки первого издания. 12
Ваш комментарий о книге
См. также
Библиотека Гумер - Алексеев С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования СИСТЕМА ПРАВА |
|