Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Городское право Страсбурга
Первое городское право Страсбурга
(последние десятилетия XII в.)
Первое городское право Страсбурга
(последние десятилетия XII в.)
Источник: Хрестоматия по истории средних веков. Т.II. М., Издательство социально-экономической литературы, 1963. Под редакцией С.Д.Сказкина.
1. По образу других городов на том почетном условии основан Страсбург, чтобы каждый человек, как чужой, так и местный уроженец, имел в нем мир во всякое время и от всех.
2. Если кто вне [города] совершит преступление и из-за страха вины бежит в него, пусть пребывает в нем безопасно. Пусть никто, применив насилие, не наложит на него руку; [он же] покорно и с готовностью пусть предстанет перед судом.
3. Пусть никто не приносит в город и не осмеливается [в нем] хранить награбленное или украденное, если не будет готов дать отчет каждому истцу.
4. Пусть никто не введет [в город] пленника, если не представит его шультгейсу (causidicus) или судье (iudex), который пусть сохранит его до законного рассмотрения дела.
5. Все должностные лица этого города подчинены власти епископа, так что либо он сам их назначает, либо те, которых он сам поставил. Старшие же будут назначать младших соответственно тому, как они им подчинены.
6. Никому епископ не должен давать общественной должности, кроме [тех], кто принадлежит к людям, зависимым от его церкви.
7. Четырех же должностных лиц, на которых лежит управление городом, епископ инвестирует своей рукой (властью), а именно: шультгейса, бургграфа, телонеария1 и магистра монеты.
О шультгейсе, который называется также causidicus, скажем прежде всего.
8. Шультгейс имеет право назначать двух подчиненных ему заместителей, которых обыкновенно называют судьи, настолько уважаемых, чтобы горожане, сохраняя свою честь, могли предстать перед ними в суде.
9. Также шультгейсу принадлежит [право] назначать трех лиц, которых называем геймбургами: одного во внутреннем, т.е. старом, городе и двух - во внешнем и надзирателя тюрьмы, в которой содержатся под охраной преступники.
Таковы же обязанности каждого в отдельности.
10. Шультгейс будет судить за кражу, за frevela2, за денежные долги (pro geltschulda) всех горожан города и всех прибывших в него из этого епископства, если они не противопоставят разумного [основания для] исключения, кроме министериалов церкви и тех, которые принадлежат к зависимым людям (de familia) епископа, и [тех], которые им назначены на должности.
11. Получает же власть преследовать и наказывать преступников, которую называют банн, не от епископа, но от фогта. Ибо ту власть, которая в соответствии с характером преступления направлена на пролитие крови при вешании, отрубании головы, изувечении и тому подобном, духовное лицо не должно ни иметь, ни передавать [другому]. Поэтому, после того как епископ поставит фогта, император дает ему банн, т.е. [право] наказания мечом осуждаемых таким образом и всю власть их преследовать.
12. Так как ее (т.е. эту власть) имеет, следовательно, только лишь в силу фогтского звания (advocatia), то справедливо, чтобы никоим образом не отказывал в ней шультгейсу, телонеарию, магистру монеты, кого бы ни поставил епископ, от которого он сам держит фогтство.
13. В этом городе, итак, никто не имеет права суда, исключая императора или епископа или тех, которые имеют [судебную власть] от него.
14. У судей (iudices), которые подчинены шультгейсу, власть судить не распространяется на кражи (furta или frevelas), но только на денежные долги (in geltschuldas).
15. Место же судов на рынке у св. Мартина. Поэтому никто из тех, на кого подана жалоба, не должен быть вызван в дом шультгейса или судьи, но только в вышеупомянутое общественное место.
16. Если, однако, судьи или шультгейс вызовут кого-либо к себе на дом и те не придут, то за это [они] не будут (обязаны уплатить) какую-либо композицию3.
17. Обязанность надзирателя тюрьмы [состоит в том, чтобы] бдительно стеречь всех вверенных его охране.
18. Если же кого-либо упустит, вместо него примет вину, если не будет у него отнят силой.
19. Также его обязанность приговоренных к повешению выводить к виселице, завязывать глаза приговоренного повязкой, воздвигать виселицу, приставлять лестницу, подводить преступника к самой лестнице. Тогда только примет его заместитель фогта (vicarius advocati) и, накинув на шею петлю, его повесит.
20. Если же заместитель фогта будет отсутствовать, преступник пусть останется под стражей до тех пор, пока шультгейс об этом деле сообщит епископу.
21. Также если кто получит приговор [в отношении] кожи и волос, то это наказание пусть осуществит тюремный надзиратель.
22. Если же кто-либо будет приговорен в отношении руки, то тот же тюремный надзиратель возьмет bartam4, а заместитель фогта ударит деревянным молотком и отсечет руку.
23. Этот же заместитель фогта будет вырывать глаза, кастрировать, отрубать голову и выполнять все прочие наказания соответственно разному характеру преступлений.
24. Также обязанность тюремного надзирателя [состоит в том], чтобы так же был послушен телонеарию и магистру монеты, как и шультгейсу.
25. Также должен вызывать в суд обвиняемых в присутствии шультгейса или судей.
26. Способ же вызова таков: пусть назовет истца и объявит его противнику, что он вызван на суд, либо устно [самому ему] присутствующему, где бы с ним ни встретился, либо у его дома в первый, второй и третий раз с перерывом в одну ночь (одни сутки).
27. Если, когда будет сделан первый, второй или третий вызов, тот не придет и посланец судьи докажет tercia manu5, что [он] сделал эти три вызова или по крайней мере первый лицом к лицу, то тот уплатит судье композицию в 30 солидов.
28. Будучи же вызван на суд, должен явиться в первое время (т.е. по первому зову) и, сколь долго судья будет заседать в суде, столь долго будет ожидать истца или уйдет по разрешению судьи. Не должен, однако, [судья] отказывать ему в разрешении уйти, если попросит. Если же судья обвинит его, что в установленное время не пришел, то он поклянется, что там был, или уплатит ему композицию.
29. Шультгейс или судья не должен разбирать в суде никакого дела, за исключением того, с которым обратились к нему. Если же будет уличен, что сделал что-либо помимо судебного порядка и справедливого суда, по закону теряет свою должность.
30. Горожанина, находящегося в состоянии готовности к дороге, т.е. уже входящего на корабль или садящегося на лошадь или в повозку, никто из согорожан его не должен задерживать из-за жалобы. Но так как он настолько не заботился о себе, что дело свое отложил до такого крайнего времени, то справедливо, чтобы все, что против того имел, до его возвращения отложил.
31. Если кто обвинит своего согорожанина вне города перед чужим судьей, то из-за этой вины обязан уплатить композицию и судье города, и тому, кого обвинил, и возместить ему ущерб, который из-за его жалобы [тот] понес.
32. Никому не должна платиться композиция, исключая того, кому она присуждена.
33. Всякая же композиция, которая следует за frevela, доходит до 30 солидов.
34. Если кто-либо будет обязан уплатить композицию судье и истцу и ее в определенные сроки не уплатит, то, если дело правильным образом будет доведено до конца, должен содержаться в общественном месте заключения (publica custodia) до тех пор, пока заплатит свою композицию сначала истцу, а потом судье.
35. Если кто-либо оскорбит другого словом или делом при народе [и] если оба захотят предстать на суд народа (ad iudicium populi), судья решит согласно суду и приговору народа. Если же, однако, [они не захотят этого, то] обвиняемый очистит себя простой своей клятвой или же тот [обвинитель] пусть уличит его (докажет его вину) посредством поединка.
36. Если кто-либо без судьи или посланца судьи дерзко нападет на своего согорожанина внутри ограды его дома или двора, уплатит судье 30 солидов за frevela. Тому же, на кого напал, оплатит свое преступление (missetat) в троекратном размере.
37. Во всех дворах монастырских братьев или министериалов, в которых [они] сами лично не будут жить, шультгейс или судья имеет право вызова на суд и принуждения их обитателей.
38. Точно так же [шультгейс] имеет право судить слуг братьев любого монастыря в отношении их личности, а именно в делах, касающихся торговли, если хотят торговать.
39. Всякий, кто прибудет в город, являясь должником какого-либо человека, если будет обвинен перед судьей, должен быть представлен шультгейсу на суд тем каноником или министериалом, в дом которого он вступил. Если же (каноник или министериал) этого не сделает, то должен ответить вместо него.
40. Из всех композиций, следуемых за кражу, две части причитаются шультгейсу, а третья - фогту. При этом должно соблюдаться следующее различие: если композиция будет уплачена фогту, то его [право] отделить себе третью часть, шультгейсу - две. Сам именно пусть получает следуемую ему композицию, и какую сумму при получении композиции он установит - большую или малую, - шультгейс не должен ее ни уменьшать, ни увеличивать, но пусть считает правильной.
41. Наоборот, если композиция будет уплачена самому шультгейсу, его будет право взять две части [себе], а третью дать фогту. И сходным образом, какую сумму композиции сам установит, фогт пусть ее не отменяет.
42. Фогт же не должен судить [нигде], кроме как во дворце епископа. Если же кого-либо вызовет к себе на дом, то тот, кто не придет, не должен из-за этого платить ему какую-либо композицию.
43. Когда же фогт умрет или когда по какой-либо причине фогство будет вакантно, епископ никакого фогта не должен назначать без избрания и согласия каноников, министериалов и горожан.
44. К обязанности бургграфа принадлежит назначать магистров почти всех officiorum6 в городе, а именно: седельников, кожевников, перчаточников, сапожников, кузнецов, мельников и тех, которые делают винные бочки и кружки, и изготовителей мечей, и которые продают плоды, и трактирщиков. И в отношении них имеет право суда, если в чем-либо прегрешат в своих обязанностях.
45. Место же суда и наказания их находится во дворце епископа.
46. Если же некоторые из вышеупомянутых окажутся непокорными бургграфу, то он пусть доведет дело до епископа.
47. К праву бургграфа принадлежит также получение некоторых пошлин, как, например, с мечей, которые в ножнах выносятся на рынок для продажи. С других же товаров, которые на кораблях привозятся из Кельна или откуда бы то ни было, пошлину пусть получает телонеарий.
48. Также с растительного масла, орехов, плодов - откуда бы они ни были привезены, которые проданы за деньги, пошлину получает бургграф. Если же [они] проданы за соль, вино, зерно или за какую угодно другую цену, то пошлину пусть поделят бургграф и телонеарий.
49. Помимо вышеназванных, все остальные пошлины принадлежат к должности телонеария. Они же [взимаются] по-разному.
50. Если кто с одного корабля на другой перегрузит свои товары, с каждого корабля даст 4 денария.
51. Всякий купец (mercator), который пройдет через этот город со своим грузом [на вьючных животных], но ничего не продаст и не купит, не уплатит никакой пошлины.
52. Если кто-либо из зависимых людей этой церкви - мужчина или женщина - продаст в этом городе вещи, которые сделал своими руками или которые выросли у него, то не даст пошлины. И если купит что-либо для своих надобностей, что не будет продавать ради наживы, также не даст пошлины. Если же, однако, кто-либо наклевещет на него, что проданные вещи не выросли у него и не были им самим сделаны или [что он] купил их ради наживы, то простой своей рукой7 пусть себя очистит.
53. Если кто купит или продаст (менее чем) на 5 солидов, не даст пошлины.
54. С 5 солидов пусть даст монету8, с таланта9 - 4, с лошади - 4, с мула - 4, с осла - 1 денарий.
55. Пошлину с углей и пеньки, которую епископы до сих пор взимали, как и получали банн вина и хлеба, которые называются bernbrot10, телонеарий пусть не взимает.
56. К должности телонеария относится удостоверять раскаленным железом все меры - малые или большие - для соли, вина, растительного масла и зерна, сделанные магистром трактирщиков. И их никому не должен уступать, разве согорожанину своему для [измерения] амы (ата) вина или четверти зерна и прочих подобных мелочей, и [притом] бесплатно.
57. Однако если их пожелает иметь кто-либо из горожан для своей надобности, то ему дозволяется, но так, чтобы они были добросовестно и самим лично телонеарием клеймены, так же как и каждому из горожан можно иметь в доме свои собственные весовые гири при том, однако, условии, чтобы они были сделаны магистром монеты (monetarius).
58. Также обязанность телонеария все мосты нового города - сколько их будет нужно - и бургграфа все [мосты] старого [города] строить настолько прочно, чтобы всякий мог безопасно проехать со своими повозками и вьючными животными. Если же из-за старости, слишком большой изношенности или какой-либо неисправности мостов кто-либо потерпит ущерб, то телонеарий или бургграф должны быть принуждены каждый по своей части по праву возместить.
Следует об обязанности магистра монеты (monetarius).
59. Он по праву имеет судебную власть [в делах относительно] фальшивой монеты и над самими фальшивомонетчиками как в городе, так и вне [его] по всему епископству без какого-либо препятствия [со стороны] судей.
60. Где бы во всем епископстве он ни нашел фальшивомонетчика, пусть доставит его в город и судит согласно судебному праву города.
61. Монета же должна быть такого веса, чтобы 20 солидов составляли марку, каковые денарии (т.е. чеканенные из этого расчета) называются pfundig11. И эта [монета], постоянная и устойчивая, должна обращаться в этом епископстве, если только не будет подделана. Тогда же по совету мудрых пусть будет изменена соответственно другой форме, но не другому весу.
62. Место же чеканки монеты находится около рыбаков. Чеканить денарии надо в одном помещении, чтобы все взаимно видели работу рук своих.
63. Никто, кроме людей, зависимых от этой церкви, не должен делать денарии.
64. В месте, где сидят менялы, никто другой не должен покупать серебро, кроме только одних чеканщиков денариев. В других местах по всему городу пусть покупают и продают серебро все желающие, если это не будет воспрещено из-за [чеканки] новой монеты.
65. Когда новая монета чеканится и старая запрещена, то, [считая] от дня запрещения, объявляется срок в трижды четырнадцать дней, т.е. шесть недель, в течение которых магистр монеты (monetarius) может всякого, кого захочет, задержать за то, что принимает запрещенную монету. Если же тот захочет отрицать, то пусть cum septima manu12 поклянется, что он не сделал [этого]. В противном случае уплатит магистру монеты композицию в 60 солидов.
66. По истечении шести недель никого не должен задерживать, если не увидит, что кто-либо получает запрещенную монету.
67. Если увидит, [что кто-либо получает денарий], пусть возьмет денарий, и отведет его (преступника) в суд, и там его обвинит. И если тот будет отрицать [вину], с тремя честными людьми пусть уличит его, что получил. И уличенный уплатит ему композицию в 60 солидов. Если же не захочет его уличить, то он своей рукой себя очистит.
68. Нельзя, однако, никого задерживать и никто не должен платить композицию, если не за денарии, которые называются phundig.
69. Если кто перед магистром монеты получит осуждение руки13, будет судиться, как выше [описано], перед шультгейсом.
70. Если епископ захочет переплавить серебро своей камеры и из него чеканить денарии, пусть примет его магистр монеты и разделит между монетчиками, чтобы из него делали денарии. И если денарии суть phundig, возвращает с каждой марки 20 солидов без двух денариев.
71. Если же будут отчеканены в сколь угодно более легком весе, то [все равно] всегда сдается с марки на 2 денария меньше.
72. Из камеры епископа доставляются угли. На марку даются 3 секстария углей.
73. Когда епископ приказывает чеканить новую монету, то сначала делаются 5 солидов той формы и того веса, которые должна иметь в обращении [новая] монета.
74. Их будет хранить бургграф, сколь долго монета эта [будет обращаться], с тем расчетом, чтобы в случае обвинения, что эта монета подделана, посредством тех 5 солидов она была испытана и удостоверена.
75. Магистр монеты также поклянется, что будет чеканить монету того веса и формы, которые имеют те 5 солидов.
76. Когда магистр монеты будет возвращать епископу железные приспособления, в которых делаются денарии, пусть возвратит ему два [штампа] в форме монет (денариев) и два в форме оболов (полушек)14. Кроме этого, все остальное полностью возвратит и поклянется, что он не имеет [ничего] более и не знает, чтобы кто-либо имел. При этом формы будут уничтожены и разломаны и обломки возвращены магистру монеты или же сам [магистр монеты] по разрешению епископа удержит их целыми и неповрежденными.
77. Всякий желающий получить право монетчика даст епископу половину марки золота, магистру монеты 5 денариев золота, монетчикам 20 солидов тяжелой (полновесной) монеты.
78. Когда епископ пожелает изменить монету, то даст железные приспособления [для изготовления] монеты на шесть недель.
79. Всякий монетчик, живущий вне города, который в городе купит серебро, пусть оплатит право монеты.
80. Каждый, кто повредит стены или ров (vallum) города, уплатит бургграфу композицию в 40 солидов.
81. Всякий, кто застроит улицу, также предстанет для уплаты штрафа перед бургграфом. Никому же [бургграф] не должен давать разрешения.
82. Пусть никто не вываливает навоз или отбросы перед своим домом, если не желает немедленно вывезти их, за исключением предназначенных для этого мест, а именно: около мясных ларей, также около св. Стефана, и также около колодца на конном рынке, и около места, которое называется Гевирке.
83. Ров города должен иметь по окружности вне стены [в ширину] 60 футов, внутри [от стены] - 30 футов.
84. Всякий, кто желает выстроить мельницу, пусть просит разрешения у бургграфа и согласия у горожан. Заручившись тем и другим, пусть даст бургграфу золотую монету.
85. Пусть никто не платит пошлины с рогож, [или циновок], кур, гусей, яиц, лука, капусты и других каких угодно овощей, с чаш (scuttelis), с кружек, если не продаст на 5 солидов.
86. Никто не должен иметь в городе свиней, если не поручит их пастуху.
87. Место же, где пасутся свиньи, находится между воротами, которые называются Wallemanus burgetor, и другими ближайшими воротами.
88. К праву епископа принадлежит иметь из этого города 24 посланца (legatos), и только лишь из числа торговцев (mercatores). Их обязанность в пределах только епископства совершать поездки с поручениями епископа к его людям. Если же в то время они понесут какой-либо ущерб - или в отношении своей личности, или в отношении своих вещей, которые везли с собой в пути, - епископ должен им возместить.
89. Отдельные из них обязаны ежегодно три раза совершать такие поездки с поручениями за счет епископа. Со стороны епископа им оказывается такая почесть, чтобы при его празднествах, когда он пригласит своих людей, они имели перед ним самим почетные места за столом, чтобы тем людям его [благодаря этому] сделались тем более известны.
90. Когда епископ вступит в город, то его лошади должны быть размещены в господской конюшне, которая начинается от странноприемного дома и идет по окружности стены до сада епископа.
91. Если [епископ] будет иметь больше лошадей, то их возьмут шультгейс или судьи его и конюший и разместят их по домам, где обычно находятся пристанища для пришлых людей. Если [еще] больше будет иметь лошадей, то по праву не может разместить их в каких-либо других домах города, если не сможет этого добиться посредством просьб.
92. Если же император или король вступит [в город], его лошади размещаются всюду.
93. Отдельные горожане должны также ежегодно 5 дней работать на господской барщине (in dominico opere), за исключением всех монетчиков, которые принадлежат к числу зависимых людей церкви, и за исключением двенадцати среди кожевников, и за исключением всех седельников, и четырех среди перчаточников, и четырех среди пекарей, и восьми среди сапожников, и всех кузнецов, и всех плотников, и мясников, и бочаров винных бочек.
94. На господский двор, находящийся внутри города, шультгейс пусть дает для плугов епископа 13 быков, которых получает в случае смерти людей церкви, и 1 лошадь, на которой магистр двора (magister curtis) будет ездить и возить семена в поле.
95. Даст также 12 свиней и 2 боровов: одного для нужд епископа, другого для нужд горожан.
96. Епископ в тот же двор назначает Stadelarium. Stadelarius15 дает плуг и борону.
97. Все остальное, что необходимо, пусть предоставит шультгейс, за исключением оплаты и пропитания слуг.
98. Каждый из судей даст во время жатвы 5 солидов, и магистр мельников 1 солид, и магистр трактирщиков 1 солид для покупки хлеба при жатве.
99. И когда будет обмолачиваться хлеб епископа, каждому из судей [он] даст один мальтер [зерна], так как судьи и глашатаи (precones) должны стеречь хлеб епископа при жатве, пока идет уборка.
100. Быков, предназначенных для плугов епископа, шультгейс не должен употреблять для других надобностей, разве только для обработки его Schuchbuze16, но и епископ [не должен] использовать их на другие нужды, кроме как для своего плуга..
101. Если среди этих быков один или два или еще более вследствие старости или какой-либо другой причины, кроме заразной болезни, сделаются непригодны для обработки земли, то мясники обязаны мясо их продавать, а деньги отдавать шультгейсу. И тем временем никакое другое мясо не может быть продаваемо.
102. Среди кожевников есть 12, которые за счет епископа (cum expensis episcopi) должны [обрабатывать] кожи и [изготовлять] меховые одежды, сколько епископу понадобится. Материал для них магистр кожевников, взяв с собой сколько будет нужно из [числа] этих 12, пусть купит на деньги епископа в Майнце или Кельне. Если какой-либо ущерб потерпят в дороге как в вещах, так и из-за плена, епископ должен им возместить.
103. Право (обязанность) кузнецов таково. Когда епископ отправится в поход императора, каждый кузнец даст по 4 подковы со своими гвоздями. Из них бургграф даст епископу на 24 коня, остальные удержит [себе].
104. Если епископ отправится ко двору [императора], каждый [кузнец] дает по 2 подковы со своими гвоздями, из числа которых бургграф дает епископу на 12 лошадей, а остальные удержит [себе].
105. Кроме того, кузнецы обязаны делать все, что понадобится епископу в его дворце - или в дверях, или в окнах, - что надлежит делать из железа. При этом им дается железо, и в это время (покрываются) издержки жизни.
106. Если епископ начнет осаду какого-либо замка или у него будет осажден [замок], то [кузнецы] дадут 300 стрел. Если епископу понадобится больше, то за его счет в достаточном количестве пусть доставят.
107. Запоры и цепи для запирания городских ворот, получив общественные [средства на] расходы, должны делать кузнецы.
108. Среди сапожников есть 8 [человек], которые будут давать епископу, отправляющемуся ко двору или в поход императора, чехлы для светильников (baccinorum et cyphorum17). Все остальное, что понадобится для вышеуказанного или для осады замков, либо из кожаных мешков, либо in bustris18, либо из какого угодно соответствующего [характеру] вышеупомянутых нужд снаряжения, изготовляемое из черной кожи, пусть делают за счет епископа.
109. Четверо среди перчаточников дадут епископу, отправляющемуся ко двору или в поход, сколько будет необходимо белой кожи на чехлы для светильников (baccinorum et cyphorum). Все остальное, сколько будет необходимо для вышеупомянутых вещей и для осады замков, из белой кожи пусть делают за счет епископа.
110. Седельники дадут епископу, отправляющемуся ко двору, 2 вьючных седла, в поход империи - 4. Если будет иметь нужду в большем количестве, за счет епископа пусть сделают.
111. Когда епископ отправляется в поход или ко двору, то изготовители мечей должны чистить мечи и шлемы vicedomini19 конюшего, дворецкого, виночерпия, камерария и всех необходимых и повседневных слуг епископа. Кроме того, если окажется нужным, будут чистить охотничьи копья епископа.
112. Кружечники пусть выделывают все кружки, в скольких будет иметь нужду епископ или при своем дворе, когда [император] к нему прибудет, или [при дворе] императора, или отправляясь ко двору императора, за счет самого [епископа]. Магистр же бочаров даст последним древесный материал. Кроме этого, ежедневно будет давать дерево кружечникам епископа.
113. Бочары, получив древесный материал от своего магистра и обручи и связки a cellerario20 епископа, пусть сделают все, в чем будет иметь нужду епископ, находясь дома, или император, или императрица, когда будут присутствовать здесь, для бани своей, и для кухни, и для нужд виночерпиев. Точно так же и когда [епископ] отправляется ко двору, все то же доставят за счет епископа. Кроме этого, на все винные бочки епископа - малые и большие - будут [набивать обручи] за его счет.
114. Право (обязанность) трактирщиков по понедельникам чистить отхожее место епископа и амбар, если этого захочет.
115. Мельники и рыбаки должны перевозить епископа по воде, куда бы [он] ни захотел, от Руста выше [по течению] и ниже Веллетора. Им телонеарий предоставит суда сколько необходимо. Сами же с веслами своими войдут [в них] и отведут их обратно до сада епископа, откуда и вывели [их], за счет самого [епископа]. Дадут же рыбаки двух людей, мельники - третьего человека. Если по своей небрежности погубят суда, то пусть заплатят. Если будут у них отняты силой, то епископ возместит.
116. Рыбаки должны ловить рыбу для нужд епископа [в промежуток времени] между рождеством св. Марии и праздником св. Михаила ежегодно в течение трех дней и трех ночей со всеми своими снастями, когда вода будет более благоприятна, в Рейне ниже [по течению] Веллетора и выше Руста, в Альзе вплоть до Эберсгейма, в Брейше вплоть до Моллесгейма, в Шуттере вплоть до Мербурга, в Кинциге вплоть до Кинцдорфа21 за счет епископа. В этих пределах никто пусть не осмелится лишить их [права ловить рыбу], исключая [воды], которые sub claustris coarctata est22.
117. В Брейше от верхней стены города до нижней около св. Стефана пусть никто не осмелится ловить рыбу без разрешения епископа или его дворецкого.
118. Плотники по понедельникам должны выходить на работу епископа за его счет. Когда самым ранним утром придут [на место] перед дворцом, пусть не осмелятся уходить до звона колокола, в который ударят к ранней обедне. Если тем временем не будут взяты на работу епископа, то свободные в тот день пусть уходят. [Они] не могут быть принуждаемы идти на работу для кого-либо другого, кроме епископа.
Второе городское право Страсбурга (1214 г.)
"Средневековье в его памятниках". М., 1913. Под редакцией Д.Н.Егорова.
Во имя святой и нераздельной Троицы. Аминь. Да ведомо будет всем верным во Христе, современникам и потомкам, как граждане города Страсбурга, мудрейшие и почтеннейшие, возлюбив справедливость и правду, собрались по велению разума и после совещания, с согласия господина епископа, фогта и всех именитых людей сего города, постановили и приказали записать следующие уставы:
I. 1. Постановлено, чтобы двенадцать человек, а если нужно и больше, людей честных и достойных, мудрых и надежных, из среды как министериалов, так и горожан, ежегодно назначались городскими консулами; из них один или двое, коли понадобится, избираются бургомистрами. Все они пусть поклянутся ревностно блюсти во всем честь церкви, епископа и города, защищать по силе и разумению своему город и всех горожан, больших и малых, богатых и бедных от всякого зла и справедливо судить всегда согласно истине.
2. А заседать для суда (как трибунал) они будут каждую неделю дважды, именно в третий и пятый день недели, если только не придется пропустить по случаю праздника. И суд ведет бургомистр, приговор постановляют консулы.
3. Никто из консулов не должен передавать чьих-либо речей и не должен без разрешения бургомистра и консулов обращаться за советом по судебным делам к кому-либо из друзей.
4. Не допускается одновременное избрание в консулы отца с сыном или двух братьев.
5. Когда приходится пред лицом епископа или где-либо в ином месте разбирать сложные дела, то сначала собираются вместе консулы, и, если понадобится, призываются в совет скабины.
6. Консулы будут судить не по земскому праву, которое называется Landrecht, а по правде и по нижеписанным городским установлениям:
II. 7. Постановлено, что если кто бы то ни было осмелится словесно оскорблять или бранить кого-нибудь и перед городским советом будеть уличен в этом двумя или тремя свидетелями, то уплачивает штраф в 30 солидов денариями и, не взирая ни на какие просьбы, останется за пределами города до тех пор, пока не уплатит этих 30 солидов и не удовлетворит потерпевшего.
8. А кто схватит другого за волоса или побьет кулаком или каким-либо иным способом без пролития крови и будет уличен в этом двумя свидетелями, уплатит 5 фунтов.
9. А если кто ранит кого-либо оружием и будет схвачен, то пусть содержится в общественной тюрьме до выздоровления или смерти потерпевшего и подвергнется наказанию сообразно вине.
10. Если потерпевший умрет, виновник подвергнется смертной казни. Если же уцелеет, то за пролитие крови виновник, по постановлению шультгейса, подвергнется в остроге отрублению правой руки.
11. Если же виновник убежит, то, коли он владеет благоприобретенным или наследственным имуществом, дом его подвегнется разрушению, или же, по воле консулов и шультгейса, дом становится общим достоянием и открывается для всех, двери и окна его вынимаются, до тех пор, пока владелец не помирится с потерпевшим и не уплатит штрафа консулам, шультгейсу, фогту, а также и городу.
12. А уплатит он консулам пять фунтов, шультгейсу и фогту тридцать солидов.
13. Если же он не имеет благоприобретенного или наследственного имущества, то в распоряжение совета поступает движимое имущество виновника, чтобы дать удовлетворение судьям и самому потерпевшему.
15. Если кто-либо, войдя в чей-либо дом или усадьбу, словом или делом обидит хозяина или его домочадцев, и если хозяин, в состоянии обороны, расправится с ним и причинит вред ему самому, то за это он не обязан платить ни вознаграждения, ни штрафа. Если же пострадавший пожелает оказаться невиновным и притянет хозяина к суду, хозяин очистится на суде единоличной присягой.
16. Если кто-либо в обещание [уплаты] штрафа даст судье прут и по забывчивости оставит его у судьи, и судья притянет его за это к ответственности, то он уплатит судье за этот проступок девять денариев.
17. Люди, числящиеся за святителями нашими или вообще за церквами и подчиненные другому праву, будут платить судье на суде штраф, так называемую Wette под присягой, согласно принадлежности своей и своему праву.
19. А кто от себя лично составит ватагу для насильственного нападения на своего согражданина в его доме, тот пусть за себя платит штраф, как за троих людей. А затем каждый из его соучастников за себя пусть платит тридцать солидов.
20. Если между гражданами возникнет какое-либо разногласиe или ссора и отсюда произойдет сборище, то никто не возьмется за оружие, не представ предварительно перед членами городского совета у Монастыря Девы Марии и не получив от них указаний. Советники же ради блага мира и ради усмирения раздора обязаны браться за оружие.
21. Итак, за исключением последних, всякий, кто вне своего дома возьмется за оружие для оказания помощи своим друзьям, уплатит городу пять фунтов. Если их у него не окажется, то пусть будет изгнан из города, пока не уплатит штрафа по назначению совета.
22. Кроме того, постановлено, что если кто-либо из жителей области осмелится оскорбить или обидеть какого-нибудь нашего согражданина лично или в его имуществе, и если обидчик до уплаты штрафа вступит в наш город, а потерпевший или кто-либо из его друзей отомстит ему, он за это не подлежит никакому штрафу, если только жалоба раньше подана была совету и объявлена обвиняемому.
III. 23. Сверх того, по общему соизволению, избраны и назначены скабины, люди честной жизни и доброй славы, которые при избрании обязаны поклясться в присутствии консулов, что они непрестанно будут свидетельствовать согласно с истиной обо всем, что увидят или услышат.
24. Их и следует привлекать во свидетели при продажах и покупках, при займах и платежах должников, и во всяких делах. И впредь не надо требовать с них присяги при каждом деле, а надо расспрашивать их на основании первой их присяги.
25. Если же кто-либо, мужчина или женщина, в присутствии двух таких свидетелей, или в присутствии двух членов совета признает свой долг кредитору, и впоследствии, при возникновении какого-либо спора, один из них станет отрицать, то пусть [должник] будет изобличен единоличным показанием другого из двух вышеназванных людей, пред лицом совета или судей, и уличенный пусть уплатит консулам карруку вина и фунт денариев, шультгейсу и фогту тридцать солидов и тому скабину, чьим показанием он был уличен, пять солидов; [сделано это] ради того, чтобы реже прибегали к нарушениям клятвы, которые слишком часто совершались на суде по недоказанности.
26. Женщины же, которые до сих пор обычно не платили долгов за своих мужей, обязаны будут, уличенные показанием, платить кредиторам те долги, которые признали за собой в присутствии свидетелей-скабинов.
27. Кроме того, постановлено, что если кто-либо в доказательство долга не пожелает прибегнуть в городе к призыву свидетелей, то он не может преследовать своего должника поединком, но тот, принеся присягу, останется безответственным.
28. Наконец, те, которые по ночам станут ходить с ножом или иным орудием, наказуются, как подозреваемые в злых умыслах, если не смогут оправдаться законным объяснением.
IV. 29. Постановлено также, чтобы никто из сограждан наших, держащих пекарни, не давал в праздник св. Мартина своим пекарям вино или другое угощение, а в Рождество Христово и в другие праздники не приглашал их к трапезе.
30. Равным образом, кто держит камнетесов и плотников, не должен давать им харчей и приглашать их к трапезе в праздники.
31. А кто даст харчи или примет их, уплатит городу 20 солидов.
32. В пределах города никто не должен кормить свиней вне своего дома. И всякий, кто захватит свинью, бродящую по улице без провожатого, может задержать ее, если пожелает, пока не получит шести солидов от владельца свиньи.
33. А те из горожан наших, которые зовутся лодочниками, пусть перевозят бесплатно взад и вперед всех сограждан наших, богатых и бедных, как их собственную особу, так и их лошадь, на которой они едут, и притом пусть делают это столь быстро, чтобы никто не мог поставить им в вину, что они помешали важному делу и задержали его самого. А кто будет уличен в этом, пусть платит городу 20 солидов.
34. Купцы, если даже это наши сограждане, со скота или иного своего товара, которого они не в состоянии нести на себе или везти на коне, на котором едут сами, обязаны платить установленную плату за перевоз. Лично же они, едут ли они на коне или идут пешком, от платы свободны.
35. Как вознаграждение за этот труд установлено, чтобы никто никого не перевозил за исключением вышеназванных лодочников, которые получили от господина фогта право перевоза.
36. Мясники никоим образом не должны держать на продажу внутри мясных недоброкачественную финнозную свинину, а только снаружи.
37. Запрещено до ранней обедни откупоривать и продавать вино, выставленное на продажу на лодках по реке Брейше или перед монастырем на телегах..
V. 39. Точно также воспрещается и с общего согласия окончательным постановлением заказывается, чтобы никто из наших сограждан, ни мужчина, ни женщина не отдавал своего имущества, находящегося в городе, в приданое чужому человеку за пределы города в области, но чтобы делал это в городе, публично, в присутствии честных людей.
40. Когда господа придут в дом какого-либо нашего согражданина и если в это время в доме этом будет есть шут, то хозяин дома уплатит городу один фунт, если этот шут не прибыл в город из области вместе с гостями.
41. Кадаши должны выделывать бочки до сорока ам без просмолки.
43. Нельзя после одного вина продавать другое. Никакого вина нельзя после другого продавать по той же цене в один и тот же день, в том же погребе или трактире. Кто нарушит cиe постановление, платит городу 20 солидов.
44. Точно также тот, кто неверно станет отмеривать вино, с крыши сбрасывается в нечистоты, а хозяин, чьи вина, платит талант.
45. Кроме того, воспрещаются всякие обычаи, вроде посетительских колец, венчальных колец и всяких подарков, которые иногда раздаются вместо колец.
46. Также воспрещаются денарии, которые давались женщинам при родах и назывались hantgiftphenninge in natalibus; так чтобы ни один мужчина и ни одна женщина не осмеливались никому давать денария, кроме как лицам своей семьи, которые живут у них в доме.
47. На брачном пиршестве за столом должно оставаться не более восьми мужчин и восьми женщин, приглашенных в равном количестве роднею обеих сторон, да четыре скомороха - мужчин, а не женщин. Сверх этого, никаких других скоморохов или шутих не допускается и не дается им никаких подарков.
48. А кто будет иметь на свадьбе большее количество мужчин, женщин и скоморохов или осмелится раздавать кольца, тот проведет вне города целый месяц за пограничным столбом и не войдет в город, пока не уплатит консулам пяти фунтов.
49. Если же какой-либо скоморох или шутиха осмелятся без приглашения пировать за чьим-либо столом, то хозяин дома уплатит в наказание десять солидов денариями, а служители судей возьмут одежду скомороха.
50. Если же кто-либо из наших горожан осмелится преступить или нарушить какое-нибудь из вышеназванных постановлений, то будет платить в наказание 10 фунтов денариями, причем половина поступает в пользу города, а другая городским консулам и блюстителям вышеназванных постановлений.
51. А блюстителей назначается ежегодно четверо вместе с обновлением совета, притом двое из консулов и двое из скабинов, которые будут присягать на ревностное соблюдение вышеназванных предписаний.
VI. 52. Если кто-нибудь из сограждан наших уйдет со своим оружием воевать в чужой город без разрешения бургомистра нашего и совета и станет выступать и нападать с теми гражданами, то уплатит 5 фунтов и лишится права нашего города.
53. Если кто-либо подаст бургомистру жалобу на нанесенное ему оскорбление или обиду и вследствие поданной жалобы вторично будет подвернут обиде, то тот, кто совершил сию продерзость, уплатит городу тройной штраф, именно пятнадцать фунтов, за повторное нарушение порядка, а каждый из его сообщников уплатит пять фунтов.
54. Когда между гражданами нашими произойдет ссора и свара, и бургомистр с консулами прикажет для блага мира соблюдать перемирие, то тот, кто восстанет на бургомистра и не пожелает соблюдать перемирие, если он консул или скабин, - отстранен будет от высокой должности. Всякое же другое лицо, не консул и не скабин, платит 5 фунтов и будет изгнано на год за пределы города.
55. Городские судьи должны заседать в суде при первом звоне к ранней обедне. Вызванные же на суд должны явиться до окончания второго благовеста и потом могут уйти. И если в этот промежуток времени обвинитель не явится, то уплатит штраф судье.
56. Серые сукна, не имеющие в ширину двух локтей с четвертью, должны быть сожжены. И если к сукну подмешан волос, то оно точно также подлежит сожжению. И у приезжих точно также не должно покупать сукон меньшей ширины и с подмесью волоса. Если же подобные сукна будут куплены и приняты, их точно также сжигать.
57. Вот монастыри, которые в городском походе ставят коней для колесницы со знаменем: [следует перечень семи монастырей]. Настоятель же св. Арбогаста будет снаряжать одного парадного коня, на котором будет ехать шультгейс, сопровождая колесницу. Знамя делается евреями.
Обратно в раздел Право и Юриспруденция
|
|