Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Васильева Л. Теория элит: социология политики

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Социология XIX века и первой половины XX века развивалась следующим образом. Сложились парадигмы, каждая из которых структурировалась с помощью строго определенной методологии. Это позволило осуществить необходимый (на данном этапе развития социологии как науки) качественный переход от попыток объяснения всего и вся  одной общей теорией, к плюрализму концепций, которые опирались теперь на результаты конкретных эмпирических исследований.
Утвердившись теперь как фундаментальная наука и успешно разрешив ряд проблем, социология, однако, приобрела новые. Картина социальной реальности стала мозаичной, распадающейся иногда на плохо связанные друг с другом фрагменты. Последователи отдельных направлений стали знать все больше и больше о все меньшем и меньшем, часто «не видя за деревьями леса». Поэтому тем, кто хорошо знаком с историей развития социологии и ее проблемами, совсем не кажутся странным и излишне категоричным утверждение Э.Гидденса о том, что единой социальной теории (а теорией может быть названо лишь образование, представление в виде логически выстроенной последовательности дедуктивно взаимосвязанных законов или обощений) не существует – «ее построение является делом далекого будущенго, целью, за достижение которой надо бороться, а отнюдь не актуальной задачей повседневности современных общественных наук».
Можно бесконечно спорить о природе субъективного и объективного в результате социальной деятельности, о соотнесении рационального и иррационального в человеческом поведении, о степени информированности причин и результатов действий и т.д. и т.п. Но за всеми этими теоретическими вопросами стоят главные – чем определяется степень активности субъектов деятельности, какими объективными ресурсами они располагают и как это влияет на наиболее значимые социальные трансформации?
Если с большой долей уверенности наиболее значимыми социальными трансформациями можно признать модели социальной мобильности и складывающуюся на их основе стратификационную структуру общества, то по поводу главных субъектов этих глобальных социальных процессов ведутся в настоящее время ожесточенные споры. Синергетический подход, в связи с возникновением этих проблем, является, на наш взгляд, подходом не просто оригинальным на фоне других методологических подходов. Он является подходом объединяющим, находящимся на другом гносеологическом уровне, чем традиционные социологические подходы.
Синергетика занимается явлениями, которые возникают от совместного действия нескольких разных факторов в условиях, когда каждый фактор в отдельности такого эффекта не дает. Кроме того, синергетика занимается исследованием процессов самоорганизации и образования, поддержания и распада структур в системах самой различной природы (физических, химических, биологических и пр.). Как новое мировоззрение, новый способ мышления синергетика не могла не прийти и в социологию.
Закон в социологии имеет ту же онтологическую основу, что и в естествознании – он действует независимо от того, знает о нем что-либо субъект познания и действия или нет. Способность постичь универсальные законы человеческого поведения может быть основана только на понимании их обусловленности логикой общих законов мироздания.
Что можно сказать о синергетическом подходе в элитологии? В любой физической теории ученые работают с идеальными моделями реальных вещей и процессов. Поэтому в науке от понимания того, чем можно пренебречь и как учесть влияние отброшенного, зависит точность выводов. Социология, как может быть никакая другая наука, оперирует символами, абстракциями. Синергетический подход в элитологии использует два основных идеальных понятия – элита и эрзац-элита. Пользуясь этими идеальными понятиями, на определенном уровне рассуждений, однако, вполне можно прийти к тем выводам по оценке социальной реальности, которые проверяются и доказываются эмпирически.
Системный подход к феномену элиты предполагает обоснование ее роли как определяющей силы эволюционного (в том числе исторического, социально-политического и экономического) процесса, как его субъекта. Элитология имеет сложную структуру, причем элитологическая проблематика постоянно углубляется и расширяется. Как считает один из наиболее авторитетных исследователей в этой области Г.К.Ашин: «Элитологию в предельно широком смысле можно рассматривать как науку о дифференциации и иерархизации бытия, его упорядоченности, структурализации и эволюции. Но, пожалуй, точнее – элитология в широком смысле основывается на учении о системности бытия (а, следовательно, на общей теории систем), его дифференциации и иерархизации, на законах термодинамики (энтропии и негэнтропии), синергетике» .
Элитологию можно сравнить с бурно разросшимся деревом, ствол которого образуют, конечно, классические теории В.Парето, Г.Моски и Р.Михельса. Одно краткое перечисление всех направлений и методологических подходов внутри этой дисциплины заняло бы не одну страницу . Можно ли добавить что-либо к этому длинному списку, особенно имея на вооружении такой полезный научный инструмент, как «бритву Оккама» - «не умножать сущности без надобности»? Существует методологическое затруднение, которое с неизбежностью возникает при рассмотрении таких категорий, неотделимых от природы элиты, как «ценности», «нормы культуры», все, что связано с моральным, этическим поведением. Любой исследователь попадает здесь в определенную логическую ловушку.
Синергетика, как научное мировоззрение, позволяет на уровне рациональных, в том числе, естественнонаучных обобщений, выстраивать такую цепь логических рассуждений, где оценку «разумности» и целесообразности действий объекта исследования ставит не исследователь, а природа. Таким образом, с позиций синергетического подхода, появляется методологически контролируемая возможность «не веря самим носителям    «сознания», …отвлекаться от того, что они говорят или думают о себе и о своих состояниях» .
Каким бы бурным ни казался поток новых открытий в естествознании, их объединял единый унифицирующий элемент – сохранение энергии при самых разных преобразованиях. В социологии таким элементом можно считать информацию, ее получение, передачу и использование. Информация становится одним из важнейших параметров функционирования общества наряду, например, с таким, как численность населения. Это движение информации прирастает культурно обусловленным и символически опосредованным социальным действием. Изучение изменения движения информации, ее участия в становлении социальных структур, позволяет предсказывать тенденции социального развития почти с той же долей вероятности, как и падение свободно брошенного камня.

Синергетика дает возможность выделить понятие «информации» при изучении мира социальной реальности подобно тому, как в физике основополагающим понятием является «энергия». Таким образом, все открываемые социальные законы касаются изменений в процессе ее распределения. В этом смысле синергетический подход теории элит естественным образом дополняет все, уже имеющиеся и ставшие традиционными, подходы.

Гидденс Э. Устроение общества. М., Академический проект, 2005. С.12.

Ашин Г.К. Элитология в системе общественных наук.//ОНС, № 4, 2003. С.124.

Фундаментальная разработка этой темы представлена в следующих работах:
Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М., 1999;
Ашин Г.К. Элитология в системе общественных наук.//ОНС, № 4, 2003;
Ашин Г.К. История элитологии. М., 2004 и др.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема.//Вопросы философии, № 10, 1990. С.15.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.