Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Васильева Л. Теория элит: социология политики
Глава III Синергетический подход теории элит
3.1. Синергетика как философский метод
Конец ХХ – начало ХХI в. – это все более углубляющийся процесс дифференциации и интеграции наук. Новые научные направления развиваются теперь не просто как специализированные области уже сложившихся дисциплин, а интегрируют достижения порой весьма далеких друг от друга научных направлений.
Теорию элит в предельно широком смысле можно рассматривать как науку у структуризации социального бытия, т.е. о его упорядоченности и эволюции. Эта теория находится не только на стыке таких сугубо гуманитарных дисциплин, как социальная философия, всеобщая история, социология, культурология, социальная психология и политология. Благодаря фундаментальным трудам классиков синергетического подхода к исследованию реальности Г.Хакена и И.Р.Пригожина в сферу гуманитарного знания стало возможным привнесение физико-химических закономерностей. Это сделало доступным рассмотрение социально-политических процессов с применением такого методологического и понятийного аппарата, который был немыслим еще в недавнем прошлом, а именно 20 – 30 лет назад.
Несмотря на то, что у скептиков, иногда совершено обоснованно, возникает вопрос о том, насколько правомерным является перенос категорий физической химии на социальную сферу, такая интеграция подходов естествознания и социологии уже превратилась в устойчивую тенденцию. Нам показалась чрезвычайно интересной и перспективной попытка применения учения о системности бытия, а также законов термодинамики для обоснования эволюционной роли элиты в социальных и политических процессах. Выводы исследования позволяют в значительной степени упростить анализ политической ситуации и облегчают задачу прогнозирования хода социально-политических процессов.
Философский метод – это отражение определенного уровня научного познания мира. В основе философского метода лежат ответы на следующие ключевые вопросы:
- что является источником развития;
- по какой причине происходит развитие;
- что является движущей силой развития?
Синергетика – понятие новое, лишь недавно появившееся в словарях и энциклопедиях. В 1973 году – дата рождения этого направления – профессор Штутгартского университета немецкий физик Герман Хакен на конференции, посвященной процессам самоорганизации, сделал программный доклад, в котором объявил о новой, учрежденной им дисциплине – «синергетике». Еще одним основоположником синергетики является бельгийский физик, лауреат Нобелевской премии Илья Романович Пригожин.
Источник возникновения идей, которые можно назвать концепцией самоорганизации – это Античность. Как писал Аристотель: «Есть и такие философы, которые причиной и нашего Неба, и всех миров считают самопроизвольность: ведь они считают, что сами собой возникают вихрь и движение, разделяющие и приводящие в данный порядок Вселенную».
Эти изыскания в различное время продолжили:
- христианский мыслитель Фома Аквинский, ищущий за иррациональностью строгую логику;
- его современник Раймунд Луллий, - астролог и арабист, пытавшийся создать первый в истории искусственный интеллект;
- испанский философ XYI века Людовик Молина, - богослов, рассматривающий свободную волю человека, говоря современным языком, как нелинейную систему с многовариантностью;
- Лейбниц, предпринявший попытку конструирования «универсального языка»;
- Тейяр де Шарден, трактующий в своем сочинении «Феномен человека» божественную благодать как энергию, и переносящий ее на мир материи и живых существ .
Этот список можно продолжать, вплоть до наших дней, внося в него много громких имен. Настоящее синергетики, фундаментальные положения этого направления, собственно, его название - это, конечно, Г. Хакен и И.Р. Пригожин. Их размышления над методологическими проблемами междисциплинарного направления и усилия по его популяризации послужили тому, что синергетику можно классифицировать как научную революцию, как кардинальный поворот в мировоззрении, последствия которого мы, по-видимому, в полной мере еще не осознаем.
Основоположники синергетики утверждают, что закономерности явлений самоорганизации не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г.Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций» .
Поэтому необходимо методологически обосновать правомерность переноса закономерностей неживой природы на мир биологических систем и социальный мир. Эта задача выполнима в том случае, если рассматривать преобразования информации как кибернетическую форму II начала термодинамики.
В традиционной науке распространение действия II начала термодинамики на всю Вселенную ведет к следующему выводу. Со временем все виды энергии перейдут в тепловую, которая в силу выравнивания температур, потеряет способность превращаться в другие виды энергии. Вселенная придет в состояние теплового равновесия, выход из которого естественным путем невозможен. Наступление состояния теплового равновесия будет означать тепловую смерть Вселенной. При этом отождествляется закон возрастания энтропии (рассеяния энергии, или меры беспорядочности физической системы) и теория тепловой смерти Вселенной.
Однако, теория тепловой смерти Вселенной – это прежде всего мировоззренческая концепция, которая базируется не столько на хорошо обоснованном законе физике (II начале термодинамики), сколько на попытке его переноса на всю Вселенную, которая не является замкнутой изолированной системой. Термодинамическая система достигает состояния термодинамического равновесия, только если она находится в стационарных (не зависящих от времени) условиях. Разрабатываемая в настоящее время концепция самоорганизации утверждает наличие в природе сил антиэнтропийного характера. В частности, синергетика рассматривает психическое как опосредованную через перераспределение энергетических потоков степень уменьшения энтропии.
Сегодня развитие современной научной картины мира как формы синтеза достижений различных дисциплин протекает в русле идей глобального (универсального) эволюционизма. Он соединяет идеи эволюции и системного видения. Герман Хакен, выступая в 1982 году на конференции в СССР, говорил: «Информацию, перегруженную огромным количеством деталей, затемняющих существо дела, необходимо сжать, превратив в небольшое количество законов, концепций или идей. Синергетику можно рассматривать как одну из таких попыток».
Аристотель. Сочинения. М., 1981. Т.3.С. 25.
Более подробно об этом см.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С.16.
3.2. Синергетика как смена научной парадигмы
Синергетика сегодня стоит не только перед проблемой создания своей дисциплинарной онтологии, которая выражается в соответствующих онтологических принципах, но и перед проблемой включения этих принципов в научную картину мира. Именно вокруг этой проблематики, по существу, разворачиваются дискуссии относительно места синергетики в системе научного знания.
Формирование теоретических оснований синергетики включает множество философских проблем. Они связаны с пониманием особенностей самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, методологических принципов их анализа. Это проблема и нового смысла категорий, различного понимания части и целого, взаимодействия, причинности, пространства и времени. Для малых систем было достаточно предполагать, что целое может быть описано свойствами частей и их взаимодействиями, что элементы вне целого и внутри него обладают одними и теми же свойствами. Причинность трактуется как жесткий лапласовский детерминизм (всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний).
Сложные саморегулирующиеся системы имеют уровневую организацию, они включают в себя подсистемы со стохастическими (случайностными, вероятностными) взаимодействиями элементов и информационно-управляющий блок, с передачей информации от него к подсистемам и обратным связям, обеспечивающим воспроизведение системы как целого. Категории части и целого здесь изменяются – появляется идея системного качества, не сводимого к свойствам частей. Лапласовская причинность применяется ограниченно и дополняется идеей вероятностной причинности (состояние системы в данный момент однозначно определяется состоянием системы в предшествующий момент, однако способ описания состояния становится новым, вероятностным).
Открытые системы, обменивающиеся с внешней средой веществом, энергией, информацией, характеризуются иерархией уровневой организации элементов. По мере их развития появляются новые уровни и новая дифференциация системы на подсистемы. При этом каждый новый уровень оказывает обратное воздействие на уровни, сформировавшиеся ранее, видоизменяет их, - и система функционирует как новое целое.
Появление новых уровней организации и переход к новому типу гомеостазиса (гомеостазис - относительное динамическое постоянство состава и свойства внутренней среды) происходит через состояния динамического хаоса, появление точек бифуркации, в каждой из которых возникает «веер» потенциально возможных направлений развития системы. В настоящее время хаос рассматривается как фундаментальное свойство материи, обеспечивающее стабильные свойства вещества. Становление упорядоченных систем происходит из хаоса, т.е. порядок это частный случай хаоса.
Теперь уже недостаточно зафиксировать наличие особых свойств целого, не сводимых к свойствам частей (системное качество), необходимо проследить изменения системных качеств (появление новых управляющих параметров – «параметров порядка») в процессе развития системы. Наряду с лапласовской и вероятностной причинностью рассматривается целевая причинность – причинно-следственная связь, в которой действует цель (конечное состояние, финал процесса).
В синергетике начинают по-новому трактоваться причины и формы развития неживой материи и исторических процессов в экономической, политико-социальной и иных сферах человеческой жизнедеятельности. Возникает новое понимание случая как самостоятельного фактора биологической и социальной эволюции, признание его роли в самоорганизующихся процессах.
В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами, которые находятся в тесной связи с теорией. Метод – это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, сознательное использование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов.
Один из основных философских методов познания – диалектический, соответствующий определенной концепции развития. По мнению некоторых исследователей, синергетика, как новая парадигма в методологии общественных наук, либо будет включать диалектику как частный метод – и то лишь для некоторых областей, - либо вообще заменит ее принципиально новыми подходами к действительности.
Приведенная таблица дает, по крайней мере, схематическое, представление о той глубине различий, которая уже возникла между диалектикой и синергетикой .
Таблица сопоставлений
Развитие
(динамический процесс) |
Диалектика |
Синергетика |
Причины |
Единство и борьба противоположностей; противоречивость; отрицание отрицания; переход количества в качество |
Неравновесность; нестабильность; кризисы; эволюция и коэволюция |
Формы |
Прерыв постепенности; «скачки»; «по спирали» («снятие»); от низшего к высшему |
Накопление флуктуаций (отклонений)); бифуркация; фазовые переходы; самопроизвольные переходы системы в новое состояние; нелинейность, лавинообразные процессы; самоорганизация |
Свойства |
Детерминированность; случайное – форма проявления необходимого |
Вероятностная случайность; гадательный случай (появление веера возможностей и их отбор); детерминированность (отдельные области универсума) |
Факторы |
Объективные; субъективные; закономерности; тенденции |
Малые воздействия; случай; аттракторы; параметр порядка; воздействие процессов на микроуровне через мезоуровни на макроуровни |
Результаты |
Необходимое в конечном счете; возвратное движение; изменение (в том числе воздействие изменившейся среды на субъекта динамического процесса) |
Появление многоуровневого целого – неравного сумме частей; новая неравновесность; необратимость; несоответствие замыслу; усложнение |
Способы познания и проверки результатов |
Восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; практика – критерий истины |
Рационализм; редукционизм ; коэволюционизм ; непредсказуемость |
Конечно, эта схема весьма условна. Многие позиции можно было бы дополнить. И тем не менее, такая схема благодаря ее наглядности и структурированности имеет определенную познавательную ценность. В настоящее время центр усилий исследователей смещается от понимания общих начал синергетики к изучению того, что это новое направление и достижение человеческой мысли может дать в конкретных областях жизнедеятельности, на что сориентировать.
Венгеров А. Синергетика и политика.//ОНС, № 4, 1993. С.57.
Редукционизм – стремление свести сложные явления природы к совокупности простых, подчиняющихся законам физики.
Коэволюция – термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему..
3.3. Категория «Информация» (преобразования информации как кибернетическая форма II начала термодинамики).
Там, где рассуждают об эволюции, обнаруживается разнообразие форм и неустойчивости. Материи свойственна спонтанная активность. Простой и пассивный мир, описываемый классической наукой прошлого, превратился для современных исследователей в самоорганизующуюся материю, в основе процессов которой лежат необратимость, неустойчивость и случайность.
Ученый, ранее приученный мыслить в терминах линейной причинности, теперь, по словам И.Р. Пригожина, нуждается в «новых средствах мышления». Даже реальность, изучаемая физикой, есть не что иное, как конструкция нашего разума, а не только данность. Тем в большей степени логическими построениями нашего мышления при активном воздействии чувств определяется наше восприятие природы социальной.
Анализ следствий и согласованности фундаментальных понятий, являющихся одновременно физическими и философскими, сопряжен с определенным риском. Выбор эволюционной парадигмы как основы исследования социальной реальности, осознание необратимости природных и социальных процессов способствуют активному поиску тех социальных и политических технологий, которые способны, например, совместить институт политической власти и свободную творческую деятельность человека.
В качестве унифицирующего элемента, позволяющего на основании синергетического подхода разработать принципиально новые положения теории элит, нами была выбрана категория информации. Это позволило выработать объективные критерии качественной оценки элиты как базового структурного социального образования, а также представить оригинальную концепцию историко-эволюционного развития общества.
От проблем общей социологии и социальной психологии, исследования политической сферы общественной жизни мы подошли к проблемам неотделимости методологии от вопросов о природе исследуемого объекта.
Если бы мир был абсолютным хаосом, какие-либо выводы научного познания были бы невозможны. Если бы не было причинных взаимосвязей, тогда то, что происходит в одном месте и промежутке времени, не давало бы никаких указаний на то, что произошло в другом. Признание нестабильности – не капитуляция, а приглашение к новым экспериментальным и теоретическим исследованиям, в которых следует выделить в особое понятие «Информация».
Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств . Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде. Любая форма информации подвержена дезорганизации во время передачи, т.е. имеет место тенденция к увеличению энтропии даже в той сфере, которая призвана уменьшить ее состояние для нас. Энтропия стихийно стремится к увеличению так же, как информация стремится к уменьшению.
Существуют принципы, которые позволяют нам делать выводы о вещах вне- и в соответствии с нашим собственным опытом. Постараемся выделить наиболее важные из них.
- Человек тратит на процесс обучения и приобретения знаний в среднем почти половину жизни. Это предопределено особенностями строения нашего тела и психики как представителей биологического вида. Сенсорному аппарату человека и самой структуре человеческого организма внутренне присущи разнообразие и широчайшие возможности. Механическая гибкость человеческого существа обеспечивает его почти безграничное интеллектуальное развитие. «Человеческий род силен лишь постольку, поскольку он использует преимущества врожденных приспособительных, познавательных способностей, обусловливаемых его физиологической структурой» .
- Ценность представляет и эффективно объединенная совокупность информационных сигналов. Мы получаем информацию через наши органы чувств и действуем в соответствии с ней. Усвоение и объединение информационных «блоков» происходит в сфере рационального мышления субъекта познания. Внешние сигналы не принимаются в чистом виде, они проходят через преобразующую структуру сознания. На уровне сознания, в отличие от сферы бессознательного, основным элементом психической структуры личности, дешифрующей входной сигнал, является «Ценностный блок». Проходя через него, информация преобразуется в сигнал, определяющий характер активности индивида (см. раздел 2.1).
- Человеческая коммуникация отличается от общения между большинством других животных утонченностью и сложностью применяемого кода, высокой степенью произвольности этого кода. «Речь является совместной игрой говорящего и слушающего против сил, вызывающих беспорядок» .
С точки зрения кибернетики семантика определяет меру смысла и управляет его потерями в системе коммуникации (тот факт, что информация может быть потеряна, а не приобретена, является кибернетической формой второго закона термодинамики). Выходной сигнал, получающийся при заданном входном сообщении, - это сообщение, которое зависит одновременно от входного сообщения и от свойств самого «преобразователя» – когнитивной сложности структурирования познающего субъекта.
- Потребности и сложность современной жизни предъявляют гораздо большие, чем когда-либо ранее, требования к процессу получения и использования информации. Сигналы различного рода являются формой организации. Группы сигналов, подобно группам состояний внешнего мира, возможно трактовать как группы, обладающие энтропией. Поэтому информация является делом скорее процесса, чем хранения.
- Целостность каналов внутренней связи жизненно важна для состояния общества. Для эффективного поведения необходимо получать информацию посредством процесса обратной связи, сообщающего о достижении цели. Обратная связь есть метод управления системой путем включения в нее результатов предшествующего выполнения ею своих задач.
- Обратная связь как способ управления является формой познания и различается по уровню сложности: в простейших обратных связях в грубой форме фиксируются успех или неудача в выполнении задачи; обратные связи, имеющие более сложную природу – это выстраивание линии поведения, которая отличается от более элементарных обратных связей своим «логическим типом» (по Б. Расселу).
- Введение категории «Информация» позволяет по-новому взглянуть на законы функционирования социального мира.
Все это делает правомерным выделение понятия «Информация» как основополагающего при изучении мира социальной реальности, подобно тому, как в физике основополагающим понятием является «Энергия», и все открываемые законы касаются изменений в процессе ее распределения.
Идеал социальной теории состоит в том, чтобы истолковать возможно большее количество фактов возможно меньшим числом законов. Понятие информации дает нам такой ключ к рассмотрению социальной реальности, который позволяет расположить множество фактов в значимом порядке, придав им связность. Там, где мы открываем направленность изменений, мы знаем, что имеются какие-то постоянные, совокупно действующие силы.
«Информация» – это особая категория, рассмотрение которой требует четкого понимания следующих моментов:
- Информация сама по себе ничего не стоит и не означает, ее ценность не является абсолютной характеристикой.
- Информация нужна субъекту для обеспечения возможности целенаправленных действий, направленных, в том числе, на сохранение целостности организма (или системы), его функционирования, и следовательно, формирования петель обратной связи.
- Информация – это не просто некое возмущение, внешний сигнал, действующий на систему, но и внутренняя оценка этого сигнала, обусловленная активностью психики. Таким образом, оценка информации может быть понята только в контексте отношений «субъект-объект». Качество информации зависит от субъекта, его способности воспринять и обработать информацию.
В разделе 2.1. мы говорили о той принципиальной роли, которую играет характер ценностных систем и в личностном, и в общественном развитии. В качестве объективно существующего критерия, участвующего в формировании ценностей, можно выделить информацию. Таким образом, возможно оценить качество ценностных систем, привлекая выводы физики, которые говорят об общих принципах устройства всего мироздания, а не только социального бытия. Человек как представитель биологического рода Homo sapience неотделим от получения и использования информации. Информация неразрывно связана с энтропией, мера которой определяется Вторым началом термодинамики (возрастанию информации соответствует уменьшение энтропии, и наоборот).
Человек как индивидуальное биологическое существо жестко запрограммирован Природой на сохранение своей структурной целостности, соблюдая при этом приемлемый уровень повышения энтропии окружающей среды. Фактически «Ценностный блок» мышления человека – это фильтр, который определяет своеобразную меру энтропии (этот вопрос мы подробно рассматривали в разделе 2.1). Параметры этого фильтра задаются и личностной предрасположенностью, и социализацией. Если характер ценностных систем не способствует повышению вариативности поведения на личностном и общественном уровне, то развитие идет по нижней ветви бифуркационной вилки.
Можно ли обосновать связь между способом использования информации, повышением вариативности поведения и уменьшением энтропии? Здесь имеет смысл пойти в рассуждениях от общего к частному. Существует свойство энтропии, называемое аддитивностью. Это свойство означает, что энтропия системы есть сумма энтропий частей системы.
В частности, свойством аддитивности обладает внутренняя энергия системы . Энтропия, допускаемая общественной системой ценностей, определяется теми пределами, которые принимаются на личностном уровне каждым из индивидов данного сообщества. Поэтому именно на личностном уровне задаются параметры фазового пространства, в котором существует общественная система.
Ценность информации определяется качеством поведения, вырабатываемого на его основе. Лучшие качества человеческой натуры с очень большой степенью упрощения можно свести к способам отбора и преобразования информации. Таким образом, можно утверждать, что мораль и нравственность – это своеобразные механизмы отбора информации. Возникновение и изменение ценностных систем - это реализация различных способов получения и обработки информации (т.е. формирование эффективных взаимоотношений со средой). Как правило, это открывает новые созидательные возможности.
Мы делили ценностные системы на системы, способствующие или препятствующие прогрессивному развитию. Ценностные системы, способствующие прогрессивному развитию, изменяют соотношение случайного и противостоящей активности индивида в определенную сторону. Активность индивида помогает ему эффективно преодолевать фактор случайности и неопределенности, исходящий из внешней (в том числе, и социальной) среды. Соответственно, выбор индивидом ценностей обеспечивает социальную стабильность не только для личностного микроуровня, но и на любом уровне социальной иерархии, а также в масштабах всей популяции.
Наука в ее современном состоянии тесного взаимодействия традиционных научных дисциплин для формирования новых подходов, пытается ответить на основополагающий вопрос о смысле информации как атрибута материи. Ответ на этот вопрос предопределяет наш способ видения мира, поскольку понимание механизма распознавания, т.е. раскрытие ценностного содержания информации есть ключ ко всем дальнейшим изысканиям, в том числе и в общественных науках.
Винер Н. Человек управляющий. СПб.,»Питер», 2001. С.14.
Винер Н. Человек управляющий. С.55.
Винер Н. Человек управляющий. С.89.
Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984, С.113.
3.4. Эволюционная роль элиты с позиций синергетики
Философия синергизма обосновывает тот взгляд, что саморазвитие материи подчиняется действию определенных законов. Суть процесса самоорганизации, - поведения неравновесных систем в неживой и живой природе, - определенная последовательность переходов от одних квазистабильных состояний к другим. Эти состояния характеризуются некоторыми параметрами организации, что и дает возможность поиска закономерностей развития.
Основной вопрос состоит в том, в какой степени общественное бытие подвержено действию законов синергизма (саморазвития материи)? Законы бытия обладают тем свойством, что никто в мире не может отменить их действие. Социальные законы – законы сознательной и волевой деятельности людей, не зависящие от их сознания и воли. Развитие личности лежит на пересечении факторов действия исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.
Индивид либо совокупность индивидов могут ослабить действие социальных законов, поскольку чрезвычайно велик уровень неопределенности и непредсказуемости внешних воздействий. Но законы, несмотря ни на что, остаются, являясь универсальными при соответствующих их протеканию условиях. Нарушение законов социального бытия не есть их отмена или изменение. Поведение, по тем или иным причинам не считающееся с ними, рано или поздно наказывается. Меняя конкретные формы проявления и действия, социальные законы являются одними и теми же для всех времен и народов, где появляются социальные объекты, к которым они относятся.
Эволюция, развитие носят направленный характер – происходит непрерывное усложнение организационных форм. Осуществить переход от рассмотрения законов бытия к рассмотрению социальных законов возможно, основываясь на признании психики конструктивным фактором эволюции. Соотношение биологического и социального в личности и популяции людей выступает основой для рассмотрения общества как определенной среды. Эта среда создает некоторые, присущие ей условия для осуществления деятельности и коммуникаций.
Человек как «элемент» входит во множество физических, биологических и социальных систем. Изучение человека в процессе эволюции порождающей его системы предполагает системный историко-эволюционный анализ, т.е. постановку вопроса об эволюционном смысле возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Это означает поиск цели развития.
В эволюционном аспекте существует общая тенденция к сохранению вида на уровне отдельного индивида. Морфофизиологический процесс состоит в изменении строения и функций тела; биологический – в изменении образа жизни; социальный прогресс – динамика изменений системы «индивид-общество».
Эволюционирующая система должна найти оптимальный компромисс между сверхспециализацией (максимальные возможности для системы решать ранее встречавшиеся типовые задачи) и универсализацией (средствами, пригодными при всех возникающих обстоятельствах). Кроме того, эволюция развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций – тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем.
Синергетика выделяет на основе этого два класса механизмов развития: адаптационные, - обеспечивающие устойчивость развивающейся системы в стандартных условиях среды; и бифуркационные (от bifurcation – разветвление, раздвоение) – тенденции к изменению, приходящие в действие при резких изменениях среды, кризисов в жизни системы. Чрезвычайную важность с точки зрения синергетического подхода, в эволюционном развитии системы приобретает способность воспринимать и перерабатывать информацию. Эта способность лежит в основе ряда механизмов самоорганизации.
Как эволюционные процессы, адаптация и бифуркация включают в себя информационную составляющую. В адаптационных процессах используется информация об окружающей обстановке, полученная в данный момент, без прогноза изменений внешней среды. При бифуркационных процессах принцип обратной связи является новым принципом отбора, который формируется только субъектом, получающим информацию о состоянии и поведении управляемого объекта.
Любая бифуркация в сложных системах никогда не происходит мгновенно – она протяженна во времени, а переход в новое квазистационарное состояние всегда проходит через ряд промежуточных состояний, образующих фазовую траекторию системы. Одной из важнейших характеристик, определяющей эти состояния, является информация как одна из составляющих энергии. В зависимости от степени использования информации можно сделать вывод об эффективности функционирования системы.
Особую роль в мировом эволюционном процессе играет «принцип минимума диссипации (рассеяния) энергии». Формулируется он следующим образом: если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая совокупность состояний, согласных с законами сохранения и связями, наложенными на систему (процесс), то реализуется то состояние, которому отвечает минимальное рассеивание энергии, или, что тоже самое, минимальный рост энтропии.
Принцип минимальной диссипации энергии можно считать лишь очень частным случаем значительно более общего принципа «экономии энтропии». В природе все время возникают структуры, в которых энтропия не только не растет, но и локально уменьшается. И. Пригожин рассматривал принцип минимума производства энтропии в качестве универсального. «Теорема о минимуме производства энтропии… утверждает, что производство энтропии системой, находящейся в стационарном, достаточно близком к равновесному состоянию, минимально».
Принцип минимума диссипации (рассеяния энергии) служит дополнительным принципом отбора. Если в данных конкретных условиях возможны несколько типов организации материи, согласующихся с другими принципами отбора, то реализуется структура, которая отвечает за минимальный рост (или максимальное убывание) энтропии. Поскольку убывание энтропии возможно только за счет поглощения внешней энергии и/или вещества, реализуются те из возможных форм организации, которые способны в максимальной степени поглощать внешнюю энергию (или вещество).
"Адаптационные механизмы обладают тем замечательным свойством, что ни внешние возмущения, ни внутренние пертурбации с помощью этих механизмов не способны вывести систему за пределы того "обозримого канала эволюции", того коридора, который заготовила природа для развития этой системы". Однако, коридор этот достаточно узок. При нарастании условий (например, появлении и нарастании кризисных явлений) та система действий, которая служила адекватному приспособлению данного общества, перестает быть механизмом адаптационного типа.
Бифуркационный тип механизмов эволюции имеет совершенно другую природу. Существует некоторое критическое значение внешнего воздействия, выше которого внутренние структуры общественной системы перестают существовать, старая организация общества разрушается. Переход через пороговое состояние ведет к резкому, качественному изменению протекающих социальных процессов, к изменению их организации. Принципиальную роль при этом играют случайные воздействия – флуктуации, которые в момент перехода через пороговые состояния определяют то множество возможных структур, в рамках которых в дальнейшем будет развиваться система.
Описывая подробно этот механизм в предыдущем разделе (выбор "Ценности/значимости"), мы утверждали, что если флуктуация реализуется в виде воздействия представителя элиты, общественное развитие осуществляется по восходящей бифуркационной ветви; если флуктуация реализуется в виде воздействия "лидера мнений" (подробнее об этом в разделе…), оказаться которым более всего шансов у представителя эрзац-элиты, - общественное развитие осуществляется по нисходящей ветви.
Действие бифуркационных механизмов может развести сколь угодно далеко даже самые близкие, практически тождественные формы организации. Вероятностный характер перехода через пороговое состояние лишает эволюцию обратного хода, - система "забывает" свое прошлое. Эволюция, как и время, приобретает направленную необратимость.
Нам хочется привести здесь слова И. Р. Пригожина: "…Многовариантное видение мира, положенное в основание науки, с необходимостью раскрывает перед человечеством возможность выбора – выбора, означающего, между прочим, и определенную этическую ответственность".
Как эволюционные процессы, адаптация и бифуркация включают в себя информационную составляющую. В адаптационных процессах используется информация об окружающей обстановке, полученная в данный момент, без прогноза изменений внешней среды. При бифуркационных процессах принцип обратной связи является новым принципом отбора, который формируется только субъектом, получающим информацию о состоянии и поведении управляемого объекта.
Любая бифуркация в сложных системах никогда не происходит мгновенно – она протяженна во времени, а переход в новое квазистационарное состояние всегда проходит через ряд промежуточных состояний, образующих фазовую траекторию системы. Одной из важнейших характеристик, определяющей эти состояния, является информация как одна из составляющих энергии. В зависимости от степени использования информации можно сделать вывод об эффективности функционирования системы.
Особую роль в мировом эволюционном процессе играет «принцип минимума диссипации (рассеяния) энергии». Формулируется он следующим образом: если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая совокупность состояний, согласных с законами сохранения и связями, наложенными на систему (процесс), то реализуется то состояние, которому отвечает минимальное рассеивание энергии, или, что тоже самое, минимальный рост энтропии.
Принцип минимальной диссипации энергии можно считать лишь очень частным случаем значительно более общего принципа «экономии энтропии». В природе все время возникают структуры, в которых энтропия не только не растет, но и локально уменьшается. И. Пригожин рассматривал принцип минимума производства энтропии в качестве универсального. «Теорема о минимуме производства энтропии… утверждает, что производство энтропии системой, находящейся в стационарном, достаточно близком к равновесному состоянию, минимально».
Принцип минимума диссипации (рассеяния энергии) служит дополнительным принципом отбора. Если в данных конкретных условиях возможны несколько типов организации материи, согласующихся с другими принципами отбора, то реализуется структура, которая отвечает за минимальный рост (или максимальное убывание) энтропии. Поскольку убывание энтропии возможно только за счет поглощения внешней энергии и/или вещества, реализуются те из возможных форм организации, которые способны в максимальной степени поглощать внешнюю энергию (или вещество).
Принятие этого утверждения позволяет выдвинуть следующую гипотезу. В соответствии с принципом минимума диссипации любой системе живой природы свойственно в максимальной степени использовать внешнюю энергию и вещество (если они стоят на пути прогрессивного развития). Признавая информацию энергетической составляющей, получаем, что в эволюционном процессе способность в наибольшей степени усваивать информацию и адекватно ее перерабатывать, является определяющей для сохранения гомеостаза , и в конечном счете, для обеспечения жизнедеятельности системы. Поэтому на уровне индивида когнитивная сложность его мышления выступает в качестве эволюционного принципа отбора.
Элита и эрзац-элита выполняют определенные функции. В процессе эволюции развитие социальных систем подвергается действию механизмов, реализующих либо сверхспециализацию, либо универсализацию средств решения возникающих задач. В стандартных условиях среды таким механизмом является адаптация, в период кризисов – бифуркация. Представители эрзац-элиты преобразуют уникальные и специфические воздействия элиты в повторяющиеся и всеобщие .
Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., «Молодая гвардия», 1990. С.70.
Моисеев Н. Человек и ноосфера. С.42
Пригожин И. Время, структура и флюктуации. Успехи физических наук. М., 1980, Т. 131, Вып.2. С.185.
Моисеев Н. Человек и ноосфера. С.45.
Пригожин И. Философия нестабильности.//Вопросы философии, № 6, 1991. С. 52.
Моисеев Н. Человек и ноосфера. С. 42
Пригожин И. Время, структура и флюктуации. Успехи физических наук. М., 1980, Т. 131, Вып.2.С.185.
Гомеостаз – подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним фактором. // Краткий психологический словарь, Москва, Политиздат, 1985.С.66.
Более подробно об этом см.: Васильева Л.Н. Теория элит (синергетический подход). // Общественные науки и современность, № 4, 2005.
3.5. Синергетика и теория элит
Каким образом интерпретировать влияние элиты и эрзац-элиты на состояние общества с позиций того нового отношения к универсуму, которое дает нам синергетика? Наше восприятие природы становится дуалистическим. Порядок и беспорядок существуют одновременно. Хаос описывается в терминах теории вероятности, где рекурентность (возвратность), бинарность наполняются определенным философским содержанием. Дуализм, частными случаями которого являются учение о симметрии, проявления цикличности в развитии самых разнообразных биологических форм – это описание механизмов, логически связывающих явления, на первый взгляд совершенно разнородные.
Существуют, например, закономерности распределения материков и океанов на поверхности Земли, которые могут быть наглядно охарактеризованы геометрической моделью в виде октаэдра, грани которого попеременно окрашены в два цвета (см. рис.1).
Рис. 1. Октаэдр с белыми и черными гранями.
Может быть, если можно было бы со всей определенностью, а не умозрительно, идентифицировать человека как представителя элиты или эрзац-элиты, их соотношение в социальном пространстве выглядело бы подобным образом. Но социология располагает, по большей части, абстрактными построениями, и мы можем представить лишь условную интерпретацию законов хаоса и неравновесности.
В точках бифуркации происходит смена типов решений, и отсюда, смена пространственно-временной организации объекта. Происходит выстраивание структур, набор которых задается собственными функциями среды. Идеальные формы реально возможных образований являются аттракторами, к которым только и может эволюционировать рассматриваемый объект. Качественные свойства источников возникновения структур налагают жесткие ограничения на способы их существования.
Представитель элиты либо эрзац-элиты в качестве источника возникновения социальных структур задают различную направленность социальным процессам. Элита – носитель социально-биологических качеств, которые позволяют достигать максимальной пользы (в какой-либо ситуации) для популяции при минимальных потерях. Эрзац-элита – достижение максимальной пользы для себя, невзирая на то, что происходит с популяцией в целом или с соседями по социальному пространству. Между тем, моральные и этические заповеди – это комплекс поведенческих норм, в основе которого лежит именно самоограничение. Именно это позволило человеку как представителю вида Homo Sapience перешагнуть ступень, отделяющую его от животных.
Для популяции либо социальной общности засилье таких людей на вершине социальной иерархии чревато необратимой катастрофой. Очень быстро и эффективно приспосабливаясь, представители эрзац-элиты обживают для себя уютные ниши внутри кризисных изменений социального пространства. Тем самым они становятся непосредственно к ним причастны.
Как проводники власти, и за счет этого заинтересованные в стабильности своего положения, обусловленного близостью к власти, они, невзирая ни на что, препятствуют циркуляции информации. Это позволяет имитировать стабильность и подтверждать собственную компетентность для носителей власти. Образно говоря, "лечению" любых кризисных явлений они предпочитают "анестезию", тем самым усугубляя болезнь.
Вне контекста потребностей и желаний представители эрзац-элиты не представляют из себя индивидов, способных к осмыслению и решению макросоциальных проблем хотя бы из чувства самосохранения. Это всегда неуемные и расточительные потребители, вольные или невольные пособники любой социальной катастрофы.
Эрзац-элита – носитель того генетического культурного кода, который неминуемо ведет к духовной деградации. "Логика катастрофы страшна тем, что развивается она с неумолимой последовательностью. Культурный кризис приводит к остальным: цивилизационным, технологическим, экологическим" .
Элита – это индивиды, которым в значительной степени свойственны определенные социальные качества, которые А.Маслоу выделял как "исключения из иерархии потребностей". "Есть люди, обладающие выраженной одаренностью от природы, для которых влечение к творчеству представляется более значимым, чем любой контрдетерминант". Их креативность может проявляться не только как самоактуализация, возможная на основе базового удовлетворения, но и как самоактуализация, возможная, несмотря на отсутствие базового удовлетворения. Существуют также исключения, "связанные с идеалами, высшими социальными стандартами, высшими ценностями и т.п. Люди, преданные таким ценностям, становятся мучениками; они готовы отказаться от всего ради определенного идеала или того, что представляет ценность".
Как мы уже отмечали, элита и эрзац-элита представляют из себя социальные антиподы. Однако, имея в виду законы эволюции, они существуют в социальном пространстве одновременно, с равным правом на существование.
Существует два класса эволюционных механизмов. Действия эрзац-элиты относятся в большой степени к адаптации. Адаптация обеспечивает развивающейся системе определенную стабильность в данных конкретных условиях внешней среды.
Эрзац-элита, социальную роль которой мы в целом определили как отрицательную, может действовать на благо общества, если является проводником власти элиты, находящейся в политической элите и имеющей властный ресурс для принятия и осуществления своих решений. В этом случае эрзац-элита невольно выполняет функцию, по определению ей не свойственную, - она поддерживает долговременную стратегию развития общества.
Синергетика – это новая философия миропознания, которая позволяет ощутить и малость человеческой жизни, и грандиозные возможности человеческой личности. Бесконечно малая величина, которой можно пренебречь и тот «социальный атом», излучение которого способно деформировать социальное, а затем и физическое пространство – все это человек. На что употребляются свершения человеческого разума, - этот момент выбора определен сознанием и волей личности, ее этической ответственностью.
Абсолютного Добра и Зла не существует, и во многом от нас зависит превращение одного в другое. Любое человеческое деяние потенциально способно служить как тому, так и другому, - в этом суть любого творения. «Скольжение по наклонной плоскости» начинается именно тогда, когда мы попадаем под намеренно пропагандируемое «очарование» Зла. И если на этом скользком пути вовремя не останавливаться, чтобы критически переосмысливать навязываемые нам «ценности», может случиться так, что свет истины, столь необходимый человеку на пути познания Добра и Зла померкнет, действительно произойдет абсолютное «зануление» человека и сама возможность отличать одно от другого перестанет существовать».
Один из основателей Теории организации Е. Федоров обратил внимание на то, что разнообразие архитектурных форм существования вещества значительно беднее разнообразия материала, участвующего в природных процессах. Этот факт имеет глубокий философский смысл, - человек во всех неизмеримо разнообразных проявлениях своей натуры несравнимо более сложная система, чем человечество. Социальное структурирование осуществляется под воздействием импульсов активности индивида, на формирование которых влияют лишь определенные социально-психологические свойства личности.
Переход от повторяющегося и общего к уникальному специфическому, подобно древним космогониям покоится на «трех китах»: отношение, связь, время. В контексте рассматриваемой нами проблемы структурирования политической власти в социальном пространстве можно выделить следующие синергетические закономерности, которые будут необходимы нам для анализа.
Термин «синергетика» образован от греческого «синергиа» - (содействие, сотрудничество) . В нем выражена суть явлений данного рода – кооперативность действий разрозненных элементов, спонтанно организующихся в структуру некоторой системы. Механизм согласования (когеренции) элементов материи универсален, - он выступает информационным механизмом организации природных и социальных процессов. Логические предпосылки информационной самоорганизации – это избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, «режим обострения» в ходе эволюции системы .
Отбор вариантов в точке бифуркации предопределен двумя факторами: во-первых, это исходный тип нелинейности системы; во-вторых, это воздействия внешней среды: «…Флуктуации окружения могут воздействовать на бифуркацию, параметры системы контролируются извне» .
Возникающая в дальнейшем диссипативная структура, и с нею новый тип нелинейности, в свое время будут играть роль детерминанта. В момент очередной нестабильности она послужит своеобразной «матрицей», на основе которой под воздействием внешних условий по «воле случая» произойдет выбор. Этот выбор является ничем иным, как новой информацией на основе уже имеющейся. Следовательно, формирование и бифуркационная эволюция структур являются генерацией информации.
Малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю структуру. В значительной степени они колеблются вблизи точек бифуркации. Такие системы как бы «колеблются» перед выбором одного из нескольких путей эволюции. Особенно важным является тот факт, что в этом состоянии имеется много степеней свободы. Даже «…небольшая флуктуация может положить начало эволюции в совершенно новом направлении, которое изменит все поведение макроскопической системы».
Когда вероятностный отбор уже реализуется и система становится на определенный путь развития, случай теряет силу. Система будто бы «забывает» вероятностные обстоятельства своего генезиса. До очередной точки бифуркации система будет функционировать на детерминистских началах, на основании законов, соответствующих ее природе. Возникшая в нелинейной среде структура приобретает статус самостоятельности. Выражением этого является то, что процессы, протекающие в ее границах, идут строго определенным образом. Отбор признаков, дающий преимущества в ходе развития, приводит к тому, что сам этот процесс идет со все большей скоростью.
Дойдя то точки очередной бифуркации, структура вновь оказывается в ситуации вероятностного выбора. Последующий выбор будет выбором в границах уже пройденного пути эволюции, однако, с его усилением и усложнением. Именно с этим связана принципиальная идея И. Пригожина о том, что «…бифуркация вводит в физику и химию элемент истории, который как обычно считалось, зарезервирован для наук с биологическими, социальными и культурными явлениями».
Существует еще одно чрезвычайно важное свойство самоорганизующихся систем. Любой элемент системы рассматривается в качестве «комплекса», т.е. сочетания каких-либо элементов следующего порядка. Это так называемый «феномен фрактального роста». Фрактал – это нелинейная структура, сохраняющая самоподобие при неограниченном уменьшении или увеличении масштаба. Соответственно, любая самоорганизующаяся система предполагает задание общего принципа организации и действие случайностей, которые в совокупности образуют, тем не менее, функционально упорядоченную систему.
Что дают основные положения синергетики, как научного междисциплинарного направления, для понимания природы политической власти? Почему именно к синергетике обратились мы в поисках ответа на вопрос, давно получивший свои ответы в области традиционных социологических и политологических подходов? Полученные нами выводы в корне меняют некоторые сложившиеся представления, в частности, о линейном рассмотрении социально-политических процессов, а также о наличии какой бы то ни было периодической цикличности.
Итак, за фасадом исключительно сложных, хаотических явлений скрывается внутренняя простота. Рассуждения ведущих современных логиков, философов и физиков приводят к парадоксальным выводам: структуры не изобретают – их открывают. Р. Пенроуз высказал мысль о том, что открытие (т.е. возникновение «новой информации» в наших терминах) практически всегда есть озарение, а не логический вывод. Кроме того, при том, что каждый уровень детализации уникален в частностях, в общем на каждом уровне (или через один - два) структуры повторяют друг друга.
Форма структуры обладает тем свойством, что количество вложенной энергии может не играть здесь никакой роли, если не следуют ее внутренним потенциям. События имеют микроструктуру, - хаос выступает порой как сверхсложная упорядоченность, т.е. хаос на микроуровне может приводить к упорядоченности на макроуровне. Эффект согласованного поведения отдельных элементов, хаотически ведущих себя на микроуровне, позволяет системе войти в «режим с обострением».
С одной стороны, изменение внешних воздействий в несколько раз в системах, описывающихся нелинейными зависимостями, в отличие от линейных, не приводят к пропорциональному отклику системы. С другой стороны, вблизи некоторого момента времени, называемого «временем обострения», неустойчивость приобретает взрывной характер. Время в таких системах приобретает совершенно иное и вполне реальное воплощение – оно превращается в четвертую степень свободы в мире трех пространственных измерений.
Структура с меньшим временем обострения «выигрывает» у структуры с большим временем. Понятие «коэволюции», применяющееся в футурологии, глобальной динамике, и означающее «совместное изменение, взаимодействие в ходе развития», - наполняется новым смыслом. Целое может существовать лишь потому, что части объединены сотнями положительных и отрицательных обратных связей . Теперь, в качестве обязательной оговорки, приходится уточнять – в каком смысле система устойчива, относительно каких возмущений, на каких временных промежутках.
И. Пригожин назвал упорядоченность, возникающую в открытых нелинейных системах, далеких от равновесия, и существенно связанную с рассеянием энергии, вещества или информации, диссипативными структурами. Присутствие неравновесности – это перетекание энергии, что является основой феномена эволюции, нелинейности ее законов, чувствительности к сколь-угодно малым импульсам (инициирующим воздействиям) в точке бифуркации, принципиальной множественности траекторий развития. Принцип любого изменения, вероятно, имеет в своей основе закономерности энтропии.
В 1938г. английский геофизик Роберт Эмден выступил против названия энергии «Царицей мира», а энтропии – только ее «тенью». В частности, он писал: «В гигантской фабрике естественных процессов принцип энтропии занимает место директора, который предписывает вид и течение всех сделок. Закон сохранения энергии играет лишь роль бухгалтера, который приводит в равновесие лишь дебет и кредит».
Аналогичную картину можно найти у Феликса Ауэрбаха: «Принцип сохранения энергии имеет то единственное значение, что ничто не может совершиться вопреки его требованиям, но это не значит, что что-либо истекает из него самого, по его инициативе. Он является лишь надсмотрщиком, но не предпринимателем. Он имеет разрешительный, а не производительный характер».
На основании этих утверждений о соотношениях, присущих физическим закономерностям, и роли в них энтропии, можно сделать важнейший для нашего исследования вывод. Психическое – это опосредованная через перераспределение энергетических потоков степень изменения энтропии в материальном мире.
В 1872г. Людвиг Больцман опубликовал свою знаменитую формулу, согласно которой энтропия системы в некотором состоянии пропорциональна логарифму вероятности состояния. Формула Больцмана позволяет утверждать, что возрастание энтропии означает переход системы из менее вероятных состояний в более вероятные состояния. Закон возрастания энтропии в замкнутых системах есть, следовательно, закон увеличения степени беспорядка в этих системах. Иными словами, переход из менее вероятных в более вероятные состояния соответствует переходам «порядок → беспорядок».
Количество энергии в замкнутой системе с течением времени не изменяется, однако, изменяется качествоэнергии. В частности, уменьшается ее способность совершать полезную работу. Возрастание энтропии в замкнутой системе есть, по сути дела, постепенное разрушение системы. Изоляция системы отдает ее во власть разрушающих случайностей, которые всегда направляют систему по пути к беспорядку.
Как выразился французский ученый Л.Бриллюэн: «…Второе начало термодинамики говорит о смерти вследствие изоляции». Чтобы поддерживать или, тем более, повышать уровень упорядоченности системы, ею надо управлять. Для этого необходимо прежде всего, чтобы система не была замкнутой. Процессы, при которых подводится свободная энергия, энтропию понижают. Действие управляющих факторов может приводить к уменьшению энтропии системы, что не противоречит второму началу термодинамики. Локальное уменьшение энтропии за счет окрестности процесса не может изменить направленность космического процесса, - уменьшается лишь энтропия данной системы. Это уменьшение с избытком компенсируется возрастанием энтропии в других системах.
Вероятностная трактовка энтропии показывает, что второе начало термодинамики выполняется лишь в среднем. Всевозможные флуктуации непрерывно нарушают этот закон термодинамики, поскольку в его основе лежат не жестко детерминированные, а вероятностные закономерности.
Понятие «информации» основано на вероятности, вероятность лежит и в основе энтропии: природа информации и энтропии обнаруживает единство. Повышение энтропии – это уменьшение количества информации, содержащейся в структуре системы. Флуктуации физических параметров обусловливают случайные нарушения второго начала термодинамики. Процессы случайного понижения энтропии соответствуют генерации информации из шума. Суть процесса управления системой состоит, таким образом, в том, чтобы отбирая определенные информационные сигналы, уменьшить ее энтропию. Таким образом, физические законы помогают сформулировать социальный закон. Эффективное управление социальной системой – это уменьшение энтропии системы за счет генерации из шума такой информации, которая способствует совершению полезной работы.
В 1871г. Максвелл сформулировал следующую умозрительную ситуацию, выглядевшую как парадокс. Пусть сосуд с газом разделен на две половины (А и В) перегородкой, в которой имеется небольшое отверстие с клапаном. Предположим, рассуждал Максвелл, что некое «существо» (он назвал его «демоном»), управляет клапаном, закрывая и открывая отверстие таким образом, чтобы пропустить наиболее быстрые молекулы из половины А сосуда в половину В, а наиболее медленные молекулы из половины В сосуда в половину А. В результате «демон» повысит температуру в половине В и понизит ее в половине А, не производя при этом никакой работы.
Феликс Ауэрбах утверждал, что не одни термодинамические законы определяют течение мировых событий, а, напротив, должны существовать закономерности или силы, которые действуют против энтропийных процессов природы. Решение, предложенное Ауэрбахом, состоит в том, что духовная деятельность человека подобно «демону Максвелла» влияет на мировые процессы.
Демон Максвелла (демон Тэта, как пишет Ауэрбах) – это образ пока неизвестных сил, дремлющих в телах и не имеющих с энергией ничего общего или, во всяком случае, никакой достойной упоминания связи. Эти силы действуют только как инициирующие силы. Однако явственно то, что эти силы производят развитие.
«Развитие – это путь наверх, а не вниз, не рассеяние, а концентрация, не обесценивание, а усиление». Деятельность души не относится к энергетическим процессам – нет соответствующей формы энергии; «имеется только тенденция к регулированию превращения энергии». Согласно расчетам Л.Бриллюэна, «демон» не в состоянии препятствовать росту энтропии. Однако, другие физики, например, Ф.Дайсон, приписывают разуму человека роль максвелловского демона в космической эволюции.
Резюме
Синергетический подход теории элит
1. Теорию элит в предельно широком смысле можно рассматривать как науку у структуризации социального бытия, т.е. о его упорядоченности и эволюции. Эта теория находится не только на стыке таких сугубо гуманитарных дисциплин, как социальная философия, всеобщая история, социология, культурология, социальная психология и политология.
2. Существует необходимость методологически обосновать правомерность переноса закономерностей неживой природы на мир биологических систем и социальный мир. Эта задача выполнима в том случае, если рассматривать преобразования информации как кибернетическую форму II начала термодинамики. Все это делает правомерным выделение понятия «Информация» как основополагающего при изучении мира социальной реальности, подобно тому, как в физике основополагающим понятием является «Энергия», и все открываемые законы касаются изменений в процессе ее распределения. Информация является делом скорее процесса, чем хранения.
Процессы случайного понижения энтропии соответствуют генерации информации из шума. Суть процесса управления системой состоит, таким образом, в том, чтобы, отбирая определенные информационные сигналы, уменьшить ее энтропию. Таким образом, физические законы помогают сформулировать социальный закон. Эффективное управление социальной системой – это уменьшение энтропии системы за счет генерации из шума такой информации, которая способствует совершению полезной работы.
3. Фрактал – это нелинейная структура, сохраняющая самоподобие при неограниченном уменьшении или увеличении масштаба. Соответственно, любая самоорганизующаяся система предполагает задание общего принципа организации и действие случайностей, которые в совокупности образуют, тем не менее, функционально упорядоченную систему.
4. С точки зрения кибернетики семантика определяет меру смысла и управляет его потерями в системе коммуникации (тот факт, что информация может быть потеряна, а не приобретена, является кибернетической формой второго закона термодинамики). Выходной сигнал, получающийся при заданном входном сообщении, - это сообщение, которое зависит одновременно от входного сообщения и от свойств самого «преобразователя» – когнитивной сложности структурирования познающего субъекта.
4. Представитель элиты либо эрзац-элиты в качестве источника возникновения социальных структур задают различную направленность социальным процессам. Элита – носитель социально-биологических качеств, которые позволяют достигать максимальной пользы (в какой-либо ситуации) для популяции при минимальных потерях. Эрзац-элита – достижение максимальной пользы для себя, невзирая на то, что происходит с популяцией в целом или с соседями по социальному пространству.
Литература:
1. Аристотель. Сочинения. М., 1981.
2. Ауэрбах Ф. Царица мира и ее тень. Одесса, 1913. С. 24. (Цитируется по: Концепции самоорганизации в исторической ретроспективе.//М., «Наука», 1994. С. 154.).
3. Васильева Л.Н. Теория элит (синергетический подход). // Общественные науки и современность, № 4, 2005.
4. Венгеров А. Синергетика и политика.//ОНС, № 4, 1993.
5. Винер Н. Человек управляющий. СПб., Питер, 2001.
6. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М., 1986.
7. Краснощеков П. О чем не знал Билл Гейтс. // Новая газета, № 60, 2003.
8. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика – теория самоорганизации: идеи, методы, перспективы. // Новое в жизни, науке, технике. М., 1983.
9. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, «Питер». 2003.
10. Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., «Молодая гвардия», 1990.
11. Панченко А.И., Пригожин И.Р. От бытия к становлению: время и сложность в физических науках. // Математика, естествознание и культура. М., 1983.
12. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М., УРСС, 2004.
13. Порус В. "Обжить катастрофу".//Новая газета, № 17, 2004.
14. Пригожин И. Время, структура и флюктуации. Успехи физических наук. М., 1980.
15. Пригожин И. Философия нестабильности.//Вопросы философии, № 6, 1991.
16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
17. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1981.
18. Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984.
19. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
20. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
21. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л., «Недра», 1985.
22. Dyson F.J. Time without end. Physics and biology in an open universe.// Reviews of Modern Physics. 1979. Vol. 51. № 3.
Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л., «Недра», 1985. С.152.
Порус В. "Обжить катастрофу".//Новая газета, № 17, 2004. С.16.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, «Питер». 2003. С.73.
Маслоу А. Мотивация и личность. С.74.
Краснощеков П. О чем не знал Билл Гейтс. // Новая газета, № 60, 2003. С.16.
Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С.16.
Более подробно об этом см.: Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика – теория самоорганизации: идеи, методы, перспективы. // Новое в жизни, науке, технике. М., 1983.
Панченко А.И., Пригожин И.Р. От бытия к становлению: время и сложность в физических науках. // Математика, естествознание и культура. М., 1983. С.171.
Панченко А.И., Пригожин И.Р. От бытия к становлению. С. 47.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 106.
Более подробно об этом см.: Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М., УРСС, 2004.
Более подробно об этом см.: Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., УРСС, 2003. С.49-57.
Обратная связь – воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной; если ослабляет - отрицательной.// Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1981. С. 921.
Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М., 1986. С.62.
Ауэрбах Ф. Царица мира и ее тень. Одесса, 1913. С.24. (Цитируется по: Концепции самоорганизации в исторической ретроспективе.//М., «Наука», 1994. С.154.).
Более подробно об этом см.: Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., «Просвещение», 1984. С.137.
Цит. по: Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М.С.142.
Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М.С.138.
Ауэрбах Ф. Ауэрбах Ф. Царица мира и ее тень. С. 57.
Ауэрбах Ф. Царица мира и ее тень. С. 19-20.
Dyson F.J. Time without end. Physics and biology in an open universe.// Reviews of Modern Physics. 1979. Vol. 51. № 3.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Политология
|
|