Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Попов Э. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика
ГЛАВА 1. КОНСЕРВАТИЗМ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. История понятия консерватизма: основные подходы
Термин «консерватизм» в его современном значении был введен французским роялистом и классиком европейской литературы Франсуа Рене де Шатобрианом, который в конце 1810-х гг. издавал во Франции периода Реставрации еженедельник «Conservateur». В широкий политический оборот данный термин вводится уже в середине 30-х годов XIX века для обозначения политической позиции британских консерваторов – тори. Первые попытки определения сущностных границ явления были предприняты фактически в то же время. Так, у истоков научного изучения консерватизма в нашей стране стояли идеологи данного направления. В частности, в работах «старших славянофилов» были поставлены методологические вопросы, связанные с определением сущностных границ консерватизма. Планомерное научное изучение консерватизма началось несколько позднее, в начале XX века и, особенно, в межвоенный период, что связано с выходом в свет классического труда немецкого социолога Карла Манхейма «Консервативная мысль» (1927). Очередная активизация научного изучения явления приходится на конец 70-х – начало 80-х гг., что связано, как отмечалось в научной литературе, с возникновением «консервативного феномена» или «консервативной волны» - приходом к власти в Западной Европе и США политиков неоконсервативной направленности. В нашей стране повышенный исследовательский интерес к консерватизму возник в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века и не ослабевает по настоящее время.
В большинстве новейших исследований, посвященных русской консервативной мысли, проблема уточнения понятийного аппарата обходится стороной. Это характерно даже для такого академического исследования, как подготовленная коллективом сотрудников Института Российской истории Российской Академии Наук (ИРИ РАН) монография "Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика" . Русский консерватизм типологизируется на основе линейного (марксистско-ленинского) подхода. Авторы выявили два направления изучаемого явления: «реакционный консерватизм» и «либеральный консерватизм» (вариант: «консервативный либерализм»). К представителям «плохого» «реакционного консерватизма» авторы монографии отнесли наиболее значимых теоретиков русского консерватизма: К.Н. Леонтьева и Л.А. Тихомирова. Применение подобного оценочного подхода существенно сказалось на научной значимости исследования. Остались без внимания целые аспекты идейного наследия ведущих теоретиков «реакционного консерватизма», «прогрессивные» по своему характеру. Остается неясным, каким образом «реакционная партия» вербует своих сторонников, ведь даже авторы монографии признают, что эта партия состоит не только из реакционных помещиков, преследующих эгоистичные классовые интересы, но и из мыслителей первой величины .
Решение данной проблемы наталкивается на наличие инвариантных подходов к определению сущности консерватизма. Можно выделить два основных подхода (не считая целого ряда промежуточных или компромиссных) к определению сущности данного явления: идейный (содержательный) и ситуативный.
В основе идейного (содержательного) подхода лежит представление о консерватизме как одном из основных идейно-политических течений Нового времени, наряду с либерализмом и социализмом. Консерватизм – равноправная им идеологическая система. Вместе с тем, в отличие от либерализма и социализма он вдохновляется не проектами построения будущего (в этом смысле и либерализм, и социализм являются проектами прогрессистскими), а сохранением и сбережением универсальных, вечных ценностей. Как отмечает современный исследователь консерватизма Г.И. Мусихин, «политические аспекты консерватизма сложно отделить от мировоззренческих» .
В свою очередь, в рамках идейного (содержательного) подхода наличествует ряд оттенков, весьма различных и зачастую противоположных друг другу. Социологический акцент в определении консерватизма сделан одним из родоначальников научного изучения консерватизма, немецким социологом К. Манхейм в его классической книге «Консервативная мысль». Он определяет консерватизм в качестве особого, исторически и социологически укорененного типа мировоззрения «стиля мышления». По мнению социолога, консерватизм является идеологией, возникшей как реакция на Французскую революцию 1789 года. Однако причины возникновения этого явления кроются глубже. События 1789г. лишь катализировали процесс образования консервативной «партии». Консерватизм стал духовным и интеллектуальным ответом на идеологию буржуазного общества: либерализма, рационализма, индивидуализма и просветительской философии .
Следует отметить, что не все исследователи придерживаются приведенных выше подходов к определению консерватизма в качестве антитезы либерализма. Ряд исследователей отмечают наличие точек соприкосновения между либерализмом и консерватизмом. Так, данной проблеме в значительной мере была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Либеральный консерватизм: история и современность» . Снять остроту антилиберальной направленности консерватизма пытается философ В.И. Приленский, по мнению которого «Если искать истинную противоположность консервативному типу мышления, то ее легко найти в любых формах экстремизма, радикализма, революционаризма, анархизма, нигилизма и т.д.» . Близка изложенному здесь подходу и точка зрения Г. Моро: «Консервативная система идей, базирующаяся на вечных социальных и нравственных ценностях — уважении к собственной традиции, опоре на мудрость предков, приоритете интересов общества, социальном разнообразии, деятельном благоразумии и т. п. — имеет неплохие шансы и перспективы получит свое звучание в политике российского государства, вектором которой в таком случае становится привлекательный во все времена и во всех странах лозунг — “Постепенность, последовательность, органичность”» . Тем самым, оба исследователя квинтэссенцией консерватизма считают не содержание национальной Традиции, а типично буржуазные добродетели «умеренности и аккуратности». Та «формула» консерватизма, которую «вывел» Г. Моро, с равным основанием может быть принята любым политическим режимом, заинтересованным в лояльности своих подданных.
Следует отметить, что тенденция сближать если не генетические истоки, то, по крайней мере, конкретные проявления политической философии и политической практики консерватизма и либерализма весьма заметна в современной научной литературе, исследующей консервативный феномен . Консерватизм трактуется исследователями в качестве идеологии и политической практики «золотой середины», равно удаленной от правого и левого радикализма. Политическая философия умеренного русского либерализма, государственно и национально ориентированного, обладала рядом консервативных характеристик. Поэтому целесообразно типологизировать данное направление как консервативный либерализм.
Исключительное значение для нашей работы имеют две работы русского философа Н.А. Бердяева, созданные в эмигрантский период его творчества, – «Новое средневековье» и «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии». Предмет обоих произведений – критический анализ мировоззренческих причин краха либерализма и демократии (и, шире, – прогрессизма как такового), поиск приемлемых альтернатив в социальной философии. Н.А. Бердяев обратил внимание на вневременную онтологическую природу консерватизма: «Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва в этой связи, соединяет будущее с прошлым. (…) Консерватизм… имеет духовную глубину, он обращен к древним истокам жизни, он связывает себя с корнями» .
Проблема соотношения консервативной и либеральной идеологий по-иному решалась в рамках консервативной парадигмы. Представители этого направления подчеркивали генетическое родство либерализма и социализма, а по ряду принципиальных вопросов выступали с более резкой критикой эволюционного либерализма, чем революционного социализма.
В рамках изучения русского консерватизма должна быть также поставлена проблема «консерватизм-социализм». Социальная философия русского консерватизма имеет ряд точек соприкосновения с социализмом. Недооценка данного аспекта обедняет социально-философский анализ консервативного феномена в России, поскольку сводит консерватизм к дихотомии «консерватизм-либерализм», фактически превращая его в разновидность либерализма. Между тем, данная проблема – соотношение консерватизма и социализма - не получила должного освещения в научной литературе и требует своего раскрытия.
Второй подход к определению консерватизма получил название ситуативного, как стремление к сохранению статус-кво. По мнению сторонников ситуативного подхода, «в отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в различные исторические периоды» . Консерватизм следует воспринимать как ситуативное явление, которое невозможно рассматривать в отрыве от цивилизационного контекста и конкретно-исторической эпохи.
Тем самым, в исследовательской парадигме ситуативного подхода консерватизму отказано в праве именоваться полноправной политической идеологией. В этом принципиальное отличие консерватизма от либерализма и социализма, имеющим устойчивое идейное ядро. Консерватизм, фактически, сводится к функции. «Консервативным является все то, что выполняет охранительно-сдерживающую функцию в обществе по отношению к революционно-деструктивным изменениям» .
В одной из наших работ было дано следующее определение консерватизма с ситуативистских позиций: «Консерватизм – политическая идеология, которая нацелена на обоснование, охранение, укрепление и развитие существующего в настоящий момент порядка вещей («строя»). Подобная трактовка консерватизма отнюдь не исключает возможности реформирования (подчас достаточно радикального) системы политических, правовых, социальных и др. отношений, а сам консерватизм отнюдь не является синонимом неподвижности. Главное отличие его от любой другой идеологии – то, что он является идеологией у власти; тогда как другие находятся в нападении, он – защищает, зачастую используя средства, позаимствованные из арсенала противника» .
У ситуативного подхода имеется ряд сторонников как в зарубежной (включая таких классиков западной общественно-политической мысли, как С. Хантингтон ), так и отечественной научной литературе .
В ряду исследователей, внесших существенный вклад в изучение данного явления, следует назвать американского исследователя Самюэля Хантингтона, автора знаменитого эссе «Консерватизм как идеология» . По мнению одного из пионеров научного изучения консерватизма в нашей стране П.Ю. Рахшмира, в своем эссе «Хантингтон предложил "ситуационную" интерпретацию консерватизма, отвязанную от какого-то раз и навсегда данного социального базиса и жесткого набора идей. Эту трактовку можно еще назвать функциональной. Миссия консерватизма - защита бытия, традиций, обычаев от засилья рациональности и порядка от угрозы хаоса» . Тем самым, С. Хантигнтон стоял на иных позициях, нежели К. Манхейм, согласно которому консерватизм обладает четкой «социальной пропиской» и устойчивым идейным ядром. В классических трудах этих исследователей получили свое развитие два основных подхода к определению сущности консерватизма – идейный и ситуативный.
Наряду с идейным (содержательным) и ситуативным подходом существует ряд промежуточных или компромиссных подходов к определению сущности консерватизма. М.Ю. Чернавский в исследовании, специально посвященном данной проблеме, отмечает системообразующий принцип, объединяющий весь блок этих подходов: «Ряд исследователей, признавая наличие определенных постулатов и идейных основ консерватизма, считают, что в конкретной исторической ситуации идеология консерватизма наполняется различным социально-политическим содержанием» . По мнению автора, «промежуточная позиция» изложена в работах таких известных исследователей консервативного феномена, как С. Хантингтон (которого, как было показано выше, другие исследователи считают представитеем «ситуативного» направления), Г.-К. Кальтенбруннер, А.Н. Медушевский и др. Так, согласно точке зрения С. Хантигнтона, консерватизм являет собой «систему идей для оправдания любого социального порядка, однако, наряду со страстной приверженностью ценности существующего, психология консерватора и его убеждения свидетельствуют об определенном типе мировоззрения, в основе которого лежит соответствующая система ценностей» . Тем самым, консерватизм предстает психологической установкой, независимой от конкретных политических и социокультурных обстоятельств.
Итак, в научной литературе выработано два основных подхода к определению понятия консерватизм, а также целый ряд «промежуточных». Каждый из означенных подходов имеет свои эвристические преимущества, равно как и недостатки.
К основным недостаткам идейного (содержательного) подхода следует отнести, прежде всего, недостаточную артикулированность идейного содержания консерватизма. В этом проявляется его принципиальное отличие от остальных ведущих политических идеологий - либерализма и социализма. Самое наличие ситуативного подхода к определению консерватизма в этом плане весьма показательно. Напротив, попытки использовать ситуативный подход к определению либерализма или социализма по определению невозможны.
Особенно актуализируется отмеченная нами методологическая сложность при анализе социальной философии консерватизма. Если в сфере политической идеологии и, особенно, политической практики специфика консерватизма проявляется относительно четко, то значительно труднее определить данную специфику в области социальной философии. При некоторой схематизации и упрощении, либерализм связан с практикой капитализма, а социализм – с различными вариантами планового хозяйства. Что касается консерватизма, то даже при известной доле условности его сложно отождествлять с какой-либо социально-политической и социально-экономической практикой.
Второй существенный недостаток идейного (содержательного) подхода – отсутствие гибкости, неспособность увязать и примирить универсальные ценности и идеалы с исторической и политической действительностью. Г.И. Мусихин определяет эту ситуацию как «смерть» консерватизма. Как отмечает исследователь, «уязвимое место подобного ценностно-мировоззренческого определения консерватизма в том, что оно рассматривает основополагающие принципы, защищаемые охранителями, как вечные и неизменные, не учитывающие изменчивости человеческих представлений о ценностях в ходе исторического развития» .
Действительно, если исходить из парадигмы идейного (содержательного) подхода, нельзя не признать, что консерватизм отсутствует в общественно-политической жизни современного мира. К такому выводу пришел, в частности, известный политический аналитик В. Третьяков .
Психологически с подобной констатацией сложно согласиться не только приверженцам консервативной идеологии, но и представителям социально-гуманитарных дисциплин. К тому же многие политические течения в Европе, Северной Америке и России самоидентифицируются как консервативные, в идеологии и политической практике многих политических партий присутствуют отдельные элементы консерватизма. Это вынуждены признавать и сторонники идейного (содержательного) подхода. Возникновение «промежуточного» подхода к определению консерватизма (С. Хантингтон, П.Ю. Рахшмир и др.), по сути, означает попытку избежать негибкости идейного подхода. В частности, вариант типологизации современного консерватизма, которые приводит тот же П. Ю. Рахшмир, является попыткой нахождения определенного компромисса между двумя «крайними» точками зрения. Как минимум, одно из течений современного консерватизма – так называемый неоконсерватизм - не является консерватизмом в идейном плане. Однако исследователи, стоящие на компромиссных позициях, осознавая глубочайшие различия между идеологией и даже мировоззрением «классического» и «нового» консерватизмов, осознанно идут на построение типологизаторской модели, одновременно используя и идейный, и ситуативный подходы.
Следует отметить, что и сами сторонники идейного подхода предлагают более гибкие модели, позволяющие дифференцировать в рамках принятой ими исследовательской парадигмы различные «версии» консерватизма. В качестве линии водораздела называются не политические режимы (в зависимости от которых можно вести речь о либеральном или даже социалистическом «консерватизмах»), а цивилизационные различия. В частности, А.М. Руткевич указал на цивилизационные корни современного американского неоконсерватизма на том основании, что американской традицией всегда был либерализм и политическая революция. По сути, американский консерватизм можно считать развитием традиций британского (островного) консерватизма, у истоков которого стоял Э. Бёрк. А. Дугин определяет эту традицию как «нефундаментальный консерватизм» .
Основной недостаток ситуативного подхода - крайний релятивизм, который позволяет считать консервативной любую идеологию, которая отстаивает существующий режим. Тем самым, к консерваторам в России могут быть отнесены буквально все – от сторонников монархической идеи до большевиков . Единственным критерием, используемым при политической идентификации, является успешность завоевания или удержания власти. Нельзя не согласиться с В.А. Гусевым, считающему, что «вполне правомерное разделение консервативной мысли на основании ее отношения к существующему порядку вещей не приводит к обнаружению факторов, не разъединяющих, а, напротив, объединяющих перечисленные направления. Поиск таких факторов шел по пути выявления общих для всех консерваторов методологических принципов и политических ценностей» .
В какой-то мере более корректную и приемлемую модель предлагают сторонники «промежуточного» подхода, которые, по сути, предлагают одновременно два критерия для научной и политической идентификации консерватизма: идейную (в зависимости от идеологической и мировоззренческой наполненности конкретного явления) и политико-прагматическую (отнесение к консерваторам сил, вынужденных выполнять охранительные функции, если даже изначально они обладали иной идеологической нагрузкой). А.М. Руткевич, анализируя идеологию американского неоконсерватизма, отмечает, что она не исчерпывается принципами экономического монетаризма. Американские неоконсерваторы, придерживаясь в экономической сфере принципов «классического» либерализма, в сфере общественной жизни апеллируют к извечным «консервативным» институтам, таким, как религия, мораль, семья и др.
Вместе с тем, позиция сторонников «промежуточного» подхода почти в полной мере обладает недостатками ситуативного подхода. Можно резюмировать что попытки построить некую компромиссную исследовательскую модель означают, по сути, признание несостоятельности двух «крайних» точек зрения. Однако само по себе объединение в рамках одного направления политических сил и по принципу идеологическому, и политико-конъюктурному представляется нам научно-некорректным. По сути, здесь дублируется подход применяемый «ситуативистами», поэтому нам представляется нецелесообразным выделение самостоятельного «промежуточного» подхода.
Более адекватным и научно корректным представляется идейный подход. Безусловно, консервативная идеология испытывает ощутимое давление исторического прошлого и политического настоящего, что приводит к определенной трансформации основного идейного ядра. Тем не менее, консерватизму в целом и русскому консерватизму в частности присущи определенные доминанты.
В настоящем исследовании консерватизм рассматривается как идейно-политическое явление, имеющее устойчивое идейное ядро и возникшее и развивающееся в странах европейской (христианской) культуры. В отличие от двух других основных идеологических систем современности – либерализма и социализма – консерватизм представляет собой антипрогрессистское направление, методологию которого составляет не та или иная форма рационализма, а философский теизм. Консерватизм рассматривается как феномен христианских (западно- и восточноевропейского) социокультурных миров. Ранее сходную позицию озвучил М.Ю. Чернавский: «основой консерватизма является не религиозность вообще, но лишь фундаментальные, традиционные религии. Для европейского региона — католицизм и православие, две ипостаси истинной христианской религии. Лишь то мировоззрение носит консервативный характер, которое отражает систему ценностей этих двух религий. Прочие, вторичные религии, трансформированные под влиянием буржуазно-реформаторского движения (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь и т.д.), несут в себе элементы либерализма, противоречащие истинному консерватизму, ибо консерватизм есть антипод либерализма» . Солидаризируясь с точкой зрения автора, отметим, что консерватизм (равно как и либерализм) следует рассматривать исключительно как «продукт» христианской культуры.
В отличие от всех остальных идеологий современности (либерализма, социализма, анархизма и, в меньшей степени, фашизма) консерватизм является идеологией антипрогрессизма или традиционализма (понимаемого как антитеза модернизма). Определение целевых установок сторонников и противников прогресса дал в одной из своих работ теоретик неоевразийства А.Г. Дугин . Еще ранее попытки нахождения адекватного выражения формулы прогресса были предприняты представителями русской консервативной традиции – Л.А. Тихомировым и о. И. Фуделем.
В отличие от либерализма и социализма, идеологий Нового времени, к которым принято применять термин «освободительное движение» и которые являются разновидностями прогрессистской традиции, идеология консерватизма берет истоки в Традиции, основанной на христианских ценностях. Именно признание божественной иерархии как образца для государственного и общественного творчества является квинтэссенцией консерватизма. Феодализм же является превращенной, ограниченной историческими рамками формой этой универсальной традиции. Отвергая «священных коров» прогрессизма: демократию как единственно возможную форму правления, «общечеловеческие ценности», отделение церкви от государства и др., консерваторы действительно являлись «реакционерами», но только в подлинном, не схоластическом значении этого слова, поскольку их идеал общественного устройства находился в «золотом веке» христианского Средневековья. Консерватизм следует обозначить как реакцию «средневекового» религиозно-корпоративного сознания на социальные условия и идеологию Нового времени.
Предложенный нами подход основан на прочтении текстов русского консерватизма середины XIX – первой половины XX века. Уже «старшие» славянофилы, которых обвиняли в следовании ретроградной утопии, неоднократно подчеркивали, что их интерес к Московской России вызван более глубинными причинами, чем стремлением к воскрешению в современности отживших исторических форм. «Всякая форма жизни, однажды прошедшая, уже более невозвратима, как та особенность времени, которая участвовала в ее создании»,— писал И.В. Киреевский, - Восстановить эти формы — то же, что воскресить мертвеца» (ср. с афоризмом Ж.де Местра о невозможности вернуться в прошлое, также, как разлить по бутылкам Женевское озеро) . Блестящую и очень точную формулировку русского консерватизма предложил «младший» славянофил К.С. Аксаков, который утверждал, что славянофилы призывают «не к состоянию древней России, а к пути древней России (выделено нами – Э.П.)» или, используя наше определение, не к возрождению социально-исторических форм, порожденных исторической конкретикой, а к возрождению духа Русского Средневековья. То, что консерватизм не является ретроспективным учением, а, напротив, устремлен в будущее, подчеркивал и основатель славянофильства А.С. Хомяков: «Консерваторство... есть постоянное усовершенствование, всегда опирающееся на очищающуюся старину. Совершенная остановка невозможна, а разрыв гибелен» . Сходным образом функции консерватизма, одновременно охранительные и новационные (то есть направленные на разумное обновление), отмечает Л.А. Тихомиров. Истинный консерватизм, по его мнению, «совершенно совпадает с истинным прогрессом в одной и той же задаче: поддержании жизнедеятельности общественных основ, охранении свободы их развития, поощрении их роста» . По мнению Хомякова, консерватизм равно противоположен и застою, и разрыву культурно-исторического прошлого. Сходную оценку встречаем мы и у Н.А. Бердяева: «Консервативное начало само по себе не противоположно развитию, оно только требует, чтобы развитие было органическим, чтобы будущее не истребляло прошедшего, а продолжало его развивать» .
Пожалуй, именно у Л.А. Тихомирова, а также у Н.А. Бердяева мы обнаруживаем самое глубокое и, в то же время, самое емкое определение сущности консерватизма: «Мои идеалы в вечном, которое было и в прошлом, есть в настоящем, будет в будущем» . Целиком созвучно с приведенной цитатой, но, как представляется, более точно утверждение Бердяева: «после французской революции совершенно реакционно было возвращение к духовному и материальному строю XVIII века, который и привел к революции, и совсем не реакционно возвращение к средневековым началам, к вечному в них, к вечному в прошлом. К слишком временному и тленному в прошлом нельзя вернуться, но можно вернуться к вечному в прошлом (выделено нами – Э.П.)» .
Тем самым, консерватизм устремлен в будущее, но, в отличие от прогрессизма, не путем разрыва с прошлым. Более того: разрыв с прошлым, по мнению консерваторов, закрывает дорогу («пути») в будущее. Его апелляция к Средневековью объясняется не ретроспективным пафосом, а представлением о нем как об эпохе, в которой наиболее полно (с поправкой на несовершенство Града Земного) осуществились идеалы Вечности.
В научной литературе имеется целый ряд методологических подходов к определению понятия «консерватизм». Если рассматривать консерватизм как политическую идеологию, а не психологическую установку, все многообразие подходов можно свести к двум: «идейному» и «ситуативному». «Идейного» подхода придерживаются сами консерваторы, которые стоят на защите не всякой Традиции, а лишь национальной и христианской. Сторонники «ситуативного» подхода, напротив, считают консерваторов защитниками социально-политического статус-кво, отвергают существование в консерватизме постоянного идейного ядра как в либерализме и социализме. Существует также ряд промежуточных подходов, которые мы считаем вариациями «ситуативного» подхода.
В настоящем исследовании мы исходим из следующего представления о консерватизме. Консерватизм является идеологией, имеющей устойчивое идейное ядро, так же, как и его основные оппоненты – либерализм и социализм. Консерватизм – единственная идеология современности, выступающая с антипрогрессистских позиций. В то время как либерализм и социализм берут начало в рационалистической философии Нового времени, консерватизм является идейным апологетом христианского Средневековья с ее теоцентризмом, иерархичностью и корпоративизмом (общинностью). Консерватизм не является идеологией феодальной эпохи и феодальных слоев; напротив, феодализм является превращенной формой универсального консерватизма.
Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М. 2000.
Гросул В.Я. Консерватизм истинный и мнимый. // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. М. 2000. Вып.2. С. 31.
Литературу вопроса см. в: Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь. 2001. С. 25-30; Чернавский М.Ю. Два подхода к определению консерватизма // Традиционализм и консерватизм на юге России. Южнороссийское научное обозрение. Ростов н/Д. 2002. Вып. 9.
Мусихин Г.И. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). СПб. 2002. С. 7.
Манхейм К. Указ. соч. С. 593.
Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 25-26 мая 2000 г. М. 2001.
Консерватизм // Русская философия: Словарь. М. 1999. С. 236.
Моро Г. Ключевые принципы консервативного мировоззрения. // http://www.edin.ru/user/index.cfm?open=658%2C624&tpc_id=624&msg_id=2319
См., напр.: Мигранян А.М. Переосмысливая консерватизм // Вопросы философии. 1990. №11. С.114-122.
Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Париж. 1975. С. 97.
Консерватизм // Современная западная социология. Краткий энциклопедический словарь. М. 1990.
Чернавский М.Ю. Два подхода к определению консерватизма. // Традиционализм и консерватизм на юге России. Южнороссийское научное обозрение. Ростов н/Д. 2002. Вып. 9. С. 31.
Попов Э.А., Кисиль А.С. Русский национализм и российский консерватизм: дореволюционный опыт взаимоотношений. // Традиционализм и консерватизм на юге России. Южнороссийское научное обозрение. С. 117.
Huntington S.P. Conservatism as an Ideology. // The American Political science review. 1957. Vol. LI.
Мельвиль А.Ю. Консерватизм // Философский энциклопедический словарь. М. 1983; Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем (О социальных корнях консервативной волны). М. 1987; Гаджиев К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации // Новая и новейшая история. № 1. 1991; Филиппова Т.А. Мудрость без рефлексии (Консерватизм в политической жизни России) // Кентавр. № 6. 1993; Туронок С.Г. Консерватизм в идеологическом процессе (теоретико-методологический аспект). Дис... канд. полит. наук. М. 1995; Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. № 4. 1995; Попов Э.А. Разработка теоретической доктрины русского монархизма в конце XIX – начале XX в. Дис… канд. ист. наук. Ростов-на-Дону. 2000 и др.
Huntington S.P. Conservatism as an Ideology // American Political Science Review. 1957. Vol. LI.
Рахшмир П.Ю. Аналитик широкого профиля // Новый компаньон. №45 (151) 26.12.2000.
Чернавский М.Ю. Два подхода к определению консерватизма. С. 35.
Мусихин Г.И. Указ. соч. С. 8.
Третьяков В. Русская многопартийность. Есть все, кроме консерваторов // Российская газета. 19 июня 2003.
Руткевич А.М. Что такое консерватизм? М.-СПб. 1999. С. 78.
Дугин А.Г. Философия политики. М. 2004. С. 320-356.
См., напр.: Кармизова С.Т. Российский консерватизм как философско-политическая идея // Дис. …канд. философ. наук. Ростов-на-Дону. 1999.
Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. С. 27.
Руткевич А.М. Указ. соч. С. 60.
Чернавский М.Ю. Сверхкраткие тезисы о консерватизме // Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе. Тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей (Москва, 1997 г.). Выпуск III. М. 1998. С. 312?314.
Дугин А.Г. Указ. соч. С. 44-71.
Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. Т. 2. М. 1911. С. 26.
Аксаков К.С. О внутреннем состоянии России // Ранние славянофилы. М. 1910. С. 117.
Хомяков А.С. Полное собрание сочинений в 8-ми тт. М. 1900. Т.8. С.21.
Тихомиров Л.А. Борьба века. М. 1896. С. 38. Цит. по: Сергеев С.М. «Мои идеалы в вечном…». Творческий традиционализм Льва Тихомирова. Вступительная статья к кн.: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М. 1998. С. 11.
Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. С. 97.
Тихомиров Л. К чему приводит наш спор? // Русское обозрение. 1894. №2. С. 913-914. Цит. по: Сергеев С.М. Указ. соч. С. 11.
Бердяев Н.А. Новое Средневековье // Избранное. М. 2005. С. 241.
2.2. Теоретико-познавательная модель консерватизма
В своем исследовании мы исходим из эвристического положения, согласно которому консерватизм, в отличие от либерализма и социализма, следует воспринимать не как идеологию, порожденную социокультурной атмосферой Нового времени, а как идейный осколок средневекового сознания. Не претендуя на полноту изложения содержательной стороны явления, «формула» консерватизма может быть выражена в следующих тезисах:
1. В основе консервативной методологии лежит не та или иная разновидность рационалистической философии прогрессизма, а христианская религия (в отношении русского консерватизма – православие), утверждающая логический конец человеческой истории, а, следовательно, ограниченность всякого прогресса и усовершенствования. Прогрессистской вере в «светлое будущее» был противопоставлен исторический пессимизм (который органично сочетался с христианским эсхатологическим оптимизмом) консерваторов.
2. Либерализм и социализм как разновидности прогрессизма являются идеологиями Нового времени. Несмотря на присутствующий между ними острый политический и мировоззренческий антагонизм, эти разновидности прогрессизма являются рационалистическими и имеют общее генетическое происхождение. Консерватизм является идеологией-«наследником» эпохи Средневековья. Не апологетизируя социальные институты и исторические формы бытия Средних веков, консерватизм считает идеалы Средневековья своими идеалами. Он не отрицает рационализм, но признает его ограниченность. На связь консервативного и традиционного средневекового мировоззрения указывает наличие в них общих родовых черт: теоцентризма и общинности (коммюнитарности). Один из основоположников школы Анналов М. Блок отмечал характерную особенность средневекового мировоззрения, в полной мере свойственную и консерватизму: ««Народ верующих», говорят обычно, характеризуя религиозную жизнь феодальной Европы. Если здесь подразумевается, что концепция мира, из которого исключено сверхъестественное, было глубоко чужда людям той эпохи, или, точнее, что картина судеб человека и вселенной, которую они себе рисовали, почти полностью умещалась в рамках христианской теологии и эсхатологии западного толка, - это бесспорная истина» .
3. Либерализм и социализм - это идеологии, основанные на идеалах безрелигиозного гуманизма (в центре которой находится дерзающий прометеевский человек) и освобожденного от социальных пут (средневековых сословий и цехов) общества. Этому мировоззрению консерватизм противопоставляет религиозный персонализм и органичное понимание природы общества и государства. Общинность консерватизма является антитезой индивидуализма либерализма и классовый подход различных версий социализма. Высшей «посюсторонней» ценностью в глазах консерваторов обладают Церковь, государство и, позднее, нация. Персонификацией государства (и нации) является Государь.
Важной исследовательской задачей является реконструкция теоретико-познавательной модели консервативной мысли. Консерватизм отличался от прогрессизма не только содержательно, но и, как будет показано ниже, методологически. Важно отметить, что глубокие методологические различия между консерватизмом и прогрессизмом затрагивали не только область идеологии. Уже в начале XIX столетия в Западной Европе и России начинает формироваться консервативная парадигма социально-гуманитарных (а, возможно, и естественных) наук. Основу не только идеологической, но и научной теоретико-познавательной модели данного направления составляет консервативное мировоззрение (по определению К. Манхейма, «консервативный стиль мышления»), основанное на религиозной картине мира и традиционалистских представлениях о человеческом обществе. К анализу отдельных положений представителей этой парадигмы, в том числе, современных, мы неоднократно будем обращаться в ходе нашей работы.
А.М. Руткевич следующим образом реконструирует сущность консервативной методологии: «…можно говорить об определенных мировоззренческих особенностях консервативного мышления. К таковым можно отнести: веру в трансцендентный моральный порядок, опирающийся на божественный или естественный закон; предпочтение медленных перемен, непрерывности, эволюции…; осторожность в реформах и нововведениях…; уважение и почтение к многообразию индивидов, обществ, культур; недоверие к единообразию, планированию, равенству» .
В качестве методологической основы мы выбрали подход К. Манхейма к определению постулатов консервативного стиля мышления в Западной Европе. Предпринятое нами исследование позволит выявить глубинные основания («основополагающий мотив», по Манхейму) консервативного «стиля мышления» и, в то же время, более четко уяснить не только социокультурные, но и теоретико-познавательные особенности русского консерватизма на фоне становления методологии германского и. более широко, западноевропейского консерватизма.
Согласно К. Манхейму, испытавшему сильное влияние марксистской социологии, «чтобы современный консерватизм мог развиться в политическую философию, противостоящую либеральной философии Просвещения, и сыграть важную роль в современной борьбе идей, его исходный «основополагающий мотив» должен был существовать как подлинный стиль жизненного опыта определенных традиционных групп» . Для консервативного «стиля мышления» в Германии таковыми являются феодальные страты общества: дворянство, крестьянство, цеховые ремесленники и т.д. . Следуя методологии К. Манхейма, в качестве социальных слоев, в рамках которых формировалась консервативная идеология в России, следует назвать поместное дворянство, духовенство, гильдейское купечество, общинное крестьянство, казачество. Отметим, что сам Манхейм, предлагая сосредоточиться на анализе одного временного отрезка и «одной социальной группы», оставляет на периферии исследовательского внимания крайне важный вопрос: можно ли сводить ту или иную политическую идеологию («стиль мышления») к одному социальному носителю? С одной стороны, Манхейм, как отмечалось выше, указывает несколько социальных адресов, в данном случае – феодальные страты общества. С другой же стороны то, что он в своем исследовании сакцентировал внимание на дворянстве, не случайно. При анализе взаимоотношений социальных слоев и стилей мышления, не ограничивающегося дворянским сословием, неизбежно встал бы методологический вопрос о природе самого консерватизма. Доведенная до логического завершения методология К. Манхейма, по сути, опровергает существование консерватизма как универсальной идеологической системы. Жесткая привязка консервативного стиля мышления к одному социальному слою позволяет выявить наличие целого спектра консерватизмов: дворянского, крестьянского, цехового и т.д. Консерватизм же как таковой признается данной методологией лишь при определенной, весьма искусственной натяжке.
Отмеченные нами методологические трудности, связанные с применением «социологического» подхода, осознавал и сам К. Манхейм: «...когда этот подлинный консерватизм утрачивает свои социальные корни и приобретает рефлектирующий характер, возникает проблема его трансформации в городское интеллектуальное течение с собственными фиксированными максимами и методологическими прозрениями» . Как отмечается в другом месте, «Неукорененные интеллектуалы могли быть привержены любой философии (...) Их собственное социальное положение не связывает их никоим образом» . Следует также обратить внимание, что К. Манхейм, в противоречие собственной теории, указал на следующий парадокс: своего высшего теоретического развития немецкий консерватизм достиг именно в творчестве все тех же «социально-парящих интеллектуалов» (А. Мюллер и др.).
У Манхейма отсутствует убедительное объяснение существования автономного от социальной среды «стиля мышления». Однако сам факт им констатирован верно. Как свидетельствует опыт русского консерватизма, «стиль мышления» имеет более сложные и опосредованные взаимоотношения с социальным слоем, чем это представлялось К. Манхейму.
Наряду с проблемой определения социального носителя консервативной идеологии анализу консервативного «стиля мышления» у немецкого социолога важное внимание уделяется реконструкции сложного процесса, который представляла борьба идей в конце XVIII столетия. Признавая огромную значимость политических событий во Франции 1789 г. на становление консервативного стиля мышления, К. Манхейма убедительно доказал, что данное событие выступило в роли катализатора консервативной реакции. В качестве основной, более глубинной причины он указал социальные трансформации Нового времени и философию Просвещения, практическим применением которой и стала революция 1789 г. По мнению Манхейма, просвещенческий рационализм («количественная» рационалистическая форма мышления» ) возник как оппозиция аристотелевому качественному мышлению и рационализму Ренессанса. В свою очередь консерватизм, оформившийся первоначально в виде романтизма, возник как антитеза просвещенческого рационализма. К. Манхейм сделал важный вывод, имеющий непосредственное отношение к теоретико-познавательной модели консерватизма: «Консерватизм хотел не только мыслить иначе, чем его либеральные противники, он хотел, чтобы само мышление было иным...» . В свою очередь, романтизм возник как антитеза философии и самого стиля мышления «сверхрационалистического Просвещения». «Когда… климат рационалистичен, даже иррациональные элементы должны быть облечены в рациональную оболочку, чтобы быть понятыми» . Тем самым консерватизм, по крайней мере, на его начальной, романтической стадии, взяв на вооружение рационалистический метод, находился в состоянии осознаваемой, а потому неприятной для него интеллектуальной зависимости от своего идейного противника. Следует, однако, сделать одно замечание, которое, возможно, позволит пересмотреть приведенное выше мнение К. Манхейма. Исследователь, - и это в целом характерно для всей его работы, - оставил без должного внимания то обстоятельство, что первоисточником возникновения западноевропейского рационализма, в том числе, философии Просвещения, являлся римский католицизм. Римско-католическое богословие, в отличие от православной патристики, изначально развивалось в рамках рационалистического мышления, апофеозом чего стало возникновение схоластики. На это неоднократно обращалось внимание представителями славянофильского направления . Рационализм был характерен не только для такой абстрактной сферы, как богословие, но и для социальной практики некогда единого западного католического мира. В частности, это было отмечено в классическом исследовании М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», при анализе хозяйственного уклада католических монастырей. Возникший как оппозиция католицизму протестантизм также развивался в рамках рационалистической мыслительной модели.
К. Манхейм впервые в научной литературе разработал систему оппозиций, дающих представление о принципиальном отличии теоретико-познавательных моделей консерватизма и либерализма (точнее, прогрессизма, поскольку на тот период еще не произошло вычленение двух основных версий, берущих начало в философии Просвещения). В тезисном виде разработанная Манхеймом система оппозиций выглядит следующим образом:
«1. Консерваторы заменяли Разум такими понятиями, как История, Жизнь, Нация (тем самым абстрактному теоретизированию противопоставлялась реальная действительность, в чем проявилась нелюбовь всех консерваторов к «философии» и, напротив, повышенный интерес к сферам человеческого знания, имеющим отношение к деятельности человека и общества, наконец, к самой Жизни - Э.П.).
- Дедуктивным наклонностям школы естественного права консерватор противопоставляет иррационализм действительности (...) (Манхейм подчеркивает, что даже апеллируя к иррационализму, консерваторы были вынуждены использовать рационалистический метод. Представляется, автор «Консервативной мысли» абсолютизирует значение рационализма в теоретико-познавательной модели консерватизма, вступая в противоречие с собственными выводами, в частности, с выявленной им оппозицией «Разум-Жизнь». Консервативное понимание этой проблемы самим Манхеймом оценивалась как антитеза либеральному рационализму - Э.П.).
- В ответ на либеральные постулаты всеобщего значения для всех консерватор ставит проблему индивидуума радикальным образом» .
Антитезой либеральной доктрины суверенитета народа, основанной на количественном постулате, провозглашающим политические права всех индивидов вне зависимости от их талантов, способностей и нравственного облика, Манхейм считает консервативную идею качества. Эту особенность консервативной парадигмы верно отметил А.Н. Кольев: «Они (консерваторы – Э.П.) не ставят абстрактного человека в центр мироздания, подобно либералам, понимая греховную природу человека. Они не ратуют за социальную защищенность для всех без различия, подобно социалистам, продолжающим бороться за удовлетворение “все более растущих потребностей человека”. Консерватор ищет в человеке личность (выделено нами – Э.П.), способную к волевым усилиям, к деятельности. Именно для этой личности и ищется баланс свободы в меру ответственности, а не абстрактные “права человека” и не всеобщая “социальная защищенность”» . «Понятие общественного организма было введено консерваторами для противопоставления либерально-буржуазному убеждению, что все политические и социальные инновации имеют универсальное применение. (…) Этому либеральному постулату консерваторы противопоставили) невозможность произвольного переноса политических институтов одной нации на другую» . Здесь проявилась отмеченная выше неприязнь консерваторов к абстрагированию. Каждое общество мыслилось ими как плод уникального исторического развития, как живой организм, зародившийся и развивающийся на определенной почве, что делает невозможным механистический перенос политических и общественных институтов, в свою очередь, являющихся уникальным и неповторим продуктом конкретной исторической эпохи и конкретного общества. Итак, символом либерального подхода к определению сущности общества будет служить машина, консервативного – живое древо, о котором писал Гёте.
Г. Моро следующим образом формулирует сущность органичного подхода, характерного для консервативного стиля мышления: «общество — это организм, развивающийся по своим внутренним законам, связывающим в единое целое и упорядоченное целое все составляющие его части. Внешнее воздействие (реформы) должно быть исключительно осторожным. Перевороты и резкие изменения отвергаются как вредные и даже гибельные. С этих позиций политические системы творятся не столько разумом, сколько традициями, привычками, вкусами, т. е. культурой и житейской мудростью многих поколений, и в этом смысле “общество — это действительно договор, но договор высшего порядка...”, который “заключается не только между ныне живущими, но между нынешним, прошлым и будущим поколениями...”. Поэтому любые теоретические, умозрительные модели устроения человеческих обществ принципиально ограничены и ущербны» .
- «Противостоящий конструированию коллективного целого из изолированных индивидуумов и факторов, консерватизм выдвигает тип мышления, который не является простой суммой его частей. Государство и нация не должны пониматься как сумма их индивидуальных членов, напротив, индивидуум должен пониматься только как часть более широкого целого. Консерватор мыслит категорией «Мы», в то время как либерал - категорией «Я» (выделено нами – Э.П.)» . Предлагаем рассмотреть этот пункт более подробно в виду его принципиальной важности.
Либеральную идею индивидуализма современные исследователи считают квинтэссенцией либерального стиля мышления. Так, М.И. Данилова утверждает, что «Последовательно реализованный индивидуализм рождает либерализм» . Немецкий исследователь К.Г. Баллестрем также выводит генеалогию либерализма из идеи о политических правах личности: «Как известно, уже во второй половине XVII в. возникла особая форма критики абсолютизма и сословного государства: …основная мысль заключалась в том, что без индивидуальной свободы невозможно правильное устройство социальной жизни. (…) Этот образ мышления в конце XVIII в. породил политические программы, в XIX в. – инспирировал политические движения; в наши дни историки политических идеологий обозначают его как либерализм» . Поэтому К. Манхейм обоснованно противопоставляет либеральному индивидуализму консервативное видение проблемы взаимоотношений личности и общества. Эта консервативная антитеза имеет крайне важное значение для нашего исследования, поскольку в нем непосредственно затрагивается интересующая нас проблема соотношения гуманизма и консервативного стиля мышления. Между тем, решение данной проблемы К. Манхеймом, предпринятой в рамках предложенной им оппозиции «Я-Мы», представляется не вполне удачной. Более корректной видится нам изложенная выше точка зрения А.Н. Кольева, согласно которой «консерватор ищет в человеке личность». А.М. Руткевич в целом верно, хотя с некоторым преувеличением акцентирует внимание на той же персоналистской сущности консервативного стиля мышления. «Высшей ценностью для консерватора является неповторимая человеческая жизнь (выделено нами – Э.П.)… Однако консерватизм далек от «человекобожия» многих либералов и социалистов, готовых объявить «мерой всех вещей» какого-нибудь проходимца, кричащего: «Человек – это звучит гордо» и готового бежать «впереди прогресса». Если для разного рода «прогрессистов» идеалом оказывается обожествленный индивид, оторванный от всех традиций и даже от мирового порядка, то консерваторы видят в таком индивиде бездомное существо. Лишившись корней, он становится пустой абстракцией, бледной тенью; не «эмансипацией», а бедой современного мира является то, что в гигантских мегаполисах растет число людей-призраков. Консерваторы стоят за невмешательство государства в личную жизнь, но они признают и то, что частное не существует без общенародного» . Акцентирование внимания на отдельной человеческой личности в гносеологии и социально-философской антропологии консерватизма может показаться методологической ошибкой или, как минимум, натяжкой. Однако, как отмечает философ-солидарист И. Вощинин, «…когда солидаристы ставят в центре своей системы человеческую личность, они не впадают при этом в индивидуализм, потому что человек, по их мнению, не является самим по себе существующим и только перед собой ответственным существом» .
Итак, линия водораздела между консервативным и либеральным стилями мышлений заключается в акцентировке внимания на разных аспектах человеческой личности: духовно-нравственной - у консерваторов и политической и экономической – у либералов. Правильно обозначить это различие в подходах как антитезу личности и индивидуума. Как верно постулирует М.И. Данилова, «В дохристианском мире уже происходит осознание человеком своей индивидуальности. В христианстве происходит самосознание не только индивидуальности, но и личности…» . Консерваторы, которые постоянно подчеркивали религиозные (христианские) основы своего мировидения, противопоставляли не личность и общество, а личность и индивидуума (homo oeconomicus, по определению К. Маркса). Современный исследователь реконструировал либеральное видение (эпохи расцвета «классического» либерализма в первой половине XIX в.) проблемы индивидуума в следующем виде: «Предполагается, что индивиды в либеральной теории мыслятся как разумные, расчетливые и эгоистичные существа, для которых другие люди суть лишь средство для достижения цели – максимизации их собственного потребления. Если этим эгоистам дать свободу торговать и заключать договоры друг с другом, тогда, согласно либеральным воззрениям воцарится всеобщая гармония интересов. Вседозволенность, «laissez-faire» объявляется принципом либеральной политики…» . Однако следует признать, что К. Манхейм прав в том смысле, что в политической сфере консерваторы действительно признавали антитезу общества и политического или экономического человека, признавая приоритет политического целого.
Предложенной Манхеймом антитезе индивидуалистичного «Я», продукта механистичного либерального атомизма (который исследователь верно выделяет в качестве одного из ключевых мыслительных постулатов прогрессизма), если использовать консервативную парадигму, должно быть противопоставлено не «Мы», а другое «Я». В первом случае данное местоимение обозначает обособленного индивидуума, во втором – органичную личность. У самого Манхейма, последовательного социоцентриста, можно обнаружить лишь единичные попытки обоснования особого понимания личности в той картине мира, которую создает консервативный стиль мышления. В то время как «иррациональное и изначальное отношение человека к человеку и человека к вещи было вытеснено на периферию капиталистической жизни» , именно консерватизм, стиль мышления «старых» социальных страт, стал пристанищем и хранителем изгоняемых традиций межчеловеческого общения и даже самой человеческой личности в традиционном ее понимании. Личность как иррациональное противопоставлялась, согласно Манхейму, рационализму капитализма. Особенности этого мировоззрения и противоположного ему консервативного взгляда на человека очень удачно сформулированы И.А. Василенко: «…западная экономикоцентристская версия гражданского общества как совокупности автономных индивидов, связанных отношениями обмена, по многим параметрам уступает православно-аскетической этикоцентристской традиции гражданского общества как совокупности людей, связанных общими ценностями и базирующихся на них отношениями кооперации, сотрудничества и солидарности. В таком обществе на первый план выходят не холодные отношения обмена, а теплые отношения соучастия, где выстроены этические (а не экономические) приоритеты, которые защищают личность и права каждого человека гораздо более полно» .
Требует критического пересмотра также вывод К. Манхейма о коллективизме традиционного общества, впоследствии повторенный и другими исследователями. В реальной социальной действительности, а не в манифестациях идеологов либерализма индивид либерального общества получает лишь мнимое освобождение от коллективных связей, становясь непосредственно членом Большого Общества – государства. (Его место в этой социальной реальности очень удачно можно охарактеризовать названием одного из рассказов А. Платонова – «Государственный житель»). Вместо множества партикулярных малых сообществ, которые теоретически могут быть заменены на другие, он становится членом непосредственно Государства, лишенного той отмеченной Манхеймом патриархальности и интимности, которые составляют важную особенность – и несомненное преимущество – традиционного общества. Это обстоятельство в свое время очень точно подметил К.Н. Леонтьев: «...строй общества нынешнего ставит лицо, индивидуум прямо под одну власть государства, помимо всех корпораций, общин, сословий и других сдерживающих и посредствующих социальных групп...» .
Известный российский философ Ю.Г. Волков обосновал причину возникновения проблемы некоммуникабельности, характерную для современного западного общества, «…либеральной свободой личности, сводимой порой к закононенаказуемой вседозволенности, свободе личности от общества, свободе жить самому по себе, приводящей к одиночеству и невостребованности личности обществом. В западных обществах личность свободна от общества, но и общество свободно от личности, от ее притязаний, все свободны друг от друга (выделено нами – Э.П.)» . Эту же особенность либеральной (прогрессистской) парадигмы очень тонко подметил М.М. Бахтин, анализируя сознание главного героя Достоевского – «лишнего человека», «отщепенца», утратившего социальные и духовные связи с почвой: «Мир распадается для него на два стана: в одном - «я», в другом - «они», т.е. все без исключения другие, кто бы они ни были. Каждый человек существует для него, прежде всего, как «другой»» . Один из первых на проблему отчуждения человека в демократическом обществе обратил внимание классик политической философии А. де Токвиль, которому принадлежит поразительный по своей глубине прогноз: «Каждый из них, взятый в отдельности, безразличен к судьбе всех прочих, его дети и наиболее близкие из друзей и составляют для него весь род людской. Что же касается других сограждан, то он находится рядом с ними, но не видит их…; он существует лишь сам по себе и только для себя. И если у него еще сохраняется семья, то уже можно по крайней мере сказать, что отечества у него нет» . Глубочайший кризис человеческой личности в западном обществе Нового времени, вызванный распадом множества микросоциальных связей, вынуждены признать и современные западные исследователи: «Критики современного капитализма как справа, так и слева… правы, заявляя, что освобождение от коллективной солидарности обошлось весьма дорого. Его цену Маркс назвал отчуждением, а Дюркгейм – «аномией». Она связана с появлением личностей, оторванных от общины, предоставленных самим себе, взаимодействующих с такими же обособленными и мобильными людьми (выделено нами – Э.П.). Если эта цена каким-то образом не минимизируется, то в итоге возникает так называемый «гипериндивидуализм», который – что неудивительно – воспринимается незападными наблюдателями и внутренними критиками капитализма как патология современного капиталистического общества» .
Человек либерального общества, обособляясь от себе подобных, в то же время становится менее защищенным от окружающей его среды при одновременном возрастании зависимости от государства. Чем выше уровень материальных запросов современного человека, - а он постоянно возрастает вследствие развития «революции притязаний», гедонизма индивидуума и социума, - тем сильнее эта зависимость, поскольку именно государство в современном мире выполняет главную распределяющую функцию . В традиционном обществе функцию социальной защиты индивидуума выполняли малые социальные страты: общины, сословия, корпорации. Теперь, с разрушением прежних связей человек становится частью огромного коллектива, Казармы. «Консерваторы, – резюмирует известный исследователь философии современного неоконсерватизма Р.М. Габитова, - считают одним из величайших заблуждений идеологии Просвещения и вообще всех эмансипаторских устремлений предположение, что человек как индивид может считать себя «счастливым», будучи свободным от каких-либо «привязанностей» - обязательств нравственного, чувственного, совестного порядка. Все попытки сделать человека бесконечно свободным могут достигнуть лишь противоположного результата: «Индивид, оторванный от своих прежних связей и этим самым обособившийся, испытывает, вместе с утратой своей защищенности, все более возрастающее ограничение пространства своей свободы»» .
Суррогатами нормальных микросоциальных связей в либеральном обществе становятся партийные образования, которые служат одновременно субъектами выражения групповых интересов в условиях представительской демократии; в традиционном обществе эту функцию выполняли территориальные общины и сословные группы. Однако в принципе партийного представительства можно обнаружить противоречие самой идее демократии, на что обращал внимание уже Ж.-Ж. Руссо. «Суверенитет, – по глубокому убеждению философа, - не может быть представляем по той же причине, по которой он не может быть отчуждаем. Он заключается, в сущности, в общей воле, а воля никак не может быть представляема… Депутаты народа, следовательно, не являются и не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ничего не могут поставлять окончательно. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. (…) (Народ, живущий в демократическом государстве) свободен только во время выборов членов Парламента: как только они избраны – он раб, он ничто» . Современный исследователь А.М. Величко формулирует это противоречие следующим образом: «…едва ли не единственным способом создания многочисленной и хорошо организованной партии, способной успешно отстаивать свои партийные интересы и тем самым реализовывать интересы своих членов, может быть только «демократически организованная партийная тирания», где принцип централизации, бюрократизации партии и ее функционерами играет первенствующую роль» . Так появляются предпосылки для возникновения тоталитаризма, который представляет собой ни что иное, как оставление человека наедине с государством. Выявлению связи индивидуализма с тоталитаризмом посвящена целая литература, на нее обращали внимание такие известные исследователи, как Х. Ортега-и-Гассет, Х. Арендт, В. Райх и др. М.И. Данилова в своем исследовании, предметом анализа которого является проблема индивидуализма, резюмирует: «Тоталитарные движения – это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов» .
Консервативная антитеза либерального понимания личности предполагает не коллективистскую, а личностную оппозицию атомизированному индивидууму либерализма. Действительная антитеза человека атомизированного общества – «Я», человек традиционного общества, а не «Мы», традиционный социум, как считает Манхейм. Также совершенно неверным представляется манхеймово утверждение о коллективизме традиционного (по его терминологии, «феодального») общество, апологетикой которого занимались консерваторы. Мы настаиваем на определении данного общества как органичного в отличие от коллективистского общества либерализма, поскольку коллективизм является категорией, служащей для обозначения явлений Нового времени. «…Загадку двойственности индивидуалистической идеологии, - отмечает М.М. Фёдорова, - очень тонко подметил Луи Дюмон: «ей никогда не удается полностью установить свое преобладающее влияние, и кажется, что ей неизменно сопутствует ее противоположность – призрак поглощения коллективностью атома, провозглашенного сувереном (выделено нами – Э.П.)»» . Человек либерализма – политический и экономический индивидуум (или, используя известный термин К. Маркса, homo oeconomicus), носитель идеи Человека-Суверена . Человек консерватизма – органичная личность, носитель идеи суверенитета Бога, через которую получает высшее значение и самая личность и которая не мыслится вне системы органичных солидаристских связей с другими «я». В отличие от мнимой автономии человека либерального или политического (подлинная цена этой «свободы» диктуется Государством, членом которого он является), человек консерватизма, как отмечает Манхейм, осознает свою «полезность» «лишь в границах этих более широких общностей» - «органических сообществах», сословиях. Самая свобода в ее феодальном понимании, обращает внимание К. Манхейм, означает привилегии сословий.
Консервативный человек не может быть признан полноценной личностью без своей включенности в целый ряд микросоциумов: территориальных и церковных общин, сословий или корпораций и т.д. На этом обычно и основываются «обвинения» консерватизма в коллективизме и даже антигуманизме. Между тем в либерализме полнота человека не мыслится без наличия политических прав индивидуума и их логического завершения – идеи народного суверенитета. Упускается из вида, что комплекс социумов, членом которых является консервативный человек, выполняет ту же функцию социальной защиты личности, которую либерализм отводит естественным правам человека и суверенитету народа. Принципиальное различие заключается в том, что либерализм не выработал убедительной теоретической концепции и эффективной социально-политической практики обеспечения защиты человека от общества. Уже на заре становления либерального общества становится очевидным: одержав победу в борьбе против единичных «тиранов» - монархов, человек прогрессивного общества оказался безоружным против тирании общества, того самого Народа-Суверена, пафосом борьбы за который была пронизана человеческая история на протяжении как минимум двух веков .
К. Манхейм выделяет еще одну оппозицию либеральной и консервативной методологий:
«6. Одно из главных логических возражений против стиля мышления, основанного на идее естественного права, - это динамическая концепция Разума. Сначала консерватор противопоставляет жесткости статической теории Разума движение «Жизни» и истории. Позднее (...) он представляет сам Разум и его нормы как меняющиеся и находящиеся в движении» . Выявленная исследователем концепция динамического Разума, важнейшая категория консервативного стиля мышления, является антитезой либерального (прогрессистского) «статического мышления», автономной от влияния истории. Этим подчеркивается включенность человека не только в сложные социальные отношения (принадлежность к комплексу микро- и макросоциумов), но и в Историю. Отмеченная Манхеймом характеристика консервативного понимания Разума позволяет говорить о консервативной методологии как более гибкой и историчной.
Ниже будет показано, что понимание Разума в русском консерватизме не исчерпывается его характеристикой как динамичного.
Помимо выделения мыслительных оппозиций К. Манхейм анализирует терминологический аппарат: содержание понятий, по-разному понимаемых либералами (прогрессистами) и консерваторами. Для нашего исследования наибольший интерес представляет сравнительный анализ таких понятий, как свобода и историческое прошлое. Проведенная исследователем реконструкция мыслительного процесса позволяет существенно уяснить значение проблемы человека в теоретико-познавательной модели западного консерватизма.
Согласно Манхейму, «Революционный либерализм понимал свободу как явление из экономической сферы, состоящее в освобождении индивидуума от средневековой зависимости от государства и цехов. В политической сфере свобода понималась как право личности поступать по собственной воле и, прежде всего, право в полной мере пользоваться неотъемлемыми правами человека» . Логическим дополнением этого является политическое равенство. «Революционный либерал, мыслящий абстрактно в категориях возможного, а не действительного, придерживается «абстрактного оптимизма», повторяя принцип всеобщего равенства..., не определяя границ свободы индивидуума, за исключением границ, налагаемых существованием других людей»(выделено нами - Э.П.). А.С. Панарин определяет современное либертарианское понимание свободы как антитезу древнего (классического) представления: «современные… люди понимают под свободой триумф индивидуализма, средство ограждения своего личного, частного существования от вмешательства со стороны власти. Таким образом, свобода современного человека - это свобода ни во что не вмешиваться, лежать на диване с газетой, смотреть телевизор, то есть свобода заниматься собственной частной жизнью» .
Тем самым, либеральное (прогрессистское) понимание свободы, в формулировке Манхейма, акцентировано на естественных (с точки зрения консерваторов – абстрактных, искусственно сформулированных) правах абстрактных же индивидов. Эта свобода носит исключительно отрицательный характер и ограничена свободой других людей.
Консервативное понимание свободы К. Манхейм определяет как качественное, наличие так называемой внешней и внутренней свободы. Манхейм отмечает, что подобное понимание свободы отличает «анархический субъективизм». «Чтобы снять это противоречие, был выдвинут тезис о «подлинных носителях/субъектах» свободы - «органических сообществах», сословиях. Свобода в ее феодальном понимании означала привилегии сословий» .
Либеральной апологии прав человека (логичным завершением которой стала идея политического суверенитета народа) консервативная традиция противопоставляла идею личной ответственности. Этот подход нашел выражение в известном афоризме М.Н. Каткова: «Русские подданные имеют нечто более чем политические права: они имеют политические обязанности» . Данный подход, как представляется, является общим для всей христианской консервативной традиции. Р.М. Габитова применительно к современному западноевропейскому неоконсерватизму формулирует проблему свободы следующим образом: «…сами консерваторы не воспринимают как парадокс тот факт, что они, как пишет Г. Фенд, «несмотря на подчеркивание значения авторитета и на, скорее, пессимистическое понимание человека… защищают ярко выраженную философию свободы личности и индивидуальной ответственности». Консерваторы наоборот разъяснили бы, что оба понятия – авторитет и свобода или порядок и свобода – уравновешивают друг друга, что свобода для них существует не сама по себе, а лишь в «свободном подчинении» авторитету и порядку» .
Нацеленность либерализма на достижение политической свободы индивидов и наций в политической и научной литературе, базирующейся на либеральной парадигме, обычно трактуется как проявление гуманистического потенциала данного политического учения. Гуманистические позиции консерватизма, с недоверием и, как минимум, с настороженностью относящегося к идее политических прав, на первый взгляд менее очевидны. Между тем отмеченная Манхеймом сущность консервативного подхода к категории свободы позволяет пересмотреть устоявшийся тезис о «гуманизме» либерализма и «антигуманизме» и коллективизме консерватизма. Либеральный поход к пониманию категории свободы подпадает под характеристику «внешней свободы», термина, введенного и широко применяемого в рамках консервативного стиля мышления. Используя его эвристические возможности, реконструкцию которой провел Манхейм, мы убедимся, что гуманистический пафос либерализма (прогрессизма) основан на методологической ошибке. Суть ее заключается в следующем: проблема человека если и рассматривается в либерализме, то находится на периферии внимания. Либерализм, по сути, совершенно не интересуется проблемой человека. В фокусе его внимания находится не человек, а лишь малая, причем не самая важная часть его личности, которая является субъектом (или объектом) политических процессов. Человек в социальной философии либерализма представлен в одной его ипостаси: внешней человек (политический или экономический человек). Сами идеологи либерализма декларируют принципиальное дистанцирование от проблематики, имеющей тесное соприкосновение с личностью и, прежде всего, со сферой религиозной веры. По сути, свобода в ее либеральном понимании имеет отрицательный характер, что было отмечено К. Манхеймом, и определяется границами, «налагаемых существованием других людей». Символом либеральной идеи свободы, «сводимой порой к закононенаказуемой вседозволенности» , может послужить полицейский участок, поскольку, дистанцируясь от внутренней жизни предоставленного самому себе человека и общества в целом и отрицая существование объективной, общей для всех истины, либерализм вынужден считаться со своеволием «автономной личности» .
Важное значение для анализа исследуемой нами проблемы имеет различие либерального и консервативного подхода к истории. К. Манхейм, анализируя различия в мыслительных навыках либералов и консерваторов, отмечает повышенный интерес, проявляемый ими соответственно, к философии (абстрактное теоретизирование, априорно присущее либеральному стилю мышления) и к истории (свидетельство реального опыта жизни нации, высоко ценимого консерваторами). По мнению К. Манхейма, «Историзм (...) в узловых точках имеет консервативные черты... Он играет роль политического аргумента против революционного разрыва с прошлым» . При этом для консервативной мысли характерна «эмоциональная симпатия к предмету исследования», абсолютно чуждая сухому рационализму прогрессистов. Различным было и отношение к историческому прошлому: «...Прогрессист переживает настоящее как начало будущего, консерватор же считает его последним пунктом, которого достигло прошлое (...) Консерватор переживает прошлое как нечто равное настоящему..., выдвигает на первый план сосуществование, а не последовательность(выделено нами - Э.П.)» .
Сходную трактовку либерального подхода к истории дает Ю.М. Лотман: «Либеральное мышление в исторической науке строится по следующей схеме: то или иное событие отрывается от предшествующих и последующих звеньев исторической цепи и как бы переносится в современность, оценивается с политической и моральной точек зрения… Создается иллюзия актуальности, но при этом теряется подлинное понимание прошлого. Деятели ушедших эпох выступают перед историком как ученики, отвечающие на заданные вопросы. Если их ответы совпадают с мнениями самого историка, они получают поощрительную оценку, и наоборот. Применительно к интересующему нас времени вопрос ставится так: общественно-политические реформы есть благо и прогресс. Те, кто поддерживает их, - прогрессивны, те, кто оспаривает, - сторонники реакции (…) Как ни удобна эта картина, но историческая реальность сложнее» .
Принципиально важное упущение, допущенное К. Манхеймом в предпринятой им реконструкции методологии консервативного мышления, - отсутствие (либо минимизация) в его концепции религиозного аспекта, что, безусловно, определено видовыми изъянами прогрессизма. Манхеймов подход отличает методологическая приземленность: полное невнимание к трансцедентальной сфере и абсолютизация социального. Как отмечается в комментариях к сборнику работ немецкого исследователя, «Всеобъемлющая вера в рационалистическое знание пронизывает все работы К. Манхейма», демонстрируется непонимание того, что «определенные ценности находятся вне исторического социального процесса») . В некоторых случаях у Манхейма этот рационалистический детерминизм приводит к вульгарно-материалистичным выводам (ср.: «...Волна возвращения к католицизму имела своей социальной основой интересы Австрии (?!) в Священном союзе и ее ультрамонтанство» ).
Недостатки социологического подхода объяснения общественных феноменов отмечал и Н.А. Бердяев: «Применение абстрактных социологических категорий к конкретной исторической действительности умерщвляло ее (социологию – Э.П.), вынимало из нее душу и делало невозможным живое, интуитивное созерцание исторического космоса. Вашими социологическими отвлеченностями вы разлагали историческую действительность, как иерархическую ступень космического целого, и сводили ее на простейшие элементы, открываемые другими науками, предшествующими вашей социологии. Вы – упростители и смесители. Поэтому реальность ускользает от вас, не дается вам, поэтому в ваших руках остаются лишь отвлеченные клочья реальности лишь осколки бытия» .
Несмотря на существенные эвристические недостатки методологии К. Манхейма, вклад основоположника «социологии знания» трудно переоценить. Находясь в русле рационалистической парадигмы, критике которой уделено столь важное внимание в консервативной мысли Западной Европы, немецкий социолог сумел выявить в консервативной парадигме ряд ключевых постулатов-антитез либерального стиля мышления. Без учета и внимательного анализа проделанной К. Манхеймом исследовательской работы в настоящее время невозможно представить серьезное исследование, посвященное изучению гносеологии и методологии консервативной мысли. «Консервативная мысль» К. Манхейма, с учетом отмеченных выше недостатков, продиктованных духом времени и господством рационалистического социоцентристского подхода, по праву считается классическим трудом по идеологии и теоретико-познавательной модели консерватизма. Велико значение данной работы и для исследования, посвященного исследованию гносеологических и методологических подходов социальной философии русского консерватизма. Данный феномен, являясь составной частью общеевропейского (христианского) консерватизма, имеет много общего как в содержательной своей части, так и в стиле мышления, что и вызвало обращение к работе К. Манхейма.
Консерватизм является одной из форм политической идеологии современности. Научное изучение данного явления началось в середине XIX столетия, причем сразу же определились два основных подхода к определению консерватизма: идейный и ситуативный. Более адекватным и научно-корректным (исходя из самоидентификации консерваторов, развитой консервативной традиции и др.) мы считаем идейный подход. В рамках данного подхода нами была предложена рабочая гипотеза о христианско-средневековых корнях консерватизма. Тем самым, данное явление не следует считать идеологией феодальных классов. Консерватизм имеет не временную историческую «прописку» (реакция феодальных слоев населения, К. Манхейм), а является носителем универсальной идеи, условно отождествляемой со Средневековьем, точнее, с идеальным Средневековьем. Исторически существовавшая связь между консерватизмом и феодальными кругами была ограничена во времени и позднее уступила свое место иной форме взаимоотношений.
Решению данной исследовательской задачи будет посвящен следующий параграф нашего исследования, в котором на примере русского консерватизма мы попытаемся дать ответ на вопрос о социальных носителях консервативного «стиля мышления».
Блок М. Апология истории или ремесло историка. М. 1973. С. 136.
Руткевич А.М. Возможен ли консерватизм в России? // НГ-Сценарии. 12.01.2000.
Манхейм К. Указ. соч. С. 613.
Манхейм К. Консервативная мысль. С. 584.
См., напр.: Киреевский И.В. Избранные статьи. М. 1984. С. 120.
Девизом консервативного отношения к проблеме «Разум-Жизнь» могут послужить известные строки из «Фауста» Гёте, которого К. Манхейм называет в числе идеологов консерватизма: «Серо познание, мой друг, Но древо жизни вечно зеленеет».
Манхейм К. Указ. соч. С. 615.
Манхейм К. Указ. соч. С. 615-616.
Моро Г. Ключевые принципы консервативного мировоззрения // http://www.edin.ru/user/index.cfm?open=658%2C624&tpc_id=624&msg_id=2319
Манхейм К. Указ. соч. С. 615-616.
Данилова М.И. Индивидуализм: история и современность (философско-культурологический аспект). Автореф. дисс. … доктора философ. наук. Ростов-на-Дону. 2001. С. 15.
Баллестрем К. Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии. 1999. №4. С. 43-44.
Вощинин И. Солидаризм. Рождение идеи. Данденонг. 1990. С. 25.
Данилова М.И. Индивидуализм: история и современность. (Философско-культурологический анализ). Краснодар. 2000. С. 140.
Баллестрем К.Г. Указ. соч. С. 44.
Манхейм К. Указ. соч. С. 586.
Василенко И.А. "Очарованный странник" против "экономического Человека". Москва. 1998. №4.
Леонтьев К.Н. Избранное. М. 1992. С. 126.
Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М. 2000. С. 12.
Бахтин М.М. Проблемы творчества/поэтики Достоевского. Киев. 1994. С. 161.
Токвиль де, А. Демократия в Америке. М. 2000. С. 497.
Бергер П. Капиталистическая революция. М. 1994. С. 142. Цит. По: Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). С. 90.
См. об этом: Панарин А.С. Политология. М. 1999. С. 83-102.
Габитова Р.М. СВОБОДА. АВТОРИТЕТ. ПОРЯДОК (Политическая философия современного неоконсерватизма). // От абсолюта свободы к романтике равенства (из истории политической философии). М. 1994. С. 103.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М. 2000. С. 281.
Величко А.М. Христианство и социальный идеал (философия, право, социология индустриальной культуры). М.; СПб. 2000. С. 493.
См., напр.: Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М. 1996; Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М. 1998; Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991; Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.-М. 1997.
Данилова М.И. Указ. соч. С. 80.
Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М. 1997.
Генезис идеи так называемого личностного суверенитета берет истоки в идее народа-суверена. После борьбы за завоевание всевозможных политических и экономических свобод, которая вдохновлялась прометеевской верой в Человека, человек либерального общества устремился не к завоеванию Космоса (на что был настроен пафос социализма), а к освоению «внутреннего пространства» - освобождению самого себя от опеки культуры и морали. Тем самым Человек-Суверен, вооруженный автономной моралью, является прямым потомком либерального революционера, борющегося за политические права индивидуума и суверенитет народа.
См. об этом: Токвиль А. Указ. соч. С. 199-200.
Манхейм К. Указ. соч. С. 616.
Цит. по: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М. 1998. С. 300.
Габитова Р.М. Указ. соч. С. 102.
Либеральное понимание принципа свободы изложено в кн.: Мизес Л. Либерализм в классической традиции М. 1994. С. 23-25. Характерно, что в этом классическом исследовании основной акцент сделан на экономической проблематике, а решение сугубо гуманитарных вопросов, по сути, сводится к задаче достижения свободы хозяйственной конкуренции. См. также: Боуз Д. Либертарианство: история, принципы, политика. Челябинск. 2004. С. 106-118.
Волков Ю.Г. Указ. соч. С. 12.
Следует отметить, что современный либерализм вынес определенные уроки из опыта ХХ столетия, который показал, как на демократической почве возникают тоталитарные государства. В современной либеральной демократии резко возрос и диктат государства над обществом и личностью, и, в то же время, оказались забыты классические либеральные принципы laissez fair и рыночной свободы: современные западные демократии в экономическом отношении представляют плановые хозяйства.
Лотман Ю.М. КАРАМЗИН. Сотворение Карамзина. Статьи и исследования. 1957-1990. Заметки и рецензии. СПб. 1997. С. 590.
Гуревич П.С. Диагноз исторического космоса. В кн.: Манхейм К. Указ. соч. С. 676.
Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. С. 32. Цит. по: Гуревич П.С. Указ. соч. С. 679. См. также: Флоровский Г.В. Указ. соч. С. 295; Блок М. Указ. соч. С. 138.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Политология
|
|