Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Сакай Д. Поселенцы. Мифология белого пролетариатаОГЛАВЛЕНИЕОт редактораВслед за переводом книги Исраэля Шахака "Еврейская история, еврейская религия: тяжесть трех тысяч лет" мы начинаем публикацию русского перевода книги Дж. Сакая о белом пролетариате США (J. Sakai . Settlers: The Mythology of the White Proletariat. Chicago: Morning star Press, 1989) и, таким образом, продолжаем разработку темы империализма, ставшую магистральной для нашего издания. Как американец японского происхождения и рабочий Дж. Сакай лично испытал на себе двойное угнетение, которому подвергается "цветной" пролетариат в том, что он называет сеттлерской, или поселенческой империей США. Это позволяет ему рассмотреть классовую и расовую историю США с уникальной, особенно для российского читателя, перспективы. Но и в США эта книга остается малоизвестной за пределами "цветной" левой. Причину этому легко понять, познакомившись с главным политическим выводом его книг: «История опровергает тезис о том, что в поселенческой Америке "общие классовые интересы" преобладают над империалистическими противоречиями между нацией угнетателей и нацией угнетенных, когда речь заходит о тактическом единстве для достижения экономических целей. То же самое относится к тезису о том, что предполагаемое идеологическое единство с евроамериканской "левой" также преобладает над империалистическими противоречиями и, таким образом, они являются якобы союзниками угнетенных против империализма США, несмотря на их недостатки. Не обстоит ли дело как раз наоборот? А именно, что несмотря на их тактические противоречия с буржуазией, евроамериканские рабочие и радикалы-ревизионисты находятся в стратегическом единстве с империализмом США?». Показательна и история создания этой книги, буквально рожденной из империалистических противоречий внутри США. Сакай вспоминает: «Как многие радикалы, занимающиеся организацией рабочих, я не переставал удивляться, почему наши очень логичные теории "классового единства" не выдерживают испытания, когда доходит до расовых различий. В то время я ушел со своей довольно изолированной работы механиком ночной смены на железной дороге и работал токарем на заводе авточастей. В нашем цехе работали неплохие молодые белые ребята. В основном ветераны вьетнамской войны, курившие марихуану представители бунтарской контркультуры. После нескольких месяцев общения, как то раз вечером один из них подошел ко мне и сказал, что на выходные все ребята собираются ехать вместе на дерби в Кентукки, чтобы напиться и хорошо провести время. Они приглашали меня, азиата, присоединиться к ним. Только, сказал он, "если ты бросишь разговаривать с черными. Ты должен выбрать. Белые или черные"». Сакай выбрал своих черных братьев. Этот и подобные случаи заставили его задуматься. Он стал читать книги по истории рабочего движения, встречаться с его ветеранами. И когда один из них, анархист, принимавший участие в знаменитой оккупационной забастовке автомобильных рабочих г. Флинта в 1937, рассказал Сакаю, что одно из не упоминаемых в прессе требований забастовщиков состояло в том, чтобы держать черных рабочих только в качестве уборщиков или выбросить их работы совсем, Сакай понял, что та история рабочего класса, которую преподавали левые радикалы в США, была ложью. Он решил написать об этом статью и стал искать в истории тот момент, когда идеология расового превосходства поразила белый рабочий класс и покончила с классовым единством. Этот поиск вел его все дальше в прошлое, пока он, наконец, не понял, что такого момента не существовало, что белый рабочий класс США был расистским с самого начала, потому что он сформировался из поселенцев, сеттлеров, захвативших чужой континент и поработивших его коренное население. Книга Сакая ценна не только своими теоретическими открытиями, особенно его концепцией поселенческого общества, но и правдивой историей американского рабочего движения с точки зрения внутреннего неоколониального пролетариата. Не скрою, что когда Вадим Штольц познакомил меня лишь с несколькими фактами из этой книги, как например, с требованием рабочих Флинта, с так называемыми "забастовками ненависти" во время Второй мировой войны или погромными речами руководства КП США, я был поражен. Я знал о существовании сегрегации в "клубах" КП на Юге в 1930-х и не имею никаких иллюзий в отношении классового сознания белого (да и черного) рабочего класса США. Но здесь было нечто большее, настолько большее и, не побоюсь этого слова, настолько скандальное, от чего невозможно было отмахнуться дежурной ссылкой на "расизм" и "буржуазную идеологию". Скандальным было и наше советское невежество на этот счет, которое я объясняю не столько высшими соображениями советской бюрократии, сколько белым расизмом, особенно культурным, "европейским", в том числе и марксистского происхождения (евроцентризм и ересь стадийности), который всегда присутствовал в СССР ("и вот доброволец китайский..." и т.п.), но который только сейчас, в эпоху открытой победоносной реакции расцвел во весь свой пышный махровый цвет. Ибо если есть какое-то одно, наиболее выделяющееся зло современной российской действительности, то это всепроникающий злостный бестыжий расизм, в котором буквально утопают все слои российского общества и особенно, с головой, его интеллигенция, его образованные классы. От бытового расизма с куском трубы по голове торговцу-азербайджанцу до самых его "утонченных" форм на страницах "толстых журналов" или научных конференциях - "белый", европейский расизм находится в центре реакционной идеологии как правящих, так и подчиненных классов великоросского общества. Здесь надо отметить и особо зловещую роль российской иммиграции на Западе в генерировании и распространении расизма по отношению к народам, с которыми в советское время массы не имели прямого общения. Например, по отношению к афро-американцам, латиноамериканцам, арабам, вообще "цветным". Приезжая в США, Западную Европу или Израиль, эти люди сразу отождествляют себя с интересами поселенцев-захватчиков, чувствуют себя выше неоколониальных масс, на кровавом поте которых было создано богатство этих стран. Приехав на все готовое, они полны презрения, страха и ненависти к тем, чьи предки сотни лет горбились на плантациях Юга или стали жертвой величайшего геноцида в истории человечества, как коренные жители Америк, у которых была отнята их земля, которую теперь покупают программисты из Новосибирска и биологи из Москвы. Вообще мы наблюдаем как бы парадокс. Чем более Россия становится типичной страной Третьего мира, тем сильнее растет в ней белый, евроамериканский расизм. Вот еще почему важна книга Дж. Сакая. Национальное возрождение российского народа и народов бывшего СССР невозможно без последовательной антиимпериалистической борьбы, т. е. борьбы против евроамериканского империализма. Такая борьба, конечно, немыслима, вернее, может иметь только нацистский характер, если эти народы не изживут свой собственный белый расизм, ставящий их на одну сторону с евроамериканским. Такая борьба возможна только на основе интернационала угнетенных народов, этнических групп и рас мира, ведущую роль в которой должен занять неоколониальный пролетариат. Маленьким вкладом в эту борьбу станет и наш перевод книги американского интернационалиста-ленинца Дж. Сакая. Антон Баумгартен 14 октября 2002 г. ВступлениеОднажды друг познакомил меня с молодым новоафриканским братом, торговавшим чем-то на тротуаре напротив большого офисного здания. Когда разговор зашел о книгах, этот молодой брат гордо посмотрел на нас и сказал: «я знаю все о Белом Человеке, а он не знает обо мне ничего».Продолжая болтать, я не мог избавиться от мысли, что так же думают очень многие люди. Потому что они знают, что белый человек полон расизма и предательства, они неправильно заключают, что знают все о его обществе. Это было началом моей книги. Внезапное распространение университетских «програм этнических исследований» в 1960-х было диалектически повернуто и использовано против нас. Нам впихивают в глотку заказанные и оплаченные империалистами программы по «изучению Азии», «изучению черных», «изучению Пуэрто-Рико», «изучению индейцев», «этнические исследования» и т.п. Наиболее видные интеллектуалы из Третьего мира получают от американских империалистов хорошие оклады, чтобы учить нас нашей истории. Зачем? Империализм США предпочел бы, чтобы все народы Третьего мира, живущие в его империи, оставались бы полными невеждами в отношении себя, своих народов, своих культур, своего прошлого, в отношении друг друга и всего вокруг, лишь бы они не забывали идти утром на работу. Но эти времена остались позади. Поэтому теперь они противостоят нашему просвещению, только формально соглашаясь на него, но не по существу. Как в джиу-джитцу, наше первоначальное требование, что наши отдельные и уникальные истории должны быть открыты и признаны как таковые, теперь используется для того, чтобы мы потеряли наше идеологическое равновесие. Империалисты распространяют разбавленные и искаженные версии нашего прошлого, прошлого угнетенных наций и народов Третьего мира. Империалисты даже признают, что их стандартная «история США» является белой историей и якобы остается неполной до тех пор, пока замолчанные истории народов Третьего мира не будут добавлены к ней. Почему? Разгадка заключается в том, что Их-история (империалистическая евроамериканская лже-история) является не неполной, а не имеющей ничего общего с правдой. Их-история включает и стандартный классовый анализ Америки, сделанный для них евроамериканской левой. Их-история повторяет снова и снова: «Ребята, думайте лишь о своей истории; оставьте анализ белого общества; примите на веру то, что мы рассказываем вам о нем». Другими словами, это похоже на то, как британские либералы и «социалисты» сказали африканским революционерам-антиколониалистам изучать только их собственные «традиции», а не Британскую империю. Их-история не неполная, а полная ложь, идеологическое мировоззрение, предназначенное для того, чтобы укрепить империалистическое господство над угнетенными. Эта книга стремится осветить светом исторического материализма сам Вавилон. Века угнетенные были объектом изучения со стороны евроамериканской социологии, антропологии, психологии и т. д. для того, чтобы «умиротворять» и контролировать нас (антропология, например, родилась как отрасль разведывательной службы для нужд европейской колонизации мира).Настало время для научного исследования общества угнетателей.Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|