Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мусихин Г. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма)ОГЛАВЛЕНИЕГлава 3. ПРОБЛЕМА КОНСЕРВАТИВНОГО РЕФОРМИЗМА В ГЕРМАНИИ И РОССИИ§ 2. Мировоззренческие основы консервативного реформизмаИтак, выявив принципиальное отношение консерватизма Германии и России к переменам как к неизбежному злу, органически присущему несовершенному человеческому обществу, можно выделить основные принципы консервативного реформизма. Как все основополагающие идеи консерватизма, охранительный реформизм покоится на двух элементах: религиозно-нравственном и ecтественно-прагматическом. 193 консерваторы были восприимчивы к реформистской политике. Так, прусские доктринеры-легитимисты, олицетворением которых были братья Герлахи, подозрительно относились даже к умеренным преобразованиям, так как любые изменения нарушали чистоту принципов легитимизма. В 1848 году, когда многие в правительственном лагере были готовы смириться с неизбежностью перемен, Леопольд фон Герлах был непоколебим: «Еще стоит прусский трон, прусская армия, а значит, и прусское государство» (46, S. 298). Именно братья Герлахи возглавили печально известную «камарилью», которая поставила себе целью ликвидировать уже произошедшие перемены и недопустить последующие, то есть полностью восстановить status quo, существовавший до революции, что вряд ли было возможно. Однако, отстаивая святость принципов легитимизма, доктринеры-охранители вступили в явное противоречие с реальной жизнью, то есть оказались подвержены тому изъяну, за который нещадно критиковали либерализм: слепое следование доктрине, лишенной реальной жизненной силы. Не случайно Х.-Ю. Шёпс, исследуя жизнь и творчество Э. Л. фон Герлаха, отмечал, что жизнь его была богата не только на «анахронизмы», но и «на великие события и антиномии» (185, S. 12). Можно сказать, что доктрина легитимизма, опираясь на идею права, блокировала любые перемены, даже если они были продиктованы жизненной необходимостью. Любопытно, что против такого доктринерства косвенно выступал Эд-мунд Бёрк, утверждавший, что если уж зашла речь о существенных изменениях государственного строя, то это «есть каждый раз не вопрос государственного права, а чрезвычайный вопрос государственного благоразумия» (36. S.I 43). 194 Такой подход был характерен в Германии для консерваторов-конституционалистов типа Радовица, Бисмарка, Бюлова, Бетмана-Хольвега и др.; теоретически эту точку зрения разрабатывал Ф. Ю. Шталь. Для институционального консерватизма главное значение имеет не сохранение незыблемости существующего строя, а преемственность в развитии основополагающих институций: семьи, государства, корпоративного общественного устройства и т. д. Ради сохранения этой исторической преемственности институционалисты были готовы идти на частичные изменения, но только в тех случаях, когда отказ от преобразований мог привести к утрате институционального континуитета. 195 Справедливости ради нужно отметить, что легитимизм в отношении перемен не тождествен реакции. Являясь сторонниками (нe всегда, впрочем, осознанно) принципа историзма, легитимисты не могли отрицать возможности изменений и защищать ancien regime, как говорится, не смотря ни на что. В этом отношении показательна позиция Людвига фон Марвица. Будучи лидером аристократической фронды против реформ Штейна и Гарденберга, он тем не менее в 1821 году, размышляя о наиболее подходящем для Пруссии режиме, отметил, что «старая феодальная конституция отжила свой век» (55, S. 280) и установления надлежащего порядка «нельзя добиться восстановлением того, что умерло» (55, S. 281). Хотя именно то, что умерло, было Марвицу милее всего. Это не значит, что Марвиц (как и другие легитимисты) отказался от прошлого. Однако сторонники легитимизма, будучи историцистами, понимали невозможность восстановления доброй старины в чистом виде. По мнению Отто Генриха фон дер Габленца, хотя легитимист-реставратор и пытается найти выход «в ускорении уже существовавшего», но при этом «он ищет новой стабильности» (129, S. 84). В этом, на взгляд ученого, одно из главных отличий легитимиста от реакционера, так как последний «не имеет никакого отношения к истории. Он ничего не знает о ее развитии. Он не вдохновляется прошлым. Он не желает разрушения современного ему порядка только потому, что это порядок» (129, S. 84). Поэтому Габленц утверждает, что консерватор-реформист понимает легитимиста-реставратора благодаря приверженности обоих к историзму и наличию общего «смертельного врага — реакционера, который живет только настоящим, не связанным ни с прошлым, ни с будущим» (129, S. 85). Неудивительно поэтому, 196 что институционалисты Радовиц и Шталь были едины с легитимистами Леопольдом и Эрнстом Людвигом фон Герлахами в антипатии к реакционному курсу канцлера Мантойфеля. Если первые обвиняли его в нежелании учитывать изменившиеся условия политической жизни, то последние подозревали его в абсолютистском эгоизме и заигрывании с «либеральным» бонапартизмом. 197 хом времени приспособиться к современным реалиям, не теряя при этом преемственности с исторической традицией. Нужно отметить, что одним из первых необходимость консервативного реформизма обосновывал Ге:ге», (убежденный противник Великой французской революции с момента ее начала). По его мнению, революции невозможны, «если правительства справедливы и деятельны настолько, чтобы идти им навстречу своевременными улучшениями и не противиться необходимому, идущему снизу» (цит. по:180, S. 1). 198 наиболее четко был выражен в популистском, но достаточно откровенном лозунге прусской правящей элиты: «все для народа, но ничего при помощи народа». 199 ность и способы ее добывания» перестали быть «базисом нравственных, то есть политических уз» (68, S. 128). Подобные антикапиталистические мотивы достались немецкому консерватизму «в наследство» от романтиков. Именно последние были не согласны с эмансипацией экономи-ческих отношений от сферы политики и морали. Новалис в одном из своих «Фрагментов» отмечал, что «благодарный дух торговых людей, истинный дух великой торговли был только в Средние века... Медичи и Фуггеры были образцом. Все наши нынешние торговцы, включая и самых крупных, не кто иные, как мелкие лавочники» (63, S. 189). ; Немецкие консерваторы с середины XIX века постоянно упрекали современный капитализм за разрушение корпоративного духа и патриархальных отношений между хозяином и работником. Шталь даже с некоторым злорадством отмечал, что подобный бе^душныиэгоизм приведет либерализм к общественной изоляции, так как «большинство либеральной партии никогда не будет образовано дворянством и еще в меньшей степени — пролетариатом, но всегда буржуазией» (68, S. 72). В данном высказывании не случайно упомянута чуждость буржуазному либерализму как дворянства, так и пролетариата. Прусский консерватизм с появлением неприглядных последствий капиталистического развития стал претендовать на роль защитника рабочего класса от «бездушного» капитала. Рудольф фон Тодт, один из сторонников консервативного патернализма над рабочими, писал в 1878 году: «Хотя античное рабство исчезло, но на его место встало современное рабство рабочего, который находится в тяжелейшей зависимости от своего работодателя, от современной системы производства с ее железным 200 законом заработной платы» (цит. по: 167, S. 200). Примечательно, что если бы не было известно, что данное высказывание принадлежит консерватору, эти слова вполне можно было бы принять за прокламацию социалистов-лассальянцев. Это свидетельствовало о том, что немецкие консерваторы не были чужды идеи социальной справедливости, исходящей от власть предержащих в качестве акта доброй воли. Так, «Kreuzzeitung» от 3 июня 1885 года писала: «От роялистских, консервативных воззрений позволительно наводить мосты даже к социалистическим убеждениям; к буржуазным — никогда» (52). Идея использования принципа социальной справедливости против либерального лагеря была к тому моменту далеко не нова. Еще Йозеф фон Радовиц, одним из первых среди прусских консерваторов понявший значение усиливающегося противоречия между пролетариатом и буржуазией, призывал в ходе революции 1848 года использовать еще не оформившуюся, но большую силу социалистического движения против среднего либерального слоя. Однако значение социального вопроса не сразу было понято большинством прусских, а затем и немецких консерваторов. Многие из них в отношении принципа социальной справедливости долгое время были сторонниками Э. Л. фон Герлаха, который, по мнению Г.-Ю. Шёпса, «всегда рассматривал социальный вопрос только политически. Социал-демократию он воспринимал как радикальный либерализм. Особенности социальной проблемы он не видел вообще» (185. S. 54). Справедливости ради следует отметить, что в отличие от основной массы прусского юнкерства, прикрывавшего зачастую идеологическими лозунгами свои узкокорыстные интересы, игнорирование Герлахом особенностей социального вопроса было осно- 201 вано на принципиальных убеждениях. Поэтому все, что его многие современники — даже среди консерваторов — воспринимали как классовые противоречия, для него все еще оставалось противоречием мировоззренческим, которое проходит через все классы. Он утверждал, что «миром правят идеи, а не материальные интересы — особенно в наш век»(цит. по: 185, S.54). 202 Одним из первых, кто обосновал необходимость социальных реформ со стороны власти, был Лоренц фон Штейн, который в своем фундаментальном трехтомном труде «История социального движения во Франции» пришел к выводу, что «любая монархия станет впредь пустой тенью или превратится в деспотию, или погибнет в республике, если не найдет в себе нравственного мужества стать монархией социальных реформ» (72,S.41). Тем самым Л. фон Штейн заложил основы теории социальной монархии, которая была взята на вооружение немецким консерватизмом. При этом консерваторы старались придать понятию социальной монархии чисто патерналистические черты, чтобы предполагавшиеся социальные реформы не повлекли за собой политических перемен. Уже в 1898 году «Консервативный ежегодник» по поводу надежд, связываемых со строительством «социальной монархии», писал: «Некоторые ждут в связи с этим, что прусские короли сделают что-либо для "демократии", но они делают это исходя не из демократических чувств, но прежде всего как христианские властители, исходящие из аристократического чувства долга» (48, S. 383). 203 к социальной проблеме в 1878 году, когда были приняты исключительные законы против социал-демократии. В одном из своих выступлений в рейхстаге, настаивая на принятии исключительных законов, канцлер тем не менее заявил, что является сторонником «честных стремлений к улучшению участи рабочих, за которое мы все болеем душой» (цит. по: 110, с. 319). Программным документом в этом отношении стала тронная речь кайзера Вильгельма I перед рейхстагом, составленная Бисмарком и им же зачитанная 17 ноября 1881 года, по причине болезни монарха. В послании парламентариям говорилось: «Мы повелели высказать наше убеждение, что исцеление социальных бедствий нужно будет искать не исключительно на пути подавления социал-демократических бесчинств, но одновременно на пути позитивного содействия росту благосостояния рабочих» (цит. по: 110, с. 343). 204 «Kreuzzeitung» находилась в постоянной конфронтации с Бисмарком (в том числе и по поводу методов осуществления социальных реформ). Хаммерштейн и его сторонники были прямыми наследниками христианского «высокого» консерватизма Э. Л. фон Герлаха, поэтому именно христианская составляющая была главной в их подходе к социальным реформам. Для них социальный вопрос был прежде всего нравственно-религиозным; в результате социальная политика «рассматривалась как Богом данное и связанное с социальным долгом благо» (136, S. 54). Работодатели и рабочие при этом рассматривались как одно сословие, имеющее общий интерес, а в том, что между ними образовалась пропасть имущественного неравенства, был виновен либеральный индивидуализм, поэтому в «Kreuzzeitung» идеи социального реформизма часто сопровождались призывами к «борьбе против капиталистического либерализма и всего, что так или иначе ему присягало» (53). При помощи социальных реформ предполагалось вернуть рабочий класс модернизирующегося индустриального общества к «христианской вере, монархии и отечеству» (42, S. 47). Неудивительно, что такая позиция сближала партию «Kreuzzeitung» с католическим «центром», который представлялся наиболее естественным союзником при осуществлении консервативных реформ. Так, в ответ на обращение кайзера от 17 ноября 1881 года «Kreuzzeitung» выступила с программной статьей, в которой утверждалось, что задача консервативного реформизма может быть решена «в полном объеме только через жертвенное сотрудничество тех партий, которые осознают необходимость того, что наша народная жизнь зиждется на христианской основе; это может осуществиться только при сотрудничестве консерваторов и цент- 205 pa. Если национал-либералы искренне хотят помочь в этом деле, то они могут быть приглашены как советующие, но не решающие помощники» (136, S. 53-54). Однако Бисмарк в тот момент хотел создания коалиции именно из национал-либералов и консерваторов, исходя из собственного политического расчета, в котором социальная политика не являлась единственным фактором. Группа «Kreuzzeitung» не могла одобрить этой коалиции, так как претендовала на роль мировоззренческой, а не политической партии. Кроме того, сторонники «мировоззренческого» консерватизма обвинили Бисмарка в неискренности по отношению к действительному разрешению социальной проблемы. Они полагали, что «безбожник» Бисмарк (наследники христианского консерватизма всегда помнили о Kulturkampt) просто использует тему социальных реформ для решения других политических задач. В этом отношении показательно мнение А. Штекера, который заявлял: «Я готов засвидетельствовать под присягой, что во все времена восхищался князем Бисмарком в его борьбе за немецкое величие, но часто сомневался насчет его социальной политики и всегда насчет церковной» (136, S.47). 206 социальной политики» (42, S. 73). Хотя нужно отметить, что помимо социал-реформистского элемента в программу по инициативе сторонников А. Штекера были внесены и антисемитские мотивы, так как Штекер именно с представителями еврейской общины связывал засилье финансового капитала. 207 ложила неизгладимый отпечаток бурная преобразовательская деятельность Петра I. Его реформы были столь резкими, а европейские заимствования иногда столь бесцеремонно внедрялись в общественно-политическую и бытовую жизнь, что любые реформы еще очень долго представлялись многим российским охранителям бесполезным и опасным заимствованием чуждых России западных порядков. По мнению Погодина, Петр I поставил с ног на голову сам механизм общественно-политических изменений, так как «переворот государственный, революцию... начинает у нас первый Император..., а консерватизм выражается народом» (22, с. 254). Однако полностью отрицать преобразования, вызванные нуждами упрочения могущества самодержавной монархии, российские охранители не могли, так как государственная идея, основанная на самодержавии, была ключевым моментом консервативного мировоззрения в России. Поэтому, принимая изменения как неизбежное зло, русские консерваторы требовали, чтобы перемены не нарушали преемственности исторического развития России. Так, Н. М. Карамзин, первым из российских консерваторов выразивший осмысленное отношение к переменам, не возражал против того, «что обычаи естественно изменяются», но считал, что возбуждение искусственных изменений правительственными уставами «есть насилие беззаконное и для Монарха Самодержавного» (12, с. 489). Эта оценка касалась не только действий Петра I, но и попыток Александра I преобразовать государственный строй Российской империи, которые Карамзин считал выдумкой досужих мечтателей, так как «спасительными уставами бывают единственно те, коих давно желают лучшие умы в Государстве, и которые, так сказать, предчувствуются народом, будучи ближайшим 208 целебным средством на известное зло: учреждение Министерств и Совета имело для всех действие внезапности» (12, S. 506). То есть Карамзин, не отрицая возможности перемен, полагал, что следует реагировать на них, но не способствовать их появлению, иными словами, он предлагал реагировать на современные проблемы, а не создавать проекты для будущего, чем, на его взгляд, грешили сторонники «либерализации» России. Такой подход к реформам коренился в самом консервативном мышлении, апеллирую тем к конкретной действительности в противоположность идеалистическому либеральному рационализму. И уже в 70-е годы XIX века, когда Россия переживала тяжелый пореформенный период, один из авторов «Русского вестника», полемизируя с либеральным реформизмом, утверждал: «Гораздо полезнее и "реальнее" служить своему времени, чем будущему; и своему отечеству, чем фантазии» (29, с. 231). Подобная «деидеализация» преобразовательской деятельности была характерна и для Тихомирова, который был самым последовательным сторонником консервативного реформизма. По его мнению, «поддержание гармонии между теми целями, которые хочет себе ставить личность, и теми неотменимыми законами природы, в которые эти цели придется вдвинуть, — составляют, можно сказать, корень социальной мудрости» (23,с.41). 209 бостью» сторонников партии прогресса и критиковали не столько некомпетентность либералов, сколько их мировоззренческое доктринерство в отношении к реформам. Русские же либералы, будучи, по мнению охранителей, искусственным и чуждым для России явлением, пришедшим с Запада, не могли понять истинных нужд страны и поэтому были неспособны действовать адекватно реальности. Так, Карамзин, оценивая преобразовательскую деятельность Екатерины II, утверждал: «Екатерина хотела умозрительного совершенства в законах, не думая о легчайшем, полезнейшем действии оных; дала нам суды, не образовав судей; дала правила без средств исполнения» (12, с. 495). А Победоносцев, говоря о восстании декабристов, особенно обращал внимание на чуждость России их прекраснодушных планов, поэтому попытка «осуществить британский идеал» отразилась «у нас в 1825 году в бездумной попытке аристократов-мечтателей, не знавших ни своего народа, ни своей истории» (18, с. 55). 210 Поэтому неудивительно, что все рассуждения российских консерваторов о возможности умеренных преобразований носили отвлеченный характер, так и не приведя ни к одной существенной программе реформ. 211 вождалась не просто критикой, но и выдвижением каких-либо альтернативных, но все же реформистских проектов (достаточно вспомнить самостоятельную позицию группы «Kreuzzeitung» по отношению к социальным реформам). Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|