Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мусихин Г. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма)ОГЛАВЛЕНИЕГлава 3. ПРОБЛЕМА КОНСЕРВАТИВНОГО РЕФОРМИЗМА В ГЕРМАНИИ И РОССИИ§ 1. Консервативные принципы и возможность переменПроблема консервативного реформизма представляет собой одну из самых драматичных страниц политической и социальной истории, так как направление, возникшее как движение за сохранение существующего порядка, казалось бы, по определению не может проводить политику целенаправленных преобразований. Однако факт консервативного реформизма исторически бесспорен. Поэтому необходимо выяснить насколько консеватизм, проводя реформистскую политику, отступил от основ консервативного мышления и мировоззрения и не была ли уже в самих этих основах заложена возможность консервативного реформизма. Иными словами, нужно проследить, как консерваторы в принципе относились к возможности перемен. 185 ло как реакция на идеи Просвещения и Великую, французскую революцию. Поэтому изначально представители консервативной мысли заняли негативную позицию по отношению к переменам, угрожавшим разрушением ancien regime. В попытках рационалистического переустройства жизни по заранее намеченным схемам охранители видели опасное прожектерство, которое рано или поздно будет ниспровергнуто реальностью. В высказывании Э. Бёрка о том, что «дух обновления является безусловно атрибутом слабохарактерности и умственной ограниченности» (36, S. 144), выражено консервативное отношение к изменениям как самоценному и самодостаточному явлению. Охранители в принципе не принимали изменения ради изменений, а именно таковыми были в консервативном представлении революционные преобразования, которые (если вспомнить формулировку Бёрка) были результатом человеческой низости и глупости, выплеснувшейся на поверхность под лозунгом переустройства во имя лучшей жизни. Поэтому первым и решающим шагом при восстановлении реального порядка вещей в обществе и государстве для консерваторов всегда было принципиальное прекращение революционных преобразований и недопущение их впредь. Насколько бескомпромиссно по отношению к революции были настроены немецкие консерваторы, свидетельствует следующее высказывание Новалиса, который, будучи одним из эстетических эталонов романтизма, позволил себе высказывание, стоящее, можно сказать, за рамками эстетических норм того времени. В одном из своих «Фрагментов» Новалис писал, что «большинство наблюдателей» считают революцию болезнью и предлагают средства излечения, которые способны дать только локальный эффект, однако «наиболее 186 прозорливые настаивают на кастрации. Они справедливо отмечают, что эта мнимая болезнь не что иное, как кризис начавшейся половой зрелости» (63, S. 184-185). Практически все немецкие консерваторы были сторонниками «хирургического вмешательства» по отношению к проявившемуся революционному очагу, так как считали это наименьшим злом, которое предотвратит заболевание всего социального организма. Неудивительно поэтому, что немецкий консерватизм, будучи не в силах остановить бурные изменения XIX века, воспринимал их, по мнению М. Грайфенхагена, «как болезнь всей культурной системы» (132, S. 123). В этом отношении показательно мнение, высказанное «Kreuzzeitung» (самой последовательной консервативной газетой Германии) в 1904 году, когда шел стремительный процесс модернизации страны, и автор газеты не высказывал оптимизма по этому поводу, рисуя довольно безрадостную картину: «Чрезмерно большие города с их унылым однообразием, эти источники и рассадники массовой социальной нищеты можно одновременно назвать мельницами, которые мелют муку, на которой замешено тесто равенства... Должно остерегаться восхищений этими явлениями болезненности народа, которые являются несомненными провозвестниками декаданса государства как центра культуры» (цит. по: 132, S. 125). 187 альностью. Придерживаясь принципа историзма, консерватизм не мог не признавать изменчивости общественно-политической жизни. Но, исходя из того же принципа, консерваторы желали сохранения континуитета во всех сферах жизни. Именно консерваторы первыми поставили проблему соотношения и взаимосвязи старого и нового. Еще Адам Мюллер обозначил, что перед современным ему обществом стоит довольно жестокая альтернатива: 188 наделялся свободой действия в конкретных жизненных ситуациях, так как любые его поступки не влияли на конечный результат, предначертанный потусторонними силами. С предельной откровенностью выразил эту идею Освальд Шпенглер, заявивший в одной из своих работ, вышедших «вдогонку» знаменитому «Закату Европы»: «Мы не вольны достигнуть того или другого, но свободны либо действовать по необходимости, либо не действовать вообще. При этом задача, поставленная необходимостью истории, будет решена по нашей воле или без нее» (цит. по: 154, S. 49). 189 сохранению общей сущности новые элементы, подвергаясь воздействию непреходящих традиций, «вживаются» в единый организм, становясь его неотъемлемыми частями. А. Мюллер полагал, что благодаря такому процессу «новое не угнетает старое... но в компромиссе со своим прежним изолированным существованием, благодаря развитию великого организма, которым это новое захватывается, оно возрастает, множится, вступая в универсальные отношения, и тем самым делает свою собственную индивидуальность прочнее и свободнее»(60, S. 159). 190 жизни. С его точки зрения, это была несбыточная попытка искоренить неискоренимое зло человеческого общества. В одной из своих предсмертных записей, сделанной по горячим следам восстания декабристов, историк возмущался не столько самим фактом выступления, сколько непониманием его последствий восставшими: «Либералы! Что вы хотите? Счастья людей? Но есть ли счастье там, где есть смерть, болезни, пороки, страсти?» (11, с. 161). Обобщая преобразовательскую деятельность либерализма, который для консерватора в XIX веке был синонимом революции. Лев Тихомиров отмечал: «Нашему времени предстоит понять, что цели прогресса XVIII-XIX веков ошибочны не крайностями, но по существу» (23, с. 52), так как «не недостатки старого строя, а неодолимая мечта о новом была и остается двигательной силой революции» (23, с. 13). 191 свидетельствует о том. что российский консерватизм, так же как и немецкий, придерживался исторического подхода к изменениям: не отрицая перемены как неизбежное зло, главное внимание все же уделять сохранению исторического континуитета. Первым эту мысль среди русских консерваторов четко сформулировал все тот же Карамзин в своей записке «О древней и новой России», где он заявил: «Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости, ибо одно время делает надлежащую твердость устава» (12, с. 503). Любопытно, что во время революции 1905-1907 годов российские консерваторы, потеряв инициативу в условиях бурных изменений общественно-политической жизни, по-прежнему считали принцип исторического континуитета своим главным оружием, и «Русский вестник» заявлял от имени многочисленных консервативных организаций: «Мы еще не можем сказать, что за нами сто миллионов русского народа. Но мы можем сказать, что за нами тысячелетняя история России» (34, с. 674). 192 идее органицизма умеренно реформистский характер, реакция последовала очень быстро; в одном из своих циркуляров попечителям учебных округов за 1847 год Уваров указывал на недопустимость славянофильства, «игрою фантазии созданного», так как истинная народность может существовать только «в пределах науки, без всякой примеси современных идей политических» (цит. по: 96, с. 224). Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|