Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мусихин Г. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма)ОГЛАВЛЕНИЕГлава 2. ПРОБЛЕМА АВТОРИТЕТА В МИРОВОЗЗРЕНИИ НЕМЕЦКОГО И РОССИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА§ 2. Земля как основа традицииНужно отметить, что в защите традиционных жизненных устоев консерватизм опирался на землю в буквальном смысле слова, так как "именно земля, а точнее — землевладение составляло для консерватора основу человеческого общества. Еще Юстус Мёзер видел в поземельных отношениях основу истории Германии, отводя им даже большую роль, чем деятельности людей: «История Германии приняла бы совсем другой оборот, если бы мы проследили все перемены судьбы имений как подлинных составных частей нации, признав их телом нации, а тех, кто в них жил, хорошими или плохими случайностями, которые могут приключиться с телом» (58, S. IX-X). Таким образом, при помощи землевладения природа в консер- 83 вативном представлении становится исторической категорией, превращаясь в важнейшего посредника общественных отношений. Именно «почва» стала, наряду с религиозным преданием, одним из главных гарантов долговечности исторически сложившихся обычаев. Поэтому консерваторы пытались оградить земельные порядки от новых веяний товарно-денежных отношений. А. Мюллер доказывал, что «земля сама по себе не имеет никакой ценности для человечества... Собственно чудесные, я бы даже сказал божественные, качества земли обнаруживаются только в процессе длительного использования одной и той же земли одними и теми же владельцами, семьями, помещиками» (цит. по:132, S.148). 84 с происходящими преобразованиями, он писал в 1811 году канцлеру Гарденбергу: «Мы настаиваем на том, что сохранение государства зиждется на укреплении старых поместий и сохранении союза земельных владений, являющегося стержнем государства, и что разрушение указанного союза, который связывает собственников на землю. является одним из видов радикальной революционной деятельности. Все отношения служения и верноподданнических чувств, патримониальная юриспруденция, даже недостойная подлость служили тому, чтобы укреплять этот глубочайший и священный союз и тем самым — само государство» (30, с. 25). Представление о земле как основе политической власти стало одной из основных идей всего прусского (а не только юнкерского) консерватизма. Так, Ф. Ю. Шталь, никогда к юнкерству не принадлежавший, не являвшийся глашатаем этого сословия, сочувствовавший умеренным реформам, тем не менее писал, что земля не только предмет имущества, т. к. она «одновременно налагает узы власти, и отданные ею распоряжения сами собой разумеются для тех, кто на этой земле живет, на этом естественном отношении основано землевладение и устройство, официально связывающее государственные функции с землевладением, как, например, в Англии мировой судья, а в Пруссии ландрат» (70, S. 119). 85 Естественно, что такая основа дворянского господства, как земля, должна была, по мысли охранителей, быть ограждена от угрозы проникающих во все сферы жизни товарно-денежных отношений, так как в противном случае аристократия теряла исключительное право на владение землей. Поэтому А. Мюллер считал, что владение землей основано на особом характере собственности, «она дает только правопользования, но никак не абсолютного владения» (цит. по: 132, S. 155). Марвиц выразил это общее положение более конкретно и откровенно, заявляя, что земельная собственность дворянства не может закладываться и покупаться, поэтому «оно никогда не сможет ее потерять и оторваться от нации» (55, S. 157). И если для Марвица было важно не только сохранить юнкерское землевладение, но и не «оторваться от нации», то для основной массы юнкерства, которое стало основной движущей силой прусского консерватизма, главной и, можно сказать, единственной целью оставалось чисто меркантильное стремление сохранить господство в аграрной сфере. Не случайно Эрнст Людвиг фон Герлах, уже в ходе революции 1848 года, был возмущен циничной, эгоистической позицией юнкерства, защищавшего только свои материальные и господские интересы и не желавшего, по его мнению, проявлять заботу об интересах государства. В своей знаменитой речи перед «юнкерским парламентом» 18 августа 1848 года он напомнил собравшимся о том, что земельная собственность не только привилегия, но и обязанность, ибо она «есть политическое понятие, созданное рукой Божьей, чтобы сохранять его закон, могущество его закона — государство. Ее всегда нужно представлять в самой тесной взаимосвязи с обязанностями, которые из этого проистекают; только в этой взаимосвязи, только как 86 служение она священна... собственность только как средство потребления... грязна. Если бы собственность была только этим, то коммунизм был бы справедлив» (28, S. 161). Взывая к почвенническому традиционалистскому самосознанию юнкерства, Герлах указывал на неправильное приложение сил в борьбе против революции, так как опрометчиво «выставлять фронт против навоза (т. е. крестьянства. — Г. М.), подставляя тыл посягательствам на действующее государство — это позиция, которая может только испортить крестьянина. Тылом к навозу, фронтом против врага — это по-дворянски» (45, S. 162). 87 поддерживающим господство юнкерства, — оно есть важная составная часть государственной системы и только в этом смысле имеет значение. Именно в таком аспекте следует понимать утверждение Шталя, что землевладение должно и впредь оставаться важнейшим элементом политического представительства, так как только оно является «постоянным элементом общественного положения», а все остальное может меняться (70, S. 324). 88 При этом узкоэгоистические аграрные интересы провозглашались сутью охранительства: «Сегодня нет никакой государственно-охранительной политики, которая не отождествлялась бы также с антикапиталистической экономической политикой» (цит. по: 172, S. 95). Если учесть, что это говорилось в одном из программных документов Союза сельских хозяев за 1905 год, то можно сделать вывод, насколько устремления союза были далеки от реальности. 89 но деформировало консервативную идеологию: «когда-то она была ориентирована сословно, — теперь она стала... межсословной и антисемитской и сверх того профессионально ориентированной; где она через все перипетии своей истории была правительственной, — там она стала оппозиционной; ...историческая ориентация на конкретное, ставшая когда-то исходным пунктом консервативного мышления, уступила место биологическим химерам и мифам о борьбе» (172, S. 279). 90 Так же, как и в Германии, российское почвенничество с самого начала имело традиционалистские корни. Еще князь М. Щербатов с ностальгией вспоминал допетровские времена, когда «государев двор был не на подряде, но из волостей своих всем довольствовался» (17, с. 7). Особую ценность для Щербатова подобный образ жизни имел благодаря стабилизирующему влиянию на общество во всех его элементах, так как «почти всякий, по состоянию своему без нужды мог своими доходами прожить и иметь все нужное, не простирая к лучшему своего желания, ибо лучшего никто не знал» (17, с. 12). Такой «растительный» образ жизни делал земельную аристократию настоящим фундаментом государства, так как «правление деревень занимало большую часть времени, а сие правление влекло за собой рассмотрение разных крепостей и заведенных разных приказных дел, которые понуждали вникнуть в узаконение государства» (17, с. 12). 91 изоляции от товарно-денежных отношений, то Карамзин уделяет главное внимание защите крепостного права и доказывает опасность новомодных экспериментов: «Покойный отец мой... смотрел не только за своими, но и за крестьянскими полями... господин богател, но и крестьяне не беднели. Воля, мною им данная, обратилась для них в величайшее зло: то есть в волю лениться и предаваться гнусному пороку пьянства» (10, с. 290). То есть крепостное право должно оставаться неизменным, так как неизменной остается природа человеческая, о которой Карамзин, как и все консерваторы, был невысокого мнения, поэтому он иронически относился к мнению иностранных путешественников, которые, «видя в России бесконечную леность крестьянина, обыкновенно приписывают ее так называемому рабству... такая философия никогда не входила в голову нашим землевладельцам: они ленивы от природы, от навыка, от незнания выгод трудолюбия» (10, с. 291). Только отеческая забота помещика может спасти крестьянина от этого порока. То есть отношения крепостных крестьян и их хозяина рассматриваются Карамзиным как патриархально-семейные, при этом право владения крепостными не столько привилегия, сколько долг, поэтому писатель считает своей обязанностью жить «с истинной пользою для пятисот человек, вверенных мне судьбою» (10, с. 296). Если вспомнить взгляды прусских почвенников, то они тоже рассматривали свое право землевладения как священный долг перед Богом и государством быть хранителями данного порядка. Правда, они не столь упорно защищали крепостное право, так как наполеоновские войны фактически силой принудили правящий слой к его отмене. Хотя Л. фон Марвиц уже после отмены личной наследственной зависимости, оправдывая ее 92 «задним числом», писал, что эта «зависимость больше была патриархальным союзом, который объединял крестьянина и дворянина» (54, S. 240). 93 интереса было присуще как консерваторам, так и социалистам (правда, в разной степени), достаточно вспомнить уже приводившееся высказывание Э. Л. фон Герлаха о собственности только как средстве потребления: «если бы собственность была только этим, то коммунизм был бы справедлив» (45, S. 161). 94 Если Особое совещание признало необходимость «капитализации» сельского хозяйства России, а следовательно, разрушения сдерживающего влияния крестьянской общины, то Редакционная комиссия выступила с противоположных позиций, увидев в общинном крестьянстве и его особом умственном складе наивернейшую гарантию самодержавия в России. В докладе комиссии утверждалось, что «воспитанные в неустанном, упорном труде, привыкшие к исконной однообразной обстановке жизни, приученные изменчивым успехом земельных работ к сознанию своей зависимости от внешних сил природы и. следовательно, от начал высшего порядка, крестьяне, более чем представители какой-либо другой части населения, всегда стояли и стоят на стороне созидающих и положительных основ общественности и государственности и, таким образом, силою вещей являются оплотом исторической преемственности в народной жизни против всяких разлагающих сил и беспочвенных течений» (цит. по: 87, с. 238). Это положение крестьянства, по мнению Редакционной комиссии, должно было всячески поддерживаться государством, поэтому был еще раз повторен охранительный принцип об изоляции общинного землевладения от товарно-денежных отношений: «надельные земли, имея государственное значение... не могут составлять предмет свободного оборота и поэтому не подлежат действию общих гражданских законов» (цит. по: 87, с. 239). Более того, подобно одному из программных документов германского Союза сельских хозяев, отождествлявшего государственно-охранительную политику «с антикапиталистической экономической политикой» (цит. по: 172, S. 95), доклад Редакционной комиссии подчеркивает, что «гражданский правооборот у крестьян образовался на основе порядка семейного и общинного... 95 в ущерб началам индивидуальности и капитализма» (цит. по: 87, с. 240). То есть российское почвенничество, подобно немецкому, носило не только политически антилиберальный, но и экономически антикапиталистический характер. 96 ная власть, не желавшая во имя своих представлений о почвенничестве внести своевременные коррективы в поземельные отношения. И то и другое явно не способствовало укреплению истинно консервативного мировоззрения среди правящего слоя охранителей Германии и России. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|