Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мусихин Г. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма)ОГЛАВЛЕНИЕГлава 2. ПРОБЛЕМА АВТОРИТЕТА В МИРОВОЗЗРЕНИИ НЕМЕЦКОГО И РОССИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА§ 1. Диалектическая взаимосвязь понятий авторитета и традицииМы рассматривали узловые моменты консервативного мышления, развивавшиеся в этом общественно-политическом и культурном явлении в неразрывной связи с конкретно-историческими особенностями как времени, так и места. Именно эти особенности наложили свой отпечаток на конкретные проявления консервативного самосознания в Германии и России, которые будут рассмотрены далее. При этом необходимо отметить, что, несмотря на всю массу различий, в российском и германском консерватизме (как и в любом другом) существуют две идеи, которые во многом определяют охранительное, самосознание. Это принципы традиции и авторитета. По мнению Мартина Грайфенхагена, ведущим все-таки является понятие традиции, которое и составляет стержень консервативного самосознания, так как именно от него «идет понимание других положений теории консерватизма: авторитета, институциональности, консервативного пред- 77 ставления о религии и государстве» (132, S. 142). Именно сила традиции, по мнению Ф. Ю. Шталя, делает всех людей в той или иной степени консерваторами, так как обычай проникает во все сферы человеческих взаимоотношений и «все люди от природы связаны одними и теми же законами, пока доктрина революции не разлучает их с ними насильственно; все классы принимают свое естественное участие в легитимизме» (68, S. 297). То есть, согласно консервативному представлению, традиция сильна благодаря естественной природе вещей, и только искусственно созданные обстоятельства подрывают ее естественную силу. Так, П. Роден уже после многих потрясений начала XX века и в преддверии еще предстоящих катаклизмов этого столетия утверждал, что «здравый человек по природе своей консерватор» и только из-за революционных событий «он бывает готов к потрясающим переменам» (179. S. 94). 78 ведет к тому, что «индивид не имеет... никакого самодостаточного значения... он только звено в организме общественной жизни. Только благодаря общности с надындивидуальным смыслом существования его жизнь приобретает содержание и значение» (цит.по: 154, S.35). Таким образом, в поддержании традиций человеку отводится далеко не главная роль. Это не удивительно, так как временный и смертный индивид не в состоянии сохранить непреходящие обычаи. «Поэтому, — полагает Грейфен-хаген, — основа консервативной традиции может быть только божественной» (132, S. 144), мало того, человек «приобщается к традиции не по собственной воле и соображению, он призывается к ней силой, над ним стоящей» (132. S.144-145). 79 Тем самым в действие включается неразрывное с традицией понятие авторитета. Более того, по мнению Гёте, «при внимательном рассмотрении любой авторитет есть вид традиции» (цит. по: 132, S. 172). То есть для консерватизма оба эти понятия не существуют друг без друга, поэтому уже в наши дни Ганс-Георг Гадамер мог назвать традицию формой авторитета: «Освящение традициями и обычаями имеет невыразимый воздающийся авторитет, и наша исторически-конечная сущность определяется тем, что авторитет традиций всегда имеет власть над нашими поступками и намерениями» (цит. по: 132,S.172). "Однако единство авторитета и традиции не столь беспроблемно, как того хотелось бы охранителям. В реальной общественно-политической действительности авторитет власти, заботящийся о своей мощи, зачастую вступает в противоречие с требованием сохранения исторически сложившихся и «Богом данных» обычаев. И Германия, и особенно Россия являли тому массу примеров. Это неудивительно, если учесть, что принцип авторитета, являясь в большей степени функциональным понятием, чем идея традиции, способен лучше приспосабливаться к новой реальности, вбирая элементы враждебных для себя веяний, для того, чтобы этим же веяниям с большим успехом противостоять. Ханна Арендт, подмечая эту «живучесть» авторитета, утверждала: «Мы можем сказать исторически, что потеря авторитета — то есть радикальное сомнение не в легитимности силы государства, но в легитимности авторитета вообще — последняя и поэтому всегда решающая стадия того развития, которое веками сотрясало только традицию и религию. Из этих трех: традиция—религия-авторитет ...авторитет оказался самым стабильным элементом» (цит. по: 132, S. 172). Но подобное выживание 80 авторитета без традиции не может удовлетворить консерваторов в целом, так как для консервативного мировоззрения авторитет, лишенный моральной силы традиции, столь же враждебен, как и разрушающая авторитет революция. Причину подобного отпадения авторитета от традиции консерватизм видит в изначальной греховности и порочности человеческой натуры, так как «в Боге собственно нет никакого дуализма. Его образ в человеке и Его миропорядок в роду человеческом пребывают в полном единстве... Но здесь в конце концов был наложен отпечаток человеческой власти, которая была автономна и оттого оказалась падшей вне Бога, так возник второй порядок — право, свободное от первоначально божественного, от него отличающееся, да и часто ему противоречащее» (69, S. 194). То есть консерватизм четко разделяет два вида авторитета: божественный и человеческий. И если последний, зачастую являясь произволом, всегда вызывал у консерваторов недоверие, то первый, основанный на божественном установлении и являющийся фактически первоначальным авторитетом, признается консерваторами безоговорочно. Грайфенхагендаже полагает, что «только в том значении, которое отождествляет авторитет с божественным господством, традиция имеет близость к авторитету, которую предполагает консерватизм» (132, S. 173). Однако, по нашему мнению, не все консерваторы сохраняли подобное органическое единство авторитета и традиции в своем мировоззрении. Даже такой консерватор «без страха и упрека», как Эрнст Людвиг фон Герлах, должен был делать нелегкий выбор между своими консервативными принципами и авторитарными притязаниями прусской, а затем общегерманской монархии; в конце концов он остался верен своим принципам, заявляя, что «мо- 81 нархия еще должна заслужить милость Бога среди человеческих правовых и житейских отношений» (цит. по: 185, S. 32). Однако платой за такую принципиальную верность традиции и божественному авторитету был полный разрыв с авторитетом земным — в лице прусского короля (а затем германского кайзера) и его великого канцлера. Редкий консерватор мог решиться на такое: ведь в Германии (и особенно в России) охранители были партией власти, поэтому порвать с авторитетом власти во имя легитим-ной традиции было дано не всякому. И если в Германии с ее мощными традициями иерархического общественного устройства и федеративного территориального деления все-таки было возможно, оставаясь консерватором, выражать несогласие с авторитетом государственной власти, то в России это было по большей части невозможно. Ведь самодержавие, помимо фактической силы, обладало силой исторически сложившейся традиции, поэтому охранитель, протестующий против самодержавия, по сути пилил сук, на котором сидел. Не случайно Карамзин, осмелившийся критиковать Александра I в своем опусе «О древней и новой России», был недоволен в первую очередь именно намерением самодержавия ограничить свою власть. Если как историк и консерватор Карамзин не мог не видеть разрушительного воздействия самодержавия на органический континуитет исторически сложившихся традиций, то способ к недопущению этих негативных явлений, который он считал допустимым, целиком зависел от воли самодержца: «Да царствует благодетельно!» (12, с. 499). Справедливости ради следует отметить, что Карамзин понимал уязвимость и «беззащитность» традиции перед всевластным авторитетом самодержавия и подобно Э. Л. фон Герлаху обращался за поддержкой и к божествен- 82 ному авторитету, полагая, что «свободу дает не Государь.., а каждый из нас самому себе с помощью Божей. Свободу мы должны завоевать в своем сердце миром совести и доверенности к Провидению» (11. с. 161). Однако написано это было не для всеобщего чтения и притом незадолго до смерти. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|