Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мусихин Г. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма)ОГЛАВЛЕНИЕГлава 1. СТРУКТУРА КОНСЕРВАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ§2. Антирационализм как отправной пункт консервативного мышленияКак уже отмечалось ранее, традиционалисты обычно не испытывают нужды и желания теоретически обосновывать устоявшийся порядок, так как. по мнению К. Эпштейна, консерватор «точно знал, что консерватизм есть определенный вид образа жизни, который добьется успеха скорее как нерефлексирующий традиционализм традиционализм, чем если он будет оправдывать себя теоретически» (125, S. 25). Нужны были какие-то внешние «раздражители», которые бы принудили сторонников существующего порядка защищаться. Таким раздражителем для Германии стала Великая французская революция, инициированная идеями Просвещения, а для России — преобразовательская деятельность Петра I и его потомков, при этом противники данных преобразований получили в свои руки очень мощный аргумент в виде неприглядных последствий той же революции... 36 Однако уже традиционализму удалось (хотя и инстинктивно) обнаружить слабости в позиции просветителей и заложить основы (хотя и неосознанно) будущей консервативной «методологии», то есть взглядов на человека, общество и государство, на особенности их развития и взаимодействия. Острие своей критики консерваторы направили против просвещенческого рационализма и его проявлений. При этом был действительно подмечен один из недостатков Просвещения, которое, благодаря своей тенденции систематизации и подведению всех явлений окружающего мира к общим основаниям и закономерностям, было склонно лишать действительность ее качественного многообразия. В определенном смысле мировоззрение Просвещения было диктатом Разума, приписывая окружающему миру рациональную (хотя и не божественную) основу вместо того, чтобы трактовать этот мир, исходя из него самого. Несмотря на кажущуюся близость такого подхода к теологическому толкованию мира, между ними существуют непримиримые противоречия, так как божественная идея предполагает непостижимое умом таинство, а рационализм Просвещения, полемизируя именно с идеей таинственного происхождения мира, выдвигает идею о всесилии человеческого разума, делая его устами Рене Декарта критерием всего сущего: «Мыслю — следовательно, существую». Такой подход был органически чужд консерватизму. так как, по мнению К. Манхейма, «одна из наиболее характерных черт этого способа жизни и мышления — стремление придерживаться того, что непосредственно дано, действительно и конкретно» (192, с. 601). Поэтому сложность выявления теоретических принципов консерватизма состоит в том, что он в своих традиционалистских осно- 37 вах (как уже отмечалось) настроен против теоретизирования Его сила состояла «в защите определенных институтов а не в формировании всеобщей теории консерватизма» (125, S. 25). Именно рациональное естественно-правовое мышление стало тем раздражителем, в борьбе с которым сформировались многие консервативные понятия и представления. 38 в самой своей основе, так как она расчленяет действительность и пытается понять ее через массу внешних проявлений. Поэтому максимум, на что способна такая наука, — это изобретение, но «не в изобретении, а в открытии состоит сущность науки... Не в массе внешних явлений ищет она проявление полноты жизни, но в собственном, одушевленном, плодотворном ощущении жизни» (60, S. 120). По мнению романтика, рациональная наука выхолащивает жизненные явления, делая их всего лишь знаками своей системы, но жизненные реалии «не желают только обозначать и понимать, они хотят чувствовать и захватывать» (60, S. 126). 39 статичного Разума, он (консерватор. — Г. М.) представляет сам разум и его нормы как меняющиеся и находящиеся в движении» (88, с. 616). Следовательно, человеческий разум, непостоянный и зависимый от изменения действительности (как духовной, так и материальной), не может творить действительность и способен только на одно: классифицировать ее. И все усилия рационализма, по мнению Ф.Ю. Шталя, обречены на провал, так как «если и может теория, созданная человеком, достаточно исказить человеческую волю, то изменить естественные законы человеческого общества — никогда» (69, S. XIII). По сути, разум при таком подходе не способен самостоятельно осознавать мир — он может его только признавать, признавать таким, каков он есть. И во всем, что сверх этого, консерватор видит только субъективные абстракции, «человеческую хандру», как выразился Галлер (цит. по: 40 свои знания о человеке из университетских комнат и трактиров. Большей частью это гении в изодранных платьях» (цит. по: 125, S. 94). Столь «конкретное», по сути, традиционалистское обвинение романтизм (устами Фридриха Шлегеля) облек в более изящные формы, придав ему, в определенной степени, обобщающий характер: «Либерал тот, кто ото всех, и от себя в том числе, свободен и обретает свою действительность не иначе как во всем человечестве; кто все, что создал, делает священным при помощи силы, кто живет полной жизнью, не позволяя себе проникнуться к ней ненавистью и презрением, благодаря ограниченности своих воззрений» (67, S. 55). 41 война 1812 г. — Г. М.) трогала меня гораздо меньше, чем Дон Кихот в оригинале» (43, S. 42). Однако нельзя отрицать, что вклад немецкого романтизма в формирование мировоззренческого фундамента консерватизма Германии был едва ли не решающим. Антирационалистическая направленность, заданная романтизмом, стала одним из главных отправных пунктов германского консерватизма. Так, Фридрих Юлиус Шталь, завершивший в общих чертах формирование консервативной доктрины в Пруссии, утверждал, что «так называемый научный метод... исходил только из себя самого и в себе самом оставался» (69, S. XV). Небезынтересно, что Шталь, высоко оценивая заслуги Гегеля в борьбе с «политической реальностью», все же осуждал его за панлогизм выведенного им абсолютного Духа (69, S. X). 42 повествовательной и эмоциональной книги Щербатова «О повреждении нравов в России») последовала только с началом XIX века в лице Карамзина. Его работа «О древней и новой России», ставшая во многом отправным пунктом российского консерватизма, была инициирована широким недовольством дворянства активной реформаторской деятельностью Сперанского. При этом противоречия между Карамзиным и Сперанским во многом объяснялись именно различиями в способе мышления, так как вряд ли можно было упрекнуть Сперанского в желании ослабить российский престол. На наш взгляд, два этих деятеля русской истории слишком по-разному смотрели на мир, поэтому даже верность царизм у не смогла их примирить. 43 вает реальной жизни собственные искусственные понятия, в результате «мнимые друзья человечества... в порядке вешей видят один только деспотизм, в спокойствии одно только рабство, в отпрысках испорченной натуры человеческой следы тиранства» (8, с. 45). 44 господствует над формой» (63, S. 182). Однако, как уже отмечалось, главное отличие славянофильства от немецкого романтизма в том, что русские ревнители традиций считали либерально-революционное мировоззрение только западноевропейским явлением, которое органически чуждо России. Поэтому главным мотивом их полемики было не столько стремление показать искусственность и априорность рационально-критического мышления, сколько доказать его чуждость русской действительности. Киреевский, как и все славянофилы, увидел причину рационалистического перерождения западного мировоззрения в том, что западное христианство изначально было порождено «торжеством рационализма над преданием, внешней разумности над внутренним духовным разумом ...В этом торжестве формального разума... проницательный ум мог уже наперед видеть в зародыше всю теперешнюю судьбу Европы... и индивидуализм как пружину общественной жизни, и филантропию, основанную на рассчитанном своекорыстии,... и Гёте — венец новой поэзии, литературного Талейрана... и героя Нового времени — идеал бездушного расчета, и материальное большинство— плод рациональной политики» (13, с. 119-120). Такой подход к действительности, по мнению Киреевского, не давал никаких жизнеспособных всходов, несмотря на все, зачастую небесталанные, ухищрения. В качестве примера приводится Декарт, который, «несмотря на все свое гениальное разумение формальных законов разума, был так странно слеп к живым истинам» (13, с. 217). Поэтому славянофилы не склонны были, подобно европейскому консерватизму, взваливать главную вину на Просвещение, так как обрушившиеся на Европу потрясения «не есть изобретение энциклопедистов, но действитель- 45 ный идеал, к которому стремились без сознания, а теперь стремятся с сознанием все западные общества под влиянием рационального элемента» (13,с.123). 46 (30, с. 323). Позднее то же издание, уже «переходя на личности», писало, что «Добролюбов никогда не выглядывал на свет Божий из своей редакции и черпал свои знания в нескольких запрещенных книжках» (6, с. 795-796). Победоносцев в сходном духе сетовал на «расположение мнимой интеллигенции, воображающей себя знающей, но лишенной того, к чему должно вести всякое знание — то есть умения взяться за дело» (18, с. 120). Таким образом, славянофилы, так же как немецкие романтики, противопоставляли жизнь разуму, лишая последний права и способности на самодостаточную преобразующую деятельность, так как, по мнению Хомякова, рассудочное начало «само по себе ничего создать не может, но мало-помалу приводит в порядок... живое начало», и «беда..., когда умозрительное вздумает создавать. Эта работа постоянного умничания идет у нас со времен Петра» (27, с. 161). Данное утверждение Хомякова является еще одним подтверждением мнения К. Манхейма о склонности консерватизма к динамическому мышлению. Как видим, к нему были предрасположены не только немецкие, но и российские консерваторы. Об этом свидетельствует сходное с мнением Хомякова высказывание Константина Победоносцева, которого вряд ли можно отнести к поклонникам собственно славянофильства. Последний, характеризуя особенности уже своего времени, пишет о том, что «умы... утратив способность учиться, то есть покоряться законам жизни, разом поднялись на мнимую высоту, с которой каждый считает себя судьей жизни и вселенной» (18, с. 72). 47 стические настроения Западу в целом, и если различали европейских либералов и охранителей, то не отводили последним решающего значения. Если посмотреть, какие ценности Погодин считал западными, а какие исконно русскими, то получалось, что ценности, защищаемые консерватизмом всей Европы, оказывались только принадлежностью России: «Там (на Западе. — Г. М.) все подчиняется форме, и форма преобладает, а мы терпеть не можем никакой формы. Всякое движение хотят там... заковать в правило, а у нас открыт всегда свободный путь изменению по обстоятельствам» (20, с. 253). 48 остальных европейских народов» (60, S. 48). Консервативное представление об универсальном предназначении Германии в Европе пережило множество метаморфоз — от идеального романтического образа до претенциозных идей пангерманизма; оно нашло себе место и в современной Германии, которая, по мнению современного консервативного историка Э. Нольте, не только служит составным элементом европейского единства, но и «является парадигматической модификацией европейской истории» (170, S. 58). Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|