Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Политология: Словарь-справочникОГЛАВЛЕНИЕФФАНАТИЗМ (< лат. fanurti храм, жертвенник) — полная поглощенность какой-н. идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. ФАШИЗМ (итал. fascismo < fascio пучок, связка, объединение) — категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. — это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск «места под солнцем» для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу «свой — чужой» с обязательной направленностью уничтожения всего «чужого», культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. — это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их «бунт» против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса. Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо-фашизм, военно-фашистские режимы и др. ФЕДЕРАЛИЗМ (фр. federalisme < лат. foeduscoios)— 1)одна из двух форм государственного устройства (см. Федерация); 2) с 1992 — одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе федерации; 3) политическое движение за федеративное государственное устройство. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ— 1)представительный и законодательный орган Российской Федерации. Состоит из двух палат: верхней — Совета Федерации и нижней — Государственной Думы. Палаты Ф.С. заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Ф.С. является постоянно действующим органом; 2) название; двухпалатных парламентов Австрии и' Швейцарии. ФЕДЕРАЦИЯ (лат. foederatio союз, объединение) — форма государственного устройства, при которой, входящие в ее состав административно-территориальные образования (см. Субъекты федерации) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью. Характерными чертами Ф. являются: 1) наличие конституции союза и субъектов Ф.; 2) верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства; 3) существование федерального гражданства и гражданства субъектов Ф.; 4) наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти на уровне субъектов Ф.) право представительных органов субъектов Ф. принимать законодательные акты в пределах установленных'; полномочий и компетенции. Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. В XIX в. Ф. утвердились в Швейцарии, США, странах Латинской Америки. После Второй мировой войны федеративным стало государственное устройство некоторых государств Азии Африки. В современном мире насчитывается 21 федеративное государство: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Поморские Острова, Малайзия, Мексика, Микронезия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Россия, США, Танзания, ФРГ, Швейцария, Союзная Республика Югославия. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора различают Ф. на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада). Федеративные государства подразделяются на этнические и анэтнические. В этнических Ф. население национально неоднородно (Канада) и субъекты образуются по национальному признаку. В анэтнических Ф. население либо этнически едино (Австрия, ФРГ), либо тяготеет к однородности (Австралия, США). В теории конституционного права также иногда проводится различие между т.н. конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты), между централизованными (напр., Индия, где все штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария). По правовому статусу субъектов Ф. подразделяются на симметричные (Чехословакия до 1993), в которых права и представительство субъектов Ф. в высших органах власти одинаковы, и асимметричные, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство Ф., в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу. ФЕДЕРАЦИЯ «АСИММЕТРИЧНАЯ» — модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и соответственно объем полномочий. В этом смысле к Ф.«а.» относится РФ, Индия, Канада, Бразилия, Танзания и некоторые др. федеративные государства. ФЕМИНИЗМ (лат. femina женщина) — общественно-политическое движение, выступающее за расширение прав женщин, повышение их роли в общественной жизни и политике. Активизация женского движения связана с эмансипационными процессами, стимулированными Французской революцией 1789. Тогда же была составлена «Декларация прав женщины и гражданки» (1792), основным требованием которой было предоставление женщинам социально-политических и экономических прав наравне с мужчиной. Значительную роль в женском движении сыграл суфражизм. В послевоенное время наиболее радикальное крыло феминистского движения выступило с утверждением о том, что общество и семья являются средством подавления женщины, препятствием для развития ее творческих сил и общественно-политического потенциала. Причину дискриминации женщины в обществе идеологи радикального Ф. видят в разделении женщин и мужчин на биологические классы, в основе которого лежит репродуктивная функция; для преодоления подобной дискриминации они требуют признания всей сексуальной сферы — сферой политики. В настоящее время в качестве идеологии феминистского движения выступают менее радикальные концепции: «культурного феминизма», в основе которого лежит требование создания особой, «женской» культуры; «гуманистического феминизма», исключающего насилие в отношениях между людьми. ФЕНОМЕН (гр. phatnomenon являющееся) — 1) явление; 2) редкое, необычное, исключительное явление. ФИЛИАЦИЯ (фр. filiation < лат. filialis сыновний) — приобретение гражданства по праву рождения. В порядке Ф. гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство независимо от места рождения, во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей. Чаще всего оба принципа в той или иной степени сочетаются. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — наука и дисциплина, возникшая на стыке политологии и философии, предметом которой является исследование фундаментальных проблем политики, ее методов и оснований. Оформляется как наука в XX в., хотя основы заложены в философских системах древнего мира и античности (Платон, Аристотель), средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский), Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), эпохи Просвещения (Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), доктринах мыслителей XIX в. В рамках Ф.п. исследуются проблемы сущности политических явлений и процессов, взаимоотношения человека и государства, др. властных субъектов и институтов, методологические основания политического анализа и прогноза. Современная Ф.п. занимается проблемами политического языка, политической герменевтики (понимания), политических ценностей и т.д. ФОЛЬКЕТИНГ (дат. folketing) — однопалатный парламент Дании. ФОМААКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas) (1225/26—1274) — теолог и философ. Осуществил синтез аристотелевского учения о государстве с христианским взглядом на жизнь и предназначение человека. Для Ф.А. государство является не продуктом греха, но скорее следствием общественной природы человека. Аристотелевскую концепцию благой жизни в автаркическом полисе он рассматривает в понятиях жизни христианской и видит высшую цель государства в приближении спасения. Разделяя вслед за Аристотелем формы правления на монархию, аристократию и демократию, Ф.А. рассматривал первую как наилучшую из всех, полагая, что она в наибольшей степени воплощает единство цели и воли по сравнению с др. формами и поэтому лучше всего может служить задаче сохранения единства общества. К этому аргументу в Новое время будут обращаться все теоретики монархии. Примечательной чертой политической теории Ф.А. является разработка им концепции «государства всеобщего благоденствия». Философ видел, что функции государства не ограничиваются исключительно охраной формального порядка. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни. Оно должно контролировать торговлю, препятствовать получению несправедливых и чрезмерных доходов и, защищая справедливые цены и плату за труд, способствовать увеличению богатства своего народа. Значение политической теории Ф.А. заключается, прежде всего, в том, что, оставаясь на типично средневековой точке зрения по вопросу о различных функциях и целях государства и церкви, он с особой силой защищал идею предела государственного вмешательства, отвергал претензию законодателей преобразовывать все и вся исключительно при помощи законодательных предписаний, устанавливая контроль над духовной и частной жизнью людей. ФОРМА ГОСУДАРСТВА — совокупность внешних признаков государства, включающая три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА — административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Выделяют две Ф.г.у.: федерация и унитарное государство. Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин «форма национально-государственного устройства». ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Определяющим признаком Ф.п. является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный — в монархическом государстве). Современным государствам присущи две Ф.п.: республика и монархия. ФРАКЦИЯ (лат. fractio разламывание, раздробление) — 1) обособленная часть политической партии, имеющая свой организационный центр и собственную платформу, отличную от платформы I 303 партии; 2) организованная группа членов политической партии, проводящая ее политику в парламенте, органах местного самоуправления, в общественных организациях. ФРАНК Семен Людвигович (1877— 1950) — русский религиозный мыслитель. Свои религиозно-общественные воззрения Ф. определяет как «христианский реализм», что означает для него признание божественной основы всего конкретно сущего, отличающегося несовершенством своего эмпирического состояния. Человеческое общество понимается им как надвременное, над индивидуальное, сверхличное единство, существующее одновременно для многих лиц и не зависящее от деятельности отдельной человеческой личности. Смысл общественной жизни Ф. видел в выявлении Богом заложенного в его основу принципа любви к ближнему. Ф. полагает, что в основе власти как социального феномена лежит свободный акт веры в годность и признанность властвующего. И объект, и субъект властных отношений выступают активными соучастниками «служения правде», которая понимается Ф. двояко: как истина и как моральное естественное право. В своей лекции «Философские основы деспотизма» он определяет деспотизм как господство человека над человеком, причем со стороны одного человека — неограниченное, произвольное господство, со стороны другого — бесправность и слепое повиновение. Он называет это понятие общесоциологической, морально-правовой и политической категорией, отражающей вполне определенное явление в различных сферах человеческой жизни — личной, семейной, гражданской, политической. Непосредственным источником деспотизма, по его мнению, является естественное неравенство людей или божественное дарование им власти. Ф. полагает, что возникновение деспотизма в политической жизни является следствием грубого морального искажения: придания какой-л. политической идее или избранному идеалу статуса непогрешимой истины и абсолютной святыни. Непременным спутником деспотизма является фанатизм. Ф. анализирует различные виды деспотизма — античный, средневековый, демократический. Преодоление деспотизма лежит на путях изживания идеи непогрешимости, которое начинается с признания того, что «все общественно-политические, социальные принципы на свете относительны». Демократия определяется у него преимущественно отрицательно: это освобождение от опеки, уничтожение привилегий немногих на господство, отмена различия между «активными» и «пассивными» гражданами. Ф. различает демократию, основанную на свободе, называя ее наилучшей из возможных форм политического устройства, и демократию якобинскую, основанную на деспотизме, определяя ее наиболее несостоятельной формой. Он считает, что демократическая деспотия содержит в себе внутреннее противоречие двух антагонистических идей — идеи деспотизма или опеки и идеи самоопределения, и это противоречие исторически проявляется в том, что деспотизм большинства является переходной ступенью к деспотизму немногих или одного. В работе «По ту сторону «правого» и «левого»» (1931) Ф. предложил оригинальную типологию политических идеологий, движений и партий. Эта типология весьма актуальна и научно плодотворна для анализа политических партий и движений современной России и i может служить методологической основой для их классификации. Основные работы: «Введение в философию» (1922), «Очерк методологии общественных наук» (1922), «Духовные основы общества» (1930). ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856— 1939) — австрийский психолог, создатель психоанализа (см. Политический психоанализ). ФРЕЙДОМАРКСИЗМ — леворадика-листская ветвь фрейдизма, представителями которой были В. Райх, Г. МаркуV и др. Ф. стремится соединить учения К. Маркса и З. Фрейда на том основании, что оба они будто бы являются в равной мере революционными теоретиками. Согласно Ф., социальная революция должна органически сочетаться с сексуальной, в противном случае результатом может быть лишь новая форма репрессивно-тоталитарного общества. ФРОММ (Fromm) Эрих (1900—1980) — немецко-американский философ, социолог и психолог, представитель Франкфуртской школы (см. Политический психоанализ). ФРУСТРАЦИЯ (лат. frustratio обман, Неудача) — 1) обман, введение в «заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии — •• ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ — идеология и политика, отличающаяся безоговорочной приверженностью каким-л. идеям, ценностям и целям. В политике нередко сопровождается террором и насилием по отношению к «инакомыслящим». Ф. возник как крайне консервативное течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма и критического пересмотра устаревших религиозных понятий (США, начало XX в.). В настоящее время является определяющей чертой политики в ряде исламских стран (исламский Ф.). ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ — 1) гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий; 2) функция рационализации политической жизни. Политология обосновывает необходимость создания одних и ликвидации др. политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов, тем самым создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ; 3) функция политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения; 4) прогностическая функция. Политология способна дать: а) долговременный прогноз возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; б) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; в) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д. ФУНКЦИОНЕР (лат. functio исполнение) — 1) в некоторых странах — работник партийной или профсоюзной организации, активист; 2) чиновник, работник государственного аппарата. ФУТУРОЛОГИЯ (лат. futurum будущее + гр. logos учение) — собирательный термин для обозначения различных исследований будущих состояний общества и социальных процессов вообще. Термин «Ф.» был введен в научный оборот в 1943 немецким социологом О. Флехтхеймом для обозначения социальной дисциплины, основным предметом которой должно было стать будущее человеческого общества. Футурологические исследования касаются мира и человечества в целом, мировой экономики (Римский клуб), будущего конкретных стран (Г. Кан), грядущих изменений мирового порядка (Ж/ Ж. Серван-Шрайбер), возможных изменений этических ценностей и социальных приоритетов (С. Ниринг). Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|