Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Политология: Словарь-справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

C

САБОТАЖ (фр. sabotage < saboter стучать башмаками) — 1) намеренный срыв работы путем открытого отказа от нее или умышленно небрежного ее выполнения; 2) скрытое, замаскированное противодействие осуществлению чего-л.

САВИЦКИЙ Петр Николаевич (1895— 1968) — географ и экономист, идеолог евразийства. В 1921 вместе с Н.С.Трубецким С. возглавил евразийское движение. На протяжении десяти лет его истории был редактором евразийских изданий, в которых ему принадлежат исследования по вопросам экономики и геополитики. Одним из главных факторов исторического процесса, по мнению С., является тесная связь жизни народа с его географической основой — его «месторазвитием» (термин, введенный в научный оборот С.). «Сущность взглядов Савицкого самым сжатым образом можно выразить так: Россия не Европа и не Азия, а особый культурный мир, лежащий между Азией и Европой, исторически развивающийся то во взаимодействии, то в борьбе и с Европой, и с Азией» (Г.В.Вернадский).

Основные работы: «Географические особенности России. Часть 1 -я. Растительность и почва» (1927), «Россия — особый географический мир» (1927).

САМОСОЗНАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ —

уровень представлений, характеризующий освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, ее идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения данной социально-этнической группы в обществе в целом.

САМОУПРАВЛЕНИЕ — 1) форма народовластия, отрицающая политическое господство; 2) деятельность местных органов власти, осуществляющих процесс управления на данной территории.

С. как форма народовластия представляет собой способ управления, основанный на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности и исключающий необходимость применения специального аппарата принуждения. Характерными чертами С. являются: принадлежность власти всему коллективу, причем власть осуществляется

либо членами сообщества непосредственно, либо через выборные органы; совпадение в «одном лице» субъекта и объекта управления: саморегулирование общности через посредство согласованных и совместно принятых социальных норм; совместное ведение общих дел, отстаивание и защита общественных интересов на основе самодеятельности. На принципах С. были основаны догосударственные самоуправляющиеся сообщества — общины, племенные собрания, военная демократия и др. Многие исторические формы С. строятся на тех же принципах, что и демократия: подчинение меньшинства большинству; формальное равенство; свободное выражение интересов; общепринятые права и обязанности ;сочетание элементов представительства и прямого волеизъявления. В отличие от демократии С. может иметь как политический, так и неполитический характер. Кроме того, С. может иметь более локальный характер, объединяя территориальные и профессиональные общности.

Другой вид С.— местное. Органы местного С. могут входить, а могут и не входить в систему государственной власти (напр., в РФ). По Конституции РФ они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа

1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 22 апреля 1996 г. и 28 ноября

1996 г.) определяет роль местного С. в

осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного С. и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного С. В соответствии с данным Законом практически на всей территории страны организованы органы местного С. (муниципальные органы), новая задача которых — решение вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических иных местных традиций.

САНКЦИЯ (< лат. sanctio строжайший постановление) — 1) одобрение и поощрение либо неодобрение и наказание, направленные на поддержание национальных норм; 2) правовая норма, которой указываются последствия рушения данного закона; 3) утверждение высшей инстанцией какого-л. аи придающее ему правовую силу; 4) международном праве — меры воздействия( экономические, финансовые, военные) против государств, нарушивши международные договоры.

САРТОРИ (Sartori) Джованни (1921 — итальянский политолог. Начиная с 60-х гг. приобрел прочную репутация! одного из крупнейших специалистов с теоретическим проблемам политология и, в частности, по теории демократии С. — автор ряда сравнительных исследований политических систем Италии i др. стран Запада, политических институтов, политического поведения в демократических странах.

САТЕЛЛИТ (< лат. satelles (satellitisl спутник, сообщник) — 1) зависимое,' подчиненное лицо, исполнитель чужой воли; 2) государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому государству.

САТЬЯГРАХА(санскр-) — в Индии — тактика ненасильственной борьбы за независимость (1918—1947) в форме т.н. не сотрудничества и гражданского неповиновения, разработанная М.К.Ганди (см. Гандизм).

СВАСТИКА (санскр.) — солярный знак в виде равноконечного креста с загнутыми под прямым углом концами, один из религиозных знаков древнеиндийского культа; германские фашисты сделали С. своей эмблемой, с тех пор С. —-политический символ насилия, жестокости, нетерпимости, национальной розни.

СВОБОДА — категория гуманитарных наук, обозначающая: 1.) способность субъекта действовать в соответствии со своими интересами и целями (свобода «для», положительная свобода); 2) защищенность от нежелательного для субъекта воздействия (свобода «от», отрицательная свобода).

В истории общественной мысли существовало множество трактовок понятия «С.». В Новое время под С. понималось «отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы» (Т.Гоббс); в XVIII в. — возможность «делать все то, что не запрещено законом» (Ш.Л.Монтескье). В радикалистских концепциях (напр., в анархизме) С. понимается как необремененность внешними обстоятельствами и внутренними ограничениями, возможность действовать по собственной воле. В марксизме, который исходит из гегелевской трактовки этого понятия, С. определяется как «познанная необходимость». Согласно этому определению, С. субъекта заключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов развития общества, а в

способности выбирать и принимать решения «со знанием дела». Либеральные трактовки С. основываются на тезисе, что максимальное ограничение деятельности государства, свободное распоряжение людьми своей собственностью и преследование каждым своих разумных интересов — все это приведет ко всеобщему благоденствию и прогрессу индивидуальной С. Связь С. с принципом индивидуализма подчеркивается Ф.Хайеком.

В политической теории считается, что основанием С. в экономическом аспекте выступает конкуренция и рынок, в культурном и социально-политическом плане — автономия индивида, его право и обязанность полагаться на себя, на свою самостоятельность, в психологическом аспекте — независимость и принципиальная возможность свободного выбора своего жизненного пути, его желание жить по своей воле. С. воли является необходимым условием нравственного выбора, достойного человека.

СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — совокупность правовых норм, в которых отражается положение человека или иного политического субъекта в государстве. С.п., как правило, закреплены в конституции страны.

Содержание С.п. на протяжении истории постоянно менялось. Во Всеобщей декларации прав человека к числу С.п. отнесены свобода слова, печати, свобода получения информации, свобода образовывать политические партии и ассоциации, свобода политических выступлений — митингов, демонстраций и т.д.

СЕГРЕГАЦИЯ (< лат. segregacio отделение) — отделение или изоляция расы или этнической группы путем насильственного или добровольного поселения на ограниченной территории; установлением преград для социального общения; раздельным обучением и воспитанием; иными дискриминационными мерами.

СЕЙМ (польск. sejm) — парламент в Латвии, Литве и нижняя палата парламента Польши.

СЕКСИЗМ (< лат. sexus пол) — политическая дискриминация по признаку пола, «половой расизм». С. — понятие, широко используемое в феминизме.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (позднелат. sae-cularis мирской, светский) — первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение. С конца XIX в. — любая форма освобождения от религиозных и церковных институтов, от религиозного влияния различных сфер жизни общества и личности.

СЕЛЕКТОРА! (< лат. selectio отбор, выбор) — круг лиц, осуществляющих отбор претендентов на руководящие должности. Термин «С.» используется в теориях элит при характеристике раз -личных систем рекрутирования элит.

СЕНАТ (лат. senatus < senex старый, старец)— 1) один из высших государственных органов Древнего Рима; 2) в России в 1711 —1917 — Правительствующий С., высший государственный орган, подчиненный императору; 3) название верхней палаты парламента в Италии, Испании, США и ряде др. государств.

СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ (< лат. sessio заседание) — период времени, в течение которого происходят пленарные заседания парламента и его коми сии. Различают очередные и чрезвычайные (внеочередные) С.п.

СЕЦЕССИЯ (< лат. secessio отделенный уход) — процесс отделения, выхода | состава государства какой-л. его част Проблема С. часто возникает на национально-этнической почве в связи с приливом нации (как правило, проживающих компактно) на самоопределение.

В истории ряда государств ,предпринимались попытки С., которые носил! как мирный, так и вооруженный xapaктер. В 1847 часть швейцарских кант(|нов попыталась выйти из состава ко федерации, но вооруженным путем были возвращены в состав государств В 1861 аналогичную попытку предприняли южные штаты США, их дальней шее поражение в гражданской войн разрушило планы отделения. Неудаче закончилась и попытка отделения шта1 Сан-Луи от Мексики в 1938. Попытка же выхода из состава Пакистана территорий вооруженным путем оказалась успешной, и в 1973 образов новое государство — Бангладеш.

В современных конституциях практически всех государств право С.; предусмотрено.

Конституция РФ (1993), подчеркивая государственную целостность предоставляет право различным нар дам на самоопределение, но в рамках РФ: они могут изменять формы своего государственного устройства, но в пре делах Федерации и на основе конституционных принципов РФ.

СИМВОЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (< гр. sybolon знак, опознавательная примта) — знак, выполняющий коммуникативную функцию, устанавливающую связь между личностью и властью. С.п. относятся: флаг, государственный герб и гимн, лозунги, памятные даты, политические ритуалы. Для каждой политической культуры присущи свои С.п. Приобщение к их содержанию и смыслу осуществляется через процесс политической социализации.

СИОНИЗМ — разновидность национальной идеологии и политики, связанная с идеей переселения «всех евреев» на земли их отдаленных предков — к горе Сион близ Иерусалима, ныне — в Государство Израиль. Возник на рубеже XIX—XX вв.

СИСТЕМА ДВУХПАРТИЙНАЯ — система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Использование понятия «С.д.» (или «бипартизм») вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. При наличии большого количества партий реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные — не мешают им управлять попеременно. Выделяют следующие разновидности С.д.: 1) классический вариант (США, Великобритания), где две главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи с чем остальные партии лишены доступа к власти; 2) «система «двух с половиной партий» или «две плюс одна партия», при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух главных партий, она обеспечивает конечный успех одной из сильных партий и тем определяет контуры правительственной коалиции. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии, ряде других стран, где ведущие партии собирают 75—80% голосов избирателей, ввиду чего должны учитывать влияние на электорат «третьей партии».

СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц. Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.

Нынешняя С.и. России сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993—1995, началом которой стало всенародное голосование 12 декабря 1993 г. по новой Конституции РФ и затем принятие федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации».

Конституционными принципами российской С.и. являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным округам (1 округ — один депутат) и 225 — по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками.

СИСТЕМА МНОГОПАРТИЙНАЯ.

система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей С.м. отмечаются трех-, четырех, пятипартийные системы, атомизированные и т.п. Общим критерием для такой классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

С.м. подразделяются на: \) партийные системы «поляризованного, плюрализма», для которых характерно наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; существование двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева, и справа); центральное положение одной или группы партий; поляризация как результат значительного идеологического размежевания; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра; 2) партийные системы «умеренного плюрализма», где борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате формируются коалиционные правительства; в такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции; идеологическое различие между партиями невелико; ведется центростремительная конкуренция; партии ориентированы на участие в правительстве.

В С.м. доминирует либо одна па служащая стержнем коалиции правительств, либо доминирующая П отсутствует.

Особую разновидность С.м. представляет система фиксированного числа партий, существующая Индонезии и Нигерии.

СИСТЕМА ОДНОПАРТИЙНАЯ —

тема, при которой происходит закрепление (фактическое или юридического правящего статуса за одной из решенных политических партий, характеристики партийной систем СССР до 1990 применялся термин«С.о.». Хотя многие политологи считают, что в тех странах, где действуют( только одна партия, партийная сие как таковая отсутствует. С.о. для тоталитарных и авторитарных режимов. Ныне С.о. существу Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, Мавритании. Предназначение одной-единственной легальной партии заключается в демонстрации «всенародной» поддержание существующему режиму. В политической науке различают: 1) С.о. в смысле этого слова, при которых включается даже номинальное существование других партий; на деле та партии являются частью государственного аппарата; 2) фактически С.о. («искусственная многопартийность; осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии; деятельность партий- сателлите в, чаще всего ориентированных в такие организации,, национальный и народный фронт жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989—1 Указанная партийная система существует в настоящее время в Китае, к наряду с правящей коммунистической партией действует еще несколько партий (Революционный комитет Гоминьдана, Крестьянско-демократическая партия и др.), входящих в единый «народно-демократический фронт», демонстрируя некое «политическое единство».

СИСТЕМА ПАРТИЙНАЯ — механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. С.п. системы различаются по количеству партий, уровню соревновательности, наличию отсутствию доминирующей партии или коалиции. Проводя классификацию С.п. следует учитывать три основных показателя: 1) число партий; 2) наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; 3) уровень соревновательности между партиями. В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — 1) механизм организации и осуществления политической власти, представляющий собой целостную, упорядоченную совокупность государственных и общественных организаций, объединений, политико-правовых норм, принципов; 2) теоретический конструкт, являющийся средством системного анализа политики, при котором любое политическое образование, напр., партия, рассматривается как специфическая политическая система.

Теория С.п. активно разрабатывается, американскими политологами с середины 50-х гг., ее основы заложены Д.Истоном, рассматривающим С.п. как саморазвивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие из внешней среды импульсы-команды.

В современной политической науке детально разработан вопрос о функциях С.п. Так, ГЛлмонд подчеркивает многофункциональность С.п., анализируя функции «ввода» и «вывода» информации. К первым он относит функции политической социализации, мобилизации масс, артикуляции (выражения) и агрегирования (обобщения и интеграции) их интересов; ко вторым — разработку законодательных норм, их практическое применение и контроль за их исполнением. Д.Истон и Дж.Пауэлл полагают, что С.п. обладает следующими основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной(распределительной) и реактивной.

В современной политической теории подчеркивается, что на С.п. воздействуют требования, т.е. информация, выражающая интересы и ожидания граждан; поддержка, т.е. конкретные действия, заявления или молчаливое одобрение деятельности С.п.; активное или пассивное противодействие социальных сил; «внутренние» импульсы, вырабатываемые самой системой.

С.п. как механизм формирования и функционирования власти включает политические институты (государство, политические партии и движения и т.д.); политические отношения, возникающие между субъектами и объектами власти; политические нормы и принципы, регулирующие эти отношения; политическое сознание и культуру (индивидуальную, коллективную и общественную).

С.п. можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от типологии общества — традиционные, тоталитарные, модернизированные демократии (Р.Арон, У.Ростоу); в зависимости от характера взаимодействия со средой — открытые и закрытые; в зависимости от типа политической культуры — англо-американская, континентально-европейская, доиндустри-альная и частично-индустриальная, тоталитарная (Г.Алмонд); в зависимости от содержания и форм правления — либеральные, радикально-авторитарные или коммунистические, традиционные, популистские, авторитарно-консервативные (Ж.Блондель).

СИСТЕМА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ» — существующая в США более 200 лет особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная ветви власти разделены не только организационно, но и полностью независимы друг от друга, каждая из них обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать др. ветви власти.

СИТУАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — конкретное соотношение политических сил, совокупность событий, результат политической деятельности. С.п. подразделяются на стабильные и нестабильные (конфликтные); простые и сложные; реальные, текущие и возможные; благоприятные и неблагоприятные; опасные и пр. Анализ С.п. является составной частью политической стратегии и тактики.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — одно из ведущих идейных и общественно-политических течений в России XIX в.

Термин «С.» появляется в первые десятилетия XIX в. в ходе полемики между двумя группами литераторов — карамзинистами и шишковистами. Название закрепилось за той частью русских литераторов (А.С. Шишков и его школа), которые стремились сохранить имевшиеся в литературном языке славянизмы и даже пополнить лексику заимствованиями из лексики славянского языка. В конце 30-х чале 40-х гг. XIX в. термины «славянофил», «славянофильство» вновь являются в обращении (их ввод оборот «западники» Т.Н. Гранов А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Сами «славянофилы» предпочитали наименования: «москвичи», «московская демократия»(в противовес своим противниц обосновавшимся в Санкт-Петербург «восточники».

С.- исторически первая разность консервативной идеологии. Основные представители С. — Алексей Степанович Мяков (1804—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817—И Юрий Федорович Самарин (1817 1876). Н.П.Огарев называл славянофилов «пророками русского графического развития». СВ. как в определённом идеологическом феномене различимы три основных компонента. Первый из них -социальный, второе место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры исторической роли России. Третий религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная про рационализма.

Славянофильская идеология - основная часть общеевропейского протеста против утверждающегося буржуазного общества просветительской идеологии.

В политической концепции славянофилов центральную роль играют понятия — «земля» и «государстве

Под «землей» славянофилы понимали «общественно-человеческое начало», «неопределенное и мирное состояние народа», «душу народа». Государство — власть внешняя, сила, охраняющая землю, «дело государево». Ставшая важным элементом славянофильской идеологии концепция «земли» и «государства» активно использовалась славянофилами в критике Запада и западного влияния, с ее помощью обосновывалась идея особого исторического пути русского народа, предпочитающего «путь внутренней правды» (христианско-нравственное устройство жизни в рамках крестьянской общины) «внешней правде» (политико-правовая организация общества западного типа). Русский самодержавный строй, по славянофильской теории, наиболее полно соответствовал своей сущности в эпоху Московского царства. Реформы Петра I во многом нарушили его органику — началось сползание к абсолютизму, до той поры для России не характерному, но часто встречающемуся на Западе. Вклинившись инородным элементом в тело русской государственности, бюрократия с XVIII в. начала растягивать и рвать живую ткань социального организма, разделяя народ на две части — простой народ и беспочвенную интеллигенцию. Многие исследователи славянофильства подчеркивают, что славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к давно прошедшим временам, а лишь стремились развить отодвинутые европеизацией страны исконные «начала» русской жизни. Не предполагая воскрешения идеальных «основ» (а тем более мелочей быта, нравов), концепция славянофилов указывала лишь на разумное привнесение самих начал, когда-то отвергнутых. К числу таких «начал» должны быть отнесены православие, единение сословий («общинность», «соборность») и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера).

Славянофилы сформулировали идею особого русского пути, развиваясь по которому Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. По мнению ФА.Степуна, «противополагая ранних славянофилов западникам, не должно забывать, что в известном смысле они отнюдь не менее западники, чем их противники. Разница только в том, что для славянофилов истинный запад — запад христианского средневековья .и пореволюционной философии традиционализма и романтики; для западников же подлинный запад — запад уже преодоленного в романтизме просвещенческого рационализма и грядущего социально-политического господства па-родных масс».

СЛОИ СОЦИАЛЬНЫЕ — социальные общности, выделяемые по одному или нескольким дифференцирующим признакам (доход, престиж, уровень образования и т.п.). С.с. могут рассматриваться как составные части классов и больших социальных групп.

СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — в ряде государств (РФ, ФРГ, Литва и др.) избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной (см. Пропорциональная избирательная система, Мажоритарная избирательная система). В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть мандатов распределяется пропорционально.

В РФ функционирует С.и.с. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства. В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, блоков и т.п., которые перешагнули пятипроцентный барьер, т.е. получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не преодолел этот барьер, теряет все свои голоса, а также право на представительство в Думе.

СОБОРНОСТЬ — понятие, введенное в русскую религиозную философию А.С.Хомяковым, означающее «единство во множестве». Идеалом С. Хомяков и др. славянофилы считали православную церковь, которая, в отличие от авторитарной католической церкви, сочетает свободу духа и единство верующих.

СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ — название однопалатного парламента Португалии.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН — главный постоянно действующий политический орган ООН. Согласно Уставу ООН, на него возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: пяти постоянных (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в Совет на двухлетний срок.

Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и др. нарушений мира. Только С.Б. ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН. Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой народы мира, Совет может решить и П. от членов ООН применения не связанных с использованием вооруженных сил, направления, таких, как политическое или частичное прерывание экономических отношений, всех видов сообщи! (железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных и др.) также разрыв дипломатических отношений. Согласно Уставу, Совету может принимать помимо рекомендаций юридические обязательные, решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН.

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по процедурным вопросам принимаются Советом, если за них . поданы голоса не менее чем 9 любых его членов. Решения по вопросам существа; считаются принятыми, если за них голосовали не менее 9 членов, включая совпадающие голоса всех 5 постоянных ; членов. Если хотя бы один постоянный член проголосует против, решение считается отклоненным. Основой деятельности Совета и всей ООН является

принцип единогласия постоянных членов Совета.

СОВЕТ ЕВРОПЫ (Council of Europe) — европейская межправительственная организация. Устав СЕ был подписан и ратифицирован в 1949.

Целями СЕ являются: обеспечение все более тесных связей между государствами-участниками для защиты и реализации их идеалов и принципов, содействия превращению Европы в демократическое и безопасное пространство, защиты и укрепления плюралистической демократии и прав человека, развитие и укрепление европейского самосознания и формирования европейской культурной идентичности.

Органы СЕ: 1) Комитет Министров — высший орган СЕ (состоит из министров иностранных дел государств-участников); 2) Парламентская ассамблея (состоит из 286 членов и 286 заместителей, представляющих 40 национальных парламентов и делегаций ряда стран Центральной и Восточной Европы, имеющих статус «специально приглашенных»); 3) Конгресс местных и региональных властей Европы, представляющий соответствующие органы государств-членов и включающий делегации от территориальных образований (его работа проходит в палате местных органов власти и палате регионов); 4) Секретариат.

В СЕ входят 40 государств-участников, в том числе РФ (принята в 1996).

Штаб-квартира СЕ расположена в Г. Страсбурге (Франция). Официальные языки — английский и французский.

СОВЕТ ФЕДЕРАЩИИ — верхняя палата Федерального Собрания РФ. В С.Ф. входят по два представителя от 89 субъектов РФ (по одному от законодательного и исполнительного органа власти).

С.Ф. участвует в законодательной деятельности путем рассмотрения (с последующим одобрением или отклонением) федеральных законов, принятых Государственной Думой, а также путем совместного с ней принятия федеральных конституционных законов. К сфере ведения С.Ф. также относятся: утверждение изменений границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения; решение о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов..

СОВЕТЫ — органы власти и политическая основа в государствах советского типа. Исторически возникли в России начала XX в. как местные представительные органы, выполнявшие функцию организации стачечной борьбы пролетариата за свои экономические, а затем и политические права. Первоначально назывались С. рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, чем подчеркивался их социально-классовый характер. После Октября 1917 превратились в постоянные органы власти, органы диктатуры пролетариата, полновластные на подведомственной им территории. По Конституции СССР 1936 были переименованы в С. депутатов трудящихся, а по Конституции 1977 в С. народных депутатов, что подчеркивало качественное изменение их социальной основы. С., отрицая принципы разделения властей, были одновременно законодательной, исполнительно-распорядительной и контролирующей властью. Формировались на непрофессиональной основе в соответствии с принципом императивного мандата (см. Республика coeemc/сая).В середине 90-х гг. С. всех уровней практически прекратили свое существование в ходе конституционной реформы в РФ.

СОДРУЖЕСТВО (Commonwealth) — (до 1947 — Британское содружество наций) — межгосударственное объединение в составе Великобритании и большинства ее бывших доминионов, колоний и зависимых территорий, возникшее в результате распада британской колониальной империи. Взаимоотношения государств-членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике. Декларация о принципах С. (Сингапур, 1971) подтвердила добровольный характер С., действующего на принципах консенсуса.

С. состоит из 30 республик и 21 монархии. 16 монархий признают в качестве главы государства британского короля, представленного в этих странах генерал-губернатором; пять монархий имеют собственных королей.

Принципами С. являются: обязательность мира и международного порядка для безопасности и благосостояния человека; обеспечение свободы и равноправия каждого, без расовых различий, а также свободы выражения мнений по политическим и др. вопросам. Предусмотрено также право каждого гражданина на участие в политическом и демократическом развитии своего общества и борьбу с колониализмом и расизмом; предотвращение войны и ее причин; борьба против несправедливости, содействие взаимоуважению и терпимости; достижение прогресса через сотрудничество народов, _ С. - содействие благополучию посредством неустанного воздействия на международное сообщество строгом соблюдении этих принципов. В С. входит 51 государство. Науру Тувалу имеют статус «особых членов. Эта форма членства, предназначен для небольших стран, предусматривают освобождение от обязательных взносов при сохранении возможности добр вольных взносов и участие в прогрей мах технической помощи при неучастии во встречах глав государств и правительств.

Структура С.: 1. Глава С. (британский монарх). 2. Конференция С. (состоит из премьер-министров государе членов, собирается раз в два года| 3. Встречи на уровне министров. 4. Комитет высших должностных лиц (разработка политической линии и стратегии согласно установкам Конференции). 5. Руководящие органы: Совет представителей Фонда технического сотрудничества С., Научный совет С., Coe С. по делам молодежи, Консультативная группа С. по управлению технологией (утверждение оперативных планов и их финансирования, общее политическое руководство). 6. Финансовый комитет, финансовый подкомитет (одобрение бюджета секретариат» 7.. Комитеты (разработка проектов, и политических планирований). 8. Секретариат.

Главой С. и ее символом является британская королева, признанная этом качестве главой С.

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) — межгосударственное объединение, созданное на ocнове Соглашения об образовании

дружества Независимых Государств (подписан в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик бывшего СССР — Республики Беларусь, РСФСР и Украины). Устав СНГ принят в Минске 22 января 1993 г.

В СНГ входят 12 бывших республик СССР — Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Армения, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Туркменистан.

Целями СНГ являются: развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.

Основными институтами (консультативными и координирующими органами) СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, Исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ, Совет министров обороны, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения, Совет по культурному сотрудничеству, Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет, Совет по сотрудничеству в области здраво-

охранения, Статистический комитет СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и др.

В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства — участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так, напр., Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск (Беларусь).

СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — отражение и осмысление людьми политического бытия, а также предметное отношение к нему. В структуру С.п. включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания. С.п. формируется в процессе политической социализации.

Функции С.п.: 1) регулятивная (С.п. регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности политических идей, норм, представлений и убеждений); 2) познавательно-информационная (люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический; все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации; С.п. в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться); 3) оценочная (именно на основе оценки политической действительности люди формулируют свои

политические взгляды, убеждения, позиции); 4) мобилизующая (посредством этой функции С.п. побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов).

Формами С.п. выступают индивидуальное, групповое и массовое. Индивидуальное С.п. формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и действовать в ней. Групповое сознание — это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме — выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители группового сознания — прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. В массовом С.п. отражается опосредованно уровень и содержание потребностей общества, а также объем знаний общества о политической действительности. Массовое С.п. весьма динамично. Оно формируется под влиянием социальных потрясений, конкретной исторической ситуации и множества др. факторов.

СОЗНАНИЕ ПОТЕСТАРНОЕ(< лат. роtestas власть) — предполитическая, примитивная, неразвитая форма сознания участников политической жизни. С.п. характерно для раннеклассовых и доклассовых обществ, широко распространено при модернизации традиционных обществ.

СОЛИДАРНОСТЬ (фр. solidarite) — 1) единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости

достижения общих групповых цел« 2) активное сочувствие и поддери чьих-либо действий или мнений.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеев.

(1953—1900) — крупнейший русский религиозный философ. Его религиозная философия и в особенности учение «праве человека на достойное существование» послужили основанием социального либерализма в России.

Проблема государства рассматривается С. в тесной связи с проблемой нравственности, по его представлению, является неотъемлемой частью человеческой природы и постоянно обнаруживает себя как в жизненном опыте отдельной личности, так и в историческом опыте всего человечества. С. показывает, что в теории политические институты и отношения стимулировали развитие нравственности, политика тесно переплеталась с моралью. В его формуле «Государство есть воплощение права», трактуется как «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, недопускающего известных проявлений зла»,] Роль государства состоит и в том, что! оно создает определенные условия для функционирования институтов духовной сферы — искусства, науки, религии, которые, в свою очередь, стимулируют развитие нравственного мира отдельного человека и общества.

Само государство трактуется С. как-«собирательно-организованная жалость». Жалость, по его представлению, исходный компонент морали. С. особо подчеркивает роль государства в обузданного зла, подчинении насилия праву. Он считал, что нравственные идеалы определяются церковью, которая, по его выражению, является

«собирально-организованным благочестием». С. создает утопический проект вселенской теократии, которую представляет как реализацию Царства Божьего на земле.

Задача христианской политики состоит, по мнению С., в примирении и соединении Востока и Запада для создания вселенской христианской культуры. В свободной теократии происходит, как считает С., соединение восточного и западного начала: «Восточное начало — страдательная преданность вечному и божественному — и западное начало — самодеятельность человека (чрез власть и чрез свободу) найдут свое единство и свою правду в самодеятельном и свободном служении всех человеческих сил божественной истине». Так, по мнению С., происходит установление господства нравственного начала в масштабах всей цивилизации, но, кроме того, необходимо распространить его на отношения между людьми. В качестве регулятора таких отношений выступает право, в этом состоит его высшая задача.

Значение С. для русской религиозной философии и духовной культуры трудно переоценить. Достаточно сказать, что его идеи были источником теоретических построений мыслителей, определивших религиозный ренессанс в России конца XIX — начала XX в. — С.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина, СЛФранка, братьев Е.Н. и С.Н.Трубецких, П.А.Флоренского и др.

Основные работы: «История и будущность теократии»( Г885), «Россия и

Вселенская церковь» (1889), «Оправдание добра» (1897—1899).

СОРОКИН Питирим Александрович

(1889—1968) *- российско-американский социолог, работавший в России до 1922. С. — один из родоначальников теории социальной мобильности асоциальной стратификации.

Основные работы: «Проблема социального равенства» (1917), «Социальная и культурная динамика» (1962).

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ — политическая идеология социал-демократии. В качестве альтернативы капитализму и коммунизму социал-демократы видят демократический социализм — общество, где должны быть воплощены принципы политической, экономической и социальной демократии. К основным ценностям С.-д. относятся: свобода, справедливость, равенство и солидарность. В последние десятилетия XX в. социал-демократы акцентируют свою приверженность «новым ценностям» (сохранение мира, экологическая безопасность). В свободе социал-демократы видят не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражения коллектива. Справедливость трактуется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность — как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости. Солидарность рассматривается социал-демократами не только как товарищеские взаимоотношения людей, социально родственных сил, но и как общечеловеческий принцип. Социал-демократы полагают, что либерализм пренебрегает солидарностью, консерватизм отрицает равенство, а коммунизм стремится к равенству, исключающему свободу действий личности.

В современной социал-демократии выделяют два основных течения: традиционное и модернистское. Традиционалисты считают своей социальной базой традиционный рабочий класс и поддерживают тесные связи с профсоюзами, ведут поиски условий адаптации рабочих к научно-техническому прогрессу. Модернисты слабее связаны с традиционным рабочим классом и его профсоюзами, их социальная опора — новые средние слои, связанные с передовыми технологиями, работники умственного труда, гуманитарии. Модернисты объединяют людей со сходными взглядами по принципиальным вопросам, готовых отдать свои голоса за определенную программу, но организационно эти люди между собой связаны слабо.

.СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. В процессе С. участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: соцйали-зант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации; агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ —

процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

Выделяются различные типы С.п.: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация — это

непосредственное приобретение политических знаний и установок. пая социализация — это своего проекция черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, напр., установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансфермированы в отношение к политическим} объектам (президенту, парламенту, cy«J ду, партии и т.п.).

С.п. личности складывается из не-»' скольких этапов. На первом из них — этапе политизации — в раннем детстве у ребенка формируются первые представления о мире политики, которые , складываются под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций. Второй этап — персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к > примеру, фигуры президента, премьер-i министра или полицейского. На третьем этапе — идеализации — важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на -этой основе образуются устойчивые;, эмоциональные отношения к политической системе. Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

В современной России в результате смены политического режима, когда прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна' преследовать С.п.? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние? Другой серьезной проблемой С.п. в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не подходят к новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые же модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой С.п. не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.

СОЦИАЛИЗМ (фр. socialisme < лат. so-cialis общественный) — 1) учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение, утверждается социальное равенство и справедливость. Термин «С.» впервые появился в политическом лексиконе в 30-х гг. XIX в. во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную). Под влиянием марксизма понятие С. приобрело содержание, враждебное содержанию понятия «индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок». Своеобразный набросок модели социалистического общества многие ученые обнаруживают у Платона в книгах «Политика», «Государство». Идеи С. развивали в своих произведениях ТМор, Т.Кампанелла, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., их пытались осуществить на практике мирным путем Р.Оуэн, Ш.Фурье, и вооруженным — Г.Бабеф, МА.Бакунин, К.Маркс, В.ИЛенин и др.; 2) движение, выступающее с критикой либерализма, получившее распространение в XIX в. и существующее в мире прежде всего в формах социал-демократии и коммунистического движения; 3) общественная система, основанная на базе марксистско-ленинских представлений о С.

СОЦИАЛИЗМ ЛИБЕРТАРНЫЙ — со временная форма анархо-социализма. В отличие от др. направлений социализма, подчеркивающих значение таких ценностей, как коллективизм, социальная справедливость, равенство, гуманизм, свободное развитие личности, теория С.л. формируется вокруг одной центральной идеи (ценности) — индивидуальной свободы (в ее индивидуалистическом, негативном понимании). Теоретические основы С.л. были заложены в трудах М.А.Бакунина, П.Пру-дона, П.А.Кропоткина. С.л. характеризуется недоверием к любой власти и любому авторитету, отрицанием позитивной роли государства и политических партий. Социально-политический идеал С.л. — общество полностью добровольных, автономных мелких коммун, не имеющих какого-л. руководящего и планирующего центра. Сторонники С.л. исходят из бакунинского принципа: свобода без социализма —

это несправедливость, а социализм без свободы — рабство. Идеологи С.л. ведут поиски «третьего пути», отличного от капитализма и «реального социализма». В прошлом С.л. отражал преимущественно настроения мелких буржуа, сегодня — главным образом, настроения неудовлетворенных своим положением работников умственного труда, новых средних слоев.

СОЦИАЛИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ — направление общественной мысли, находящее в христианском учении санкцию социалистическим идеалам. Его приверженцы утверждают, что социалистические идеи содержатся уже в Евангелии, в мировоззрении ранних христиан. В России начала XX в. С.х. представлен именами Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова и др.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ — международное объединение социалистических и социал-демократических партий. Основан в 1951. Объединяет свыше 70 партий и организаций.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ —

наука, изучающая взаимодействие политики и общества, социального строя и политических институтов и процессов. Возникла в конце XIX—начале XX в. Основоположники С.п. — крупнейшие социологи и политологи — Г.Моска,

В.Парето, М.Вебер, Р.Михельснрр.

П.А.Сорокин,

СПАЙКМЕН (Spykman) НиколасДжон

(1893—1943) — американский ученый, организатор и первый директор Йельского института по изучению международных проблем.

В своей геополитической концепции С. разделил мир на три сферы: Хартленд, Римленд и удаленные Африканский и Австралийский континент Из противопоставления Хартленда Римленда С. сделал вывод о преобладании второго над первым. С. считал, что Соединенные Штаты занимают исключительно выгодное положение как по отношению к Хартленду, так и по отношению к Римленду Через Тихий и Атлантический океан они контролируют две противоположные стороны Римленда, а через Северный Ледовитый океан напрямую выходят к самой сердцевине Хартленда. По тому достаточно расположить в наиб лее чувствительных точках Римлен свои военные базы, чтобы обеспечили свое господство над Хартлендом.

Основные работы: «Стратегия Америки в мировой политике» (1942 «География мира» (1944).

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлов.

(1772—1839) — русский либеральная мыслитель, государственный деятель, реформатор.

Критика неограниченной монархии России основывается на анализе С теоритической эволюции трех основных форм правления, которые «издавна разделяли политический мир: система республик, система феодальная и система деспотическая». Он полагает, что монархическое правление в Европе приходит «в изнеможение», республиканское, напротив, набирает силу. Проанализировав русскую историю, С. делает вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции. Его «План государственного преобразования...» предусматривал установление в России «истинной монархии», основанной на прочных «коренных», или «непременных», законах. «Истинная монархия» в понимании С. — это не только цель, но и средство государственных преобразований. «Коренные государственные законы» постоянны, непреложны, неподвижны, на них основываются все другие законы государства. С. выступает за реализацию в русской политической жизни принципа разделения властей. Царь в России, пишет он, соединяет в своих руках все ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную, и только «умственные границы» полагают предел этой власти.

С. различает права гражданские — «безопасность лица и имущества» — и права политические, причем первый вид прав основывается на втором. Разъясняя разницу между этими двумя видами прав, он подчеркивает, что «права гражданские в существе своем не что другое суть, как те же права политические, недействующие раздельно и лично для каждого». С. особо останавливается на понятии «гражданская свобода», определяя два ее вида: «свобода личная и свобода вещественная». Первая — заключается в том, что никто не может быть наказан без суда и принужден к службе государству и отдельным лицам иначе, как по закону; вторая — в праве собственника распоряжаться собственностью по своему желанию ив установлении порядка, при котором собственник не может быть лишен имущества без суда и не облагается податями иначе, как по закону.

Основной задачей С. как государственного деятеля было реформирование механизма государственной власти Российской империи. С. призывал Александра I к установлению конституционной монархии «сверху» путем реформ.

Суть конституционных проектов С. состояла в следующем: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделение власти: исполнительная ветвь — у Совета министров, законодательная — у Государственной думы — сверху донизу (от центральной до губернской, уездной и волостной), котррая должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза; 3) судебная власть — тоже сверху донизу — должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом.

Идеи С. о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавших до 1917, и создать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил некоторые церковные реформы, при Николае 1 впервые провел кодификацию русских законов, составил проект конституции Финляндии.

Реализация проектов С. растянулась во времени: частично их осуществил его. ученик Александр И, а ограничение верховной власти «на непременном законе» опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II.

СПИКЕР (< англ, speaker буке, оратор) — председатель нижней палаты парламента в США и Великобритании, ее доминионах, а также в Японии и др. государствах. С. формально избирается палатой, фактически — партиями большинства. В Великобритании С. Палаты общин считается находящимся вне партий, он принимает участие в голосовании только при равном разделении голосов. С. руководит заседаниями палаты, кроме случаев, когда палата преобразует себя в комитет палаты. Через С.

палата осуществляет связь с главой государства.

СПИНОЗА (Spinoza) Барух (Бенедикт) (1632—1677) — нидерландский философ-материалист.

Сущность государства и права и их происхождение С. пытается объяснить с точки зрения естественной необходимости. Отсюда — обращение к «природе человека», к естественным основам общежития. Подобно Т.Гоббсу, он рассматривает людей, постоянно преследующих свои интересы, как эгоистов и врагов, которые «влекутся врозь». Это особо заметно, когда человек находится в естественном состоянии, когда его действия определяются исключительно низменными страстями. Поэтому, как подчеркивает С. в «Этике», в естественном состоянии не может быть никакой морали. Государство — организация, служащая интересам всех членов общества, люди соединяют свои силы и свои естественные права и создают государственную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». Цель договора — польза, «по устранению которой договор сразу прекращается и остается недействительным». С. считал, что государственная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать законы их совести, свободу которой он горячо от- ' стаивал. Не менее горячо ратовал философ и за свободу мысли и слова, причем свободу не только от государственной власти, но и от религиозного авторитета. С. убежден, что главная функция всякого государства — воспитательная. Рассматривая основные государственные формы, С. выступает решительным противником неограниченной монархии, считая, что может быть оправдана только ограниченная, конституционная монархия.

Особое место в теории С. занимаем анализ особенностей демократического правления. Он определяет демократию «как общее собрание людей, сообща имеющих верховное право на все, что они могут». С. полагает, что демократическое государство наиболее подходит К естественному состоянию. Основание И' цель демократического государства состоит «в избежании нелепостей желания и в удержании людей, насколько возможно это сделать». Заботиться этом следует только верховной власти подданным же надлежит исполнять ее приказания и не признавать другого права, кроме того, которое верховная власть объявляет за право. Демократия С. имеет существенные изъяны: демократических прав лишаются иностранцы, женщины и рабы, дети и несовершеннолетние, те, кто совершил преступления или ведет «позорный образ жизни».

Идеи С. об общественном договоре оказали значительное воздействие на формирование взглядов ЖЖ.Руссо представления о государстве и праве немецкой классической философии.

Основные работы: «Богословской политический трактат» (1670), «Этика» (1675), «Политический трактат (1677).

СПОНТАННЫЙ (< лат. spontaneity самопроизвольный) — вызванный внешними воздействиями, а внутренний ми причинами, самопроизвольный.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) — учреждения, созданные для открытой, публичной передачи

информации с помощью специальных технических средств. К СМИ относятся, радио, телевидение, печать и др. Отличительными чертами функционирования СМИ являются: публичность( надперсональный круг потребителей); наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к реципиенту; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории.

В политологической литературе выделяют несколько основных функций СМИ: информационную; образовательную; контролирующую; артикуляции интересов различных социальных групп; мобилизационную и т.д.

Политическая позиция СМИ во многом зависит от идеологической установки их собственника. В развитых странах существуют как государственные (финансируемые из государственного бюджета), так и частные СМИ (финансируемые крупным собственником или группой лиц).

Доступ к СМИ оппозиции и возможность свободно выражать мнение меньшинства является признаком демократичности данного общественного устройства.

Обладая информационной властью, СМИ способны формировать общественное мнение в нужном политикам направлении: создавать либо низвергать кумиров, трактовать события определенным, выгодным для заказчика образом, воздействовать на общественную психологию, сея страх или вселяя оптимизм. Все это определяет тенденцию возрастания роли СМИ в политических процессах и их властного воздействия на широкие народные массы.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ —

устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Значительный вклад в исследование С.п. внесли С.Липсет и С.Хантингтон. Согласно Липсету, С.п. определяется легитимностью и эффективностью , власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает нестабильность политической системы, наличие же лишь одной из них приводит к относительной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политической институционализации. Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система.

Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную. Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется «сверху», само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, Всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить его прогресс. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной С.п. могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и др. социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен. Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-л. конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается «снизу» всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизационными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучное страны по сравнению с др., поддерживается динамика роста благосостояния. Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Политическая система, не пре дуя па роль главного субъекта обще венных изменений, призвана поддерживать существующие экономические отношения. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостное и самому существованию государств персонификацию власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующие элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложность обеспечения преемственности демократической власти, внешнеполитически авантюризм, доктринерство в политике и др. Нестабильность может проявляться в таких формах, как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящий режимом, активизация оппозиционных сил и др.

СТАГНАЦИЯ (< лат. stagnum вода) — застой.

СТАДИЯ (гр. stadion) — период, определенная ступень в развитии чего-либо фаза развития.

СТАЛИНИЗМ — понятие, используемое для характеристики идеологии политики советского государства в период правления И.В.Сталина (20—; 50-е гг.).

СТАТУС (лат. status состояние, поза, позиция) — положение, состояние, место в системе, иерархии. Различают аскриптивный (прирожденный, унаследованный) и достигнутый С.

СТАТУТ (позднелат. statutum) — 1) положение, устав, определяющие порядок организации и деятельности внутригосударственных и международных учреждений и организаций; 2) законодательные акты некоторых государств (Великобритании, США); 3) устав, положение о каком-л. ордене, определяющие порядок его присвоения, ношения, описание.

СТЕРЕОТИП ПОЛИТИЧЕСКИЙ (< гр. stereos твердый + typos отпечаток) — упрощенное, схематическое и ценностно ориентированное представление о политических объектах. Для стереотипа характерна персонификация событий, высокий эмоциональный заряд, иррациональность, устойчивость. С.п. в обыденном сознании может заменить знания, значительно упрощая процесс ориентации в политическом пространстве.

СТОРТИНГ (иорв, storting < stor большой + ting совет) — двухпалатный парламент Норвегии.

СТРАТЕГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (rp.strategia < stratos войско + ago веду) — направление и способ осуществления политической деятельности государством, партиями и др. политическими институтами, характеризующиеся ориентацией на общие долговременные цели, крупномасштабные задачи, а также использованием соответствующих ресурсов. С.п. определяет долговременьые цели политического, социально-экономического и духовного развития; основные этапы и их последовательность; принципы и приоритеты; средства мобилизации ресурсов и т.д. С.п. воплощается в политическом курсе, который направляется и фиксируется в теориях, политической доктрине, программе.

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

(лат. stratum настил, слой + facere делать) — иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества.

СТРОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — понятие, обозначающее политическую структуру общества и политический режим.

СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870— 1944) — крупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик — член ЦК кадетской партии, депутат II Государственной думы.

Либерализм С. основывается на философской идее индивидуализма, идее «верховной ценности личности и служебного значения социального организма». С. был ярко выраженным государственником. Его этатизм претерпел довольно значительную эволюцию. В своих первых работах С. в полемике с марксизмом подчеркивает, что государство является не только организацией ' господства, но и организацией порядка. Позже он отказывается от данной трактовки, считая, что сущность государства составляет «текучее общественно-правовое отношение между людьми».

В 1908 С. приходит к признанию особой, мистической сущности государства. Он пишет, что мистичность государства заключается в том, что власть государства над людьми обнаруживается в их подчинении отвлеченной для большинства идее внешней государственной мощи, причем подчинении не внешнем, а внутреннем, моральном, признании государственного могущества как общественной ценности. Т.о., государство, согласно С., представляет собой надклассовую организацию, имеющую всеобщий общественный характер, стоящую выше общества, государство — своего рода «соборная» личность, стоящая выше всякой личной воли.

Власть «не есть просто необходимое орудие упорядочения общежития, средство рационального распорядка общественной жизни», она также носит мистический характер. С. определяет власть как «орудие внешней мощи государства» и в качестве такового «она держит в подчинении себе людей».

С. заложил принципиальные основы «либерально-консервативного миросозерцания», руководствуясь понятиями середины, меры, объединяющими в равновесии государство и> нацию, власть, ответственность и свободу.

Основные работы: «Марксова теория социального развития» (1905), «Идеи и политика в современной России» (1907), «Размышления о русской революции» (1921).

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ —

направление в политологии, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения С.ф., любая политическая система состоит из структур, выполняющих определенные функции. Подструктурами понимаются политические организации или институты. Структуры состоят из совокупности взаимосвязанных ролей (напр., депутат — это политическая роль, а парламент — политическая структура). Под функциями понимается всякая периодическая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий (см. Методы политологии).

СУБКУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

совокупность политических ориентацией и моделей политического поведения, отличающаяся от доминирующих в обществе. Носителем С.п. может быть та или иная общность: элита, , этнические группы, и др.

Любая политическая культу партия стоит из субкультур. Так, напр, выделяет в американской политической культуре три основные культуры: моралистскую, индивидуалистическую и традиционалистскую., моралистической культуре преобладай нравственные требования к политическим деятелям. Ее носители — наследники пуританских традиций Старой Света. Индивидуалистическая субкультура делает акцент на ограничен») сферы деятельности государства, автономии личности, правах и свободах ли поста. Традиционалистическая субкультура в большей степени распространена на Юге Характерными чертами этой субкультуры являются ориентация на личные дружеские связи, клановость и корикативизм.

По характеру взаимоотношений между субкультурами выделяют интегративную и фрагментарную политическую культуру.

СУБРОГАЦИЯ (лат. subrogatio) — частичное дополнение к старому закону.

СУБЪЕКТ (< лат. subjectus лежащий в основе) — 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носители каких-л. свойств; личность.

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ — государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из С.ф., которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др. Каждый С.ф. имеет свою конституцию, законодательство, а в некоторых федеративных государствах и свою судебную систему. Конституции федеративных государств всегда проводят четкое, детальное разграничение компетенции федерации как таковой и ее субъектов. Степень относительной самостоятельности С.ф. в их отношениях с центром может быть различной в различных государствах, но при этом они равноправны друг с другом. Равноправие С.ф. — один из основных принципов федерализма.

Понятие «С.Ф.» впервые введено в российское конституционное право Конституцией РФ в 1993.

СУБЪЕКТЫ РФ — государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности РФ. В составе РФ 89 субъектов, в т.ч. 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская автономная область), 10 автономных округов. Конституция РФ (1993) устанавливает 6 видов С. РФ: республики в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Согласно Конституции РФ, все С. РФ равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти. Однако в государственно-правовом статусе С. РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами. Так, напр., из всех С. РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие С. РФ должны принимать уставы соответствующего С. РФ. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции РФ.

С. РФ имеют свои законодательные органы и свои органы исполнительной власти. Границы между С. РФ не могут быть изменены без их согласия. Конституция РФ наделяет С. Федерации широкой компетенцией, в которую входят предметы совместного ведения с Федерацией и исключительная компетенция С. Федерации, к которой отнесено все то, что не входит в компетенцию Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее С. Права выхода из РФ ее С. не имеют.

СУВЕРЕН (фр. souverain) — носитель верховной власти.

СУВЕРЕНИТЕТ (нем. Souveranitat < фр. souverainete верховная власть) — верховенство и независимость власти. Понятие «С.» было введено в политическую науку французским юристомЖ-50-деном, который определял С. как полную и независимую власть государства. В Новое время учение о С. было развито Т.Гоббсом и Ж.Ж-Руссо. Последний связывал идею С. с выражением общей народной воли.

Различают несколько видов С.: 1) С. государственный (независимость государства во внешней сфере и верховенство государственной власти внутри страны); С. является атрибутом государства; уважение С. — основополагающий принцип международного права, закрепленный в Уставе ООН; 2) С. национальный — полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) С. народный (этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) — полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

При всей своей значимости принцип С. не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. Во внешних отношениях С. ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, напр., запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных (напр., Организация Объединенных Наций), региональных (напр., Совет Европы) надгосударственных организаций.

СУД ПРИСЯЖНЫХ — в ряде государств суд, в состав которого входят один или несколько постоянных ройных) судей и присяжные засели, подобранные или назначенные , данного судебного процесса представители народа. Судьи решают вопрос права — квалификация преступлены мера наказания, присяжные. На основании вердикта присяжных от обвиняемому право на суд с участием присяжных I случае угрозы назначения ему наказании в виде смертной казни.

СУФРАЖИЗМ (англ, suffragism < sui frage право голоса) — женское движение за предоставление женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав. С. возник в Великобритании второй половине XIX в. Женщины получили избирательные права впервые Новой Зеландии (1893) и в Европе Финляндии (1906). После Первой мировой войны содержал победу в Старом и Новом Свете: США предоставил избирательные права женщине в 1920, Англия — в 1928, Франция — в 1944Й Швейцария — в 1971, Лихтенштейн в 1986.

СЦЕНАРИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ -

способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем типа международных отношений, национальной экономики, политической сферы, социальных отношений и т.п.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.