Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Политология: Словарь-справочникОГЛАВЛЕНИЕН«НАРОДНАЯ ВОЛЯ» — революционная народническая организация (1879— 1882). Ее основателями и руководителями стали А. И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др. Организация объединяла до 250 кружков (студенческих, гимназических, рабочих), действовавших в 50 город имела 10 подпольных типографий России и одну за границей, издавала газеты «Народная воля», «Листок родной воли», «Календарь «Народ воли», «Рабочую газету». Овладение государственной властью в понимании народовольцев — главное решающее условие социальной революции. В этом смысле народовольные говорили о «всепоглощающем значении» государства. «Переворот государственный — это наше «быть или быть». Если он будет, то революция сразу приобретает правильное течение. Если его не будет, то революционное движение может заблудиться, извратиться и утратить большую часть своей полезности». Для народовольцев циализм — не гибель государственности, каким он представлялся большинству народников 70-х гг., а ее расцвет именно при социализме возможно создание идеального народного государства. Устройства с его принципами самоуправления, автономии, зачатков федерализма. На эти принципы революционеры смотрели как на готовый материал для построения будущего государственного строя. Будущее государственное устройство намечено «Н.в.» в самых общих чертах. Оно мыслилось как федерация общинных союзов. В мыслях об устройстве социалистического государства народовольцы исходили из своих утопических представлений об общинном строе русского крестьянства как идеале человеческого общежития. В на -родных идеалах общинного устройства, в «политической способности» народных масс народовольцы видели «блестящую будущность» демократии, развитие всей русской истории в совершен -но новом направлении, «в духе народного общинно- федеративного миросозерцания». Отсюда их стремление «восстановить в их первобытной чистоте старые традиционные основы народной жизни», «обеспечить народу развитие его идеалов, его форм общежития». Особую близость чувствовали народовольцы к Е.Дюрингу с его «теорией насилия» как решающего фактора образования новых общественно-экономических форм, с его трактовкой главенствующего значения политических форм общественной жизни. При этом народовольцы оговаривали преходящую обусловленность террора как средства борьбы. Они заявляли: «Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия». НАРОДНИЧЕСТВО — идейное течение и общественное движение, одно из ведущих направлений радикализма в пореформенной России. Русское Н. представляло собой широкий спектр различных течений — от революционно-демократического до умерено-либерального и даже консервативного. В 70-е гг. XIX в. преобладающее значение имело революционное («действенное») Н. Основные программные положения народников сводились к следующему: 1) ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России революционным путем; 2) главной движущей силой революции должно явиться крестьянство; 3) крестьянская революция не только сметет самодержавие и остатки крепостничества, но откроет путь к социализму и предотвратит утверждение в России капитализма; 4) базисом социализма станет крестьянская поземельная община; 5) организующей силой крестьянской революции явится «революционная партия» (имелась в виду революционная организация народников). Н. — это реакция интеллигенции на происходивший в России процесс модернизации, это протест против наступления индустриальной эпохи, несущей трудовому люду обезземеливание, безработицу, господство товарно-денежных отношений, капиталистическую конкуренцию и эксплуатацию Н. имело собственный вариант эволюции, предполагавший опору на традиционные институты и ценности, национальные особенности и некоторые новации, почерпнутые из арсенала европейской цивилизации. Не все Н. социалистично, но все Н. — антикапиталистичио и антилиберально по идейно-политическому содержанию. Деятельность народников могла приобретать революционную или реформаторскую направленность, что на разных этапах пореформенного развития России находило поддержку значительной части интеллигенции. Однако отсутствие целостности доктрины, существование внутри Н, различных, порой противостоящих друг другу, течений, ориентация на достаточно широкую, но до конца не определенную социальную базу, неадекватное понимание конкретных задач сторонниками народнического учения не позволили создать всеобъемлющую и интегральную программу преобразования России. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ — название однопалатного парламента в Албании и Болгарии. НАРОДНОСТЬ — термин, обозначающий принадлежность к народу или наличие каких либо его качеств. Применяется для обозначения различных видов этноса, находящихся на стадии развития между племенем (или союзом племен) НАСИЛИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — осуществляемое в политических целях преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Н.п. отличается от др. форм насилия не только доминированием физического принуждения, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. НАТУРАЛИЗАЦИЯ (< лат. naturalis*) — прием в гражданство иностранца по его заявлению. НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ПАРТИЯ (НБП) — наиболее заметная национал- коммунистическая организация современной России. Карликовая партия, ареал которой кроме двух столиц распространяется на молодежные тусовки полутора десятков крупнейших городов РФ. Исповедует идеи «консервативной революции» в смысле воз- врата к «новому коммунизму» на национальной основе. Численность партии около 1000 чел., при этом число активно работающих членов, данным экспертов, не превышает 200 человек Лидер партии — писатель, главный редактор газеты «Лимонка» Э.В. Лимонов (Савенко). Партия выступает за уничтожение существующего мирового порядка совместными действиями радикальных внесистемных сил различной ориентации (ультралевые, ультраправые и сепаратистские террористические группы и партии, страны, противостоя мировому сообществу типа Ирака, Ливии, Северной Кореи и т.д.) и за обобществление новых средств (мелкая частная собственность допускается). НБП носит большей частью имперский, а не этнический характер. Своими основными союзник ми НБП считает радикальных коммунистов и националистов, но большинство партий этих ориентации, включая ЛДПР, РКРП и РНЕ, отказались сотрудничать. НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (НАЦИЗМ) — термин для обозначения германского фашизма, фиксирующий наиболее радикальный из известных в истории этого типа движений и режимов вариации тоталитарного господства и агрессии на международной арене, является выражением неадекватной правоконсервативной реакции определённых слоев германского общества на результаты Первой-мировой войны и кризисные процессы в стране в невоенный период. Она выразилась в конструировании особой националистической идеологии, представляющей собой конгломерат идей государственного социализма, этатизма, национализма, расизма, милитаризма. В политическом плане она выразилась в создании тоталитарной политической партии (НСДАП), которая реализовывала эту идеологию в практике все проникающей партийно-государственной диктатуры. В обществе создавался особый тип тоталитарной личности, устанавливался особый социально-психологический климат, эрозии подвергались нравственные установки личности. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат перехода из частной собственности в собственность государства земли, отраслей промышленности, транспорта и т.д. НАЦИОНАЛИЗМ — идеология, психология и политика, основанные на проповеди национальной исключительности и превосходства. Основной идей Н. является представление о нации как высшей вне исторической и надклассовой форме общественного единства. В определенные исторические периоды Н. играл положительную роль, объединяя нацию в ее освободительной борьбе. В современной науке отмечается многоликость этого явления, выступающего и как великодержавный шовинизм, и как стремление малых народов получить социокультурную самостоятельность, и как носитель насильственной ассимиляции, и т.д. Особую опасность для общества представляет воинствующий Н., проявления которого связаны с насилием, войнами, террором. Не менее вреден и «бытовой» Н., основывающийся на чувстве национальной исключительности, унижении национального достоинства других народов. НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ — название парламента в Республике Корея, Словении, на Кубе и в ряде др. государств. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — название парламента или одной из его палат во Франции, в Иордании, Тунисе и ряде др. стран. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС — название двухпалатных парламентов в Бразилии, Доминиканской Республике, Чили. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ — название однопалатного парламента Словакии и верхней палаты парламента в Швейцарии. НАЦИЯ (лат. natio племя, народ) — устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения (общности «крови»), культуры, совместного проживания и коммуникаций (экономических, политических и др.). В структуре Н. соединены этнические (происхождение, язык, культура) и социальные (совместность экономической жизни, развитые коммуникации и групповая идентификация) компоненты. «НАШ ДОМ — РОССИЯ» (НДР) ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — правоцентристский проправительственный блок умеренной либеральной ориентации. Стремится выражать государственнические интересы без опоры на державные и имперские позиции. Численность движения, по официальным данным, составляет 26 тыс. человек, экспертные оценки расходятся, называя от полутора десятков тысяч до 120тыс.членов. По оценкам представителей движения, численность доходит до 250 тыс. членов. Фиксированного членства организация не имеет. Организации НДР представлены в 86 регионах России. Наибольшим влиянием обладает в городской среде и чиновничьих структурах тех регионов, руководители которых включены в Совет Движения. Планы преобразовать движение в политическую партию, активно выдвигавшиеся в 1996— 1997, не реализованы. После отставки В.С. Черномырдина с поста премьер-министра в апреле 1998, НДР находится в состоянии перманентного кризиса. В конце 1998 движение покинул лидер фракции НДР в Государственной Думе А.Н. Шохин. На его место в январе 1999 был назначен бывший заместитель председателя Исполкома НДР и бывший вице-спикер Государственной Думы В.А. Рыжков. Движение строится по территориальному принципу. Руководящим органом является Совет (125 членов), в состав которого входили и входят ряд бывших и действующих губернаторов, руководителей республик, а также членов правительства и парламентариев. В регионах опирается на структуру Межрегионального общественного учреждения «Народный дом» (МОУ НД), имеющего представительства в 75 субъектах РФ. Председателем движения бессменно является В.С. Черномырдин. Высшим органом НДР является собираемый раз в два года съезд. Между съездами руководство осуществляет избранный на съезде и собираемый не реже чем раз в год Совет Движения, избираемый на съезде же председатель Совета и постоянный орган Совета — исполком. Деятельность Совета и исполкома контролирует избираемая на съезде ревизионная комиссия. НЕЙТРАЛИТЕТА лат. neuter ни тот, | другой) — политика неучастия в мирное время — отказ от участия! военных союзах и блоках. Нейтраль государство имеет право на неприкосновенность его территории, граждан, участвующих в военных действиях воюющих сторон, и имущества, которое относится к военной контрабанде. Нейтральное государство может защищающейся с помощью оружия. Существуют различные формы H. а) вооруженный (соблюдение Н. полной готовности к войне); б) виртуальный (соблюдение Н. в конкретной войне); в) позитивный (неучастие в военных союзах); г) постоянный (обязательства государства никогда не принимать участия в войне, кроме самообороны от агрессии, и не участвовать в Военных блоках). Права и обязанности нейтральных государств, т.е. их правовой статус, регламентируются международным право-Нейтральными государствами являют Швеция (с 1814), Швейцария (с 181S| Австрия(с 1955), Мальта (с 1981). НЕКОНВЕНЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ — политическая деятельность, признаваемая незаконной и отвергаемая большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям. Н. п. у. подразделяется на ненасильственные активные формы (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственные формы (терроризм, бунт и т.п.). НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИКЕ — вид политической активности, ориентированной на гражданское неповиновение властям и свержение моральных стандартов взаимной терпимости в решении конфликтных ситуаций. Традиции ненасилия сложились в буддизме и даосизме, получили свое развитие в деятельности различного рода монашеских орденов в средние века, в Новое время — пацифистских сект. Принципы ненасилия были сформулированы в трудах ДжЛокка, Вольтера, Ж.Ж.Руссо, И.Канта; в России — в социальной философии Л.Н.Толстого. Практическая реализация этих принципов была осуществлена в Индии в первой половине XX в. (см. Гандизм, Сатьяграха). Ориентация на Н. д. в п. характерна для современных антивоенных, экологических, феминистских и др. движений. НЕОКОНСЕРВАТИЗМ — разновидность идеологии консерватизма. Потребность в переходе от «индустриального общества» к «постиндустриальному» («информационному»), в более радикальных средствах для обеспечения экономического подъема привела в 70-х гг. к оформлению Н. В экономической области неоконсерваторы обратились к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусматривавшей решительное ограничение вмешательства государства. В противовес либеральной доктрине «государства всеобщего благоденствия» неоконсерваторы разработали концепцию «правового социального государства». Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность. В Н. органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного индивида и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика. НЕОКОРПОРАТИВИЗМ — особая система организации, выражения и реализации интересов, участники которой наделяются государством монополией на представительство интересов в своей области в обмен на контроль за подбором лидеров и артикуляцией требований. В современной политической науке Н. рассматривается как демократическая система согласования интересов крупных социальных институтов, основными субъектами которой являются государство, ассоциации предпринимателей и наемных работников. Государство навязывает участникам «переговорного» процесса приоритеты и ценности, выводимые из общенациональных интересов. Выработка соглашения порождает взаимную ответственность сторон за его реализацию и выполнение взятых на себя обязательств. Некорпоративистские тенденции проявились в странах, где имелись влиятельные социал-демократические партии, сохранились устойчивые электоральные предпочтения и существовала культурная и этнолингвистическая однородность. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ — совокупность доктрин, в которых наряду с принципами «классического» либерализма — свободной конкуренции, частного предпринимательства и демократии — подчеркивается значимость вмешательства государства, призванного создать благоприятные условия для их реализации. Возникает во второй половине XX в. Политические ценности Н.: антитоталитаризм, антиэтатизм и защита неотъемлемых прав личности. В основе неолиберальных политических программ лежат идей консенсуса управляемых и управляющих, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В политической практике неолибералы, как правило, отдают предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. В политической науке идеология Н. классифицируется по нескольким основаниям. Так, по сферам применения различают экономический Н., ориентированный на экономические методы общественного регулирования; политический Н., ориентированный на ценности политического плюрализма и демократии; социальный Н., ориентированный на социальные ценности и гражданские права; моральный, нравственный Н., ориентированный на ценности толерантности и свободу основных жизненных проявлений. НЕОМАРКСИЗМ — течение общественно-политической мысли (30— 70-е гг. XX в.). Термин «Н». обозначает совокупность марксистских и марксистски ориентированных течений, характеризующихся как критическим отношением к капитализму, так и к «реальному социализму». Наиболее известные представители Н.: Ч.РМиллс, И.Валлерстайн, ГМаркузе, Э.Фромм, В.Райх, Ю.Хабермас, Н.Пулантзас, НИГИЛИЗМ (< лат. nihil ничто, ничего) — позиция абсолютного отрицания. Термин «Н.» стал общераспространенным благодаря роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Н. получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России Н. явился мировоззренческой основой революционно-демократических направлений социально-философской и общественно-политической мысли. НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866—1924) — русский мыслитель, теоретик социального либерализма и крупный общественный деятель (один из основателей партии кадетов, член •I Государственной Думы). Являясь сторонником идеи правового государства, Н. боролся с позитивистскими трактовками права (утверждавшими право производным от государства), обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в нравствен ном сознании человека. В соответствии с этой идеей происходит становление права, связующего государственную власть. Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоящей над государством, — одно из важнейших положений философии права Н. Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связывающего государство, он тем самым как бы ограничивал власть государства, предоставляя широкую свободу индивиду. Особый интерес представляет учение Н. о правовом государстве. Он подчеркивает, что правовое государство вырастает из первоначальных государственных форм, что общественный прогресс неумолимо и закономерно приводит к появлению правового государства. Особое место в системе прав, гарантируемых правовым государством, должно занимать, по мнению Н., право на достойное человеческое существование. Определяя демократию как систему релятивизма, систему терпимости и безразличия ко всяким догмам и взглядам, систему самых широких допущений и на все стороны открытых дорог, Н. предостерегает от ее «роковой опасности» — отсутствии абсолютных духовных основ, приводящем к деспотизму большинства и опустошению человеческой души. Он полагает, что целью общественного развития должен быть не поиск «всеисцеляющих» политических форм, а «благодатное просвещение душ», причем идеалы демократии, народовластия необходимо заменить на агиократию (власть святынь). Общественный идеал виделся Н. в виде «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы» или «свободного универсализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения». Но этот общественный идеал находит свое выражение не в конкретных воплощениях, а в бесконечном развитии и нравственном совершенствовании человека и общества. Основные работы: «Введение в философию права» (1904), «Об общественном идеале» (1917), «Демократия на распутье» (1923). НОНКОНФОРМИЗМ (< лат. поп нет + conformis сходный) — 1) неприятие общепризнанного религиозного учения, сектантство; 2) форма протеста (в т.ч. политического) против устоявшихся норм социальной жизни. Термин «Н.» получил широкое распространение в 60-e IT. XX в. на Западе в связи с ростом молодежного движения («новые левые», хиппи и др.). НООСФЕРА — сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащенной деятельности становится определяющим фактором развития. Понятие «Н.» введено французскими учеными ЭЛеруа и П.Тейяром де Шарденом в 1927 и развито русским учен| Н.Вернадским. НУВОРИШ (< лат. nouveau riche нов богач) — богач-выскочка; человек разбогатевший на спекуляциях. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|