Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Политология: Словарь-справочникОГЛАВЛЕНИЕККАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818—1885) — видный юрист и философ, представитель русского либерализма. В своих работах К. подчеркивает, что основным признаком личности является свобода, которая определяется им как «самопроизвольное действие», обусловленное какими-л. мотивами, внутренними психологическими и внешними социальными факторами. К. выступает сторонником реформ и противником радикальных, в т.ч. политических, преобразований в России. Его политическим идеалом является «самодержавная республика» — политическое устройство, в котором существует гармония интересов правителя, высших слоев государства и народа. По мнению К., это будет новый, небывалый в истории, своеобразный политический строй. Самодержавие трактуется им как свобода правителя от. аристократии и плутократии. Переход к представительной системе, по мнению К., возможен при созревании в России двух условий: развитого гражданского общества (прежде всего, зрелой провинциальной жизни) и гражданского самоуправления. Без этих условий конституция ничего не дает и ничего не обеспечивает, более того, она вредна, ибо «обманывает внешним видом политических гарантий, вводит в заблуждение наивных людей». Разочаровавшись в способности различных сословий формулировать и представлять собственные интересы, К. делает сокрушительный вывод: «Демократизм в русской почве так же немыслим, как и аристократизм». Основные работы: «Задачи психологии» (1872), «Задачи этики» (1884). КАЗУС БЕЛЛИ (лат. casus belli) — непосредственный формальный повод к объявлению войны и началу военных действий. В прошлом К.б, являлся законным основанием для открытия военных действий, служил оправданием войны и целям сокрытия ее истинных причин КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томма (1568—1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель. В своей книге «Город Солнца» (1602) К. рисует картину совершенного государства, христианско-коммунистического, в котором господствуют священники философы. КАМПАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ (фр. campagne поход) — система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В К.и. участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами агитации в ходе К.и. являются: проведение предвыборных собраний и митингов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления в средствах массовой информации и т.д. К.и. официально начинается со дня провозглашения акта о назначении выборов (обычно это прерогатива государства) и прекращается за 1—2 суток до начала голосования. Фактически же она делает свои первые шаги задолго до официального старта, как только становится известно о намерении провести выборы. КАНЕТТИ (Canetti) Элиас (1905—| 1990) — австрийский ученый и писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1983). В трактате «Масса и власть» (1960) К. проанализировал роль массовых процессов в возникновении и развитии государств, вскрыл природу деспотической власти, как в традиционных, так и в современных тоталитарных ее вариантах. К. приходит к выводу, что феномены власти и массы изначально связаны друг с другом, а природа этой связи, конкретные формы ее реализации сохраняются неизменными па всем протяжении человеческой истории. КАНТ (Kant) Иммануил (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии. К. является одним из основателей западного либерализма. Царство свободы личности определяется категорическим императивом (безусловное и общеобязательное требование воли, независимое от внешних влияний): «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Человек является целью, а не средством, поэтому вторая формула категорического императива: «Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, служило тебе не только средством, а вместе и целью». Согласно К-, способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию.. Объясняя происхождение государства, К- исходит из теории общественного договора. По его мнению, в результате соглашения (первоначального договора) все и каждый отрекаются от естественной свободы, чтобы пользоваться свободой в качестве членов государства. Государство определяется им как соединение большего или меньшего числа лиц под действием права. Государственный строй и законы святы и неприкосновенны. Отношение гражданина (лица, способного принимать участие в формировании законодательной власти) к государству определяется тремя условиями: 1) основанной на законе свободе каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал согласие; 2) гражданским равенством всех перед законом; 3) гражданской самостоятельностью, т.е. независимым существованием благодаря своим собственным правам и силам как члена общества. Выдвижение и защита К. тезиса о том, что благо и назначение государства — в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать К, одним из родоначальников концепции правового государства. Основные работы: «Критика практического разума» (1788), «Метафизические начала учения о добродетели» (1797), «Метафизические начала учения о праве» (1797), «К вечному миру» (1793). КАНТОН (фр. canton) — 1) территориальная единица (субъект федерации) в Швейцарии; 2) низовая административно-территориальная единица во Франции и некоторых др. государствах. КАНЦЛЕР (нем. Kanzler) — одно из высших должностных лиц в ряде государств (напр., в Австрии и Германии федеральный К. — глава правительства). КАПИТАЛИЗМ (< лат. capitalis главный) — социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли. КАПИТОЛИЙ (лат. Capitolium) — 1) один из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим; на этом холме размещался Капитолийский храм, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве; 2) название здания в Вашингтоне, в котором заседает Конгресс США, а также зданий в столицах американских штатов, где проходят сессии законодательных ассамблей. КАРСАВИН Лев Платонович (1882— 1952) — русский религиозный философ и историк культуры, один из идеологов евразийства. Основные работы «Введение в историю» (1920), «Восток, Запад и русская идея» (1922), «Философия истории» (1923). КАРТ-БЛАНШ (фр. carte blanche) — в переносном смысле — неограниченные полномочия, полная свобода действий. КАССИРЕР (Cassirer) Эрнст (1874-1945) — немецкий философ. В центр его научного творчества — проблемы философии лингвистики, мифологического мышления, искусства, философии истории и политики. К. одним из первых обратил внимание на то, что философские идеалы свободы и равенства терпят поражение от врага, казалось навсегда побежденного и отошедшего в область истории — от мифа, с его иррациональной властью над сознанием человека. Всплеск идеологического мифотворчества, разгул мистицизма, тоталитарных ритуалов — все это, мнению К., есть отступление от культуры перед первобытным хаосом, распад рационального мышления и вырождение архаического менталитета. Для К. политический миф есть странная актуализация латентных, скрыт до поры до времени слоев культуры. Основные труды: «Философия вольнических форм» (1923—1929) «Язык и миф» (1925), «Логика гуманитарных наук» (1942). КАСТА (португ. casta род, поколение) — 1) в Индии и некоторых странах Востока — замкнутая общее венная группа, объединенная происхождением и правовым положение своих членов; 2) общественная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии. КАТАКЛИЗМ (< гр. kataklysmos потоп, наводнение) — катастрофа, разрушительные изменения. КАТЕГОРИЯ (< гр. kategorein высказывать) — 1) общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира;. 2) разряд, сорт, класс, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких-л. признаков. КАТКОВ Михаил Никифорович (1818— 1887) — публицист и общественный деятель, редактор журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости». В своих публикациях К. прежде всего утверждал Государство Российское — самодержавное и великодержавное. Поклонник Петра Преобразователя, он одобрял Великие реформы Александра Освободителя. Но иногда он находил нужным сдерживать правительственных реформаторов, при этом «постепенность» стала для него основным, ключевым понятием. К. выступал против попыток преобразовать общество по отвлеченным схемам, оторванным от исторической жизни и национальных традиций. Величие России как национально-государственного образования — вот, что определяло политическую мысль и деятельность К. В принципе государственного и национального единства он видел историческое достояние России. Как и французский мыслитель граф Ж- де Местр, К. полагал, что конкретным выражением принципа единства служит централизованная монархия и, выступая противником «писаных» конституций, призывал опираться в политической практике на «естественную» конституцию страны, определяющими элементами которой считал в России монархическое начало и «доверие между носителями этого начала и народом». К., восприняв идею де Местра о сильном правительстве как об осознанной воле народа, рассматривал российскую монархию как выражение такого правительства и главный итог российского политического прогресса. КАТОЛИЦИЗМ(< гр. katholikos всеобщий, вселенский) — одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054—1204 гг.; в XVI в. от К. откололся протестантизм. Единый всемирный центр К. — Ватикан, а Папа Римский — единый глава. Современный К. оказывает активное влияние на международные отношения, опираясь при этом не только па многочисленное духовенство, монашеские ордена и миссионерские организации, по также на примыкающие к нему светские массовые организации — политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и др. объединения. В мире насчитывается около 600 млн. католиков. К- является господствующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, латиноамериканских странах и др.; католики преобладают среди верующих в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии и на Кубе. На 1 января 1997 г. в РФ зарегистрированы уставы 2 центров и управлений, 192 обществ (общин), 3 духовных образовательных учреждений, 2 монастырей и подворий, 1 братства, 6 миссий Римско-католической церкви. КАУДИЛИЗМ (< исп. caudillo предводитель) — система господства в странах Латинской Америки диктаторов, приходящих к власти и правящих с помощью военного насилия. «КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО» — термин, означающий большинство в 3/5,2/3 или 3/4 голосов от присутствующих на заседании или от общего числа депутатов определенного представительного органа власти, делегатов партийного съезда и т.д. КВОРУМ (< лат. quorum (praesentia sufficit) которых присутствие достаточно ) — наименьшее число членов собрания, при котором оно считается законным и может принимать имеющие силу решения. КВОТА (< позднелат. quota часть, приходящаяся на каждого < лат. quot сколько) — доля, часть, норма. КВОТА «ЕСТЕСТВЕННАЯ» — одна из разновидностей избирательной квоты. Вычисляется путем деления общего числа поданных по округу голосов на число избираемых по округу депутатов. КВОТА ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ — наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. К.и. может определяться как для каждого избирательного округа в отдельности, так и для всей страны в целом. КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1868—1920) — видный русский теоретик правового государства и общественный деятель (член партии конституционных демократов с момента ее возникновения). Одна из главных тем творчества К. — правовое государство, которое он считал высшей формой государственности, выработанной человечеством. Суть правового государства, по К., — ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Характерными признаками правового государства является безличность и абстрактность власти, престиж, обаяние, авторитет, традиции, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее — главное признание власти, закрепленное в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправданием — это идея долга. И главная проблема состоит в проведении фактических реальных общественных отношений в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. По мнению К., неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией — причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституционного права и тем самым продемонстрировала свое правовое убожеств. Поскольку, как считал К., правосознание народа отражается в его способности создавать организации и вырабатывать для них известные формы, постольку убожество правосознания, низкий уровень правовой и политической культуры приводят к примитивному толкованию права как чисто нормативных актов, а воплощением подобного толкования права является полицейское государство. Не случайно, отмечал К., государство в русском понимании — это всеохватывающее государство. Но такое государство — отклонение от Должного. Воплощением должного К. считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограниченно правами личности, а с др. обеспечивает их соблюдение. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являют общие интересы. Последовательный сторонник свободы личности, К. резко выступает против «самодержавия парода». Он утверждает, ссылаясь на исторические примеры, что «деспотизм народа может быть часто даже ужаснее деспотизма одного человека». К. настаивает, что насилие никогда и ничем нельзя оправдывать, ибо «политическая свобода — такое громадное и драгоценное благо, что от пего нельзя отказываться ни на одно мгновение и ни за какие временные выгоды». Основные работы: «Государство правовое и социалистическое» (1905), «Социальные пауки и право» (1916). КЛАКА (фр. claque) — группа участников массового политического мероприятия, приглашенных (или нанятых) для организации шумного одобрения (неодобрения) происходящего. КЛАН (кельт, clann) — 1) родовая община у шотландцев и ирландцев; 2) в широком смысле — род или группа сплоченных в хозяйственном и бытовом отношении родственников. КЛАСС (< лат. classis разряд, класс) — большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределение благ в обществе), власти, социальному престижу. КЛАССИФИКАЦИЯ (< лат. classis раз-[ ряд, класс) — систематическое деление и упорядочение понятий и предметов. КЛЕРИКАЛИЗМ (< позднелат. clericalis церковный) — совокупность стремлений, направленных на укрепление авторитета и усиление влияния католической церкви и ее главы. КЛИЕНТЕЛА (•< лат. cliens послушный) — форма социальной (персональной или коллективной) зависимости, порождаемая неравномерным распределением ресурсов власти. Ее отличает приоритет личной лояльности всем остальным видам социальных связей. КЛИКА (< фр. clique шайка, банда) — группа людей, стремящихся любыми средствами достигнуть каких-л. корыстных, низменных целей. КНЕССЕТ — название однопалатного парламента Израиля. КОАЛИЦИЯ (лат. coalitio < coalitis объединенный) — 1) объединение, союз на добровольных началах для достижения общих целей; 2) политический или военный союз государств; 3) союз, соглашение политических партий для совместного участия в выборах и создании коалиционного правительства. Избирательная К. — соглашение политических партий о совместном выдвижении общих кандидатов па парламентских, президентских и местных выборах (см. Избирательная система). Парламентская К. — соглашение политических партий о совместных действиях в парламенте. Чаще всего К. — это соглашение нескольких политических партий об образовании правительства на коалиционной основе. КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851 —1916) — русский социолог, правовед, политический деятель (депутат I Государственной думы). Провозгласив в социологии принцип общественной солидарности, К. считал необходимыми условиями его реализации свободу самоопределяющейся личности и наличие охраняющего ее государства. Способом ограничения власти государства, гарантом свободы К. считал разделение властей и подчинение государства закону. Значение политических институтов, по К., определяется не их значимостью для государства, а только их способностью обеспечивать личные права и самостоятельность каждого человека. К- отказывал в праве на существование как самодержавной монархии, так и полновластному, ничем не ограниченному народному представительству, которое он называл «многоголовым самодержавием». Основные работы: «Очерки по истории политических учреждений в России» (1903), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учреждений» (1906). КОДЕКС (< лат. codex книга)— 1) систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-л. отрасли права (напр., гражданский К.); 2) совокупность правил, норм, убеждений. КОЛЛАБОРАЦИОНИСТ (<фр. collaboration сотрудничество) — лицо, сотрудничавшее с оккупантами; изменник, предатель родины. Термин появился в период Второй мировой войны. КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ — принцип управления, при котором руководство осуществляется группой уполномоченных лиц(коллегией), каждая из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности. КОЛОНИАЛИЗМ — политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило, менее развитых в социально-экономическом отношении. Колониальные захваты, осуществлявшиеся европейскими державами (Португалией, Испанией, Англией, Францией, Голландией), начиная с конца XV в., достигли своего пика к началу XX в., когда большая часть мира оказалась поделенной между несколькими империями. К старым колониальным державам к этому времени добавились новые: США, Германия, Италия, Япония. Рост национально-освободительных движений, вызванный рой мировой войной, привел к кризису, а затем и полному развалу колониальных империй. К началу 60-х гг. десять бывших колоний стали независимы и суверенными государствами. В была принята Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, квалифицировавшая К., как преступление против человечества. Последней крупной колониальной территорией, получившей независимость, стала Намибия (1990). КОЛОНИЯ •(< лат. colonia поселение) — территория или страна, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), лишенная комической и политической самостоятельности и управляемая на основе специального режима. КОМИССИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ — специальный коллегиальный орган, организуемый для проведения выборов в органы государственной власти, избираемых непосредственно гражданами. Порядок образования и полномочия определяются, как правило, законами о выборах. КОММУНИЗМ (< лат. communis) — политическая идеология, пре полагающая устройство общества основе принципов коллективизма, ее социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Стержнем марксистской концепции выступает учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства. Анализ общественного положения классов, слоев, I социальных групп в марксизме является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов. КОММУНИКАЦИЯ (< лат. communicatio связь) — тип взаимодействий между людьми, предполагающий информационный обмен. КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ — разновидность социальной коммуникации. | К.м. — это процесс, в ходе которого специфически организованные институты (организации) посредством технических средств производят и передают информацию большой, гетерогенной и рассеянной в пространстве аудитории. Процесс К.м. носит однонаправленный и внеличностный характер. К.м. осуществляется при помощи средств массовой коммуникации (в отечественной литературе более распространен термин «СМИ» — «средства массовой информации», а в англоязычной литературе — «масс-медиа»). К средствам К.м. относятся пресса, электронные средства (радио и телевидение), а также кинематограф. В начале XX в. происходит становление самостоятельной научной дисциплины «теория массовой коммуникации». У ее истоков стояли Дж. Дьюи, Ч. Х. Кули, У. Липпман и др. КОММУНИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и окружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности (см. Политическая стабильность). Различают два вида К.п.: «горизонтальный» и «вертикальный». Если в первом случае речь о коммуникациях между относительно рядом расположенными институциональными компонентами или социальными факторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, напр., это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем декларации политических партий по поводу корректировки курса социальной политики. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КПРФ) — одна из самых влиятельных политических партий современной России. Сектор политического поля, который традиционно занимает партия, может быть охарактеризован как левый — от элементов левого радикализма до социал-демократизма. При всей относительной однородности идеологической платформы в партии сосуществуют крупные национал-радикальное и интернационально-умеренное, идейно-политические течения. Численность партии — не менее 500 тыс. членов. Социальную базу партии составляют в основном люди среднего и пожилого возраста (средний возраст членов около 50 лет). Партия издает более 150 газет. Партия строится по территориальному принципу. Одна из немногих партий, имеющая структуры во всех регионах РФ. Общее количество первичных организаций около 26 тыс. Ее руководящими органами являются ЦК — 143 члена, 25 кандидатов в члены, Президиум ЦК — 17 членов, Секретариат — 5 членов. В КПРФ действует принцип демократического централизма (обязательное выполнение меньшинством всех решений большинства). Высшим органом партии является собираемый не реже чем раз в три года съезд. В период между съездами партией руководит ЦК, а в промежутках между пленумами ЦК Президиум ЦК. В работе ЦК могут участвовать и члены избираемой на съезде Центральной контрольно-ревизионной комиссии (ЦКРК). Председателем Президиума Центрального комитета КПРФ с февраля 1993 г. является Г. А. Зюганов. В состав Президиума и Секретариата ЦК КПРФ входят Ю. П. Белов, В. И. Зоркальцев, В. А. Купцов (первый заместитель Председателя ЦК КПРФ), В. П. Пешков, М. С. Сурков, А. А. Шабанов и др. Основными целями уставной деятельности являются: пропаганда социализма как общества социальной справедливости и свободы, коллективизма, равенства, подлинного народовластия в форме Советов; формирование плане во-рыночного, социально ориентире ванного, экологически безопасного хозяйства, гарантирующего стабильно повышение жизненного уровня грая дан; укрепление федеративного много национального государства при равноправии всех субъектов РФ; неразрывное единство прав человека, полное равенство граждан любых национальностей на всей территории России, патриотизм, дружба народов; прекращение вооруженных конфликтов, разрешение спорных вопросов политическими методами; защита интересов рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всё людей труда. КПРФ выступает за сочетание в экономике разных форм собственности, приоритетом государственной собственности в ведущих отраслях промышленности и недопущением частной собственности на землю и частичным пер смотром результатов приватизации. В области внешней политики партии осуждает одностороннюю ориентации России на Запад, выступает за добровольное и мирное воссоединение ре публик бывшего СССР, восстановление отношений с традиционными союзниками СССР (Кубой, Северной Кореей, Ливией, Ираком и др.), против дальнейшего расширения НАТО восток. КОММУНИТАРИЗМ (< англ. community община, общность) — новая форм социального движения. К. защищав право каждого индивида на собственный стиль и образ жизни, на формирование своего непосредственного окружения; основывается на идее «поиск индивидом спасения и саморегуляция в небольшой общине единомышлен пиков». К. предполагает наличие для централизованной общности свободных граждан, противостоящей «большому обществу», и реализуется в практическом плане в движении за гражданские инициативы, создании сетей самопомощи, альтернативных религиозных общин. КОММЮНИКЕ (фр. communique) — официальное сообщение о событиях международного характера. К. — нередко название официального документа, принимаемого международной организацией (ее органами) по проблемам международной жизни. КОМПАРАТИВИСТИКА (< лат. comparatio равное соотношение, соразмерность, сравнение, взаимное соглашение) — общее название совокупности сравнительных методов в различных областях гуманитарного знания (политология, правоведение, литературоведение, языкознание, культурология, история, религиоведение и др.). КОМПЕТЕНЦИЯ (< лат. competentia принадлежность по праву)— 1) совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей какого-л. органа государственной власти или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, познаниями. КОМПРАДОР (< исп. comprador покупатель) — местный торговец, посредничающий между иностранным капиталом и национальным рынком. КОМПРОМИСС (лат. compromissum) — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок. КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ В ПОЛИТИКЕ (< лат. conventio договор, соглашение) — 1) приверженность групп и индивидов взаимоприемлемым идеям, оценкам, соглашениям; 2) условность, относительность политических понятий, зависимость их интерпретации и понимания от Договоренности и соглашения людей. КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ — легальная и регулируемая законом политическая деятельность. К этому типу участия относятся: голосование; участие в работе партий и избирательных кампаниях; участие в политической жизни общества; контакты с официальными лицами. КОНВЕНЦИЯ (< лат. conventio договор, соглашение) — международный договор, соглашение по какому-л. специальному вопросу. КОНГРЕСС (< лат. congressus встреча, собрание) — 1) название двухпалатного парламента в США, Парагвае и некоторых др. государствах; 2) название некоторых общественно-политических организаций ряда стран; 3) съезд, совещание преимущественно международного характера. КОНДОМИНИУМ (лат. condominium con вместе + dominium владение) — в международном праве владение определенной территорией двумя или более государствами, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет. Известен, в частности, К Великобритании и Египта над Суданом (1899— 1956) КОНКОРДАТ (< лат. concordat быть согласным) — договор между правительством какого-л. государства и Ватиканом, определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране. КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состояние согласия большинства общества, основных социально-политических сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе. В демократических системах различают три объекта возможного соглашения: 1) конечные цели (свобода, равенство и т.д.), которые составляют структуру системы представлений; 2) правила игры, или процедуры; 3) конкретные правительства и правительственная политика. Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня К.: 1) К. на уровне сообщества (основной, ценностный); 2) К. на уровне режима (процедурный); 3) К- на уровне политики. Первый объект (уровень) К. -г основной — показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели. Второй объект (уровень) К.. — процедурный — устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях. Третий объект (уровень) К. (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель «власть — оппозиция». Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительству — это отношение к членам правительства, а не к форме управления. К. — универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность К. зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры. Кризис К. обычно связывают с кризисом отношений церковь — государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, противостоянием элит и масс и т.д. КОНСЕРВАТИЗМ (фр. conservatism < лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) — разновидность политической идеологии. Термин «К.» впервые был употреблен французским писателем-романтикой Ф. Р. Шатобрианом, который в XVIII в. стал издавать журнал «Консерватор». К. возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). «Отцом-основателем» классического консерватизма считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк. 1790 вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции», в которой впервые были сформулировав основные принципы консерватизма. Большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. К основным «заповедям», принципам К. относятся следующие: 1. Убежденность в существований нравственного непреходящего закона в том, что человеческая природа измена и моральные истины постоянны. К. исходит из постулата об ограниченности сферы человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, с кционированного и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит в этой связи традициям, титулам, ритуалам и даже предрассудкам. 2. Консерваторы придерживаются обычаев, традиций и преемственности хотя и считают перемены необходимыми. Они полагают, что любые общественные перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, выборочно. Одни из философско-мировоззренческих максим К. гласит: «То, что можно не менять, менять не нужно». 3. Консерваторы верят в принцип заведенного порядка вещей. Например, мораль и право собственности во многом держатся на принципе давности. 4. Вся деятельность политика-консерватора должна оцениваться с точки зрения долгосрочных последствий, а не временных преимуществ и популярности. 5. Консерваторам правится разнообразие традиционно сложившихся социальных институтов и форм жизни. Люди не равны. Социальная организация сложна и всегда содержит в себе различные классы, сословия и группы. Расслоение, иерархия и подчинение — неизбежные черты любого общества. Единственное равенство, которое признают консерваторы, — это «равенство перед Богом и божественным -правосудием». 6. По мнению консерваторов, «стремиться к утопии — значит закончить катастрофой». Необходимо стремиться к приемлемому общественному порядку, справедливости и свободе, улучшая и сохраняя этот порядок благоразумными реформами. 7. Частная собственность — продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель. 8. Консерваторы исходят из догмата об изначальном несовершенстве человека, который не может опираться ни на свои природные инстинкты, ибо уже растерял их, ни на свой разум, ибо вся истекшая история показывает, что человек способен на действия, противоречащие разуму. Человек страдает от многих недостатков или, как учит христианство, над ним довлеет действие первородного греха Будучи таковым, человек не может создать совершенное человеческое общество. 9. Коллектив выше личности. Источник зла в природе человека, а не в отдельных социальных институтах. 10. Существует презумпция «в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта. Попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло». Анализируя консервативное направление, английский ученый М. Оукшотг пишет: «Быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт — выдумке, действительность — тому, что возможно, ограниченное — безграничному, близкое — далекому, достаточное — изобилию, сегодняшнее веселье — утопическому блаженству». В конце XIX — начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. В русском К. можно выделить два основных типа: ценностный, основывающийся на убеждении, что цель общества состоит в сохранении и воплощении основополагающих ценностей — ценностей социальной интеграции: Бог, родина, община, этничность, общее прошлое, общая судьба и др.; структурный, который исходит из того, что стабильность общества обеспечивается не сохранением ценностей, а общественными структурами (и прежде всего государством). • Сторонники ценностного К. (славянофилы, «почвенники» и др.) идеализировали не государство, а народ и ставили все вопросы, связанные с функциями государства, в зависимость от нравственных проблем «народности», национального «духа жизни». По их мнению, власть сама по себе бессильна, если ее намерения не находят живого, однозначного отклика в народе, не содействуют его сплочению, отстают от его подлинных потребностей или, наоборот, опережают их, иными словами, не соответствуют основному вектору его духовной ориентации. Так, славянофильская идеология была ориентирована на факторы неправового и негосударственного порядка: общину, народный дух, культурную традицию и пр., что не могло не сказаться на ее прохладном отношении ко всяким правовым и государственным категориям и институтам. Государство — в интерпретации славянофилов — только форма, оболочка, щ не живой дух, поскольку в нем нет| ничего субъективного, а следовательно, и творческого. Для сторонников структурного К. в России (М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова и др.) характерен отказ от выдвижения всеобщих моделей политического устройства, разумно-пессимистическое убеждение в том, что «мы недостаточно совершенны для совершенных учреждений», опора на многообразие политических, религиозных, исторических и пр. особенностей русского общества. Представители структурного К. выступали за сильное и авторитарное государство, рассматривая его прежде всего, как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность в стране, сложившиеся структуры и иерархическое строение общества. Они полагали, что только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его. КОНСОЛИДАЦИЯ (лат. consolidate con с, вместе + solidare уплотнять,; укреплять, сращивать) — упрочение, укрепление, сплачивание чего-л. КОНСТАН Бенжамси Анри де Ребе (Constant de Rebeque) (1767— 1835) французский писатель, теоретик либерализма, политический деятель. Основой политической философии К. является его учение о свободе. Свобода, по его мнению, состоит в независимости индивида от государственно власти. К. различает представление свободе у древних и новых народов Свобода древних народов была полит ческой свободой, состоящей в прав каждого участвовать в осуществлен государственной власти; свобода новых народов представляет собой преимущественно личную, гражданскую свободу, состоящую в независимости государственной власти. Личная свобода — это неприкосновенность личности, право высказывать свое мнение свобода выбирать профессионально занятие, свобода передвижения, свобода слова и совести. Причем индивидуальная независимость является первой потребностью человека Нового времени. К. отстаивает принцип невмешательства государства в экономическую область, рассматривая его как условие, способствующее свободе конкуренции. Лейтмотив творчества К. — ограничение политической власти. Естественным ему представляется такой порядок организации политической жизни, при котором институты государства образуют пирамиду, вырастающую на фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав личности, а сама государственность в качестве политического целого венчает собой систему сложившихся в стране различных объединений людей. К. корректирует тезис Ж. Ж. Руссо о необходимости всемогущества народного суверенитета. Его границы должны кончаться там, где начинается «независимость частного лица и собственная жизнь». В толковании К. принцип суверенитета народа означает, что ни один индивид или даже группа индивидов не имеет права подчинить волю всех граждан своей личной воле, что любая законная власть должна быть делегирована этой общностью граждан. Но и делегируемая власть не может творить все, что ей заблагорассудится. По мнению К., гарантиями ограничения государственной власти являются общественное мнение и разделение властей. Формой организации общественного мнения является парламент, куда избираются только собственники. Т.о., парламент превращается у К. из органа народного представительства в орган представления интересов собственников. Другой гарантией свободы, по его мнению, является разделение властей. К. объявляет королевскую власть верховной, нейтральной, стоящей над всеми остальными ветвями власти: исполнительной, постоянной представительной (власть верхней палаты парламента), властью, представляющей общественное мнение (власть нижней палаты парламента), и судебной. Кроме того, К. выделяет еще и муниципальную власть, независимую от всех др. ветвей власти. Идеи К. легли в основание идеологии либерализма. Основные работы: «Размышления о конституциях и об их гарантиях» (1814), «Принципы политики» (1872). КОНСТИТУИРОВАНИЕ (< лат. constituere устанавливать) — определение состава, содержания чего-л., составление. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) политико-правовая теория, определяющая взаимоотношения государства и гражданского общества на основе разделения властей и ограничения их конституцией, а также на основе гарантий прав и свобод личности; 2) правление, ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ — система, экономических, политико-правовых и социальных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и др. конституционно-правовыми актами определенного государства. Признаками К.с. являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного надзора. Впервые учрежден в Австрии в 1920. С тех пор этот институт получил широкое распространение в мире. Члены К.с. либо избираются парламентом (ФРГ, Хорватия), либо назначаются главой государства (Кипр); иногда члены К.с. назначаются парламентом и др. органами власти и юстиции. Наряду с осуществлением конституционного надзора К.с. в различных странах имеет право толкования конституции, решает вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривает споры о компетенции и т.д. К.С. РФ создан в 1991 в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ. К.с. состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Кандидатом на должность конституционного судьи может быть гражданин не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование, стаж юридической работы не менее 15 лет и обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья назначается сроком на 12 лет, но по достижении 70 лет в любом случае уходит в отставку. К.С. РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной из- мене или совершении иного тяжко!) преступления; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. КОНСТИТУЦИЯ (лат. Constitutios установление) — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, основы отношения гражданина и государства. К. — один из важнейших институтов демократии. Само явление первых К. в конце XVIII в. (CLLW Франция) явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма, в дальнейшем основной ролью К. последовательное утверждение демократических форм государственности По форме К. делятся на кодифицированные, не кодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной является К., если она представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то К., является не кодифицированной. К. смешанного типа включают себя не только парламентские законы, судебные прецеденты, но также обычай и доктринальные толкования, т.е. являются частично писанными. По срокам действия К. делятся на постоянные и временные. Ныне действующая российская была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. К. РФ состоит из Преамбулы, 137 статей (объединенных 9 главами) и Заключительных и переходных положений из 9 пунктов. КОНСУЛ (лат. consul) — Г) в Древнем Риме в период республики — титул двух выборных высших должностных лиц; эпоху империи К. — только почетное звание; 2) во Франции в период после переворота 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 г.) до установления империи (1804) — титул трех лиц, облеченных высшей исполнительной властью; 3) должностное лицо государства, назначенное в какой-л. район (округ) др. государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, культурных и др. связей между представляемым и принимающим государствами. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — разновидность профессиональной помощи, оказываемой специалистами в области прикладной и фундаментальной политологии политикам, руководителям и персоналу политических организаций в решении их специфических задач. К основным задачам К.п. относятся: оценка риска деятельности клиента, объективная оценка сложившейся ситуации, рекомендации по ее изменению, обучение членов организации навыкам самостоятельного управления ситуацией. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (англ, content-analysis) — метод количественного изучения содержания политической информации. КОНТИНЕНТАЛИЗМ (< лат. continens) — политика экономического и политического подчинения каких-либо стран господствующей на континенте страной. КОНТРАСИГНАТУРА (лат. contra против + signare подписывать) — скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет подписавший его министр. К. формально объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены и иных преступлений, если речь идет о президенте). Правила К. впервые сформулированы в Англии в Акте об устроении 1701 и разработаны в постановлении Палаты лордов в 1711. Принцип К. закреплен в конституциях США, ФРГ, Японии, Франции и др. Конституция РФ института К. не предусматривает. КОНТРКУЛЬТУРА — субкультура, нормы или ценности которой противоречат основным составляющим господствующей культуры. КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ (фр. Contre-revolution) — политический процесс, обратный революции. С позиций социальных сил, отвергнутых революцией, К. — восстановление справедливости, с позиций революционеров — регрессивное, попятное движение. КОНТРОВЕРЗА (< лат. controversia) — вопрос, разногласие, расхождение, спорный случай. КОНТРЭЛИТА — лица, обладающие характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющие доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. КОНФЕДЕРАЦИЯ (< позднелат. confederation союз, объединение) — форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В рамках К. каждое государство-участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую систему, собственные вооруженные силы. В предмет ведения К. входит небольшой круг вопросов (обычно войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, системы коммуникаций и т.п.). Для выработки общей политики учреждаются общие органы власти, в которые делегируются представители от каждого государства-участника. Однако решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом К. В К. нет союзного гражданства. Субъекты К/ имеют право свободного выхода из нее. Историческими примерами К. являются Швейцарский союз (1291 —1798 и 1815—1848); Рейнский союз (1806— 1813), существовавший под протекторатом Наполеона; США (1781 — 1789); с 1958 по 1961. К. составляли Египет и Сирия; Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989). В настоящее время в мире существует только одно образование, обладающее признаками К.,— Европейский Союз. Опыт истории К. свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. КОНФЕРЕНЦИЯ (лат. conferentia < conferre собирать в одно место) — совещание, собрание представителей какой-л. организации, государств, отдельных лиц для обсуждения определенных вопросов. КОНФЛИКТ (< лат. conflictus столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов. КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — становление, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересе ценностей и взглядов. Исходя из причин возникновения, выделяют конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты идей стратификации. Первые из них возникай в результате столкновения интересе по поводу перераспределения ресурсе (размеры налогов, социального обеспечения, ассигнования и т.п.). Вторые связаны с существованием в обществе противоположных политических ценностей и норм и отсутствием консенсуса между ними. Третий тип конфликта обусловлен этнолингвистической и религиозной неоднородностью обществ и идентификацией индивидов с определенными политическими силами, конкретной расой, религией, социальной' общностью и т.п. По масштабам К.п. подразделяются на межгосударственные, государственные, региональные и местные. Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъектами позиционных конфликтов выступают различные политические институты, занимающие неодинаковые властные позиции. Сторонами оппозиционного конфликта являются политические институты, занимающие различные места во властных иерархиях. Объектом конфликтного взаимодействия может быть как режим, так и легитимность. Выделяется три стадии развития К.п.: предконфликтная, непосредственно конфликтного взаимодействия, разрешения конфликта. Первая стадия характеризуется столкновением интересов, оценкой сторонами своих ресурсов, принятием решения о вступлении в конфликт. На второй стадии субъекты конфликтного взаимодействия предпринимают действия (санкции, угрозы, идеологическое воздействие, мобилизация имеющихся ресурсов), направленные на достижение поставленных целей, реагируют на действия противоположной стороны. На завершающей стадии участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерения, линию последующего поведения. Возможны три варианта разрешения К.п.: а) выигрыш одной из сторон конфликта; б) взаимный проигрыш всех сторон конфликтного взаимодействия; в) выигрыш всех субъектов конфликта. Одним из наиболее продуктивных способов разрешения политического конфликта является консенсус. Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов, которые необходимо использовать для успешного урегулирования К.п.: стабильная коалиция; принцип пропорциональности; деполитизация; взаимность права вето; компромисс; концессия, т.е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне. Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями включает следующие специальные процедуры: взаимный и оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте; сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной придать неуправляемость конфликтной ситуации; объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт; подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий; использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению конфликтующих сторон; создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращение аналогичных конфликтов в будущем. КОНФЛИКТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ — конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности. Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том, что он имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. Именно в этот период и происходит формирование собственно этнополитического потенциала конфликта, а также осознание национального статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память древние стереотипы межнациональной борьбы. В научной литературе существует два подхода к анализу причин, сущности эволюции К.э.: 1) социологически? (причины конфликтов объясняются н основе анализа этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также на исследовании взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность); 2) политологический (центральное внимание уделяется трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта; в качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам; анализируются социально-психологические механизмы К.э). При рассмотрении причин возникновения К.э. многие ученые отмечают, что основополагающими являются причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Напр., Э. Блэк полагает, что неравномерное протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства и др.) в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан — с др. По утверждению А. Дейча, модернизация активизирует этническое сознание, благоприятствует складыванию политических устремлений к национальной автономии. Рассматривая проблему детерминации К.э., М. Гектер выдвигает концепцию «внутреннего колониализма», в которой обосновывает «традиционную модель» возникновения этнополитической напряженности: 1) конфликтогенную по своей природе объективную обделенность периферийных этнических групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации; 2) осознание этой обделенности членами этнической группы как за коллективных центропериферийных взаимоотношений угнетения; 3) формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на «внутренний колониализм» центра. Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшемся национальном складе ума, национальном «И знании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение, и др. В условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентрализма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма, превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служит своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий решающих задачи политической мобилизации населения. В числе причин, порождающих К.э.,1 можно назвать «политизацию этнической солидарности» (Ч. Фостер), получившую свое развитие в условиях либерализации политической системы в, СССР в перестроечный период. Можно выделить также и ситуационные источники К.э.: внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезновения внешней угрозы; историческое наследие межэтнических отношений; внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы; экономическая ситуация; уровень политической и общей культуры в очагах этнополитических конфликтов и многое др. Вся совокупность К.э. на территории бывшего СССР может быть сведена к следующим основным типам: 1) территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов: их источник — внутриполитические, нередко и вооруженные, столкновения между правительством и национально-освободительным движением или сепаратистской группировкой, пользующейся военно-политической поддержкой соседнего государства (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.); 2) конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье); 3) конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (между осетинами и ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и др. народами Крыма); 4) конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые были включены в состав этих двух государств при провозглашении независимости, а в 40-е гг. перешли к РСФСР); 5) конфликты, источником которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществленных в | советский период (это, прежде всего, — проблема Крыма, а в потенции территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии); 6) конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории др. республик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.); 7) конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами; 8) конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств СНГ; 9) конфликты, в которых за лингвистическими спорами (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это проявляется, напр., в Молдове. КОНФОРМИЗМ (< лат. conformis подобный, сходный) — социально-политическое и психологическое понятие, отражающее некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания и т.д. К. выступает как ведущая социально-психологическая основа тоталитарных и авторитарных режимов, массового общества; его анализ дан в исследованиях этих режимов Х. Арендт, Ч. Р. Миллсом и др. Он формируется под воздействием средств массовой информации и пропаганды, традиций, коллективного и индивидуального социально-политического опыта и т.д. Фрейдизм относит к механизмам формирования конформизма насилие, устрашение, национальный и социальный нарциссизм, идентификацию с вождем и правящими группами, сексуальное подавление и т.п. Э. Фромм трактует конформизм как одно из убежищ, куда человек скрывается от одиночества, страха и свободы. В социальной психологии К. понимается как усвоение индивидом, определенных групповых норм, привычек, ценностей, являющееся необходимым аспектом социализации личности и предпосылкой стабильного функционирования любой социальной общности (коллектива, социальной группы, общества в целом). КОНФРОНТАЦИЯ (лат. con против + frons (frontis) лоб, фронт) — противоборство, столкновение, противопоставление. КОНФУЦИЙ (Кун Фуцзы) (551 — 479 до н.э.) — великий китайский мыслитель. Политические и этические воззрения К. изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала и оказывает заметное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Во II в. до н.э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. В 1503 К. был причислен клику святых. Политическое учение К. исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. «Благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного при -мера. Благородными К. считал тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: будь требователен к себе, живи в согласии с другими, в делах своих следуй долгу и закону и т.д. Китайский мыслитель развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство, по К., представляет собой большую семью, где правитель («сын неба») — это отец, а подданные — его сыновья. Основная j добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». К. разрабатывает концепцию идеального человека (цзюнь-цзы) — благородного — не по своему происхождению, а по воспитанию и самосовершенствованию. К- считает, что этот человек должен обладать в первую очередь гуманностью, любовью к людям (жень), быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам вообще. Мыслитель формулирует закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе, государстве, выражая его принципом: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». КОНЦЕПЦИЯ (лат. concepcio) — ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-л. явления. КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО РОСТА — одна из концепций политических реформ международных отношений с целью разрешения глобальных проблем. К.о.р. изложена в книге М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество перепутье» (1974), известной также как второй доклад Римскому клубу Создатели данной концепции считали, что основной характеристикой состояния человеческого сообщества во второй половине XX в. следует определить присущий ему «кризисный синдром» Он должен послужить решающим стимулом для перехода к мировой политической системе, которая будет длиться в стадии «органического роста» Как полагают ученые, в этом состоянии система будет развиваться как единый организм, где каждая часть играет свою исключительную роль и пользуется той долей общих благ, которые соответствуют данной роли и обеспечивают дальнейшее развитие этой части в интересах целого. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — политическая парадигма мирового развития в условиях обострения глобальных проблем. Такая парадигма была сформулирована в докладе «Наше общее будущее», подготовленном Международной комиссией по окружающей среде и развитию под председательством Г. Х. Брундтланд( 1987), и получила название К.у.р. В докладе комиссии, в частности, записано: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». КООПТАЦИЯ (лат. cooptatio дополнительное избрание, довыборы) — введение в состав какого-л. выборного органа новых членов решением этого органа без проведения новых выборов. КОРКУНОВ Николай Михайлович (1853—1904) — русский правовед и социолог. Власть анализируется К. как сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Властные отношения выступают как элемент сознания, для их возникновения достаточно сознания зависимости подчиненного власти, причем такой зависимости в реальности (вне сознания) может и не существовать. Свой подход К. противопоставляет договорным и органическим теориям власти, подчеркивая их ограниченность, с одной стороны, с др. — рассматривая их как возможные варианты толкования психической природы властных отношений. Структура властных отношений выглядит в его концепции как ряд чисто психических элементов — переживаний подвластных субъектов. Механизм власти в подобном представлении имеет чисто психологический характер: действия властвующего субъекта интерпретируются сознанием подвластных, опосредуются содержанием «личностного Я». Сознание зависимости подвластного, центральный элемент теории власти К., достигается путем внушения и подражания. Государство понимается К. как общественный союз, в котором принудительно устанавливается мирный порядок. Государственное принуждение не противоречит личной свободе человека, поскольку в основе государственного строя лежат этические принципы, а подчинение человека этическим принципам в большей степени гарантирует личную свободу, чем подчинение «голому факту». Политические процессы и институты в концепции К- оказываются, в конечном счете, детерминированными общественной психологией, индивидуальным или групповым психологическим восприятием. Основные работы: «Указ и закон» (1894), «Лекции по общей теории права» (1898). КОРПОРАТИВИЗМ (< позднелат. corporatio объединение, сообщество) — система принятия решений, при которой публичная политика вырабатывается посредством взаимодействия между высшими государственными элитами и ограниченным кругом влиятельных и могущественных корпоративных организаций (гл. обр. бизнеса и профсоюзов). Последние получают монополию представительства интересов людей в соответствующих сферах в обмен на подчинение определенным ограничениям, налагаемым государством. КОРПУС ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ — совокупность граждан, обладающих правом голоса в соответствии с законом, либо совокупность реально голосующих граждан. КОРРУПЦИЯ (лат. corruptio совращение, подкуп, порча, упадок)— 1)разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей; 2) преступление, выражающееся в использовании должностным лицом прав, предоставляемых ему по должности, в целях личного обогащения. КОСМОПОЛИТИЗМ (< гр. kosmopolites гражданин мира) — теория, проповедующая отказ от национального начала в политике во имя единства человеческого рода, идеи «мирового гражданства» под лозунгом «человек — гражданин мира». КРАТОЛОГИЯ (тр. kratos власть + logos учение) — наука о власти. КРЕАТУРА (< лат. creatura создание) — ставленник кого-л.: тот, кто выдвинулся благодаря чьей-л. протекции. КРЕДО (< лат. credo верю, верую) — 1) в католической церкви исповедание, символ веры; 2) определенная система убеждений. КРИЗИС (< гр. krisis решение, поворотный пункт, исход) — тяжелое, переходное состояние; резкий, крутой перелом. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — состояние политической системы общества,) выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Различают внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.). Правительственный кризис — особенно частое явление, характеризующееся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ей в поддержке, выразив вотум недоверия, и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров форм правления и т.д. Парламентский кризис — это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и эти препятствует принятию решений и реализует работу законодательной власти. И как итог — роспуск парламента назначение новых выборов. Конституционный кризис связан фактическим прекращением действий Основного Закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр. К.п. характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием властных парламентских структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.). В зависимости от причин возникновения и особенностей проявления К.п. в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения. Кризис легитимности развивается в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д. Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой. Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами. Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями. Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения. КРИТЕРИЙ (< гр. kriterion средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л., мерило оценки. КРОЗЬЕ (Crozier) Мишель (1922) — французский социолог. Согласно основному постулату теоретической концепции К., организации (административные, индустриальные), их функционирование или дисфункционирование составляют ключевые феномены современных обществ. КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842— 1921) — русский ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX — начала XX в. В 1872 К. присоединился к народническому «кружку чайковцев». За революционную агитацию и пропаганду был арестован, затем совершил побег из тюремного госпиталя, четыре десятилетия провел в эмиграции (возвратиться в Россию ему удалось лишь в 1917. Теория анархизма К. — связующее звено между классическим анархизмом XIX в. и анархизмом XX в. Анархизм XIX в., до К., подразделялся на два основных направления — анархизм-индивидуализм (М.Штирнер и др.) и анархизм-коллективизм (М.Бакунин и др.). К. явился продолжателем второго течения, развив его в анархизм-коммунизм. Наиболее типичными чертами анархизма-коммунизма К. были беспощадная критика буржуазного Общества и пропаганда его революционного преодоления, убежденность в необходимости скорейшего после революции утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя. В качестве основополагающих принципов отношений между людьми выдвигались взаимопомощь и гуманизм. К. было присуще характерное для всех анархистов негативное отношение к любой государственной власти, законодательству, ориентация на скорую предстоящую замену государства различными общественными организациями и союзами. В теории анархо-коммунизма К. четко выделяются три основные группы проблем: теоретическое обоснование социализма; разработка проблем анархо-коммунистического идеала; вопросы путей, форм и средств достижения идеала, т.е. теория социальной революции. Так же, как и Бакунин, К. полагал, что современное ему государство исторически изжило себя, а политическое устройство общества, при котором управляют немногие, не имеет прав на существование: Опять перед человеческой цивилизацией появляется перспектива гибели. Однако ее можно предотвратить. Анархизм и должен, по убеждению К., выдвинуть и обосновать возможную альтернативу пути, ведущего к краху цивилизации. К., в сравнении со своими предшественниками, гораздо больше сил, времени и внимания уделял разработке проблем идеала будущего безгосударственного общества. Он изображает его следующим образом: «Освобождение производителя от ига капитала. Коммунальное производство свободное потребление всех продуктов совместной работы, освобождение его от ярма правительства. Свободное развитие индивидов в группах и групп в федерациях. Свобода организаций от простых до сложных сообразно взаимный нуждам и традициям. Освобождение от религиозной морали. Свободная мораль, без принуждения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества, переходящая в состояние обычая». К. не отрицает права на существование неполитических форм организации общества, связанных с собственным самоуправлением и саморегламентацией. В их основу он так же, как Бакунин, закладывает принцип федерализма или, по его терминологии, «сплочения» независимых территориальных областей, городов, рабочих ассоциаций и сельских общин. Такая федерация должна и может опираться на свободный и равноправный договор, вытекающий из взаимных обязательств, принятых каждым членом (субъектом) из союза вполне добровольно. Основные работы: «Речи бунтовщика» (1885), «Хлеб и воля» (1892), «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902), «Записки революционера» (1902), «Современная наука анархия» (1913). КСЕНОФОБИЯ (гр. xenos чужой + phobos страх) — страх, ненависть, нетерпимость ко всему чуждому, незнакомому или чужому для образа жизни данного общества или индивида. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ — крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функций и роли лидера. К.л. наиболее часто встречается в тоталитарных и авторитарных государствах. КУЛЬТУРА (лат. cultura) — система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. КУЛЬТУРА АКТИВИСТСКАЯ — тип политической культуры, отличающийся активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям. КУЛЬТУРА ГРАЖДАНСКАЯ — тип политической культуры, который характерен для демократической индустриальной политической системы. Автор концепции К.г. Г. Алмонд утверждает, что она опирается на античную традицию «смешанного правления», теоретиками которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальный, подданнический и активистский), во-вторых, наличие качеств подданных и патриархов даже у активных участников. Алмонд и Вебра подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Т.о., «идеальный гражданин» должен стремиться оказать влияние на власть и одновременно сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно. Основными чертами К.г. выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, это черты нормативной модели политической культуры. Однако, несмотря на идеализированность концепции К.г., многие политологи признают, что именно К.г. является прочным фундаментом демократических политических режимов. КУЛЬТУРА ПАТРИАРХАЛЬНАЯ — тип политической культуры, выделенный Г.Алмондом и С.Вербой в работе «Гражданская культура» (1963). Для патриархального типа характерны ориентации граждан на местные ценности — общину, род, клан, деревню, племя и т.п. Индивид ориентирован на конкретные личности — вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с К.п. нет никаких ожиданий, связанных с политической системой. КУЛЬТУРА ПОДДАННИЧЕСКАЯ — тип политической культуры, который характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Личность ориентирована на существующую политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния па процесс выработки решений отсутствуют. КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы; субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение (Г. Алмонд, Г. Пауэлл). Понятие «политическая культура» было введено в XVIII в. немецким просветителем И. Гердером, массовое изучение этого феномена началось в середине XX в. В политической жизни К.п. выполняет следующие функции: идентификации, ориентации, адаптации, социализации, интеграции, коммуникации. В науке наибольшее распространение получила классификация К.п., предложенная Г.Алмондом и С.Вербой («Гражданская культура», 1963), в основании которой лежат специфические особенности стран и регионов. Они выделили три «чистых» типа культуры: патриархальный, характеризующийся отсутствием интереса граждан к политике; подданнический, отличающийся сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем политического участия; активистский, характеризующийся заинтересованностью граждан в политическом участии и проявлением ими политической активности. По мнению этих авторов, наиболее оптимальной культурой будет гражданская культура, синтезирующая подданнические установки и высокий уровень политического участия. В каждой стране гражданская культура обладает своими специфическими чертами, дополняющими и конкретизирующими «идеальный тип». В современной политологии в структуре К.п. выделяются следующие компоненты: политический опыт; ориентация на политические институты; политические стереотипы; политические мифы; политические символы политическая социализация; модели политического поведения. К.п. можно классифицировать по нескольким основаниям: по уровню общности — общая и различные субкультуры; по отношению к власти — господствующая и контркультуры. В общей К.п. отражаются наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы граждан Политическая субкультура представляет собой совокупность политические ориентации, которые отличаются господствующих, доминирующих в обществе (негритянская политическая субкультура в США, молодежная субкультура в любом обществе и т.н. Контркультура — особый вид субкультуры, радикально отличающийся от господствующей политической культуры даже противостоящий ей. В формировании К.п. большую роль играют политические традиции, являющиеся способом передачи образце» политического сознания и поведения. КУЛУАРЫ (< лат. couloirs букв, корня доры) — помещения (в парламенте, съезде и т.п.), расположенные вне зала заседаний, служащие для отдыха, не официальных встреч, обмена мнениями. КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ направление в политологии, исследующее социокультурные процессы в политической жизни. Внимание акцентируется на изучении ценностных представлений граждан, особенностей формирования политического менталитета, механизмов функционирования политической культуры и др. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|