Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Политология: Словарь-справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Г

ГАМИЛЬТОН (Hamilton) Александр

(1757—1804) — американский политический мыслитель и государственный деятель, лидер партии федералистов.

Г. отстаивал идею закрепления в Конституции США федеративного устройства государства и функций мощной центральной (федеральной) власти, полагая, что это «послужит барьером против внутренних раздоров и восстаний». Г. был сторонником теории разделения властей, считал, что осуществление принципа разделения властей является гарантией против любых случайностей и «произвольных» решений законодательных органов. В Конституции США нашла отражение и др. важная идея Г. — о наделении исполнительной власти в лице президента исключительно широкими полномочиями в решении важнейших вопросов государственной жизни.

Политические идеи Г. оказали значительное влияние на разработку важнейших политико-правовых актов молодого американского государства.

ГАНДИЗМ — учение М. К. Ганди (1869— Н)48) и его последователей. Ганди разработал концепцию ненасильственного общества и новый метод политического действия — гражданское неповиновение (см. Сатьяграха, Ненасильственные действия в политике).

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — выдающийся представитель немецкой классической философии.

Г. разработал фундаментальные принципы развития мировой истории. Среди них: разумность того, что в истории необходимо и закономерно; взаимосвязь целей и средств в социальном, политическом и духовном процессе; вариативность движения экономической и политической истории; сдвиг всемирной истории с Востока на Запад; особая роль государства в человеческой истории.

Согласно Г., государство предшествует семье и гражданскому обществу. Г. акцентирует внимание на том, что государство не является средством для обеспечения охраны свободы личности и собственности, как это было у Дж. Локка, государство — не служит, а господствует, не средство, а высшая из всех целей. Авторитет государства

не зависит от произвола, а имеет безусловный и божественный характер. Право, согласно Г., есть «наличное бытие свободной воли», осуществляющейся через ряд последовательно восходящих ступеней: абстрактное право, мораль, нравственность.

Г. разрабатывает концепцию гражданского общества и его взаимоотношений с государством. Общество и государство соотносятся как рассудок и разум: общество — это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство — разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается как момент государства, как то, что «снимается» в государстве. Гражданское общество трактуется Г. как совокупность индивидов и отношений между ними, сфера деятельности конституированных товариществ, общин и корпораций. Он считает, что основополагающими принципами гражданского общества наряду с принципами частной собственности и личной свободы являются принципы «публичности», «всеобщей осведомленности», а также эффективное правовое государство. Г. подчеркивает, что «гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства». Оно есть комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые, как таковые, прямо не зависят от самого политического государства. Г. заложил основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества.

Г. отмечал, что в отличие от семьи многочисленные составляющие гражданского общества могут быть несопоставимы, неустойчивы и подвержены серьезным конфликтам, основу которых составляет противоречие частных интересов. Поэтому только верховная публичная власть — конституционное государство — может эффективно справиться с разрешением этих противоречий, синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. Конституционная монархия в учении Г. является истинным выражением и конкретным завершением абсолютной идеи права.

Основные работы: «Феноменология духа» (1807), «Философия права» (1821).

ГЕГЕМОНИЯ (< гр. hegemonia господство, первенство)— преобладание, руководство; руководящая роль какого-л. класса или государства по отношению к j др. классам или государствам.

ГЕДОНИЗМ (< гр. hedone удовольствие) — этическое направление, рассматривающее чувственную радость, наслаждение, удовольствие целью жизни и высшим благом.

ГЕНЕЗИС (< гр. genesis происхождение, становление) — 1) происхождение, возникновение, развитие; 2(название 1,-й книги Моисея, изображающей картину возникновения мира (Книга; Бытия).

ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР — 1) высшая должность местной администрации в| России в 1703— 1917; 2) высший представитель британского монарха в тех государствах в составе Содружества Наций, где сохраняется монархическая форма правления. Назначается британским королем (королевой) по представлению правительства государства в составе Содружества из числа жителей последнего. Г.-г. возглавляет всю систему органов государственной власти и наделен значительными полномочиями: он формально является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и т.д., но фактически в своей деятельности связан решениями правительства государства в составе Содружества. По Конституции Канады глава государства — королева Великобритании, представленная Г.-г. В ряде государств Г.-г. имеет право назначать членов верхней палаты и распускать нижнюю палату парламента.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН —

один из главных органов ООН, в который входят все государства — члены ООН, каждое из которых наделено равными правами.

Г.А. ООН обладает широкими полномочиями: рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности; обсуждает любые вопросы, поставленные перед нею каким-л. государством (в т. ч. и не членом ООН) или Советом Безопасности по данным проблемам, и предоставляет рекомендации.

Г.А. ООН организует исследования и вырабатывает рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения; содействует осуществлению прав человека И основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Г.А. ООН получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады др. органов ООН; рассматривает и утверждает бюджет ООН. Решения Г.А. ООН, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. Решения Г.А. ООН по важным вопросам (касающимся поддержания международного мира и безопасности- выборов непостоянных членов Совета Безопасности и т.п.) принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН, а по др. вопросам — простым большинством. Каждый член Т.Д. ООН имеет один голос. Г.А. ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, Совета по Опеке, Международного суда ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначат Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН.

Ассамблея имеет сессионный порядок работы. Ее участники собираются на очередные, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии, созываемые Генеральным секретарем ООН по требованию Совета Безопасности или большинства государств членов ООН.

Сессии Г.А. ООН провидятся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Официальными и рабочими языками Г.А. ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ КОРТЕСЫ (исп. Cortes) — название двухпалатной парламента Испании.

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ — 1) Во Франции высшее сословно-представительное учреждение в 1302 1789; 2) название парламента в Нидерландах.

ГЕНОЦИД (гр. genos род + лат. caedere убивать, букв, уничтожение рода, племени) — действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-л. национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. В соответствии с одобренной в 1948 Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него к подобным действиям относятся: убийство членов такой группы; причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; предумышленное создание для какой-л. группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в др. Г. признан международным преступлением. В последние десятилетия случаи Г. имели место в Кампучии в 1975—1979, в Руанде в 1994—1995.

ГЕОГРАФИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — отрасль науки, изучающая взаимосвязь политических процессов и территориальных, экономико-географических, физико-климатических и др. природных факторов с помощью социологических, картографических и иных специальных методов.

ГЕОГРАФИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ — направление науки, сформировавшееся на стыке географии и политологии. Предметом ее изучения являются территориальные закономерности и особенности избирательного процесса, выборов и их результатов. Одна из главных задач Г.э. — сравнение, объяснение и прогнозирование результатов выборов на разных территориях. Результаты выборов в РФ 90-х гг. показали, что в стране существуют территории с устойчивыми политическими предпочтениями, где на федеральных выборах определенные политические силы всякий раз получают голосов больше (или меньше), чем в среднем по стране. Напр., в Москве и Санкт-Петербурге доля голосов, поданных в поддержку «реформаторских» кандидатов и избирательных объединений, обычно бывает значительно выше, чем в др. субъектах РФ, а в расположенных в Черноземной зоне областях (Белгородской, Курской и др.) электорат также стабильно поддерживает «левоконсервативные» силы.

ГЕОПОЛИТИКА (< гр. ge земля + poli-tike политика) — наука, изучающая совокупность физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет ему добиваться своих целей на международной арене.

Происхождение Г., по сложившейся традиции, связывают с ее выделением из политической географии. В связи с этим многие теоретики дают генетическое определение Г., которое сводится к констатации различий между Г. и политической географией. Так, считается, что политическая география удовлетворяется статическим описанием государства, которое может включать изучение изменений в ходе его прошлого развития. Г. представляет собой дисциплину, взвешивающую и оценивающую конкретную ситуацию, в которой находится j государство, она всегда нацелена на; будущее. Довольно распространенным! является и органическое определение Г. Согласно такому подходу, Г. рассматривается в качестве науки о государстве как живом организме, иногда говорят о государстве как надбиологическом организме. Важным для понимания сущности рассматриваемой науки является ее инструментальное определение. С этой точки зрения Г. понимается как инструмент, используемый при разработке внешней политики государства и позволяющий учесть географический, демографический, экологический и некоторые др. факторы.

В качестве теоретической предпосылки возникновения Г. как науки наиболее важную роль сыграл географический детерминизм.

Современная Г. представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: 1)исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития; 2) сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; 3) прогноз и рекомендации по проведению политической стратегии преобразования пространства.

Основными геополитическими факторами выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социальная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономические (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т. д.); культурные (конфессиональные, национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика

его развития); экологические (демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и т.д.).

ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — официальная эмблема государства, изображаемая .на флагах, денежных знаках, печатях и некоторых др. официальных документах. Согласно Указу Президента РФ и утвержденному им Положению о Государственном гербе РФ от 30 ноября 1993 г., Г.г. РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона.

ГЕРОНТОКРАТИЯ (< rp. geron старик + kratos власть) — 1) власть старейших на первоначальных этапах развития человеческого общества и в настоящее время существующая в ряде регионов мира — мусульманском, латиноамериканском и т.д.; 2) правящая политическая и управленческая элита, состоящая из людей пожилого возраста.

Термин «Г.» появился в этнографии в начале XX в. при анализе догосударственных властных структур. В современном политическом языке используется, как правило, с негативным оттенком, как синоним консерватизма и косности.

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812— 1870) — революционный демократ, основоположник русского социализма.

Основные идеи русского крестьянского социализма были сформулированы Г. в работах «Россия» (1849), «С того берега» (1849), «О развитии революционных идей в России» (1850), «Русский народ и социализм» (1851) и др.

Социалистичность как характерная черта жизни и психологии русского крестьянина виделась Г. в уникальности существующей сельской общины, городской артели и самобытной воинской организации казачества. Г. выступил как наиболее последовательный и глубокий критик капитализма. Он отвергал не только его социально-экономические основы, покоящиеся на частной собственности на средства производства, но и весь образ жизни, называемый им буржуазным мещанством. Критика капитализма естественно подвела Г. к идее «перескока» Россией буржуазной стадии, которая позже оформилась в теорию некапиталистического развития. Идея подкреплялась ссылками на объективные социально-экономические предпосылки, которые связывались с общиной, отсутствовавшей в западной «формуле» развития.

В обращении Г. к общине можно усмотреть определенную связь со славянофильством. Но, в отличие от славянофилов, он не отрицал внутренней противоречивости общины: с одной стороны, ее связи с признанием равного права каждого на пользование землей, коллективизмом, без которых невозможен социализм, с другой стороны, ее косности, проявляющейся в существенном ограничении ею возможностей свободного развития человека: «как развить личность крестьянина без утраты общинного начала, (...) в этом-то и состоит весь социализм». Община, способная к развитию и обеспечивающая свободное развитие личности, мыслилась как основание, зародыш будущего общества. Позже, обосновывая роль

общины при некапиталистическом пути развития России, Г. скажет, что Европа пойдет «пролетариатом к социализму, мы — социализмом к свободе». В общине виделась та социальная структура, которая может связать настоящее и будущее страны с наименьшими «издержками» и более быстрыми темпами. Отодвигая установление социалистического общества в Западной Европе в неопределенно далекое будущее, Г. полагал, что «если Европе не удастся подняться путем общественного преобразования, то преобразуются иные страны».

Страной, в наибольшей степени способной к социальному преобразованию, Г. считал Россию. Да, признавал он,] русские значительно отстали от Европы. Но в этой-то «молодости» русского народа, не отягощенного, как западные, вековыми традициями исторической жизни, и счастье его. Задавленный и забитый, он тем не менее сохранил свой великий национальный характер, особенностью которого является естественное, безотчетное сочувствие коммунизму. Этот коммунистический дух русского народа выражен в его сельской крестьянской общине. Преимущество России в том, что ей нечего терять, нечего охранять. Огромным преимуществом России, по мнению Г., было то, что j бюрократическая по своей природе монархия не имела социальных корней и противостояла в лице своих чиновников самоуправляющемуся народу.

В целом представления Г. о социализме не получили законченного оформления. В его взглядах с удивительной причудливостью переплелись идеализация общины, вера в созидающую силу передовой интеллигенции, надежда на преобразующую миссию русского царя, отрицание и неприятие крови и страданий революционного переворота. Прекрасный пропагандист социалистических идей, яростный противник мещанства и буржуазности, Г. заложил основы народничества.

ГЕССЕН Владимир Матвеевич (1868— 1920) — крупный русский правовед. Будучи последовательным сторонником теорий естественного права, Г. считал, что создает новую форму естественного права — органическую. Согласно представлениям Г., правовым государством называется государство, которое подчинено праву, а не возвышается над ним. Ибо, издавая законы, государство связывает и обязывает им не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем — непосредственно или опосредованно — и самого себя, являясь т.о. правовым субъектом. Так же, как и П.И. Новгородцев, Г. отмечал, что право — это часть представлений о должном, поэтому право и этика, право и правосознание для Г. — различные явления одного и того же порядка.

Г. доказывает, что необходимой предпосылкой правового государства выступает разделение власти. В духе либеральной традиции, идущей еще от Дж. Локка, русский мыслитель полагает, что законодательная власть является верховной, а исполнительная и судебная — подчинены ей. В зависимости от характера взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью он различает два типа конституционного государства: парламентарный и дуалистический. В государстве с дуалистическим строем глава исполнительной власти занимается формированием правительства. Оно носит непартийный характер, не зависит в своих решениях от парламента и проводит волю лица, его сформировавшего. В парламентарных государствах правительство имеет партийный характер; премьер-

министр назначается главой правительственной власти из среды той политической партии, которая располагает большинством в парламенте. Политические симпатии Г. явно склонялись в сторону парламентарных государств, он уделял им особое внимание, считая, что в парламенте должны органично сочетаться два начала — демократизм и компетентность. Предлагая двухпалатную систему, он полагал, что компетентность будет выступать умиротворяющим и сдерживающим началом по отношению к демократической нижней палате.

Основные работы: «Возрождение естественного права» (1902), «Основы конституционного права» (1917).

ГИДДЕНС (Giddens) Энтони (1938) — английский социолог и политолог. Сформулировал «теорию структурации». По мнению Г., политическая «система» и «структура», с одной стороны, и индивиды и группы, участвующие в политике, — с др., взаимно конструируют друг друга в ходе социальной практики. Политические институты (по Г.) представляют собой воплощение неких «виртуальных» структур, связанных нормами и ресурсами. Г. вычленяет два типа ресурсов: 1) «аллокативные», обусловленные механизмами экономики, материальными средствами и предметами, освоением человеком природной среды; 2) «авторитарные», связанные с политикой и доминированием одних людей над др.

ГИПОТЕЗА (< гр. hypothesis основание, предположение) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-л. явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА — высшее должностное лицо (значительно реже — коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти.

В парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Испания, Япония) Г.г. является монарх (король, император), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующего дома к др. в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления Г.г. — президент, который избирается либо непосредственно населением (РФ, Мексика), либо путем косвенных (США, Аргентина), либо многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов. Почти во всех государствах мира существует индивидуальный Г.г., в президентских республиках (США, Мексика) он одновременно является главой исполнительной власти.

Формально почти все конституции наделяют Г.г. обширными полномочиями: назначение главы правительства и министров; верховное главнокомандование вооруженными силами; право помилования; награждение знаками государственного отличия(ордена, медали и т.п.); право вето на решения законодательных органов; право созыва и роспуска парламента (обычно нижней палаты, если такая прерогатива предусмотрена конституцией); право законодательной инициативы; право объявления очередных выборов; право издавать законодательные акты (указы); прерогатива выступать от имени государства, а также осуществлять представительство государства во внешних сношениях на высшем уровне; ратификация международных договоров от имени своей страны и др. Особо широкие полномочия Г.г. получает при чрезвычайных обстоятельствах (они обычно ] оговариваются в высших законодательных актах страны). В парламентарных государствах все полномочия Г.г. фактически осуществляются от его имени правительством.

ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

— высший руководитель органов государственного управления на общенациональном или региональном уровне либо органов местного управления, Г.и.в. во всех видах монархии является формально монарх (в парламентских монархиях фактически — глава правительства), в президентских республиках — президент, в парламентских — формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках — президент (иногда формально — глава правительства).

В РФ в соответствии с Конституцией Г.и.в. на федеральном уровне формально является Председатель Правительства РФ, определяющий основные на правления деятельности Правительства РФ и организующий его работу, вместе с тем Президент РФ наделен такими полномочиями, которые ставят главу государства в положение фактического Г.и.в.: он полностью формирует ; правительство, направляет его деятельность, в любой момент может отправить его в отставку, определяет всю систему федеральных органов исполнительной власти, является вершиной вертикали исполнительной власти, может указом отменить постановление или распоряжение правительства.

ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части.

В президентских республиках Г.п.— президент. В странах с парламентской формой правления функции Г.п. отделены от функций главы государства и выполняются премьер-министром, председателем Совета министров, министром-председателем, государственным министром, федеральным канцлером и т.д.

В президентских республиках Г.п. обычно избирается на всеобщих выборах; в парламентских — назначается главой государства на основании сложившегося расклада сил в парламенте; в полупрезидентских — процедура назначения Г.п. в различных странах разная и является результатом компромисса между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Г.п. играет важную роль в управлении современным государством. Во многих странах он возглавляет работу правительства, назначает и смещает министров, утверждает все правительственные документы или в ряде случаев — делегирует это право др. членам кабинета.

ГЛАСНОСТЬ — открытость деятельности государственных и иных институтов, широкое предоставление информации, доступность организаций, учреждений и должностных лиц для граждан, выявление и учет общественного мнения, обнародование принятых решений.

ГЛОБАЛИСТИКА — система междисциплинарных научных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах (см. Глобальные проблемы современности).

ГЛОБАЛИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ —

направление современной глобалистики.

Т.п., возникшая в начале 90-х гг., изучает политические аспекты глобальной проблематики, политические причины возникновения и обострения общечеловеческих проблем, а также пути их решения, связанные с политической сферой жизнедеятельности общества.

В Г.п. выделяется четыре основных подхода к познанию феномена глобальных проблем под политологическим углом зрения: 1) исследование политических аспектов общечеловеческих проблем в целом; 2) политологический анализ глобальных проблем; 3) изучение проявлений глобальных проблем в конкретных регионах мирового сообщества и их влияния на развитие там политической ситуации; 4) формирование теоретико-методологических основ политико-глобалистских исследований.

Развитие Г.п. расширяет и обогащает спектр политических наук, а также дает новый импульс расширению и углублению глобалистики как системы междисциплинарных знаний. Г.п. способна нетрадиционно и инновационно освещать некоторые важные проблемы международных отношений и мирового развития.

ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — организованное в глобальном масштабе объединение людей, которые независимо от национальной принадлежности или гражданства разделяют общечеловеческие ценности. Эти люди проявляют активность в решении проблем мирового развития, особенно в тех сферах, где правительства неспособны или не желают предпринимать необходимые действия.

Политической основой Г.г.о. является глобальное движение неправительственных организаций (экологических, антивоенных, культурных, религиозных

и др.). Они служат альтернативными либо неофициальными каналами общения в мировом сообществе, способствуют установлению взаимного доверия между народами.

В экономическом плане Г.г.о. базируется на глобальном деловом секторе, представленном частным предпринимательством, прежде всего в лице транснациональных корпораций. Однако многие ученые-глобалисты, подчеркивая возросшую социальную ответственность частного бизнеса, все же предостерегают об опасности чрезмерной концентрации экономической власти и мощи в частных руках.

Технологической основой Г.г.о. является развитие новейших технических средств коммуникации, обеспечивающих распространение глобальных потоков информации через государственные границы и на огромные расстояния. Это уже привело к возникновению нового явления в мировом развитии, получившего название «глобальная революция в общении».

Наряду с проблематикой Г.г.о. в политической глобалистике активно разрабатывается вопрос о формировании новой модели государства, уже не просто правового и социального, но и «социоприродного», «экологического», «устойчивого». Такое государство должно стать не только формой эффективной организации жизни людей и удовлетворения их жизненных потребностей, обеспечивая права и свободы каждого человека, но и обязано заботиться о таких же возможностях для всех последующих поколений граждан, об их безопасности, о сохранении и улучшении окружающей природной среды и устойчивом освоении природных ресурсов. Это принципиально новые функции государства, которые отнюдь не просто обеспечить, ибо все предыдущие модели государств в лучшем случае лишь декларировали эти функции в своих основных законах, но никогда не реализовывали их. Предполагается, что демократия, изменяя свою современную форму в процессе перехода на путь устойчивого развития, превратится в ноосферную демократию или ноократию (демократию нравственного разума), где будет первенствовать не решение большинства, а рациональное; решение, отражающее не только интересы голосующих, но и интересы всех участников социоприродного взаимодействия, как будущих поколений, так и окружающей природной среды.

ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО — проект глобального сотрудничества при сохранении института национальных государств как основных субъектов мировой политики и международных отношений.

Политические изменения всемирного масштаба, по мнению ученых-глобалистов, требуют создания глобальных властных структур. Эта идея получила; отражение в проекте «всемирных институтов для осуществления изменений», изложенном в работе Я. Тинбергена «Пересмотр международного порядка. Третий доклад Римскому клубу» (1977). В качестве таких институтов Я. Тинберген предлагал создать, напр., «Мировое казначейство», «Всемирную; администрацию по продовольствию», «Всемирное агентство по минеральным ресурсам», «Всемирную администрацию по технологическому развитию» и др. В его концепции довольно явно] вырисовывались контуры всемирного правительства. В последующих работах французских глобалистов М. Гернье «Третий мир: три четверти мира» (1980), Б. Гранотье «За мировое правительство» (1984) и некоторых др. идея

глобального центра власти получила дальнейшее развитие.

В 90-е гг. XX в. идея мирового правительства утратила свою популярность и уступила место проектам глобального сотрудничества при сохранении института национальных государств как основных субъектов мировой политики и международных отношений. Примером такого рода проектов может служить концепция Г.у.с., изложенная в докладе «Наше глобальное соседство», подготовленном под руководством И. Карлссона и Ш. Рэмфала.

В этой концепции подчеркивается, что в Г.у.с. сейчас вовлечены не только правительства и межправительственные учреждения, но и неправительственные организации, движения граждан, транснациональные корпорации, научные круги и средства массовой информации.

Главными действующими лицами при этом остаются государства, которым, однако, приходится сотрудничать с др. субъектами мировой политики. Организация Объединенных Наций должна играть в этом жизненно важную роль, но она, как считают создатели доклада «Наше глобальное соседство», не в состоянии выполнить всю работу. Для эффективного глобального управления требуется новое видение, заставляющее людей и правительства осознать, что нет альтернативы совместным усилиям, направленным на создание такого мира, который они хотят для себя и своих детей. Для этого требуется твердая приверженность демократии, воплощенной в гражданском обществе.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (фр. global всеобщий, < лат. globus шар) — проблемы, которые затрагивают жизненно важные интересы всего человечества, всех государств

и народов, каждого жителя планеты; выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации; приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их решения; требуют для своего решения усилий всех государств и народов, всего мирового сообщества.

Понятие «глобальные проблемы» в современном его значении вошло в широкое употребление в конце 60-х гг., когда ученые многих стран приступили к исследованию происходящих в глобальной системе изменений и их возможных последствий. В короткий срок сформировалось новое научное направление — глобалистика.

Ученые-глобалисты выделяют три основные группы глобальных проблем: 1) проблемы, связанные со сферой международных отношений, отражающие противоречия и объективно необходимые преобразования; 2) глобальные проблемы, сферу возникновения и проявления которых составляют взаимоотношения личности и общества; 3) глобальные проблемы взаимодействия человека и природы. Это проблемы несбалансированности потребностей жизнедеятельности людей и возможностей окружающей среды. Для разрешения данных вопросов всемирного масштаба наряду с политическими весьма важное значение приобретают и научно-технические предпосылки.

Эффективная научно-техническая и экономическая политика — важное условие для решения экологической, сырьевой, энергетической и др. глобальных проблем.

В международных политических и научных кругах весьма активно обсуждаются возможные пути преодоления общечеловеческих проблем и предпринимаются усилия по координации деятельности мирового сообщества в этом направлении.

ГОББС (Hobbes) Томас (1588— 1679) — английский философ и политический мыслитель.

Г. определял государство как «искусственное тело», продукт человеческой деятельности, а не божественное установление. Государство, по мнению философа, возникло на основе общественного договора из «естественного состояния», когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были переданы государю (или государственным органам), на которого была возложена функция охраны мира и обеспечения благополучия граждан.

По мнению Г., общественный договор приводит к образованию общества и государства одновременно. Общественный договор представляет собой объединение каждого с каждым, это своего рода договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в организованное общество и образует единое лицо. Так возникает государство — новое лицо, «воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты».

Г. называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении, или политическими государствами. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверен — душа государственности, тайные агенты — глаза государства и т.д.. Гражданский мир — свидетельство здоровья, а мятежи, гражданские войны — болезнь государства, влекущая за собой его распад и гибель.

Политический идеал Г. — монархия, обеспечивающая волеизъявление суверена и внутреннее единство воли в государстве. Государственная власть едина и ничем не ограничена, стоит над гражданскими законами, которые толь-; ко от нее и могут получить свою силу.

Социально-политическое учение Г. оказало значительное влияние на развитие общественной мысли.

Основные работы: «Основы философии» (трилогия) — «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658); «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651).

ГОДВИН (Godwin) Уильям (1756— 1836) — английский писатель, историк, теоретик анархизма. «Рациональной» организации общественной жизни на основе добра и справедливости, по мнению Г., противостоят «антирациональные» общественные институты — право, государство, собственность. Только когда они будут полностью уничтожены, полагал Г., человечество сможет организовать свою жизнь на основе принципа «всеобщего блага», который понимался как главный принцип свободного разума.

ГОЛОСОВАНИЕ — решающая стадия избирательного процесса. Проходит в один или два тура. Осуществляется путем подачи бюллетеня или путем использования специальной машины для Г. В некоторых странах законом предусмотрена возможность голосовать по почте (в Дании, ФРГ, Ирландии, Великобритании), а также по доверенности

(в Бельгии, ФРГ, Франции, Японии, Нидерландах). Во многих современных государствах Г. — не только право, но и обязанность, за невыполнение которой полагается наказание: в Бельгии, Нидерландах, Австралии — штраф, в Пакистане — даже тюремное заключение. В парламентском праве Г. — подача голоса депутатом, при выборах руководящих и рабочих органов парламента и при принятии решений. Оно может быть тайным и открытым (в том числе поименным), осуществляться различными способами (с применением бюллетеней, электронных средств, путем вставания, поднятия руки и т.д.).

ГОЛОСОВАНИЕ ДОСРОЧНОЕ— институт, обеспечивающий избирателю, участнику референдума, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую комиссию, возможность проголосовать досрочно. В РФ гражданин, включенный в список избирателей, участников референдума, может проголосовать досрочно за 15—4 дня до дня голосования в помещении соответствующей территориальной (окружной) комиссии, а за 3 дня в помещении участковой избирательной комиссии.

ГОСПОДСТВО — понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. М. Вебер, различая власть и Г., отмечал, что последнее предшествует власти. В понятии Г. подчеркивается вероятность того факта, что властный приказ встретит повиновение объекта. Согласно Веберу, существуют три типа Г.: 1) традиционное, обусловленное традициями, нравами, привычкой к определенному поведению, — геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего; 2) харизматическое Г. (см. Харизма); 3) легальное Г. (рационально-бюрократическое), основанное на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Легальное Г. возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа Г. являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники — бюрократия.

ГОСПОДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ — закрепленный в государственно-правовом устройстве политический порядок, при котором одни управляют, а др. подчиняются.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — 1) В

Российской империи в 1906—1917 законосовещательное, представительное учреждение с ограниченными законодательными правами, учреждена Манифестом 17 октября 1905 г. Избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. Депутаты не были подотчетны избирателям, но могли быть отстранены Правительствующим Сенатом. Т.д. не имела права изменять основные государственные законы Российской империи (Конституцию 1906), ее решения могли быть отменены Государственным советом

Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, обладал правом досрочного роспуска Думы: первая (1906) и вторая (1907) Т.д. были распущены из-за своего оппозиционного состава, четвертая (1912—1917) — распущена на перерыв. Депутаты последней Думы создали Временный комитет, распущенный вместе с самой Думой решением Временного правительства в октябре 1917г. из-за подготовки выборов в Учредительное собрание.

2) Нижняя палата Федерального Собрания — парламента РФ. Состоит из 450 депутатов: половина из них избирается на основе партийных списков (по пропорциональной избирательной системе), а половина — по одномандатным избирательным округам (по мажоритарной избирательной системе относительного большинства). Г.Д. избирается сроком на четыре года. Депутатом Г.Д. может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. Главными полномочиями Г.Д. являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью Правительства РФ. Кроме этих полномочий в компетенцию Г.Д., согласно Конституции РФ, входят: назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, ратификация или денонсация международных договоров РФ; вопросы войны и мира. Г.Д. может быть распущена Президентом РФ в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур

Председателя Правительства РФ или повторного в течение трех месяцев выражения ею недоверия Правительству РФ. В случае роспуска Г.Д. Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Г.Д. собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ —

название однопалатного парламента в Венгрии и Эстонии, а также законодательного органа власти в ряде республик в составе РФ: Алтае, Башкортостане, Марий Эл, Мордовии.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя либо захват (присвоение) государственной власти кем бы то ни было.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ— 1) высший совещательный орган при русском императоре в 1810—1906. В 1906 в связи с созданием Государственной думы преобразован: половина членов Т.д. назначалась императором, а половина избиралась от особых сословных и профессиональных курий. Ликвидирован в результате Февральской революции 1917; 2) во Франции, Испании, Бельгии и др. — одно из центральных государственных учреждений, являющееся либо высшим органом административной юстиции, либо органом конституционного контроля; 3) официальное наименование правительства в Швеции, Норвегии, Финляндии, КНР и ряде др. государств.

ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Термин «Г.» употребляется в узком и широком значениях: 1) в узком значении — как институт господства, как носитель государственной власти; Г. существует в виде того, что противостоит «обществу»; 2) в широком — как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община; здесь оно обозначает целое, охватывающее «Г.» (в узком смысле) и «общество».

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности Г. Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени. С XVI— XVII вв. термином «Г.» стали обозначать все государственные образования, которые до того назывались «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.д. Заслуга введения понятия Г. принадлежит Н. Макиавелли, использовавшего для обозначения Г. термин «stato» (< лат. status положение, статус), которым он объединил такие понятия, как «республика» и «единовластное правление». Сначала термин «Г.» укореняется в Испании (estado) и во Франции (etat), позднее — в Германии (Staat). С этого времени понятия «Г.» и «гражданское общество» стали различаться. К XVIII в. с завершением становления европейского понятия нации-государства оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие республики как политического сообщества вообще.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы Г.: традиционные (сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными) и конституционные (ограничивающие власть правом и строящиеся на принципе разделения властей).

Важнейшие конституирующие признаки Г. — территория, население(народ) и суверенная власть.

Территория как признак Г. нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Население как элемент Г. есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного Г. и подчиняющееся его власти. Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с др. государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и все общественные организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).

Г. выполняет ряд функций, которые отличают его от др. политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности Г. по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям Г. относятся экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и др. функции. Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и др. сферах с др. государствами и функцию обороны страны.

ГОСУДАРСТВО АССОЦИИРОВАННОЕ

— понятие, используемое для обозначения особой формы межгосударственных, а по сути нередко внутригосударственных отношений. Как правило, под Г.а. понимается государство, добровольно передавшее др. государству часть своего суверенитета (чаще всего полномочия по обеспечению обороны и осуществлению внешнеполитических связей, полномочия по организации денежного обращения). Так, ассоциированным с США государством считается Пуэрто-Рико. Конституция РФ (1993) не предусматривает возможности нахождения в составе Российской Федерации Г.а.

ГОСУДАРСТВО БУФЕРНОЕ — государство, расположенное между территориями двух или нескольких более крупных держав. Г.б. находится на пути вероятного военного вторжения, через его территорию проходят важные транспортные коммуникации. Такое государство позволяет контролировать выгодный в геополитическом отношении регион. В истории только XX в. немало государств выступало в роли буферов. Напр., во время франко-германского соперничества, ставшего одной из причин двух мировых войн, в качестве Г.б. выступали Бельгия, Нидерланды, Люксембург. При столкновении интересов России и Англии в Азии (в начале XX в.) роль буферов играли Османская империя (Турция), Иран, Афганистан, Тибетское государство.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ — концепция, рассматривающая современное капиталистическое общество как способное с развитием науки, техники и экономики обеспечить относительно высокий уровень жизни для всех своих членов. Постулируется идея государства как нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев.

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — правовая форма организации И деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Идея Г.п. имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции Г.п. относится к концу XVIII — началу XIX в., периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, не-,) отчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне идеи и концепции Т.п., разработанные Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Идеи Локка, Монтескье и др. представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство. Это отчетливо проявилось, напр., в Конституции США 1787, во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789, в целом ряде др. правовых актов.

Сам термин «Г.п.» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькера и Р. фон Моля.

Ценностный смысл идеи Г.п. состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированное™ его свободы, подчинении государства обществу.

Основополагающими принципами Г.п. являются: 1) верховенство права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией Г.п.; 2) реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения. В этом смысл традиционного для идей Г.п. противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном (дарованном, жалованном) характере; 3) взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, др. государствами и всем международным сообществом. Не менее важна и ответственность перед обществом и государством; 4)разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа .или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения; 5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.

Особое место занимает проблема положения личности в Г.п. Само по себе Г.п. — не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности. В этой связи было бы неправильно считать правовым любое государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом Т.п., которые положены в основу документов, принятых мировым

сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах и ряд конвенций (напр., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.). В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — разновидность государства, характеризующегося развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Термин «Г.с.» был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном: Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949. Концепция Г.с. окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Принципами Г.с. провозглашаются: индивидуальная свобода; солидаризм; справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом; демократия; социальная защита и социальный мир. Основными целями Г.с. являются: помощь нуждающимся, обеспечение минимального социального неравенства, защита от социальных рисков, со-

действие росту благосостояния людей. Для их достижения государство использует совокупность методов: правовое вмешательство, гарантирующее реальное равноправие; экономическое вмешательство с целью увеличения доходов и улучшения окружающей среды; педагогическое вмешательство, ориентированное на развитие образования и информированности населения. Существование Г.с. связывается с наличием демократии, становлением постиндустриального общества.

Выделяются три модели Г.с.: либеральная, консервативная и социал-демократическая.

В либеральной модели Г.с. (функционирует в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии); степень защиты от стихийных рыночных сил достаточно слаба, гарантии] занятости отсутствуют, однако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.

Для консервативной модели (действует в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ) характерны средняя степень защиты от стихийных рыночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, средний удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; адресная направленность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.

Социал-демократической модели (Дания, Норвегия, Швеция) присущи высокая степень защиты от стихийных рыночных сил, гарантии занятости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов.

Статус Г.с. официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др. Так, Конституция РФ (1993) провозглашает, что «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а)охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ (< лат. unitas единство) — форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности. Для Г.у. характерны следующие черты: единая конституция, действующая на всей территории страны; единая система высших государственных органов власти, юрисдикция которых распространяется на всю Территорию; единая правовая система; подчинение муниципальных органов власти общегосударственным.

Существуют две разновидности Г.у.: Децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся Г.у., в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

Унитарная форма государственного устройства имеет наибольшее распространение в мире.

ГРАЖДАНИН — 1) подданный государства, человек, имеющий гражданство, удостоверяющее его принадлежность к определенному государству (иногда допускается двойное гражданство). Индивид получает гражданство от рождения или в результате предоставления такового государством; 2) свободный, полноправный член государства, осознающий себя равноправным членом политического сообщества, активно и ответственно участвующий в его делах, способный контролировать правительство и заботящийся о благе своего государства.

В политологии термин. «Г.» чаще употребляется во втором значении.

В истории понятие «Г.» меняло свое содержание. Так, в античности Г. назывались лишь свободные эллины, обладавшие политическими правами, в противоположность апатридам — лицам, не имеющим гражданства. В Новое время утверждается современное значение этого понятия.

Согласно Конституции РФ (1993), Г. РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

ГРАЖДАНСТВО — устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы государства, выполняет установленные им обязанности. Основные способы приобретения Г. — по рождению и в порядке натурализации. Различают два принципа приобретения Г. по рождению: на основе «права крови», т.е. национальной принадлежности родителей, как в Афганистане, Дании, или «права почвы» — месту рождения, как в Аргентине, Бразилии, США. Чаще всего законодательства предусматривают сочетание обоих принципов. В РФ, как и во многих др. федерациях, помимо общегосударственного (федерального) Г., существует Г. субъектов Федерации.

ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (1891 —1937) итальянский мыслитель и общее: пенный деятель, один из создателей и руководителей Коммунистической партии Италии. Г. стремился найти альтернативу экономическому детерминизму, присущему ортодоксальному марксизму; утверждал, что классовое угнетение зависит главным образом не от экономических мер или принудительных акций со стороны государства, но от принятия их рабочим классом.

ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ — линия, фиксирующая пределы государственной территории. В политологическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет, В геополитике, согласно определению американского теоретика Н. Спайкмена, граница трактуется как «некий символ, который ориентирует ландшафт вовнутрь, к сердцевине нации, и таким образом является мощным централизующим элементом». Граница — это не просто линия, механически обозначающая размежевание государственных территорий. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном сообществе. Как показывает исторический опыт, распад государств часто начинался с размыва их границ, возникновения конфликтов в приграничных областях и ослабления их связей с центром (подобные проблемы способствовали падению Римской империи, в начале XX в. — Австро-Венгрии, а в его конце — распаду Советского Союза).

Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территории одного государства от др. или от открытого моря. В качестве границ такого рода обычно выступают моря и океаны, реки и горные цепи. Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений.

Среди естественных границ выделяются сухопутные и морские. Причем, как подчеркивал Ф. Ратцель, вы-1 годность естественных сухопутных границ обратно пропорциональна их длине. Морские границы характеризуются прямой пропорциональной зависимостью этих двух параметров.

Границы выполняют важные геополитические функции. Они разделяют зоны действия национальных суверенитетов, служат рубежами передовой обороны государств, выступают в качестве пунктов контроля за миграцией людей и т.д. В этой связи примыкающие к границе территории, так называемые пограничные зоны, имеют не только особый правовой, но и геополитический статус. Здесь сходятся силовые векторы и концентрируются национальные интересы различных государств. В случаях, когда сходятся интересы крупнейших держав или их союзов, в качестве пограничных зон могут выступать целые государства, которые в геополитике называют буферными государствами.

ГРОЩИЙ (Grotius) Гуго (1583— 1645) — голландский юрист, политический мыслитель и государственный деятель.

Работы Г. являются первой попыткой систематического изложения учения о естественное праве. Г. полагал, что право коренится в самой природе человека и существует независимо от

законов, установленных у различных народов. Нормами естественного права он считает следующие: исполнять обещания; не брать чужого добра; возвращать то, что нам не принадлежит и т.п. Согласно Г., источниками права являются природа и Бог. Т.о., существует три вида права: естественное, божественное и человеческое. Государство определяется Г. как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» и возникающий в результате общественного договора.

Г. называют основателем науки международного права. По его мнению, в основе международных отношений должны быть право и справедливость. Источники «общенародного» права — природа и соглашение народов.

Основные работы: «Свободное море» (1609), «О праве войны и мира» (1625).

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ — социальная или политическая группа, система ценностей и норм которой являются для личности эталоном. Термин «Г.р.» введен в науку американским социологом Г. Хайменом, который считал, что выбор Г.р. осуществляется на основании определенных характеристик: престижа, уровня дохода, образования, образа жизни и т.д.

В политической науке Г.р. делятся на компаративные, представляющие собой стандарт, с помощью которого человек оценивает себя и др.; и нормативные, играющие регулятивную роль по отношению к поведению человека. Соотнося свой способ жизнедеятельности с требованиями Г.р., человек старается внести в него коррективы в соответствии с идеальными образцами.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ — разновидность групп интересов, представляющая организации, которые стремятся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами (см. Лоббизм).

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

Существуют различные типы Г.и. Один из вариантов типологии ориентирован на различные сферы деятельности: организованные интересы в экономической сфере и в мире труда (предпринимательские объединения, потребительские союзы и др.); организованные интересы в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, группы самопомощи и др.); организованные интересы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы и т.д.); организованные интересы в сфере религии, науки и культуры (научные ассоциации« т.д.); организованные интересы в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические, разоруженческие объединения и т.д.).

Французский ученый Ж. Блондель предлагает типологию Г.и. в широком социокультурном контексте. Он выделяет группы по обычаю, институциональные группы, группы защиты и группы поддержки. Группы по обычаю вырастают на почве идеальных общинных групп; они наиболее распространены в развивающихся странах Востока, и Юга, но к ним относят и некоторые образования в развитых странах (напр., католическая церковь в Италии, Польше, Ирландии). Институциональные группы базируются на формальных организациях внутри государственного аппарата; их влияние связано с непосредственной близостью к процессу принятия решений. Они наблюдаются повсеместно, но в разных формах. Группы защиты и поддержки наиболее распространены и влиятельны в странах зрелой демократии (к ним относят прежде всего профсоюзы и предпринимательские ассоциации, отстаивающие интересы своих членов). Группы поддержки стремятся к достижению четко определенных целей — экономические движения, антивоенные организации, ассоциации «за» или «против» чего-л.

В отличие от политических партий Г.и. являются неформальным добровольным временным объединением лиц, сплоченных конкретным интересом; они хорошо информированы об интересующем их вопросе и хорошо знают, чего хотят; Г.и. апеллируют не к массам, а к руководителям органов власти; они не ставят цель получить власть, их задача — оказывать давление, влияние на тех, в чьих руках находится эта власть. Г.и. действуют в кулуарах, используя личные связи.

Деятельность Г.и. выражается: а) в артикулировании группой своих интересов, т.е. преобразовании социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; б) в агрегировании интересов, т.е. их упорядочении, согласовании, иерархизации, и выработке общегрупповых целей; в) в доведении до органов власти и др. политических институтов сведенийj о состоянии той проблемы, в решении которой заинтересована группа интересов; г) в участии в процессе формирования политических элит, властных структур общества.

ГУБЕРНАТОР (< лат. gubernator правитель) — высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штата и др. субъекта федерации, но может стоять и во главе городского управления. С 1993 Г. называют глав администраций некоторых субъектов РФ.

ГУМАНИЗМ (< лат. humanus человеческий, человечный) — идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, ее прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждения блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений; В эпоху Возрождения Г. выступает как широкое социокультурное движение, основанное на требовании свободы всех проявлений человеческой природы, реализации права на наслаждение в земной жизни, освобождения человека от гнета и неравенства. В XVII—XVIII вв. в рамках гуманистической идеологии разрабатывались идеи естественного права, атеистические концепции; немецкий философ И. Кант формулирует основную идею Г.: человек может быть для др. человека только целью, но не средством. В XIX в. домарксистский социализм выступает против частной собственности и различных видов отчуждения человека, доказывая, что они уродуют человеческую личность. В философии марксизма достижение реального Г. связывалось с построением коммунистического общества, основанного на общественной собственности, полном социальном равенстве, коллективистском характере труда и быта и служащего наиболее полному удовлетворению материальных и культурных потребностей людей. В современной теории Г. в политике рассматривается в нескольких измерениях. Применительно к целям и содержанию политики Г. проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий труда и быта, укрепление социальной справедливости и мира. Г. в средствах политики проявляется в устранении жестоких, античеловечных форм политического противоборства.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.