Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Политология: Словарь-справочникОГЛАВЛЕНИЕББАБЁФ (Babeuf) Гракх (Франсуа Ноэль) (1760—1797) — французский революционер, один из руководителей движения «Во имя равенства». Воззрения Б. — кульминация развития социалистической мысли в революционной Франции конца XVIII в. Программно-политическая установка Б. заключается в требовании «построить народное государство». В программе «Заговор во имя равенства» Б. обосновывает необходимость восстания народных масс, подготовленного конспиративной организацией революционеров. Восставшие устраняют прежние органы высшей власти, формируется временное революционное правительство — Национальное собрание, которое осуществляет диктатуру плебса. Для Б. суть демократии — это бескомпромиссное уничтожение частной собственности, торжество коллективизма и эгалитаризма. БАБУВИЗМ — учение, созданное Г. Бабёфом и его приверженцами. БАКУНИН Михаил Александрович (1814—1876) — революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков анархизма. За деятельное участие в революции 1848—1849 Б. был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 он был выдан Австрией правительству Николая I и после длительного заключения сослан в 1857 в Сибирь на поселение. В 1861 Б. бежал из ссылки и вновь включился в европейское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служению двум великим целям — борьбе с существующими политическими режимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархического общественного идеала. В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государственность и анархия» (1873). Узловой пункт бакунинской версии анархизма — концепция возникновения государства и путей к его разрушению во имя установления безгосударственного общественного самоуправления. Государство, по Б., это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности и, наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти. Анархия, утверждал Б., явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. В бакунинской концепции исторического процесса свобода выступает как цель истории и одновременно как высший ее результат. Б. выделял три элемента свободы. Первый, «в высшей степени положительный и общественный», заключается в возможности индивида познать законы развития природы и общества. Второй элемент — чисто отрицательный. Это элемент бунта человеческого индивида против «всякой божеской и человеческой, коллективной и индивидуальной власти». Всякая власть, рассуждал Б., не является «непосредственным продуктом природы», она создается внешними силами в «естественном обществе» и поэтому, в силу бунтарской природы человека, не может не вызвать протеста и бунта. Всякая власть есть ограничение индивидуальной свободы, а последняя, по его мнению, не может быть делима. Суть третьего элемента свободы — бунт индивида против «естественного влияния общества», против «общественного мнения». Идеальный общественный строй, по Б., это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Исторический опыт общественного самоуправления, традиции взаимной помощи и поддержки (общественная солидарность) в концепции Б. отразились в идее федеративного устройства безвластного (самоуправляющегося) общества. БАЛАНС СИЛ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ (фр. balance букв, весы) — совокупность преимуществ и недостатков силовых характеристик государств как субъектов мировой политики, соотнесенная с целями и задачами, которые они перед собой ставят, и действиями, которые предпринимают на международной арене. Выделяют следующие исторические формы баланса сил в развитии мировой политической системы: 1. Иррегулярное силовое равновесие, которое возникло еще в древности и существовало до XV—XVI вв. Стремление государств сохранить равновесие сил носило бессистемный, неорганизованный характер. 2. Система межгосударственных политических отношений для поддержания баланса сил. С возникновением централизованных государств в XV— XVI вв. началась их борьба за доминирование на европейском континенте, а затем и в мире в целом. В ходе этой борьбы сложилась система официального фиксирования и закрепления складывавшегося в каждый исторический период равновесия сил в региональной и мировой политике с помощью многосторонних, межгосударственных договоров, наиболее значительными из которых являлись Вестфальский мир (1648), Утрехтский мир (1713), Генеральный акт Венского конгресса (1815), Версальско-Вашингтонская система (1919—1922), Ялтинско-Потсдамские соглашения (1945). 3. Система баланса интересов. На исходе XX столетия в политической науке стало формироваться мнение о постепенном росте значения баланса интересов при формировании конфигурации политических взаимодействий ведущих мировых держав. Однако нередко возникают рецидивы силовой политики при решении сложных международных проблем. БЕЗОПАСНОСТЬ ГЛОБАЛЬНАЯ — комплекс мер по поддержанию состояния устойчивости и стабильности всех жизнеобеспечивающих систем современной цивилизации: политической, экономической, социальной, природной, энергетической и др. К их числу относятся: разоружение и контроль над вооружениями; защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран; эффективная демографическая политика; борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков; предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов; сохранение культурного многообразия в современном мире; обеспечение соблюдения прав человека; освоение космоса и рациональное использование богатств Мирового океана и т.п. Б.г. имеет всеобщий и всеобъемлющий характер. Всеобщность означает, что Б.г. обеспечивается согласованными усилиями всех членов мирового сообщества. Всеобъемлющий характер безопасности связан с тем, что ее достижение возможно лишь при учете всех кризогенных факторов мирового развития. БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ — состояние международных отношений, обеспечивающее стабильность развития, суверенитет и независимость всех субъектов международного сообщества. Основными способами обеспечения Б.м. являются: двусторонние договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами; объединение государств в многосторонние союзы; универсальные международные организации, региональные структуры и институты для поддержания Б.м.; демилитаризация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях. БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ— совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от внешних и внутренних угроз. Б.н. предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Б.н. реализуется в двух измерениях: а) безопасность государства (включает круг проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования государственного механизма); б)безопасность гражданского общества (социальная защищенность граждан, защита их жизни, здоровья, собственности, основных прав и свобод и т.д.). Основные слагаемые Б.н.: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность, безопасность культурного развития нации. Факторы и показатели Б.н.: в политической сфере — способность нации самостоятельно решать вопросы государственного устройства и развития страны; в социально-экономической сфере — уровень и темпы развития производительных сил; степень использования научно-технических достижений в производстве; наличие развитой сырьевой базы; уровень квалификации кадров; характер интеграции в мировые экономические связи. На протяжении всей истории человечества Б.н. отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. В наше время этот компонент Б.н. также играет важную роль. При этом учитываются такие факторы, как состояние вооруженных сил страны и возможные театры военных действий; наличие (или отсутствие) военных союзников; размеры военного бюджета; научно-технический, экономический и демографический потенциал страны; моральный дух нации. Однако обострение глобальных проблем во второй половине XX в. обусловило более широкое понимание Б.н. как экологической, демографической, энергетической, продовольственной и др. форм безопасности. В этой связи все большее значение приобретают такие факторы, как качество окружающей среды и эффективность экологической политики, динамика изменения народонаселения и его качественного состава, устойчивость снабжения продуктами питания населения, обеспечение промышленности сырьем, стабильный и достаточный доступ к источникам энергии ,и т.п. БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества, свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, наносящих ущерб и посягающих на суверенитет и независимость государств региона. Процесс поддержания Б.р. могут обеспечивать как специально созданные организации, в частности, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера, напр., Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ)нор. Степень вовлеченности великих держав в обеспечение Б.р. особенно высока на европейском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для поддержания и укрепления Б.р. заключаются региональные межгосударственные соглашения, диктуемые необходимостью адаптации региональных структур безопасности к изменяющимся реалиям, стремлением укрепить их. В Европе, где во второй половине XX в. были накоплены огромные арсеналы оружия всех видов, достигнуты соглашения о значительных сокращениях ядерных ракет средней и малой дальности и обычных вооружений. В других регионах, где гонка вооружений не приняла таких больших масштабов, осуществляются превентивные меры по ее сдерживанию, напр., Договор Тлателолко (1967), запрещающий распространение ядерного оружия в Латинской Америке. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811 —1848) — литературный критик, революционный демократ. Главное содержание истории гражданских обществ, замечал Б., заключено в политической борьбе, и поэтому вся «история человечества по преимуществу должна быть политическою». Победу социализма Б. в конце своей жизни начал ставить в зависимость от соединения социализма с робеспьеризмом, т.е. с политическими, революционно-демократическими методами борьбы. «Отрицание мой бог. В истории мои герои — разрушители старого — Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы, Байрон («Каин») и т.п.» Он писал, что «тысячелетнее царство Божие утвердится на земле не сладенькими и восторженными фразами идеальной и прекраснодушной Жиронды, а террористами — обоюдоострым мечом слова и дела Робеспьеров и Сен-Жюстов». Мечтая о будущем обществе, Б. доказывал, что к нему можно прийти не через всеобщее примирение и любовь, а через «социальность». Идеал общественного строя, основанного на «правде и доблести», должен был быть воплощен в реальность, прежде всего во имя суверенных прав личности, ее свободы от любых форм социального и политического гнета. Социальная критика Б. буржуазного уклада жизни имела преимущественно этическую направленность. БЕЛЛ (Bell) Дэниел (1919) — американский социолог. Согласно разработанной Б. концепции постиндустриального общества, научно-техническая революция делает излишней революцию социальную. Основные работы: «Конец идеологии» (1960), «Культурные условия капитализма» (1976). БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ — СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ (< англ, white collar — blue collar) — термины, используемые в теории социальной стратификации. К первым относят инженерно-технических работников, конторских, банковских и др. служащих; ко вторым — рабочих, продавцов и т.п. БЕЛЫЙ ДОМ (< англ. White House) — резиденция и канцелярия Президента США в Вашингтоне (с 1800). «БД.» часто называют правительство США, возглавляемое президентом как главой исполнительной власти. БЕНИЛЮКС (Benelux Economic Union) — сокращенное название таможенно-экономического союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Договор о создании союза подписан в 1958 сроком на 50 лет. Вступил в силу в 1960. Высший орган — Комитет министров. Местопребывание — Брюссель (Бельгия). БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (1748— 1832) — английский философ-утилитарист, социолог, юрист. Согласно Б., высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — крупнейший русский философ XX в. На Западе Б. стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли «русским Гегелем XX века», «одним из величайших философов и пророков нашего времени», «одним из универсальных людей XX века». Как и многие интеллектуалы последнего десятилетия XIX в., Б. «переболел» марксизмом. С начала XX в. ученый переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни. В центре политической философии Б. — «вечные вопросы»: личность и свобода, человек и государство. Тема государства у Б. тесно переплетена с проблемами человека, свободы, добра, зла и нравственности. Он полагал, что свобода, права личности — основополагающие ценности жизни — даются человеку свыше. Эти абсолютные идеи имеют внечеловеческий и внеисторический религиозный характер. Выше человека может стоять только Бог, лишь христианские ценности (и только они) могут гарантировать свободу личности. Идею государства Б. тесно связывал с религией. Он был убежден, что происхождение государства невозможно объяснить рационалистическими причинами, оно всегда имеет иррационалистическую, мистическую основу. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, определяемое свыше, не есть зло, но может им стать, если будет забыта или отвергнута его религиозная основа. Преодоление различий «Царства кесаря» и «Царства Божьего» ведет, по мнению Б., либо к обожествлению государства, его абсолютизации, либо к его отождествлению с обществом. В первом случае неизбежно возникает деспотизм, царство зверя, Левиафана, ничем не ограниченного государства. Во втором — безграничная власть общества над личностью. «Государство, — подчеркивал Б., — должно быть сильным, но должно знать свои границы». И эти границы ему устанавливает христианство. Только ограниченное государство может упорядочивать внешние отношения людей, спасая в то же время человека «от коллективизма, поглощающего личность», только так понятое государство обеспечивает свободу и независимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла «в жизни общественной». Основные труды: «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Философия неравенства» (1923), «Новое средневековье» (1924), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946). БЁРК (Burke) Эдмунд (1729— 1797) — английский политический деятель, философ и публицист. Считается «отцом-основателем», «пророком», «Миллем и Марксом» классического консерватизма. В 1790 вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции», в которой автор утверждал: ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией; «то, что можно не менять, менять не нужно»; веру в «право давности» и традиции народа; необходимость существования строгих границ между классами и сословиями для социальной стабильности; что без частной собственности — продукта человеческого разнообразия невозможна свобода, а общество обречено на гибель; рассматривал человека как несовершенное и неразумное существо, подверженное греховному поведению; настаивал на презумпции «в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта» и др. Выступая как противник идей европейского Просвещения и Французской революции, Б. доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Стабильность, равновесие, постепенное обновление — вот принципы, которым должно следовать общество. Только в этом случае может быть обеспечена его будущность. БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (1928) — американский социолог, политолог и государственный деятель (в 1977—1981 помощник Президента США по национальной безопасности). В работе «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру» (1970) Б. .пришел к выводу, что человечество вступает в новый этап развития, обусловленный не социальными революциями, а научно-техническим прогрессом. Это качественное изменение происходит эволюционно с низшей стадии — аграрной — через промышленную в «технотронную эру», где решающая роль переходит к автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится наука. Основные работы: «Политическая власть: США/СССР» (1964, совместно с С. Хантингтоном), «Грандиозный крах. Рождение и смерть коммунизма в XX веке» (1988), '«В поисках национальной безопасности» (1988), «Великая шахматная доска» (1998). БИЛЛЬ (англ, bill < лат. bulla документ с печатью) — законопроект, вносимый на рассмотрение законодательных органов Великобритании, США и др. англоязычных стран, а также название некоторых конституционных актов. БИОПОЛИТИКА (< англ, biopolitics) — концепция, допускающая использование биологических понятий и методов исследования в изучении политических феноменов. БИОЦИД (< гр. bios жизнь + лат. саеdere убивать букв, уничтожение жизни) — международное преступление против человечества. В отличие от экоцида Б. направлен только против человека и др. живых существ и означает преднамеренное и массовое уничтожение людей и живой природы с помощью оружия массового поражения (нейтронного, биологического, химического и т.д.) в целях достижения военного преимущества над противником и победы в вооруженном конфликте. БИПАТРИД (лат.bi...двух< bis дважды + гр. patris (patridos) родина) — лицо, имеющее гражданство одновременно двух или более государств. БИХЕВИОРИЗМ (< лат. behaviour поведение) — подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политических объектов. Б. возник и активно развивался в политической науке в 30—50-е гг. как реакция на неудовлетворенность историческим и институциональным подходами, страдавшими описательностью и бессистемностью. Его основоположниками считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. «Единицей» политического исследования, в рамках данного подхода, было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Основными принципами Б. являются: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и прогностическую ценность; 2) любые-выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения данных необходимо использовать адекватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный характер, т.е. стремиться раскрыть основные причинно-следственные связи, все многообразие наблюдаемых структур; 6).политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д. Значительный вклад Б. внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Б. сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии. БЛАНКИЗМ — политическое течение, получившее свое название по имени французского коммуниста Луи Огюста Бланки (1805—1881). Сторонники данного течения придерживались узкосектантской тактики и считали, что даже при отсутствии революционной ситуации без поддержки масс небольшая группа заговорщиков может совершить революцию (см. Ткачев П.Н.). БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ — соглашение нескольких политических партий о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах главы государства, центральных и местных представительных учреждений. В РФ Б.и. могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 21 июня 1995 г. и «О выборах Президента РФ» от 17 мая 1995 г. Б.и. создается путем принятия совместного решения теми общественными объединениями, которые на своих съездах (конференциях) приняли решение о вхождении в пего. БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ — объединение государств, партий, общественно-политических организаций, имеющих общие цели (см. Объединение межгосударственное, Блок избирательный). ВОДЕН (Bodin) Жан (1530— 1596) — французский политический мыслитель и государственный деятель (депутат Генеральных Штатов от третьего сословия). В работах Б. «Метод легкого изучения истории» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576) рассматривается развитие исторического процесса, а также возникновение и становление государственных институтов в различных географических и климатических условиях. Б. утверждал, что в отличие от природы, где существует круговое вращение, в обществе осуществляется прогрессивное развитие. Государство он определял, следуя Аристотелю, как совокупность семей. Его отличие от семьи, от иного объединения людей Б. усматривал в верховном, суверенном характере власти. Б. первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства. По его утверждению, суверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Государство — обладатель верховной политической власти как внутри своей собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их. Б. выделяет пять отличительных признаков суверенитета: 1)издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства; 2) решение вопросов войны и мира; 3) назначение должностных лиц; 4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции; 5) помилование. Б. отрицал божественное происхождение власти, его политическим идеалом была монархия, ограниченная законами. О демократии он говорит с нескрываемой враждебностью потому, что она, по его мнению, более всего подвержена переворотам. Воззрения Б. оказали значительное влияние на развитие политической и юридической науки, цивилистики. «БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА» — регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих стратегических политических и экономических решений. С 1994 в экономических совещаниях на высшем уровне стран «Б.С.» участвует Россия, превратив «Б.С.» в «Большую восьмерку». БОЛЬШЕВИЗМ — идейно-политическое течение, оформившееся в 1903 в результате борьбы марксистов — сторонников В. И. Ленина с меньшевиками. Водораздел произошел на II съезде РСДРП по 1-му пункту Устава партии и членству в ней. Большинством голосов прошла формулировка Ленина. С тех пор его сторонников стали называть большевиками. БОНАПАРТИЗМ — термин, первоначально употреблявшийся для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапарта и диктатуры Луи Бонапарта, позднее стал использоваться для обозначения особой формы военной диктатуры, в основе которой лежит политика лавирования между классами. Классический политологический анализ этого явления дан К. Марксом в статье «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). В. И. Ленин определял Б. как форму правления, «которая вы- растает из контрреволюционности буржуазии в обстановке демократических преобразований и демократической революции». В политической науке отмечается три фундаментальных признака Б.: контроль над государственной машиной; использование армии в качестве политической силы; политическая демагогия. Характерные черты Б. проявились в политике, проводимой О. Бисмарком, П. А. Столыпиным, И. В. Сталиным, А. Пиночетом и др. Б. как специфический стиль лидерства отличается ставкой на силу при решении управленческих проблем, широковещательными заверениями, манипуляцией общественного сознания и т.д. БОЙКОТ(англ. boycott)— 1) прием политической и экономической борьбы, состоящий в полном или частичном прекращении отношений 'с отдельным лицом, организацией, государством, в воздержании от покупки товаров и т.д.; 2) отказ, воздержание населения от участия в выборах в представительное учреждение. БОЯРСКАЯ ДУМА — политический институт средневековой Руси. Возникла в IX—XI вв. в виде совещания князя с дружиной, «думцами», боярами. Позже состав Б.Д. расширился за счет включения «путных бояр» (тысяцкий, окольничий, дворецкий и др.), ведавших отдельными отраслями управления. В XV в. «думцами» становятся «большие бояре» — боярская элита, постоянные советники князя. С конца XV в. в период сословно-представительной монархии Б.Д — постоянно действующий высший орган государственной власти законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики. С формированием абсолютизма значение Б.Д. падает. После образования Сената в 1711 БД. ликвидирована. БРИФИНГ (англ. briefing инструктаж) — краткое совещание представителей средств массовой информации, на котором излагается позиция правительства, дается информация о ходе международных переговоров, взглядах сторон и т.д. БУДДИЗМ — самая древняя из трех мировых религий, возникшая в VI в. до н.э. в Индии. Ее основателем считается Будда, принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой — «просветленным». Б. имеет приверженцев в основном в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. На 1 января 1998 г. в РФ зарегистрированы уставы 8 центров и управлений, 145 обществ (общин), 1 духовно- образовательного учреждения, 2 монастыря, 4 миссий Б. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871 —1944) — русский религиозный мыслитель и политический деятель (депутат II Государственной Думы). Разработка проблем политической экономии, попытки найти ее обоснование в догматах православия приводят Б. к «легальному марксизму». Но в марксистской методологии и политической философии мыслитель довольно быстро разочаровывается и встает на путь искания абсолютной истины, оставаясь все же сторонником материализма. Б. называет созданную им систему «религиозным материализмом». Обвинения, которые Б. предъявляет социализму, состоят в следующем: 1) корыстное, нелюбовное, предпринимательское отношение к природе: «отчуждение от матери-земли»; 2) равнодушие потомков к своим умершим предкам, «духовный каннибализм»; 3) безразличие к вопросу о человеке, подмена его вопросом о природе и строении общества, игнорирование трагической природы человека; 4) воинствующее мещанство социализма, его «буржуазность». По мнению Б., христианство, соединенное с социализмом, поможет последнему преодолеть эти «недостатки». Христианство, считает он, дает для социализма недостающую духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни. Основные работы Б.: «От марксизма к идеализму» (1903), «Два града» (1911), «Философия хозяйства» (1912). БУНДЕСРАТ (нем. Bundesrat букв, союзный совет) — орган представительства земель в Федеративной Республике Германия, фактически является верхней палатой парламента. БУНДЕСТАГ (нем. Bundestag букв, союзный съезд) — высший представительный орган (парламент) Федеративной Республики Германия, фактически является нижней палатой парламента. БУРДЬЕ (Bourdieu) Пьер (1930) — французский социолог. По Б., общество — это совокупность отношений, складывающихся в различных полях, каждое из которых имеет специфический тип власти. «Политическое поле» выступает в виде совокупности действующих в нем сил и контролируемых ими видов ресурсов («капиталов»): экономических, социальных, символических, культурных и т.д. «Агенты» и «группы агентов» в политике определяются и характеризуются совокупностью позиций в различных полях или зонах контроля. Политику как тип социальных отношений («социальное поле») в подобном ракурсе можно описать в качестве многомерного пространства, в котором позиция каждого политического агента, обладающего активными свойствами, не сводимыми к его индивидуальным намерениям, может быть определена как совокупность находящихся в различных измерениях капиталов (их объемов и весов), им контролируемых. Макрополитическое поле, по Б. складывается из совокупности социальных практик отдельных агентов, характеризующихся занимаемыми пространственными «позициями», объемами, а также качеством обладаемых ими «капиталов» (потенциалов контролируемых ресурсов) и институциональных статусов. Макрополитика видится Б., как социальный рынок, где есть спрос и предложение на политические товары (напр., программы партий), а также процесс их производства. Следовательно, макрополитика, по Б., предстает вовсе не кристаллической решеткой институтов, а текучим, динамичным полем, постоянно конструируемым и реконструируемым посредством социальных практик агентов, производящих капиталы и выстраивающих позиции, но при этом соподчиненных с позициями и капиталами др. политических агентов. БУРЖУАЗИЯ (фр. bourgeoisie) — социальный класс, отличительными признаками которого являются: сосредоточение в его руках собственности на средства производства и использование на этой основе труда наемных работников. БЮЛЛЕТЕНЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ (фр. bulletin) — документ установленной формы, выдаваемый избирателю для участия в голосовании на выборах. БЮРОКРАТИЗМ — 1) концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата различных государственных и политических организаций в условиях неразвитости или деградации демократического контроля; 2) бюрократическая система аппаратного властвования и управления (см. Бюрократия); 3) стиль управления, характеризуемый своекорыстным формализмом, проявляющимся в ритуальном следовании установленным нормам независимо от существа дела, волокитой и т.д. БЮРОКРАТИЯ (фр. bureaucratie < фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Их деятельность основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. Б., по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения Б. из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. К способам ограничения Б. относятся: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль над ними со стороны политических институтов. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|