Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Политология: Словарь-справочникОГЛАВЛЕНИЕААБОЛИЦИОНИЗМ (англ, abolitionism < лат. abolitio отмена, уничтожение) — 1) движение за отмену рабства в США (организационно оформилось в 20-е гг. XIX в.); существовал также в колониях Великобритании, Франции и др. стран. После Гражданской войны (1861 — 1865) А. направлен на борьбу за уравнение в правах чернокожих и белых граждан США; 2) общественное движение за отмену какого-л. закона. АБСЕНТЕИЗМ (< лат. absens(absentis) отсутствие) — уклонение от политического участия, политическая апатия. Серьезной причиной, обусловливающей А., является доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками «своей» субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов может также вести к утрате интереса к политике. Способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может по- рождать ощущение' ненужности политики. Политическая апатия обусловлена чувством собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверием к политическим институтам, неверием в возможность влиять на процесс выработки и принятия решений. А. может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-л. социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. А. в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования. В современной России число политически апатичных людей довольно велико. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в «чудесное» пришествие харизматического лидера. А. определенной части российского общества в значительной мере обусловлен крушением мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий «экономического чуда». Роль А. в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно А. является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С др. — существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от А. к радикальным формам политического поведения. Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения населения к политике через институализированные формы участия. АБСОЛЮТИЗМ (фр. absolutisme < лат. absolutus неограниченный, безусловный) — форма правления в позднефеодальных государствах, при которой власть в стране всецело принадлежит монарху (царю, императору, королю, курфюрсту), являющемуся единоличным законодателем, главой администрации, возглавляющему вооруженные силы, фактически руководящему судом, государственной и религиозной системой. Представительные органы государственной власти при А. отсутствуют. В странах Западной Европы А. возник в результате разложения феодального строя и развития буржуазных отношений, что привело к установлению равновесия между дворянством и буржуазией. В России А. существовал в XVIII — начале XX в. АВАНТЮРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (фр. aventure приключение, риск) — деятельность политических лидеров, отдельных партий, движений, государственных и иных институтов, в основе которой лежит отсутствие реальных знаний об объективной политической ситуации, абсолютизация политическими субъектами своих возможностей и способностей. АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354—430) — один из видных идеологов христианской церкви. В сочинении «О граде Божием» А. изложил свою политическую доктрину, согласно которой земному граду-государству противостоит мир божий, состоящий из избранников Бога. Истинное государство — это истинная церковь, но оно будет реализовано только после истории, т.е. только со вторым пришествием Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных от грешных и оба государства завершат свое развитие. Учение А. сыграло значительную роль в развитии христианско-теологических концепций политики, права и этики. За заслуги перед церковью А. был назван Блаженным. АВТАРКИЯ (гр. autarkeia самоудовлетворение) — политика экономического, социального и культурного обособления страны, изоляция ее от международных связей, мирового рынка и международной кооперации. АВТОКРАТ (гр. autokrates самовластный) — правитель с неограниченной верховной властью; самодержец. АВТОКРАТИЯ (гр. autokrateia самодержавие) — единовластие; форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица. АВТОНОМИЯ (гр. autonomia < autos сам + nomos закон) — широкое внутреннее самоуправление региона (регионов), а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков). Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ). Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей. АВТОНОМНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ — свободная добровольная политическая деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. А.п.у. характерно для демократических режимов, хотя здесь и существуют элементы мобилизационного поведения индивидов, напр., в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать воздействие на политическую позицию индивида. АВТОНОМНОСТЬ — понятие, характеризующее развитость, дифференциацию и относительную независимость политических институтов. Высокая степень А. присуща в основном стабильным демократическим режимам низкая — неконсолидированным демократиям и диктатурам. АВТОРИТАРИЗМ (< лат. auctoritas власть, влияние) — политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, олигархии, диктатуры Древнего Рима; феодальные государства средневековой Европы; политические режимы части европейских стран в период между Первой и Второй мировыми войнами, а в наши дни — многие государства Азии и Африки. Отличительные признаки А.: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; формирование элиты на основе наследования или кооптации; Ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти. При А. могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения А. в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; преобладание вертикальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической Культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. Существуют различные типы А. — военный, олигархический, популистский, бюрократический, «А. развития». АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas власть, влияние) — 1) общепризнанное значение, влияние; тот, кто пользуется общим признанием, влиянием; 2) одна из форм осуществления власти, основанная на общепризнанном влиянии какого-л. субъекта (личности, группы, организации). По М. Веберу, власть А. гарантируется традициями, рационально обоснованной законностью (легальностью) и харизмой. А. не всегда связан с властью, его наличие возможно и без наделения властными полномочиями его обладателя, последний в таком случае является наиболее уважаемым человеком (политическим субъектом). В зарубежной политологии слова authority (англ, авторитет) и power (англ, власть) нередко употребляются как синонимы. АГЕНТ ВЛИЯНИЯ— 1) должностное лицо (либо лицо, пользующееся общественным доверием и авторитетом), осуществляющее систематическую деятельность по реализации целей политики иностранного государства (формально не являясь сотрудником его секретных служб); 2) общественный деятель, проводящий политику какой-л. партии или организации в среде, не принадлежащей к этим структурам. АГЕНТУРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — общественные институты, осуществляющие социализацию (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.). АГИТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. agitatio побуждение к чему-либо) — разновидность идеологической деятельности государства, партий или др. коллективных субъектов политики, направленная на формирование позитивного отношения населения к тем или иным идеям и их практическую реализацию. А.п. отличается от политической пропаганды конкретностью обсуждаемого вопроса. А.п. — наиболее распространенное средство политической борьбы. Для достижения конкретных политических целей субъекты А.п. в основном используют методы активизации эмоционально-чувственных элементов сознания, механизмы психологического заражения и внушения. АГРЕГАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — функция политической системы, заключающаяся в суммировании множества разноплановых требований и интересов с целью выработки общих требований и их иерархизации; согласование разнонаправленных интересов (напр., требований наемных работников и предпринимателей). Функцию А.и. в демократических политических системах выполняют парламент, политические партии, разнообразные группы интересов. В процессе агрегирования интересов могут вырабатываться как общие соглашения, так и поляризованные позиции. АГРЕМАН (фр. agrement < agreer одобрять) — официальное согласие одного государства на назначение определенного лица в качестве дипломатического представителя др. государства. После получения А. кандидат становится персоной грата; отрицательный ответ означает, что данное лицо является персоной нон грата. АГРЕССИЯ (< лат. agressio нападение) — «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-л. другим образом, не совместимым с Уставом Организации Объединенных Наций» («Определение агрессии», принятое 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН). А. считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества. Наиболее грубая и опасная форма А. — вооруженное нападение. А. может проявляться в форме экономического, идеологического, информационного, психологического вмешательства. Различают А. прямую и косвенную. Прямая А. осуществляется в виде непосредственного вторжения. Косвенная А. связана с осуществлением содействия государству-агрессору (напр., поставки вооружений, предоставление территории для прохождения войск, сообщение стратегических сведений и данных разведки, направление военных советников и добровольцев и т.п.). В современных международных отношениях утвердился принцип запрещения А. и применения силы. В международном праве предусмотрена ответственность за совершение А. как на государственном уровне (между народно -правовая ответственность — временное ограничение суверенитета государства-агрессора и материальная — реституции, репарации), а также на индивидуальном уровне (уголовная ответственность физических лиц, причастных к развязыванию А.). АДАПТАЦИЯ (лат. adaptatio < adaptare приспособлять) — процесс приспособления личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов. АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — приспособление политической системы, политических структур к требованиям окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем. АДЕКВАТНЫЙ (< лат. adaequatus приравненный) — тождественный, соответствующий, согласующийся, соразмерный. АДЕПТ (< лат. adeptus достигший) — 1) посвященный в тайны какого-л. учения, секты и пр.; 2) ревностный приверженец какого-л. учения, идеи. АДМИНИСТРАЦИЯ (< лат. administratio управление, руководство) — 1) в широком смысле — совокупность исполнительных и распорядительных органов государственного управления, высших должностных лиц органов исполнительной власти; 2)в РФ наиболее распространенное официальное название органов исполнительной власти на уровне края, области, автономной области, автономного округа, района, города; 3) в США и ряде др. президентских республик название кабинета министров при главе государства. АДОРНО (Adorno) Теодор (1903— 1969) — немецкий философ, представитель франкфуртской школы, музыкальный критик. Социально-политическая проблематика представлена А. прежде всего в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Основная цель данного исследования — описание разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства. АДЬЮДИКАЦИЯ — способ приобретения территории посредством решения международного арбитража или суда в случае мирного разрешения территориального спора. АККЛАМАЦИЯ (< лат. acclamatio восклицание) — используемый в практике международных организаций и конференций метод принятия решений без проведения голосования, основанный на одобрении решения аплодисментами, репликами и т.п. АККРЕДИТОВАНИЕ (< лат. accredere доверять) — процедура назначения и вступления в должность дипломатического представителя. АККУЛЬТУРАЦИЯ В ПОЛИТИКЕ — процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных систем политических ценностей. АКСИОЛОГИЯ (< гр. axia ценность + logos учение) — учение о ценностях. АКСИОМА (гр. axioma значимость, требование) — исходное положение какой-л. теории, лежащее в основе доказательств др. положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательства. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — право избирать выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. В абсолютном большинстве стран мира принадлежит всем совершеннолетним гражданам независимо от пола, рода занятий, имущественного положения, образования и т.п. Возрастной ценз для осуществления А.И.П. в большинстве стран мира составляет 18 лет. В Малайзии, Марокко, Боливии, Камеруне, Ботсване, Ямайке — 21 год, в Бразилии и Иране — 16 лет, в Индонезии — 17 лет. В РФ А.И.П. принадлежит всем гражданам РФ, достигшим 18-летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, и граждан, содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. АКТОР (лат. aktor деятель) — Субъект конкретного политического процесса. В рамках ролевых концепций политические явления и процессы трактуются как результат реализации различных ролевых предписаний А. АЛАРМИСТ (фр. alarmiste < alarme тревога, беспокойство) — лицо, склонное к панике, распространяющее непроверенные, необоснованные слухи. АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (1879—1964) — теоретик государства и права, философ, идеолог евразийства. Основные работы: «Основы философии права» (1924), «Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал» (1931), «Идея государства. Очерки истории политической мысли» (1955), «Русская империя в ее исторических истоках» (1958). АЛМОНД (Almond) Габриэль (1911) — американский политолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии. Наибольшую известность А. принесли работы по теории политической системы и политической культуры. В модели политической системы, разработанной А., основное внимание уделялось функциям «входа» и «выхода». А. показал взаимосвязь между политическими ориентациями, составляющими содержание политической культуры, и характером функционирования политической системы. В совместной работе А. и С. Вербы «Гражданская культура» (1963) — метод компаративистского (сравнительного) политического анализа продемонстрирован на примере сопоставления политических культур народов пяти стран: США, Мексики, Италии, Великобритании и Германии. Основные работы: «Сравнительная политика: концепция развития» (1966), «Политика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). АЛЬТЕРНАТИВА (фр. alternative < лат. alter один из двух) — необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями. АЛЬТИНГ (исл. Althing) — название двухпалатного парламента в Исландии. АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme < лат. alter другой) — система нравственных принципов, предполагающая предпочтение интересов других интересам собственным. АЛЬЯНС (фр. alliance) — союз, объединение отдельных лиц, политических партий или государств для достижения общих целей. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ (< лат. ambo аба + valentia сила) — внутренняя противоречивость, двойственность политического явления обусловленные наличием противоположных начал в его структуре. АМНИСТИЯ (< гр. amnestia забвение, прощение) — полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания на более мягкое. Согласно Конституции РФ право объявления общей А. принадлежит Государственной Думе, а право частичной А. (помилования) — Президенту РФ. АМОРАЛИЗМ (гр. а не, без + лат. moralis нравственный) — безразличие к требованиям морали и общепринятым нормам поведения в обществе, аморальность. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (гр. analysis разложение, расчленение) — 1) метод, предполагающий мысленное расчленение политических явлений на составные части; 2) совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации. АНАРХИЗМ (< гр. anarchia безвластие) — политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства, и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Государство в А. отождествляется с насилием и принуждением, не совместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П. Ж. Прудон, М. Л. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. Пик популярности А. пришелся на конец XIX—начало XX в. АНАРХИЯ (< гр. anarchia безвластие) — состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ — социально-политическое учение и движение, рассматривающие профсоюзы работ-ликов физического труда и солидарность внутрицеховых корпораций в качестве основных средств реализации интересов рабочего класса. Отрицая политические средства борьбы с государством, А.-С. ориентирует рабочих на т.н. прямое действие, которое заключается в давлении, оказываемом профсоюзами на предпринимателей и органы государственной власти. «Прямое действие» осуществляется в форме стачки, демонстрации, саботажа, бойкота. Теоретическое обоснование А.-С. было дано французским философом Ж. Сорелем в работе «Размышления о насилии» (1906). АНЗЮС ПАКТ — договор о безопасности, именуемый по первым буквам английских названий входящих в него стран — Австралии, Новой Зеландии и США, был подписан в Сан-Франциско на неопределенный срок в 1951 и ратифицирован в 1952. Цели: укрепление мира и безопасности на Тихом океане; гарантия взаимопомощи в случае нападения на одного из государств-членов в Тихоокеанском регионе; взаимные консультации при возникновении угрозы территориальной целостности, политической независимости или безопасности одного из участников договора в Тихоокеанском регионе и др. Вследствие разгоревшегося в 1985 спора о доступе кораблей и самолетов США с ядерным оружием к портам и аэродромам Новой Зеландии отношения между США и Новой Зеландией в рамках договора заморожены. В настоящее время договор регулирует отношения в сфере безопасности между США и Австралией, с одной стороны, и между Австралией и Новой Зеландией — с др. АНКЛАВ (фр. enclave < лат. inclavare запирать на ключ) — часть территории одного государства, полностью окруженная сухопутной территорией др. государства или нескольких государств. А. составляет неотъемлемую часть территории того государства, которому принадлежит. Примером А. может служить испанский город Пливия, расположенный в пределах французского департамента Восточных Пиренеев. В тех случаях, когда часть территории одного государства оказывается отрезанной частично сухопутной территорией и частично морской территорией др. государства, такие территории рассматриваются в качестве полу анклавов, поскольку они имеют морской берег, к которому возможен доступ со стороны моря. К полу анклавам можно отнести, напр., Калининградскую область РФ. АННЕКСИЯ (< лат. annexio присоединение) — насильственное и противоправное присоединение одним государством территории или части территории др. государства, а также пространства, находящегося в общем пользовании международного сообщества (Антарктида, дно Мирового океана за пределами национальной юрисдикции и др.). А. представляет собой грубое нарушение основных норм международного права. Незаконность А. следует из принципиальных положений Устава ООН, согласно которому запрещается применение силы или угрозы силой «против территориальной неприкосновенности или политической независимости». Изменения государственной границы считаются законными, если они осуществляются на основе равноправных и добровольных договоров между политически суверенными странами. АНОМИЯ (< гр. anomos беззаконие) — понятие, характеризующее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, отличающееся острым кризисом (распадом) системы ценностей, обострением противоречия между целями и возможностями их достижения. А. выражается в нарастании апатии, отчужденности, разочарованности, в девиантном поведении. В социально-политическую теорию понятие А. было введено Э. Дюркгеймом, утверждавшим, что проблема А. порождена переходным — от традиционного к современному обществу — характером современной эпохи, отличающимся потерей нравственных ориентиров как отдельной личностью, так и социумом в целом. Теория А. в дальнейшем разработана Р. Мертоном, трактовавшим А. как результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы. Согласно Мертону, человек приспосабливается к состоянию А. разными способами: конформизмом (подчиняющимся поведением) или разновидностями девиантного поведения (инновация, ритуализм, уход от мира, мятеж). АНТАГОНИЗМ (< гр. antagonisma спор, борьба) — непримиримое противоречие. АНТИКОММУНИЗМ — идеология и политика, направленные против коммунизма во всех его проявлениях. А. получил широкое распространение в странах Запада в годы холодной войны. АНТИНОМИЯ (< гр. antinomia противоречие в законе) — противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу. АНТИСЕМИТИЗМ — разновидность националистической идеологии, психологии и политики, проповедующих нетерпимость к людям еврейской национальности. АНТИСОВЕТИЗМ — идеология, психология и политика, направленные против существовавшего в бывшем СССР общественно-политического строя. В своей наиболее радикальной форме А. выступает как антикоммунизм. АНТРОПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — раздел политической науки, изучающий механизмы и институты власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах. Синонимы: потестарно-политическая этнография, этнополитология. АНШЛЮС (нем. Anschlup букв, присоединение) — политика насильственного включения Австрии в состав Германии. А. был временно осуществлен в 1938 В 1945, после освобождения Австрии, ее независимость была восстановлена. АПАРТЕИД (< африкаанс (языке буров) apartheid раздельное проживание, обособление, разделение) — политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и др. неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в. Квалифицируется как международное преступление, направленное против человечества. АПАТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (< гр. араtheia бесчувственность) — состояние безразличия, отсутствие интереса к политической жизни, равнодушие (см. Абсентеизм). АПАТРИД(гр. а не, без + pains (patridos) родина) — лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими формальными доказательствами гражданства какого-л. иностранного государства. Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. АПЕЛЛЯЦИЯ (< лат. appellatio обращение, жалоба) — 1) обращение за советом, поддержкой; 2) одна из форм обжалования судебного решения в вышестоящем суде, который имеет право пересмотреть дело по существу; 3) обжалование какого-л. постановления в высшую инстанцию. АПОКАЛИПСИС (гр. apokalypsis букв. откровение) — 1) Откровение Иоанна Богослова (завершающая часть Нового Завета); 2) пророчество, предвещающее катастрофическую гибель человечества, культуры, природы. АПОЛИТИЧНОСТЬ (< гр. а не, без + politike искусство управлять государством) — безразличное отношение к политике; уклонение от участия в общественно-политической жизни. АПОЛОГЕТ (< гр. apologetikos защитительный) — тот, кто выступает с апологией чего-либо; защитник какого - либо учения. АПОЛОГИЯ (< гр. apologia защита) — защита кого-л. или чего-л.; восхваление. АРБИТРАЖ (фр. arbitrage) - 1)способ рассмотрения спорных дел, при котором стороны обращаются к третейскому судье; 2(третейский суд, в котором экономические (гражданские) споры решаются судьей-посредником (арбитром). АРЕНДТ (Arendt) Ханна (1906—1975) — немецкий политолог, специалист по проблемам тоталитаризма. В работе «Истоки тоталитаризма» (1951) А. утверждала, что национал-социализм (нацизм) и сталинизм — это новая современная форма государства , которую не следует путать с традиционными формами подавления. Тоталитаризм стремится к неограниченному господству внутри своей страны и вне ее. Его отличительными чертами являются: наличие государственной идеологии и террор как средство утверждения и укрепления политического господства, реализации идеологии, которая провозглашается единственно верной в трактовке законов развития общества. «Тоталитарный человек», по мнению А., есть атомизированный, отчужденный индивид, представитель «массы», сплачиваемый в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Идеальной моделью тоталитарного режима она считала нацистский концлагерь, в котором у человека разрушались обычные мотивы поведения, мораль, а затем, из-за голода и пыток, нормальные психические и телесные реакции. АРИСТОКРАТИЯ (< гр. aristos лучший, благородный + kratos власть) — 1) привилегированные слои общества, представители родовой знати (патриции в Риме, дворянство в Европе и России и т.д.); 2) форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит представителям родовой знати. В истории античной политической мысли А. как форма правления анализировалась Платоном и Аристотелем, рассматривавшими ее как лучший вид правления. Понятие А. использовалось в элитистских концепциях, в которых обосновывалось интеллектуальное и нравственное превосходство знати. АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н.э.) — крупнейший древнегреческий мыслитель. С именем А. связано зарождение политической науки. Свое политическое учение А. раскрывает в трактатах «Политика», «Афинская политая», «Этика». Мыслитель утверждал, что человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к совместному существованию: развитие общества идет от семьи к общине, а от нее — к государству (городу-полису). Государство (по А.) существует ради «лучшей жизни» своих граждан. Формы государственного устройства А. делил по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В зависимости от этого он выделял три «правильные» формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три «неправильные» (тирания, олигархия, демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Формы государственного устройства А. связывал с их «принципами»: принцип аристократии — добродетель, олигархии — богатство, демократии — свобода. Политию, которая включает эти три принципа, А. считает наилучшей формой правления, т.к. она объединяет интересы зажиточных и неимущих. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. АРОН (Aron) Раймон (1905—1983)— французский социолог и политолог. В фокусе научных интересов А. проблемы демократии, политической свободы, типология современных политических режимов, сравнительный анализ политических систем. А. — один из создателей теории индустриального общества. Он полагал, что на современном этапе развития 2-1821 цивилизации создается единый тип общества (единое индустриальное общество), различными модификациями которого выступают западная (демократическая) и советская(тоталитарная) модели. Конфликты индустриальной цивилизации ученый видит в противоречии между требованиями индустриального общества (централизации, жесткой иерархизации) и идеалами демократии — свободой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность. Основные труды: «Опиум для интеллигенции» (1955), «Разочарование в прогрессе» (1967). АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — одна из функций политической системы, заключающаяся в формулировании требований, предъявляемых к структурам, принимающим решения. В демократических политических системах эту функцию выполняют группы интересов, политические партии, парламент, в авторитарных — корпоративные институты. Различают несколько видов требований, предъявляемых политической системе: 1) требования о распределении благ и услуг (напр., принять законы о прожиточном минимуме, об образовании, охране окружающей среды и т.п.); 2) требования о регулировании поведения (напр., об обеспечении правопорядка, регулировании трудовых отношений); 3) требования, касающиеся коммуникации и информации (напр., свободы слова, принятия законов о средствах массовой информации, информирования населения о целях проводимой политики). А.и. способствует установлению коммуникации между окружающей средой и политической системой. АРХАИЗМ (< гр. archaios древний) — устаревшее явление, пережиток старины. АРХЕТИП (< гр. arche начало + typos образ) — прообраз, первичная форма, образец. АСКЕТИЗМ (< гр. asketes упражняющийся) — 1) религиозный принцип, характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечений и желаний, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с божеством; 2) отказ от жизненных благ, крайнее воздержание. АСПЕКТ(< лат. aspectus вид) — взгляд, точка зрения, с которой рассматривается какое-л. понятие, явление, перспектива. АССАМБЛЕЯ (фр. assemble собрание) — 1) название ряда руководящих органов международных организаций (напр., Генеральная А. ООН); 2) в некоторых странах — составная часть наименования парламента или одной из его палат(напр., Народная А. в Анголе). АССИМИЛЯЦИЯ (< лат. assimilatio уподобление, сопоставление)— постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой. АССОЦИАЦИЯ (< лат. associatio соединение) — общественное объединение. АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (Association of South East Asian Nations — ASEAN) — региональная межправительственная политико-экономическая организация. В российской политической лексике принято употреблять аббревиатуру АСЕАН. Создана в 1967 на основе Бангкокской декларации совещания министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Позднее к ним присоединились Бруней (1984) и Вьетнам (1995). Цели и задачи: ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи; содействие установлению мира и стабильности в регионе на основе «соблюдения справедливости и законности в отношениях между странами» и приверженности принципам Устава ООН; поддержание взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями, имеющими сходные цели. В структуре АСЕАН наряду с институтом непосредственного членства предусмотрен институт партнерства. Партнерами АСЕАН по диалогу являются Австралия, Европейский Союз, Канада, Новая Зеландия, Республика Корея, США, Япония, а партнерами по консультациям — Китай и Россия. Руководящие органы: Конференция глав государств и правительств, собирающаяся раз в три года; ежегодная сессия министров иностранных дел; постоянный комитет, включающий министра иностранных дел страны, председательствующей в АСЕАН в данный период, и послов остальных государств; встречи отраслевых министров (экономики, образования, здравоохранения, энергетики, науки и технологий); межпарламентская организация АСЕАН и др. Руководство повседневной деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет в составе министра иностранных дел страны, в которой состоится очередная конференция (председатель), и послов остальных государств — членов АСЕАН в этой стране. Рабочими органами АСЕАН являются шесть комитетов: по финансам и банковским операциям, по промышленному сырью и энергетике, по продовольствию, по сельскому и лесному хозяйству; по торговле и туризму; по транспорту и связи. Решения в АСЕАН принимаются на основе консенсуса. Местонахождение секретариата — Джакарта (Индонезия). АТЕИЗМ (< гр. atheos безбожный) — отречение от Бога, отрицание Бога; А. либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом «Бог», либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми. АТЛАНТИЗМ — идеология и политика тесного союза и всестороннего сотрудничества США со странами Западной Европы. АТРИБУТ (< лат. attributum приданное) — существенный признак, постоянное свойство чего-л., неотъемлемая принадлежность предмета. АТТАШЕ (фр. attache) — 1) младший или один из младших дипломатических рангов; 2) дипломатический работник, являющийся представителем в какой-л. области, напр., военный А. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|