Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Демидов А., Федосеев А. Основы политологии
X. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
I. ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА
Основные параметры бытия и роли политической культуры в обществе задаются фундаментальными характеристиками общей культуры, частью которой она является. Изучение проблем культуры, ее места и роли в обществе имеет богатую традицию. В последние годы произошло значительное обогащение представлений о сущности этого феномена, механизме, с помощью которого он регулирует общественную жизнь. Выявлена ограниченность подхода к культуре как к сумме, набору материальных и духовных ценностей, достижений, акцент перенесен на ее изучение как специфического способа человеческой деятельности, природа
165
которого обусловлена ее творческим характером. В рамках такого подхода культура определяется как «творческая, созидательная деятельность человека, как прошлая, воплощенная, опредмеченная в ценностях, традициях, нормах и т. д., передающих от поколения к поколению исторический опыт человечества, так и прежде всего настоящая, основывающаяся на распредмечивании этих ценностей, норм и пр., т. е. актуализирующая содержание этого опыта в творческих способностях индивидов в процессе преобразования человеком его собственного предметного мира и мира общественных отношений»1.
Для понимания социального значения и роли политической культуры существенно важно учитывать специфическую диалектику культуры, смысл которой заключается в противоречивом единстве творчества, обновления и сохранения достигнутого, образца, нормы. Разрывы этих двух аспектов культуры в теории и на практике оборачиваются серьезными потерями: искажением культурного процесса, сведением его к одной из сторон при игнорировании другой, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как к антикультуре.
Существуют некоторые весьма глубокие основания единства и взаимообращенности политики и культуры: и та, и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, их субъективным миром, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Например, политика в условиях тоталитарного общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Среди основных каналов влияния культуры на политику называют социализацию индивидов, дающую возможность участия в политической жизни, создание и введение системы ценностей, формирование эталонов поведения, моделей институтов и социальных систем. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества. Эти явления различаются по сферам действия и функционирования, смысл политики — в развитии и преобразовании власти, смысл культуры — в развитии и преобразовании личности.
Единство политики и культуры при учете их своеобразия и нетождественности выражается в понятии «политическая культура», отражающем факт зависимости средств регуляции политической жизни от исторического развития, их возникновение в результате деятельности человека. Политическая культура — это
166
совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Ведь для определения ее качеств, направленности, социального значения важны форма связи между политическими институтами и личностью, сознанием и поведением людей в сфере политических отношений. Эта практическая функция сознания, идея единства всех духовных компонентов политической жизни, а также влияние прошлого политического опыта на актуальное политическое действие и отражается в категории политической культуры. Она воплощает комплекс специфических для политики средств регуляции и детерминации деятельности. Политическое событие, например, может быть вызвано голодом, а может наступить и как реакция на нарушение политических прав, привилегий и т. д. Естественно, уровень политической культуры людей, способных откликнуться на второй повод, выше, нежели людей, не подверженных воздействию таких специфичных только для политики стимулов. Политическое бескультурье — это состояние, когда данная сфера социальных отношении не рассматривается индивидом или социальной группой как сколько-нибудь значимая для обеспечения полноты существования, реализации их основных интересов и потребностей.
Политическая культура служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Ее основное назначение заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения людей к политической системе и политической деятельности Она связана с сущностными ее чертами: целенаправленностью, осуществлением властных функций в обществе, упорядочивающим воздействием на весь спектр социальных отношений.
Эти свойства политической культуры фиксируются в разнообразных ее определениях, принятых в современной политической теории: «особая модель ориентации в политических действиях» (Г. Алмонд); «система убеждений, верований и чувств, которые придают порядок и значимость политическому процессу и которые обеспечивают принятие основополагающих правил, направляющих поведение в политической системе» (Л. Пай) ; «система убеждений о моделях политического поведения и политических институтах» (С. Верба)4; «модель ориентации и поведения в политике» (В. Розенбаум) ; «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан» (Е. Вятр) ; «идеологическое, надстроечное явление, особая разновидность культуры, качество, способ (формы, уровни и т. д.) духовно-практической деятельности и отношений, обеспечивающих отражение, закрепление и реализацию коренных классовых и общественных интересов...» (Н. Кейзеров) .
167
Современные представления о политической культуре исходят из признания органического единства в ней двух начал: духовного, идеологического и практического, деятельного. Формирование политической культуры, политическая социализация рассматриваются как деятельный процесс. Способность того или иного феномена стать элементом политической культуры в первую очередь определяется возможностями его влияния на достижение планируемых результатов деятельности.
2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Структура политической культуры и выражает собой механизм формирования целенаправленного политического действия, регуляции политических отношений, когда знания переходят в ценности, а затем в цели и модели поведения людей в сфере политических отношений.
Важнейший компонент любой политической культуры — это ценности, такие политические знания и представления, которые рассматриваются субъектом политического действия в качестве нерасторжимых с его существованием, придают значимость, смысл его поступкам, ориентируют его действия в быстротекущем мире политики. Их потеря переживается как личная трагедия, крушение привычного и дорогого круга факторов, определяющих границы и принципы бытия. Ценности — это мотивационный базис политической культуры, а их деградация или истощение оборачивается ее разрушением. Политическая культура в таком случае перестает быть авторитетной инстанцией, способной регулировать поведение людей, начинается интенсивный поиск иной системы ценностей и политических ориентации.
Такая роль ценностей в политике находит свое объяснение в специфике самого процесса ориентации деятельности, которая просто не может быть стерильно рациональной. Ведь она практически всегда происходит в условиях дефицита, отсутствия полной информации об объекте и требует осуществления выбора на основе субъективных предпочтений.
Важнейшую роль в определении характера политической культуры, господствующей в обществе, играют две пары ценностей: во-первых, порядка (ориентирующие субъекта на поддержание стабильности социальной системы, обеспечение сохранности условий ее функционирования) и развития (направляющие его усилия прежде всего на обеспечение социальных изменений), и, во-вторых, равенства (когда наиболее важным качеством социальной системы признается ее способность предоставить каждому индивиду одинаковые условия или, в другом варианте — возможности для существования) и свободы (когда важнейшим назна-
168
чением политики или общества в целом считается снятие внешних ограничений деятельности индивида). Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями. Но в реальной политической культуре, как правило, существует преобладание того или иного элемента пары, оно складывается исторически, а также под воздействием того или иного типа идеологии. Известны, например, различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% — равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими
ценностями.
В нашем обществе господствует тип политической культуры, характеризующийся четко обозначенным сдвигом политических предпочтений в сторону ценностей изменения и равенства в ущерб ценностям порядка и свободы. Сдвиг этот произошел давно и сохраняется по сию пору, распространяется на всех участников политического процесса.
Целенаправленность и результативность политического действия в немалой степени зависят от такого компонента политической культуры, как информированность ее носителей, она делает политическую культуру более динамичной, открытой, повышает степень ее воздействия на ход политических процессов, расширяет арсенал средств, моделей политического поведения, способов осуществления политической власти и воздействия на нее. Богатство информации и ее доступность формирует важное для рациональной политической культуры качество политического реализма, освобождающего человека от подчинения мифологизированным представлениям, ложной статистике, искаженным данным о своем месте среди других народов и обществ.
Роль информации в ломке устоявшихся стереотипов в поведении и мышлении людей, в отказе от привычных иллюзий зачастую порождает негативную оценку ее действия как фактора прежде всего разрушительного, связанного с отказом от накопленного, созданного, воспитанного. Но деструктивные возможности информированности не следует преувеличивать в свете учета ощутимых пределов ее воздействия на сознание и поведение людей. К тому же объективные эмпирические исследования «доказывают, что установки, прочно усвоенные человеком из своего окружения или из собственного опыта, слабо меняются под влиянием массовых коммуникаций» . Приходящая с информированностью осведомленность увеличивает интеллектуальную основу политического действия, выводит его из-под влияния случайных и иррациональных факторов, всякого рода политико-идеологических химер, не имеющих никакого отношения к
169
действительному положению вещей. Например, одной из таких известных химер было убеждение советских солдат в момент ввода союзнических войск в августе 1968 г. в Чехословакию, что тем самым они предотвращают неминуемое вторжение в эту страну армии ФРГ.
Связь политической культуры с регуляцией политических отношений, ее практическая направленность требуют наличия в ее структуре элемента, в котором бы и происходил переход от ценностей, идеалов политической деятельности, к средствам — практическим факторам ее регуляции. Для этого тот или иной фрагмент политического сознания должен приобрести качество нормативности, стать правилом поведения, принятым в данной политической общности и регулирующим отношения в ней. «Нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный — должный — вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т. д.; «задается» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе». В нормах сознание обретает властные функции, что позволяет политической культуре обеспечивать выполнение таких ее важнейших задач, как регуляция общественных отношений, ориентация поведения людей на политические ценности и идеалы, политическая социализация, приобщение индивидов и социальных групп к активной политической деятельности.
Среди норм, в том числе и политических, выделяют спонтанно возникающие нормы — обычаи (например, неписаные правила отношений между чиновниками, многие нормы дипломатического этикета); и санкционированные нормы— предписания, специально установленные для регулирования определенного вида политических отношений (уставы политических организаций, программы партий, регламенты деятельности органов власти, международные договоры и т. д.). В политике ведущая роль принадлежит именно нормам-предписаниям. Они характеризуются четко очерченными границами отношений, на которые распространяются их регулирующие действия, детальной регламентацией предпринимаемых действий, как правило, оговаривают санкции за нарушение.
Роль, место таких норм в политической деятельности можно уподобить месту права как системы санкционированных государством норм поведения граждан. Правда, эти нормы менее определенны и кодифицированы, чем нормы права, но это объясняется тем, что нормы политической культуры призваны регулировать гораздо более сложные системы общественных отношений и социальных действий с менее предсказуемым и обширным комплексом последствий. Их регулятивная функция
170
более многосторонняя, а характер действий субъекта, которые они предписывают, довольно многозначен и степень свободы выбора высока.
Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политическая символика — мощный фактор социализации, акцентировки социального внимания на наиболее значимых для данной политической системы ценностях. Политический символ — это условный образ важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое.
Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции и даже устрашения противника. Вообще знаковые системы, с помощью которых организуется и направляется политическая жизнь, весьма разнообразны: это стиль политической речи и административной документации, характерные обороты выступлений, политических деклараций и документов, специфические политические литургии (национальные праздники, официальные визиты, церемонии), это и архитектура официальных зданий и монументов, принятый в данной среде стиль одежды .
Нормы упорядочивают политические и социальные отношения, становясь принципами деятельности политических организаций. Поэтому политическая культура включает не только приемлемые и желательные образцы поведения, но и способы его организации, а также способы организации, функционирования власти. Она является не только показателем, фактором политического поведения масс, но и моделью строительства аппарата управления и руководства. Эти проявления политической культуры взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Решающее значение для воплощения политической культуры в реальные политические отношения имеет свойство идеологических принципов становиться принципами организации. Когда это происходит, мы имеем дело с политическими институтами — политическими отношениями, возникающими и функционирующими на основе норм. Так возникают партии, различные виды государственной службы и государственных органов, гражданство, правосудие, средства массовой информации.
Уровень политической культуры общества и каждого его отдельного члена определяется мерой включения идейно-ценностных установок, норм в конкретное политическое действие.
171
Поэтому важнейшую роль в структуре политической культуры общества, в ходе реализации ее назначения и функций играет ее институциональная сторона. Именно в политических институтах опредмечивается активная, политическая деятельность. В процессе институализации политическая культура становится достоянием всего общества. Можно сказать, что если политическая культура есть мера развития политической деятельности, то мерой самой политической культуры является степень ее институализации, ибо только она в конечном счете реально обеспечивает возможность воздействовать на политические процессы, регулировать их.
В политическую культуру включаются не только достижения, нормы, идеалы, к которым люди стремятся в политике, но и средства, которые они используют для достижения, реализации этих идеалов. Именно в средствах осуществляется решающий, критический для политики переход от идеи к политической практике. Средства деятельности вообще служат важнейшим культурным феноменом, в значительной степени определяют уровень развития культуры данного общества. Можно сказать, что каждая эпоха отличается не столько тем, к чему люди стремятся в политике, сколько тем, как, какие средства они используют для достижения этих целей и идеалов.
Всякое значительное преобразование в политике требует обновления, внесения разнообразия в средства ее осуществления. При этом необходимо иметь в виду, что средства — это, видимо, наименее подвижный элемент политической культуры, а набор используемых средств, степень их распространения, мера усвоения обществом и эффективность определяются двумя важнейшими факторами. Во-первых, существует ощутимая зависимость возможности использования средств от накопленного людьми исторического опыта, только через такую проверку и подтверждение та или иная норма политического поведения становится его средством — социально приемлемым и распространенным способом достижения желаемых политических результатов. Во-вторых, богатство или бедность арсенала средств политического действия зависит от общей культуры общества, именно в этой сфере формируются, закладываются предпосылки выбора средств, адекватных целям.
Выбор направлений, средств политики определяется таким компонентом политической культуры, как политическая ориентация — готовность субъекта к определенному типу политического действия. Видов политической ориентации множество, их можно разделить по нескольким основаниям. По отношению к различным видам политической деятельности выделяют следующие: I. Установка на политическое отчуждение, выражающаяся в
172
неприятии всего, что связано с политикой как возможной сферой социальной активности, сосредоточении усилий на решении проблем личной жизни при их четком сознательном дистанцировании от проблем общего, политического характера.
II. Ориентация на политически пассивное поведение, в рамках которого человек не чувствует себя и не стремится быть субъектом, носителем активности. В рамках такой ориентации осуществляется чисто принудительный контакт с политической властью, социальные перемены рассматриваются как необходимые и желательные, но происходящие как бы сами по себе, без активных и целенаправленных усилий субъекта. Господство подобной ориентации оборачивается в конечном счете утратой возможности влияния на социально-политические процессы и события.
III. Готовность к политически активному поведению, которое может осуществляться как в рамках традиционных политических организаций и структур, так и вызвать формирование новых политических объединений и структур. Данный тип политической ориентации является чрезвычайно разнородным и по целям, и по спектру методов деятельности, организационному оформлению политических действий.
Политические ориентации различают также по отношению к типам политических изменений. Здесь выделяются консервативная и революционаристская ориентации. В рамках консервативной ориентации смысл политического действия видят в сохранении того, что уже есть, максимальном использовании достигнутого политического опыта и уровня развития. Если консерваторы любые подвижки, изменения в политике рассматривают как нежелательные, ухудшающие состояние общества, то революционеры, наоборот, считают постоянные и решительные изменения в политике наиболее приемлемым ее состоянием.
Следует иметь в виду, что база консервативных ориентации в политике может быть очень широкой, включать в себя людей, обладающих как высоким, так и достаточно низким социальным статусом, но боящихся перемен, оборачивающихся подчас ухудшением их и без того нелегкого положения. Консерватизм — это не только и не всегда узость мышления, приверженность традиционным методам решения политических проблем, недоверие ко всему, что выходит за 'привычные рамки ограниченного политического опыта, но и вполне оправданное стремление к сохранению достигнутого, преемственности в политике. Интеллектуальным основанием консерватизма служит представление об обществе как неуправляемой сложности, возникающей в ходе естественного развития и не поддающейся регуляции. Приверженность социальной стабильности исходит из убеждения, что,
173
поскольку люди несовершенны, они не могут создать совершенное общество.
В отличие от консерватизма революционаризм, наоборот, упрощает социальную реальность, исходит из возможности полного знания законов и важнейших принципов ее бытия, строительства социальных отношений по избранному проекту.
Третьим возможным основанием для различения политических ориентации может быть отношение к средствам политической деятельности. Здесь необходимо выделить политический радикализм, определяющими признаками которого служат склонность к решительным действиям, стремление к быстрому и простому пути решения сложных проблем, непоколебимая уверенность в собственной правоте. Нацеленность на форсирование событий, предопределяющая выбор жестких средств политического действия, рано или поздно приводит к разрыву целей и средств политического действия. Цели могут быть весьма благородными, а средства их реализации — низкими, античеловечными. Формой политического радикализма служит экстремизм с такими его неизбежными атрибутами, как стремление к политической идентификации через конфликт, конфронтацию с другими политическими силами, демонстрацию пренебрежения к законам, отбрасывание политического оппонента.
Противоположная радикализму реформистская ориентация выражается в приверженности к постепенным, поэтапным изменениям, которые считаются наиболее приемлемыми для общества, дающим возможность людям, социальным структурам и организациям приспособиться к новым реалиям, условиям жизни.
В состав политической культуры входит также обширная группа компонентов, с помощью которых осуществляется организация политической жизни, поддерживается ее устойчивость: традиции, передающие от поколения к поколению модели политического поведения, а также процедуры. И те, и другие играют весьма• заметную роль в политическом процессе и действии. В своем политико-культурном аспекте процедура — это вид политической традиции, ритуал, который характеризуется жесткой формализацией, строгой последовательностью действий (нарушение ее чревато различными осложнениями и является крайне нежелательным), направленных на достижение обозначенной заранее цели. За часто экзотической внешней стороной политического ритуала действует проверенный временем механизм, позволяющий, как правило, в острой политической ситуации (например, в момент смены власти, конфронтации правительства и оппозиции, внесения быстрых изменений в
174
систему политических институтов и т. д.) сосредоточить внимание не на форме или организации политического процесса (она в этом случае оказывается строго заданной), а именно на содержании возникшей проблемы, возможных способах ее разрешения, оценке наиболее значимых последствий.
3. ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ
Содержание политической культуры в огромной степени зависит от уровня исторического развития и меняется в ходе политических перемен, хотя очень часто и не поспевает за ними синхронно. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной политической общности или ее части вводится понятие типа политической культуры, фиксирующее наиболее общие черты поведения И политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на события и политические стимулы. Поскольку оснований для выделения типов может быть достаточно много и в таком качестве могут выступать и исторические эпохи, и различные формы отношения к политике, и характер политической деятельности, и социальные слои, группы ее осуществляющие, а также регионы и типы мировоззрения, то естественно, что видов типологии политической культуры тоже может быть много.
В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их. типология, предложенная Г. Алмондом и С. Верба . Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определенному времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации
власти.
I. Патриархальная политическая культура, ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе,
II. Подданническая политическая культура, характеризующаяся сильной ориентацией на политическую систему, но слабым активным участием в ее функционировании.
III. Активистская политическая культура, с такими ее сущностными чертами, как заинтересованность в политической системе и активное участие в ней.
В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и, активистская, или политическая культура участия. Рассмотрим, характерные черты каждого из этих типов.
175
Признанным достоинством подданнического типа политической культуры служит ее способность быть фактором действенной и быстрой мобилизации огромных масс людей, направления их энергии на совершение социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований. Носителем целесообразности этих преобразований является не индивид — непосредственный участник событий, благодаря энергии которого они и осуществляются, а история, дающая впоследствии оценку полезности и необходимости проделанной работы.
Поскольку социально-политическая инициатива и действующий в политике человек оказываются в такой ситуации оторванными друг от друга, привести в движение большую массу людей в этом случае возможно только при очень высоком уровне дисциплины, упорядоченности, организованности в функционировании политического механизма. Необходимым компонентом такого типа упорядочения социальных связей служит жесткая, все нарастающая централизация управления, локализация процесса принятия политических решений во все более сужающемся круге доверенных, посвященных лиц.
Инициатива как политическое качество уходит из общества, заменяется дисциплиной, исполнительностью, работой по реализации очередных указаний и выполнением предначертаний. Поскольку существует и углубляется потребность в источнике указаний и предначертаний, происходит наращивание чисто авторитарных методов политического руководства, растет и потребность в зримом воплощении силы и авторитета политической власти — в политическом культе. Поэтому он с неизбежностью снова и снова воспроизводится вокруг личности высшего политического руководителя, практически независимо от способностей, качеств реальной личности, занимающей этот пост.
Политический культ — зримое воплощение наличия в обществе подданнической политической культуры, при своем длительном существовании оказывает разрушающее действие на собственно культурные основания политического процесса и его регламентации: инициативу, ответственность, уверенность, накопление и использование политического и исторического опыта, целеустремленность. Происходит постепенное истощение, деградация инициативы на личностном, микросоциальном уровне, укоренение трудноизживаемой болезни вечного ожидания благ сверху.
В активистской политической культуре основным источником политического действия становится человек, а важнейшим критерием оценки политической организации служит ее способность инициировать активное политическое действие.
Активистская политическая культура более сложна по своему содержанию, структуре, формам выражения, чем предшествующий
176
ей тип. Для замены простого исполнительства квалифицированной и конструктивной самодеятельностью в политике требуется иной уровень знаний и представлений о политическом процессе, причем ощущается острая необходимость именно в реальных, имеющих практическую направленность знаниях, с помощью которых можно воздействовать на механизм политической власти, участвовать в принятии политических решений, обладать навыками организации
политических процессов.
Важнейшая черта политической культуры данного типа — широкое распространение представления об автономии интересов личности и государства. Оно исходит из понимания, что соединение общественного и частного может происходить не ва путях самоотречения и абсолютизации одного и игнорирования другого, что неизбежно оборачивается ростом социальной напряженности, политическими конфликтами и нарастанием взаимных претензий, но на основе формирования четкого представления о существующей иерархии интересов, через которую и возможен выход деятельности субъекта на уровень реализации социальных
потребностей.
Смена типов политической культуры, какой бы острой ни
была в этом необходимость, не осуществляется сразу, требует определенного времени. Можно говорить о специфических переходных состояниях, в рамках которых происходит ломка одного типа политической культуры и становление другого.
Чертами перехода служат многообразие политических ориентации при отсутствии определенного и явного доминирования хотя бы одной из них, быстрая смена политических предпочтений, вспышка экстремизма с его склонностью к использованию крайних форм, средств политического воздействия типа голодовок, забастовок, других форм силового и эмоционального давления на власти. В свою очередь, власти в этот период вдут на использование уголовных и административных мер там, где можно применять политические, и т. д.
Переходный тип социальной регуляции поведения «нередко характеризуется «междуцарствием» социальных норм, то есть таким положением, при котором «традиционные» нормы (обычаи) теряют свою силу, а «современные» лишь начинают действовать» Это ведет к тому, что в реальном политическом поведении многие люди руководствуются разнородными политическими нормами, как соответствующими политической ситуации, так и далеко не
адекватными ей.
На характер, специфику политической культуры оказывают
значительное воздействие региональные и исторические особенности той страны, где она господствует. Это выражается в своеобразном, свойственном только данной модели политической
177
культуры сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в доминировании одних ценностей и подчиненном положении других.
В одном из подробных и авторитетных исследований региональных особенностей политической культуры" отмечаются, например, такие черты ее своеобразия у разных народов. Для Японии характерно то, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность, преданность по 'отношению к той или иной политической программе или организации. Политическая культура англичан отличается своеобразной иерархией политических ценностей, распределяемых по степени значимости таким образом: милосердие правительства, свобода, неприятие равенства, личная неприкосновенность, диффузия руководства, власти, пределы власти правительства, благосостояние, внешняя оборона, эволюция и ассимиляция.
Своеобразие политической культуры индийцев заключается в сочетании в ней двух основных моделей поведения: традиционной, массовой, ориентирующейся на местные обычаи и нормы регуляции политических отношений и столичной, современной, элитарной.
В американской политической культуре большое значение имеет сочетание двух типов правил поведения: норм-целей, нацеливающих человека на достижение успеха и рассматривающих интенсивную конкуренцию как условие социальной и личной динамики, и норм-рамок, обеспечивающих стабильность социальной организации и закрепляющих результаты конкуренции. Основные политические течения различаются как раз ориентацией на разные типы этих ценностей. «Политический либерализм в его классическом варианте оказался коррелятивен с ценностной ориентацией прежде всего и преимущественно на «нормы-цели», а политический консерватизм—на «нормы-рамки», которые должны упорядочивать стихию конкурентной борьбы за успех» .
Доминирование в политической культуре народа или социальной группы определенных ценностей и ориентации отнюдь не ведет к однообразию поведения и вообще политической жизни, оставляет для конкретного субъекта большую возможность для самостоятельного выбора своих политических предпочтений и способов вхождения в политические отношения. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение тех норм,
178
ценностей, ориентации и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса.
Политическая культура — это именно механизм поведения, она проявляется реально в действиях, а не в словах. Народ, по поводу которого употреблено, пожалуй, самое большое количество слов, так и остался народом с низким уровнем политической культуры, не владеющим реальными навыками влияния на политику, впадающем или в апатию, или в истерию на каждом повороте своей исторической судьбы, «политическая невоспитанность россиян сказывается, между прочим, в неумении искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц» .
Деятельно-практическая сущность политической культуры делает важнейшим средством ее передачи и усвоения исторический опыт. Именно через него происходит накопление се наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством же передачи исторического опыта, делающим его фактором актуального политического процесса, служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Внося в политику значительный элемент устойчивости, определенности, статичности даже, традиции создают возможность более или менее успешного прогнозирования в политике. Они служат тем каркасом, на котором формируются многообразные политические действия больших масс людей в сфере политики. Действие традиций находит выражение в устойчивых склонностях поведения, воспроизводящихся в самых различных исторических обстоятельствах. Так, в специфике американской политической жизни многое лучше понять, если принимать во внимание действие индивидуалистической традиции.
Для российской политической культуры такой устойчивой традицией, действие которой является весьма ощутимым как в нашей политической истории, так и в современности, служит политический радикализм: предпочтение решительных действий в политике всем иным, уверенность в наличии быстрых и простых путей решения сложных проблем и стремление к их реализации. Во многих политических ситуациях такая ориентация является вполне приемлемой и необходимой, например, когда в силу тех или иных обстоятельств существует жесткая предопределенность, альтернативность выбора или угроза для данной политической общности. Но, как правило, такие ситуации в сфере политики возникают не часто в силу того, что здесь отсутствует обязательное совпадение социальной и политической структур (и представители разных социальных групп входят в одни и те же политические
179
формирования, и наоборот), всегда существует множество возможных вариантов действий при отсутствии явных преимуществ или противопоказаний для них,- а значительное количество непредвиденных последствий выявляется только со временем.
Решающее значение для определения типа любой политической культуры имеет сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такое состояние, когда элементы политической культуры связаны со всеми этими аспектами бытия. То есть через традицию, разнообразные компоненты исторического опыта она связана с прошлым, с помощью нормы, институтов, ценностей, способов политического действия осуществляет активное воздействие на актуальную политическую практику, а через цели, политические ориентации способна влиять на будущие
политические события и процессы.
Разрыв же этих временных компонентов политического бытия лишает политическую культуру возможности сколько-нибудь целесообразного влияния на политические процессы, разрушает ее структуру. Абсолютизация значения прошлого, исторического опыта делает ее ведущим элементом ритуал, политика превращается в систему строго регламентированных действий со все менее ясным для основной массы людей смыслом. Эти действия во все меньшей мере имеют отношение к реальным проблемам той социальной и политической среды, в которой они разворачиваются, никак не влияют на течение событий.
С другой стороны, отрыв от прошлого оборачивается нарастанием исторического нигилизма, выражающегося в отрицании позитивного значения исторического опыта, разрушения отправных • точек исторического движения, лишении его смысла. Результатом • подобной настроенности становится крайнее безверие мятущейся ~ личности, стойкое представление о хаотичности исторического движения, его полной зависимости от произвола и случайности. Существует несомненное совпадение отчуждения от истории в прошлом и от политики в настоящем, выражающееся в том, что они воспринимаются человеком как места хаоса и потери жизненного смысла, где вполне приемлемы такие типы отношения к жизни, как апатия, отчуждение или бессмысленный бунт.
В отношении связи настоящего и будущего доминирующим в современных формах политической культуры становится стремление к преодолению противостояния, жесткого разрыва между ними. Различного рода политические цели, программы и прогнозы становятся более реалистичными, они исходят не только из отрицания, критики настоящего, но и из понимания его ценности, необходимости его сохранения.
180
4. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАШЕЙ СТРАНЕ
Многие характерные черты динамики политической культуры могут быть выявлены при анализе реальных политических процессов, происходящих в нашей стране. Для современного состояния нашего общества характерна болезненная ситуация, когда старые механизмы обеспечения социальной упорядоченности оказались сломанными или неэффективными., и идет сложный, необходимый поиск нового механизма, основанного не на отрицании и нивелировке социальных интересов, а на признании их специфики и автономности.
Следует при этом иметь в виду, что развитие политической культуры — это практический процесс и решающий фактор ее становления—приобретение навыков практического и эффективного участия граждан в решении насущных проблем общественной жизни. Низкий уровень политической культуры в значительной степени объясняется отсутствием опыта инициативного демократического участия в управлении и принятии политических решений. Это порождает отношение к политике как к сфере выполнения директивных указаний, разрыв связей между проблемами существования индивида и проблемами политической деятельности и политических отношений.
Однако ныне существует целая серия долговременных внешних и внутренних обстоятельств, радикальным образом меняющих как условия политической деятельности, так и ее мотивацию и средства осуществления. Происходит ощутимое умножение количества императивов социального бытия (экологических, энергетических, гуманитарных, медицинских), что предъявляет все более жесткие требования к политике, способной обеспечить выживание, безопасность и процветание как отдельной страны, так и всего человечества. Причем эти субъекты политического процесса оказываются неразрывно взаимосвязанными. Но из нарастающей жесткости условий выживания вытекает необходимость умножения направлений поиска наиболее оптимальной, удовлетворяющей важнейшие потребности стратегии выживания, что оказывается осуществимым при понимании необходимости многовариантности развития. Оно же вырастает из способности воспринимать многообразие интересов и ориентации как естественного состояния.
Об эволюции содержания политической культуры свидетельствует значительное обновление таких ее структурных компонентов, как навыки, ориентации, методы политического действия. Происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества демократического политического процесса, его восприятие как важной гарантии необратимости демок-
181
ратических преобразований. Налицо становится значительная дифференциация и открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений.
Возможность ведения успешной политики в условиях многообразия интересов и типов развития предполагает высокоразвитую способность кооперации усилий, взаимодействие между носителями разных интересов и политических ориентации, а его предпосылкой может быть только терпимость к существующим реалиям и интересам. Но терпимость — это свойство, вырастающее из информированности людей друг о друге, благодаря ей происходит как бы узнавание себя в другом, преодоление чувства принадлежности к географическим, социальным, мировоззренческим антиподам, которое буквально взращивалось в сознании наших людей в течение длительного времени. На этой же основе формируется открытость к усвоению мирового опыта, способность видеть собственные проблемы на фоне мировых.
Информация, таким образом, становится политической силой, в значительной степени творящей новую политическую культуру, вносящей в нее такие качества, как: глобализм, постепенное преодоление чувства фрагментарности, разделенности человечества; быстрота распространения и реагирования на те или иные жизненно важные для социальной и политической общности сведения, в силу чего информационные предпосылки важных политических преобразований могут чрезвычайно быстро (практически во взрывной прогрессии) формироваться в сознании
огромных масс людей; реализм, освобождающий человека от подчинения его поведения мифологизированным представлениям, ложной статистике, искаженным данным о своем месте среди других народов и обществ. Конечно, это рождает и чувство горечи, разочарования не только в предыдущих моделях развития, но и вообще во всяком рационально прогнозируемом будущем, порождает у определенной части людей склонность к мистическим, иррациональным формам отражения действительности и разрешения жизненных проблем.
Политика становится действительно массовым делом, поднимающим на осознанное, политическое действие огромные массы людей, она все в меньшей степени умещается в рамки обычной политической организации: политические партии, формируя движения, фронты, форумы — именно такой характер носят движения за реализацию наиболее фундаментальных политических потребностей современности: за мир, экологию, демократию. .
Ситуация ломки, смены типов политической культуры стимулирует доминирование двух основных видов политической идентификации:
182
популистской, при ориентации на немедленное требование реализации непосредственных проблем без учета и прогнозирования последствий и перспектив такого рода движения; и национальной, под воздействием таких факторов, как язык, особенности культуры или антропологические черты. Политическая консолидация на национальной основе предполагает как последовательное обеспечение и защиту своих собственных интересов, бережное отношение к теории, культуре, традициям своего народа, так и уважение чужих национальных интересов.
Действие политических установок в условиях реального усложнения политической жизни, как это и происходит в нашей стране, порождает элементы конфронтации, антагонизма как раз там, где они наиболее опасны и наименее нужны. Сказывается нестабильность, разнородность, отсутствие наработанных и общепринятых процедур разрешения возникающих в новых условиях политических проблем. При отсутствии общепринятых норм регуляции политических процессов бытуют крайние формы отношения к политике или как к жесткой системе иерархических связей, не допускающей никакого отклонения от предначертанной линии поведения, или, наоборот, у многих людей при входе в сферу политических отношений происходит то, что можно назвать «отпуском сдерживающих тормозов», когда политика воспринимается как сфера реализации чисто эгоистических или узкогрупповых интересов.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Политология
|
|