Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (3)

Раздел 6. Духовно-нравственные чувства

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 6. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

1. О ВЕРЕ

Существует распространенное мнение будто люди могут прожить жизнь без всякой веры и будто "образование", а в особенности "научное образование", несовместимо с верою. Образованный человек, думают люди, не может верить: он слишком много "знает", и "самое существенное" он уже "понял"; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и что эти законы рано или поздно будут изучены; во что же ему еще "верить"? Сущность культуры и прогресса сводится к следующему: идет просвещение, а вера уступает и исчезает. Согласно этому, верить могут лишь те, кого еще не коснулось просвещение, но вот придет время - они будут просвещены и перестанут верить, ибо на самом деле всякая вера есть не что иное, как суеверие. Итак: будущее принадлежит просвещенному безверию и безбожию.

Тот, кто хочет зорко и верно видеть происходящее и, особенно понять и одолеть переживаемый нами духовный кризис, должен прежде всего вдумчиво отнестись к этому воззрению и критически разобраться в нем, ибо оно укрывает в себе не одно роковое недоразумение или заблуждение.

Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят и что поэтому их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Ведь возможно, что они верят не в Бога, а во что-то другое...Во что же? В нечто такое, что они принимают за главное и существенное в жизни.Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет такой предмет, тот верит в него. Душа прилепляется к тому, во что ты веришь, и как бы живет и дышит им; ты желаешь предмета своей веры, ты ищешь его; он становится источником твоей радости и остается им даже тогда, когда тебе его не хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище, а где сокровище твое, там и сердце твое, так и вера твоя.

46

Верить, это не значит "принимать за истину". Вера - это совсем иное. О вере можно говорить только там, где истина воспринимается глубиной нашей души; где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа; где говорит сердце, а на его голос отзывается и остальное существо человека.

Сколько бы мы ни искали, мы не найдем такого человека, который ни во что не верил бы. Чем глубже заглянем мы в человеческую душу, тем быстрее мы убедимся, что человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки.

Нет людей без веры. Бывает, что вера у человека еще не проснулась. Таких людей можно назвать людьми с дремлющей верой, которая проснется в час испытаний.

Жить на свете - значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и образованные и необразованные, и умные и глупые, и сильные и слабые. Вера всегда остается первичной силой человеческой жизни - совершенно независимо от того, понимают люди это или нет. Человеку дана возможность дорожить своей верой, беречь ее, укреплять, очищать и углублять; как бы строить ее и воздвигать на ее основе свое миросозерцание и свой характер; формировать ее содержание в виде догмата и символа веры; создавать на этом фундаменте церковь и богослужение; превращать ее во всеохватывающую целокупность жизни и смерти. Однако человек имеет и другую возможность - пренебрегать своею верой. Человек может заблуждаться в своей вере и идти по ложным путям; он может разочаровываться в своей вере и отходить от нее; он может изменять ей по расчету и "продавать" ее. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно - жить без веры.

Вера не есть просто некоторое "ощущение" или "чувство". Напротив, она есть некий целостный жизненный опыт, некое миросозерцание и система действий; она вовлекает в свой процесс и волю, и мысль, и слово, и дело - все сразу, всего человека целиком: ибо вера исходит из последней глубины человеческого существа и потому неизбежно захватывает всего человека. Только при этом условии вера становится деятельной, творческой силой: укорененной, искренней, цельной и победной. 

Комментарии (3)
Обратно в раздел Педагогика











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.