Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (3)

1. Человек как предмет познания

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

Долгое время познание души человека было задачей богословия и аскетических подвигов Святых Отцов православной Церкви. Нравственное богословие и святоотеческая литература хранят истинные и бесценные знания по психологии человека. Психология как наука о душе появилась на свет в истории человечества как отрасль философского знания. Начиная с XVII века психология стала развиваться как самостоятельная научная область, в рамках которой разрабатывались различные психологические теории и накапливались опытные знания о душе независимо от религиозного учения. Таким образом сформировались различные представления о природе человека и его душе. Человек в религиозной и научной картине мира представляется различным существом. В научной картине мира он представлен как биологическое и социально-историческое существо. В религиозной - как существо духовное.

Отрицание духовного божественного начала в человеке приводит к неадекватному пониманию его жизни и поведения. Отрицая возможность духовного бытия человека, высшей сферой его развития признается социально-историческое бытие, а то что связано с вневременными вечными духовными ценностями его личности вовсе исчезает. Вместе с ними исчезает душа как явление, как феномен внутренней жизни человека и как объект научного рассмотрения. "Будущий историк нашей современной духовной культуры, -пишет С.Л. Франк в предверии октябрьской революции, - вероятно с удивлением отметит как один из характернейших ее признаков отсутствие в ней какого-либо определенного и признанного учения о существовании человеческой души и о месте духовной жизни человека в общей системе сущего" 12. "...В течении относительно длительных периодов человечество, по-видимому, способно терять научный интерес к себе самому и жить, не понимая смысла и существа своей жизни. Так, по крайней мере, обстоит дело с нашей эпохой, начиная с момента, когда единственным официально признанным философским учением о человеческой жизни стала так называемая эмпирическая психология, которая сама объявила себя "психологией без души"13. "... Несомненно: живой, целостный внутренний мир человека, человеческая личность, то, что вне всяких теорий называется нашей

27

"душой", нашим "духовным миром", в них совершенно отсутствует. Кто когда-либо лучше понял себя самого, свой характер, тревоги и страсти, мечты и страдания своей жизни из учебников современной психологии, из трудов психологических лабораторий?... Для того, чтобы в настоящее время уяснить себе человеческую жизнь, свою и чужую, нужно изучать произведения искусства, письма и дневники, биографию и историю, а никак не научную литературу по психологии" 14. И хотя эти слова С.Л.Франка о психологии и о душе написаны около ста лет назад, их вполне можно отнести и к нашей современности. Среди студентов бытует мнение, что психология по существу пустой предмет и не может предложить полезных для жизни знаний. Современная психология как "наука о душе" о самой душе и душевной жизни человека сказать ничего не может, потому что душа, в житейском понимании этого слова, не является предметом ее изучения.

Психология как область человекознания достаточна богата исследованиями, но в них мы не найдем объяснения духовным явлениям и не ответим на многие вопросы, касающиеся высшей духовно-нравственной сферы существования людей. Для ответа на эти вопросы следует обратиться не только к научным трактатам по философии и психологии /3/, но и заглянуть в Библию /1/.

В современной же науке, в частности, в психологии и педагогике, проблема, связанная с описанием и объяснением высшей духовно-нравственной сферы человеческого существования, несмотря на свою значимость, исследована недостаточно и в большинстве работ полностью игнорируется. В объяснении психических явлений существует дефицит знаний в области взаимодействия человека с духовным миром и раскрытия духовной сущности человеческой души. Для восполнения этого дефицита в последние годы в России создаются новые научные направления - христианская педагогика и психология /4;9;12;13 и др/. Необходимо отметить, что эти направления во многом продолжают традиции русской дореволюционной научной мысли в области религиозной философии (И.А. Ильин /11/ и др.), педагогики (В.В. Зеньковский 111 и др.) и психологии (Феофан Затворник /16; 17; 18/, В.В. Зеньковский /6;8/), св.Игнатий (Брянчанинов) /10/ и др./2/).

28


12Франк С.Л. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 421.

13Там же.

14Там же, С. 423.

Комментарии (3)
Обратно в раздел Педагогика











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.