Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (3) 5. Порядок творенияСОДЕРЖАНИЕ5. ПОРЯДОК ТВОРЕНИЯ Последовательность творения /1, Быт., 1,1 - 2,3/ раскрывает перед нами картину того, как природа шла вперед к совершенству /5, С. 23/. Почему появление из земли растений предшествует животным, а животных -человеку? Очевидно не только для того, чтобы служить пищей. Перед нами -три различные формы жизни, в которых заключается особая жизненная и душевная сила. "Одна сила - только растительная и питательная, подводящая то, что нужно для роста питаемого; она называется природной и усматривается в растениях"/5, С. 22/. В растениях отсутствует чувствительная сила. В животных она присутствует и добавляется к питательной силе, свойственной растениям. Животные не только питаются и растут, но могут передвигаться и воспринимать окружающее, обладая чувствительностью. Человек своим совершенством возвышается над животными благодаря словесной природе и уму. Все три силы присутствуют в человеке и содержатся в нем. Рассматривая внутреннее устройство человека мы можем в нем выделить ум и тело. В составе телесного можно выделить вещество, лишенное жизни и то, в чем присутствует жизненная сила (энергия), которая разделяется в свою очередь на силы растительную (питательную) и способную к чувству. Чувственное разделяется на словесное и бессловесное. Таким образом, в составе человека можно выделить эти три природы, иерархически представленные в порядке творения - тело, душа и дух. "...Говоря "тело" вместо "питательная часть", "душою" означая чувствующее, а "духом" -умное" /5, С. 24/. Господь в Евангелии, поучая книжника, указывает на три состава человека - сердце, душу и помышление. Под серцем разумея телесное состояние, душою - среднее, а помышлением - высшую природу, умную и творческую силу. Каждой природе свойственны свои стремления (произволения): плотской свойственно заботится о чреве, о его сладострастии; душевной - то, что в середине между добродетелью и злом, возвышается над последним, но не вполне причастно первой; духовной - то, которое созерцает совершенство божественного гражданства /5, С.24/. Различая душевную и духовную природу Апостол говорит: "Душевный же человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?"/1, 1Кор.2, 14-16/. Потому как душевный превосходит плотского, так аналогично этому духовный выше душевного. Человек, имеющий совершенную душу (дух) мог быть сотворен только последним в порядке творения, т.к. в словесном заключаются и все остальные уровни организации жизни, а в чувственном всегда есть и природный вид, а в природном всегда бывает только вещественное. Таким образом, природа как бы из ступенек, т.е. из отличительных признаков жизни, совершает путь 26 восхождения от самого малого к совршенному" /5, С. 24-25/. В человеке все устроено целесообразно и иерархично, в соответствии с требованиями его высшей словесной природы. Комментарии (3)Обратно в раздел Педагогика |
|