Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (3) 2. Человечество и личностьСОДЕРЖАНИЕ2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ Человек - существо соборное. "Когда Бог сотворил Адама, - как пишет профессор Карл Адам, - Он сотворил всех нас сразу в его семени. Он сотворил нас в связности естественной и сверхъестественной судьбы с нашим родоначальником. Человечество ни что иное, как исторически развертывающийся первочеловек, следовательно, не случайное сосуществование и чередование индивидуумов, но органическое единство и целостность, одно единственное - "мы""1. Для выражения такого рода естественной и сверхъестественной связности людей существует понятие -соборность. Бог сотворил человека из "праха земного" по образу и подобию Своему, а это означает, что в человеке соединены две противоположности - материя (тело) и дух. "В человеке две противоположности, а сознание одно -личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовный; если на стороне плоти - будет человек плотский. Дух в плотском человеке не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает"2. Человек - существо общественное. В реальной жизни, от рождения до смерти, человек окружен людьми, которые оказывают на него сильное 7 формирующее воздействие. В общении с окружающими человек становится человеком, подражая им и воспринимая их способ действий, чувств и мыслей. В общении формируются навыки нравственного или безнравственного поведенияи и воспитывается личность человека. Личность в психологии понимается как некая интегральная целостность, трансформирующая в себе психосоматические, социальные и духовно-нравственные явления человеческой сущности. Слово "личность" представляет собой единство трех интегральных разноуровневых смысловых содержаний: "лик", "лицо" и "личина". Лик - (древ.-слав.) светить, лучеиспускать; (цер.-слав.) образ, изображение. Этим словом можно обозначить в человеке его духовную сущность, или святость. Лицо - ипостась, существо. Лицо для человека является выражением его истинно человеческой сущности. Лицом он обращается к Другим людям, к миру, к тому, с кем он взаимодействует и на что обращает внимание. Личина - маска, харя. Это слово служит для обозначения той темной сущности, греховной и лукавой, которая скрывается под внешней благообразностью человеческого лица. Если жизнь человека проходит среди других и совместно с другими людьми, то умение общаться, взаимодействовать и ладить с ними оказывается для него наиболее значимым качеством личности, от развития которого во многом зависит его жизненное благополучие. Характер общения человека с другими зависит от того, с какого "этажа" (уровня организации) личности он в данный момент к ним обращается. Лик, духовное существо человека, образ его духа, который сияет своей святостью и освящает другого своей чистой, бескорыстной и преданной любовью, лишенной чувственной основы, и, вместе с тем строгостью молчаливого упрека, пробуждающего совесть. В "лике" сосредоточен молитвенный дух и в нем совершается духовное общение - молитва. Лицо человека, являясь зеркалом души, притягивает к себе своим доверием, открытостью, достоинством. На этом уровне между людьми устанавливаются личные душевные отношения, которые могут быть весьма многообразными, многогранными и даже противоречивыми, но они всегда остаются человеческими. В социальной психологии эти отношения изучены достаточно хорошо и рассматриваются как межличностные, {официальные, неофициальные, деловые, эмоциональные и т.д.). Если же человек, обращаясь к другому, надевает личину, маску, скрывая свои истинные намерения, то по существу он уже не может относиться к нему как к человеку. Он не вопринимает, ни его человеческого достоинства, ни души, безразличен к его переживаниям, к его личности и его жизни. Он заинтересован только в том, как получить от другого желаемое (достояние или поведение). Такой подход к человеку в духовной литературе определяется как пристрастный, диктуемый страстью (пороком) и является формой страстного (порочного) поведения. Этот тип отношений, строго говоря, нельзя назвать 8 человеческими, так как личность человека в них теряется. В психологии для обозначения подобного рода отношений используется термин "потребительские (манипулятивные) отношения". В человеке при рождении присутствует потенциально вся полнота человеческих возможностей его духовного, душевного и физического развития. Но в связи с неразвитостью физических и душевных сил новорожденного, которые формируются в процессе его последующего роста и развития, в нем наиболее ярко и во всей полноте проявляется его духовная сущность - лик. Это свидетельствует о том, что в ребенке святость и духовная восприимчивость являются первичными и присутствуют от рождения, а не являются результатом развития и воспитания. Чаще случается, когда в процессе "воспитания" в бездуховной среде, святость и духовная восприимчивость ребенка подавляются и замещаются страстными (порочными) навыками. Такое разрушающее личность ребенка педагогическое воздействие называется не воспитанием, а развращением. Личность человека воспитывается и формируется в определенной культурной среде, в процессе взаимодействия с людьми в рамках конкретной социальной общности, какой является семья, школа, группа сверстников и т.д. Каждый человек социально характеризуется, как представитель некоего конкретного сообщества людей. В этом сообществе он больше ценится не своей индивидуальностью (духовной самобытностью), а своей похожестью на других, типичностью. В сообществе, в группе людей высоко ценится такое качество, как социабелъность, которая помогает ему легко встроиться, адаптироваться в это сообщество, стать таким как все и одним из многих (социализироваться). В социальном единении проявление яркой индивидуальности нежелательно, так как благодаря своей личностной направленности, она противостоит групповому единству и может его ослаблять и разрушать. Таким образом, социальные привязанности человека могут оказаться существенной преградой в его духовно-нравственном самоопределении и развитии. Возникает противоречие между социальным и духовным началом в человеке, решение которого требует от него определенной жертвы и подвига. Во время общественных кризисов ослабевает или вовсе разрушается привычная связь с обществом. Человек чувствует оставленность, испытывает социальное сиротство. Значимыми для него остаются только личные человеческие отношения с людьми, проверяется дружба, любовь, высоко ценятся взаимопомощь и сострадание. Во времена социальных бедствий в человеке, по мере ослабления и разрушения привычных социальных уз, раскрепощаются его духовно-нравственные силы и он обращается за помощью не к обществу или другим людям, а к высшим силам, вспоминая о Боге, у Которого он ищет помощи и защиты. "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится" - гласит народная пословица. Известный русский писатель 9 Солженицын, в своем произведении "Архипелаг Гулаг" описывает это уникальное благодатное состояние, в которое приходит заключенный, лишенный всего, что может связывать человека с миром материальным и социальным, на что он еще мог рассчитывать и надеяться. Он вдруг становится свободным от всех земных привязанностей, чувствует свободу, легкость и радость, ощущая невероятную близость к Богу и преданность Его воле. Эта близость приносит человеку такую неизреченную духовную радость и счастье, каких он в своей суетной и скорбной жизни никогда не испытывал и не мог испытать, потому что был духовно глух и слеп. Это трудное и вместе с тем благодатное время жизненных невзгод дается нам для того, чтобы наше духовное "я" могло пробудиться и окрепнуть. Но бывает и так, что человек в духовно-нравственном отношении оказывается ущербным - бездуховным и нравственно бесчувственным эгоистом. Тогда, при ослаблении и отсутствии внешнего социального контроля, темные силы, ничем не удерживаемые, вырываются из глубин его души и буйствуют в его делах и поступках, порождая зло, насилие, преступления. 10 1Цит. : "Отчего происходят бедствия". М.: Благо, 2002. С. 21. 2Еп. Феофан Затворник. Краткие мысли на каждый день года. 1991. С. 44. Обратно в раздел Педагогика |
|