Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (3) 1. О смысле жизни и бессмысленности существованияСОДЕРЖАНИЕРаздел 1. HPАВСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ 1. О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И БЕССМЫСЛЕННОСТИ Человек - существо нравственное. По мнению основателей христианской культуры, человеком может чувствовать себя лишь тот, кто познал себя, свое значение, свое состояние и свое назначение /10, С.365/. Человек, живущий бессмысленной жизнью подобен путнику, идущему не зная куда и не зная зачем. Глубокое чувство неудовлетворенности, полное отсуствие интереса к жизни - его постоянные спутники. Богатство не ослабляет, а скорее усиливает тоску: статистика свидетельствует, что наибольший процент удавшихся и неудавшихся попыток самоубийства совершают молодые люди из хорошо обеспеченных семей. Бессмысленность существования у человека порождает безответственное, легкое и равнодушное отношение, как к собственной жизни, так и к жизни других. Такой человек пребывает в рассеянности, которая становится его устойчивым психологическим состоянием. "Рассеянный обыкновенно непостоянен: его сердечные ощущения лишены глубины и силы, а потому они непрочны и изменчивы" /10, С. 271/. Он не может быть надежным другом. Познавательная сфера у него нарушена. Рассеянный, даже если он от природы наделен хорошими умственными способностями, по причине рассеянности не может познать существо и глубину изучаемых предметов и явлений. Обо всем, даже самом важном, он имеет весьма легкое поверхностное понятие. "Как мотылек порхает с цветка на цветок, так и рассеянный человек переходит от одного земного удовольствия к другому, от одного суетного попечения к другому. Рассеянный чужд любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бедствия людские... Скорби сильно действуют на рассеянного, именно потому, что он не ожидает их. Он ожидает одних радостей. Если скорбь сильна, но скоропреходяща: то рассеянный скоро забывает ее .в шуме развлечений. Долговременная скорбь сокрушает его. Рассеянность сама карает преданного ей: временем все прискучивает ему, и он, как нестяжавший никаких основательных познаний и впечатлений, предается томительному, безконечному унынию" (депрессии) /10, С. 371/. "Рассеянный подобен дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он открыт для воров, разбойников и блудниц" /10, С. 5 373/. Рассеянная жизнь, наполненная мелочными житейскими заботами отупляет человека, "пригибает его к земле", не позволяет развиться талантам, данным ему от природы, притупляет всякие душевные чувства и делает его существование суетным, бессмысленным, тягостным и невыносимым, доводящим до самоубийства. У людей, ведущих рассеянную жизнь душа больна до бесчувствия. Открытие истинного смысла жизни для человека означает не только обретение главной и конечной цели своего жизненного существования, но и познание пути, ведущего к ней. Это формирует сосредоточенное и сознательное отношение к жизни, воспитывает ответственность и организованность. Вот, пожалуй, главные условия душевного здоровья, полноты душевных переживаний и ощущения неограниченной духовной свободы. Но как не просто эти условия исполнить и как важно почувствовать себя "человеком с большой буквы", сохранить и приумножить богатства своей души - открыть и развить в себе природные таланты и способности, ощутить радость, силу, уверенность и твердость в себе, не унывать под действием случайных обстоятельств и скорбей. Главное в этом важном деле - познание себя. Достигнуть духовно-нравственного совершенства можно двумя путями. Первый путь - это активная работа над собой. Во-первых, необходимо вести сосредоточенную и внимательную жизнь, предполагающую собранность, организованность и сосредоточенность не только на себе, но и на тех делах, которые творишь и на их результатах. Этим достигается особое психологическое состояние, которое в аскетике именуется трезвением, или бодрствованием. "Желающие научиться вниманию, должны воспретить себе все пустые занятия. Исполнение же обязанностей частных и общественных не входит в состав рассеянности: рассеянность всегда соединена с праздностью /10, С. 373/. Занятие полезное, в особенности учебное или служебное, сопряженное с ответственностью способствует развитию такого внимания. Во-вторых, это - самовоспитание - сознательное строительство собственной души: преодоление дурных привычек, пороков и пристрастий и одновременное развитие положительных духовно-нравственных качеств (добродетелей). Второй путь, пассивный - это терпеливое перенесение тех скорбей и несчастий, которые встречаются с нами в жизни. Это трудный путь, но живительный, который открывается перед нами без нашего участия и желания, и на который мы вступаем чаще всего не осознавая его высшего смысла. Личный опыт каждому человеку подсказывает, что жизненные невзгоды (неудачи и скорби, материальные трудности, болезни и всевозможные социальные ограничения и лишения), несмотря на всю их тяжесть, часто приносят духовное и нравственное очищение, а с ним и просветление души. Человек страдавший становится нравственно чище, сердцем мягче, умом мудрее, а волей и духом крепче. Наши трудности и горести, если мы переносим 6 их в терпении, питают и укрепляют душу и превращаются в ее богатства - это благодатный ветер, надувающий паруса нашего духа. Мужественная душа духовно крепнет в испытаниях. Страдания, с точки зрения духовного роста, ценны не сами по себе, а только по своим результатам. Отнимая земное счастье, они ставят человека лицом к лицу с высшими ценностями, заставляют его открыть глаза на себя и мир, обращают его к Богу. Наш многострадальный народ, как видно, обладает большой выносливостью и терпением к страданиям и лишениям, а, следовательно, большой духовно-нравственной силой. Материальные стеснения, если они не травмируют душу, и человек терпеливо их переносит, не могут причинить большого вреда психическому состоянию человека, его душе. Ущемление телесных потребностей, которое происходит в жизненных обстоятельствах, независимо от нашего желания, и сознательные аскетические упражнения - два средства, которые приводят к освобождению духовно-нравственных сил в человеке. Не отчаивайтесь, когда вам придется пострадать в жизни, спокойно примите это и знайте, что страдания очищают душу и возводят к духовно-нравственному совершенству. Комментарии (3)Обратно в раздел Педагогика |
|