Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

ЛЕКЦИЯ 12. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ВОЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических сте­реотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке стереотипов, а приятные, привычные внешние условия облегчают об­разование временных связей и переживаются как положительные со­стояния.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигналь­ная система. Переживания могут возникнуть не только при непосред­ственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный ха­рактер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, ин­теллектуальные и эстетические.

Электрофизиологические исследования установили огромное зна­чение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической сис­темы. Специальные эксперименты обнаружили там существование цен­тров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждение» и «страдания». Подтверждена громадная роль эмоций в жизни человека.

Рассмотрим несколько теорий эмоций.

Первый, кто пытается раскрыть биологическую природу чувств, были Ч. Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение, и что по мере развития психики эмоции будут исчезать.

Выразительные движения, как показал Ч. Дарвин, носят приспо­собленный характер. На основе дарвиновского понимания эволюции приспособленных реакций организма можно утверждать, что эмоцио­нальные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав ус­ловия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающей среде.

 

Из дарвинской точки зрения на эволюцию полезных приспособ­лений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в про­цессе эволюции и развития до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственнос­тью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важ­ных функций животного.

В животном мире возникновение эмоций также связано с удов­летворением или неудовлетворением, но вследствие ограниченности потребностей животных, обусловленных узким кругом инстинктов (самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного), их эмоции соответственно ограничены и бедны.

У человека имеется огромное количество чувств, которых не существует и не может существовать у животных. Вместе с тем даже эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, ра­дость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга.

Близка к этой теории эмоций, предложенная американским фило­софом и психологом Джеймсом и датским врачом Ланге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двига­тельной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выражен­ными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой яко­бы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изме­нениями. Джеймс трактовал эти изменения, как причину эмоций. Плач, дрожь, смех, согласно этой точке зрения, - это источники, причина эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он пла­чет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он отметил, что те­лесные изменения, возникающие при различных, эмоциональных со­стояниях, весьма похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы объяснить качественные различия в высших, эмоциональных пережи­ваниях человека, а искусственно вызываемое прекращение поступле­ния органических сигналов в мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардал, который показал, что и телесные изменения и эмоциональные переживания возникают почти одновременно.

Биологическая теория эмоций П. К. Анохина построена на основе представлений о целостной физиологической архитектуре любого при­способительного акта, какими являются эмоциональные реакции.

Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции возникают в случае, если обратная информация совпадает или превы­шает ожидаемую, и наоборот, недостаток обратной информации по­рождает отрицательные эмоции.

Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, выполняют сигнальную и регулирующую функцию.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что пережива­ния возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, застав­ляют преодолевать встречающие на пути преграды.

Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма.

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, назы­вают экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообра­зен. Причем важно не только значение слова, но и то, что сказано: интонация, тембр голоса и т.д.

У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состоя­ние - радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не толь­ко во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз (мимика), появляется определенного характера жесты, (пан­томимика), возникают специфические оттенки в интонациях.

Познание человеком окружающей действительности будет непол­ным, если оно ограничивается только рациональным знанием, оно не­мыслимо без так называемой эмпатии, т.е. способности сочувствовать, сопереживать, разделять радость и огорчения других.

В сложном волевом действии можно выделить несколько основ­ных стадий и этапов.

  1.  Цель и стремление достичь ее.
  2.  Осознание ряда возможностей достичь цели.
  3.  Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности.
  4.  Борьба мотивов и выбор.
  5.  Принятие одной из возможности в качестве версии.
  6.  Осуществление принятого решения.

Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оце­ниваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность. При очень волевых качествах личности , можно ис­ходить из следующих их определений: целеустремленность, настойчи­вость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнитель­ность.

Основу воспитания воли человека составляет воспитание его во­левых качеств, в процессе его прежде всего самовоспитания. Следует понимать: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.

Вопросы:

  1.  Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании.
  2.  Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительнос­ти в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и прочее?
  3.  Чем объясняется, что если дать возможность человеку «выгово­риться», «поплакать», то ему легче перенести горе?
  4.  Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен ха­рактеру самого воздействия? Объясните причины возможного со­ответствия или несоответствия.
  5.  Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв реше­ние, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действо­вать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с испол­нением решения можно подождать. Чем объясняется возникнове­ние этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?

Глоссарий

Аффект - психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное, эмоциональное пе­реживание, при котором происходит нарушение волевого контроля.

Амбивалентность - одновременное переживание противополож­ных эмоций и чувств (характер, радости и горя, смеха и печали).

Апатия - психическое состояние, вызванное утомлением, тяже­лым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере инте­реса и безразличии к окружающему.

Вдохновение - психическое состояние, в состав которого вхо­дят стенические эмоции и творческое мышление.

Депрессия - подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Ирония - тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне поло­жительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.

Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с познава­тельной деятельностью.

Любознательность - интеллектуальное чувство, проявляющее­ся как потребность в познании.

Нравственные чувства - переживания человека в его отноше­ниях к другим и к обществу.

Страсть - эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин: интересы, убеждения.

Стресс - состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанного с эмоциональной перегрузкой.

Тревога - начальная стадия стресса, которая перестает в состоя­ние некоторого страха перед трудностями.

Чувство - психический процесс, который заключается в пережи­вании в различной форме, это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Эмоция - реакция человека и животного на воздействие внут­ренних и внешних раздражителей.

Эстетические чувства - чувства красоты, которые ярко прояв­ляются при восприятии произведений искусства, явлений природы, со­бытий общественной жизни.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.