Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

ОГЛАВЛЕНИЕ

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Период раннего феодализма в Европе

Этот период характеризуется влиянием христианской религии и церкви как идеологического оплота государства. Христианство наделило земную жизнь человека особым смыслом, придав всем человеческим деяниям духовную направленность (идеи милосердия, человеколюбия, святости, веры, праведности жизни). Церковь имеет монополию на образование. Образование приобретает богословский характер. Религия учит повиновению, покорности Богу, требует усмирения плоти ради спасения души. Отрицается наследие Античности как языческой культуры, но сохраняется большой авторитет Аристотеля. Средневековье характеризуется как мрачное время с кострами инквизиции, военными и политическими распрями, стихийными бунтами бедноты, эпидемиями чумы (XIII в. ).

Св. Августин Блаженный (353-430)

Св. Августин Блаженный внедрял идеи Христианства. Задачи воспитания связывал с постижением сердцем Божественного откровения, на котором основывается любовь к Богу. Выступал против языческих элементов в христианском воспитании. Главное место отводил изучению Библии, светские знания считал второстепенными.

Бенедикт Нурсийский (480-533)

Бенедикт Нурсийский основатель ордена анахоретов (Бенедиктинцев) в 529 г. , в котором были утверждены первые монастырские школы (господствующая до XI в. форма образования). Обучение велось на латыни, что стало традицией для преподавания. Латынь стала и языком ученых.

Карл Великий (742-814)

Карл Великий - император франков. Занимался широкой просветительской деятельностью. До 30 лет был неграмотным. Одним из первых государственных деятелей осознал школу как орудие государственности. Указом от 789 г. предписывалось каждому монастырю и аббатству иметь при себе школы для мальчиков. День Св. Шарля в современной Франции отмечают как школьный праздник.

Пьер Абеляр (1079-1142)

П. Абеляр ("Да и нет") - богослов, основоположник диалектической схоластики. Основал собственную школу преподавания, в которой основной формой обучения были беседы и диспуты. Ученики могли задавать ему любые вопросы, учитель в диспутах -главный ответчик, а ученики учились на его ответах.

Гуго Сен-Викторский (1096-1141)

Гуго Сен-Викторский ("Дидаскаликон", "Описание карты мира", "О грамматике") — ученый мистик. Видел в качестве дидактической цели - увязать смысл жизни человека и его природы со смыслом обучения вообще. Требуемые качества ученика - природные способности, усердие, благонравие.

Винцент из Бове (1190 -1264)

Винцент из Бове - монах, энциклопедист. В педагогическом трактате "О воспитании знатных детей" требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. «Кто не умеет подчиняться, тот не умеет управлять».

Роль монастырей в образовании

Средневековые монастыри были хранилищами культуры, ее центрами. В них собирались библиотеки, переписывались произведения отцов церкви, переводились книги греческих и римских классиков. Монастырь в период раннего средневековья выступал практически единственной формой образовательного учреждения (наряду с монастырскими существовали также кафедральные или соборные школы, игравшие незначительную роль). Школы при монастырях давали образование исключительно религиозного характера. . В конце VJII в. благодаря деятельности Карла Великого их образовательный статус повысился, содержание образования расширилось.

Система школ. Содержание образования

Монастырские школы (внутренние для будущих монахов; внешние для детей мирян), кафедральные школы (при кафедре епископа), приходские школы. Обучались только мальчики. Содержание и объем образования в монастырях и церковных школах определялось его уровнем: элементарное образование (чтение, письмо, счет, пение); средний уровень (изучали тривиум); повышенный уровень включал семь свободных искусств: тривиум (латинская грамматика, риторика, диалектика), квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и богословие - «венец науки». Изучение этих предметов подчинялось религиозной тематике, помогало углубленному пониманию религии. Обучение основано на заучивании, зубрежке на непонятной латыни. Основная книга для обучения грамоте - Псалтырь. Широко практиковались телесные наказания.
Позже, с ростом городов и появлением нового класса — бюргерства, возникают новые школы, относительно независимые от церкви: магистратские, цеховые, гильдейские. В семьях торговцев и ремесленников сохранялась такая форма обучения, как ученичество (обучение за плату у мастеров).

Схоластика. Фома Аквинский (1225/6-1274)

Схоластика - вид религиозной философии, возникший как ответ на потребность лримирить религию с разумом. Возникновение ересей, подвержение сомнению церковных догм, недостаточность слепой веры дали толчок к возникновению схоластики. Здесь важнейшая роль принадлежит философу и теологу Фоме Аквинскому, деятельность которого была направлена на придание вероучению формы научного знания. Схоластика способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Появились такие направления в философии, как номинализм (общие понятия не существуют, а являются лишь названиями) и реализм (общие понятия существуют ранее вещей), представители которых вели острые дискуссии. Развитие схоластики привело к упадку старую церковную школу, изучение риторики и грамматики было вытеснено изучением формальной логики и нового латинского языка. Схоластика развивала формально-логическое мышление, постепенно она потеряла свое прогрессивное значение.
Фома Аквинский — теолог, философ, представитель схоластики, один из идеологов католической церкви. Понимал разум как сущностную потенцию человека, независимую от веры. Почти все атрибуты Бога провозглашал доступными разумению, обосновывал бытие Бога. Вся система познания, по его мнению, должна быть направлена на достижение высшего блага - богопознание.

Возникновение университетов

С ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимающихся педагогическим трудом. Учителя и ученики постепенно объединялись в корпорации, называвшиеся университетами, с дифференцированным содержанием образования. Первые университеты имели 4 факультета: подготовительный (артистический, факультет искусств) - преподавались семь свободных искусств, далее можно было продолжить обучение на одном из факультетов: богословском, медицинском или юридическом, дававших звание доктора наук.

Воспитание феодала

Воспитание феодала происходило в форме служения мальчи-ков после 7 лет при знатном господине или короле пажами. В 14-16 лет они становились оруженосцами, сопровождали сюзерена в походах и на охоте, участвовали в рыцарских турнирах. А в 21 год их посвящали в рыцари. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение оружием, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи, игра на музыкальном инструменте). Чтение и письмо были необязательны, поэтому рыцари эпохи раннего средневековья часто были неграмотны. В поведении и жизни рыцаря основополагающей была идея служения господину, служения даме сердца. Идеи рыцарского воспитания послужили образцом для гуманистической педагогики эпохи Возрождения.
Девочки обычно получали домашнее воспитание. Многие их них обучались в женских монастырях, некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов, знали грамоту, обучались иностранным языкам, рукоделию, музыке.

Эпоха Возрождения (ренессанс)

Эпоха Возрождения (ренессанс) связана с новым этапом развития европейской культуры 14-16 вв. Возрождение - поворот к наследию Античности, с ее активным отношением к жизни, интересом к человеку. Развитие производства, новые изобретения, начало книгопечатания, развитие естественных наук возобновили интерес к изучению природы, укрепили уверенность в могуществе человека. Антропоцентризм - учение, дающее философское обоснование гуманистического мировоззрения, - развивается в эпоху возрожденческого гуманизма до логического конца. Человек трактуется как привилегированное существо, ради которого и существует мироздание. Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. На смену теизму приходит пантеизм - Бог сливается с природой, природа обожествляется. В новом осмыслении мира и человека наблюдается синтез христианской веры и античной мудрости. Человек наделяется свободой воли, делается ставка на собственные силы, на культ творческой и практической деятельности, на самоценность телесной жизни и человеческой личности. Человек эпохи сочетает сознание собственной силы и таланта со свободомыслием.
Мыслители и педагоги Эпохи Гуманизма продолжали своими философскими идеями развитие двух подходов в образовании, наметившихся еще в Античности: развивающего (традиция Сократа) - у Ф. Рабле и М. Монтеня и формирующего (традиция Платона) у Т. Мора, Т. Кампанеллы.

Франсуа Рабле (1494-1553)

Франсуа Рабле в своем гротескном романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" критикует схоластическое обучение, средневековый аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы. Приводит модель гуманистического воспитания ребенка с разумным и полезным режимом; многосторонним образованием; совмещением и чередованием занятий и отдыха, досуга и обучения; развитием самостоятельности мышления, творчества, активности ученика. Выступает против бессмысленного зазубривания, за сознательное усвоение знаний.

Мишель Монтень (1533-1592)

Основной труд великого француза «Опыты» содержит идеи, созвучные' современному личностно ориентированному образованию. Утверждается необходимость отказа от принуждения и насилия, безграничной власти учителя. Нужно «учить искать смысл изучаемого», излагать ученику «альтернативные воззрения», предоставлять «самостоятельный выбор», «будоражить» его ум, возбуждая «сомнение», преподавать методом «собеседования». В противоположность Платону считал, что не душа упражняется вместе с телом,а наоборот.
Цель воспитания и обучения - образование личности ученика. Цель нравственного воспитания у Монтеня - не привить мораль, а помочь растущему человеку любить делать хорошее. Монтень утверждает этику ненасилия: совесть - нормы и ценности, признанные личностью своими. Сам критично рассматривает собственные мысли, раздумывает над ними, спорит с собой и античными авторитетами.

Томас Мор (1478-1535)

Английский утопист. «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» содержит проект бесклассового общества, в котором обязательный для всех производственный труд соединяется со всеобщим обучением. В ней есть идеи равенства, счастья, справедливости для всех людей, необходимости образования и самообразования. Основа благополучия - отсутствие частной, а по возможности, и личной собственности, справедливое распределение продуктов и запасов на основе принципа «всем поровну». Это обеспечивается сложной системой наставляющих, надзирающих и руководящих органов. Права граждан на свободу нет, она только декларируется, на деле же - регламентация жизни и унификация человека. Счастье утопийца в сытости. Равенство понимается как одинаковость в поступках, достатке, формах жизни и поведения. Отсутствие всяческой индивидуальности.
Педагогические идеи: общественное воспитание всех детей, одинаковость образования для мужчин и женщин, всеобщее обучение на родном языке, необходимость сочетания умственного и физического труда, вред сурового аскетизма, праздности и тунеядства, влияние трудового воспитания на нравственные уоеждения. Воспитывается преданность государству. Огромное значение придается физическому воспитанию (гимнастика и военные упражнения, как в афинской системе) и подготовке к трудовой деятельности.

Томазо Кампанелла (1568-1639)

Итапьянский гуманист. Утопия «Город Солнца» - книга об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность. Здесь еще более четко, чем у Т. Мора, выражена регламентация жизни человека и контроль государства за всеми сферами жизни. Человек безраздельно принадлежит государству. Однако современное видение и прочтение этого произведения (равно как и «Утопия» Т. Мора), основанное на пережитом опыте советского тоталитаризма, отличается от взгляда современников, которые видели в этих произведениях основу для справедливого устройства общества, справедливой кары и поощрений за дела людей.
Во взглядах утопистов отразилась тяга к социальному переустройству общества на основе равенства, справедливости, труда -социоцентрических ценностей. Эти идеи были популярны в среде революционных демократов в России, в марксистской идеологии, ставшей методологическим основанием советской педагогической теории и практики.
Абсолютное подчинение обществу не дает возможности проявлению и развитию индивидуальности человека, обесценивает личность, превращает ее в средство для общественного блага. Обучение и воспитание становятся уравнительными, а отношение учителя к ученику переходит в скрытый или явный диктат.

Витторино да Фельтре (1378-1446)

В. да Фельтре организовал в прекрасном дворце «Школу радости» (г. Мантуя, Италия), в основу которой положил принципы гуманистической педагогики, здесь много внимания уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека. В ней учились кроме детей герцога еще около 70 неимущих учеников по выбору Витторино. Принципиально новым было совместное обучение мальчиков и девочек. В школе развивались интеллектуальные способности, давалось эстетическое воспитание, сохранялись элементы рыцарского воспитания. Но многое носило дух аскетизма. В. да Фельтре считал, что аскетизм укрепляет добродетель.

Гуарино Гуарини из Вероны (1374-1460)

Г. Гуарини создал похожую по духу школу в Ферраре. Цель - подготовить своих питомцев к будущей профессии.

Эразм Роттердамский (1467-1536)

Работы: «О методе обучения», "О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам». С воспитанием связывал преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья. Труд - критерий нравственности. Идея народного образования. Высочайшая цель формирования ребенка - воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания.
Заметим, что гуманистическая проблематика в эпоху Возрождения носила в определенной степени аристократический характер, идеи гуманности, свободы, творчества, всеобщего образования были абстрактными и не соотносились с конкретными социальными условиями.

Движение Реформации

Большую роль в становлении педагогических идей Реформации сыграли М. Лютер (1483-1546) и Ж. Кальвин (1509-1564). Реформация - это движение против засилья католицизма как господствующей идеологии, стремление к перестройке религиозного сознания в духе рациональной трактовки христианства. Лозунг широкого образования детей всех сословий на родном языке. Распространению образования служили школы в «братских общинах» -светских организациях, исповедующих идеалы христианского коммунизма (как, например, «Чешские братья»). В основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. Воспитание становилось инструментом власти над людьми.

Движение Контрреформации

Контрреформация - католическая реакция на движение протестантизма. Выступало против гуманистической традиции, противопоставив ей иезуитскую систему воспитания. Создавались бесплатные общественные начальные школы. Прогрессивные методы (состязания, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и др. ) сочетались с тотальной слежкой, авторитаризмом и формализмом обучения. Цель - воспитание фанатической преданности католической церкви.

Литература

Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х т. -М. , 1984.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М. , 1965.
Безрогов В. Г. , Мошкова Л. В. , Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. - М. , 1996.
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднегосредневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. научн. трудов. / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. - М. , 1990.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М, 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М, 2001.
Лещинский  В. И. , Лаврикова  Г. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Меньшова В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. М. , 1985.
Монтень М. Опыты: В 3-х кн. - М. , 1980.
Мор Т. Утопия / Пер. Ю. М. Каган. - М. , 1978.
Рабинович  В. Л. Ученый человек в средневековой культу
ре: Наука и культура / Под ред. Б. И. Келле. - М. , 1984.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. Н. Любимова. - М, 1981.
Струков  Б. Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. - М, 1980.
Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М. , 1981.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.
Эразм Роттердамский. Философские произведения / Отв. ред. В. В. Соколов. - М. , 1986.

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Я. А. Коменский - великий чешский мыслитель, общественный деятель и педагог. Участник национально-освободительного движения в Чехии, один из руководителей «Чешских братьев», продолжатель национально-освободительного гуситского движения. Его педагогическая концепция формировалась под непосредственным влиянием плохо сочетавшихся между собой, во многом несовместимых, протестантизма, античной философии и идей Возрождения. Но главным в его мировоззрении был гуманизм.
С именем Коменского связано становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. Его педагогические труды стали основой для развития педагогической теории и практики XVII и последующих веков, идеи реализуются в школьной практике и сегодня. Для педагогических взглядов Коменского свойственна ориентация на формирующую, знаниевую парадигму.
Демократизм и гуманизм взглядов Коменского проявился в идеях обучения всех всему (людей всех сословий, мальчиков и девочек), соответствие воспитания свойствам человеческой природы, соответствие содержания образования природному развитию ребенка, обучение на родном языке, воспитание как развитие духовных сил ребенка, личность как совершенное творение природы. Коменский видел в воспитании предпосылку для дальнейшего прогресса человечества: «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него граждане. В обилии мудрецов - счастье мира».
Центральной в педагогической концепции Коменского стала идея пансофии - всеобщей мудрости, под которой он понимает необходимость универсального знания о реальном мире вещей и явлений. Эта идея играет ведущую роль в определении цели воспитания, содержания образования, организации и методов обучения.
Цель школы: «стать мастерской для выработки из людей подлинных людей». Школа должна развивать способности, совершенствовать языки, давать реальные знания о реальном мире, воспитывать нравственность, готовить к разумному управлению собой и вещами.
Под воспитанием Коменский понимает целенаправленный и организованный процесс  формирования ребенка в специально организованной среде под непосредственным руководством воспитателя-учителя.
Содержание образования: научное образование (ему соответствует реальное знание, пригодное в жизни, «открывающее двери природы», отобранное и отжатое); добродетель, или нравственность (добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, достоинство, гуманность, привычка к труду, терпение, обуздание страстей), огромную роль отводил дисциплине как сознательному соблюдению школьных законов, норм, своего долга; религиозность, или благочестие. Упоминал также эстетическое, физическое воспитание, подготовку к труду.
Принцип природосообразности: человек - часть природы, и его воспитание должно строиться по тем же законам, которые существуют в природе. В такой формулировке принципа природосообразности говорится не об индивидуальной природе каждого человека, а только об общих природных закономерностях развития и воспитания человека.
Коменский первым спроектировал образовательный процесс, сформулировал законы организованной школы, создал классно-урочную систему, выдвинул дидактические принципы: наглядности («золотое правило дидактики»), сознательности, систематичности, прочности, посильности, развития познавательной активности и др.
Исходя из принципа природосообразности, разработал возрастную периодизацию, которой соответствует система школ (материнская школа - до 6 лет; школа родного языка - до 12; латинская школа - до 18; академия - до 24 лет) и определенное содержание образования на каждом из возрастных этапов.
Роль учителя: возвысил учителя, значимость его труда. Учитель - пример, источник знания, организатор учебного процесса. Главное для него - владение методом обучения. В то же время считал метод универсальным средством, применение и успех которого не зависит от личности учителя.
Педагогические идеи Коменского не утрачивают своей актуальности по сей день.

Литература

Алый Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского / Пер. с нем. - М. , 1957.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. ,1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Коменский Я. А. Избр. пед. соч. : В 2-х т. - М. , 1982.
Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо Ж. Ж. , Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. — М. , 1987.
Красновский А. А. Ян Амос Коменский. - М. , 1953.
Лещинский В. И. , Лаврикова  Т. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.